Кодекс законов о труде 1972 года

Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года.

Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Признать утратившими силу с 1 февраля 2002 года:

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1972 года «О порядке введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 12, ст. 301);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 39, ст. 825);

Закон РСФСР от 19 декабря 1973 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 51, ст. 1110) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 30, ст. 806);

Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 854) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 1, ст. 1);

Закон РСФСР от 20 июля 1977 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 30, ст. 725) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 3, ст. 68);

Закон РСФСР от 26 марта 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 14, ст. 352) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст. 1063);

Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 48, ст. 1597) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725);

Закон РСФСР от 1 декабря 1982 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 49, ст. 1830) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782);

Закон РСФСР от 6 января 1984 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 2, ст. 73) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

раздел IV Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638);

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48, ст. 1397);

статью 2 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 40, ст. 1410);

Закон РСФСР от 30 октября 1987 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 45, ст. 1553) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6, ст. 168);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 14, ст. 395);

Закон РСФСР от 20 апреля 1988 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 17, ст. 541) в части утверждения Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 506);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1029-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 507);

статью 3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-1 «О повышении минимального размера оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1797);

Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 2502-1 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 712);

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254);

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4176-1 «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 16);

статью 5 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 553);

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

Федеральный закон от 15 февраля 1995 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 163 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 599);

статью 1 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

статью 1 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3504);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4564);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5490);

Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1382);

Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2065);

пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3817);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 84-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2210);

статью 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ «О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнения статьей 23.1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 3);

Федеральный закон от 18 января 2001 года N 2-ФЗ «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 274);

Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 90-ФЗ «О внесении изменения в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2945).

Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Комментарий к Статье 422 ТК РФ

В статье 422 Трудового кодекса РФ приведены нормативные акты, которые утратили силу в момент, когда вступил в силу Трудовой кодекс РФ.

Другой комментарий к Ст. 422 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Перечень законов и указов Президиума Верховного Совета РСФСР и РФ, приведенных в ст. 422 ТК, не исчерпывает все нормативные правовые акты, переставшие действовать в связи с введением в силу настоящего Кодекса. Помимо актов, упомянутых в данной статье, не имеют юридической силы и все те нормативные правовые акты СССР, РСФСР и РФ, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина, не являясь по форме федеральными законами, изданными в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Согласно ст. 5 Трудового кодекса также не имеют юридической силы все нормативные правовые акты, противоречащие ТК, иным федеральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства РФ, а также нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Кроме того, Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ привел в ст. 2 дополнительный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, признанных не действующими на территории Российской Федерации. В него вошли следующие законодательные и иные нормативные правовые акты СССР и Российской Федерации.

Акты Союза ССР:

2) Закон СССР от 11 февраля 1957 г. «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны труда подростков» (ВВС СССР. 1957. N 4. Ст. 75);

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1973 г. N 4629-VIII «Об изменении части второй статьи 102 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (ВВС СССР. 1973. N 33. Ст. 440);

6) абзац третий Закона СССР от 14 декабря 1973 г. N 5190-VIII «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения в действующее законодательство СССР» (ВВС СССР. 1973. N 51. Ст. 721);

7) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» (ВВС СССР. 1974. N 40. Ст. 661);

8) Закон СССР от 20 декабря 1974 г. N 769-IX «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и «Об условиях труда временных рабочих и служащих» (ВВС СССР. 1974. N 52. Ст. 885) в части, касающейся Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах»;

9) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (ВВС СССР. 1976. N 29. Ст. 427);

10) Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4699-IX «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (ВВС СССР. 1976. N 44. Ст. 635);

13) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г. N 1369-IX «О внесении изменения в статью 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (ВВС СССР. 1980. N 3. Ст. 41);

14) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1980 г. N 1728-IX «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (ВВС СССР. 1980. N 12. Ст. 214);

15) абзацы третий и шестой Закона СССР от 25 июня 1980 г. N 2362-IX «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и в Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик» (ВВС СССР. 1980. N 27. Ст. 537);

16) статья 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 г. N 5571-X «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (ВВС СССР. 1981. N 36. Ст. 1032);

17) статья 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1982 г. N 7058-X «О внесении изменений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и другие законодательные акты СССР» (ВВС СССР. 1982. N 19. Ст. 318) в части, касающейся Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде;

18) статьи 9, 15, и 17 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1983 г. N 8723-X «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам гражданских правоотношений, брака и семьи, труда и социального обеспечения» (ВВС СССР. 1983. N 5. Ст. 74);

20) Постановление Верховного Совета СССР от 17 июня 1983 г. N 9501-X «О введении в действие Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (ВВС СССР. 1983. N 25. Ст. 383);

21) статьи 1 и 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. N 9814-X «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (ВВС СССР. 1983. N 47. Ст. 723);

22) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1983 г. N 10291-X «О внесении изменений в статью 13 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» (ВВС СССР. 1983. N 47. Ст. 723);

23) абзац 11 Закона СССР от 29 декабря 1983 г. N 10575-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (ВВС СССР. 1984. N 1. Ст. 18);

24) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1986 г. N 4679-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Союза ССР о труде» (ВВС СССР. 1986. N 22. Ст. 362);

25) пункты 2 и 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. N 4619-XI «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов» (ВВС СССР. 1986. N 22. Ст. 364);

26) абзац 7 Закона СССР от 19 июня 1986 г. N 4923-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (ВВС СССР. 1986. N 26. Ст. 484);

27) статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1986 г. N 5878-XI «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (ВВС СССР. 1986. N 43. Ст. 895);

28) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г. N 7639-XI «О расширении льгот работающим беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей» (ВВС СССР. 1987. N 363. Ст. 586);

29) абзац 6 Закона СССР от 20 октября 1987 г. N 7884-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (ВВС СССР. 1987. N 42. Ст. 694);

30) статья 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. N 8430-XI «О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой» (ВВС СССР. 1988. N 6. Ст. 95);

31) статья 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8695-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о труде» (ВВС СССР. 1988. N 14. Ст. 224);

32) статья 4 раздела 1 Закона СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» (ВВС СССР. 1990. N 23. Ст. 422);

34) Постановление Верховного Совета СССР от 10 декабря 1990 г. N 1819-1 «О введении в действие Закона СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (ВВС СССР. 1990. N 51. Ст. 1108);

35) статья 4 раздела 1 Закона СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-1 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Союза ССР о государственной помощи семьям, имеющим детей» (ВВС СССР. 1991. N 11. Ст. 296);

36) Закон СССР от 11 марта 1991 г. N 2016-1 «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» (ВВС СССР. 1991. N 21. Ст. 593);

38) Постановление Верховного Совета СССР от 12 мая 1991 г. N 2152-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» и Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде» (ВВС СССР. 1991. N 21. Ст. 600);

39) Постановление Верховного Совета СССР от 20 мая 1991 г. N 2180-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (ВВС СССР. 1991. N 23. Ст. 655).

Акты Российской Федерации:

1) Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (ВВС. 1992. N 17. Ст. 890);

2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. N 2706-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (ВВС. 1992. N 17. Ст. 891);

5) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. N 3328-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (ВВС. 1992. N 41. Ст. 2253);

6) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (ВВС. 1993. N 2. Ст. 71);

7) Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4575);

8) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558);

9) статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4562);

11) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702);

12) Федеральный закон от 6 ноября 2001 г. N 142-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (СЗ РФ. 2001. N 46. Ст. 4307);

13) Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 53-ФЗ «О внесении изменения в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 21. Ст. 1916);

14) статья 48 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167);

15) статья 9 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711);

16) статья 19 Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752).

На нашем сайте представлены не только котлы на твердом топливе, а и жаротрубное оборудование, теплогенераторы и термоаккумуляторы. Все они производятся на Коростенском заводе теплотехнического оборудования (КЗТО), который имеет все необходимое техническое оснащение для изготовления действительно качественной и надежной продукции. Вся выпускаемая техника высоко ценится среди украинских покупателей и получает от них только положительные отзывы. Этому есть несколько причин:

  • Высокая эффективность работы;
  • Низкий расход топливного материала;
  • Повышенная пожаробезопасность;
  • Отличные эксплуатационные качества;
  • Цены на котлы BRS и сопроводительное оборудование сравнительно невысокие;
  • Надежность и долгий срок службы;
  • Простота в установке и легкость управления.

Главные особенности отопительного оборудования

Производитель предлагает Вашему вниманию теплотехнику двух видов: бытового и промышленного назначения. Бытовые твердотопливные котлы BRS отличаются компактностью и меньшим диапазоном мощности – от 10 до 75 кВт. Это водогрейные модели, которые отлично подойдут для отопления помещений, в которых предусмотрена система водяного обогрева. Они изготавливаются из высокопрочной и качественной стали, которая демонстрирует великолепные эксплуатационные качества. Стальная техника быстрее нагревается и лучше распространяет тепло. Такая продукция может функционировать как на угле, так и на дровах, что предоставляет Вам возможность выбора. В наше время эти материалы являются одними из наиболее доступных и выгодных в финансовом плане.

Если Вы нуждаетесь в более мощной теплотехнике, которая способна эффективно обогревать большое пространство, то здесь имеет смысл обратить внимание на промышленные жаротрубные котлы БРС. Они представлены в вариантах от 99 до 2000 кВт. Этого вполне достаточно, чтобы отапливать производственные и складские помещения. Следует отметить, что такое оборудование может похвастаться сравнительно небольшим весом и размерами. А потому его можно использовать не только в стационарных, а и в транспортабельных котельных. Такие дровяные котлы длительного горения могут работать без постоянного присмотра. Это существенно облегчает их эксплуатацию. Что касается материала изготовления, то здесь также задействована качественная и прочная сталь.

Наиболее популярными в этом сегменте являются следующие модели: BRS, BRS-BM и BRS-LM. Первый тип использует в качестве основного топлива уголь, а как дополнительное – древесину и ее отходы. Второй работает только на дровах. А что касается третьей модели, то она функционирует на пелеттах и щепе, а также может похвастаться автоматической подачей топливного материала.

Теплогенераторы и буферные емкости: назначение и разнообразие

Большой популярностью сейчас пользуются блочно-модульные теплогенераторы. Они используют альтернативные источники энергии для обеспечения помещения теплом. Есть варианты такого оборудования на платформе с использованием всех типов твердого топлива. Существуют также модульные котельные, которые могут быть как универсальными в плане используемого топлива, так и работать лишь на природном газе или жидком топливе. Их выбор следует осуществлять исходя из особенностей помещения и требований к обогреву.

Для увеличения коэффициента полезного действия зачастую используют буферные емкости. Они бывают разных размеров, от 350 до 1000 литров. Применение такого оборудования позволяет существенно сэкономить энергоресурсы на обогрев помещения, а также снизить финансовые затраты на отопление. Вы можете выгодно купить теплоаккумуляторы BRS разных типов: с одним или двумя спиральными теплообменниками, с внутренним резервуаром, с внутренним резервуаром и спиральным теплообменником, а также с внутренним резервуаром и 2 спиральными теплообменниками. Выбор бака отопления зависит от Ваших нужд и предпочтений.

Помимо своей основной продукции, Коростенский завод также предлагает дополнительные изделия, к примеру, пластиковые емкости разных форм. На нашем сайте Вы сможете ознакомиться с ассортиментом компании и подобрать наиболее подходящие варианты для себя. Здесь у Вас есть возможность выгодно купить котел, буферную емкость или теплоаккумулятор по доступным ценам с доставкой по Украине: в Киев, Черкассы, Львов, Днепропетровск, Харьков, Одессу.

Сторінки матеріалу:

  • Статья 46. Отстранение от работы
  • Сторінка 2
  • Сторінка 3
  • Сторінка 4

Отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им орга­ном допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодатель­ством.

  1. При отстранении трудовые отношения не прекращаются, также не прекращается и действие трудового договора, но работник временно к работе не допускается. Что же касается оплаты времени отстранения, то по этому поводу законодатель прямо или косвенно установил следующие варианты норм: 1) заработная плата за период отстранения не сохраняется; 2) заработная плата за период отстранения не сохраняет­ся, но возмещается на основании специального закона (п. 1 ст. 3 Закона «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов до­знания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» ); 3) заработная плата за период отстранения сохраняется полностью; 4) заработная плата сохраняется в раз­мере двух третей тарифной ставки (должностного оклада); 5) за период отстранения работнику выплачивается пособие по социальному страхованию.
  2. Статья 46 КЗоТ предоставляет право собственнику отстранять работников от работы при наличии предусмотренных законодательством оснований. Утверж­дение о том, что собственник в соответствии со ст. 46 КЗоТ только имеет право, а не обязан отстранять, основывается на формулировке этой статьи: «отстранение допускается».

Однако правовые нормы, регулирующие вопрос отстранения более конкретно, обычно обязывают собственника отстранять работников от работы. Правда, из этого правила есть и исключения. В частности, отстранение от работы государственных слу­жащих в соответствии со ст. 22 Закона «О государственной службе» допускается на усмотрение руководителя соответствующего государственного органа.

  1. В случае появления на работе в нетрезвом состоянии работник должен быть отстра­нен от работы. Такой вывод следует сделать из части второй ст. 13 Закона «Об охране труда» , которая возлагает на собственника обязанность осуществлять контроль за выполнением работ в соответствии с требованиями охраны труда. Он следует также из ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета УССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства, алкоголизма, искоренению самогоноварения» , которым уста­новлена административная ответственность мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей, не принявших меры к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии (Указом Президиума Верховного Совета УССР от 29 мая 1985 года эта норма была включена в ст. 179 Кодекса об административных правонарушениях . С тех пор ст. 179 КУАП не изменялась, кроме изменения размера штрафа, установленного этой статьей). В отдельных нормативных актах прямо формулируются нормы, запрещающие допуск к работе лиц с признаками алкогольного

опьянения (см., например, п. 46 Правил безопасной эксплуатации электроустано­вок . С целью недопущения к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, ст. 45 Закона «О дорожном движении» предусматривает ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Эта категория работников может быть подвергнута принудительному медицинскому освидетельствованию, в том числе путем их доставки в медицинское учреждение (под­пункт 7 п. 5 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел ).

По общему правилу, факт появления в нетрезвом состоянии, дающий основания для отстранения работника от работы, может быть установлен не только актом медицинско­го освидетельствования, но и другими доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями, которые также могут стать фактическим основанием для отстранения работника. Аналогичным образом за собственником следует признать и право отстра­нения от работы лиц, находящихся в состоянии токсического опьянения.

  1. Вопрос об отстранении от работы лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, решается несколько иначе. В соответствии с частью третьей ст. 12 Закона «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотроп­ных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими» установление наличия состояния наркотического опьянения в результате незаконного употребления нарко­тических средств является компетенцией только врача, на которого возложены обя­занности по проведению медицинского осмотра (обследования). При наличии факта появления работника на работе в состоянии наркотического опьянения собственник обязан проинформировать об этом орган милиции, который выдает работнику на­правление на медицинский осмотр. В случае отказа от добровольного медицинского осмотра или обследования возможен принудительный привод с целью медицинского осмотра (обследования) на основании постановления органа внутренних дел (п. 2.3; 2.6 Инструкции о порядке выявления и постановки на учет лиц, незаконно употре­бляющих наркотические средства или психотропные вещества ). Конечно, на­столько многочисленные требования законодательства не должны игнорироваться. Но не следует думать, что собственник лишен права принять экстренные меры до того, как работник будет принудительно доставлен в медицинское заведение для осмотра и бу­дет установлен факт наркотического опьянения. Права человека на жизнь, здоровье, его безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью (ст. 3 Кон­ституции). Это конституционное положение может быть основанием для отстранения от работы лица, в отношении которого имеются внешние основания предполагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения. Лучше будет, если собственник впоследствии извинится, выплатит заработную плату за время вынужденного прогула и даже возместит моральный вред, если предположение о наркотическом опьянении не подтвердится, чем нести риск допуска к работе лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения, и непредвиденных последствий такого допуска.

Время, в течение которого работник не работал вследствие отстранения по рассмо­тренному основанию, оплате не подлежит. Основанием для такого вывода является часть первая ст. 94 КЗоТ (заработная плата выплачивается за выполненную работу). Кроме того, в этом случае подлежит применению часть третья ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается). Если вывод собственника о наркотическом опьянении работника не подтверждается, время отстранения должно быть оплачено исходя из средней заработной платы работника.

  1. Статья 46 КЗоТ предусматривает возможность отстранения работников от ра­боты в случае их отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров.

Статья 7 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия на­селения» возлагает на предприятия, учреждения, организации обязанность отстранения по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы работников, которые уклоняются от обязательного медицинского осмотра. Статья 17 Закона «Об охране труда» формулирует эту обязанность в отношении работодателя и дополняет изложенное правило указанием на отстранение работника без сохранения заработной платы.

Правило ст. 17 Закона «Об охране труда» , возлагающее на собственника обязанность отстранять от работы работников, которые уклоняются от прохождения обязательного медицинского осмотра, дополняется правилом ст. 15 того же Зако­на , предоставляющим право специалистам по охране труда требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр. Следует также учитывать, что ст. 31 Основ законодательства Украины о здравоохранении и ст. 26 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» воз­лагают на собственников и руководителей предприятий, учреждений, организаций от­ветственность за вредные последствия для здоровья населения, причиненные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр. Возложение такой ответственности также свидетельствует о том, что собственник несет публично-правовую обязанность отстранять от работы работников, которые не прошли медицинский осмотр. В силу такой обязанности в пределах трудовых правоотношений собственник и полу­чает субъективное право отстранять работников и при отсутствии представления ор­ганов санитарно-эпидемиологической службы. Вместе с этим с целью предупреждения конфликтов мы бы рекомендовали учитывать практику, сложившуюся за много лет, которая не считала возможным отстранение работников, не прошедших медицинский осмотр, без соответствующего представления. Эта практика преобладает в судах. Да и в п. 2.1 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от ра­боты или другой деятельности указывается, что отстранение (в том числе лиц, не прошедших медицинский осмотр) от работы проводится на основании представления соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому собственнику в соответствующих случаях целесообразно было бы сообщить в органы санэпидслужбы о лицах, уклоняющихся от медицинского осмотра, получить представление об отстранении и только потом отстранять работников от ра­боты по рассмотренному основанию.

Отказ от прохождения медицинского осмотра в соответствии со ст. 26 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» яв­ляется нарушением трудовой дисциплины. Тем самым законодатель подсказывает, что лица, уклоняющиеся от медицинского осмотра, после отстранения и применения взыскания подлежат (в случае последующего нарушения) увольнению не по сравни­тельно лояльному п. 2 ст. 40 КЗоТ, а по позорящему работника основанию (таковым является п. 3 ст. 40 КЗоТ).

О перечне работников, обязанных периодически проходить медицинский осмотр, см. комментарий к ст. 169 КЗоТ.

Время, в течение которого работник не выполнял трудовые обязанности вследствие отстранения от работы в связи с уклонением от обязательного медицинского осмотра, оплате не подлежит. При этом подлежит применению часть четвертая ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается), если работник выходил на ра­боту.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • остання «

Отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охраны, в других случаях, предусмотренных законодательством.

1. При отстранении трудовые отношения не прекращаются, также не прекращается и действие трудового договора, но работник временно к работе не допускается. Что же касается оплаты времени отстранения, то в этом законодатель прямо или косвенно установил следующие варианты норм: 1) заработная плата за период отстранения не сохраняется 2) заработная плата за период отстранения не сохраняется, но возмещается на основе специального закона (п. 1 ст. 3 Закона «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда «), 3) заработная плата за период отстранения сохраняется полностью 4) заработная плата сохраняется в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада); 5) за период отстранения работнику выплачивается пособие по социальному страхованию.

2. Ст. 46 КЗоТ дает право владельцу отстранять работников от работы при наличии предусмотренных законодательством оснований. Утверждение о том, что владелец согласно ст. 46 КЗоТ только имеет право, но не обязан отстранять, основывается на формулировке этой статьи: «отстранение допускается».

Однако правовые нормы, которые регулируют вопрос отстранения конкретнее, обычно обязывают владельца отстранять работников от работы. Правда, из этого правила есть и исключения. В частности, отстранение от работы государственных служащих в соответствии со ст. 22 Закона «О государственной службе» допускается на усмотрению руководителя соответствующего государственного органа.

3. В случае появления на работе в нетрезвом состоянии работник должен быть отстранен от работы. Такой вывод следует сделать из части второй ст. 13 Закона «Об охране труда», возлагает на владельца обязанность осуществлять контроль за выполнением работ в соответствии с требованиями охраны труда. Он следует также ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства, алкоголизма, искоренению самогоноварения «, которым установлена и других руководителей, которые не приняли мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1985 года эта норма была включена ст. 179 Кодекса об административных правонарушениях. С тех пор в. 179 КоАП не менялась, кроме изменения размера штрафа, установленного этой статьей). В отдельных нормативных актах прямо формулируются нормы, запрещающие допуск к работе лиц с признаками алкогольного опьянения (см., например, п. 4.6 Правил безопасной эксплуатации электроустановок). С целью недопущения к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в. 45 Закона «О дорожном движении» предусматривает ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Эта категория работников может быть подвергнута принудительному медицинскому обследованию, в том числе путем их доставки в медицинское учреждение (подпункт 7 п. 5 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел).

По общему правилу, факт появления в нетрезвом состоянии, дает основания для отстранения работника от работы, может быть установлен не только актом медицинского обследования, но и другими доказательствами, в том числе и показаниям свидетелей, которые также могут стать фактическим основанием для отстранения работника. Аналогичным образом за владельцем следует признать и право отстранения от работы лиц, находящихся в состоянии токсического опьянения.

4. Вопрос об отстранении от работы лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, решаются несколько иначе. Согласно части третьей ст. 12 Закона «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими» установление наличия состояния наркотического опьянения в результате незаконного употребления наркотических средств является компетенцией только врача, на которого возложены обязанности по проведению медицинского осмотра (обследования). При наличии факта появления работника на работе в состоянии наркотического опьянения владелец обязан проинформировать о это орган милиции, выдает работнику направление на медицинское освидетельствование. В случае отказа от добровольного медицинского осмотра или обследования возможно принудительный привод для медицинского осмотра (обследования) на основании постановления органа внутренних дел (п. 2.3; 2.6 Инструкции о порядке выявления и постановки на учет лиц, незаконно употребляющих наркотические средства или психотропные вещества). Конечно, столь многочисленные требования законодательства не должны игнорироваться. Но не следует думать, что владелец лишен права принять экстренные меры к тому, как работник будет принудительно доставлен в медицинское учреждение для осмотра и будет установлен факт наркотического опьянения. Право человека на жизнь, здоровье, ее безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3 Конституции). Это конституционное положение может быть основой для отстранения от работы лица, в отношении которого есть внешние основания предполагать, что она находится в состоянии наркотического опьянения. Лучше будет, если владелец впоследствии извинится, выплатит заработную плату за время вынужденного прогула и даже возместит моральный ущерб, если предположение о наркотическом опьянении не подтвердится, чем нести риск допуска к работе лица, которая находится в состоянии наркотического опьянения, и непредсказуемых последствий такого допуска.

Время, в течение которого работник не работал вследствие отстранения с рассматриваемой основания, оплате не подлежит. Основанием для такого вывода есть часть первая ст. 94 КЗоТ (заработная плата выплачивается за выполненную работу). Кроме того, в этом случае подлежит применению часть третья ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается). Если вывод владельца о наркотическое опьянение работника не подтверждается, время отстранения должен быть оплачен исходя из средней заработной платы работника.

5. Ст. 46 КЗпП передбачає можливість відсторонення працівників від роботи у разі їх відмови або ухилення от обязательных медицинских осмотров. Ст. 7 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» возлагает на предприятия, учреждения, организации обязанность устранения по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы работников, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра. Ст. 17 Закона «Об охране труда» определяет этот обязанность работодателя и дополняет изложенное правило указанием на отстранение работника без сохранения заработной платы.

Правило ст. 17 Закона «Об охране труда», возлагает на владельца обязанность отстранять от работы работников, уклоняющихся от прохождения обязательного медицинского осмотра, дополняется правилом ст. 15 того же Закона, дает право специалистам по охране труда требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр. Следует также учитывать, что ст. 31 Основ законодательства Украины о здравоохранении и ст. 26 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» возлагают на владельцев и руководителей предприятия, учреждений, организаций ответственность за вредные последствия для здоровья населения, причиненные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр. Возложение такой ответственности также свидетельствует о том, что собственник несет публично-правовую обязанность отстранять от работы работников, не прошедших медицинский осмотр. В силу такой обязанности в рамках трудовых правоотношений владелец и получает субъективное право отстранять работников и при отсутствии представления органов санитарно-эпидемиологической службы. Наряду с этим с целью предупреждения конфликтов мы бы рекомендовали учитывать сложившуюся за многие годы, не считала возможным отстранение работников, которые не прошли медицинский осмотр, без соответствующего представления. Эта практика преобладает в судах. Да и в п. 2.1 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от работы или другой деятельности указывается, что отстранение (в том числе лиц, не прошедших медицинский осмотр) от работы производится на основании представления соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому владельцу в соответствующих случаях целесообразно было бы сообщить в органы санэпидслужбы о лицах, уклоняющихся от медицинского осмотра, получить представление о отстранение и только потом отстранять работников от работы с рассматриваемой основания.

Отказ от прохождения медицинского осмотра в соответствии со ст. 26 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» является нарушением трудовой дисциплины. Тем самым законодатель подсказывает, что лица, которые уклоняются от медицинского освидетельствования, после отстранения и применения взыскания подлежат (в случае дальнейшего нарушения) освобождению не по сравнению лояльным п. 2 ст. 40 КЗоТ, а по основанию, порочащего работника (такова п. 3 ст. 40 КЗоТ).

О перечне работников, обязанных периодически проходить медицинский осмотр, см.. комментарий к ст. 169 КЗоТ.

Время, в течение которого работник не выполнял трудовые обязанности вследствие отстранения от работы в связи с уклонением от обязанности ‘обязательного медицинского осмотра, оплате не подлежит. При этом подлежит применению часть четвертая ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается), если работник выходил на работу.

6. В соответствии со ст. 46 КЗоТ, допускает возможность отстранения работников в случаях, не только предусмотренных в этой статье, а также в случаях, предусмотренных законодательством, в. 7 и 42 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения «возлагают на предприятия, учреждения, организации обязанность по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы устранять от работы лиц, которые уклоняются от обязательной прививки против инфекции. При этом ст. 7 названного Закона предусматривает установление Министерством здравоохранения перечень инфекций, прививки против которых являются обязательными для всех граждан, а ст. 26 того же Закона — перечень работников, в связи с особенностями производства или выполняемой работы подлежат обязательным профилактическим прививкам от других заболеваний. Ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» относит к компетенции Кабинета Министров утверждении перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней, а также предусматривает возможность отстранения от работы лиц, которые отказываются или уклоняются от обязательных профилактических прививок.

Перелік інфекційних хвороб, щеплення проти яких є обов’язковими, встановлено ст. 12 Закону «Про захист населения от инфекционных болезней «. Подобный перечень приводится и в ст. 27 Закона «О санитарном и эпидемическом благополучии населения». В той части, в которой между этими перечнями существуют противоречия, преимущественному применению подлежит тот из названных законов, который устанавливает инфекционные болезни, против которых проводятся прививки, не предусмотренные другим законом. Определение непосредственно законом упомянутого перечня с учетом предоставления в ст. 7 Закона «О санитарном и эпидемическом благополучии населения» Министерству здравоохранения полномочия устанавливать такой перечень означает, что это Министерство вправе дополнять перечень инфекционных болезней, прививки против которых являются обязательными.

Що стосується переліку професій, виробництв і організацій, працівники яких підлягають обов’язковим профилактическим прививкам, то Кабинет Министров, как это предусмотрено ст. 12 Закона «О защите населения от инфекционных болезней», такой перечень не утверждал. Поэтому Министерство здравоохранения в соответствии с полномочиями, предоставленное ему ст. 27 Закона «О санитарном и эпидемическом благополучии населения», установило такой перечень (раздел 2 Календаря профилактических прививок).

Если отстранение от работы при этом обусловлено виной или бездействием работника, время отстранения оплате не подлежит согласно части четвертой ст. 113 КЗоТ.

7. Отстранение лиц, страдающих особо опасными инфекционными заболеваниями или являются носителями возбудителей этих заболеваний, предусмотренное в ст. 39 Основ законодательства Украины о здравоохранении. Оно осуществляется на основании листка нетрудоспособности или справки лечащего врача или ВКК о признании работника временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к профессиональной деятельности. Такие работники получают пособия по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью за весь период, в течение которого они не могут быть допущены к работе. Если же по соответствующим медицинским показаниям работник признается не соответствующим выполняемой работе, он подлежит освобождению или переводу на другую работу. До решения вопроса об увольнении или переводе работник отстраняется от работы с оплатой времени отстранения согласно части первой ст. 113 КЗоТ.

Лица, которые были в контакте с больными опасными для окружающих инфекционными заболеваниями, отстраняются от работы по представлению должностного лица санитарно-эпидемиологической службы, которая выдает такому лицу больничный листок, является основанием для предоставления пособия по социальному страхованию в связи с карантином (п. 7 ст. 35 Закона «Об общеобязательном государственном социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением «).

8. Некоторые работники обязаны периодически проходить медицинский осмотр. Если в результате такого осмотра будет сделан вывод о непригодности работника к выполняемой работе, они могут быть отстранены от работы до решения вопроса об увольнении с работы или в переводе на другую работу. Это касается работников, обязанных проходить медицинский осмотр с целью обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, работников, обязанных проходить медицинский осмотр в соответствии со ст. 17 Закона «Об охране труда». На период отстранения за работником сохраняется заработная плата в размере двух третей тарифной ставки.

9. Відповідно до ст. 46 КЗпП підлягають відстороненню від роботи працівники, які ухиляються від навчання, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности. Такая мера может быть применен не только к работникам, занятым на работах с повышенной опасностью или там, где необходим профессиональный отбор, но и других работников, уклоняющихся от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Відсторонення від роботи працівників, які ухиляються від навчання, інструктажу і перевірки знань по охране труда и противопожарной безопасности, производится без сохранения заработной платы (часть третья ст. 113 КЗоТ). Срок отстранения не должен быть непомерно большим. Если работник устранит препятствия для допуска к работе (пройдет курс обучения, инструктажа, сдаст соответствующий экзамен), ему сразу же должна быть предоставлена работы. Если же он не устранит причин, послуживших основанием для отстранения, он может быть уволен с работы как за нарушение трудовой дисциплины. Поскольку реальным в этом случае является применение только п. 3 ст. 40 КЗоТ, работнику следует объявить выговор с соблюдением установленного порядка, ознакомить с приказом о наложении взыскания, а затем только решить вопрос об освобождении с учетом поведения работника после применения взыскания.

10. До решения вопроса об освобождении подлежат отстранению от работы и те работники, не сдали экзамена (не прошли проверку знаний) с вопросам пожарной безопасности. Основанием для отстранения в этом случае является часть четвертая ст. 20 Закона «Об охране труда» и часть седьмая ст. 8 Закона «О пожарной безопасности». Хотя работник в этом случае и проходил проверку знаний, однако он ее прошел неудовлетворительно, не сдал экзамен. Поскольку основанием для отстранения в связи с неудовлетворительным результатам проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности являются действия, не связанные с виной работника, он отстраняется от работы до сдачи экзамена или до освобождения по п. 2 ст. 40 КЗоТ с сохранением заработной платы в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада) по части первой ст. 113 КЗоТ.

11. Основанием для отстранения от работы в определенных случаях может быть отсутствие документа, который предоставляет право на управление транспортным средством или другим механизмом или на выполнение других работ. Так, ст. 16 Закона «О дорожном движении» обязывает водителя транспортного средства при управлении им иметь при себе удостоверение, подтверждающее право на управление транспортным средством. При отсутствии такого удостоверения собственник не вправе допустить водителя к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить водителя от работы. Поскольку отстранение связано в этом случае с невыполнением работником своей трудовой обязанности, отстранение проводится без сохранения заработной платы.

Пункт 69 Устава железных дорог обязывает работников железнодорожных подъездных путей предприятий, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой на путях железных дорог, при исполнении служебных обязанностей на путях железных дорог иметь при себе удостоверение установленного образца о прохождении проверки способности выполнять такие работы. Отсутствие удостоверения также может стать основанием для отстранения работника.

12. П. 10 ст. 38 Воздушного кодекса Украины дает командиру воздушного судна право проверять удостоверения (сертификаты) членов экипажа, а также наличие в них необходимых записей и оценок. Очевидно, отсутствие названных документов или записей (сведений) в них может быть основанием для отстранения работника.

П. 7 в. 38 Воздушного кодекса Украины устанавливает правило, согласно которому командир судна вправе отстранять от выполнения задания на полет любого члена экипажа воздушного судна, уровень подготовки которого не отвечает заданию на полет, или если его действия угрожают безопасности полета.

13. Капитану морского торгового судна также дается право отстранять лиц судового экипажа от выполнения служебных обязанностей, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством о труде. Таких специальных случаев в законодательстве о труде не предусмотрено. Итак, капитан судна вправе отстранять работников только на основании общих норм трудового права. К тому же капитану морского торгового судна предоставлено право изолировать в отдельных помещениях любое лицо, которое находится на судне (для членов экипажа это означает отстранение от работы), если его действия не содержат уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей, находящихся на нем, или имущества (ст. 65 Кодекса торгового мореплавания Украины).

14. Лица, работающие с пестицидами и агрохимикатами должны иметь при себе и предъявлять по требованию представителя государственного надзора и ведомственного контроля допуск, медицинскую книжку и наряд на выполняемые виды работ (п. 9 Порядка получения допуска (удостоверение) на право работы, связанной с транспортировкой, хранением, применением и торговлей пестицидами и агрохимикатами). Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и государственный контроль в сфере деятельности с пестицидами и агрохимикатами, вправе требовать отстранения от работы с указанными веществами лиц, не имеющих соответствующего удостоверения (ст. 17 Закона «О пестицидах и агрохимикаты»). Владелец обязан отстранить от работы таких работников. Оплата времени устранения не производится, так как при этом есть основания для применения части четвертой ст. 113 КЗоТ (простой по вине работника).

15. В соответствии со ст. 39 Закона «Об охране труда», п. 1.16 Перечень прав должностных лиц (государственных инспекторов) системы Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда должностным лицам (государственным инспекторам) системы государственного надзора за охраной труда предоставляется право отстранять от работы работников, находящихся на рабочих местах в спецодежде, спецобуви или со средствами индивидуальной защиты, не соответствуют условиям труда и требованиям нормативно-технической документации. Вопрос об оплате времени отстранения должно рассматриваться зависимости от вины работника. При наличии вины работника время отстранения не оплачивается, а при отсутствии его вины оплата производится в соответствии с правилами оплаты времени простоя не по вине работника. В случаях, подпадающих под действие части второй ст. 6 Закона «Об охране труда», время отстранения от работы оплачивается в размере среднего заработка.

16. Ст. 22 Закона «О государственной службе» предусматривает возможность отстранения от работы государственных служащих. Основанием для отстранения является невыполнение служебных обязанностей, что привело к человеческим жертвам или причинило материальный или моральный ущерба гражданину, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан. Право принимать решение об отстранении государственного служащего от выполнения обязанностей по должности предоставлено руководителю государственного органа, в котором работает этот служащий (обязательное отстранение относительно государственных служащих не установлено). Срок отстранения государственных служащих от работы не должно превышать времени, в течение которого проводится служебное расследование. При этом время служебного расследования ограничено двумя месяцами.

Ст. 22 Закона «О государственной службе» прямо предусматривает, что за время отстранения за работниками сохраняется заработная плата.

17. Пунктом 8 части первой ст. 17 Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения» предусмотрена возможность устранения от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, от деятельности которых зависит нормальная обстановка в районе чрезвычайного положения, в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.

18. Ст. 3 Закона «О потребительской кооперации» устанавливает, что отстранение от работы лиц, занимающих выборные платные должности в потребительском обществе или союзе потребительских обществ, осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами и действующим законодательством. Это дает право названным обществам и союзам устанавливать в их уставах основания для отстранения от работы, не предусмотренные законодательством.

19. Работник, совершивший проступок, последствия которого угрожают безопасности движения поездов, должен быть отстранен от работы до окончания смены должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке с немедленным и подробным сообщением об обстоятельствах и причинах такого решение непосредственному руководителю отстраненного от работы работника или руководителю предприятия (п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта).

20. Як можливість відсторонення від роботи керівників підприємств-боржників і працівників, які є за должности и в силу содержания трудовых обязанностей членами органов управления предприятия-должника, следует толковать прекращении полномочий руководителя должника и органов управления должника, предусмотренного ч. 16 ст. 13 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Прекращение полномочий руководителя должника и его органов управления осуществляется по решению арбитражного суда. Оно принимается по ходатайству комитета кредиторов с возложением временного (до назначения нового руководителя в порядке, определяемом законодательством и учредительными документами, — имеется в виду обычный порядок принятия на работу для временного исполнения обязанностей руководителя или перевода в порядке покровительства) выполнение обязанностей руководителя на распорядителя имущества. Основанием для принятия арбитражным судом такой определения могут быть непринятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, создание препятствий действиям распорядителя имущества или другие нарушения законодательства, допущенные руководителем должника или должностными лицами его органов управления. Если руководитель должника и работники-члены его органов управления будут согласны на временное перевод на другую работу, распорядитель имущества может перевести их на другую работу. Поскольку нет специальных правил, касающихся оплаты времени отстранения работников в подобных случаях, при решении этого вопроса, следует применять по аналогии правила об оплате времени простоя (ст. 113 КЗоТ). Причиной отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей в таком случае виновные действия работника. Итак, время отстранения оплате не подлежит.

Полномочия руководителя должника и органов управления должника прекращаются также в связи с вынесением арбитражным судом определения о санации (ч. 4 ст. 17 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»). В этом случае также возможно отстранение соответствующих должностных лиц от работы. Однако при этом прекращение полномочий и отстранение от работы не связывается с виновным поведением работников, следовательно, время отстранения подлежит оплате в размере двух третей должностных окладов соответствующих работников (ст. 113 КЗоТ).

21. Возможность отстранения работников от работы предусмотрена в отношении работников банков. Согласно п. «ж» части первой ст. 73 Закона «О банках и банковской деятельности» Национальный банк имеет право временного отстранения должностного лица банка от должности в случае грубого или систематического нарушения этим лицом требований настоящего Закона или актов Национального банка Украины до устранения нарушения. Соответствующее решение Национального банка должно быть продублировано приказом по банку. Поскольку отстранение от работы в таких случаях проводится за допущенные работником нарушения, время отстранения оплате не подлежит (при этом в связи с отсутствием нормы, которая регулировала бы такие отношения, применению по аналогии подлежит ст. 113 КЗоТ, решает вопрос об оплате времени простоя).

22. Закона «О Национальном банке Украины» (раздел 5) предусматривает возможность назначения временной администрации банка Национальным банком Украины. Временному администратору банка предоставляется право привлекать к работе во временной администрации любого служащего, эксперта, консультанта, а также давать поручения руководителям банка. Ему предоставляется также и право отстранения таких лиц от работы в любое время (п. 6 части четвертой ст. 80 Закона «О банках и банковской деятельности»). Такое отстранение также должно оформляться приказом. Оно производится с оплатой времени отстранения по ст. 113 КЗоТ при отсутствии вины работника.

23. Уявляється можливим встановлювати в контрактах додаткові підстави для відсторонення працівників. Это особенно актуально для руководителей предприятий, которым принадлежит право распоряжаться средствами и другими ресурсами предприятий. Правовым основанием включения в контракт такого условия является часть третья ст. 21 КЗоТ. Она допускает установление сторонами в контракте не только условий материального обеспечения и организации труда, условий расторжения договора, но и прав и обязанностей собственника и работника по другим вопросам.

24. Владелец обязан выполнить постановление следователя об отстранении от работы должностного лица, обвиняемого в совершении преступления. Об отстранении от работы следователь выносит постановление и направляет его для исполнения собственнику или уполномоченному им органу по месту работы обвиняемого. За невыполнение постановления следователя установлена ответственность (ст. 185 Кодекса Украины об административных нарушениях). Постановление об отстранении от работы следователь вправе вынести только с санкции прокурора или его заместителя (ст. 147 УПК Украины). При отстранении по постановлению следователя сохранения заработной платы не предусмотрено. Но прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления, события преступления, недоказанности участия обвиняемого (отвлеченного) в совершении преступления, вынесение оправдательного приговора дает работнику право требовать выплаты среднего заработка за период отстранения за счет местного бюджета (ст. 4 Закона «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда «).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх