Код-шеринг (англ. code-share, сodeshare agreement) — договор между авиакомпаниями о совместном использовании рейсов. Заключившие код-шеринговое соглашение перевозчики продают авиабилеты на один рейс, но под своим номером и по своим ценам. Авиакомпании сотрудничают в рамках код-шеринга для расширения карты полетов. Код-шеринговые рейсы бывают прямые и с пересадкой.
Содержание
Как работает код-шеринг
Основная задача код-шеринга — расширить карту полетов авиакомпании. Например, у первой авиакомпании есть рейсы по маршруту, куда не выполняет рейсы вторая авиакомпании. Перевозчики подписывают код-шеринговое соглашение, что позволяет обеим авиакомпаниям продавать авиабилеты на данный маршрут, хотя рейс выполнит только одна из авиакомпаний.
Код-шеринговые рейсы помогают авиакомпаниям обеспечивать высокую частоту полетов и избегать пустых самолетов. Например, авиакомпании выполняют рейс в один город. Но маршрут не загружен, поэтому в рамках соглашения обе авиакомпании продают авиабилеты на этот рейс. Перелет выполняет один из перевозчиков в рамках код-шерингового соглашения. Каждая авиакомпания будет продавать авиабилеты на код-шеринговый рейс отдельно под своим брендом, поэтому у рейса будет два номера.
Новости про код-шеринг авиакомпаний
Новости авиакомпаний о совместном использовании рейсов, которые будут полезны пассажирам.
- «Алроса» и «Ангара» подписали код-шеринговое соглашение
- «Аэрофлот» и Japan Airlines подписали код-шеринговое соглашение
- «Аэрофлот» и Brussels Airlines подписали код-шеринговое соглашение
- S7 Airlines и Air Astana подписали код-шеринговое соглашение
- «Аэрофлот» и Vietnam Airlines подписали код-шеринговое соглашение
- «Аэрофлот» и Ellinair заключили интерлайн-соглашение
- NordStar и Red Wings будут выполнять совместные рейсы
- «Алроса» и «Ангара» заключили кодшеринговое соглашение
- «Аэрофлот» и AeroMexico заключили кодшеринговое соглашение
- «РусЛайн» и «Армения» заключили кодшеринговое соглашение
- FlyOne и Utair заключили кодшеринговое соглашение
- AZAL и «Белавиа» будут летать в Баку по код-шерингу
Каждая авиакомпания имеет особый код IATA — Международной ассоциации воздушного транспорта. Например, Аэрофлота это — SU, у Air Baltic — BT, у British Airways – BA.
Код-шеринг (Codeshare agreement) – это «обмен кодами», соглашение между двумя или более авиакомпаниями, которое позволяет авиакомпаниям объединять свои коды и использовать рейс совместно. Например, пассажир купил билет у Аэрофлота, но по факту полетел на самолете Air Baltic. На табло вылетающих рейсов будут указаны два кода IATA, Аэрофлота — SU и Air Baltic — BT: SU/BT. Иногда можно увидеть два одинаковых рейса, расположенных на табло рядом, вылетающих по одному маршруту в одно и то же время.
Та авиакомпания, которая предоставляет самолет и выполняет рейс называется оператором. Именно она несет ответственность за багаж, задержку рейса, ваш комфорт в салоне самолета.
Та авиакомпания, которая продала авиабилет и код которой указан в номере авиабилета является маркетинговым партнером. Именно она устанавливает правила обмена и возврата авиабилета.
Из плюсов для пассажира при выборе код-шерингового рейса – это возможность покупки авиабилета с пересадкой или со сложным маршрутом, которые, как правило, дешевле, чем билеты, приобретенные на отдельные рейсы.
Минус же – только то, что неудобно искать рейс с несколькими кодами авиакомпаний, онлайн-регистрация на такие рейсы, как правило, не работает.
Код-шеринг широко используется в альянсах, в которые объединены авиакомпании. Самые известные альянсы — Star Alliance, SkyTeam и Oneworld. В России SkyTeam представлен компанией Аэрофлот, а Oneworld — авиакомпанией S7 Airlines. Между авиакомпаниями, состоящими в альянсах, есть различные партнерские соглашения, в том числе и код-шеринг. Они позволяют авиакомпаниям экономить, а их клиентам — получать дополнительные бонусы по картам лояльности авиакомпаний.
Что такое код-шеринг?
Практика код-шеринга широко распространена в гражданской авиации и основана на соглашениях, заключаемых между авиаперевозчиками. Код-шеринг (совместная эксплуатация рейсов) — форма сотрудничества между авиакомпаниями, когда одно направление обслуживается двумя или несколькими перевозчиками. При этом одна из авиакомпаний непосредственно выполняет рейс, а другая авиакомпания является партнером на направлении с правом продажи билетов на рейс под собственным кодом.
В рамках код-шеринговых соглашений Аэрофлот сотрудничает с 28 иностранными и российскими авиакомпаниями, выполняя совместно с партнерами полеты более чем в 100 городов мира.
При бронировании перевозки на код-шеринговый рейс Вы будете проинформированы о том, какая именно авиакомпания будет обслуживать полет.
Покупая билет на рейс, выполняемый партнером ПАО «Аэрофлот» по код-шерингу, необходимо иметь в виду, что на данном рейсе совместной эксплуатации в отношении норм провоза ручной клади, перевозки животных, предоставления питания, заказа специального питания, обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозки пассажиров с детьми и перевозки детей под наблюдением авиакомпании, времени начала/окончания регистрации и посадки на борт воздушного судна применяются правила авиакомпании перевозчика, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте перевозчика.
Рейсы код-шеринг 2020
Специальное питание на код-шеринговых рейсах
Cовместные рейсы в Корею
Соглашение о совместном использовании кодов (больше известное как код-шеринг или code-sharing) – это договоры в авиационном бизнесе, в котором две или более авиакомпании выполняют один и тот же рейс.
Понятие код-шеринга
Совместное использование в этом смысле означает, что каждая авиакомпания продает билеты под своим собственным брендом и под своим номером рейса в рамках своего расписания. Однако выполняет рейс только одна из авиакомпаний.
Наглядный пример код-шерингового рейса можно увидеть вот на этом изображении:
Как видите, четыре авиакомпании (Air France, LOT, KLM и «Аэрофлот – Российские авиалинии») продали билеты на одно и то же время и в один и тот же пункт назначения. У каждого из перевозчиков этот рейс обозначен собственным кодом и выполняется под собственным брендом. Однако по факту здесь нет четырех разных самолетов – перелет будет осуществлять одна авиакомпания (в данном случае – «Аэрофлот – Российские авиалинии»). Это и есть код-шеринговый перелет.
Большинство крупных авиакомпаний сегодня имеют код-шеринговые соглашения с другими перевозчиками, а совместное использование кода является ключевой особенностью крупных альянсов авиакомпаний (в нашем примере все четыре авиакомпании объединяет один альянс – SkyTeam).
Photo © Yasu To
Однако код-шеринг не обязательно связан с альянсами перевозчиков. Код-шеринговыми партнерами могут быть и компании, не состоящие в альянсах, и даже (в теории) входящие в разные альянсы.
Авиакомпания, продающая билет, обязана еще до покупки проинформировать клиента о том, какой именно перевозчик по факту будет выполнять рейс.
История возникновения
Первый код-шеринговый рейс был выполнен в 1967 году в США. Тогда Ричард А. Хенсон договорился с компанией Allegheny Airlines (предшественник US Airways) о первых совместных перелетах.
Термин «совместное использование кода» или «код-шеринг» был придуман в 1989 году компаниями Qantas и American Airlines, а в 1990 году оба перевозчика предоставили свои первые код-шеринговые регулярные рейсы между Австралией и США. Спустя некоторое время, все авиакомпании оценили преимущества код-шеринга и обмен кодами стал широко распространенным явлением в авиационной отрасли. Особенно популярным он стал с того момента, как авиакомпании стали объединяться в альянсы.
Преимущества
В основном, за счет код-шеринга преимущества получают авиакомпании, которые могут таким образом без вложений значительно расширить свою маршрутную сеть за счет партнеров, сохраняя лояльность клиентов.
Для пассажиров
Для пассажиров реальное преимущество только в одном: если предстоит лететь с пересадкой, то удобнее покупать билеты по коду одного оператора. Перевозчики, работающие по соглашению о совместном использовании кода, стремятся максимально синхронизировать свои графики.
Photo © Wong Chi Lam
Однако, покупать билеты на код-шеринговый рейс у партнера, а не у прямого перевозчика, если пересадка не планируется, совсем невыгодно. Ведь партнер возьмет себе определенную комиссию, следовательно, для клиента такой перелет выйдет дороже, чем если бы он покупал билеты у самого перевозчика.
При покупке билета на код-шеринговый рейс, бонусные баллы или мили начисляются согласно условиям программы той авиакомпании, которая продает вам билет (если вы зарегистрированы в бонусной программе данного перевозчика).
Код-шеринг на прямых рейсах удобен для тех, кто по старинке покупает билеты в кассах авиакомпаний. Если заказывать билеты через интернет, то смысла выбирать билеты от авиакомпании-партнера код-шерингового рейса (а не прямого перевозчика) нет никакого!
Photo © Dirk Grothe
Попробуйте сами: с помощью формы ниже, вы найдете удобные рейсы (в том числе и прямые — в пункт назначения) от прямых перевозчиков и по самым низким ценам. И сразу же сможете купить дешевый билет на самолет. Просто введите пункт отправления и пункт назначения и выберите удобную дату полета.
Для авиакомпаний
В свою очередь перевозчики от код-шеринга только выигрывают. Вот основные преимущества для авиакомпаний:
- Возможность в разы увеличить количество обслуживаемых направлений полетов, при практически нулевых затратах;
- Если по маршруту летают обе авиакомпании, то партнерство позволяет каждой из них увеличить число рейсов по маршруту, не увеличивая количество самолетов на линии;
- Код-шеринг позволяет сделать компанию узнаваемой, даже на тех рынках, где она никогда не была представлена.
Photo © Ruslan Timerbayev
Снова обратимся к нашему примеру из начала текста. Авиакомпании Air France, LOT и KLM никогда не выполняли рейсов в Екатеринбург, Новосибирск или Пермь на своих самолетах. Однако благодаря ежедневным код-шеринговым рейсам с «Аэрофлотом» на табло этих городов регулярно можно увидеть логотипы всех трех авиакомпаний. Код-шеринг – бесплатная рекламная площадка, позволяющая без вложений увеличить узнаваемость бренда.
Типы кодов в код-шеринге
Впрочем, сказать, что авиакомпания-партнер не несет совсем никаких рисков и не имеет убытков в случае выполнения рейсов с совместным использованием кодов нельзя. Ведь существует три типа кодов:
1. Блок-код. Авиакомпания-партнер выкупает у непосредственного перевозчика фиксированное количество мест на рейс и затем продает их под своим брендом, со своим кодом и, конечно же, со своей наценкой. Места либо выбирает сам партнер, либо их назначает непосредственный оператор рейса. В случае, если ряд мест не выкупается – это прямой убыток для авиакомпании-партнера, но не для перевозчика, так как последний все равно получит свои деньги по установленным расценкам.
Photo: © Ralf Winter
2. Коридор свободного потока. Авиакомпании-партнеры в режиме реального времени обмениваются данными о количестве проданных на рейс билетов. Конкретные места не привязаны ни к одной из авиакомпаний, и любая из сторон может продать любое количество билетов на рейс.
3. Ограниченный поток. Примерно то же самое, что и «свободный поток», но перевозчик ограничивает максимальное количество билетов для партнеров. Самая популярная разновидность код-шеринга.
Код-шеринг в воздухе и на земле
В Европе набирает популярность и вариант код-шеринга, когда совместно используют код не только авиакомпании, но и авиакомпании и железнодорожные перевозчики. Особую популярность этот вид код-шеринга набрал в Германии, благодаря активному сотрудничеству Deutsche Bahn со многими ведущими авиалиниями. В некоторых случаях, приобретая билет на самолет, вы сразу же можете купить и билет на поезд.
Такой «комбо-билет» по стоимости будет гораздо выгоднее, чем если приобретать их по отдельности. Для перевозчиков это способ привлечь новых клиентов и повысить их лояльность, но для пассажиров главное, что за счет этого реально можно сэкономить. Кстати, при покупке дешевых авиабилетов с помощью нашей формы, вы сразу увидите – есть ли возможность приобрести выгодный комбо-билет и в пункте назначения сразу пересесть на поезд по одному билету.