Когда подорожает бензин?

Фото: globallookpress.com/Mark Hertzberg

Ставка акциза на бензин в России с 1 января выросла на 3,6% — с 12,314 тыс рублей до 12,752 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо — на 3,4%, с 8,541 тыс. рублей до 8,835 тыс. рублей за тонну. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго не ожидают резкого роста цен на бензин в текущем году. Опрошенные RNS эксперты считают, что рост цен должен быть в пределах инфляции, однако факторы более сильного роста все же полностью исключать нельзя.

По мнению замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, рост цен на топливо в этом году будет находится на уровне инфляции.

«Если говорить о розничных ценах, то статистика говорит, что динамика цен близка к темпам инфляции. Иногда она может опережать, иногда отставать, в итоге по году — средний темп инфляции», — отметил Голомолзин, добавив, что в настоящее время ФАС не видит факторов для роста цены на бензин выше темпов инфляции.

В свою очередь, министр энергетики Александр Новак отметил, что стабильности цен на топливо в 2020 году удастся добиться благодаря так называемом «демпфирующему механизму», который действует в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли России.

«Уверены, что ситуация с ценами на топливо будет стабильной на протяжении всего следующего года с учетом планового роста инфляции», — подчеркнул Новак. Директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко также отмечает, что предпосылок для существенного роста цен на бензин и дизельное топливо в 2020 году нет. По его мнению рост акцизов сам по себе может привести к небольшому удорожанию топлива в пределах 1%

«Механизмы стабилизации цен («демпфер») должны сгладить влияние снижения экспортной пошлины на нефти и нефтяных котировок на внутренние цены, хотя этого может быть недостаточно в случае резкого роста цен на нефть. В целом по году мы ожидаем роста цен на топливо в пределах инфляции», — отметил эксперт.

По мнению главного аналитика «БКС Премьер» Антона Покатовича, рост цен на топливо в 2020 году останется вблизи инфляции — на уровне 3-4,5%. При этом нефтяники продолжат удерживать рост топливных цен, а государство субсидировать нефтяные компании. «Демпфирующий механизм» также будет оказывать на ценовую динамику сдерживающее воздействие.

«Ценовая динамика на внутреннем топливном рынке в 2020 году продолжит формироваться в рамках госрегулирования, близкого к режиму ручного управления. В этих условиях мы ожидаем, что рост цен на топливо останется вблизи инфляции на уровнях 3-4,5%».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласился с коллегами, отметив, что правительство имеет возможность корректировать объемы выплат нефтяным компаниям по «демпфирующим» надбавка.

По словам Юшкова, рост цены на топливо выше уровне инфляции возможен только в том случае, если мировые цены на нефть резко снизятся, и в бюджете России не будет необходимых средств для выплаты обратных акцизов.

«В ситуации, когда большая часть цены на бензин формируется за счет налоговых, получается так, что падение цен на нефть может привести к росту цены на бензин в России», — констатировал эксперт.

Тем не менее, по его словам, резкое снижение цены на нефть маловероятно, скорее всего она будет находиться на комфортном для российского бюджета уровне — $50-60 за баррель.

В свою очередь, Покатович отметил, что резкий рост цен на топливо может случится и при значительном увеличении спроса на внутреннем рынке.

«При изменении фундаментальной картины внутреннего топливного рынка и значительного увеличения объемов внутреннего спроса, рынок может снова развернуться от профицита к дефициту, что также отразится ростом розничных цен. При таком развитии событий топливо в 2020 году может подорожать на 7-10%», — констатировал эксперт.

Текущие цены на бензин и дизель — выше, чем цены на топливо с 5 по 12 апреля прошлого года и в январе 2020 года. Так, цены на АИ-92 и АИ-95 выше, чем в апреле 2019 года, в среднем на 1,7%, а текущие цены на дизель выше, чем прошлогодние цены на летнее и зимнее топливо на 0,97 и 2,6% соответственно.

По сравнению с данными на начало января 2020 года средняя цена в России на автобензин АИ-92 увеличилась на 0,09%, на АИ-95 — на 0,15%. Цена на летнее дизельное топливо по сравнению со средней январской ценой выросла на 1,51%, а на зимнее — на 0,44%.

Влияние на цены на бензин оказывает ценовая политика вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Так, например, наибольшее снижение стоимости бензина АИ-92 зафиксировали в Сибирском округе. Аналитики указывают, что на это повлияло снижение цен в сети АЗС двух ВИНК во всех субъектах, кроме Иркутской и Томской областей. А в Уральском округе снижение цен на бензин марки АИ-95 в сети АЗС одной из таких крупных компаний в Тюменской, Челябинской областях, Ямало-Ненецком АО и другой нефтяной компании в Ханты-Мансийском АО привело к изменению средней цены в округе — на –0,04 руб./л, до 44,80 руб./л.

В то же время в Центральном округе средняя цена опустилась незначительно — на 0,02 руб./л, до 46,03 руб./л, несмотря на снижение цен в сети АЗС трех ВИНК в Московской, Ивановской, Калужской, Тверской, Ярославской областях.

Несмотря на падение мировых цен на нефть в начале марта, в России стоимость бензина практически не менялась из-за особенностей регулирования этого рынка — механизма сглаживания цен, или так называемого демпфера.

Он защищает стоимость топлива от скачков, к которым могут привести колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и из-за этого не могут снизить цены на заправках. Если же на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с экспортными поставками, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не повышали цены.

<strong>МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Александр Лесных.</strong> Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба предупредили: цены на топливо в новом году повысятся. При этом чиновники обещают, что подорожание не выйдет за рамки инфляции и составит примерно три процента за год. Каким образом правительство собирается сдерживать стоимость бензина и дизеля — в материале РИА Новости.Не заглохнетВ декабре минувшего года Александр Новак опубликовал статью в журнале «Энергетическая политика» о ценах на топливо в новом году. Министр энергетики утверждает, что бензин будет дорожать не быстрее инфляции. Напомним, по прогнозу Минэкономразвития общий рост цен в стране в наступившем году составит около трех процентов.»Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики — рынок топлива в Российской Федерации стабилен, а рост цен в этом сегменте существенно отстает от темпов инфляции», — пишет Новак.Доверять словам министра можно хотя бы потому, что аналогичная ситуация на топливном рынке наблюдалась в прошлом году — при уровне инфляции 3,7-4 процента в октябре 2019-го бензин и солярка подорожали в среднем на 2,7 процента.Дизельное топливо заметно (больше чем на процент) подорожало только в январе прошлого года, а с февраля по май цены на него снижались. Аналогичная динамика наблюдалась в ценах на бензин: 92-й дешевел в течение пяти, 95-й — двух месяцев, а 98-й — три месяца подряд. В период, когда топливо дорожало, рост цен не превышал 0,5 процента. Такие данные приводит Росстат.Александр Новак отметил, что никакие форс-мажоры, связанные с возможными скачками цен на нефть, не скажутся на бензине в России благодаря введению демпферного механизма.Его суть в том, что нефтяникам, отказавшимся от экспорта топлива в пользу поставок на российский рынок, компенсируется недополученная прибыль, если цены на бензин и дизельное топливо за рубежом были выше, чем у нас. В обратной ситуации они обязаны перечислить в бюджет часть своей сверхприбыли.Демпфер позволяет сгладить колебания цен на топливо, поэтому даже если мы столкнемся с резким ростом нефтяных котировок, о чем сейчас говорят некоторые эксперты, риски для внутреннего рынка будут практически отсутствовать, уточнил министр энергетики в своей статье.О том, что повышение цен на бензин в новом году не превысит темпов инфляции, заявляют и представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин в декабре сообщил, что на основе статистики, собранной в прошлые годы, можно утверждать, что «динамика цен на топливо в России близка к темпам инфляции, хотя бывают низкие периоды, бывают высокие».Штрафы за недоливДругая хорошая новость для владельцев автомобилей — еще в середине ноября прошлого года Минпромторг разработал и направил в правительство законопроект о введении оборотных штрафов для АЗС за недолив топлива. В нынешнем варианте предполагается, что недобросовестных заправщиков будут штрафовать на один процент от прошлогодней выручки, но не менее чем на полмиллиона рублей.По данным ведомства, проблема носит систематический характер: примерно две трети российских заправок грешат этим, а объем недолива превышает норму в два-три раза. Так, при допустимых 25 миллилитрах для десятилитрового налива нарушения в среднем составили от 50 до 90 миллилитров.Отметим, что такие меры уже доказали свою эффективность в борьбе за качественное топливо. После введения оборотных штрафов за нарушение физико-химических показателей реализуемого топлива в 2015 году их доля составляла 20 процентов, а за неполных четыре года снизилась более чем в два раза.Российское правительство выучило уроки резких колебаний цен на топливо в 2018 году, вызвавших большое социальное напряжение. Поэтому власти при необходимости будут любыми способами давить на производителей бензина и дизеля, чтобы не позволить им чрезмерно задирать цены. По крайней мере, именно об этом говорит опыт 2018-2019 годов. Исходя из этих соображений, опасаться существенного роста ценников на заправках в 2020 году не стоит.А водителям, привыкшим не доверять обещаниям чиновников, стоит присмотреться к транспорту на газомоторном топливе (ГМТ) или задуматься об установке ГБО на свой автомобиль. Дело в том, что автогаз стоит гораздо дешевле бензина и «дизеля», и цены на него растут еще медленнее. Хотя правильнее будет сказать — они чаще снижаются: в 2019 году это происходило в январе — феврале и с июня по октябрь. Причем в первый месяц прошлого года ГМТ подешевело сразу на восемь, а в феврале — еще на пять с половиной процентов.

Редкий выпуск новостей не обходиться без разговоров о падающей цене на нефть. В тоже время, в очередной раз заправив полный бак, вы чувствуете неприятную лёгкость в кармане — платить меньше за бензин мы не стали. Вроде бензин делают из нефти, нефть дешевеет, значит и цены на бензин должны уменьшаться. Почему же они растут?

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Слабая внутренняя валюта делает выгодным экспорт нефти и нефтепродуктов заграницу. Там за продукцию платят долларами, а, учитывая курс, это приносит в бюджет компаний намного больше рублей, чем на внутреннем рынке.Из-за снижения общемировых цен на нефть возникший бюджетный дефицит покрывают за счет увеличения объёмов поставок, провоцируя дефицит на внутреннем рынке.

Если бы не кризис, бензин бы подешевел?

Скорее всего нет — лишь 7% стоимости литра российского бензина зависят от цены на нефть. Её изменения в большую или меньшую сторону оказывают минимальное влияния на цены на заправках. Большая часть стоимости (60%) покрывает различные налоговые выплаты: акцизы, налог на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Почему такие высокие налоги?

От налогов нефтяных компаний формируется половина бюджета страны. Российская экономика зависит от нефтяной отрасли — чем больше получают нефтяники, тем больше отчислений пойдет в бюджет, тем больше социальных обязательств выполнит государство. Учитывая прибыльность экспорта, чиновники делает все, чтобы его объемы повышались. В этом году придумали налоговый маневр нефтегазовой отрасли.

Что за налоговый манёвр?

Суть маневра — понижение экспортных пошлин для нефти и нефтепродуктов на 100$-110$ при увеличении НДПИ. У компаний появились стимулы для увеличения экспорта, за счет внутреннего рынка. По замыслу Минфина, сдержать рост цен помогла бы индексация акцизов, но по прогнозам до конца года розничная цена за литр вырастет на 2-4 рубля. Так оптовые цены на топливо уже выросли на 20%.

Рост цен уже не сдержать?

Скорее всего правительство не допустит резкого роста цен, все-таки через год выборы в Госдуму и рост социальной напряженности властям не нужна. Компаниям дадут указ «сверху» — сдерживать уровень цен, даже работая себе в убыток. Подключат Антимонопольную службу, в прошлом году ФАС уже обвиняла крупные компании в низкой конкуренции на рынке и манипуляции ценами. Чего точно не стоит ждать — так это понижения цен.

С 22 по 25 августа украинские розничные сети автозаправочных станций (АЗС) подняли цены на бензин и дизельное топливо на 10 — 50 копеек за литр.

Об этом сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на данные ежедневного мониторинга розничного рынка нефтепродуктов, передает enkorr.

Так, сеть АЗС Shell повысила цены на бензин марки А-95 и дизельное топливо на 39 копеек до 25,37 грн/л и 24,37 грн/л, соответственно. Бензин марки А-92 на станциях этой сети подорожал на 8 коп/л, до 23,56 грн/л.

На станциях столичной KLO цены на бензины были подняты на 30 копеек: «А-92» — до 22,79 грн/л, А-95 — до 23,79 грн за литр. Все виды топлива в сети «Параллель» подорожали на 50 копеек.

В то же время, такие сети как «Укргаздобыча» и Motto повысили цены в регионах на 10 — 20 копеек.

При этом, из-за окончания акционного предложения, приуроченного ко Дню независимости, топливо на АЗК SUNOIL 25 августа подорожало на 1,6 — 1,9 грн/л.

Напомним, Украина заняла второе место в Европе по уровню снижения цен на бензин. Такие данные приводит компания Pikodi, которая проследила изменение стоимости бензина в мире и подсчитала, сколько литров бензина могут позволить себе украинцы в 2020 году.

Как отмечают аналитики, из 42 стран Европы в 39 из них цена на бензин в первом полугодии 2020 года в среднем была ниже, чем в 2019 году.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх