Колесникова Надежда аркадьевна

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО общества В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Н.А. Колесникова

В соответствии с классификацией регионов России по потенциалу развития гражданского участия, Тульская область отнесена к третьему типу (классу) среди российских регионов. В тульском регионе существуют институты гражданского общества в каждой из общественных сфер, однако есть угрозы трудно преодолеваемой пассивности граждан. Становлению институтов гражданского общества в тульском регионе способствует деятельность Уполномоченного по правам человека в Тульской в области, Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. В дальнейшем органам власти и институтам гражданского общества тульского региона необходимо продолжать осуществлять взаимодействие и сосредоточить усилия на решении наиболее актуальных для населения области проблем.

Ключевые слова: гражданское общество, Тульская область, обращения граждан, взаимодействие с органами власти.

В соответствии с классификацией регионов России по потенциалу развития гражданского участия, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН в 2011 году, Тульская область отнесена к третьему типу (классу) среди российских регионов. Данный тип характеризуется средним уровнем жизни населения и развития экономики, средним потенциалом гражданской активности, где развитие институтов гражданского общества возможно и желательно, поскольку благоприятны условия внешней среды (прежде всего экономического характера), но при этом есть угрозы трудно преодолеваемой пассивности граждан .

И действительно анализ институциональной сферы гражданского общества тульского региона внушает определенный оптимизм. Так, по состоянию на 1 марта 2013 года на территории Тульской области было

зарегистрировано 1860 некоммерческих организаций (далее НКО) . Для сравнения по состоянию на 1 марта 2013 года в близлежащих к тульскому региону областях: в Калужской области зарегистрировано 1704 НКО, в Рязанской области -2158, в Воронежской- 908 .

На сегодняшний день на территории Тульской области осуществляют свою деятельность 38 региональных отделений политических партий. Свои региональные отделения в Тульской области создали и зарегистрировали такие политические партии, как ЕДИНАЯ РОССИЯ, Коммунистическая партия Российской Федерации, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», Либерально-демократическая партия России, Республиканская партия России — Партия народной свободы, Города России, Альянс Зеленых — Народная партия, ПАТРИОТЫ РОССИИ, ПРАВОЕ ДЕЛО, Аграрная партия России, Молодая Россия, Умная Россия, Новая Россия и др. .

На территории региона достаточно хорошо развита система правозащитных организаций. Например, «Тульская областная Ассоциация защиты прав потребителей», «За права человека», «Центр защиты прав и законных интересов граждан и организаций», «Тульский правозащитный центр», «Фонд защиты конституционных прав граждан», Некоммерческое партнерство по защите прав обманутых вкладчиков Тульской области, «Ассоциация приемных семей», «Центр правовой помощи «Советник», «Консультационно-информационный центр правовой поддержки», «Юридический центр правовой помощи «ПАЛЛАДА» и др. Обращаться в указанные организации имеет право любой житель г. Тулы и области. В основном, все правозащитные организации специализируются на решении частных вопросов граждан, а также проблем, связанных с трудовыми отношениями, недвижимостью и т.д.

В приемной правительства Тульской области (Тула, просп. Ленина, д. 2, 10-й подъезд) населению оказывается бесплатная юридическая помощь. Консультации проводят члены Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» .

Действуют на территории области и различные благотворительные фонды, например: «Забота», «Добрые дела», «Милосердие и Добродетель», «Опека», «Ангел-Хранитель»,»Анти-СПИД», «Благосостояние», «Взрослый Дом», «Дом на Земле», «МИЛОСЕРДИЕ», «Надежда Есть», «Наука- Экология-Культура-Спорт», «Маленькая страна», «Сердце в ладонях» и др. Фонды оказывают поддержку различным слоям населения, в том числе инвалидам, детям в детских домах, интернатах и прочих детских учреждениях.

Широко представлен спектр общественно-молодежных

спортивных, женских, ветеранских организаций тульского региона. Кроме

этого в нашей области зарегистрировано 259 профессиональных союзов, 17 казачьих объединений, 234 религиозных организации .

Что касается информационного пространства Тульской области, то это и печатные издания, и радиостанции, и телекомпании. Средства массовой информации тульского региона предоставляют жителям информацию по социальным, политическим и экономическим вопросам. И здесь наряду с федеральными государственными средствами массовой информации (например, филиал ФГУП «Всеросийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания») присутствуют региональные и местные СМИ (например, «Телеканал Тула», газеты «Алексинские вести», «Белевская правда», «Заря. Ефремов», «Ясногорье» и многие другие), в том числе негосударственные (например, ООО «Телевизионное вещание -51» («ТВ 51»), ООО «Телерадиокомпания «Эфир-49», газеты «Слобода», «Красивая меча» и др.) .

Становлению институтов гражданского общества в регионе, обеспечению защиты прав граждан также способствуют деятельность Уполномоченного по правам человека в Тульской в области, Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

Институт Уполномоченного по правам человека в Тульской области является одним из самых молодых среди субъектов России. В сентябре 2012 года Тульская областная Дума приняла Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Тульской области» , в результате которого наш регион стал 68-м субъектом РФ, где учрежден такой институт государственный правозащиты.

В ноябре 2012 года Уполномоченным по правам человека в Тульской области была назначена Галина Григорьевна Фомина, был создан Аппарат Уполномоченного по правам человека.

Основными задачами этого нового для тульского региона института являются: 1) содействие восстановлению нарушенных прав человека и гражданина; 2) подготовка предложений по совершенствованию механизма защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) правовое просвещение населения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты; 4) развитие межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Тульской области за 100 дней работы показали, что граждан нашего региона, как и граждан в целом по России, больше всего сейчас волнуют вопросы, связанные с жильем, в том числе вопросы оказания услуг ЖКХ, и иные вопросы социальной инфраструктуры .

Тематику обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Тульской области (по видам прав) можно представить в виде диаграммы (рис. 1).

В целях защиты прав жителей региона, в 2013 году были подписаны соглашения о сотрудничестве Уполномоченного поправом человека в Тульской области с правозащитными НКО, а также сформированы 14 экспертных групп по направлениям совместной правозащитной деятельности.

Важным институтом гражданского общества, обеспечивающим взаимодействие общественности и региональной власти, является образованная в 2005 году Общественная палата Тульской области.

□ право на жилище

■ уголовное право, исполнение наказаний

□ несогласие с судебными решениями

□ по услугам ЖКХ

■ право на мед.помощь

□ соц. инфраструктура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ право на собственность ■труд.права

■ неисполнение решений

суда

□ пенсионное обеспечение

Рис. 1. Тематика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Тульской области (в % от общего числа поступивших обращений)

На сегодняшний день палата осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом Тульской области от 14.10.2010 № 1484-ЗТО «Об Общественной палате Тульской области» . Целью деятельности Общественной палаты в соответствии с законом является обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Тульской власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Тульской области, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества в Тульской области.

По структуре Общественная палата Тульской области включает в себя, помимо Президиума, самые разнообразные комитеты и советы . При этом два комитета имеют непосредственное отношение к власти (как федеральной, так и региональной) — это Комитет развития Гражданского общества и местного самоуправления и Комитет по взаимодействию с органами власти и общественному контролю их деятельности.

Общественная палата осуществляет достаточно обширную деятельность в области взаимодействия с властью в тульском регионе:

вопрос развития местного самоуправления, национальный вопрос, взаимодействие с общественными организациями, взаимодействие с органами исполнительной и представительской власти, проверка законодательных и нормативных актов. Сами члены Общественной палаты Тульской области ведут прием граждан области и оказывают им бесплатную юридическую и иные виды помощи.

Однако так как все члены палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах, а в структуре Общественной палаты отсутствует свой Аппарат, то в будущем, целесообразно создание Аппарата Общественной палаты Тульской области, который бы осуществлял правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское и иное обеспечение деятельности Общественной палаты Тульской области, обеспечивал организационное исполнение принимаемых решений, осуществлял подготовку совещаний, заседаний, форумов и т.д.

В 2011 году в целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов детей в Тульской области была учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области .

Введение данного института в нашем регионе обусловлено реальной необходимостью, так как в последние годы в регионе происходит постепенное сокращение численности детей. Так, за прошедшие 10 лет численность детского населения в возрасте 0-17 лет сократилась на 67,4 тыс. человек (с 300,5 тыс. человек на 01.01.2002 до 233,1 тыс. человек на 01.01.2011) .

В целях создания условий, направленных на улучшение положения детей в Тульской области, правительством Тульской области была утверждена Стратегия действий в интересах детей Тульской области на 20122017 годы , в которой установлен целый комплекс мер социальной поддержки детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, молодых семей, а также семей, воспитывающих детей-сирот.

В 2011-2012 гг. правительством Тульской области были разработаны и другие специальные программы, направленные на успешную самореализацию жителей области на принципах гражданского общества, на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе. Например, Программа социально-экономического развития Тульской области рассчитана до 2015 года и предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на создание и развитие в регионе инфраструктуры информационного общества; обеспечение доступности и прозрачности для населения публичной власти, привлечение общественности к обсуждению вопросов государственного регулирования; совершенствование нормативной правовой базы в сфере организации местного самоуправления и развития институтов

гражданского общества. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий составит более 181 млн рублей.

Программа государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Тульской области на 2012-2014 годы направлена на эффективное использование СО НКО в решении задач социального развития региона, на увеличение доли таких организаций, в том числе для участия в конкурсе социально значимых проектов, увеличение численности добровольцев (волонтеров), привлекаемых к реализации социально значимых проектов. Механизм реализации программы также предполагает предоставление им серьезной финансовой поддержки (более 45 млн рублей) .

Таким образом, взаимодействие органов власти и различных структур гражданского общества региона достаточно выгодно для обеих сторон, так как власть может поддержать институты гражданского общества экономически и организационно, в том числе выделить финансовые средства, предоставить льготы, помещения, а общественные организации, в свою очередь, могут взять на себя решение острых социальных проблем, актуальных для жителей области.

При этом такая совместная деятельность должна быть сосредоточена в первую очередь на решении наиболее острых для населения проблем. Анализ обращений граждан Тульской области, показывает, что за последние 5 лет (с 2008 по 2012 г. включительно) наблюдается рост числа обращений населения в органы исполнительной власти и подразделения аппарата правительства Тульской области , что наглядно представлено в диаграмме (рис.2).

Рис. 2. Количество обращений граждан в органы исполнительной власти и подразделения аппарата правительства

Тульской области

В тематическом разрезе наиболее актуальными являлись вопросы: жилищно-коммунального обслуживания — 14880, или 43 % от общего количества обращений (12163, или 41 %, — в 2011 году); транспорта и

Таким образом, в тульском регионе в 2012 году, как и в целом по России, отмечен рост обращений граждан по вопросам благоустройства городов и поселков, оплаты за жилищно-коммунальные услуги, ремонта кровли.

В целях повышения открытости, прозрачности и доступности власти по поручению губернатора Тульской области с 10 сентября 2012 года был организован прием обращений граждан по бесплатному федеральному номеру многоканального «телефона доверия» губернатора. Только в период с сентября по декабрь 2012 года на этот номер поступило 11655 звонков от граждан. Все обращения граждан были оперативно рассмотрены. Положительно в 2012 году решены 47 % от числа рассмотренных, по остальным обращениям направлены разъяснения в соответствии с действующим законодательством.

Также в Тульской области в 2012 году проведены 23 «прямые линии» связи руководителей органов исполнительной власти Тульской области с населением.

На портале правительства Тульской области функционирует «Электронная приемная» , с помощью которой граждане направляют обращения в адрес губернатора и правительства Тульской области.

С 1 января 2012 года внедрена процедура, выполняющая автоматизированную обработку запросов информации об обращениях граждан и организаций, поступающих из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

Реализация указанных форм работы с населением обеспечивает эффективные каналы взаимодействия власти региона с населением и позволяет акцентировать внимание на решении наиболее актуальных проблем, волнующих население региона.

Таким образом, главный позитивный итог последних лет состоит в том, что произошло значительное повышение внимания региональной власти к институтам гражданского общества и проблемам населения Тульской области.

Разрабатываются различные средне- и долгосрочные программы, направленные на создание и развитие в регионе инфраструктуры информационного общества, развития и поддержки институтов гражданского общества, в том числе выделяются средства на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ базы общественных объединений и изучение характера их деятельности показывает, что в регионе сформированы основные институты

гражданского общества в каждой из общественных сфер, а спектр существующих общественных объединений достаточно разнообразен. Этому способствует и деятельность Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам человека в Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

Однако результаты их деятельности пока не известны большинству населения, которое и само пока не отличается высоким уровнем гражданской активности и инициативы. То есть стратегическая задача на ближайшее время — обеспечить интеграцию активных граждан Тульской области в институты гражданского общества.

Новая тенденция состоит в том, что региональные власти предпринимают активные усилия для привлечения активных граждан к диалогу, в том числе это и возможность напрямую обратиться в органы власти и в органы местного самоуправления в электронном виде через электронные приемные, через «прямые линии» связи. То есть члены правительства Тульской области, руководители органов исполнительных власти активно используют информационные технологии для расширения диалога с населением, что позволяет оперативно отвечать на вопросы граждан, принимать непосредственное участие в решении проблем населения региона и отдельных граждан в режиме онлайн.

Таким образом, потенциал институтов гражданского общества в регионе имеется, а следовательно, необходимо искать различные формы стимулирования и поддержки институтов гражданского общества и общественной активности населения в целом. Совместная деятельность гражданского общества и власти должна быть направлена на решение наиболее актуальных для населения региона вопросов и проблем.

Список литературы

1. Классификация российских регионов по потенциалу развития

гражданского общества // Краткий отчет по итогам анализа данных // Исследовательская группа ЦИРКОН. 2011. URL:

3. Нагаева С.К. Политические элементы в структуре гражданского общества // Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Вып 2.

С. 319-327.

5. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации// URL: http://unro.miniust.ru/NKOs.aspx (дата обращения:

01.03.2013).

6. Официальный сайт Министерства юстиции Российской

Федерации // Управление Министерства Российской Федерации по Тульской области. URL: http://to71 .miniust.ru/ (дата обращения:

04.07.2013).

7. Портал правительства Тульской области. URL:

http: //tularegion. ru/governance/appr/delobr/%D 1 %8E%D 1 %80-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D 1 %89%D 1 %8C/ (дата

обращения: 01.03.2013).

8. Официальный сайт Министерства юстиции Российской

Федерации // Управление Министерства Российской Федерации по Тульской области. URL: http://to71 .miniust.ru/ (дата обращения:

01.08.2013).

9. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций // Перечень наименований зарегистрированных СМИ. URL: http: //www.rsoc.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения:

01.09.2013).

10. Об Уполномоченном по правам человека в Тульской области: Закон Тульской области от 27 сентября 2012 г. // Тульские известия. 2012. 28 сент. № 144.

11. Информация предоставлена диссертанту 27 февраля 2013 года Уполномоченным по правам человека в Тульской области Г.Г. Фоминой и его Аппаратом.

12. Об Общественной палате Тульской области: Закон Тульской

области от 14 октября 2010 года № 1484-ЗТО. См.: текст закона на портале правительства Тульской области. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://health.tularegion.ru/netcat files/423/556/h d795839bf6cd06034a8e28cc1 315dc3b (дата обращения: 08.04.2013).

13. Официальный сайт Общественной палаты Тульской области. URL: http://optula.ru/index.html (дата обращения: 02.06.2013).

14. Об уполномоченном по правам ребенка в Тульской области: Закон Тульской области от 1 апреля 2013 г. № 1891-ЗТО // Тульские известия. 2013. 11 апр. № 53.

15. Доклад Уполномоченного по правам ребенка Тульской области И.А. Щербаковой на заседании Общественного совета комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству «О создании в Тульской области Служб сопровождения замещающих

семей» 15.11.2012. URL: http://prava rebenka.tularegion.ru/publ/ (дата

обращения: 08.02.2013).

16. О Стратегии действий в интересах детей Тульской области на

обращения: 04.03.2013); также см: Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012 — 2017 годы: Распор. правительства Тульской области от 24 декабря 2012 г. № 858-р. URL:

http://prava rebenka.tularegion.ru/documents/npa/_____(дата обращения:

04.03.2013).

17. О программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года: Закон Тульской области от 7 мая 2011 г. № 1560-ЗТ0 // Тульские известия. 2011. 12 мая. № 65.

18. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Г осударственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Тульской области на 2012-2014 годы: Постановление правительства Тульской области от 10 сентября 2012 г. № 501 // Тульские известия. 2011. 20 сент. № 139.

19. О грантах Тульской области социально ориентированным

некоммерческим организациям: Закон Тульской области от 30 ноября 2011 г. № 1666-ЗТО // Тульские известия. 2012. 20 сент. № 139; О Порядке предоставления грантов Тульской области социально ориентированным некоммерческим организациям: Постановление правительства Тульской области от 7 августа 2012 г. № 431. URL:

http://nko.economy.gov.ru/Files/ClaimDocuments/2fe9ac7a-41e8-43ab-a3bd-a0d1b7ed5d6f.pdf (дата обращения: 03.04.2013).

20. Информация о работе с обращениями граждан //Портал

правительства Тульской области. URL:

http: //tularegion.ru/governance/appr/delobr/tekdej atdok/obr/ (дата обращения

04.03.2013).

Колесникова Надежда Аркадьевна, зам. начальника Штаба Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Туле, Nadin061179@mail. ru, Россия, Тула, УМВД России по г. Туле.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN TULA REGION AND THEIR INTERACTION WITH REGIONAL AUTHORITIES

N.A. Kolesnikova

Key words: civil society, Tula region, complaints of citizens, interaction with authorities.

УДК 323

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н.А. Колесникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского общества в современной России. Именно на местном уровне должны быть решены основные вопросы благоустройства территорий, проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, правового просвещения жителей, помощи незащищенным слоям населения и т.п. На современном этапе развития государство и гражданское общество находятся в поиске новых эффективных моделей взаимодействия на местном уровне.

Ключевые слова: местное самоуправление, население, благоустройство, сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), энергоэффективность, коммунальные услуги, правовое просвещение.

Местное самоуправление — один из основных институтов гражданского общества, это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов всех жителей данной территории,

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх