Содержание
- Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней», c изменениями и дополнениями от 01.10.2018
- Последние самые важные изменения
- Об использовании системы «Антиплагиат. ВУЗ» в диссертационных советах РГГУ
- Об оформлении отрицательного решения по результатам защиты диссертации
- О назначении научного руководителя
- О случаях назначения нового научного руководителя соискателя
- О переносе даты защиты докторской / кандидатской диссертации
- Об аудиовидеозаписи заседаний диссертационного совета
- О публикациях по докторской диссертации
- О назначении официальными оппонентами граждан других стран
- О необходимости представления почтовых карточек
- За какие ошибки в работе диссертационного совета ВАК выносит замечания и предупреждения?
- Полезные статьи:
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней», c изменениями и дополнениями от 01.10.2018
Последние самые важные изменения
c 1 октября 2018 года обновлен порядок присуждения ученых степеней кандидата наук и доктора наук. Приведены критерии, которым должна отвечать диссертация на соискание ученых степеней.
Прописаны процедуры представления, защиты диссертаций, а также лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций. Регламентировано, как Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России рассматривает диссертации и аттестационные дела.
Так, соискатель ученой степени представляет диссертацию только на бумажном носителе на правах рукописи. Формы научного доклада и монографии исключены.
Перечислены основания для отказа в приеме диссертации к защите. Среди них — использование заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник, результатов научных работ, выполненных соискателем в соавторстве, без ссылок на соавторов.
Уделено внимание размещению информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней, в сети «Интернет». Данную процедуру определяет Минобрнауки России. При этом установлено требование к опубликованию полного текста диссертации, сведений об оппонентах и их отзывов на диссертацию и др.
2 июня 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано Постановление от 29 мая 2017 года №650 «Об изменениях в порядке проведения защиты диссертаций на соискание учёных степеней», согласно которому иностранным гражданам, подготовившим диссертации на соискание учёных степеней, предоставляется право защиты на иностранном языке в организациях, где предусмотрена такая возможность. Данное Постановление было разработано Минобрнауки во исполнение поручения Правительства по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию 24 июня 2016 года в Санкт-Петербурге.
«Положение о присуждении учёных степеней» (далее – Положение) утверждено постановлением Правительства от 24 сентября 2013 года №842. Положением было определено, что защита диссертации должна проводиться на русском языке (при необходимости должен быть обеспечен синхронный перевод на другой язык). Диссертация и автореферат диссертации представляются в диссертационный совет на русском языке.
Подписанным постановлением в Положение внесено изменение, в соответствии с которым иностранным гражданам, подготовившим диссертации на соискание учёных степеней, может быть предоставлено право защиты на иностранном языке в организациях, где предусмотрена возможность такой защиты. При этом диссертация и автореферат диссертации представляются на русском и иностранном языках.
Перевод на русский язык документов, представляемых соискателем учёной степени в диссертационный совет, обеспечение услуг переводчика (при необходимости) в случае приглашения соискателя учёной степени на заседание Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России или экспертного совета такой комиссии обеспечиваются за счёт средств организации, в диссертационном совете которой проводится защита, или за счёт средств соискателя учёной степени по соглашению между ними. Принятое решение будет способствовать привлечению в российские образовательные и научные организации иностранных исследователей, позволит повысить конкурентоспособность этих организаций.
11 апреля 2016 года состоялось совещание Председателя Правительства РФ Д.Медведева с вице-премьерами. На нем были приняты изменения к «Положению о присуждении учёных степеней» (утверждено постановлением Правительства от 24 сентября 2013 года №842), подготовленные Минобрнауки в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и во исполнение поручения Правительства.
Подписанным постановлением в Положение внесены изменения, которые направлены на совершенствование процедур государственной системы научной аттестации с учётом практики применения. В частности, установлен трёхлетний срок действия заключения от организации, в которой выполнялась диссертация; увеличены сроки доступа в интернете к полному тексту диссертации на соискание учёных степеней; детализированы процедуры рассмотрения апелляций на решения диссертационных советов. Положение также дополнено двумя основаниями для отказа в приёме диссертации к защите. Заседания диссертационного совета теперь будут фиксироваться средствами аудиовидеозаписи.
Вместе с этим читают:
• Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии
• Номенклатура и паспорта специальностей научных работников
• Положение о диссертационном совете
Общая информация Административные подразделения Страница ученого секретаря Консультации и комментарии
Об использовании системы «Антиплагиат. ВУЗ» в диссертационных советах РГГУ
В соответствии с требованиями к диссертации, изложенными в п. 20(г) Положения о присуждении ученых степеней, использование заимствованного материала в диссертации и автореферате без ссылки на автора и (или) источник заимствования может послужить основанием для отказа в приеме диссертации к защите.
В соответствии с п. 10 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в ходатайстве о создании диссертационного совета содержатся сведения о наличии в организации системы проверки использования заимствованного материала.
В соответствии с распоряжениями ректора РГГУ от 20.02.2013 № 01-61/расп «О представлении текстов диссертаций и сведений о соискателях ученой степени доктора и кандидата наук» и от 19.06.2013 № 01-263/расп «О порядке использования системы «Антиплагиат. ВУЗ» при подготовке отзывов и заключений по диссертационным исследованиям в РГГУ» председателям диссертационных советов РГГУ необходимо организовать проверку диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в системе «Антиплагиат. ВУЗ», проверка осуществляется в Управлении по информатизации и информационным технологиям (сетевой отдел, корп. 6, комн. 309, тел. (495) 250-68-70, адрес электронной почты antiplagiat@rggu.ru), в результате проверки соискателю выдается заключение об оригинальности диссертационного исследования.
Об оформлении отрицательного решения по результатам защиты диссертации
В соответствии с п. 39 Положения о совете… при вынесении отрицательного решения по результатам защиты диссертации на соискание ученой степени доктора, на соискание ученой степени кандидата наук совет в 30-дневный срок направляет в Минобрнауки России:
- уведомительное письмо на бланке организации, на базе которой создан диссертационный совет, подписанное председателем совета,
- решение совета об отказе в присуждении ученой степени кандидата наук или доктора наук,
- стенограмму заседания, подписанную председателем и ученым секретарем совета,
- полный текст диссертации в электронном виде,
- опись документов.
В соответствии с п. 37 Положения о присуждении ученых степеней полный текст диссертации в электронном в виде с сопроводительным письмом передается в установленном порядке в ЦИТиС.
О назначении научного руководителя
Какими требованиями руководствоваться при выборе научного руководителя?
Единое научное направление и наличие научных публикаций по тематике диссертации соискателя.
О случаях назначения нового научного руководителя соискателя
Без отзыва научного руководителя защиту диссертации соискателя ученой степени кандидата наук проводить нельзя. Отзыв научного руководителя входит в состав документов, представляемых в Минобрнауки. В случае отсутствия отзыва научного руководителя (по причине продолжительной болезни, смерти) соискателю назначается новый научный руководитель.
О переносе даты защиты докторской / кандидатской диссертации
Действия совета в случае переноса даты защиты докторской / кандидатской диссертации, автореферат которой размещен на сайте ВАК
В случае переноса даты защиты совет уведомляет о сроках переноса все заинтересованные стороны, в т.ч. структуру, занимающуюся размещением авторефератов диссертаций на сайте ВАК Минобрнауки для размещения автореферата с новой датой (referat_vak_support@it.ru).
Об аудиовидеозаписи заседаний диссертационного совета
Заседания диссертационного совета сопровождаются аудиовидеозаписью в случаях:
- защиты диссертаций,
- рассмотрения апелляций по диссертациям,
- рассмотрения диссертаций, направленных Минобрнауки России на дополнительное заключение,
- лишения (восстановления) ученой степени.
Аудиовидеозапись заседания совета фиксирует ход заседания в соответствии с порядком, определенным Положением о совете (от объявления председателем совета начала заседания до принятия заключения диссертационного совета). Формат проведения аудиовидеозаписи и технические характеристики аудиовидеозаписи приведены в письме Минобрнауки от 15.02.2012 № 09-176.
О публикациях по докторской диссертации
Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук, в рецензируемых изданиях должно быть:
- в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук – не менее 15,
- в остальных областях — не менее 10.
Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в рецензируемых изданиях должно быть:
- в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук – не менее 3,
- в остальных областях — не менее 2.
Требования к монографии: тираж – не менее 500 экз., наличие двух рецензентов, имеющих ученые степени, наличие кода ISBN, списка литературы и др. требований, предъявляемых к научным изданиям.
В работах по общественным и гуманитарным наукам необходимо обращать внимание на названия публикаций по теме диссертации, которые должны соответствовать основным разделам диссертации.
О назначении официальными оппонентами граждан других стран
Оппонентом может быть назначен ученый любой страны, но по вопросам эквивалентности их документов совет должен обратиться в ВАК. Процедура получения документа об эквивалентности описана в регламенте от 08.12.2006 № 307- это либо переаттестация, либо нострификация. В случае переаттестации соискателю будет выдан аттестат, в случае нострификации — свидетельство о признании документа.
О необходимости представления почтовых карточек
В соответствии с п. 23 е) Положения о совете соискатель представляет в диссертационный совет наряду с аттестационными документами 4 почтовые карточки с марками (для г. Москвы) с указанием адресов соискателя (на 2-х карточках) и диссертационного совета, где защищалась диссертация (на 2-х карточках).
Почтовые карточки помещаются в конверт и направляются с аттестационными документами соискателя в Минобрнауки России. При регистрации аттестационного дела соискателя в экспедиции министерства заполняются и направляются на адрес соискателя и адрес совета 2 карточки с присвоенным регистрационным номером и датой регистрации.
После принятия решения о выдаче диплома на адрес соискателя и адрес совета также направляются 2 карточки с номером и датой приказа Минобрнауки России.
Во избежание ошибок необходимо на оборотной стороне карточек с адресом диссертационного совета разборчиво указывать фамилию, имя, отчество соискателя и ученую степень, на которую он претендует.
За какие ошибки в работе диссертационного совета ВАК выносит замечания и предупреждения?
- Снятие диссертации с рассмотрения по личному заявлению соискателя после принятия решения о присуждении ученой степени.
- Выявление (при проверке ВАК) нарушений в работе диссовета.
- Несоответствие диссертации научным специальностям, по которым утвержден диссовет.
- Нарушение установленных требований к назначению официальных оппонентов и ведущей организации.
- Возвращение на доработку аттестационного дела в связи с недостаточной аргументацией в заключении диссовета.
- Несвоевременное представление отчета о работе диссовета.
- Непредставление анкеты члена диссовета, а также несвоевременная ее актуализация (не реже 1 раз в год).