Компенсация коммунальных услуг

Порядок действий заявителя

Преподавателям необходимо написать заявление и подать на рассмотрение предусмотренный законом перечень документов в учреждение социальной защиты.

В случае принятия государственным органом власти положительного решения, педагогический работник получит заказное письмо с ответом.

Далее, заявитель получает копию документа, подтверждающего решение учреждения социальной защиты. Затем в установленные постановлением сроки гражданин начинает получать компенсацию на свой банковский счет. Сроки выплаты зависят от определенного региона России.

Документы, необходимые для выплаты компенсации

Основными документами для подачи в социальные органы защиты являются:

  • СНИЛС;
  • паспорт или иной документ, устанавливающий личность заявителя, гражданство;
  • свидетельство о праве собственности на жилое помещение с информацией о его площади;
  • трудовая книжка или заверенная из нее выписка;
  • для рабочих граждан: к трудовой книжке приложить справку с места работы, где будет указана занимаемая должность;
  • для граждан-пенсионеров: только трудовая книжка либо ее заверенная копия;
  • документы, имеющие сведения о платежах за жилье и услуги коммунального хозяйства, предшествующие месяцу обращения;
  • для граждан с печным отоплением необходимо предоставить в распоряжение документ, доказывающий факт оплаты твердого топлива;
  • номер лицевого счета заявителя — это может быть карта Сбербанка или сберкнижка.

К каждому оригиналу, кроме счета об оплате твердого топлива, прикрепляется его копия. Если педагогический работник является инвалидом, ветераном или относится к другой льготной категории граждан, то социальная поддержка обеспечивается на основе письменного заявления преподавателя по выбранному для него основанию.

Основания для отказа оплаты компенсации

Основания для прекращения или отказа выплаты возмещения за услуги ЖКХ:

  • главы регионов утратили права на обеспечение выплат в связи с увольнением;
  • со стороны заявителя были допущены нарушения, в виде предоставления неполного перечня необходимых документов в управление социальной защиты.

Также отказ может последовать после выяснения обстоятельств, которые дают право получать компенсацию.

Следует помнить о том, что на основании федерального законодательства разрабатывается региональные нормативные документы, в которые могут быть внесены поправки относительно перечня необходимых документов или в условия представления выплат.

Поэтому работники сферы образования должны перед подачей документов очень внимательно ознакомиться с региональным законом. При этом граждане, которые подали заявление и не получили положительного ответа, могут обжаловать решение учреждения социальной защиты в судебном порядке.

Заявитель имеет право обратиться с жалобой в следующих случаях:

  • учреждение, принявшее заявление, нарушило строки регистрации гражданина;
  • учреждение нарушило сроки предоставление данной услуги;
  • учреждение требует документы, не предусмотренные законодательством;
  • отказ в предоставлении выплаты, если отсутствуют законные основания для этого;
  • отказ в принятии документов, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Преподавателям следует помнить и о сроках оказания государственной услуги, иначе учреждение может отказать в ее предоставлении по этой причине.

О льготах учителям в 2018 году

Каждый год законы и постановления претерпевают изменения. Поэтому крайне важно убедиться в наличии необходимой информации и ее достоверности. Для того чтобы педагогам в сельской местности получить выплату от государства, нужно к уже имеющемуся списку документов предоставить информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении, за которое преподаватель получит материальную компенсацию.

По закону педагогический работник может предоставить на рассмотрение только одно жилое помещение.

Также обязательно нужно указать условия, в которых проживает заявитель, имеются в виду такие категории помещений, как жилой дом, квартира, общежитие, коммунальная квартира. Стоит отметить, что установленными мерами социальной поддержки в 2018 году могут воспользоваться все представители сферы образования, попадающие под эту категорию льгот. При этом не имеет значения, работает гражданин по совместительству или он трудится по основному месту работы.

На сегодняшний день установлено, что преподаватель имеет право на возмещение за жилое помещение и за услуги жилищно-коммунального хозяйства даже после увольнения.

Основным условием для получения данной коммунальной льготы является трудовой стаж. Он должен составлять более 10 лет в качестве сельского работника образования. Но это право не признается за гражданином автоматически, для его подтверждения необходимо обратиться в суд. Преподавателям стоит обратить внимание на определенные периоды работы, которые правительство с 2018 года позволяет включать в свой специальный стаж, дающий право досрочно назначить пенсию работникам образовательной сферы.

Такими периодами являются:

  • Время работы на должности учителя в негосударственном образовательном учреждении. При этом статус организации теперь не должен влиять на отказ в получении льготы.
  • Все периоды отпусков, в которых преподаватель повышал уровень своей квалификации.
  • Время работы на должности преподавателя начальных классов в центрах образования и комплексных школ. Подобные учреждения оказывают населению общеобразовательные услуги, не противоречащие закону об образовании.
  • Время работы на должности преподавателя дополнительного образования в центрах детского и юношеского творчества. Деятельность подобных учреждений не выходит за рамки наименований других образовательных учреждений, поэтому все педагоги дополнительного образования, работающие в специализированных центрах, имеют право на получение компенсационных выплат.
  • Период работы, занимаемый должностью воспитателя по экологии. Такой вывод сложился в свете судебной практики. В ходе которой было выяснено, что воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в течение полного рабочего дня, выполняют свои функциональные обязательства и повышают свою квалификацию, как и другие работники образования.

Также суд сформулировал общие правила, по которым признаются вышеперечисленные периоды работы, обратив основное внимание на то, что пенсия всех педагогов зависит только от их деятельности. Статус учебного учреждения или другой организации, с которой гражданин состоял в правовых отношениях, на размер пенсии и на ее начисление не влияет. Основанием для исключения работы не является и реорганизация учебного учреждения, если гражданин проводил в ней педагогическую деятельность.

Но не все периоды времени суд посчитал возможным включить в стаж преподавателя. Если педагогический работник находился в отпуске без сохранения своей заработной платы, то это время не включается в стаж. Причем это решение распространяется и на законодательство СССР. Женщины-педагоги, сидящие в отпуске по содержанию и уходу за ребенком, не могут включить эти годы в свой специальный стаж.

Второй случай, в котором запрещено использовать период для получения досрочной пенсии − это работа в лагере вожатым, если на время данной работы у преподавателя не имеется высшего педагогического образования, в том числе среднего специального или неоконченного высшего. Должность заведующей детским садом также не является основанием для включения этого периода работы.

Работникам образовательной сферы надо знать, что выплаты производятся в размере 100% от всех расходов на отопление, свет и плату за квартиру. Также нужно помнить, что если у сотрудников управления социальной защиты платежный документ на покупку твердого топлива вызовет сомнения, то они вправе обратиться за помощью в компетентные годы. Вместе с тем выплаты могут приостановиться, если заявитель более двух месяцев не платит за жилищно-коммунальные услуги. Операция по зачислению денег в регионах происходит в разные сроки. В основном этот промежуток времени составляет 20 дней (с 10 до 1 числа месяца, следующего за отчетным в зависимости от уплаты гражданином квитанций за свет и отопление).

Педагогические работники должны раз в полгода предоставлять в социальное управление оригиналы оплаченных квитанций. Если понадобится, преподаватель до истечения полугодового периода может обратиться в органы соцзащиты для того, чтобы провести перерасчет назначенного размера выплаты компенсации, предъявив оригиналы квитанций. Компенсирование может приостановиться, если педагогический работник не предъявит в управление оригиналы таких документов, как квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате жилплощади. Размеры компенсации на приобретение газа устанавливаются постановлением региональных служб, что в среднем по России составляет примерно 30 кг/чел в год. Зная основные положения региональных постановлений, гражданин может своевременно получать компенсацию от государства.

На какие льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам рассчитывать?

Существуют множество самых разнообразных льгот, но очень редко какой-либо вид не имеет установленных по умолчанию границ.

Коммунальные льготы как раз тот вид, который так до конца и не сформировался.

Размеры помощи в данном случае могут меняться в зависимости от региона, категории льготников и временных отрезков.

Даже такая категория, как «учителя» делится на несколько подгрупп: городские, сельские и молодые педагоги. Со льготами для каждой из них мы и разберемся подробнее.

Льготы учителям на коммунальные услуги в городе

В отличие от сельских педагогов, городские учителя не всегда могут получить государственную поддержку, так как все зависит от решений власти региона. В некоторых областях активно развивается и поддерживается льготная система для учителей, а в других – напрочь игнорируется.

Коммунальные льготы воспитателям в городе ограничиваются одним пунктом: сниженная стоимость услуг ЖКХ.

Скидка может доходить до 50% и распространяется на все виды услуг (газ, электричество и др.). Продолжают действовать без изменений льготы на коммунальные услуги и для пенсионеров педагогов.

Поддержка для сельских учителей

Для учителей, согласившихся работать в селе, государством разработана дополнительная система поддержки.

Среди льгот:

  1. самая заметная и крупная льгота – 100% скидка на оплату коммунальных услуг. Другими словами: сельские учителя могут не платить за водоснабжение, электричество, отопление и топливо.
  2. Скидку на коммунальные платежи получает не только педагог, но и все члены его семьи.Стоит отметить, что при выходе учителя на пенсию, система льгот не перестает существовать.

О льготах сельским учителям по оплате коммунальных услуг смотрите видео:

Поддержка для молодых преподавателей

Для привлечения новых специалистов, государство также разработало систему поддержки для молодых педагогов. Каждый молодой учитель может рассчитывать на: скидку на коммунальные платежи, в случае, если он доказал, что нынешнее состояние жилья требует улучшения.

В случае, если молодой педагог к тому же работает в сельской местности, поддержка суммируется.

Однако это происходит не всегда – все зависит от решения местных властей.

Случаи, когда молодой преподаватель может получить прибавку к зарплате, которая способна покрыть расходы на ЖКХ:

  • если он закончил ВУЗ с отличием и без промедления приступил к работе;
  • если начал работать не позже 3 месяцев после окончания обучения;
  • если обязуется отработать в учебном заведении более 3 лет при подписании договора.

Возможные проблемы и трудности получения льготы по оплате коммунальных услуг педагогам

Городским педагогам следует уточнить возможность получения льготной поддержки.

Для этого необходимо обратиться к работникам социальной поддержки региона. Там попросят следующие документы:

  1. справку о том, что льготы по ЖКХ учителем ранее оформлены не были.
  2. Справку о составе семьи.
  3. Копию паспорта.
  4. Документ об объеме жилплощади.

Ко всему прочему, помощи возможно лишиться. Это может произойти в двух случаях:

  • если отменят или изменят закон, который регулирует конкретный случай;
  • если гражданин лишится статуса. Например, если учитель поменяет свою профессию, то он утратит свой статус, а вместе с ним – льготную поддержку государства.

Таким образом, каждый педагог, в независимости от места проживания, имеет право на помощь государства. Несмотря на отсутствие развития в льготной системе в настоящее время, она остается необходимой огромному количеству людей и до сих пор сильно помогает сберечь финансы при оплате ЖКХ.

Педагогические работники работают на перспективу нашей страны. Они воспитывают будущих тружеников, начальников, ученых и артистов. Поэтому государство предоставляет этим людям множество преференций.

Льготы учителям довольно разнообразны. Одни предназначены только для горожан, другие — для сельских педагогов, третьи являются общими.

Давайте разберемся, на какие выплаты из бюджета преподаватели могут рассчитывать в 2018 году.

Коммунальные платежи при аренде. Доход арендодателя или нет?

Многие организации, находящиеся на УСН, сдают в аренду принадлежащие им объекты недвижимости (складские, офисные и торговые помещения). При этом арендодатель как собственник сдаваемых в аренду объектов недвижимости заключает соответствующие договоры с энерго-, тепло-, водоснабжающими организациями, которые за оказанные услуги выставляют ему счета на оплату. Одни арендодатели погашают долг перед коммунальными организациями самостоятельно и получают возмещение соответствующих сумм в виде арендной платы или сверх ее по отдельным платежным документам. Другие предусматривают в договоре аренды обязанность арендаторов оплачивать счета за коммунальные услуги обслуживающим организациям напрямую. Являются ли суммы коммунальных платежей, уплаченные арендаторами коммунальным организациям напрямую, доходом для «упрощенца»-арендодателя? Ответу на данный вопрос посвящена эта статья.

Официальная позиция по этому поводу была высказана Минфином России в Письме от 16.08.2005 N 03-11-04/2/48, где содержится неутешительный для налогоплательщиков ответ на вышеуказанный вопрос — да, является. Минфин обязал налогоплательщиков в обязательном порядке включать суммы коммунальных платежей, перечисляемых арендатором поставщикам коммунальных услуг напрямую, в состав доходов. Вывод финансового ведомства прост: в случае, если договорами аренды предусматривается уплата коммунальных платежей арендаторами самостоятельно сверх сумм арендной платы, сумму этих платежей арендодатель должен учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу. Обоснования данному выводу в Письме нет.

Позиция финансового ведомства ожидаема. Исключить эти суммы из налогооблагаемого оборота организаций-«упрощенцев» для фискального ведомства представляется, видимо, недопустимым, тем более что этому есть, казалось бы, вполне логичное объяснение. Фактически арендатор погашает обязательство арендодателя перед коммунальщиками. В бухгалтерском учете такая оплата будет отражаться как погашение арендодателем своей кредиторской задолженности. Поэтому, на первый взгляд, вывод весьма обоснованный.

Обоснованный, если не заглянуть в проблему глубже, но до этого чиновники Минфина, естественно, не доходят. И действительно, зачем? Ведь этот анализ не позволит обложить налогом суммы, которые по сути доходом арендодателя не являются. По мнению Минфина, суммы, фактически проходящие транзитом от арендодателя к коммунальной организации, являются доходом первого и подлежат обложению единым налогом в полном объеме, так как при сдаче в аренду складских, офисных и торговых помещений суммы арендной платы, предъявляемые организацией арендаторам, не могут уменьшаться на суммы коммунальных платежей, уплачиваемых арендаторами самостоятельно энерго- и водоснабжающим организациям, поскольку эти платежи относятся к расходам по содержанию помещений, передаваемых в аренду.

Письмо Минфина, краткое и лаконичное, фактически не раскрывающее тонкости правовых отношений, возникающих между арендодателем, арендатором и поставщиком коммунальных услуг, наводит на мысль, что для чиновников из финансового ведомства все просто. Но мы, пока не проанализируем ситуацию, не прочувствуем ее экономической сущности и не раскроем ее перед нашими читателями, делать выводов не будем. Итак, какие взаимоотношения возникают в своеобразном «любовном треугольнике» арендодатель — арендатор — коммунальщик? Чем является для арендодателя сумма коммунальных платежей, перечисленных арендатором?

Минфин таким вопросом не задается. Точнее, для него ответ на него очевиден — эти суммы для арендодателя не что иное, как доход. Но одно из старых писем, видимо, хорошо забытое в Минфине, однако вышедшее из его стен, раскрывает сущность этих сумм несколько по-другому. Речь идет о Письме Минфина России от 29.10.1993 N 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве». Несмотря на то что оно, как следует из его названия, адресовано организациям ЖКХ, его положения в полной мере распространяются и на организации, не относящиеся к жилищно-коммунальной сфере, но сдающие в аренду объекты недвижимости. Тем более, как следует из текста данного документа, его авторы предусматривают более широкий круг субъектов, подпадающих под его действие. На это, в частности, указывает п. 10 этого Письма: суммы платы, взимаемой с пользователей коммунальных и других услуг (целевые сборы), получаемые жилищными или другими предприятиями и организациями, имеющими на своем балансе объекты жилищного фонда, направляются на покрытие затрат (целевых расходов) по статьям согласно утвержденным ими сметам. Сметы расходов целевого назначения по каждому виду коммунальных услуг должны предусматривать предстоящие платежи, а распределение расходов между пользователями этих услуг производится по их фактической стоимости.

Суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов над сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы на финансовые результаты от эксплуатационной деятельности или иной деятельности предприятий не относятся и на счете 80 «Прибыли и убытки» не учитываются.

Бухгалтерский учет вышеуказанных сборов и расходов ввиду их целевого назначения ведется обособленно от учета доходов и расходов по эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства или иной деятельности предприятия, на балансе которого находится жилищный фонд (на отдельных субсчетах к счету 96 «Целевые финансирование и поступления» по видам услуг, отопление, водоснабжение и канализация, электроэнергия, газ, горячее водоснабжение (подогрев воды) и т.д.).

Может быть, такой порядок Минфин установил только для наймодателей жилого фонда? Нет. «Экономической судьбе» коммунальной платы, полученной организациями, на балансе которых находится жилой фонд, в том числе и от арендаторов нежилых помещений, в Письме посвящен п. 11. Приведем его дословно:

«С квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений взимается плата за следующие виды коммунальных и других услуг: отопление, водоснабжение и канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение (нагрев воды), радио, телевизионные антенны, очистка выгребных ям в неканализованных домах, очистка за счет дополнительных сборов арендаторов при особом загрязнении участков, прочие коммунальные услуги.

При отражении в учете этих сумм на счете 96 «Целевые финансирование и поступления» следует иметь в виду, что по дебету отражаются следующие расходы:

по «отоплению» — стоимость израсходованного топлива, газа, материалов; заработная плата персонала, занятого центральным отоплением, с отчислениями на социальные нужды; уборка и вывозка шлака; износ малоценного инвентаря, инструмента и спецодежды; расход электроэнергии на двигатели и освещение котельной и другие расходы, связанные с центральным отоплением, а также суммы по счетам квартальных котельных и ТЭЦ при централизованном получении тепла для отопления;

по «водоснабжению и канализации» — стоимость израсходованной воды по счетам водоснабжающей организации согласно показаниям водомеров. Стоимость израсходованной воды распределяется: с квартиросъемщиков — исходя из норм, утвержденных местными органами власти; с арендаторов нежилых помещений — в пределах сумм, предусмотренных сметами (поливка улиц, расход воды на общественные туалеты, на центральное отопление и т.п.). Нераспределенная сумма составляет недобор и подлежит по решению местных органов власти списанию в убыток (если установлена утечка) либо довзысканию с квартиросъемщиков и арендаторов;

по «электроэнергии» — расчеты с квартиросъемщиками и арендаторами, пользующимися в отдельных случаях электроэнергией через счетчики жилищно-эксплуатационной организации. В этих случаях стоимость потребленной электроэнергии отдельными квартиросъемщиками и арендаторами определяется по мощности установленных у них токоприемников или по показаниям контрольных счетчиков;

по «газу» — расчеты с квартиросъемщиками за пользование газом аналогично учету расчетов за воду и электроэнергию;

по «горячему водоснабжению (подогреву воды)» — расчеты с квартиросъемщиками и арендаторами по снабжению горячей водой согласно смете или установленному расчету на каждого проживающего;

по «радио» — абонентная плата за пользование радиотрансляционной сетью в радиофицированных домах по предъявленным счетам жилищно-эксплуатационной организации организациями связи;

по «телевизионным антеннам» — расчеты за пользование проживающими коллективными антеннами по тарифу, установленному местными органами власти;

по «очистке выгребных ям в неканализованных домах» — расходы по очистке выгребных ям, распределенные по числу лиц, проживающих в домах и работающих у арендаторов нежилых помещений по тарифу, установленному местными органами власти;

по «очистке за счет дополнительных сборов арендаторов при особом загрязнении участков» — расчеты с арендаторами за уборку и вывозку мусора при особом загрязнении территории мусором из-за специфической деятельности арендатора (торговля овощами, столовые и т.п.);

по «прочие» — расчеты по прочим коммунальным услугам, покрываемым целевыми сборами».

Итак, в 1993 г. у Минфина экономическая сущность коммунальных платежей, полученных арендодателем, вопросов не вызвала — это средства целевого финансирования. Сейчас же они определяются как доход. Позвольте спросить, с чем связано такое «перерождение» экономической сущности коммунальных платежей? На наш взгляд, изменилась не экономическая сущность этих сумм, а сущность Минфина, который стал по сути фискальным ведомством и в связи с этим совершенно по-другому оценивает те или иные операции.

Еще раз зададимся вопросом, можно ли сказать, что арендодатель получает доход от реализации. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Если рассмотреть структуру взаимоотношений между арендатором, арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, то можно заметить, что арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг, ведь он их не производит. В подтверждение добавим, что арендодатель не имеет лицензии, дающей, например, право поставлять электроэнергию. Поставщиками являются энерго- и водоснабжающие организации. И для арендодателя коммунальные платежи, «перевыставляемые» арендодателем арендатору, являются транзитными. Являются ли они для арендодателя доходом? В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Разве возникает у арендодателя в анализируемой ситуации экономическая выгода? На наш взгляд, очевидно, что нет.

Возможно, есть какие-то другие моменты, которые позволили Минфину придти к такому выводу? Как сказано в ст. 346.15 НК РФ, доходы от реализации определяются в соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ, которым установлено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Может быть, коммунальные платежи можно причислить к поступлениям, связанным с расчетами за реализованные товары (работы, услуги)? Посмотрим, уплату каких платежей Гражданский кодекс связывает с договором аренды. Анализ гл. 34 ГК РФ позволяет сделать вывод, что арендатор по договору аренды обязан внести арендодателю лишь арендную плату, которая в силу ст. 614 ГК РФ осуществляется в виде:

  1. определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  2. установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  3. предоставления арендатором определенных услуг;
  4. передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  5. возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Из этих положений нельзя сделать вывод, что в рамках договора аренды могут предусматриваться какие-либо иные платежи, кроме арендной платы. Таким образом, если договор аренды содержит условие о дополнительном (сверх сумм арендной платы) платеже, то можно сказать, что фактически он является смешанным. В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В договоре, в котором оплата коммунальных услуг установлена сверх арендной платы, присутствуют признаки двух договоров: договора аренды и посреднического договора.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Откроем пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ и прочитаем: при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде… имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Поэтому коммунальные платежи арендатора, на наш взгляд, могут быть отнесены к доходам комиссионера, которые на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ можно не учитывать в целях налогообложения.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх