Кому обязательны профстандарты

Эффективный контракт

Несмотря на то, что бюджетным организациям нужно перейти на эффективный контракт, это не обязывает применять профстандарты. Такое мнение возникло в связи с тем, что эффективный контракт – это трудовой договор, в котором, помимо прочего, конкретизированы должностные обязанности работника (разд. IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р). В то же время нигде не сказано, что обязанности работника нужно брать из профстандартов.

Если обратиться к рекомендациям Минтруда России по оформлению трудовых отношений при введении эффективного контракта, там профстандарты упоминаются всего два раза (приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н; далее — Рекомендации). Сначала говорится о том, что трудовая функция указывается в договоре в соответствии с тем, как это сделано в справочнике или профстандарте, при условии, что это связано с предоставлением определенных льгот. Затем ведомство разъясняет: если трудовые обязанности полностью или частично совпадают с тем, что прописано в справочниках или профстандартах, то лучше использовать то наименование, которое содержится в этих документах (п. 10 Рекомендаций).

Риски для бюджетного учреждения при неприменении профстандарта

Вопрос

Мы бюджетная организация. Чем грозит учреждению работа сотрудников: без сертификата по профстандартам; не прошедших обучение по профстандартам? Сотрудники: бухгалтер и специалист по закупкам.

Ответ

Применение профстандарта по должности бухгалтера носит рекомендательный характер. Применение профстандарта специалиста по закупкам является обязательным. За неприменение профессионального стандарта работодатель может быть привлечен к ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.

Обоснование

Согласно ст. 195.3 ТК РФ с 1 июля работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах.

Наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, когда согласно ТК РФ или иным ФЗ с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Это следует из ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

В иных случаях требования профессионального стандарта носят рекомендательный характер (Письмо Минтруда России N 14-0/10/В-2253).

Профессиональный стандарт в отношении бухгалтера

На данный момент положения в части квалификации ни в Трудовом кодексе, ни в других актах, в отношении бухгалтеров для бюджетных учреждений не предусмотрены.

Закон о бухучете предусматривает требования исключительно к главным бухгалтерам и лицам, на которых возложено ведение бухучета, в определенных экономических субъектах. К ним относятся ОАО (кроме кредитных организаций), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органы управления государственных внебюджетных фондов, государственных территориальных внебюджетных фондов.

Для таких бухгалтерских работников профстандарт обязателен в части требований, перечисленных в Законе о бухучете и других специальных федеральных законах (например, в Федеральном законе от 07.02.2011 N 7-ФЗ).

Обратите внимание! Нормами ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ утверждено право Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями. Иными словами, с 1 января 2016 г. бухгалтеру бюджетного учреждения стоит следить за подобными инициативами, чтобы не упустить момент, когда профстандарты станут обязательными.

Пока же рассматриваемые стандарты являются только ориентирами и могут применяться в части указания наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у конкретного работодателя. На это обращается внимание в Информации Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»

Профессиональный стандарт в отношении специалиста по закупкам

Согласно поправкам в ТК РФ, если нормативный акт устанавливает требования к квалификации сотрудника, профстандарты в их части для работодателей обязательны.

Закон N 44-ФЗ предусматривает такие требования. Например, контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, учитывая, что законодательством Российской Федерации в сфере закупок установлены требования к квалификации, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 N Д28и-841).

Если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (на юридических лиц) (ст. 5.27, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017).

Напомним, что порядок применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями определен Постановлением Правительства РФ N 584. Согласно указанному документу учреждения не позднее 01.01.2020 обязаны осуществить поэтапный переход на применение профессиональных стандартов на основе разработанных планов по организации их применения.

Под иными нормативными правовыми актами подразумеваются постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми устанавливаются специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, которые носят нормативный правовой характер (например, приказы Минфина и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты (Информация Минтруда России от 05.04.2016).

На вопрос отвечала:
Елизавета Артуровна Карапетян,

ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Как дотянуть квалификацию работника до требований профстандарта

При успешном результате работнику выдадут сертификат о полном соответствии его квалификации нужному уровню.

Отклонения от требований профстандарта

1. Не совпадает уровень образования
Это самое нежелательное отклонение. Предположим, стандарт предусматривает наличие высшего базового образования, а у работника только среднее профессиональное. Поскольку уволить работника за несоответствие ПС нельзя, а работодателя оштрафовать за нарушение требований стандартов можно, то работодателю придется уровень образования «дотягивать» — направлять работника на обучение в ВУЗ. За чей счет? Заглянем в статью 196 Трудового кодекса: работодатель направляет работников на обучение за свой счет.
К счастью, в нашем примере такого несоответствия мы не выявили.

2. Нет нужной дополнительной подготовки
Это отклонение закрыть уже легче, быстрее, дешевле, чем повысить уровень базового образования. Дополнительное образование – это либо профпереподготовка, либо курсы повышения квалификации.
Профпереподготовка — полноценное обучение (курс) в образовательном учреждении по программе не менее 250 часов. В процессе переподготовки человек получает другую, дополнительную профессию.
Повышение квалификации возможно только по уже полученной профессии. Это программа продолжительностью не менее 16 часов, которая позволяет обновить знания по какому-либо узкому вопросу.
В нашем примере директору нужно иметь специальную проф.переподготовку в области УП — научиться методам развития, тактического и оперативного управления персоналом. Потому что именно директор у нас ставит задачи персоналу, определяет ресурсы и контролирует выполнение задач работниками.

3. Нет нужного опыта.
Это отклонение невозможно закрыть никаким обучением. Опыт – это время, в течение которого работник занимался той или иной деятельностью. В нашем примере у директора должен быть опыт работы в управлении персоналом от 5 лет, а у него всего 2 года, которые можно признать «управленческими».
Как же поступить? В этом случае никакой диплом нам не поможет, но есть вариант, который озвучен Минтрудом:

«В случае, если работник не имеет требуемого профессиональным стандартом уровня образования и (или) опыта работы, но обладает необходимой компетентностью, знаниями и умениями, он может быть допущен работодателем к выполнению трудовой функции, предусмотренной соответствующим профессиональным стандартом, в том числе по результатам аттестации, проводимой работодателем в установленном порядке».

Способы «дотягивания» квалификации работника

Хорошо, если документы работника подтверждают наличие у него необходимого опыта и образования. Тогда и делать-то ничего не нужно. А если нет образования и опыта? Что предпринять?

1. Доказать, что работник все-таки обладает необходимыми знаниями и умениями.
Этот способ подойдет не всем компаниям, но зато он не требует больших финансовых затрат. Доказать можно с помощью аттестации, проведенной по всем правилам трудового законодательства. Или можно оценку компетентности возложить на ЦОК — центры оценки компетенций. При успешном результате работнику выдадут сертификат о полном соответствии его квалификации нужному уровню.

2. Направить работника на обучение.
Этот способ более затратный, особенно если необходимо будет повышать уровень базового образования. Для этого составляется соглашение с работником, в котором прописываем, что работник обязуется учиться, после обучения обязуется отработать определенное время в компании, а работодатель со своей стороны оплачивает это обучение. А если работник вдруг решит уволиться по собственному желанию

«без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ)»

Причем, обучением считается не только учеба в ВУЗе, но и профпереподготовка. Запомните, что уволить работника за несоответствие профстандартам мы можем только в одном случае: если он реально не справляется со своей работой, потому что его квалификация недостаточна, и это мы подтвердили результатами аттестации.

В следующей статье я приведу пример плана, который можно составить для развития персонала.

Нужно ли проводить обучение сотрудников, если их образование не соответствует профстандарту?

Вопрос

Следует ли работодателю проводить обучение сотрудников, если их образование не соответствует профстандарту?

Ответ

Работодатель может принять решение о направлении работников на курсы повышения квалификации или на переподготовку в целях соответствия их требованиям профстандартов. Однако, на данный момент, такой обязанности у них нет. Необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

Обоснование

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Он содержит перечень знаний и умений, необходимых для качественного выполнения работником своих обязанностей на определенных должностях, в определенной профессии.

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профстандартами. Однако, по мнению Минтруда России, такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода. В отличие от Квалификационных справочников, профессиональный стандарт может содержать в себе требования, предъявляемые к разным должностям (профессиям), дифференцировать уровни квалификации работников, т.е. в профессиональных стандартах трудовые функции работников описаны более четко и подробно.

С 01.07.2016 профстандарты обязательны к применению работодателями, если это установлено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативными актами (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ):

  • постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
  • приказами федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, Приказы Минтранса России и др.).

Если обязательность применения стандартов не закрепят законодательно, то работодатели будут самостоятельно решать, что им использовать – Квалификационный справочник или профстандарт. Прописанные в профстандартах характеристики квалификации можно будет использовать как основу для определения требований к квалификации работников. При этом придется учитывать особенности трудового процесса, обусловленные применяемыми технологиями, организацией производства и труда.

Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральным законом с выполнением работ по каким-либо должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, то:

  • наименование этих должностей, профессий, специальностей;
  • квалификационные требования к ним;
  • требования к образованию и стажу работников должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках или профстандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Работодатель может принять решение о направлении работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях соответствия их требованиям профстандартов. Однако такой обязанности у них пока нет. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

Данная позиция изложена в п. 11 Письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253: «Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».
<Письмо> Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 <Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов> (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»)

На вопрос отвечала:
Ольга Яковлевна Решетова
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Введение профессиональных стандартов на территории РФ: обязательное или рекомендуемое?

В данной статье начнем разбираться в вопросах введения профессиональных стандартов на территории РФ. Всех интересуют аспекты, связанные с обязательностью этого процесса, особенностями и практикой применения.
Значительным изменением явилась замена привычных квалификационных справочников должностей и специальностей на профессиональные стандарты.

Причина замены:

Развитие системы профессиональных квалификаций, включая разработку профстандартов и внедрение механизма оценки квалификаций, вошло в утвержденный Правительством РФ «антикризисный план» на 2016 год. На деле документ закрепил сроки и направления работ по повышению уровня профессионального образования в России, которые ведутся на протяжении нескольких последних лет.

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий. Создания профстандартов прежде всего потребовал сам рынок труда, который постоянно развивается и обновляет требования к профессиональным навыкам и компетенциям для работников. Появились и новые профессии, которые в ЕТКС просто отсутствуют.

Для работодателя практическая значимость профстандарта заключается в том, что на его основе можно устанавливать более конкретные требования к деятельности работника, учитывая при этом трудовую специфику самого предприятия.

На основе уже принятых профессиональных стандартов формируются образовательные стандарты и разрабатываются актуальные программы подготовки специалистов. Таким образом планируется решать важную для большинства отраслей проблему последних лет – несоответствие знаний и навыков выпускников учебных заведений тем требованиям, которые предъявляют работодатели.
Кроме того, с новыми профстандартами работодатель получает современное название должностей, полный перечень трудовых функций и действий, которые должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, а также указание уровня образования и опыта работы, которые требуются для той или иной профессии.

Профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения (подготовки и переподготовки) и аттестации своих работников, при разработке должностных инструкций и тарификации работ, при установлении системы оплаты труда и т.д.

В России уже сложившаяся мировая практика разработки профессиональных стандартов начала активно внедряться лишь с 2012 года, по принятому плану разработки ПС до 2015 года. Хотя первые современные профстандарты были подготовлены еще в 2007 году по инициативе самих работодателей для работников производства и обслуживания в сфере индустрии питания. Сегодня все принимаемые стандарты размещаются на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/).

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов.

Понятие «профессиональный стандарт» было введено Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ в Трудовой кодекс РФ в статье 195.1 Кодекса.

Из истории профессиональных стандартов в России:

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам – у Великобритании.
Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов.

Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007–2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.

В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.

В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», – говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.

Система профессиональных стандартов:

Определение термина «профессиональный стандарт» можно найти в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ. В соответствии с ним профстандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Обратите внимание: эта квалификация не желаемая или рекомендуемая, а именно необходимая. От Единого квалификационного справочника и Единого тарифно-квалификационного справочника профстандарт отличается структурой описания профессиональной характеристики, которая в ПС использует более актуальную структуру, включающую требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и к опыту работы. По сути, система профессиональных стандартов должна дать ответ на вопрос: «как работник обязан выполнять свои обязанности для достижения наибольшей эффективности и оптимального результата».

Цель введения профессиональных стандартов на территории РФ:

Задача введения новых профессиональных стандартов (как одного из примеров модернизации государственной социальной политики) – преобразовать систему квалификаций и компетенций работников для создания актуальной системы, заменяющей устаревшие единые квалификационные справочники. По сути, мы говорим о необходимости обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые присутствуют в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018 годы на основании поручений Президента Российской Федерации, присутствующих в соответствующих указах на период до 2018 года. Новые профессиональные стандарты должны занять место квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик должностей и профессий, которые на данный момент входят в состав квалификационных справочников (Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли).

Первые шаги по новым стандартам:

В общей сложности на конец 2015 года было принято более 800 профессиональных стандартов по всем сферам промышленности.

Для рыбной отрасли на сегодняшний день утверждено порядка 20 профессиональных стандартов. Среди них:

— гидробиолог;
— изготовитель орудий лова;
— инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов;
— инженер-рыбовод;
— рыбовод;
— специалист по добыче рыбы;
— ихтиолог;
— мастер по добыче рыбы;
— микробиолог;
— технолог по переработке рыбы и морепродуктов;
— обработчик рыбы и морепродуктов;
— оператор коптильной установки;
— оператор линии производства кулинарных изделий из рыбы и морепродуктов;
— оператор рыбопромысловых машин;
— капитан судна рыбопромыслового флота;
— матрос на судах рыбопромыслового флота.

Еще по четырем специальностям более широкой сферы осуществляется подготовка работников, которые также заняты на предприятиях рыбной отрасли:

— специалист по качеству продукции;
— специалист по логистике на транспорте;
— специалист по метрологии;
— специалист по сертификации продукции.

На основе принимаемых стандартов учебные заведения разрабатывают программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Как правило, это работа по заявкам, т.е. по конкретным обращениям работодателей. Как рассказала Fishnews начальник учебно-организационного отдела Института повышения квалификации Дальрыбвтуза Оксана Шепелева, пока рыбопромышленные компании никто не обязывает к переходу на новые профстандарты, поэтому от бизнеса в ИПК обычно обращаются с единичными запросами на подготовку узких специалистов (наблюдателей на промысловые суда, технологов обработки икры и т.п.).

Реже в институты повышения квалификации приходят люди, желающие сменить сферу деятельности. «Допустим, технолог решил переквалифицироваться в специалиста в области марикультуры или наоборот. Такие случаи единичны, но не менее ценны для нас, ведь это люди, которые точно знают, чем хотят заниматься и что их будущее будет связано с отраслью. Поэтому мы работаем по всем обращениям», — привела пример Оксана Шепелева.

В то же время все чаще за знаниями стали приходить люди, у которых был долгий перерыв в работе по основной профессии. Чтобы вернуться в море, им необходимо пройти восстановительные курсы. «Если прежде таких людей было не более 5% от общего числа обратившихся к нам, то за последние полгода их уже порядка 20%! Это говорит о том, что на берегу с работой стало сложнее, и электрики, рефмеханики, судомеханики, которые в свое время уходили из отрасли, сегодня пытаются восстановиться. С другой стороны, и судов становится меньше, это дополнительно усложняет ситуацию и требует большей компетенции от работников», — отметила представитель Института повышения квалификации.

По новым образовательным программам в ИПК обучаются и специалисты государственных структур. Например, по стандартам «ихтиолог», «гидробиолог» сегодня повышают квалификацию инспекторы территориальных управлений Росрыболовства.

Вывод:

В профстандарте видится логическое развитие и адаптация требований к текущим трендам оптимизации рынка труда, включая профессионально-трудовые качества и взаимоотношения работников и работодателей. Он может стать гибким и эффективным инструментом, который способен адекватно и прозрачно регулировать трудовые отношения на уровне профессий, специальностей и должностей. Введение профстандартов сможет влиять на образовательные стандарты.

В следующей статье будет сделан акцент на содержательной части профстандартов, их структуре, особенностях разработки и применения согласно законодательству РФ в этой области…

Минтруд
России разъяснил порядок применения профстандарта для специалистов по охране
труда

  1. В соответствии с частью второй статьи 195_3 Трудового кодекса РФ с 1 июля 2016 года работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н.
  2. Профстандартом установлено, что при наличии непрофильного высшего или среднего образования специалисту по охране труда необходимо дополнительное профессиональное образование в области охраны труда (профессиональная переподготовка по направлению «Техносферная безопасность»).
  3. Организации государственного сектора должны применять профстандарты с учетом положений постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Кроме того, в письме даны разъяснения и по некоторым иным вопросам в сфере охраны труда:

  • Согласно Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей; при этом в соответствии с пунктом 3 Рекомендаций службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
  • Рекомендации не являются нормативным правовым актом, поскольку не зарегистрированы Министерством юстиции России, и носят рекомендательный характер.
  • Численность службы охраны труда не должна согласовываться с государственной инспекцией труда.
  • Специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в связи с чем не может рассматриваться как должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
  • Отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований части 1 статьи 217 Трудового кодекса РФ и может послужить основанием для привлечения должностных лиц и юридического лица к административной ответственности.

Источник: ТЕХЭКСПЕРТ

Блог

Как отмечено в письме Минтруда России от 12.12.2018 № 14-3/ООГ-9895:

1. Требования к квалификации работников могут содержаться в профстандартах, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), отдельных федеральных законах или иных нормативных правовых актах.

2. Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Кроме того, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах.

В остальных случаях положения профстандартов носят рекомендательный характер.

3. Отсутствие разработанного профстандарта по должности, профессии, специальности в реестре профстандартов не дает основание работодателю исключать ее из штатного расписания организации или заменять на должность, по которой профстандарт уже разработан.

Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения по выполнению работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо.

Минтруд разъяснил, в каких случаях будут штрафовать за неприменение профстандартов

С 1 июля 2016 года работодатели и работники смогут начать пользоваться профессиональными стандартами – наборами квалификационных требований для специальностей, признанных приоритетными для экономики страны. Представители Минтруда ответили на вопросы, возникающие у сторон трудовых отношений в связи с новыми правилами работы. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Министерство труда и социальной защиты выпустило информацию по вопросам применения профессиональных стандартов. Она представлена в форме ответов на наиболее популярные вопросы, связанные с переходом на новые квалификационные требования к принимаемым на работу и уже трудоустроенным гражданам, поэтому будет полезна и работодателям, и работникам.

Чиновники напоминают, что профессиональные стандарты определяют набор трудовых функций, знаний и умений конкретного специалиста. По ним должно проходить обучение, в том числе повышение квалификации. При этом, по закону, профстандарты не являются обязательными для всех работодателей, но могут помочь сориентироваться при выстраивании кадровой политики.

Гражданам, интересующимся, каким характеристикам необходимо соответствовать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, Минтруд предлагает ознакомиться с реестром профессиональных стандартов, доступных на сайте. Здесь же имеется информация о планирующихся изменениях и дополнениях, а также уведомления о разработке квалификационных требований к иным специальностям. Чиновники уточняют, что пока идут формирование базы стандартов «с учетом приоритетных направлений развития экономики».

В перспективе ожидается, что профессиональные стандарты полностью заменят Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), сведения из которых сейчас используются работодателями, например, при составлении штатного расписания или заполнении трудовой книжки работника. Для этих целей профстандарты надо будет использовать уже с 1 июля 2016 года, если в законе прямо указана соответствующая обязанность.

В Минтруде отмечают, что профессиональный стандарт по большей части носит рекомендательный характер, хотя и является нормативным правовым актом. Это значит, что его положения не обязательно применять в полном объеме, за исключением той части, которая предусмотрена в или «профильных» федеральных документах. По этой же причине уволить работника в случае его несоответствия утвержденным квалификационным требованиям, а также изменить список его обязанностей работодатель в одностороннем порядке не имеет права. Расширение обязанностей позволено только при обоюдном согласии, оформленном должным образом, напоминают чиновники. Что касается несоответствия работников требованиям к образованию и стажу, которые содержатся в профессиональных стандартах, эти нормы являются обязательными в двух случаях:

  1. если у работника при выполнении работы имеются льготы, гарантии и/или ограничения;
  2. если соответствующие требования к образованию и стажу уже установлены трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Вместе с тем не отменяется правило, по которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно свои трудовые обязанности, смогут занимать соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии.

В информации Министерства труда неоднократно подчеркивается, что профстандарты обязательны только в той части, которая уже ранее предусмотрена действующим законодательством. Особенности их применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, а также госкорпорациями, госкомпаниями и хозяйственными обществами, где более 50% акций (долей) находится в государственной или муниципальной собственности, дополнительно будет устанавливать правительство. Только при несоблюдении таких требований работодателей можно будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ, а «в остальных случаях все требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны», подчеркивают федеральные чиновники.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх