Конкретно исторические ценности

Таблица 1

Критерии и показатели проявления у старшеклассников ценностной ориентации

Критерии

Показатели

1.Когнитивный

Полнота знаний о ценностях

Системность знаний о ценностях

2. Эмоционально- оценочный

Характер объектов эмоционально-оценочного отношения

Форма эмоционально-оценочного отношения к объектам

3. Мотивационно- поведенческий

Характер мотивов активности в присвоении ценностей

Степень сформированности поведения

Ведущим средством обучения выступают учебные задачи ценностно-смыслового характера, классифицируемые по содержанию, по форме отражения «ценностной» реальности, по характеру и форме заданности искомого, по уровню сложности. Отличаясь полифункциональностью, они выступают основанием для конкретизации и выстраивания системы дидактических средств на каждом этапе процесса обучения в зависимости от уровня сформированности ориентации.

В качестве средства достижения поставленной цели можно использовать объяснительно-иллюстративное изложение, художественные тексты, учебные задачи ценностно-смыслового характера. Формирование компонентов ценностной ориентации обусловливалось спецификой присвоения содержания ценностей.

Таким образом, сущность ценностно-ориентационной деятельности учащихся состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у школьников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.

3. Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в воспитании и образовании

3.1. Виды ценностей

Общечеловеческие ценности. С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости и т. д. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений.

Конкретно-исторические ценности. Конкретно-исторические ценности всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Эти ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия — это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.

Воспитание тоже носит конкретно-исторический характер и всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

  1. формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;
  2. формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;
  3. воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;
  4. приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;
  5. воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;
  6. воспитанию автономно развитой личности, предполагающему формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;
  7. развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание ею настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Успешность воспитательной задачи акции как единство воспитательной цели-содержания (средств и способа достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника.

Индивидуальные ценности. Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Д. Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.

Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник — это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.

Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается употребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения родители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родителей представление о том, что «наркотики — серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».

По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.

Время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

3.2. Ценности воспитания и образования: роль, взаимосвязь и иерархия в педагогике

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные – в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; конкретно-исторические; групповые – расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К. С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И. А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей (конкретно-исторических). Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

Никандров Н. Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е. П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью (индивидуальные): семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные (конкретно-исторические): нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими (общечеловеческие). Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В. С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали». Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом — более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т. д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они — осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

контракт чаще всего заключается по итогам конкурсных процедур. Проанализированные подходы каждый по-разному истолковывают правовую природу ГЧП. Их наличие говорит о весьма сложном и неоднозначном строении ГЧП, ее многофункциональности, многообразии форм и видов сложнейшем взаимодействии социально-экономических и культурно-политических факторов, определяющих вектор развитиячастно-публичного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коженко Я.В. Институционально-правовые формы лоббистской деятельности в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Коженко Я.В., Пашковский П.В. Формы и виды государственно-частного партнерства в условиях модернизации системы государственного управления в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. — 2015. -№ 2-2. -722.

4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. — М., -2002.

5. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. — М.: Либроком, -2009. — 232с.

6. Тимошенко И.В. Концепция формирования понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности // Юристъ — Правоведъ. — 2007. — № 5. — 16 с.

7. Эйнштейн А. Физика и реальность. — М., 1965.

С.П. Федоренко

ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В работе анализируется роль и значение правовых ценностей в жизни современного российского общества. Изучается какая аксиологическая система легла в систему права Российской Федерации и насколько правовые ценности коррелируют с иными социальными ценностями российского общества. Изучается влияние правовых ценностей на формирование правовой духовной сферы человека и на эффективность правоприменительной практики.

Ключевые слова: правовые ценности. Правовая аксиология. Правовые ценности и российское общество.

S.P. Fedororenko

LEGAL VALUES IN THE LIFE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY.

Key words: Legal value. Legal axiology. Legal value of Russian society.

В каждом современном обществе не зависимо от той правовой семьи, в которой находится парадигмирующая его государственность, постулируется система ценностей. Проблема социальных ценностей восходит своими корнями к временам гораздо более древним, нежели эра государственной организации общества. После того как человек обособился от остальной живой природы, происходит формирование системы ценностей, в которую входят не только природные факторы (климат, урожайность, обилие добытой и собранной в природе пищи и т.п.), но и предметы культуры, созданной им самим. Причем эта культура сразу же начинает делиться на материальную (одежда, оружие, плавательные средства и т.п.) и духовную (мифы, легенды, придания, табу, мононормы, передаваемые идеальным способом в условиях отсутствия письменности). Причем следует отдельно отметить, что само объединение людей в общество представляет собой ценность, носящую базовый характер. Так как без социальной интеграции не возможен процесс социализации, формирующий человека.

С возникновением государства встает вопрос о ценности права. Этот вопрос остается обсуждаемым, и дискуссионным по сей день, не смотря на его многовековую историю. Уже в Древней Греции мыслителипо-разному оценивали ценность права. Так Гераклит указывал, что: «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены», а Демокрит считал, что: «Веленья законов надуманы, тогда как веленьям природы присуща внутренняя необходимость. Вдобавок веленья законов не суть нечто прирожденное, но результат соглашения, тогда как веленья природы суть нечто прирождённое, а не результат соглашения» . И далее во многих учениях, правовых научных

школах, научных концепциях мы видим обоснование различных аксиологических систем. Взять, например, школы конфуцианства и легизма в Древнем Китае, теологическую и либеральную доктрины в Европе позднего Средневековья, буржуазно-демократическую и марксистско-ленинскую доктрины в России период двоевластия и масса других примеров.

В современных российских условиях базовые социальные ценности закрепляются в Конституции Российской Федерации. Она провозглашает приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина, которые получают свою конкретизацию, как в тексте самой Конституции, так и в остальных законах и подзаконных нормативных правовых актах, действующих на территории нашего государства.

Профессор А.И. Овчинников указывает на то, что в последние годы в России сложилось целое самостоятельное направление конституционной аксиологии, под которой следует понимать область научно-теоретического познания конституционно-правовых ценностей, их иерархических взаимосвязей, объективации и отражения в конституционных нормах и принципах, приоритетах конституционно-правовой политики . Данное направление вызывает исследовательский интерес с различных позиций, в том числе и с позиций научной школы самобытности российской государственности и исторической судьбы российского государства.

Современное гуманитарное знание в качестве социальных ценностей определяет свойства предмета, процесса или явления, имеющие значение либо способные оказывать влияние на человека, семью, общество и государство. Ценности тесно сопряжены с интересами человека, и подчиняются законам социума, один, из которых указывает на неизбежность формирования иерархии. Если взять любую организацию трудовую, религиозную, муниципальную, государственную и т.д., она будет представлять собой пирамиду с одним главой (начальник, патриарх, мэр, президент и т.д.) и большим количество подчиненных, делящихся на группы в иерархическом принципе, где каждая вышестоящая группа менее многочисленна, чем предыдущая. То есть, каждая система ценностей также представляет собой иерархию, в которой одни ценности являются более высокими и значимыми нежели другие, поэтому можно встретить ситуацию, при которой значимые и менее значимые ценности соотносятся как цель и средство.

Обращаясь к системе права, которая в своей сущности состоит и правовых норм, можно отметить, что практические любая, из них является способом обеспечения какой-либо ценности. И что характерно, формируясь в систему, нормы права отражают и аналогичную системность ценностей. Отсюда неизбежная причинно-следственная связь между системой права, правовой системой и системой ценностей. Неизбежно в правовых нормах, издаваемых государством, кристаллизуется система ценностей, а система либерально-демократических ценностей предусматривается в Конституции РФ и в соответствующей ей правовой системе, например, социалистическая иерархия ценностей постулировалась через конституции СССР и РСФСР в правовой системе Советского государства.

В качестве наиболее общего определения правовых ценностей детерминируют закрепленные в системе права, а так же выводимые в процессе толкования правовых норм основополагающие общественно значимые идеалы, блага, принципы, концепции, приоритеты, определяющие содержание правовой политики государства и юридической практике правоприменителя. Обобщая юридическую литературу, имеющую предметом своего исследования правовые ценности, можно выделить следующие их характеристики: если в содержании нормы не отражена какая-либо конкретная ценность, то она может быть выведена путем толкования нормы права; иерархическое соотношение правовых норм, отражающее фактическое содержание и ценностей выявляются при условии применения и интерпретации норм права в конкретной жизненной ситуации; смысловой наполнение правовых ценностей в современной России формируется в контексте действия международного права в виде международных договоров Российской Федерации, общепризнанных норм, принципов и идеалов международного права.

Можно согласиться с широко распространенным мнением о том, что в современном российском государстве и обществе задается система ценностей, прописанных в Конституции Российской Федерации. Она создает иерархию ценностей для всего российского законодательства, так как конституционные нормы представляют собой цель, а все законодательство их обеспечивающее — правовые средства. Можно согласиться с мнением, что «Ценностная иерархия, определённая Конституцией РФ 1993 года, является важным сегментом либеральной идеологии, может быть названа индивидуалистической, основывающейся на принципах рационалистической версии естественного права» . Поэтому, на наш взгляд,в контексте реализации аксиологических конституционных принципов, очень важна интерпретация такой базовой ценности как свобода. В учении либерализма можно встретить различные подходы к пониманию свободы как государственно-правовой, так и философско-правовой категории. Среди этих направлений можно выделить два тренда в контексте понимания свободы. Первый понимает свободу как «свободу от», что об-

ладает большим деструктивным потенциалом, так как такое понимание свободы зачастую отождествляет ее с вседозволенностью. Другое понимание свободы, это «свобода для», то есть ее понимание сопряжено с созидательной деятельностью, являющейся основой жизни государства и общества. Понимание в качестве ценности атомарного индивида, несет значительный, деструктивный потенциал, так как имеет социальную центробежную направленность. Поэтому следует развивать направление понимания ст.2 Конституции РФ — «прав и свобод человека как вышей ценности» только в контексте социальной группы (семьи, трудового коллектива, команды и т.п.). Это будет способствовать единению народа и консолидации усилий для достижения жизненно важных целей.

Можно указать следующие основные направления анализа конституционно-правовых ценностей: во-первых, сама конституция признается в качестве ценности. Постулируется, что правовая система государства, построенная без конституции как основы является менее совершенной, нежели аналогичная система с конституцией; во-вторых, содержащиеся в конституциях «передовых цивилизованных стран» ценности аналогичны друг другу и тиражируются из конституции в конституцию на протяжении столетий, что подчеркивает их общепризнанность и правильность; имплицитное выражение универсальных конституционных, естественно-правовых ценностей подчеркивает сущность и предназначение государства и права; система идей, складывающихся в идеократическую систему, которая отвечает за цели, направления и режим развития государства и общества.

Обозначенная ценность Конституции обусловлена тем, что она содержит главные правовые ценностные императивы общества, организуемого государством, правовые принципы и идеалы, а так же более конкретные конституционные установки, утверждающие основы и ориентиры правопорядка в отдельных сферах общества и государственной жизни . Следовательно, определяющее значение имеют свойства конституциикак нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием,выполняющего учредительные функции и закрепляющего статус человека, строй государства и принципы взаимоотношений между ними. Это важно для формирования системы ценностей, так как конституция является одновременно и фундаментом для всего остального права и координатором, как законодательного изменения права, так и условий его реализации.

Возвращаясь к иерархии ценностей закрепленных в Конституции РФ, следует отметить, что первостепенными выступают те ценности, которые являются первопорядковыми, и при их отсутствии будет невозможно реализовывать остальные ценности. К таковым следует отнести безопасность государства и общества. Можно согласиться, что ради них «могут быть ограничены любые права и даже право на жизнь» . В частности сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие дают присягу жертвовать своей жизнью ради безопасности общества и государства.

Следует согласиться с мнением исследователей, которые считают, что конфликт ценностей может быть опаснее, чем монопольное регулирование экономики или тоталитарный режим в обществе, поэтому от правильной расстановки аксиологических приоритетов зависит судьба государства и общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Малахов В.П. Правовая мысль: Антология М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

2. Овчинников А.И. Конституционно-правовая аксиология в современной России // Философия права. 2015. № 5.

4. Бондарь Н.С. Ценность Конституции России как юридического акта и социокультурного явления (к 20-летниму юбилею) // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх