Конституция РФ о собственности

Как закрепляет право собственности Конституция РФ

В Основном законе нашей страны статей, посвященных праву собственности, не так уж много. В них закрепляются основополагающие принципы правового регулирования этого института.

Назовем нормы Конституции РФ, посвященные праву собственности:

  1. Декларирующие защиту права собственности (ч. 2 ст. 8) во всех формах. Причем в Основном законе называются 3 формы собственности:
    • частная (собственность граждан и предприятий);
    • государственная (собственность Российской Федерации и ее субъектов);
    • муниципальная (собственность муниципальных образований).

    ВАЖНО! Данный перечень не является закрытым.

  2. Посвященные праву собственности отдельных специфических объектов:
    • нормы о возможности иметь в собственности (независимо от ее формы) землю и иные природные ресурсы (ч. 2 ст. 9, ст. 36);
    • нормы о защите интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).
  3. Регламентирующие компетенцию и полномочия государственных и муниципальных органов по вопросам собственности:
    • нормотворчество по вопросам федеральной собственности (п. «д» ст. 71);
    • нормотворчество по вопросам разграничения государственной собственности (п. «г» ст. 72);
    • полномочия по управлению собственностью Российской Федерации (п. «г» ст. 114);
    • обязанность по защите собственности (п. «е» ст. 114);
    • полномочия по управлению муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132).

Какими средствами гарантирует Конституция право собственности

В предыдущем разделе мы пропустили еще одну важнейшую статью Конституции РФ, посвященную праву собственности. Сделали мы это намеренно. В этом разделе разберем, какими практическими средствами для защиты собственности Основной закон наделяет своих граждан и иных лиц.

Если говорить о конкретных гарантиях, направленных на охрану права собственности, то следует руководствоваться ст. 35. В ней нашли свое отражение следующие постулаты, призванные обеспечить защиту прав собственника:

  • Право на защиту собственности законом. Речь идет обо всей совокупности правовых норм государства, встающих на защиту этого института. Сюда входят нормы различных кодексов: Гражданского, Уголовного, Земельного и др.
  • Право иметь имущество в собственности и реализовывать правомочия. Правом обладать собственностью наделяются не только граждане РФ, но и другие лица (имеющие иное гражданство или не имеющие никакого). Содержание правомочий собственности в Конституции не раскрывается, но мы обязательно поговорим о них чуть позже.
  • Недопустимость лишения кого бы то ни было имущества, за исключением изъятия имущества у собственника по судебному решению. Примером такового может служить конфискация при применении мер административной (ст. 3.7 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 104.1 УК РФ). Однако следует упомянуть, что, помимо конфискации, существуют иные способы лишения имущества, причем во внесудебном порядке, например при обращении взыскания на имущество для погашения налоговой задолженности.
  • Изъятие имущества для государственных нужд в принудительном порядке только при условии предоставления равноценной компенсации. Речь идет о национализации имущества, и презюмируется ее обязательная возмездность.
  • Гарантия наследования. Под этим следует понимать и право человека передать имущество по наследству, и право наследника на переход к нему прав на имущество умершего наследодателя.

Как понимается право собственности в ГК РФ: правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом

Институту права собственности ГК РФ посвящен весь раздел II ч. I. Здесь урегулированы вопросы:

  • возникновения и прекращения прав на имущество;
  • взаимоотношений 2 и более собственников одной вещи (общая собственность);
  • особенностей реализации своих прав собственником особых объектов (земли, жилья);
  • защиты собственности.

ГК РФ, развивая положения Основного закона, раскрывает институт собственности через триаду правомочий собственника:

  • владеть (физическое обладание вещью);
  • пользоваться (возможность эксплуатировать, извлекать полезные свойства);
  • распоряжаться (возможность самостоятельно определять судьбу вещи: продать, передать по наследству и даже уничтожить).

Правомочия собственника небезграничны:

  • Во-первых, действия собственника в отношении его вещи не должны противоречить законодательству (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
  • Во-вторых, такие действия не должны каким-то образом негативно влиять на права и интересы других людей.
  • В-третьих, на целый ряд объектов законом могут быть наложены ограничения относительно их оборотоспособности (ст. 129 ГК РФ).

ВАЖНО! Указом Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» от 22.02.1992 № 179 установлены ограничения на свободную продажу некоторых вещей. К таким объектам относятся яды, драгметаллы, вооружение, лекарства и многое другое.

Реализация правомочий собственника земельного участка также имеет свои особенности. Так, собственник, помимо названных выше общих ограничений, при совершении действий (или бездействия) со своей собственностью должен помнить об окружающей среде и не наносить ей вред.

Право собственника распоряжаться своим имуществом

В данном разделе более подробно разберем правомочие собственника на распоряжение вещью. Такое пристальное внимание обусловлено тем, что именно в результате распоряжения вещью собственник может утратить свое право и перестать быть таковым.

Распоряжение вещью может осуществляться путем:

  1. Отчуждения вещи. При этом собственник навсегда утрачивает свои права на имущество, а точнее, безвозвратно передает их другому лицу. Такая передача происходит на основании заключенной собственником сделки (договора продажи, дарения или путем внесения в качестве вклада в уставный капитал корпорации).
  2. Временной передачи права владения и пользования вещью. При этом право собственности остается за собственником, он только на время теряет возможность физического обладания вещью и извлечения доходов из такого обладания. В качестве примера можно привести сдачу имущества в аренду (гл. 34 ГК РФ) или его передачу в доверительное управление (гл. 53).
  3. Временной передачи имущества в залог (§ 3 гл. 23 ГК РФ). Такой способ распорядиться вещью может характеризоваться сохранением возможности физического обладания, а также извлечением дохода, но невозможностью распоряжения имуществом (залог с оставлением предмета залога у залогодателя). По-другому обстоят дела, если вещь отдана в залог ломбарду. В этом случае собственнику временно недоступны все 3 правомочия.
  4. Уничтожения вещи. Да, это тоже распорядительный акт собственника. В отличие от предыдущих способов распоряжения, заключение сделки об уничтожении вещи собственнику необязательно.

ВАЖНО! На собственника может быть наложена обязанность по уничтожению принадлежащего ему имущества. Так, определением Верховного суда РФ от 25.09.2015 № 305-ЭС15-11540 была подтверждена правомерность возложения на собственника обязанности уничтожить принадлежавший ему товар в качестве одного из допустимых способов защиты исключительных прав по ст. 1252 ГК РФ.

Уничтожению подлежат также некачественные пищевые продукты (ч. 2 ст. 3 закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ).

Право хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения: как они определяются в Гражданском кодексе РФ

Говоря о праве собственности, следует упомянуть о том, что существуют схожие по своей конструкции права, которые тем не менее правом собственности не являются. Речь идет о так называемых вещных правах. К ним относятся, в частности:

  1. Право пожизненного наследуемого владения. Данное право возможно только в отношении участков земли (ст. 265 ГК РФ). Фактически собственником такого участка выступает государство или муниципалитет, передавшие его землевладельцу в пользование (п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Следует отметить, что государство постепенно отказывается от данного вещного права и проводит политику, подталкивающую к передаче таких участков в аренду или собственность.
  2. Право хозяйственного ведения имуществом. Его носителем выступает унитарное предприятие (государственного или муниципального подчинения). В ст. 294 ГК РФ такое предприятие наделяется всеми 3 правомочиями собственности, но при этом упоминается об ограничениях. Субъект этого права не может сдать выделенную ему недвижимость в аренду, отдать ее в залог или продать.
    Так, Верховный суд РФ своим определением от 05.12.2016 по делу № 301-ЭС15-11877 подтвердил ничтожность договора, заключенного унитарным предприятием без согласия собственника недвижимости.
  3. Право оперативного управления имуществом. В этом случае в качестве субъектов выступают учреждение или казенное предприятие (ст. 296 ГК РФ). Их полномочия по распоряжению более ограниченны. Они не вправе совершать какие-либо распорядительные действия с имуществом без согласия собственника.
    Так, Верховный суд РФ в определении от 11.08.2016 по делу № 306-ЭС16-3182 отметил, что ввиду отсутствия согласия собственника учреждение не могло продлить договор аренды, ранее заключенный им с арендатором.

В заключение отметим, что нормы Основного закона РФ, посвященные праву собственности, хотя и носят отчасти декларативный характер, тем не менее устанавливают важнейшие гарантии по защите такого права. В ГК РФ более детально раскрывается содержание права собственности, а также вещных прав, имеющих схожую конструкцию правомочий, но имеющих ряд ограничений по распоряжению имуществом.

> Анализ отношений собственности в системе экономических отношений в России

Формирование института собственности в России

Формирование институтов собственности в России можно считать исторически обусловленным процессом, который не укладывается в модель традиционной эволюционной экономики, предусматривающей развитие экономических институтов от менее эффективных к более эффективным.

Механизм действия института власти — собственности не является уникальным для российской экономики. В западной Европе в раннее средневековье также наблюдался феномен единства политической и экономической сфер, который опирался на институт власти-собственности.

Однако развитие собственности в России значительно отличалось от классического феодализма. В классическом феодализме собственность, преимущественно земельная, рассматривалась двояко: она давала владельцу определенные права и накладывала на него соответствующие обязанности. Элита исполняла обязанности вассальной верности и военной службы, а крестьяне несли трудовые, а иногда и военные повинности. Постепенно в Западной Европе с исчезновением обязанностей военной службы и ослаблением уз личной верности обладание собственностью стало рассматриваться как абсолютное право, с которым могут быть связаны лишь договорные обязанности.

Власть — собственность возникает в условиях, когда происходит монополизация должностных функций в общественном разделении труда, когда власть и господство основываются не на владении собственностью как таковой, а на высоком положении в традиционной иерархии. Также подобные способы монополизации связываются с экономико-институциональной организацией стран Востока, причем как относящихся к периоду средневековья, так и к временам нового времени. Например, в истории Китая были периоды, когда правители поощряли развитие торговли, но чаще правители устанавливали контроль над правами собственности и занимались конфискацией. Как справедливо отмечает Б. Льюис: «На Западе состояния создаются на рынках и затем используются, чтобы купить власть или воздействовать не нее. На Востоке власть захватывают и используют для того, чтобы делать деньги. С точки зрения морали разницы здесь нет, но воздействие на экономику и на государственное устройство очень различно».

Формы монополизации государством — классом функций в общественном разделении труда могут быть различны:

монополизация функций распределения совместно произведенного продукта или его части;

монополизация сферы обмена в условиях, когда общество постоянно нуждается в отсутствующих или недостающих факторах производства или средствах существования;

монополизация условий производства (инфраструктуры, накопленного производственного опыта, знаний, защиты и т. п.);

монополизация функций контроля и управления общественным производством или отдельными его отраслями.

Институт власти — собственности показывает свою относительную эффективность в периоды мобилизационного, нестабильного развития общества, ведения войн и расширения территории государства. Однако в более спокойные периоды функционирование института власти-собственности не приводит к формированию стимулов к накоплению и инвестированию в объекты собственности, которые возникают при абсолютной частной или индивидуализированной собственности. В отличие от власти-собственности, формирование института индивидуализированной собственности является предпосылкой становления эффективной рыночной экономики.

В российской истории можно найти пример одновременного существования различных институциональных режимов собственности. В начале 15 века сформировались две модели собственности на землю как доминантный для того время хозяйственный актив, которые нами различаются: новгородская и московская. Московская модель характеризуется вотчинным землевладением, которое послужило в дальнейшем основой формирования института власти-собственности. Новгородская модель, напротив, отличается либеральным характером, фактически абсолютным правом собственности и многосубъектностью землевладения. Относительно перспектив институционального развития экономики новгородская модель была, конечно, более предпочтительной.

В рамках новгородской модели, важнейший актив того времени, земельная собственность, мог принадлежать следующим категориям граждан: боярам, монастырям, земцам, причем последние две категории собственников фактически отсутствовали в московской модели землевладения.

Важной особенностью новгородского землевладения был класс крестьян собственников. Он назывался земцами или своеземцами. Этого класса мы не встречаем на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных землях. Своеземцы меняли и продавали свои земли, выкупали у родичей, отдавали в приданное за дочерьми; даже женщины, вдовы и сестры являлись владелицами и совладелицами таких земель В отличие от княжеской Руси, в Новгородской и Псковской земле право земельной собственности не было привилегией высшего служилого или правительственного класса; оно усвоено было и другими классами свободного населения. С последующим доминированием московского варианта вотчинного землевладения крестьяне постепенно теряют свои земли. Земля сосредоточивается в руках крупных землевладельцев, духовных и светских, а с землей переходит к ним власть; сила покоится на богатстве. Потребовалось почти четыре столетия, чтобы класс крестьян собственников снова возник в Российской империи. Но как показывает история, влияние этого класса было невелико, что является одной из причин российских революций.

Доминирование института власти — собственности приводит к тому, что обладание значительным богатством напрямую зависит от отношений субъектов собственности с действующей властью. Трансформация собственности в переходной экономике также подтверждает тезис об устойчивости института власти-собственности в российских условиях, где неформальные институты фактически поощряют такое положение дел. Сформировавшая в результате приватизации 90-х годов XX века структура собственности в российской экономике не является стабильной и может быть подвержена процессам деприватизации и реприватизации. Соответственно, деприватизация будет осуществляться в рамках заданных институтом власти-собственности скорее бюрократическим, чем демократическим путем. В сложившихся институциональных условиях доминировать будет также государственно-бюрократический вариант. Если, наоборот, доминируют узкие группы специальных интересов, то результатом этого является социально-неэффективная политика и бедность.

Сложность ситуации с российскими институтами собственности заключается в том, что «благодаря» проводимой экономической политике в самом начале радикальных рыночных реформ (т. е. «эффекту основателя») возникла ситуация, в которой роль групп со всеохватывающими интересами незначительна (если такие группы вообще существуют), а новорожденный российский капитализм унаследовал «социальный склероз» от советской экономики. В свою очередь, узкие группы специальных интересов сильны, организованы и постоянно эволюционируют. Чтобы сформировалась эффективная система собственности в результате реприватизации или деприватизации, необходимы стимулы. Эти стимулы должны соотноситься со всеохватывающими общественными интересами, но роль групп со всеохватывающими интересами незначительна.

Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации

Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации

Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону.

Права человека — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущи при­роде человека, без них он не может существовать как биосоциальное существо.

Свобода человека — как узаконенная воз­можность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стесне­ний, ограничений деятельности че­ловека.

Долгое время советская политическая и правовая наука исходила из представления о производности прав человека от воли государства. Считалось, что правовой статус личности определяется властью в соответствии с ее представлениями о границах свободы человека. Государство определяло перечень и содержание прав человека, даруя их своим гражданам. Оно же могло ограничить или вообще лишить личность прав и свобод. Права человека оставались декларативными и не обеспечивались в реальной практике.

Современная правовая теория восприняла естественно-правовую концепцию. Права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они неотчуждаемы, не зависят от признания государства, их нельзя отобрать, или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность осуществления и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека.

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества государств.

Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены:

  1. во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.),

  2. в Международных пактах об экономических, политических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.,

  3. в ряде региональных документов.

Российская Федерация является участником фактически всех международных соглашений в этой области. Фундаментальные права и свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 г.

Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу.

  1. право на жизнь,

  2. на свободу и личную неприкосновенность,

  3. на честь и достоинство,

  4. нa гражданство (а следовательно на защиту государства),

  5. равенство, перед законом и судом,

  6. презумпция невиновности,

  7. свобода выбора места жительства,

  8. неприкосновенность жилища и частной жизни,

  9. право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых иных сообщений, другие права.

Политические права (ст.8-33, 63) — права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны. В Российской Федерации каждому гарантированы избирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, закреплены свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений. Граждане имеют право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.

Экономические права (ст. 34-37) — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.

  1. право быть собственником (т.е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом),

  2. право наследования,

  3. право на свободное занятие предпринимательской деятельностью,

  4. право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий,

  5. право на отдых,

  6. на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом),

  7. право на защиту от безработицы и др.

Социальные права граждан (ст.38 – 43) — права на благосостояние и достойный уровень жизни.

  1. право на социальное обеспе­чение по возрасту,

  2. право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, право на социальное обеспечение для воспитания детей;

  3. право на жилище;

  4. право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения);

  5. право на защиту материнства и детства;

  6. право на образование;

  7. право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права (ст. 26, 44) — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

  1. право на участие в культурной жизни,

  2. на доступ к культурным ценностям,

  3. свобода творчества,

  4. право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.).

В различных законах и международных обязательствах Российской Федерации закреплены и другие. Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек может защищать свои права и свободы всеми законными способами. Государством разработана и закреплена в нормативных актах целая система гарантий прав человека, установлена ответственность (в том числе и уголовная) за их нарушение

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх