Контроль валютных операций

Валютный контроль при экспорте товаров

При экспорте товаров валютный контроль осуществляется за поступлением валютной выручки на счетауполномоченного банка. Зачисление выручки на иные счета возможны только при наличии разрешения у экспортера от Банка России. Контроль за поступлением валюты от экспорта товаров осуществляется посредством механизма, установленного совместной инструкцией Банка России и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товара» от 13.10.99 г. N 01 — 23/26541. Действует эта инструкция с 01.01.2000г.
Для осуществления валютного контроля за выполнением указанного требования в качестве основного элемента валютного контроля введен паспорт сделки (далее — ПС), который является основным базовым документом валютного контроля, оформляемый экспортером в уполномоченном банке. ПС содержит все необходимые сведения о внешнеэкономической сделке. ПС содержит сложный код, состоящий из 4 — х частей. 1 часть состоит из одной цифры 1 (поступление выручки от экспорта); 2 (импорт) и т. д. 2 часть номера состоит из 8 цифр — код банка по ОКПО. 3 часть состоит из 3 цифр — номера банка, присвоенный центральным банком (000 — если операции проводятся в ЦБ). 4 часть — порядковый номер данного паспорта, согласно регистрации в журнале. Далее указывается дата регистрации (код номера), затем разделы «Реквизиты банка», «Реквизиты экспортера», «Реквизиты иностранного покупателя», «Реквизиты и условия контракта», «Лицензия Банка» и т. д., т. е. в ПС заложены все основные сведения, необходимые для валютного контроля. Кроме ПС в таможне заводится учетная карточка (УК). Валютный контроль в таможне за поступлением валютной выручки осуществляется в несколько этапов.
1 этап — предусматривает контроль за правильным оформлением ГТД и ПС и достоверными сведениями.
2 этап — предусматривает проверку достоверности сведений, получаемых от таможенных органов, формирование основного обменного документа валютного контроля УК и направление ее в банк. Зачисление валютной выручки на счета банка.
3 этап — осуществляется целевая проверка по факту возможного не поступления выручки, применение санкции. Срок поступления выручки от экспорта не должен превышать 90 календарных дней (ФЗ N 192 от 29.12.98г.).
Наряду с названными документами для осуществления валютного контроля ведется «Досье» — специальная подборка документов, «Реестры» и «Журналы» — для учета и валютного контроля.
При помощи всех указанных документов, таможенные органы и Банки осуществляют валютный контроль за поступлением валютной выручки. Своими действиями таможенные органы должны пресекать попытки оставить валютные средства вне территории РФ.
Гарантией поступления валютной выручки является также наличие административной и уголовной ответственности к лицам, нарушающим установленные требования таможенного и валютного законодательства. Так, если на счета уполномоченного банка в течении 90 дней не поступает валютная выручка со дня оформления выпуска товаров, на виновного составляется протокол о нарушении таможенных правил по ст. 273 ТК РФ, где предусмотрены штрафные санкции от 100 % до 300 % от суммы валютной выручки по контракту.

Вопрос 16. Экспорт. Валютный контроль по экспорту

В настоящее время широко распространены внешнеэкономические сделки между субъектами предпринимательской деятельности.
Экспорт — вывоз, товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
Существуют два основных режима проведения денежных расчетов в иностранной валюте при исполнении внешнеторговых сделок. Текущие и специально названные валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами без ограничений. Остальные валютные операции, связанные с движением капитала, проводятся в порядке, установленном Банком России. Переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней, являются текущими валютными операциями и выполняются без каких-либо ограничений. Таким образом, российские резиденты могут заниматься экспортом услуг свободно, без получения каких-либо разрешений и создания препятствий со стороны государственных органов. Единственным условием является получение оплаты за услуги в срок, не превышающий 90 дней с момента их оказания, — хотя на практике это не всегда выполняется.
После экспорта товара экспортер обязан зачислить выручку на свой рублевый или валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России.
Паспорт сделки — документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Он оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним банком, где открыт счет экспортера, на который должна поступить от нерезидента выручка за экспортируемые по данному контракту товары. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах.
Экспортер одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого он был составлен. В случае, если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, экспортер представляет в банк копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке.

Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру вместе с оригиналом контракта.
Второй экземпляр служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается наряду с другими документами, поступающими в Банк в связи с операциями, проводимыми в рамках контракта.
Досье — формируемая по каждому паспорту сделки подборка документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары, т. е. денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, в котором открыт счет экспортера, на который должна поступить выручка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки.
Экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать на основании контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) при неисполнении условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров, а также осуществлять переводы в случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из ведения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При этом платежи должны осуществляться со счета экспортера в банке. При неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке.
Отказ банка от подписания паспорта сделки возможен в следующих случаях:
• несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;
• несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;
• оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
• отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;
• представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;
• непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в установленном порядке. При отказе банк возвращает экспортеру представленные документы.
Экспортер обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации представить в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемых товаров, ксерокопию с хранящегося у него оригинала паспорта сделки.
Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии паспорта сделки, сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля. Экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк оформленную ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая используется банком для формирования ведомости и помещается в досье.

При поступлении денежных средств (иностранной валюты или валюты Российской Федерации) на счет экспортера от нерезидента банк не Позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера в порядке, устанавливаемом банком. При поступлении в банк денежных средств по контракту экспортер в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, представить в последний информацию о реквизитах паспорта сделки (номер и дата), по которому поступили денежные средства, о виде полученного платежа, о распределении суммы полученной выручки. Сведения о поступлении (переводе) денежных средств по контракту должны быть отражены банком в ведомости в первый рабочий день, следующий за днем получения от экспортера информации. Банк обязан обеспечить регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства. Все вышеперечисленные действия не распространяются на:
• сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, по которым не предусмотрено проведения расчетов за эти товары в иностранных валютах или в валюте Российской Федерации (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.);
• сделки, не предусматривающие перехода права собственности на вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары (в том числе по договорам аренды, лизинга (за исключением случаев приобретения нерезидентом предмета аренды, лизинга по остаточной стоимости) и т. п.);
• экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
При наличии у собственника товара договора комиссии (агентского договора) с внешнеторговым посредником (комиссионером; агентом, действующим от своего имени) — резидентом Российской Федерации, предусматривающего экспорт товара за счет его собственника (комитента, принципала), но oт имени комиссионера (агента), паспорт сделки подписывается комиссионером (агентом), который в этом случае является экспортером и отвечает за своевременное поступление выручки в полном объеме на свой счет в уполномоченном банке. Для таможенного оформления товаров используются копии паспорта сделки, заверенные комиссионером (агентом) в установленном порядке.
Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который должен соответствовать следующим требованиям: договор должен иметь дату и номер; оформляется он в виде одного документа; в договоре должны быть определены номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров; перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора. Российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.

Превышение указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.
Экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. В случае изменения условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.
Понятие «услуга» подразумевает предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Применительно к услуге как к деятельности, результат которой не имеет материального воплощения, вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации возможен в том случае, если услуга оказана на территории Российской Федерации, но ее полезные свойства (экономические результаты) использованы за пределами этой территории. Это уже будет экспорт услуги. В случае оказания и использования услуги на территории Российской Федерации отсутствует признак вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, а следовательно, экспорт услуги. При международном коммерческом сотрудничестве услуга продается и покупается наравне с обычным товаром.
Экспорт услуг представляет собой их вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг, а вот при экспорте товаров он определяется моментом пересечения товаром таможенной границы.
Вывоз услуги с таможенной территории Российской Федерации констатируется в силу самого факта передачи резидентом услуги нерезиденту и не требует дополнительного подтверждения этого обстоятельства документами, исходящими от компетентных государственных органов. Если российским участником внешнеторговой деятельности резидентом предоставлены услуги в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности нерезидента, а следовательно, удовлетворены потребности последнего, то имеет место экспорт. Услуга переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к иному лицу, чья гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства. Правило об отсутствии у нерезидента обязательства об обратном ввозе услуги при этом соблюдается. Предоставленную услугу вернуть уже нельзя.
Исполнение обязательств по оказанию услуг является необратимым. Удовлетворение потребностей нерезидента происходит тогда, когда услуга им получена и может быть использована к собственной выгоде. Причем важно не то, где применяются результаты услуг, а то, чьи потребности в услугах были удовлетворены. Для некоторых видов услуг вообще невозможно определить, где, кем и когда будут использованы их результаты. Поскольку законодатель связывает факт экспорта только с моментом предоставления услуги и фактом ее оказания резидентом нерезиденту, то не имеет правового значения, где на самом деле были оказаны услуги, на территории какой страны использованы их полезные свойства или составлен акт о выполнении обязательств. Указанные обстоятельства не являются квалифицирующими признаками экспорта услуги и не должны приниматься во внимание судами при рассмотрении конкретных дел.

Валютный контроль за импортными операциями

Валютным законодательством закреплена обязанность импортера обеспечить ввоз в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него валютным средствам, а в случае непоставки товара обеспечить возврат указанных средств не позднее 90 дней с даты перечисления. Выполнение импортерами данной публично-правовой обязанности, наряду с другими требованиями валютного законодательства, и является объектом государственного контроля.

С 1 января 2001 года вступила в силу совместная Инструкция Банка России и ГТК РФ № 91-И “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров”.

Во-первых, распространил валютный контроль на операции по импорту товаров резидентами — физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, Инструкция № 91-И распространила валютный контроль на контракты по импорту товаров, предусматривающие оплату товаров не только иностранной валютой, но и валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.

Механизм валютного контроля за импортом товаров во многом сходен с механизмом валютного контроля экспортных операций, в том числе и по документообороту (заполняется паспорт импортной сделки, учетные карточки импортируемых товаров, досье по импортной сделке). Существующие отличия обусловлены разницей в целях валютного контроля за экспортными/импортными операциями. Механизм валютного контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары проходит следующие этапы.

Первый — оформление паспорта импортной сделки в уполномоченном банке, обслуживающем счет импортера, с которого будет осуществляться перевод средств за импортируемые по данному контракту товары.

Второй этап — это таможенное оформление импортируемых товаров. Декларант представляет в таможенные органы одновременно с подачей ГТД ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную уполномоченным лицом банка и скрепленный печатью банка (или специальной печатью для целей валютного контроля). Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленных в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, иное. При наличии расхождений или отсутствии паспорта импортной сделки товары выпуску не подлежат. В случае выполнения всех требований законодательства, товары выпускаются в свободное обращение, и должностным лицом таможенного органа ставится подпись и личная номерная печать на копии паспорта сделки и ксерокопии ГТД. Заверенную копию ГТД импортер обязан в течение одного месяца с даты завершения таможенного оформления представить в банк, оформивший паспорт сделки. Указанная ксерокопия ГТД подтверждает ввоз товаров на таможенную территорию России, то есть подтверждает факт выполнения импортером публичной обязанности по ввозу товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным за них средствам.

Третий этап — оплата импортируемых товаров. Оплата импортируемых товаров возможна как до таможенного оформления, так и после. Если оплата производится после завершения таможенного оформления, то банк импортера обязан убедиться в следующем:

  • 1) в том, что таможенное оформление по импортируемым товарам завершено, что подтверждается наличием ГТД с отметкой таможни;
  • 2) убедиться, что таможенное оформление товара произведено по паспорту импортной сделки, по которому импортер намерен осуществить платеж;
  • 3) в том, что сумма, подлежащая переводу по платежным инструкциям импортера, соответствует сумме, заявленной в ГТД.

При отсутствии расхождений уполномоченный банк, оформивший паспорт импортной сделки, исполняет платежные инструкции Импортера. В данном случае импортер не обременен публично-правовой обязанностью ввезти товар, так как не осуществлялась их предварительная оплата.

В том случае, если таможенное оформление импортируемых товаров не завершено, а договором предусмотрена предоплата, то банк импортера проводит предварительный контроль платежных инструкций импортера в рамках проверки обоснованности покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Хотя первоначально в Инструкции Банка России и ГТК РФ № 30 была заложена концепция контроля за проведением валютных расчетов до таможенного оформления импортируемых товаров. Указанной инструкцией был установлен дифференцированный порядок контроля в следующих случаях:

  • 1) оплата товаров, которые отгружены в адрес импортера, но таможенное оформление в отношении которых не завершено;
  • 2) оплата импортируемых товаров до их отгрузки.

В первом случае импортер представлял в банк оригинал коммерческого счета-фактуры, содержащего адрес и наименование продавца-нерезидента и импортера, дату и номер контракта, краткое описание проданного товара, базис поставки, общую сумму, подлежащую оплате; транспортный документ. Во втором случае оплата могла быть произведена:

а) либо при выдаче уполномоченным банком гарантии валютного контроля,

б) либо при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели;

в) либо при наличии разрешения Банка России. Этот порядок фактически не применялся, поскольку Инструкция Банка России и ГТК РФ № 30 вступила в силу 1 января 1996 г., а уже 16 января 1996 года Письмом Банка России № 229 действие соответствующих её разделов было приостановлено.

Завершающим этапом валютного контроля импорта является контроль уполномоченного банка за своевременным представлением импортером копий ГТД, которые он обязан представить в течение пятнадцати дней с даты принятия решения о выпуске товаров. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до тридцати дней (п. 5.3. Инструкции Банка России и ГТК РФ № 91-И). Только после представления в банк документа, подтверждающего ввоз товаров на таможенную территорию России, импортер вправе получить обратно депозит, размещенный в уполномоченном банке согласно требованиям законодательства при покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Многие требования валютного контроля не только являются предпосылками осуществления внешнеторговой деятельности, но и обеспечивают выполнение резидентами публично-правовых обязанностей по использованию иностранной валюты.

На момент введения в действие Инструкции Банка России и ГТК РФ № 30 её действие не распространялось на операции по импорту товаров, осуществляемые в счет государственных кредитов по международным договорам с участием России, и сделки, предусматривающие проведение валютных расчетов (полностью или частично) за товары, ввозимые из государств — участников СНГ. Однако впоследствии данные льготы были отменены.

Письмо Банка России от 13 августа 1997 г. № 501 распространило валютный контроль и на операции по импорту товаров, поступающие в счет государственных кредитов. Указание Банка России от 29 декабря 1999 г. № 715-У установило с 1 января 2000 г. валютный контроль за операциями по импорту товаров из государств — участников СНГ с оплатой в иностранной валюте. Исключением из данного правила являются случаи, когда таможенное оформление произведено таможенными органами, расположенными в местах ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в соответствии с Приказом ГТК России от 22 марта 1995 г. № 174 “О порядке таможенного оформления товаров, происходящих из государств — участников СНГ и ввозимых из этих государств в Российскую Федерацию”. Данный документ устанавливает льготный порядок таможенного оформления, в результате чего у импортера на момент осуществления платежа уже имеется в наличие ГТД.

Эти вопросы регламентированы Инструкцией № 91-И “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров”. В настоящее время уполномоченные банки могут осуществлять перевод иностранной валюты в оплату импортируемых товаров без оформления паспорта сделки, только если на момент выполнения платежного поручения импортером будет представлена ГТД, оформленная в соответствии с Приказом ГТК РФ № 174 (п. 4.9. Инструкции № 91-И).

Данное положение не применяется к внешнеторговым сделкам, по которым товар происходит и импортируется с территории Белоруссии. Российской Федерацией 6 января 1995 г. было заключено Соглашение о таможенном союзе с Республикой Беларусь. В соответствии с п. 2 ст. 6 соглашения Стороны отменили таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах. Таким образом, платежи по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, заключенные с резидентами Республики Беларусь, не подпадают под систему таможенно-банковского валютного контроля, так как ввоз товаров по таким договорам не требует наличия грузовой таможенной декларации. Банк России рекомендовал уполномоченным банкам, если товар уже ввезен на территорию России, запрашивать у импортеров документы, подтверждающие факт ввоза: акт приема-передачи товара, заверенный нотариально либо самим импортером, и копию сертификата на товар, подтверждающего его изготовление в Республике Беларусь, а также убеждаться в том, что получателем средств является резидент Белоруссии, выступающий стороной по договору и имеющий счет в белорусском банке. В следствии, мы видим, что многие черты таможенно-банковского контроля за валютными операциями при экспорте и импорте товаров схожи, в том числе, состав контролирующих субъектов, их права и обязанности, паспортизация сделок, подлежащие оформлению документы валютного контроля, способы и порядок их обмена между контролирующими органами.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх