Контрольно аналитическая функция

КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

© Шакиров Р.Р.*

Набережночелнинский государственный педагогический институт, г. Набережные Челны

Чтобы определиться в понятии контрольно-диагностической функции в учебно-воспитательном процессе, следует разобраться во взаимосвязи контроля и диагностики. Под функцией контроля понимается аналитическая функция управления, включающая наблюдение за процессом управления, сравнение величин промежуточных и конечных результатов с заданной программой, выявление отклонений от программы, характера причин этих отклонений.

Как известно, процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль как профессиональная технологическая услуга в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом. Как справедливо отмечает М.М. Поташник, контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям . По утверждению Ю.В. Васильева, контроль — необходимое условие развития учебно-воспитательного процесса, деятельности школьников, формирования их личности, коллектива. Значение контроля в том, что он позволяет получить информацию о ходе процесса формирования личности и наполняется конкретными педагогическими приемами деятельности учителя и школьника. В этом сочетании методов управления и педагогических приемов проявляется диалектическое единство и взаимозависимость управленческого и педагогического процессов. Чем теснее это единство и связь, тем больший эффект дает педагогическое управление .

Контрольно-диагностическая функция, считает М.М. Поташник, предусматривает анализ затруднений, состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме, выявление и формулировку противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации с помощью каких-либо изменений, новых методик, технологий нового функционала .

Суть данной функции не только в осуществлении контроля «ради контроля», то есть в выявлении недостатков, главная отличительная черта

* Преподаватель кафедры Социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук

контроля и диагностики оказание помощи педагогам в преодолении трудностей и в улучшении педагогических умений. Спирин Л.Ф. отмечает, что диагностическая функция является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи.

Давыдова Л.Н. выделяет несколько этапов педагогического диагностирования:

— определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования;

— выдвижение гипотезы и ее последующая проверка. Планирование предстоящего диагностирования;

— выбор диагностических средств (критерии, уровни, методики);

— сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с нормативно-оптимальным);

— обработка полученной информации, ее анализ, систематизация, классификация;

— синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации;

— прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта, обоснование и оценка педагогического анализа;

— практическое применение педагогического диагноза, осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом.

В условиях повышения самостоятельности, ответственности школы контрольно-диагностическая функция занимает особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.

Контроль за состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса, пишет В.С. Лазарев, должен ежегодно планироваться, и планы контроля в форме циклограмм должны доводиться до всех учителей, учителя же в свою очередь, также должны овладеть приемами и методами эффективного контроля на всех стадиях учебно-воспитательного процесса.

Опыт говорит, что эффективными формами контроля являются индивидуальные собеседования, коллективные творческие дискуссии по способам исполнения тех или иных работ, взаимо- и самопроверка и т.п.

Зингер В., Ланг Л., Поташник М.М., Фишман Л.И. и др. в своих работах по проблемам управления выявили типичные и общие правила контроля, перечислим некоторые из них, как более значимые для нашего исследования:

— контроль не должен быть неожиданным, исполнители должны знать о его сроке;

— контроль не должен быть всеобъемлющим. Необходимо сосредоточиться на наиболее важных моментах, где руководитель может помочь избежать ошибки или оказать иную помощь;

— контролируя, необходимо не только выявлять промахи, недостатки, но и обращать внимание на успехи, анализируя причины успешности и побуждать исполнителей к дальнейшим удачам;

— сделанные в результате контроля выводы нельзя держать при себе, даже если эти выводы негативные. Иначе результаты контроля бесплодны;

— отмечая недостатки, руководитель должен убедиться, что исполнители согласны с его выводами, и понимать, как можно исправить положение;

— контроль должен быть опережающим, ориентированным на поддержание положительной мотивации.

В менеджменте существует следующий постулат — тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов для успеха, это справедливо и для учебно-воспитательного процесса.

Для менеджмента характерно большое количество систем контроля. Рассмотрим некоторые из них:

— по характеру получения информации: устный, письменный, лабораторный и пр.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по месту контроля в процессе обучения (предварительный, текущий, итоговый);

— по средствам (машинный, по карточкам и т.д.).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие принципы организации контроля: гуманизация и демократизация форм контроля; адекватность, т.е. соответствие тому, что проверяется; соответствие полученных результатов контроля норме; норма — уровень ЗУНов, обеспечивающих удовлетворительную (нормативную деятельность). Контроль завершает реализацию управленческого решения и начинает этап принятия нового решения. В психолого-педагогической литературе, в основном освещаются отдельные стороны контроля знаний, его функции, методы и формы. Собран обширный и весьма ценный материал, раскрывающий методику проверки и оценки знаний по различным школьным дисциплинам в традиционной и программированной системах обучения.

Вместе с тем ряд важных вопросов освещен еще слабо. Прежде всего, должным образом не раскрыт процесс оценки знаний, его компоненты и связь между ними. Недостаточное количество исследований, рассматривающих цели и результаты обучения, способы их описания в учебном процессе, соотношение между целями и процедурами контроля, с помощью которых они выявляются. Нуждаются в дальнейшей разработке методы контроля системы знаний, способы определения диагностической ценности вопросов, индивидуальные и коллективные формы проверки.

Список литературы:

1. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. — М.: Педагогика, 1991.

2. Поташник М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — М., 1991.

3. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. — М.: Новая школа, 1996.

4. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. — М.: Просвещение, 1992.

Контрольно-аналитическая работа финансовых служб предприятия  
В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать — по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).  

Большое значение на предприятии должно уделяться контрольно-аналитической работе, так как ее эффективность во многом определяет результат финансовой деятельности. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.  
Контрольно-аналитическая работа, проводимая финансовыми службами, охватывает все стороны деятельности предприятия с целью выполнения финансового плана.  
Основное содержание контрольно-аналитической работы — предупреждение и устранение негативных явлений, снижающих эффективность проводимых в области финансовых отношений управленческих решений, разработка и проведение совместно с другими службами мероприятий по успешному выполнению важнейших финансовых показателей работы предприятия. Первостепенная значимость отводится финансовому обеспечению бесперебойной производственной деятельности, выполнению обязательств перед государством и поставщиками, сохранению финансовой устойчивости предприятия и ликвидности его баланса как необходимых условий организации производительного труда, снижения затрат на производство, наращивание объемов реализации качественной продукции, повышение рентабельности и массы прибыли, ее рационального использования.  
В современных условиях становления рыночных отношений, широкого использования законов И категорий рыночной экономики, когда предприятиям предоставлены широкие права и хозяйственная самостоятельность, утверждаются демократические основы управления, а у коллективов формируется чувства непосредственной причастности к конечным результатам деятельности, контрольно-аналитическая работа, проводимая финансовыми службами предприятий, приобретает, как система внутрихозяйственных отношений, более глубокое содержание. Во многом это является следствием приватизационного процесса, изменившего в значительной мере структуру собственности, что сопровождалось сужением сферы государственного и возрастанием, роли внутрихозяйственного финансового контроля. Этот контроль локален,  
В этих целях финансовая служба осуществляет оперативный контроль за движением денежных потоков, за своевременным поступлением выручки от реализации продукции, недопущением просроченной дебиторской задолженности, за концентрацией денежных средств на платежные даты — для выплаты заработной платы, выполнение обязательств перед бюджетом по налогам и сборам, своевременного проведения расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и энергоресурсов. Этот процесс в целом органически связан с кругооборотом средств предприятия, основная доля в составе которых должна принадлежать, как правило, собственным оборотным средствам. Сохранность и рациональное использование оборотных средств — одна из главных задач контрольно-аналитической работы. Это положение  

Это обстоятельство, препятствующее активному кредитованию реального сектора экономики, обязывает финансовые службы предприятий усилить поиск резервов и контрольно-аналитическую работу, систематически проводить глубокий анализ финансового состояния, оценивая положение по отдельным группам активов, составляющих структуру баланса, на основе коэффициентов, характеризующих степень его ликвидности. Целесообразно при этом рассчитать в динамике  
Возрастающая значимость внутрихозяйственного контроля побуждает финансовые службы предприятий создавать специализированные группы менеджеров по анализу и контролю, а также группы независимого внутрихозяйственного аудиторского контроля. Представляется, что это направление совершенствования контрольно-аналитической работы предприятий следует развивать и совершенствовать.  
Таким образом, текущие финансовые потребности управляемы и Тюдлежат определению, регулированию, планированию и контролю со стороны финансовых служб. Особое значение в управлении ТФП имеет уровень организации финансовой работы на предприятии. Он определяется состоянием планово-прогнозной и контрольно-аналитической работы, регулярным составлением, уточнением и контролем за выполнением текущего и оперативных финансовых планов.  

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх