Кто осуществляет государственный надзор?

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Право

УДК 342.5

К вопросу о понятии «государственное полномочие»

Гадельшина Л.И.

Соискатель кафедры конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье анализируется правовая природа государственного полномочия, определяется, какой субъект выступает его носителем, рассматриваются различные подходы к пониманию категории «государственное полномочие», формулируется определение понятия «государственное полномочие».

Ключевые слова: полномочие, государственное полномочие, органы государственной власти, предметы ведения, компетенция.

Исследованием правовой природы категории «государственное полномочие» занимались многие ученые-конституционалисты. Однако единой точки зрения по данному вопросу в правовой доктрине так и не сложилось. Вместе с тем правильное, единообразное понимание сути правовых категорий представляется крайне необходимым, поскольку позволяет предотвратить дефекты в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся по поводу государственных полномочий, и в соответствующей правоприменительной деятельности.

В связи с указанным в настоящей статье ставится цель исследовать правовую сущность государственного полномочия, а также попытаться определить понятие «государственное полномочие».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова определяет термин «полномочие» как «власть или право, предоставленные кому-нибудь» . В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «полномочие» определено как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел» .

Авторы «Юридической энциклопедии» понимают под полномочием «составную часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых других лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством или учредительными документами юридического лица; право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной

ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом» .

В юриспруденции общетеоретический аспект полномочий достаточно основательно рассмотрен. Так, к примеру, Б.М. Лазарев понимает под полномочием органа права и обязанности осуществлять ту или иную управленческую функцию применительно к определенным управляемым объектам , а Ю.А. Тихомиров — гарантированную законом меру принятия решений . Как отмечает Н.А. Тарасьян, полномочия — это права и обязанности в сфере определенных отношений, носящих внешневластный характер . По мнению Л.М. Карапетяна, полномочие есть предоставленное законом или иным правовым актом право субъекта (органа или должностного лица) принимать решение, совершать действия по конкретным вопросам управления .

Анализ приведенных точек зрения позволяет определить полномочие как юридически закрепленную совокупность прав и обязанностей субъекта правоотношения, связанную с осуществлением им власти в сфере определенных общественных отношений.

Термин «государственное полномочие» в действующем законодательстве Российской Федерации нормативно не определен. Вместе с тем законодательство Российской Федерации широко применяет данную категорию при регламентации отношений, связанных с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, например, ст. 132 Конституции Российской

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Право

В правовой доктрине выделяются три основных подхода к пониманию категории «государственное полномочие»: одни авторы понимают под ним права и обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации , другие рассматривают «государственное полномочие» как права и обязанности группы органов государственной власти. Согласно третьей точке зрения, государственное полномочие представляет собой права и обязанности, составную часть компетенции органа государственной власти .

Итак, единое понимание категории «государственное полномочие» в науке отсутствует. В том числе остается неясным, какой субъект является носителем государственного полномочия: государственный орган власти либо публично-правовое образование?

Пытаясь разобраться в данных вопросах, обратимся к терминологии, которую использует Конституция Российской Федерации. Так, в отношении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ст.ст. 71, 73 и 76 используют понятие «предметы ведения». В отношении государственных органов исполнительной власти применяются термины «полномочие» (части 1, 2, 3 ст. 78 Конституции Российской Федерации) и «предметы ведения» (ст. 5, ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем в ст. 73, ч. 2 ст. 77 и ст. 79 Конституции Российской Федерации имеет место употребление термина «полномочия Российской Федерации».

Представляется верным мнение И.А. Умновой о том, что, во-первых, термин «полномочия Российской Федерации» обозначает собой лишь один из

частных видов предметов ведения данных образований, и вместо термина «полномочие Российской Федерации» более корректно использовать термин «компетенция федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения» и, во-вторых, до формирования единой правовой позиции и достижения единства юридической техники в употреблении указанных терминов следует исходить из логики регулирования федеративных отношений, суть которых обозначена терминологией ст.ст. 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации . Это означает, что вместо термина «полномочия Российской Федерации» корректнее использовать термин «предметы ведения Российской Федерации», а также отличать термин «компетенция (предметы ведения и полномочия) органов государственной власти». Это позволит избавиться от двусмысленности толкования правовых норм действующего законодательства и правовых противоречий.

По нашему мнению, правильно употреблять термин «государственное полномочие» применительно к органу государственной власти. Поскольку, во-первых, анализ института государственных полномочий, как правило, проводится через призму полномочий государственного органа власти. Во-вторых, к органу власти термин «полномочие» применяет законодательство Российской Федерации. Так, к примеру, законодатель предпринимал попытку легального определения термина «полномочия органов государственной власти» в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу 4 июля 2003 г.). П. 5 ст. 2 данного Закона устанавливал следующее определение: «полномочия органа государственной власти — права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий». В-третьих, Конституция Российской Федерации в отношении публично-правовых образований использует иные правовые формулировки, как, например, «предметы ведения».

В научной литературе можно найти определения термина «государственное полномочие». Так, В.И. Васильев под государственными полномочиями понимает «полномочия, правовые, организационные, социально-экономические последствия реализации которых связаны не только с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, как это характерно для муниципальных полномочий, но и населения соответственно всего государства или субъекта Федерации» .

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Право

По мнению М.Ю. Дитятковского, государственные полномочия — это совокупность прав и обязанностей органов и должностных лиц государственной власти, которые отнесены к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления, не связанные с решением вопросов местного значения, правовые, организационные, социально-экономические последствия реализации которых связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения России либо ее субъектов и выражаются в принятии правовых актов и осуществлении иных государственновластных действий . Также он предлагает подойти к определению государственных полномочий методом исключения: государственными можно считать полномочия органов местного самоуправления, не связанные с решением вопросов местного значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, понятию «государственное полномочие» можно дать следующее определение: государственное полномочие — это права и обязанности органа государственной власти и должностных лиц органа государственной власти по предметам ведения Российской Федерации и предметам ведения субъектов Российской Федерации, связанные с осуществлением государственно-властных действий в сфере определенных общественных отношений.

Литература:

1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Том ill. — М.: Астрель, АСТ, 2О0О.

— 720 с.

— 944 с.

4. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления.

— М.: Юридическая литература, 1972. — 280 с.

5. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. — 2002. — № 10. — С. 22 — 32.

6. Тарасьян Н.А. Компетенция местного самоуправления в финансово-экономической сфере:

дис. … канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2004. -252 с.

7. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. — М.: Изд-во НОРМА, 2001. — 352 с.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 31. — Ст. 4179.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 1 (часть I). — Ст. 14.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 50. — Ст. 5278.

14. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998 — № 31. Ст. 3823.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 30 (часть I). — Ст. 3105.

16. Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. — М.: Изд-во «Юридическая литература», 1976. — 176 с.

17. Железнов Б.Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1974.

— 128 с.

18. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 272 с.

19. Постовой Н.В. Муниципальное право. — М.: Новый юрист, 1998. — 349 с.

2003. — 402 с.

22. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. — СПб: Питер,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004. — 320 с.

24. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2000. — 304 с.

25. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3176.

26. Васильев В.И. Местное самоуправление: учеб. и науч.-практич. пособие. — М.: Юринформцентр, 1999. — 453 с.

27. Дитятковский М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления // Современное право. — 2006. — № 10.

— С. 74 — 78.

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Право

Some Aspects of the Notion of «State Authority”

L. Gadelshina

ДМТУ Росстандарта является территориальным органом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

В соответствии с приказом №2924 от 05.08.2010 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Об утверждении Положения о Дальневосточном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» ДМТУ Росстандарта осуществляет:

— функции по государственному метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

— контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Организация и проведение государственного надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением «Об осуществлении государственного метрологического надзора», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2011 г. № 246. Федеральный государственный надзор в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений регулируется Федеральным законом от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Государственный метрологический надзор осуществляется за:

— соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

— наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется за:

-соблюдением требований технических регламентов;

-до вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

1.Основные функции:

1. 1.Контролирующая функция:
- федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере образования расположенными на территории Липецкой области органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
— федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере образования расположенными на территории Липецкой области образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ «Об образовании») и иными осуществляющими образовательную деятельность организациями;
- выявление нарушений и недостатков в деятельности образовательных учреждений (организаций), в том числе причин нарушения законодательства РФ в области образования;
- выработка предложений по принятию мер по устранению выявленных нарушений, в том числе путем направления в учреждения (организации), а также их учредителям, обязательных для исполнения предписаний;
- контроль за исполнением предписаний;
- составление в отношении нарушителей законодательства протоколов об административных правонарушениях;
- разработка, согласование и утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок;

1.2. Регламентационная функция:
- рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан, ведение приема граждан, принятие мер по устранению указанных гражданами нарушений законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в области образования;
- аккредитация граждан и организаций в качестве экспертов и экспертных организаций для привлечения к проведению контрольно-надзорных мероприятий;
- информационно-методическое консультирование по вопросам исполнения законодательства в отношении всех проверенных образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Липецкой области;

1.3. Дополнительная функция:
- ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций;
- организация и ведение мониторинга исполнения законодательства РФ в области образования, включая сбор, обработку и анализ информации, эксплуатацию автоматизированной информационной системы по контролю и надзору.

2.Вспомогательные (обеспечительные) функции:

- подготовка докладов о результатах контроля и надзора;
- обеспечение своевременного представления в соответствующие федеральные органы исполнительной власти отчетности, сведений, а также иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Липецкой области переданных полномочий;
- участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования, а также проектов законов и иных правовых актов Липецкой области в данной сфере;
- разработка и внесение в установленном порядке законопроектов и иных нормативных правовых актов по надзору и контролю в сфере образования Липецкой области;
- осуществление в соответствии с законодательством РФ работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела;
- осуществление мониторинга и оценки качества образования в образовательных учреждениях (организациях), расположенных на территории Липецкой области, за исключением образовательных учреждений (организаций), указанных в подпункте 23 статьи 28 Закона РФ «Об образовании»;
- информационное обеспечение деятельности отдела;
- организация работы в системе электронного документооборота.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг»

При этом следует продолжить наработку практики применения в указанной области соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и реализации полномочий, закрепленных в ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», делая акцент на полномасштабное применение мер гражданско-правовой защиты потребителей (неопределенного круга потребителей) в судебных инстанциях (в пределах компетенции, закрепленной соответствующими положениями статей 46, 47 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Письмо Росздравнадзора от 11.04.2006 N 01И-296/06 «Об организации работы территориальных управлений Росздравнадзора с информацией о незарегистрированных изделиях медицинского назначения»

Территориальные управления Росздравнадзора (далее — территориальные управления) проводят комплекс мероприятий по осуществлению контроля за производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения в соответствии с п. 12 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, статьями 40, 41, 46 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 5.1.3.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, п. 6.3.6 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 205.

Письмо Роспотребнадзора от 08.12.2010 N 01/17240-0-32 «О мерах, направленных на обеспечение безопасности российских туристов в странах временного пребывания»

В случаях выявления нарушений прав потребителей органам Роспотребнадзора следует незамедлительно принять меры по реализации своих полномочий, направленных на защиту прав потребителей и предусмотренных пунктом 2 статьи 40 и статьей 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», включая полномочие обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлением о ликвидации продавца туристского продукта за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей, а также о признании действий продавца туристского продукта противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 658 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг

Письмо Роспотребнадзора от 24.03.2008 N 01/2555-8-32 «Об оптимизации форм и методов работы по рассмотрению обращений потребителей»

В частности, заявителю разъясняется порядок привлечения по его инициативе государственного органа для вступления в судебный процесс для дачи заключения по делу на основании ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 40 Закона N 2300-1. В необходимых случаях гражданину может быть оказано содействие в составлении соответствующего заявления-ходатайства в суд.

<Письмо> Роспотребнадзора от 07.08.2009 N 01/11347-9-32 «Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг»

При этом следует продолжить практику применения в указанной области потребительских правоотношений соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и реализации полномочий, закрепленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе с активным применением мер гражданско-правовой защиты потребителей (неопределенного круга потребителей) в судебных инстанциях (в пределах компетенции, закрепленной соответствующими положениями статей 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

<Письмо> Роспотребнадзора от 28.05.2010 N 01/8017-10-32 «О судебной практике по делам об административных правонарушениях»

Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закона о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

<Письмо> Роспотребнадзора от 17.09.2008 N 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»

Наряду с этим, при выявлении неоднократных нарушений соответствующих требований действующего законодательства следует не только применять меры административного воздействия, но и обращаться в суды с заявлениями о ликвидации соответствующих юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей (на основании ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

<Письмо> Роспотребнадзора от 01.08.2005 N 0100/5932-03-32 «О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья»

С учетом п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, закрепившего за Роспотребнадзором компетенцию по осуществлению государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, вышеуказанное означает, что отношения с участием граждан-потребителей в сфере долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости являются предметом соответствующей контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы и ее территориальных органов, связанной среди прочего с реализацией полномочий, установленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также выявлением в рассматриваемой сфере правоотношений административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Согласно нормам статьи 40 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх