Кто проводит экологический аудит

Что это такое

Процедура выполняется независимой от компании комиссией, обладающей соответствующими правами, уполномоченной и лицензированной государственными органами

Компетентная и независимая оценка степени воздействия на окружающую среду необходима при проведении различных мероприятий и процедур:

  • Лицензирование определённых видов деятельности.
  • Сертификация продукции, присвоение ей степеней или наград.
  • Приватизация предприятий.
  • Подготовка инвестиционных проектов.
  • Экологическое страхование.
  • Процедура банкротства.

Помимо перечисленных мероприятий, существуют международные и государственные программы охраны природы, обязательные к выполнению всеми общественными, промышленными или коммерческими объединениями, ведущими хозяйственную деятельность.

Для оценки качества выполнения природоохранного законодательства, соблюдения обязательств по выполнению требований соответствующих норм и стандартов производится экологический аудит.

Суть экологического аудита состоит в проведении всесторонней, комплексной и полностью официальной оценки действий субъекта проверки в отношении окружающей среды, степени воздействия на неё прямым или косвенным путём. Помимо этого даются рекомендации, способствующие улучшению состояния природы, позволяющие более полноценным образом обеспечить экологическую безопасность.

Процедура производится на основании принятого между сторонами договора и представляет собой услугу, хотя в некоторых вариантах действия она является экспертизой. Объектами проверки могут стать:

  • Отчётность предприятия и его фактическая деятельность.
  • Экологические программы, проводимые компанией.
  • Техническая документация.
  • Отчётность предприятия о действиях в части охраны природы.
  • Проектно-строительная деятельность, реконструкция, расширение или модернизация производства.
  • Экологические риски.

Процедура экологического аудита регламентирована государственным, международным законодательством и стандартами. Выводы и рекомендации документированы, представляют собой официальную оценку, имеющую соответствующее юридическое значение.

Виды

Инициативный аудит бывает внутренний, производимый собственными сотрудниками, и внешний, которые проводится приглашёнными специалистами

Существуют две законодательно закреплённые формы проведения экологического аудита:

  • Инициативный.
  • Обязательный.

Инициативный вид процедуры выполняется добровольно по собственному желанию руководства компании и направлен на выявление и устранение возможных технологических или проектных ошибок, недочётов, слабых мест в деятельности. Наиболее распространённой причиной проведения инициативного экологического аудита является необходимость иметь официальное свидетельство соблюдения требований технологических стандартов, выполнения природоохранных мер.

Целью инициативного аудита могут стать:

  • Исключение возможности получения штрафов за допущенные нарушения.
  • Улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности.
  • Создание повышенной привлекательности для инвесторов.
  • Приведение технологии в соответствие с действующими международными стандартами.
  • Развитие и модернизация производства.

Обязательный экологический аудит — процедура, производимая по инициативе государственных органов — арбитража, правоохранительных, судебных или природоохранных органов. Возможна организация такого аудита со стороны экологического контроля или экспертизы. Причинами проведения процедуры могут быть:

  • Нарушения тех или иных правил или требований, обнаруженные контролирующими организациями.
  • Различные действия хозяйственного порядка, требующие получения соответствующих разрешительных документов (строительство, продажа, банкротство предприятий и т.п.).

Обязательный экологический аудит может быть направлен на проверку определённого вида деятельности, не затрагивая все стороны функционирования компании.

Правовые основы

Хозяйственная или производственная деятельность любой компании так или иначе отражается на окружающей среде

Специального федерального закона об экологическом аудите в Российской Федерации на сегодняшний день не существует. В своей деятельности контролирующие организации и аудиторы опираются на общее природоохранное законодательство (7-ФЗ » Об охране окружающей среды»), на положения ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также на существующие нормы и правила ведения производственно-хозяйственной деятельности в отношении окружающей среды. Отсутствие специального закона является несомненным пробелом российского законодательства, создающим спорные или неквалифицируемые ситуации.

Проведение экологического аудита превращается, с одной стороны, в добровольную процедуру, призванную предотвратить ответственность за нарушения тех или иных нормативов или положений, а с другой стороны — в обязательное мероприятие, проводимое для получения оценки состояния предприятия при купле-продаже, банкротстве, расширении или иных действиях финансово-юридического характера.

Примеры

Наглядным и убедительным примером ответственного отношения к охране природы могут служить такие компании, как Газпром, Юкос, Лукойл, Сибур и т.д. Эти промышленные гиганты разработали и ввели в действие природоохранные программы ещё в конце прошлого века, постоянно и систематически проводят аудит своей деятельности с целью выявления и устранения опасных позиций или участков, технологических или проектных нарушений.

Выполнение программы поручается как собственным специалистам, так и приглашённым со стороны аудиторам, чтобы получить максимально объективный и независимый результат. Регулярно выполняемые проверки способствуют своевременному обнаружению опасных направлений, оперативному устранению возникших проблем или технологических отклонений, что позволяет избежать серьёзных штрафных санкций за допущенные промахи.

Экологический аудит — эффективное и ответственное мероприятие, содействующее и организующее выполнение норм и требований природоохранного законодательства, позволяющее обнаружить и устранить все опасные технологические отклонения. Для предприятия своевременное проведение аудита означает возможность оперативного устранения недостатков, изменения технологии или состава оборудования. В результате появляется возможность избежать серьёзных проблем с законодательством в области экологии и природоохраны, получить преимущество перед конкурентами, занять выигрышные позиции в глазах инвесторов. Такую проверку следует рассматривать как процедуру, полезную для всех и абсолютно необходимую для каждой компании.

>Проведение экологического аудита любой направленности на предприятии

Стоимость: от 7 500 руб. Сроки: индивидуально Заказать

Сколько ждать?

После подписания договора наш эколог-аудитор посещает предприятие в кратчайшие сроки и в удобное время, по взаимной договоренности с заказчиком.

Отчет экологического аудита предоставляется также в течение нескольких дней. Тем самым у руководства проверяемой организации уже есть на руках примерный план действий по ведению экологических дел или, к примеру, при подготовке к проверке Росприроднадзора.

Заказать консультацию

  1. Цели экологического аудита
  2. Виды экологического аудита
  3. Проведение экологического аудита
  4. Экологический аудит в России
  5. Cистема экологического менеджмента

Экологический аудит проводится для того, чтобы установить способность конкретного производства к самоочищению, снижению воздействия на окружающую среду и население, а также чтобы помочь предприятиям определить способность производить экологически чистую продукцию и рассчитать инвестиционную привлекательность производства и территории.

Аудит может быть необходим следующим категориям лиц:

  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации

К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.

Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений — и при сотрудничестве — с органами власти.

Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Термин экологический аудит определён в федеральном законодательстве:

Цели экологического аудита

Экоаудит позволяет осуществить:

  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении системы экологического менеджмента, включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.

Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.

На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля. Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению лицензии на обращение с отходами, прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.

В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На 2017 год все эти требования новые, как они будут реализованы – пока что совершенно непонятно. Единственное, начат процесс присвоения категории объектам НВОС. На время переходного периода действуют старые требования в области экологического контроля и надзора. Предприятия получают нормативы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов.

Виды экологического аудита

Различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.

Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

Внутренний, или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.

Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Проведение экологического аудита на предприятии

Процесс аудита можно разделить на несколько этапов.

Подготовка к аудиту

Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.

Выбирают объекты аудита, определяют его критерии, разрабатывают Программу экологического аудита (если предстоит глубокий аудит сложного объекта) либо План аудита (охватывает более узкий перечень вопросов).

Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

Заключение об экологическом аудите

Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.

В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.

Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.

Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181:

Финальное совещание

После проведения обследования предприятия и документации, составления Протокола на основании свидетельств аудита проводится финальное совместное совещание, где представители и руководство аудируемой организации знакомятся с Заключением об аудите.

Аудиторы аргументированно разъясняют, какие несоответствия критериям выявлены в ходе аудита, руководство обсуждает с аудиторами данные вопросы, в случае несогласия проблемные моменты рассматриваются подробнее.

Отчет по аудиту

После совещания наступает Заключительный этап аудита, основная задача которого – составление и представление Отчёта по аудиту. В Отчёте отражаются результаты аудита, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.

Отчёт составляется по Плану аудита в соответствии с его пунктами. Отчёт предоставляется заказчику аудита и является официальным документом аудируемой организации.

Однако юридической силы в судебных процессах отчет об экологическом аудите и Заключение не имеют, за исключением случаев, когда аудит инициирован государственными органами.

Практика экологического аудита в России

Российская практика экологического аудита насчитывает всего пару десятков лет.

Одна из основных проблем в проведении аудита отечественных предприятий – негативное восприятие аудита аудируемой организацией.

В сознании сотрудников и руководства проверяемого объекта аудит – это такая же проверка контролирующих органов, поэтому аудиторам всячески стараются помешать обнаружить несоответствия, утаивают необходимую информацию, в случае обнаружения нарушений активно выражают несогласие с фактом несоответствия.

По результатам аудита, как правило, начинается поиск виноватых в несоответствиях с привлечением их к ответственности.

Но цель аудита – не наказание виновных, а поиск решений существующих проблем с минимальными затратами сил и финансовых средств, а желательно с перспективой той или иной выгоды для аудируемого объекта. Правда, это касается аудита, инициируемого первой или второй стороной.

Если объект аудируется с подачи третьей стороны – контролирующего органа, общественности, – тогда он действительно является чем-то сродни проверке Роспотребнадора ил Росприроднадзора.

Реестр аудиторов

В России существует Реестр аудиторов и аудиторских фирм. На сегодняшний день аттестовано и аккредитовано более 1000 индивидуальных аудиторов и порядка 20 аудиторских фирм.

Сейчас экологический аудит востребован на рынке экологических услуг, и на то существует несколько причин. В первую очередь, если предприятие, производящее ту или иную продукцию, хочет иметь конкурентное преимущество перед другими, наличие хорошего экологического имиджа – весомый козырь как для внутреннего рынка, так и для международного.

В случае выхода на рынок других стран, особенно западных, требования в сфере экологии к производству возрастают в разы. К сожалению, даже четкое выполнение всех действующих российских законодательных норм экологического надзора и контроля не дает гарантии, что предприятие будет «экологически чистым» и «зеленым» в глазах западного потребителя.

Европейские страны, США активно заботятся о состоянии окружающей среды и здоровье населения, правильный образ жизни, правильные «чистые» продукты, предметы быта пользуются все возрастающим спросом. Поэтому именно на Западе в конце прошлого века появилось понятие системы экологического менеджмента.

Cистема экологического менеджмента

Cистема экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.

Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.

Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.

Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.

Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.

Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.

Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.

Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.

Очевидные успехи в защите окружающей среды за рубежом связаны в значительной мере с широким развитием такого механизма управления и регулирования воздействием на окружающую среду, как экологический аудит.

Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в экономически развитых странах – США, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах и др. – в 70-е годы. В это же время экологический аудит стал развиваться как отрасль предпринимательской деятельности экологической индустрии.

Основные принципы и положения экологического аудита реализованы в Руководстве Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, принятом в 1993 г.

Понятие, цели и задачи экологического аудита.

Экологический аудит – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

При проведении аудита проверяется степень соответствия характера деятельности, продукции, системы управления и др. экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, действующим на территории РФ.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

— виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

— состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

— системы управления окружающей средой;

— соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований;

— использование ресурсов;

— процессы обращения с отходами;

— финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Задачами экоаудита являются:

— обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

— определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

— проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

— повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

— снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами – экоаудиторами – специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами – экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

Для оценки эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанной с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001. Методика включает в себя следующие этапы:

— Оценка соответствия требованиям экологического законодательства Российской Федерации

— Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001

— Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO 14001

— Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия

— Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента

Оценка эффективности производственного экологического управления и менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами:

— Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства.

— Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований.

— Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:

— отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;

— наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;

— наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;

— наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;

— наличие порядка на промышленной площадке.

Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.

На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO 14001, таким как:

— наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;

— наличие экологических целей и задач;

— наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;

— четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;

— проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;

— ведение необходимой документации;

— осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности системы экологического менеджмента.

При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стандарта ISO 14001 по следующим направлениям:

— экологическая политика и планирование деятельности в области экологического менеджмента;

— организация деятельности в области экологического менеджмента;

— оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в области экологического менеджмента.

Для оценки используются анкеты вида:

Объекты оценки Критерии оценки Требования стандарта ISO 14001 Фактическое положение

Необходимо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года.

В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты.

Основные принципы, обеспечивающие эффективность экологического аудита, можно подразделить на профессионально-этические (1) и методологические (2):

1) объективность экоаудиторов:

— независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

— компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

— сохранение конфиденциальности получаемой в процессе аудита информации, ее неразглашение;

— ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

2) планирование процедуры аудита:

— целесообразность выбора методики и технологии аудита;

— определение критериев существенности и достоверности;

— анализ информации и формирование выводов;

— взаимодействие аудиторов;

— информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Количественная и качественная оценка

Результатами экоаудита является количественная и качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента

Количественная оценка эффективности систем экологического менеджмента осуществляется на основе системы разнообразных критериев и показателей. В задачи экологического аудита может входить не только анализ представленной предприятием динамики изменения показателей, но и обоснование использования дополнительных критериев и показателей, позволяющих более полно оценивать эффективности деятельности в области экологического управления и экологического менеджмента.

Качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента – это оценка экологической состоятельности промышленных предприятий. Экологическая состоятельность промышленных предприятий качественно оценивается по намерениям, предпринимаемым действиям и достигнутым результатам, в первую очередь по инициативным добровольным видам деятельности в области экологического управления и менеджмента.

Оценка производится по результатам ответов на вопросы по следующим критериям:

— Обоснование и публичное декларирование предприятием основных принципов экологической деятельности (декларирование экологической политики)

— Наличие и обоснование предприятием целей, направленных на развитие процессов непрерывного улучшения достигнутых результатов экологической деятельности

— Использование предприятием программ и методов экологического аудирования для оценки достигнутых результатов и дальнейшего развития деятельности

— Формирование и распространение предприятием «зеленой отчетности»

— Экологическая открытость предприятия

— Объединение задач управления качеством продукции и услуг и экологического управления

— Стимулирование вовлечения персонала в экологическую деятельность предприятия

— Осуществление мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия:

По каждому из перечисленных критериев имеется серия вопросов, в зависимости от ответов на которые аудиторы выставляют ту или иную оценку по каждому критерию.

Возможны следующие варианты общей оценки:

«0» — не более одного положительного ответа;

«1/2» – 2-3 положительных ответа;

«1» 4-5 положительных ответов.

Сумма полученных результатов по всем критериям позволяет получить итоговую качественную оценку эффективности существующей системы производственного экологического управления и менеджмента (экологической состоятельности предприятия), например:

— менее 30% от максимально возможной величины — «осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту фрагментарна и в целом не эффективна»; предприятие нельзя относить к экологически состоятельным;

— 30-50% — осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту в целом удовлетворительна, но требует дальнейшего развития и совершенствования; экологическая состоятельность предприятия в целом недостаточна;

— 50-70% — осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту в целом достаточно эффективна, но при этом имеются неиспользованные возможности для ее дальнейшего улучшения; экологическая состоятельность предприятия в целом удовлетворительна;

— более 70% — осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению высокоэффективна; само предприятие может рассматриваться как лидер в области экологического управления и менеджмента; экологическая состоятельность предприятия бесспорна.

Предлагаемые критерии могут использоваться при проведении программ как внешнего, так и внутреннего экологического аудирования предприятия с разработкой по результатам оценки широкого спектра рекомендаций и предложений по повышению эффективности экологического управления и менеджмента.

Общая высокая оценка экологической состоятельности промышленного предприятия (например, более 50%), в случае соблюдения обязательных требований природоохранительного законодательства, может рассматриваться в качестве одного из условий льготного инвестирования, налогообложения, страхования, а также как обязательное условие сертификации системы экологического управления и менеджмента.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящему стандарту используются следующие определения.
Примечание — Термины и определения в области управления окружающей средой даны в ИСО 14050.
2.1 Выводы по аудиту (audit conclusion) — профессиональное суждение или мнение, выражаемые аудитором об объекте аудита, основанное на рассуждении, которое аудитор применяет к результатам аудита.
2.2 Критерии аудита (audit criteria) — политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита.
Примечание — Требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования законодательных актов или регламентов.
2.3 Аудиторские данные (audit evidence) — проверяемые информация, записи или заявления, касающиеся факта.
Примечания
1 Аудиторские данные, которые могут быть качественными или количественными, используются аудитором для определения соответствия критериям аудита.
2 Аудиторские данные обычно основываются на опросах, изучении документов, наблюдении за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений и испытаний или на других средствах в объеме аудита.
2.4 Результаты аудита (audit findings) — результаты оценивания собранных аудиторских данных, сопоставленных с принятыми критериями аудита.
Примечание — Результаты аудита составляют основу аудиторского заключения.
2.5 Аудиторская группа (audit team) — один или несколько аудиторов, назначенных проводить данный аудит; аудиторская группа может включать в себя технических экспертов и аудиторов-практикантов.
Примечание — Один из аудиторов в группе выполняет функцию ведущего аудитора.
2.6 Проверяемая организация (auditee) — организация, подвергаемая аудиту.
2.7 Аудитор в области экологии (аудитор-эколог) (environmental auditor) — лицо, квалифицированное для проведения экологических аудитов.
Примечание — Критерии квалификации аудиторов в области экологии даны в ГОСТ Р ИСО 14012.
2.8 Клиент (client) — организация, заказывающая аудит.
Примечание — Клиент может быть проверяемой организацией или любой другой организацией, имеющей право заказать аудит согласно регламенту или контракту.
2.9 Экологический аудит (environmental audit) — систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту.
2.10 Ведущий аудитор в области экологии (ведущий аудитор-эколог) (lead environmental auditor) — лицо, квалифицированное руководить аудитом в области экологии и выполнять его.
Примечание — Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии даны в ГОСТ Р ИСО 14012.
2.11 Организация (organization) — компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные и неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.
Примечание — Взято в адаптированном виде из ГОСТ Р ИСО 14001.
2.12 Объект аудита (subject matter) — определенная экологическая деятельность, событие, условие, система управления и/или информация об этих предметах.
2.13 Технический эксперт (technical expert) — лицо, которое предоставляет аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу, но не участвует в работе группы как аудитор.

4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

4.1 Цели и объем
Аудит должен основываться на целях, поставленных клиентом. Объем аудита определяется ведущим аудитором при консультации с клиентом для достижения этих целей. Объем характеризуется глубиной и границами аудита.
4.2 Объективность, независимость и компетентность
Для того, чтобы обеспечить объективность процесса аудита, его результатов и любых выводов, члены аудиторской группы должны быть независимы от проверяемой ими деятельности. Они должны быть объективны, свободны от предубеждений, и их интересы не должны входить в противоречие во время проведения аудита.
Вопрос о привлечении внешних и внутренних членов аудиторской группы решается клиентом.
Член группы, выбранный от организации, не должен быть подотчетен лицам, непосредственно отвечающим за объект аудита.
Члены аудиторской группы должны обладать соответствующим сочетанием знаний, навыков и опыта, чтобы выполнить аудиторские обязанности.
4.3 Надлежащая профессиональная осторожность
При проведении экологического аудита аудиторы должны проявлять осторожность, старание, умение и суждение, которые ожидаются от любого аудитора в подобных обстоятельствах.
Отношения между членами аудиторской группы и клиентом должны быть конфиденциальными и разумными. Если этого не требует закон, члены аудиторской группы не должны разглашать информацию или документы, полученные в процессе аудита, либо окончательное аудиторское заключение никакой третьей стороне без полученного на то разрешения клиента и, где это уместно, разрешения организации.
Аудитор должен следовать процедурам обеспечения качества.
4.4 Систематические процедуры
Экологический аудит следует проводить в соответствии с основными принципами и руководящими указаниями, разработанными для соответствующего типа экологического аудита.
Примечание — Руководящие указания по проведению аудита системы управления окружающей средой даны, к примеру, в ГОСТ Р ИСО 14011.
В целях повышения стабильности и надежности экологический аудит следует проводить согласно документированным и четко определенным методологиям и систематическим процедурам, которые должны быть постоянными для любого типа экологического аудита. Процедуры для одного типа экологического аудита отличаются от процедур для другого типа только там, где это существенно для конкретных характерных особенностей данного типа экологического аудита.
4.5 Критерии, данные и результаты аудита
Начальным и важным этапом экологического аудита должно быть определение критериев аудита. Эти критерии на соответствующем уровне детализации должны быть согласованы между ведущим аудитором и клиентом, а затем сообщены проверяемой организации.
Следует собрать, проанализировать, истолковать и зарегистрировать надлежащую информацию и использовать ее в качестве аудиторских данных в процессе изучения и оценки, с тем чтобы определить, удовлетворены ли критерии аудита.
Аудиторские данные должны быть такого качества и в таком количестве, чтобы компетентные аудиторы, работая независимо друг от друга, получили одинаковые аудиторские результаты при оценке одних и тех же аудиторских данных по одним и тем же критериям аудита.
4.6 Надежность результатов аудита и выводов по аудиту
Процесс проведения экологического аудита должен быть спланирован так, чтобы обеспечить клиента и аудитора желаемым уровнем доверия к надежности результатов аудита и любым выводам по аудиту.
Аудиторские данные, собранные в процессе экологического аудита, неизбежно будут представлять собой только выборочную информацию, имеющуюся в наличии, частично из-за того, что экологический аудит проводится в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами. Поэтому здесь присутствует элемент неопределенности, присущий всем экологическим аудитам, и все пользователи результатов таких аудитов должны знать об этой неопределенности.
Аудитор в области экологии должен рассмотреть ограничения, связанные с аудиторскими данными, собранными во время аудита, и с признанием неопределенности в результатах аудита и всех выводах по аудиту, и учесть эти факторы при планировании и проведении аудита.
Аудитор в области экологии должен попытаться получить достаточные аудиторские данные, чтобы принять во внимание существенные отдельные результаты аудита и совокупность менее существенных результатов, причем и те и другие могут влиять на любые выводы по аудиту.
4.7 Аудиторское заключение
Результаты аудита и/или их резюме должны быть сообщены клиенту в письменном заключении. Проверяемая организация должна получить экземпляр аудиторского заключения, если только это специально не исключено клиентом.
Информация, связанная с аудитом, которая может быть включена в аудиторское заключение, приводится ниже, но не ограничивается этим:
а) идентификация проверяемой организации и клиента;
б) согласованные цели и объем аудита;
в) согласованные критерии, по которым проводился аудит;
г) период времени и дата(ы), когда проводился аудит;
д) идентификация членов аудиторской группы;
е) идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;
ж) заявление о конфиденциальном характере содержания;
з) перечень рассылки аудиторского заключения;
и) краткое изложение процесса аудита, включая любые встретившиеся препятствия;
к) выводы по аудиту.
Ведущий аудитор после консультации с клиентом должен определить, какие из этих пунктов вместе с дополнительными пунктами следует внести в заключение.
Примечание — Обычно за определение корректирующего действия, необходимого в ответ на результаты аудита, ответственность несет клиент или проверяемая организация. Однако аудитор может дать свои рекомендации в том случае, когда это заранее согласовано с клиентом.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх