Кто регистрирует договор аренды

Общие правила

Обратите внимание, что в Регистрационной Палате установлен строгий порядок для таких процедур. Неправильное оформление бумаг или несоблюдение установленных норм, неизменно повлечёт отказ в государственной регистрации.

Устранив недочёты, стороны могут подать заявление повторно, но это дополнительная потеря времени и нервов. Поэтому советуем заострить внимание на следующих моментах:

  • нежилое помещение должно находиться на кадастровом учёте и иметь соответствующий паспорт. Это подтверждает сам факт существования такого объекта и даёт гарантию, что строение сдано в эксплуатацию с соблюдением всех установленных норм;
  • арендодатель должен являться собственником и иметь на руках полный пакет документов. Конечно, допускается субаренда нежилых помещений, но в данной ситуации действуют другие нормативные акты. Кроме того, для субаренды обязательно согласие владельца недвижимости;
  • если арендуемое строение нажито в браке, собственник должен представить письменное соглашение супруга на заключение сделки. Обратите внимание, что такое согласие заверяется нотариально.

В принципе, порядок регистрации не выглядит особо сложным, поэтому при соблюдении обязательных требований, проблем обычно не возникает. Обратите внимание, что порядок регистрации одинаков для физических и юридических лиц, различается только перечень документов.

Кроме того, возможно участие доверенных лиц или посреднических организаций. В обоих случаях, к заявлению о регистрации прилагается доверенность на ведение дел. Нелишним будет разобраться, какие документы нужны, чтобы зарегистрировать аренду нежилого помещения.

Необходимые документы

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, довольно внушительный. Процедура обязательной регистрации осуществляется на основании следующих бумаг:

  1. Письменное заявление о желании сторон зарегистрировать аренду нежилого помещения. Образец заполнения можно уточнить по месту обращения.
  2. Арендный договор, подписанный заинтересованными лицами. Обратите внимание, что здесь чётко прописываются технические характеристики помещения и его целевое предназначение. Договор подаётся на рассмотрение в трёх экземплярах. После регистрации по экземпляру получают участники сделки, и одна копия остаётся в Росреестре.
  3. Кадастровый паспорт строения (оригинал + ксерокопия).
  4. Квитанция об уплаченной госпошлине.
  5. Документы, удостоверяющие личность заявителей. Если соглашение об аренде нежилого помещения заключают физические лица, потребуются гражданские паспорта. Если один из участников является индивидуальным предпринимателем, прилагается документ, подтверждающий статус. Для юридических лиц нужны учредительные документы организации.

Документы может подавать одним из заинтересованных лиц. Однако после завершения процедуры государственной регистрации, участники сделки являются совместно, для получения своего экземпляра договора.

Сам арендный договор регистрировать не нужно, Росреестр фиксирует лишь факт временной передачи права собственности. Некоторые граждане составляют договор в присутствии нотариуса, однако, это тоже необязательное условие сделки. Нотариальное участие не даёт правовых гарантий сделки. Нотариус лишь удостоверяет добровольное участие сторон в договоре.

Сроки и цена

Сначала рассмотрим срок регистрации. Учтите, что временные параметры для регистрации временной передачи права собственности законом не установлены. Поэтому стороны могут обратиться в Росреестр в любое время после подписания договора.

Однако стороны заинтересованы в скорейшей процедуре регистрации. Если помещение подвергнется проверке, арендатор не сможет обосновать свои права на использование недвижимости. В данной ситуации, подписи сторон под договором долгосрочной аренды не имеют юридической силы.

Правовые обоснования даёт лишь процедура регистрации. После подачи пакета документов, решение выносится спустя 10 рабочих дней, с момента принятия заявления.

Отдельно стоит рассмотреть и стоимость процедуры. За передачу права собственности взимается госпошлина. Её размер напрямую зависит от статуса заявителей. Если договор аренды заключили физические лица, стоимость регистрации составляет 2 000 рублей. Аренда нежилого помещения между организациями обходится дороже – порядка 22 000 рублей.

Обратите внимание, что стоимость процедуры регистрации (пошлина) пропорционально делится между сторонами договора. Соответственно физические лица внесут по 1 000 рублей, юридические – 11 000.

>Нужно ли регистрировать договор аренды после 1-го марта 2013 года

С чем связаны изменения

О грядущих поправках в Гражданский кодекс в профессиональном сообществе говорили на протяжении всего прошлого года. Поправки обещали быть действительно глобальными — планировалось, что переработке подвергнется едва ли не весь Кодекс. Но в итоге на свет появился небольшой (всего 10 страниц) Федеральный закон от 30.12.12 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ), который вносил небольшие изменения во все части ГК РФ.

Среди изменений — новая статья Гражданского кодекса за номером 8.1, которая меняет общий порядок государственной регистрации прав и сделок. Основная задача этой статьи — отмена дублирования при регистрации. Напомним, по действовавшим до 1 марта правилам регистрировался как переход прав, так и договоры, на основании которых такой переход прав происходил. То есть шла двойная регистрация. Именно это дублирование и решили устранить законодатели.

Закон вступает в силу 1 марта 2013 года. Соответственно, с 1 марта 2013 года, согласно статье 8.1. ГК РФ, регистрируются только переход прав, обременения и ограничения прав на имущество. Однако такая регистрация, как указано в той же самой статье 8.1 ГК РФ, обязательна лишь в случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, в статье 2 Закона № 302-ФЗ оговаривается (п. 8), что правила, предусмотренные отдельными статьями части второй ГК РФ о государственной регистрации сделок с недвижимостью, после 1 марта не применяются. К числу таких статей отнесены:

  • статья 558 — о государственной регистрации сделок с жилыми помещениями;
  • статья 560 — о государственной регистрации сделки продажи предприятия;
  • статья 574 — о государственной регистрации договора дарения недвижимости;
  • статья 584 — о государственной регистрации договора ренты;
  • статья 609 — о государственной регистрации договора аренды недвижимости;
  • статья 651 — о государственной регистрации договора аренды здания или сооружения;
  • статья 658 — о государственной регистрации договора аренды предприятия.

Обратим внимание на включенную в список статью 651 ГК РФ. Именно она устанавливала правила, по которому регистрации подлежат не все договоры аренды зданий и сооружений, а только те, которые заключены на срок не менее одного года.

Вывод из буквального прочтения законов — регистрировать не нужно

Итак, что же меняется в связи с вступлением в силу Закона 302-ФЗ?

С одной стороны, все старые положения Гражданского кодекса, говорящие о госрегистрации договоров (в том числе и договоров аренды зданий и сооружений) отменены. Это значит, что регистрировать такие договоры не нужно. Независимо от сроков, на которые они заключены.

Но, с другой стороны, появилась обязанность регистрировать обременение прав, коим является аренда. Правда, такая обязанность, исходя из буквального прочтения статьи 8.1 ГК РФ, имеется только в случаях, предусмотренных законом.

Однако на данный момент нет закона, который бы обязывал регистрировать обременение в виде аренды. Статья 131 Гражданского кодекса, посвященная государственной регистрации прав и сделок, содержит четкий перечень обременений, которые подлежат государственной регистрации. И аренды в этом перечне нет.

Закон о государственной регистрации (от 21.07.97 № 122-ФЗ) также не содержит положений, обязывающих регистрировать аренду как обременение. Более того, в этом документе сохранилась норма, не соответствующая статье 8.1. Гражданского кодекса. Так, в статье 26 закона № 122-ФЗ, что госрегистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством госрегистрации договора аренды этого недвижимого имущества. А, как мы помним, статья 8.1 ГК РФ отменила государственную регистрацию сделок (а значит, и договоров) как класс.

Таким образом, если читать законы, действующие после 1 марта, буквально, то аренда, независимо от срока, государственной регистрации не подлежит. По крайней мере, до тех пор, пока в законодательстве не появится указание на то, что такая регистрация обязательна.

Законодатели трактуют свое творчество иначе

Противоположная позиция высказана в разъяснении Государственной думы (точнее, Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) от 22.01.13 № 3.3-6/94. В нем сделана попытка разъяснить положения статьи 8.1 ГК РФ применительно к государственной регистрации аренды.

По мнению законодателей, с 1 марта 2013 года «будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды на основании договора аренды, заключенного сторонами в простой письменной форме». При этом какой-либо внятной правовой основы под этот вывод авторы письма не подводят. Но можно предположить, что именно таково было намерение законодателя при принятии закона № 302-ФЗ.

Надо также обратить внимание на то, что в разъяснении Государственной думы никак не урегулирован вопрос с регистрацией краткосрочной аренды. И, если читать разъяснение буквально, получится, что регистрации подлежит любая аренда, независимо от сроков, но при условии заключения договора в письменной форме.

Когда нельзя обойтись без государственной регистрации договора аренды нежилого помещения

Под арендой понимается имущественный наем. Владелец предоставляет собственное имущество другому лицу для использования по назначению за вознаграждение. Результаты использования объекта становятся собственностью нанимателя.

Передача имущества в аренду оформляется в виде договора. Документ должен иметь письменную форму. Закон не устанавливает обязательное нотариальное удостоверение контракта. Однако в ряде случаев предусматривается обязанность государственной регистрации договора. Это относится к контрактам, предметами которых является недвижимость (жилое или нежилое помещение).

Рассмотрим основания обязательной государственной регистрации договоров аренды в Росреестре (ст. 609 ГК РФ). Среди них:

  • договор аренды нежилого помещения заключен на срок от 12 месяцев и более;
  • договор найма (социального найма) жилого помещения заключен на срок от 12 месяцев;
  • одним из условий контракта является последующий выкуп объекта;
  • если в зарегистрированный ранее контракт вносятся изменения и дополнения.

Если документ не содержит период действия договора, он считается заключенным на неопределенный срок. В таком случае государственная регистрация контракта не требуется.

Закон устанавливает обязанность арендатора и арендодателя обращаться в отделение Росреестра, расположенного на той территории, где находится объект недвижимого имущества. При подаче документов через МФЦ, можно обратиться в отдел, расположенный в том же населенном пункте. Если в городе есть несколько отделений МФЦ, то заявитель выбирает офис на свое усмотрение.

Алгоритм регистрации договора аренды в Росреестре через МФЦ

Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать договор аренды нежилого помещения в Росреестре. Для этого необходимо:

  1. Собрать документы.
  2. Подготовить проект договора.
  3. Подать документацию в МФЦ.
  4. Обратиться за зарегистрированным договором.

Сбор документации физическим лицом

Перечень данных зависит от статуса заявителя. Рассмотрим, какие документы нужны для регистрации договора аренды в росреестре от физического лица:

  • гражданский паспорт заявителя или его представителя;
  • нотариальная доверенность (если документы подаются доверенным лицом);
  • проект контракта в 3 экземплярах (по 1 для сторон и 1 для Росреестра);
  • постановление районного отдела опеки на сдачу объекта собственника в возрасте до 14 лет;
  • постановление районного отдела опеки на сдачу объекта недееспособного собственника;
  • постановление районного отдела опеки на дачу разрешения на сделку законному представителю собственника в возрасте от 14 до 18 лет;
  • согласие супруга на передачу объекта недвижимого имущества в аренду, заверенное нотариусом;
  • информация о признании объекта личной собственностью супруга (брачный договор, решение суда, соглашение в выделе долей в совместной собственности супругов);
  • согласие банка на передачу объекта в аренду (если объект обременен ипотекой).

Сбор документации юридическим лицом

Чтобы зарегистрировать договор аренды нежилого помещения в Росреестре для юридического лица необходимо представить следующие документы:

  • гражданский паспорт представителя организации;
  • доверенность юридического лица (заверяется подписью директора и печатью организации);
  • документы предприятия, дающие право на действия без доверенности (оригинал решения учредителя или протокола общего собрания);
  • проект контракта в 3 экземплярах;
  • учредительная документация в виде оригиналов или нотариальных копий;
  • выписка из ЕРГЮЛ;
  • информация о ранее проводимых изменениях;
  • ИНН;
  • свидетельство ОГРН;
  • согласие кредитной организации на передачу объекта в аренду (если недвижимость приобретена в ипотеку).

Подготовка проекта договора

Стороны могут самостоятельного подготовить проект договора или привлечь юриста. Еще одним вариантом является привлечение сотрудников Росреестра к его составлению. В 2018 году средняя стоимость контракта аренды нежилого помещения составит 3 000 руб. Однако в зависимости от юридической конторы или региона расположения Росреестра стоимость может различаться.

Сторонам необходимо подготовить проект в 3 экземплярах и акт приема-передачи помещения. Контракт считается заключенным после его государственной регистрации. Перед передачей в Росреестр каждый экземпляр необходимо подписать.

Подача документации в МФЦ

Государственная регистрация договора аренды нежилого помещения в 2018 году осуществляется следующим образом:

  • получение талона на прием к оператору;
  • подача документов;
  • получение расписки;
  • добавка необходимой документации;
  • получение зарегистрированного контракта.

Талон можно получить через электронный сервис Мои документы или непосредственно в отделении МФЦ. Количество талонов на день ограничено. Поэтому целесообразно обратиться за его получением в начале рабочего дня. В отделении МФЦ талон выдается только день в день. Получить его заранее можно через электронный сервис.

Оператор МФЦ оформляет заявление в электронном виде и распечатывает. Стороны проставляют подписи. Специалист проверяет документы на соответствие и выдает расписку в получении информации. Оператор забирает все документы, в том числе и оригиналы, кроме гражданских паспортов сторон. Они возвращаются вместе с распиской.

В случае нехватки информации, специалист позвонит одной из сторон и предложит их донести. Если в течение 5 дней, арендатор или арендодатель не представят данные, документы будут возвращены без рассмотрения. При этом оплаченная пошлина не возвращается.

Обращение за зарегистрированным договором

При приеме документов, оператор МФЦ укажет на расписке дату получения готового контракта. Для его получения может обратиться одна из сторон.

Кроме того, сервис направит на телефонный номер получателя СМС о готовности документов.

При себе необходимо иметь гражданский паспорт. Если информацию получает доверенное лицо или представитель организации, то нужна доверенность.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх