Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.
Содержание
Сидячий вагон
В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.
Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.
На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.
Скоростной поезд «Стриж», вагон 1-го класса
Плацкартный вагон
Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.
Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.
В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.
Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.
В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.
Плацкартный вагон в фирменном поезде ОАО «РЖД»
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.
Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.
Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.
Купейный вагон
В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.
В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.
Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.
Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.
Купе в вагоне частного перевозчика АО «ТКС»
Вагон люкс (СВ)
СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Но есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.
По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье). Например, у перевозчика АО «ТКС» качественные вагоны и высокий уровень сервиса.
Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже самолета на аналогичное расстояние.
Вагон люкс (СВ) частного перевозчика АО «ТКС»
Мягкий вагон
В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.
Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.
Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.
Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс».
Вагон международного сообщения с 4-местными купе
По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей (к примеру, табло с бегущей строкой в коридоре).
Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.
Четырехместное купе в поезде Москва — Ницца. Фотография взята с сайта ОАО «РЖД»
Вагон международного сообщения с 3-местными купе
В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.
По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.
Ехать в таком купе приятно только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.
Прочитайте о том, какие бывают услуги в вагонах и что такое класс обслуживания.
Была ли полезна статья:
Если сравнивать купе с плацкартом, становится ясно, что первый вариант отличается комфортными условиями и возможностью уединения в пути. Несмотря на это, спрос на места в плацкартном вагоне нередко выше. Обусловлено это низкой стоимостью проезда и другими преимуществами.
Стоимость билета – весомый плюс
Обычно билет в плацкарте стоит в 1,5-2 раза дешевле, чем в купе. Хотя иногда бывают случаи, когда за цену проездного документа в купейном вагоне можно приобрести 3 билета в плацкарте. Довольно большие колебания в стоимости обусловлены тем, что цены в купе формируются по принципам динамического ценообразования. Другими словами, стоимость проезда меняется в зависимости от спроса, то есть может сильно отличаться в разное время года, в будни и на праздниках. Стоимость проезда в плацкартном вагоне имеет фиксированную сумму, которая не может просто измениться по желанию РЖД.
Применение динамического ценообразования иногда имеет и обратную сторону. В некоторых случаях разница между плацкартом и купе незначительная, поэтому разумнее выбрать последний вариант с учетом уровня предоставляемых услуг.
Иногда на верхние полки в купе можно дешево приобрести билеты. Если постоянно мониторить акции РДЖ, можно хорошо сэкономить без ущерба для комфорта и удобства. Важно знать, что студентам и школьникам при покупке билетов в плацкартный вагон предусмотрены внушительные скидки (до 40%). При путешествии семьей можно неплохо сэкономить.
Другие преимущества
Выбирать бюджетный вариант передвижения на поезде можно и по другим причинам:
- Так как плацкартные вагоны ныне чаще меняют на новые, больше шансов путешествовать в современном составе, в котором имеются розетки, биотуалеты и другие простые удобства. Особенно часто новые вагоны курсируют в популярных направлениях.
- В плацкарте предусмотрено больше места для хранения багажа, так как имеется третья полка. В купе она отсутствует, поэтому разместить чемоданы и сумки можно под нижней полкой или над входом.
- В плацкартном вагоне практически отсутствует риск остаться наедине с неадекватным попутчиком, так как вы всегда находитесь в поле зрения других пассажиров, которые при необходимости придут на помощь или позовут проводника.
- В плацкарте часто поддерживается комфортный микроклимат. Если кондиционер слишком холодит воздух или из открытых окон сильно дует, обязательно найдутся активисты, которые изменять ситуацию. Будьте уверены, вы не замерзнете.
- В плацкарте удобнее ехать, если вы путешествуете большой компанией (более 4 человек), так как можно всем разместиться поблизости.
Если выбор сделан в пользу плацкарта, помните, что спрос на бюджетный вариант передвижения востребован среди пассажиров из-за низкой стоимости и других преимуществ. По этой причине не стоит откладывать оформление проездных документов. Билеты поступают в продажу за 90 дней. Если точная дата поездки установлена, с покупкой билетов лучше не тянуть.
Всем известно, что летать самолётом гораздо проще и быстрее, нежели перемещаться на каком-то другом виде транспорта. Но самолёт, каким бы комфортабельным он ни был, никогда не сможет соревноваться в романтике с поездом. Представьте: ночь, мелькающие за окошком фонари, незнакомые станции, гитарные аккорды из соседнего купе – и всё это происходит под монотонный стук колёс… При покупке билета на поезд, вам обязательно предложат два варианта размещения: в купе или плацкарте. О разнице между этими двумя видами вагонов мы и постараемся рассказать.
Историческая справка
Изначально, пока путешествия по железной дороге не было длительным, все вагоны были общими. Но постепенно протяжённость пути всё увеличивалось, пассажирам нужно было каким-то образом отдыхать. В 1831 году молодой проектировщик по фамилии Пульман предложил переоборудовать вагоны для удобства пассажиров. Для этого необходимо было расширить сам вагон, установить откидные полки для сна, столик, а главное – дверь на колёсиках, которая разъезжалась, отгораживая пассажиров от остальных. Поначалу, чиновники отвергли проект, но один раз прокатившись в пробном вагоне подобного вида, приняли решение о массовом запуске в производство. Именно так появились первые вагоны-купе.
Плацкарт – это явление исключительно советское. С целью удешевления проезда и максимального сближения народа, главную прелесть купе – раздвижные двери – убрали. Теперь каждый не только мог увидеть, что у соседа на обед, но и вблизи рассмотреть цвет его носков. Кроме того, в плацкарте увеличилось количество спальных мест. По два добавили с каждой боковой стороны.
Плацкартный вагон к содержанию
Устройство
Купейный вагон состоит из девяти или десяти купе (есть разные конструкции). Каждый отдельный вагон изолирован от общего коридора разъезжающейся дверью. Спальные места в купейных вагонах длиннее, чем в плацкартных. Есть также и аварийные выходы, которые расположены в третьем и шестом вагонах. Мест в купейном вагоне – 36. При желании, покупая билет, можно попросить место в исключительно женском (мужчинам туда билеты не продают) или мужском (куда вход воспрещен женщинам) купе.
Вагон-купе
В плацкартном вагоне мест значительно больше – 54. Всего в вагоне такого типа 9 отсеков, в каждом из которых по шесть мест: четыре располагаются так же, как и в купе, а два находятся сбоку. Считаются такие вагоны менее комфортными и стоят места практически в два раза дешевле, чем места в вагонах-купе.
к содержанию
Вагоны класса «Люкс» бывают нескольких видов: шести-, пяти и четырехкупейные.
В вагонах Люкс все купе двухместные.
Купе состоит из двух комнат: гостиной-спальни и санитарно-гигиенической комнаты и занимает увеличенную площадь в 2 или 1,5 раза больше обычных купе.
В четырехкупейных вагонах также имеется салон-бар.
В каждом купе «Люкс»:
- нижняя кровать-диван в разложенном виде шириной 110 см;
- верхнее место;
- кресло, шкаф для вещей и столик;
- индивидуальный санузел с душевой кабиной, умывальником и биотуалетом;
- индивидуальный кондиционер;
- постельное белье улучшенного качества, халат, тапочки, санитарно-гигиенические наборы (женские/мужские);
- телевизор, DVD-проигрыватель;
- карта-ключ доступа в купе, кнопка вызова проводника;
- сейф для ценных вещей (в некоторых вагонах).
На большинстве направлений курсирования вагонов класса «Люкс» в стоимость проезда включено горячее питание (в продаже вагоны с питанием отмечены пиктограммой )
Покупка билетов в Люкс
Купе вагона класса «Люкс» продается только целиком и стоимость в продаже билетов указана за все купе.
Случайные попутчики исключены, но ехать в таком купе можно как одному, так и вдвоем.
Кроме того, со взрослыми дополнительно бесплатно могут путешествовать их дети.
Во внутригосударственном сообщении
Возможен бесплатный проезд одного ребенка до 5 лет и одного ребенка до 10 лет вне зависимости от количества проезжающих взрослых.
Порядок проезда в вагонах класса «Люкс» и взыскания провозных платежей
В международном сообщении
- в поездах № 17/18 Москва – Ницца и № 23/24 сообщением Москва – Берлин – Париж:
не более двух детей до 12 лет при проезде одного взрослого пассажира (тариф «Взрослый-Single») и не более двух детей до 4 лет или одного ребенка до 12 лет при проезде двух взрослых пассажиров (тариф «Взрослый «Семейный»)
- в поезде № 13/14″Стриж» Москва – Берлин:
не более одного ребенка до 12 лет при проезде одного взрослого пассажира (тариф «Взрослый-Single») и не более двух детей до 4 лет при проезде двух взрослых пассажиров (тариф «Взрослый «Семейный»)»;
Особые условия перевозок в поездах международного сообщения формирования АО «ФПК» по глобальным ценам
- в поездах в российско-финляндском сообщении:
не более двух детей до 6 лет при проезде 1 взрослого пассажира (тариф полный категории «Сингл»), не более одного ребенка до 6 лет при проезде двух взрослых пассажиров (тариф полный).
Коммерческие условия перевозки пассажиров в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении между ОАО «РЖД», ОАО «ФПК» и ВР
При одновременном оформлении в билетных кассах проездных документов в вагоны класса «Люкс» в направлении «туда-обратно» во внутригосударственном сообщении предоставляется скидка 30% к стоимости проезда в направлении «обратно», действующей на момент оформления проездных документов (без учета стоимости услуг и платы за постельное белье).
Вагоны класса «Люкс» курсируют в составах следующих поездов:
Перед первым рейсом заместитель главы РЖД Дмитрий Пегов сказал, что рассчитывает получить от пассажиров новые предложения: «Мы продолжим дорабатывать обновленные плацкартные вагоны».
Cтоимость проезда в «новых» плацкартах будет равна стоимости проезда в «старых» вагонах. К примеру, если плацкартный билет до Москвы в фирменном поезде «Тихий Дон» стоит 3367 рублей 60 копеек, то эта цена распространяется на «новые» и «старые» вагоны. Единственное неудобство — при покупке билета через интернет покупатель не может узнать, в каком вагоне он будет ехать — модернизированном или нет. Впрочем, железнодорожники обещают доработать компьютерную программу и избавить пассажиров от необычной лотереи.
Путешествие в обновленном вагоне выгодно отличается от прежнего плацкарта. Прежде всего привлекает современный интерьер. Внутри светлые панели под дерево, мягкие полки с толстыми матрасами, диванные спинки. Удобные полки для хранения ручной клади и багажа. Главное новшество — каждый пассажир может создать себе индивидуальное купе со светодиодным светильником, розеткой и зарядкой гаджетов через USB-порт.
— Достаточно натянуть ширму-жалюзи, и можно «отгородиться» от внешнего мира. Можно читать, смотреть фильмы, играть на компьютере и при этом не мешать попутчикам, — объясняет принцип действия системы проводница Екатерина Андреева.
Из новшеств — появились лестницы, помогающие взобраться на верхние полки. Исчезли привычные доски с бумажными объявлениями и титан для кипячения воды. Им на смену пришли сенсорный 27-дюймовый экран с системой «Попутчик» и железнодорожный кулер, который «раздает» горячую и холодную воду. Еще одно нововведение — биотуалеты. В кабинке появились откидные пеленальные столики, гигиенический душ и сенсорные диспенсеры с мылом и сушилкой. Рядом с тамбурами появились вендинговые автоматы по продаже шоколадок, воды и других продуктов.
Пассажиры голосуют за крючки и шторки
В июле в поезда дальнего следования включат еще три модернизированных плацкартных вагона. Пока в составе поезда, который курсирует на южном направлении, есть всего лишь один такой вагон. Он был поставлен на линии буквально сразу после сертификации. Она была получена 5 марта, а вагон совершил свой первый рейс 17 марта. Всего до конца года будет введено в эксплуатацию 50 модернизированных вагонов. Об этом сообщил глава Федеральной пассажирской компании (ФПК) Петр Иванов, который проехал вместе с пассажирами от Ростова-на-Дону до Москвы.
В пути он собрал пожелания о том, чего еще не хватает модернизированному плацкарту. По словам Иванова, пассажиры просят сделать крючки на верхних полках и дополнительный крючок в туалете, чтобы повесить полотенца, а также организовать полочки для умывальных принадлежностей. Как рассказал Петр Иванов, были прогнозы, что пассажиры шторки оборвут чуть ли не в первый рейс, но они не оправдались. Люди довольны тем, что появилось индивидуальное пространство, где можно переодеться. Шторы создают уют и внутренний комфорт.
Стоимость билетов в модернизированный плацкарт такая же, как и в другие вагоны этого класса, поэтому пока покупка билета похожа на лотерею. Но скоро в системе продаж билетов появится отметка о том, что вагон модернизированный. «Сейчас у нас таких отметок не предусмотрено. Но пассажиры хотят поехать в обновленном вагоне, даже сейчас в нем на сто процентов выкупают билеты», — сказал Иванов.
Подготовила Татьяна Шадрина