Легитимность конституции РФ

Если вы все еще считаете, что хозяин дома и общедомового кошелька – управляющая организация, которая собирает с вас жилищно-коммунальные платежи, спешим обрадовать. Единственным легитимным органом управления в многоквартирном доме является общее собрание собственников.

Расторгнуть договор с недобросовестной УК. Изменить ставку на содержание жилья. Перейти на прямые расчеты с ресурсниками. Определить способ накопления средств на капремонт дома. Эти и другие важные решения принимает именно общее собрание собственников МКД.

О том, как организовать собрание правильно, читайте в нашей инструкции ниже.

Вот перечень основных вопросов, которые выносятся на общее собрание собственников:

— смена УК или способа управления домом;

— создание/ликвидация ТСЖ;

— избрание и переизбрание Совета МКД;

— определение размера платы за содержание и текущий ремонт жилья;

— условия заключения договоров с ресурсниками;

— использование придомовой территории в интересах собственников (организация/ликвидация парковки, благоустройство двора, установка видеонаблюдения, шлагбаума, ограждений);

— передача части придомовой территории под офисы, магазины или иные цели;

— введение денежных сборов на дополнительный косметический ремонт, благоустройство дома или двора.

СКОЛЬКО НУЖНО ГОЛОСОВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЗАКОННЫХ РЕШЕНИЙ

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.

Но есть исключения! В зависимости от характера вопроса. По одной и той же теме, к примеру, «деятельность Совета МКД» или «взносы на капремонт», для принятия законного решения потребуется разное количество проголосовавших собственников.

Это очень важный момент! Так как зачастую именно неправильное определение количества нужных голосов может привести к отмене решения.

Давайте остановимся на принципиальных вопросах, которые рассматривает собрание. И уточним, каким количеством собственников определяется законность конкретного решения.

Что определяется, если проголосовало 50% +1 голос от числа участников собрания:

— выбор способа управления МКД (УК, ТСЖ или непосредственное управление собственниками);

— выбор или смена УК;

— утверждение условий Договора с УК;

— определение размера ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт жилья;

— утверждение метода расчета за коммунальные ресурсы: исходя из норматива, среднемесячного потребления или показаний ОДПУ;

— выбор Совета МКД и его председателя. Утверждение денежного вознаграждения председателю и членам Совета МКД;

— утверждение порядка и сроков, в которые УК будет отчитываться перед собственниками об исполнении договоров на предоставление общедомового имущества в аренду или в рекламных целях;

— увеличение площади общего имущества в доме за счет пристроек;

— обустройство ограждений, клумб, урн, детской площадки или парковки;

— установка видеонаблюдения и утверждение тарифа на обслуживание системы; учреждение службы консьержей и утверждение тарифов на оплату этой услуги; установка домофонов, автоматических запирающих систем; установка датчиков движения; оборудование зон отдыха на придомовой территории: скамеек, столиков.

Что определяется, если проголосовало 50%+1 голос от всего числа собственников МКД:

— дополнительные полномочия председателя или Совета дома о проведении текущего ремонта общего имущества;

— формирование фонда капитального ремонта. Открытие специального счета (если собственники решили копить средства на капремонт).

Что определяется, если проголосовало 2/3 голосов от числа всех собственников МКД:

— заключение/расторжение договоров на размещение в доме и на доме рекламных конструкций, аренда помещений интернет-провайдерами, телевизионщиками и операторами сотовой связи;

— определение способа накопления средств на капремонт («общий котел» или специальный счет дома);

— определение кредитной организации для открытия спецсчета, если дом решил самостоятельно копить на капремонт;

— утверждение перечня работ и услуг, сроков, смет, подрядчиков – при проведении капремонта;

— изменение сроков проведения капремонта или размера взносов на капремонт;

— получение или погашение займа на капремонт;

— наделение Совета МКД полномочиями на принятие решений от имени собственников;

— переустройство отдельным собственником общего имущества дома, в случае если это не влечет уменьшения или увеличения общего имущества в доме.

Что определяется, если проголосовало 100% голосов собственников:

— реконструкция, расширение или перепланировка в доме, которые уменьшат размер площадей общего имущества МКД;

— переустройство собственником своего помещения, в ходе которого к нему будет присоединена часть общего имущества дома.

Вопрос перевода жилого помещения в нежилое

Решающим в этом вопросе будет мнение жителей подъезда, в котором находится переводимая в нежилое помещение квартира. Если большинство участников собрания проголосовали «за» перевод, но жителей подъезда, поддержавших такое решение, меньше половины, решение считается непринятым.

За перевод жилого помещения в нежилое должно проголосовать большинство «одноподъездников» собственника.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме можно проводить неограниченное количество раз. Законодатель не запрещает проводить одновременно несколько собраний с разной повесткой дня. Также не установлена протяженность общего собрания. А значит, общее собрание может продолжаться месяц, два и так далее, но не реже раза в год, если не установлено иного порядка. В то же время санкций за непроведение общего собрания нет.

Согласно ЖК РФ, один раз в год собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников считаются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Стоит также знать, что общее собрание может быть созвано и по инициативе управляющей организации.

ПОДГОТОВКА СОБРАНИЯ

ШАГ 1. СОЗДАЕМ ИНИЦИАТИВНУЮ ГРУППУ

1. Определяем, кто выступает с инициативой созыва собрания. Это может быть один житель или группа собственников. Инициаторами могут выступить только собственники помещений в данном доме!

2. Проводим заседание инициативной группы.

3. Формируем повестку собрания.

4. Определяем дату, время и место проведения собрания.

Итоговым документом встречи должен стать Протокол заседания инициативной группы, в котором выражены намерение созвать общее собрание собственников помещений, его форма, место и время проведения, перечень вопросов, которые планируется принять решением собственников.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Общее собрание собственников помещений не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку данного собрания, а также изменять повестку. Поэтому на заседании инициативной группы следует максимально четко сформулировать повестку.

ШАГ 2. ЗАПРАШИВАЕМ РЕЕСТР СОБСТВЕННИКОВ

Реестр собственников – очень важный документ. Он содержит информацию обо всех собственниках помещений конкретного многоквартирного дома с указанием площади занимаемых ими помещений.

Этот документ является неотъемлемой частью Протокола общего собрания. Запросить и получить его можно в управляющей организации конкретного дома.

Федеральный закон от 31.12.2017 №485-ФЗ обязал управляющие организации вести реестр собственников помещений в МКД. Ст. 45 ЖК РФ дополнили ч. 3, в которой установлены требования к содержанию реестра.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, управляющая компания обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение 5 дней. Согласия остальных собственников на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения ОСС не требуется.

ШАГ 3. УВЕДОМЛЯЕМ СОБСТВЕННИКОВ МКД

Основная ошибка на этом этапе обычно заключается в выборе способа уведомления. Самый простой, казалось бы, – разместить объявления в лифтовых холлах, на доске информации у подъездов или внутри. Но! Сообщить собственникам о собрании таким способом можно только в том случае, если решение о такой форме уведомления было утверждено собственниками ранее, на предыдущем собрании.

Если такого решения не принималось или собрание проводится впервые, этот способ уведомления впоследствии может быть признан незаконным. И тогда все собрание будет признано нелегитимным.

Сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения.

Согласно ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, сделать это можно следующими способами:

— заказным письмом (если решением общего собрания собственников не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме);

— под роспись лично каждому собственнику помещения.

Целесообразно одновременно с уведомлением направить собственникам информацию с разъяснениями по существу предстоящего голосования. В отличие от официального уведомления, такую информацию (помимо рассылки с уведомлениями) можно разместить в местах, доступных всем собственникам дома, – к примеру, на досках объявлений в подъездах.

Инициатор (или инициативная группа) обязан сообщить собственникам помещений в МКД о предстоящем собрании не позднее чем за 10 дней до даты его проведения.

Уведомление в обязательном порядке должно содержать:

1. Сведения о лице (лицах), по инициативе которого (которых) созывается собрание.

2. Форму проведения собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование).

3. Дату, время, место проведения собрания. В случае проведения данного собрания в форме заочного голосования – дату окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения.

3. Повестку собрания.

5. Порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании; место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в МКД, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию для организации проведения общего собрания. В обращении о проведении общего собрания должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку.

По обращению собственников УК/ТСЖ обязаны в течение 45 дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за 10 дней до даты проведения собрания уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме. А также оформить необходимые документы по результатам проведения этого собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников.

Примерный текст уведомления собственников вы можете посмотреть в Приложении №1 к данной инструкции (находится в PDF-версии кейса).

ШАГ 4. ГОТОВИМ ДОКУМЕНТЫ К СОБРАНИЮ

Итак, что предстоит подготовить к мероприятию:

— реестр собственников помещений многоквартирного дома;

— уведомление о проведении общего собрания собственников;

— листы регистрации (в них вносятся сведения об участниках очной части голосования);

— листы голосования (бюллетени).

Листы голосования должны содержать следующую информацию о собственнике:

— Ф.И.О. голосующего собственника (представителя собственника);

— номер помещения, доля в праве собственности на помещение;

— сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме (номер бланка свидетельства либо регистрационный номер из выписки ЕГРН);

— решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался»;

— сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если голосование осуществляет представитель, он должен приложить доверенность. Законный представитель, проголосовавший за несовершеннолетнего собственника (родитель), обязательно прилагает копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЯ

Собрание собственников правомочно принимать решения только по вопросам, включенным в повестку собрания. В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

Голосовать на общем собрании собственник помещения может лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

Открывается собрание установлением кворума, выбором председателя собрания, секретаря, членов счетной комиссии и определения места хранения Протокола общего собрания.

ЕСЛИ НЕТ КВОРУМА

Если общее собрание не имело необходимого кворума, составляется соответствующий Протокол. Поскольку решения не принимались и выбрать председателя и секретаря собрания не удалось, Протокол подписывают инициатор/инициаторы его проведения.

В дальнейшем решения общего собрания с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочной формы голосования.

ЕСЛИ КВОРУМ ЕСТЬ

Первым делом выбираем председателя общего собрания, секретаря для ведения Протокола, счетную комиссию для подведения итогов голосования (сначала определяем число, потом – персональный состав членов комиссии). Это обязательные процедурные вопросы. И затем приступаем к обсуждению повестки.

Каждый вопрос повестки зачитывается председательствующим. По нему проводятся голосование и подсчет голосов тех, кто «за», «против» или «воздержался». Запрещено добавлять пункт «Разное» и обсуждать в его рамках различные вопросы. Запрещено ставить на повестку вопросы, не попавшие предварительно в уведомление о собрании.

Если на собрании возникает инициатива рассмотреть какой-то вопрос дополнительно, решение по нему будет незаконным. Действуем строго по заявленной повестке!

Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными.

Если в повестке несколько вопросов, один некорректный ответ не делает недействительным все решение. Голос не засчитывается только по конкретному пункту повестки. Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Протокол должен быть составлен письменно не позднее 10 дней со дня проведения собрания. Так как не позднее этого срока результаты собрания должны быть доведены до сведения собственников помещений в доме.

ЧТО ВАЖНО УЧЕСТЬ ПРИ ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ

Обычно к неправильному подсчету голосов приводят неправильно оформленные решения или недостоверные данные о праве собственности на помещение в МКД.

Количество голосов участников долевой собственности должно соответствовать принадлежащим им долям в праве на жилплощадь. Если один человек или юридическое лицо владеет несколькими помещениями в МКД, проголосовать он может всего один раз.

При этом в бюллетене указывается общая площадь помещений, которые принадлежат такому лицу. Либо изготавливаются разные бюллетени по принадлежащим собственнику площадям помещений.

Если собственник не отметил ни одной позиции в каком-то из вопросов или проставил несколько галочек по одному и тому же вопросу, его решение по данному вопросу будет считаться недействительным. И не будет учтено при подсчете голосов. Но только по соответствующему пункту повестки.

Примерную форму оформления Протокола и решений собрания, проведенного в очной форме, смотрите в Приложениях №№2,3 данной инструкции (находится в PDF-версии кейса).

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ПРОТОКОЛ ОСС

Решения собственников по вопросам (листы голосования) повестки и Протокол ОСС являются официальными документами.

Обратите внимание: в марте 2019 года вступил в силу новый Приказ Минстроя РФ – №44/пр, корректирующий правила проведения собрания и правила оформления Протокола ОСС (см. Приложения №№5,6 к инструкции, находится в PDF-версии кейса).

Сам Протокол состоит из вводной и основной частей.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В вводной части указываются следующие данные:

— инициатор собрания;

— для юридического лица прописывают наименование организации без сокращений, ОГРН. Для физического лица, согласно с документом, удостоверяющим личность, указываются ФИО без сокращений, номер жилого помещения, собственником которого выступает физлицо, реквизиты документа на право собственности;

— указывается, кто председатель, секретарь и состав счетной комиссии;

— список членов общего собрания. Суммарное количество голосов собственников МКД. Общая площадь многоквартирного дома. Повестка собрания. Наличие/отсутствие кворума и правомочности собрания.

Обязательными реквизитами являются:

— наименование документа;

— дата и регистрационный номер протокола общего собрания;

— дата и место проведения общего собрания;

— заголовок к содержательной части Протокола общего собрания;

— содержательная часть Протокола общего собрания;

— место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;

— приложения к Протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);

— подпись председателя и секретаря, членов счетной комиссии или инициатора общего собрания собственников помещений, в случае если председатель и секретарь не избирались.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части записаны непосредственно процессуальные моменты проведения очного этапа. Здесь прописываются повестка дня и отдельные разделы (их количество соответствует вопросам).

Вопросы ставятся на рассмотрение собственниками соответственно уведомлению о проведении собрания. Все вопросы должны быть пронумерованы. Нельзя соединять в единой формулировке вопросы с разным содержанием.

Согласно правилам заполнения (см. Приложение №5 к инструкции, находится в PDF-версии кейса), принятым согласно Приказу Минстроя, речь в основной части Протокола идет от третьего лица множественного числа (слушали, предложили, приняли).

Присутствующие на собрании – это физлица и юрлица, имеющие право голоса на собрании (за ними закреплено право собственности на помещения в МКД).

Приглашенные на собрание – лица, находящиеся на собрании, но не имеющие право голоса. Чаще всего это юристы, представители УК или другие эксперты.

После слова «присутствующие» вносятся сведения обо всех присутствующих на общем собрании.

Текст каждой структурной единицы должен состоять из трех содержательных частей:

1. В части «слушали» указываются фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к Протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки указываются перед словом «слушали».

2. В части «предложено» указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки, а формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

3. В части «решили (постановили)» указываются решения, принятые собранием по рассмотренному вопросу, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой и количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

Более подробную информацию о том, как оформить Протокол ОСС вы можете посмотреть в Приложениях №1 и №5 к данной инструкции (находится в PDF-версии кейса).

ВАЖНО ЗНАТЬ! Инициатор/инициативная группа должны предоставить оригиналы решений и Протокола ОСС в управляющую компанию в течение 10 дней после проведения собрания. Управляющая компания в течение 5 дней с момента получения решений и Протокола ОСС должна в установленном законодательством порядке направить их в ГЖИ для хранения в течение 3 лет, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

ОБНАРОДУЕМ ИТОГИ. ПЕРЕДАЕМ ПРОТОКОЛ НА ХРАНЕНИЕ

Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде Протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования.

Для этого нужно разместить сообщение в доступных для всех собственников местах. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений.

В марте 2019 года вступил в законную силу новый Приказ Минстроя РФ – №44/пр, корректирующий правила проведения собрания собственников в МКД. Помимо новых требований к Протоколу собрания ведомственный документ определил сроки и порядок передачи решений собрания в органы Госжилнадзора (см. Приложения №№5,6, находится в PDF-версии кейса).

В связи с принятием Федерального закона №485-ФЗ от 31.12.2017 управляющая организация, правление ТСЖ/ЖСК обязаны направить не копии, а подлинники решений и Протокола общего собрания собственников в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится дом, в котором прошло собрание.
Подлинники решений, Протокола нужно передать в течение 5 дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение надо оформлять так, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов органом государственного жилищного надзора. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения в ГИС ЖКХ сканов решений и Протокола.
Копии решений и Протокола считаются переданными, когда Протокол размещен и доступен для обозрения в системе ГИС ЖКХ, на сайте управляющей организации.

Подробнее о регламенте передачи, хранения и обеспечения доступа к Протоколу ОСС вы можете узнать в Приложении №6, находится в PDF-версии кейса)

ОСОБЕННОСТИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Если собрание собственников помещений в очной форме не имело необходимого кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования. Эта форма подразумевает передачу по адресу, который указан в сообщении о проведении общего собрания, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Инициативная группа по организации собрания должна предусмотреть следующий момент – на рассмотрение собственников выносится та же повестка дня, но меняется форма проведения общего собрания.

Инициаторам надо определить:

— проведение собрания в форме заочного голосования;

— сроки его проведения.

По числу собственников помещений изготавливаются уведомления о проведении общего собрания в форме заочного голосования.

В ч. 5 ст. 45 Жилищного кодекса РФ прописано, что в таком уведомлении нужно указать следующие данные:

— сведения о лице (лицах), по инициативе которого (которых) созывается собрание;

— форму проведения собрания (заочное голосование);

— в случае проведения собрания в форме заочного голосования – дату окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

— повестку собрания;

— порядок ознакомления с информацией или материалами, которые будут представлены на собрании; место, где с ними можно ознакомиться.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Повестка собрания в форме заочного голосования обязательно должна быть точно такой же, как и при несостоявшемся очном собрании.

Инициатор собрания обязан сообщить собственникам помещений о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения.

Одновременно собственникам направляются бланки решения по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки при заочном голосовании осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны следующие данные:

1. Сведения о лице, участвующем в голосовании.

2. Сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.

3. Решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

ВАЖНО ЗНАТЬ! В случае если голосование осуществляет представитель собственника, он должен приложить доверенность на голосование.

Решения принимаются до даты по месту или адресу, указанному в уведомлении о проведении общего собрания. Принявшими участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Счетная комиссия осуществляет обработку поступивших бюллетеней и по истечении указанного срока производит подсчет результатов голосования. Решения собрания считаются правомочными, если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.

Примерную форму Протокола заочного голосования смотрите в Приложении №4 данной инструкции (находится в PDF-версии кейса).

ПОЧЕМУ ВЫГОДНЕЕ СОБРАНИЕ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Это выход, если на очное собрание пришло слишком мало участников и не удалось набрать кворум. И это единственная возможность набрать необходимое количество голосов для решения вопросов повестки, по которым требуется принимать решения 2/3 голосов всех собственников помещений в МКД.

ЧТО НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОБРАНИЯ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

При очно-заочном голосовании повестка должна быть единой для обеих форм собрания. То есть нельзя менять порядок повестки и содержание рассматриваемых вопросов.

При проведении общего собрания в форме очно-заочного голосования в сообщении потребуется указать следующие данные:

— дату окончания приема решений собственников жилья;

— место или адрес, куда следует направить эти решения.

При очно-заочной форме проведения собрания очные и заочные голоса суммируются, поэтому Протокол ОСС оформляется один.

Последовательность очной и заочной части очно-заочного голосования не определена. Поэтому обе формы могут проводиться как последовательно, так и параллельно. Или даже одна форма может находиться «внутри» другой.

Последний вариант возможен, если дата начала приема заочных решений установлена раньше времени очного собрания, а дата окончания приема заочных решений – соответственно, позднее даты очного собрания.

Яков Кротов: Сегодня наша программа будет посвящена легитимации. У нас в гостях правозащитник Евгений Витальевич Ихлов и политолог и правозащитник Юрий Вадимович Самодуров.
Слово «легитимация» было хорошо знакомо всем историкам, культурологам и политологам в течение многих лет. Оно появилось после победы над Наполеоном, видимо, благодаря русскому оружию. И тут один очень умный, хотя и часто менявший политические позиции человек сказал очередному французскому королю, что «можно вернуть себе трон остриями штыков, но сидеть на острие штыков нельзя. По божественному праву Католической церкви Вы — французский король. Но Вам нужна другая законность, потому что люди не видят в Вас законности моральной. Нужна легитимация особого рода». Так появилось это слово. В современной России оно появляется вот в каком контексте. Например, собирается 100 тыс. человек и говорят: «Мы пока оппозиция. Но если нас будет не 100 тыс., а миллион, то мы уже будем легитимнее, мы уже будем почти правительство. А если нас будет 3 млн., то мы будем легитимная власть, а та горстка, которая сидит в Кремле, — это будет власть нелегитимная». Мое беспокойство сводится к тому, чтобы кирпич не попал в лицо. Не получится ли как в 1917 году или как в 1613, когда большинство, причем хорошо вооруженное, в силу того, что оно а) большинство и б) вооруженное считает себя законной властью?
Евгений Ихлов: Во-первых, известна латинская формула — голос вооруженных граждан есть голос истории, судьбы, легитимности. Я отталкиваюсь от понятия теории легитимности Макса Вебера, который выделял харизматическую (революционную) традиционную, когда за властью стоят традиции, помазание, порядок вещей, и рационально-логическая легитимация. Я бы ее разделил на две — конституционную легитимацию власти, когда власть формируется в результате законных, признаваемых обществом демократических процедур, и легитимацию, которая бы условно назвал оккупационной или колониальной, когда власть возникла не в результате демократических прозрачных процедур. В России до сих пор революционная легитимация власти, что разрыв права, произошедший в 1990 году, не исчез. Он заделывается. Власть заращивает. Власть производит огромные усилия для того, чтобы иметь внутри традиционную легитимацию, а во вне — конституционную, то есть чтобы быть для Европы демократически избранным правительством, а внутри страны как богоданные правители, мнение которых не оспаривается. С этой точки зрения, результаты выборов не имеют никакого значения, потому что у власти находится власть. Теряет власть моральную поддержку очень сильно — начинает бороться с коррупцией, увеличивать пенсии и т. д., считая, что этим самым она возвращает себе поддержку.
Юрий Самодуров: Легитимность — это способ выкрутиться из ситуации, когда нет огороженного правительства. Правительство не должно огораживать себя танками, а, с другой стороны, когда толпа не правит. Легитимность — это юридическая законность и социальная справедливость. В нашей стране нерв этой самой легитимности, не легитимности — это то, что уперлось в 1990-1991 годы, в приватизацию, в перестройку и в то пространство смыслов, которое задала власть для себя и для людей, в пространство деятельности. Целью деятельности стало быть богатым любой ценой. Это было объявлено легитимным. Люди это не признают. Люди это не принимают.
Яков Кротов: У нас звонок.
Слушатель: Господа, согласитесь, что господин Путин — это легитимный президент. Как бы оппозиция не говорила о том, что выборы нечестные, но все же большинство, наверное, проголосовало за него. Что же мешает нынешнему президенту сделать внесистемную оппозицию легитимной? Неужели она в нынешней ситуации может победить?
Евгений Ихлов: Я не считаю Путина обладающим конституционной легитимностью, поскольку его выборы и на стадии выдвижения кандидатов, и на стадии голосования сопровождались таким количеством зафиксированных нарушений, что при любом демократическом правовом государстве он был бы отдан под суд как узурпатор власти, а вовсе не считался легитимным правителем. Какими соображениями руководствуется Путин в отношениях с системной и внесистемной оппозицией, я за него судить не собираюсь. Просто большинство может получиться путем нарушения закона и путем соблюдения закона. В данном случае были грубейшие нарушения закона, начиная с того, что многих кандидатов не зарегистрировали, не допустили до президентских выборов. В нормальном обществе законность выборов отменяется уже на этом этапе.
Яков Кротов: Не получается ли это все тот же большевизм и марксизм, где есть живот, шелк и кто предложит больше оборотов шелка вокруг моего живота, тот и легитимный?
Юрий Самодуров: Дело не в том, что люди получили ничтожно мало, а дело в том, что группа бывших партийных, комсомольских и иных приближенных, имеющих отношения с властями деятелями, договорилась с Ельциным и Гайдаром и получила то, что они не создали и не заработали. Проблема в легитимности — заработана или не заработана. Если не заработана — не легитимна с точки зрения норм морали, но может быть юридически законна. Возникает коллизия. С точки зрения представления о справедливости, о морали, о том, как должно быть устроено справедливое общество, нелегитимно. С точки зрения юридического права, грубо говоря, записали — стало легитимно. Легитимность связана с представлением о моральной, социальной, нравственной справедливости. И эти представления разные при разных системах.
Яков Кротов: У нас звонок.
Слушатель: Александр, Калининградская область. Я считаю, что с 1917 года у нас в России ни дня не было легитимной власти.
Евгений Ихлов: У нас и до 1917 года не было, потому что за 140 лет до 1917 года законного государя убила его законная супруга.
Яков Кротов: Во-первых, все-таки не сама супруга.
Евгений Ихлов: Но она была организатором и вдохновителем заговора.
Яков Кротов: Государь-император Николай II был помазан на царство. В этом смысле соответствовал веберовскому определению традиционной легитимности.
Евгений Ихлов: Мне просто интересно, какой монарх в России не соответствовал традиционной легитимности?! Социальной справедливости нет ни в одной стране Земного шара. Богатые и бедные есть во всем мире, только есть вариант, когда богатый и бедный по-северокорейски, а есть богатый и бедный по-южнокорейски. Совершенно неправильно представлять советских людей конца 80-х, как имеющих какое-то моральное право всех на то, что создано кроме узниками ГУЛАГа. Если «Норильский никель» создан на костях узников ГУЛАГа, так тогда он должен принадлежать не очень состоятельным рабочим, которые работали на нем в момент принятия закона о трудовых коллективах, а уцелевшим жертвам и их потомкам. Какое отношение имеют работяги советского времени к этому ко всему?
Юрий Самодуров: Имеют.
Евгений Ихлов: Никакого отношения! Было имущество помещиков и капиталистов, стало имуществом партократии, потом стало имуществом олигархов. Как правильно сказал болгарский премьер: «Толпа не может руководить, потому что если дать людям проголосовать демократическим путем за те цены, которые они согласны платить за электроэнергию, электроэнергетики полностью обанкротятся». Коммунистические шашни надоели.
Яков Кротов: В понятии легитимности важен корень. Евгений Витальевич, Вы произнесли — народу нельзя давать править.
Евгений Ихлов: Не народу нельзя давать править, а нельзя давать править толпе, определять экономические условия бытия, потому что дальше будут лежать на печи и есть калачи.
Яков Кротов: Евгений Витальевич, люди состоят из одного генома. И все-таки у мыслителей XVIII века был более позитивный взгляд на человека. И понятие легитимности они поддерживали, исходя из того, что человек — это существо, созданное для творчества, стремящееся к свободе, ценящее ее, а не просто валяться на пляже. Современные опросы общественного мнения в США показывают, что большинство населения не рвется к окладу в 200 тыс., им важнее самореализация, уважение друзей и т. д. Социалистическая система была всюду. Но если мы возьмем Чехию, Польшу, то при совпадении многого там еще была и реституция — украденное верни.
Евгений Ихлов: Я полностью согласен. Я очень хочу, чтобы мне вернули доходные дома моего прадедушки.
Яков Кротов: И уедете в Анатолию.
Евгений Ихлов: Нет, я буду решать.
Юрий Самодуров: Он будет бороться дальше с режимом.
Яков Кротов: Про себя Вы знаете, что Вы склонны к творчеству и не будете лежать на печи?
Евгений Ихлов: Речь идет не о том.
Яков Кротов: Легитимность — это только желудок или еще есть сердце и голова?
Евгений Ихлов: Легитимность — это моральная приемлемость власти для большинства. Легитимность — это власть, вытекающая из общественного договора. Общественный договор может зиждиться на самых разных вещах.
Юрий Самодуров: У пигмеев по-другому.
Евгений Ихлов: Мы ничего не знаем про пигмеев, и давайте их не обсуждать.
Яков Кротов: Мы очень много знаем!
Евгений Ихлов: Мы ничего не знаем. Я внутри пигмея не был и понять его не могу. Власть складывается на основе общественного договора. Если власть отвечает условиям общественного договора, она воспринимается легитимно. Реституцию удалось провести только потому, что общественный договор и в Польше, и в Чехии, и в балтийских странах проводило меньшинство, которое на волне национально-религиозного реваншизма искусственно вернуло общество к докоммунистическому состоянию.
Яков Кротов: Не укради — это социальный договор. А можно договориться — красть?
Евгений Ихлов: Можно. Уже сегодня договорились и крадем.
Яков Кротов: Для Вебера виды легитимности неравноценны. Когда он говорил о традиционной (помазание божие), он имел в виду, что это не правильно, это не легитимно. Когда он говорил о харизматичности или революционности, он не имел в виду, что это правильная легитимность. Единственно правильной он считал рациональную легитимность. А рациональной он считал основанную не на общественном договоре, а на природном законе, по которому красть нельзя, и основанную на сотрудничестве разных людей между собой.
Евгений Ихлов: Я не хочу взвешивать уровни степени легитимации, скажу простую вещь. Мои предки 19-ть столетий жили вне своих государствах, но считали законы каждого государства своими законами. Ну, такая легитимность.
Юрий Самодуров: Что для меня легитимность? Легитимность — это такая крышечка над двумя вещами. Когда две вещи внизу есть, тогда это легитимность. Юридическая правоверность, юридическая законность, соблюдение юридических процедур — это одна палочка. А вторая сторона — моральное, нравственное представление о социально справедливом, социально несправедливом.
Яков Кротов: А вам обязательно слово «социально» оставлять?
Юрий Самодуров: Обязательно. Не укради — это тоже социальная справедливость. Социальное — это то, что касается не тебя только лично, а в социуме. Путин — легитимен или нелегитимен? Он выиграл выборы со всеми нарушениями. За него проголосовало большинство. Его все равно бы выбрали. Но притом, что за него проголосовали, я считаю, что его власть нелегитимна. Большинство людей поддерживают его просто потому, что как бы не было хуже, если придет другой.

Евросоюз официально отказался признавать результаты президентских выборов в Белоруссии и победу Александра Лукашенко. Лидеры ЕС в рамках экстренного саммита 19 августа пришли к выводу, что Минск обязан организовать новые выборы, а также найти мирный выход из нынешнего кризиса — уже более недели по всей Белоруссии проходят акции протеста несогласных с итогами голосования вместе с точечными забастовками на ключевых предприятиях республики.

Реклама

Как заявила канцлер Германии Ангела Меркель, Брюссель выступает за национальный инклюзивный диалог в Белоруссии и поддерживает участников мирных демонстраций, а также требует от Минска прекратить насилие в отношении активистов.

«Нам совершенно ясно, что Белоруссия должна только сама для себя найти путь, который должен пролегать через диалог внутри страны. Не должно быть вмешательства извне. Жители Белоруссии знают, чего хотят. Поэтому мы хотим видеть для Белоруссии независимый путь, о котором будет приниматься решение внутри страны», — добавила глава немецкого правительства.

Вместе с тем Меркель подчеркнула, что любое возможное вмешательство в события в Белоруссии извне очень сильно осложнило бы ситуацию в стране. Да и возможности для посредничества пока нет, так как Лукашенко отказался уже от нескольких телефонных разговоров с ней.

При этом польский премьер Матеуш Моравецкий высказал несколько иную точку зрения, заявив, что ЕС мог бы помочь Минску отойти от энергетической зависимости от России. По его словам, у белорусов должен быть реальный выбор за счет экономического предложения со стороны Евросоюза.

Соответствующие меры подготовила Вишеградская группа — Венгрия, Польша, Словакия, Чехия — стороны уже утвердили план поддержки белорусских предпринимателей и готовы выдвинуть новые предложения в рамках ЕС, подчеркнул Моравецкий. Однако все же заметил, что вмешательства непосредственно в белорусский кризис быть не должно.

Главным итогом саммита стало обещание по введению санкций в ближайшее время против тех, кто несет ответственность за насилие в отношении демонстрантов и фальсификации на выборах.

К слову, в ЕС открыто не исключают возможного включения в этот список Лукашенко, что, пожалуй, станет достаточно серьезным ударом по политику.

Кроме того, Брюссель решил выделить €53 млн на поддержку белорусского народа, но распределение суммы вызывает определенные вопросы. Так, €2 млн будут направлены на поддержку «жертв репрессий», €1 млн — на поддержку общественных организаций и гражданского общества, а €50 млн должны быть направлены на борьбу с коронавирусом.

Европейский аспект

Протесты в Белоруссии вызвали большой ажиотаж на Западе. Если страны СНГ, Россия и Китай достаточно быстро признали победу Лукашенко, то западные партнеры Минска действовали с небольшой задержкой и в итоге отказались считать действующего главу государства легитимным президентом.

На белорусский кризис государства попытались воздействовать по разным трекам, которые отличаются друг от друга конечной целью. Во-первых, Варшава, Вильнюс и Рига сформировали свое крыло внутри ЕС, решив помочь Минску разрешить спорную ситуацию. Три страны представили план по урегулированию кризиса, который предполагал отказ от насилия в отношении протестующих, переход к открытому диалогу и освобождению всех политических заключенных.

При этом заявления Польши, Латвии и Литвы имели определенную антироссийскую направленность, стороны активно призывали ЕС помешать «падению Белоруссии» в руки России,

а также всячески указывали на проблемы с демократией в республике. Интересно, что соперница Лукашенко на выборах Светлана Тихановская, уехала из страны в Литву — по данным независимых СМИ, ее отправка была организована Минском. А экстренный саммит ЕС по Белоруссии был организован с подачи Польши, премьер которой, собственно, в ходе мероприятия вновь подтвердил «опасения» по поводу России.

Эту позицию отчасти разделяют в Австрии: глава МИД страны Александер Шалленберг указывал, что ЕС не хочет сближения Белоруссии и России. По его мнению, Минск нельзя отталкивать обратно в «российское полушарие», он должен идти по европейскому пути касательно ценностей и стандартов.

Второй трек в рамках ЕС развивается по линии Берлина и Парижа. Лидеры Германии и Франции, напротив, делают уклон в сторону Москвы, обсуждая с президентом России Владимиром Путиным текущую ситуацию по белорусскому направлению. Ряд телефонных разговоров сторон состоялся в преддверии саммита Евросоюза, и оба раза проходил по инициативе европейских лидеров. Судя по имеющимся данным, Путин в обоих разговорах подчеркнул недопустимость вмешательства во внутренние дела республики или давления на ее руководство.

Как заявил в разговоре с «Газетой.Ru» белорусский политолог Дмитрий Болкунец, Запад давно не питает никаких иллюзий по поводу режима Лукашенко —

в настоящее время они хотят воспользоваться ситуацией, чтобы избавиться от него.

«Дестабилизация обстановки в республике бьет по экономике и создает риски для транзита через Белоруссию. Хаос и экономический кризис негативно отразятся на положении немецких компаний, которые возят свои грузы через территорию республики — она может стать небезопасной для передвижения, поэтому европейцы, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы Белоруссия осталась стабильным регионом», — указывает эксперт.

Ряд государств хотели бы закрепить свои интересы в регионе за счет белорусского кризиса, считает Болкунец, но их инструменты по этому направлению серьезно ограничены, так как это основная зона интересов России.

Американское давление

По традиции воздействовать на ситуацию пытаются и США. Вашингтон также не признает итоги президентских выборов в Белоруссии, а из европейских коллег по ситуации активно контактирует с Польшей. При этом американский лидер Дональд Трамп уже говорил, что намерен обсудить текущее положение дел в республике с Россией.

«Кажется, в Белоруссии недостаточно демократии. Мы говорим со многими, в подходящее время мы поговорим с Россией и с другими. Ситуация в Белоруссии ужасная. Но протесты выглядят мирными», — отмечал президент США.

В то же время госсекретарь Майк Помпео говорил, что

в Вашингтоне рассматривают варианты возможного давления на белорусское руководство, в том числе с помощью санкций или приостановки поставок американской нефти.

«Мы призываем белорусские власти начать диалог с белорусским обществом. Я был рад видеть, что часть задержанных была освобождена, но этого явно недостаточно», — добавил глава Госдепа.

Американский подход во многом перекликается с европейским, поскольку стороны делают упор на несправедливость выборов и призывают Минск провести новое голосование. Да и Помпео говорил, что США надеются вместе с ЕС найти общий вектор для решения белорусского кризиса.

«У ЕС и США одинаковые опасения насчет того, что происходило и происходит в Белоруссии, и надеюсь, что сообща мы выработаем подход относительно наилучшего исхода для белорусского народа», — подчеркивал госсекретарь.

С точки зрения Дмитрия Болкунца, США и Евросоюз сходятся в одном — они хотели бы сменить Лукашенко на прозападного кандидата или по крайней мере лояльного им.

«Теоретически это возможно, но маловероятно на практике. Даже если речь будет идти о транзите власти, на выборах такому кандидату будет необходимо получить поддержку избирателей, но пока такой расклад не просматривается. Скорее всего, на новых выборах победит человек, который сохранит пророссийский курс», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь,, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что Лукашенко вполне устраивал Европу: европейские дипломаты не покидали Белоруссию, несмотря на несогласие по выборам или другим вопросам.

«Взаимовыгодная торговля также никогда не прекращалась, особенно по дешевому белорусскому бензину. То есть Лукашенко выгоден Западу, поэтому картина не настолько простая. Впрочем, смена президента на прозападного кандидата в их интересах, учитывая, что в Белоруссии происходит практически восстание, все пытаются оказать влияние на ситуацию, чтобы улучшить свое положение», — сказал эксперт «Газете.Ru».

Сопротивление Минска

Параллельно с тем, что Запад фактически решает, как поступить с Белоруссией и что делать с Лукашенко, в Минске последовательно указывают на связь протестов с другими странами. В соответствии с поручением президента, МИД Белоруссии было поручено проинформировать западных партнеров, в том числе Меркель и Макрона, о ситуации в республике и предупредить об ответственности за беспорядки.

«Им просто надо рассказывать, что происходит в Беларуси Чтобы они знали, что происходит в Беларуси, официальную точку зрения, и предупредить их об ответственности за разжигание беспорядков. Финансирование беспорядков — это и есть разжигание. И мы видим сегодня, что это финансирование продолжается», — говорил Лукашенко.

В своих спорах с Западом белорусский лидер делает ставку на Москву, в телефонном разговоре с Путиным он попросил своего коллегу передать Германии просьбу не вмешиваться в дела республики. Российская сторона разделяет точку зрения Лукашенко, как говорил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в Кремле констатируют попытки вмешательства извне в ситуацию в Белоруссии.

При этом он также подчеркивал, что потребности в оказании помощи Минску по линии Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности пока нет, хотя подобные механизмы в них присутствуют.

«Здесь гипотетические рассуждения абсолютно неприемлемы, невозможны. Исходим из того, что белорусы сами решат свои проблемы в рамках диалога, в рамках правового поля и без какого-либо вмешательства извне», — резюмировал Песков.

Касательно западного влияния на белорусский кризис Андрей Суздальцев указывает на попытки сделать из Светланы Тихановской подобие венесуэльского оппозиционного лидера Хуана Гуайдо, который объявил себя президентом республики при поддержке США и ряда стран ЕС.

«Последние шесть лет Белоруссия идет по украинскому формату, то есть место Лукашенко должен занять прозападный кандидат. Реализовать это можно как угодно, так как президент по факту лишился легитимности из-за того, что народ не принял итоги выборов. Однако Тихановская вряд ли сможет занять место Лукашенко», — подытожил эксперт.

Учебники для вузов

Конституционное право России

Раздел: Экономика

Конституционное право Европейских стран

Зарубежное конституционное право

Конституционное право РФ

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции — это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

ффф1

4. Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

* Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К содержанию книги: Конституционное право России

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Черты свойства Конституции …

Общие черты, свойства Конституции Российской Федерации. В Конституции РФ впервые в конституционном законодательстве нашей страны закреплено верховенство …

Закрепление конституционного строя в Конституции Российской …

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные …
bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/19.htm

КОНСТИТУЦИЯ РФ. Разработка и принятие Конституции РФ.

Разработка и принятие Конституции РФ. Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, …

Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций …

66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других …
bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/16.htm

АРБИТРАЖ. Нормативные правовые акты Арбитражный суд разрешает …

Конституции Российской Федерации (ст. 15). По предметам ведения Российской … Конституции России. В этом случае суд может обратиться в Конституционный Суд …
bibliotekar.ru/kodex-arbitrazh/11.htm

Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства …

Попытаемся теперь показать, как рассмотренные выше общие основы теории конституции воплощаются в конкретной конституции — Конституции Российской Федерации. …

Прямодействие конституции. Прямое действие конституции РФ …

Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации, принятая путем референдума в декабре 1993 г. Часть 1 ст. …

Конституция России. Конституционные положения. Нормы Конституции.

Среди всех законов есть основной – Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, …

При анализе Конституции России как источника права окружающей …

При анализе Конституции России как источника права окружающей среды можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения …
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/22.htm

Германия не признает Александра Лукашенко президентом Беларуси даже после его инаугурации, которая 23 сентября тайно прошла в Минске. Такую же позицию заняли и ряд других стран: Литва, Латвия, Чехия, Эстония, Польша, Словакия и Дания. Украина свое отношение к инаугурации Лукашенко официально пока не сформулировала.

Позицию Германии после тайной церемонии в Минске озвучил представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт. По его словам, само мероприятие не имело легитимности, и ФРГ не признает Лукашенко президентом Беларуси, передает «DW».

Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что результат президентских выборов в Беларуси незаконен и никакая церемония этого не изменит.

«Президентские выборы в Беларуси не были ни свободными, ни честными. Результаты выборов незаконны. Ни одна церемония — помпезная или секретная — не изменит этого неоспоримого факта и не создаст иллюзию законности. Я призываю организовать новые выборы на основе диалога с гражданским обществом и под наблюдением ОБСЕ», — написал он.

— Gitanas Nausėda (@GitanasNauseda) September 23, 2020

Глава МИД Литвы Линас Линкявичус высказался резче, назвав происходящее в Беларуси фарсом.

«Какой фарс. Фальшивые выборы. Фальшивая инаугурация. Бывший президент Беларуси не становится менее бывшим. Наоборот. Его нелегитимность — факт со всеми вытекающими из этого последствиями», — заявил он.

— Linas Linkevicius (@LinkeviciusL) September 23, 2020

Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс отметил, что тайная «инаугурация» Лукашенко не делает законной фальсификацию выборов и его статус как главы Беларуси. Глава МИД Латвии назвал прискорбным то, что голоса белорусского народа и международного сообщества не имеют значения, и отметил, что только подлинный политический процесс сможет положить конец кризису в Беларуси.

— Edgars Rinkēvičs (@edgarsrinkevics) September 23, 2020

Глава внешнеполитического ведомства Эстонии Урмас Рейнсалу в своем заявлении отметил, что Лукашенко лишился своего мандата, а его нелегитимная инаугурация противоречит всем принципам демократии.

«Сегодняшняя нелегитимная инаугурация Лукашенко противоречит всем принципам демократии. Лукашенко явно лишился своего мандата. МЫ призываем к свободным и честным выборам, чтобы жители Беларуси получили того президента, которого они заслуживают», — написал он.

— Urmas Reinsalu (@UrmasReinsalu) September 23, 2020

Глава МИД Чехии Томаш Петржичек подчеркнул, что республика полностью поддерживает белорусское общество, которое заслуживает свободы.

«Выборы в Беларуси не были ни свободными, ни честными. Таким образом, результат нелегитимен, поэтому сегодняшняя инаугурация Александра Лукашенко также незаконна. Белорусское гражданское общество имеет полную поддержку Чешской Республики. Белорусы заслуживают свободы», — заявил он.

— Tomáš Petříček (@TPetricek) September 23, 2020

Глава внешнеполитического ведомства Словакии Иван Корчок тоже заявил о поддержке граждан Беларуси. По его словам, Лукашенко в ответе за то, что президентские выборы не были ни свободными, ни честными, и не имеет легитимности руководить страной.

— Ivan Korcok (@IvanKorcok) September 23, 2020

По мнению главы МИД Дании Йеппе Кофода, сфальсифицированные выборы в Беларуси должны привести Лукашенко не в президентский дворец, а в санкционный список ЕС.

«Лукашенко подтверждает свою нелегитимность, устроив тайную инаугурацию. Беларуси нужны свободные и честные выборы, которые будут равны демократически избранному президенту. Сфальсифицированные выборы должны привести Лукашенко не в президентский дворец, а в санкционный список ЕС», — написал он.

— Jeppe Kofod (@JeppeKofod) September 23, 2020

В МИД Польши так же озвучили официальную позицию: «Президент, избранный на недемократических выборах, не может рассматриваться как осуществляющий законную власть, независимо от того, является принесение присяги секретным или официальным».

— Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP 🇵🇱 (@MSZ_RP) September 23, 2020

Что же касается Украины, то ее официальная оценка тайной инаугурации Лукашенко и его политического статуса будет сформирована после дополнительных консультаций. Об этом заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. При этом глава МИД подчеркнул: выборы в Беларуси не были свободными, честными и прозрачными.

В то же время в министерстве юстиции Беларуси завили, что «инаугурация Лукашенко проведена в точном соответствии с требованиями законов Беларуси», передает TYT.by.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх