Ликвидация общественной организации через суд

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
    А.В. ЧУРЯЕВ
    Согласно ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
    Это право прокурора не абсолютно и может быть реализовано лишь в пределах, предусмотренных законом. Такие ограничения, во-первых, обусловлены нормами процессуального законодательства (ст. 45 ГПК, ст. 52 АПК, ст. 44 УПК) и, во-вторых, следуют из специальных законов, устанавливающих особенности применения соответствующих способов защиты права.
    Эти положения, в частности, надо учитывать при реализации прокурорами права на обращение в суды с заявлениями о принудительной ликвидации юридических лиц.
    Согласно ст. 61 ГК требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В настоящее время право прокуратуры на принудительную ликвидацию юридических лиц предусмотрено ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
    Из анализа этих нормативных актов с учетом соответствующих положений процессуального законодательства следует, что прокуроры могут подавать в суды заявления о принудительной ликвидации всех некоммерческих организаций, за исключением политических партий, в случае:
    — допущенных при их создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    — осуществления ими деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
    — осуществления ими запрещенной законом деятельности;
    — осуществления ими деятельности с нарушением Конституции РФ, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    — систематического осуществления ими деятельности, противоречащей уставным целям;
    — в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными законами.
    При этом следует учитывать, что правом подачи в суд заявления о принудительной ликвидации некоммерческой организации в любом из этих случаев наделен только прокурор субъекта РФ.
    В отношении отдельных видов некоммерческих организаций законами устанавливаются дополнительные основания их ликвидации, а также специальные правила определения уполномоченного прокурора для обращения в суд.
    Например, согласно ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются: а) нарушение им прав и свобод человека и гражданина; б) неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; в) неустранение в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления его деятельности. При наличии хотя бы одного из указанных оснований заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ, а заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения — прокурором субъекта Федерации.
    Более широкий перечень оснований предусмотрен для ликвидации религиозного объединения. Согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» к таким основаниям относятся: а) нарушение им общественной безопасности и общественного порядка; б) совершение действий, направленных на осуществление экстремистской деятельности; в) принуждение к разрушению семьи; г) посягательство на личность, права и свободы граждан; д) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; е) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; ж) воспрепятствование получению обязательного образования; з) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; и) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; к) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Правом на обращение в суд с требованием о ликвидации религиозного объединения обладают прокуроры всех уровней.
    Кроме того, любой прокурор вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации некоммерческой организации в случае осуществления ею экстремистской деятельности. Это право закреплено в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и может быть реализовано при наличии следующих оснований: 1) некоммерческая организация в установленный срок не устранила допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности при условии, что такое предупреждение не было обжаловано в суд или не признано судом незаконным; 2) в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности некоммерческой организации; 3) некоммерческая организация осуществляет экстремистскую деятельность, повлекшую за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающую реальную угрозу причинения такого вреда.
    Тесно с указанными основаниями соприкасаются основания для ликвидации некоммерческой организации, обладающей признаками террористической организации. Согласно ст. 24 ФЗ «О противодействии терроризму» организация признается террористической и подлежит ликвидации по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от ее имени или в ее интересах осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 282.2 и 360 УК, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.
    И, наконец, Генеральная прокуратура вправе инициировать судебное разбирательство по делу о ликвидации некоммерческой организации, причастной к незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ. Согласно ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» такое заявление может быть подано при наличии следующих оснований: а) если некоммерческой организацией не исполнено обязательное для исполнения предписание, выданное в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях некоммерческой организации либо иным неоднократным нарушением законодательства РФ об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях некоммерческой организации; б) при наличии достаточных оснований полагать, что некоммерческая организация осуществила финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
    В ходе реализации прокурорами рассмотренных норм следует иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П, в котором содержатся рекомендации по применению оснований для принудительной ликвидации юридических лиц. Конституционный Суд обратил внимание на недопустимость использования при этом формального подхода. Поскольку эта санкция является для юридического лица крайней мерой, следует учитывать ее соразмерность допущенному нарушению. Суд подчеркнул, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Иными словами, по мысли Конституционного Суда, ликвидация юридического лица возможна лишь в том случае, когда нет иных юридических возможностей защиты нарушенных прав граждан, интересов общества и государства.
    Эта правовая позиция активно применяется в практике судов общей юрисдикции. Например, Верховный Суд РФ в Определениях от 14 декабря 2010 г. N 49-Г10-86, от 16 ноября 2010 г. N 49-Г10-75, от 16 ноября 2010 г. N 49-Г10-74, от 15 декабря 2009 г. N 44-Г09-41 выработал несколько принципиальных позиций по этому поводу:
    а) исходя из конституционно-правового смысла, некоммерческую организацию нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности;
    б) характер допущенных некоммерческой организацией нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ее ликвидации;
    в) ликвидация некоммерческой организации как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным некоммерческой организацией нарушениям и вызванным ими последствиям.
    Этот подход активно применяется при рассмотрении судами конкретных дел. Показательно дело, рассмотренное Верховным Судом РФ (Определение от 15 апреля 2008 г. N 67-Г08-4). Из материалов дела следует, что прокурор субъекта РФ обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о ликвидации региональной общественной организации. По мнению прокурора, общественная организация была создана с нарушением требований, установленных ФЗ «Об общественных объединениях», носящим неустранимый характер. Во-первых, общественная организация была создана по инициативе лишь одного учредителя, который никогда не являлся членом указанной организации, участия в общих собраниях не принимал; во-вторых, в составе участников общественной организации значатся лица, с которыми иные члены общественной организации не знакомы, информации о месте их нахождения нет; в-третьих, незаконно было произведено преобразование общественного объединения, поскольку его организационно-правовая форма не менялась, а произошла лишь смена наименования и состава учредителей. Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований прокурора, сославшись в том числе на то, что выявленные нарушения не являются грубыми и неустранимыми, вследствие чего ликвидация общественной организации произведена быть не может.
    Самостоятельного внимания заслуживают особенности подачи прокурором заявления в суд. Как следует из приведенных правовых норм, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
    При реализации этого права необходимо учитывать правовую позицию, сформулированную Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.). Суд указал, что прокурор вправе обратиться с заявлением о ликвидации юридического лица без указания в нем конкретного органа государственной власти — материального истца.
    К этому выводу Верховный Суд пришел по результатам рассмотрения конкретного дела (Определение по делу N 78-Впр10-6). Из этого дела следует, что прокурор в интересах РФ от лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья (ТСЖ) о его ликвидации, ссылаясь на то, что при создании ТСЖ были допущены грубые нарушения требований законодательства, а именно: решение о создании товарищества принято без извещения и без учета интересов РФ, являющейся собственником более половины помещений в доме. Районный суд удовлетворил заявление прокурора. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции, не оспаривая вывод районного суда по существу спора о незаконности создания ТСЖ, указал на то, что Росимущество, в интересах которого прокурор заявил иск, правом на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица не обладает, что, в свою очередь, лишает прокурора права на обращение в суд с указанным иском в интересах государства в лице Росимущества. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила определение суда кассационной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции, подчеркнув, что указание прокурора при обращении в суд в защиту интересов РФ на конкретный государственный орган не является необходимым условием, предусмотренным ч. 3 ст. 131 ГПК. А исходя из п. 2 ст. 61 ГК, ст. 35 Закона РФ о прокуратуре, прокурор вправе самостоятельно подавать иски о ликвидации юридических лиц.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Ликвидация НКО. Как ликвидировать некоммерческую организацию в 2020 году?

Сопровождение НКО наша профессия. Ликвидация НКО, заключительное действие в жизненном цикле некоммерческой организации. Приняв решение ликвидации НКО, необходимо знать несколько важных вещей, которые мы тут и рассмотрим. Важно знать все особенности этого процесса в Минюсте, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • Какова стоимость ликвидации НКО, из чего формируется цена?
  • Ликвидировать НКО самому, используя пошаговую инструкцию, или доверить работу специалистам?
  • Что будет с имуществом НКО при ликвидации?
  • Особенность ликвидации Фонда.
  • Может мне проще продать мою НКО?

Прекращение деятельности некоммерческих организаций

Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.

Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

Цена ликвидации некоммерческой организации.

Стоимость ликвидации НКО зависит от ее организационно- правовой формы. Например, ликвидировать Автономную некоммерческую организацию, Частное учреждение Ассоциацию, или Общественную организацию не составит труда, если Вы обращаетесь за нашей квалифицированной помощью (при соблюдении всех норм действующего законодательства) и стоимость данной процедуры фиксированная — 39500 рублей. Услуга по ликвидации некоммерческой организации в 39500 состоит из пяти этапов: 1. Уведомление о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации 2. Назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии некоммерческой организации 3. Публикация в органах печати о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами 4. Регистрационные действия, связанные с составлением промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения 5. Представление составленного ликвидационного баланса, исключение некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц. Важно помнить, что помимо услуг по ликвидации отдельно оплачиваются расходы на нотариуса, публикацию в органах печати и государственную пошлину. Данную стоимость спрогнозировать сложно, поскольку все зависит от публикации в органах печати, так как их стоимость рассчитывается за квадратный сантиметр текста, вышедшего в печать, но примерная сумма всех расходов от 8000 рублей. Обращаем внимание, что некоммерческая организация до исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц обязана сдавать все отчеты, предусмотренные законодательством Российской Федерации – в ИФНС, ФСС, ПФР и помимо расходов на ликвидацию необходимо помнить об оплате работ бухгалтера, так как если будет не сдан хотя бы один отчет или останется непогашенный штраф (пени), организацию не смогут ликвидировать. Если ликвидируемая организация зарегистрирована не на домашний адрес, то не стоит забывать и о расходах на содержание офиса, адрес которого будет указан в органах печати для уведомления требований кредиторов. При условии что Вы задолго до ликвидации отказались от помещения и фактически организация нигде не находится, то могут возникнуть проблемы на последнем этапе ликвидации с указанием причины в отказе — предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации, и уведомление кредиторов не надлежащим образом.

Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?

В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

Необходимо подать следующие документы:

  • решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.

Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

  1. решение о прекращении деятельности НКО;
  2. сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
  3. квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.

На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

Ликвидация некоммерческих организаций в 2019 году – особенности и нюансы.

От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

  • прекратилось финансирование;
  • цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
  • между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
  • препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
  • организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

  • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
  • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
  • Уплачены все налоговые суммы;
  • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
  • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
  • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • составление промежуточного и окончательного баланса;
  • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

На практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать — за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.

Имущество НКО после ликвидации.

Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).

Особенность ликвидации некоммерческого фонда.

В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей. Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда: 1) Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора 2) Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда 3) Суд назначает ликвидатора Фонда 4) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда 5) Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации 6) Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности 7) Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда 8) Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами. 9) Ликвидатор осуществляет сверку ПФР, ФСС, ИФНС 10) Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс 11) Ликвидатор составляет ликвидационный баланс 12) Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса 13) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда 14) Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность. Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.

Может мне продать свою НКО?

Затраты на ликвидацию НКО составляют около 50т.р. Часто решение ликвидировать свою некоммерческую организацию возникает по причине отсутствия денег. В связи с чем этих 50000 просто нет. Но бросать НКО нельзя из-за дисквалификации директора и учредителей. Существует альтернатива, передать организацию тем, кто полон сил и денежных средств продолжить развивать Ваше направление, фактически продав её. Если Вашей НКО более года, есть все шансы. В итоге Вы не теряете 50000, а получаете от 30000. Если интересно ниже ссылка там все подробно написано: Ориентировочная стоимость ЛИКВИДАЦИИ 39500 т.р. +7 (968) 878-38-99 Звонок сразу к юристу. Или оставьте заявку на куплю-продажу вашей НКО по , телефону +7 (968) 878-38-99. Достаточно: наименования, год создания и наличие деятельности.

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Добровольная ликвидация

Решение о добровольной ликвидации общественного объединения может быть принято исключительно высшим органом этого общественного объединения. Данное решение оформляется протоколом, в котором в обязательном порядке отражаются вопросы о порядке и сроках ликвидации, назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, при назначении ликвидационной комиссии, определяется председатель комиссии, члены комиссии и распределяются обязанности между ними.

Законодательство устанавливает минимальный срок для предъявления требований кредиторов – не менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации. Следовательно, срок ликвидации не может быть менее двух месяцев. Максимальный срок для ликвидации общественного объединения законодательством не определен.

Законодательством не установлено, когда должно приниматься решение о создании ликвидационной комиссии, а когда возможно назначение лишь ликвидатора. При возможности создания в соответствии с уставом общественного объединения ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора, решение данного вопроса относится на усмотрение высшего органа объединения.

1. При ликвидации общественного объединения по решению его высшего органа в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) в письменной форме уведомить об этом соответствующий регистрирующий орган с приложением копии протокола высшего органа.

2. Сведения о том, что общественное объединение находится в процессе ликвидации размещаются за счет средств этого общественного объединения в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу. В сообщении о ликвидации общественного объединения указываются его полное название, регистрационный номер, кем либо каким органом принято решение о ликвидации, порядок и сроки заявления требований кредиторов этого общественного объединения (не менее двух месяцев), местонахождение ликвидационной комиссии (ликвидатора), контактные телефоны ликвидационной комиссии (ликвидатора). Информацию о публикации сведений смотрите по ссылке – http://justbel.info/pages/liquidation-info

3. На основании документов, указанных в п. 1, соответствующий регистрирующий орган:

  • в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что общественное объединение находится в процессе ликвидации;
  • не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление о начале процедуры ликвидации общественного объединения налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах).

4. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (в отсутствие имущества, кредиторов этот этап можно пропустить).

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается руководящим органом общественного объединения.

6. После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в соответствующий регистрирующий орган:

1) заявление об исключении общественного объединения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный руководящим органом общественного объединения;

3) оригиналы устава общественного объединения и свидетельства о государственной регистрации общественного объединения или заявление об их утрате с приложением сведений о публикации объявлений об их утрате;

4) печать общественного объединения либо заявление о ее неизготовлении или сведения о публикации объявления о ее утрате.

7. Соответствующий регистрирующий орган вносит записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в Государственный реестр общественных объединений, союзов либо реестр местных общественных объединений, союзов об исключении из них общественного объединения, а при наличии в совокупности следующих условий:

  • ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации общественного объединения документы (см. выше);
  • налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) не представлены справки о наличии (отсутствии) задолженности общественного объединения перед бюджетом, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о наличии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, и со дня направления соответствующим регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации общественного объединения прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности и информация об отсутствии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;
  • архивами местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах) представлены сведения о сдаче на хранение документов общественного объединения, в том числе по личному составу.

При наличии у общественного объединения непогашенной задолженности, обязательств перед налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) исключение общественного объединения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами.

В случае представления в соответствующий регистрирующий орган в установленный срок вышеперечисленными органами (организациями) информации о невозможности представления соответствующих справок общественное объединение не может быть исключено из ЕГР в течение шести месяцев со дня получения этими органами (организациями) уведомления о начале процедуры ликвидации общественного объединения. Если по истечении этого срока не представлены установленные документы, соответствующий регистрирующий орган принимает решение о внесении в ЕГР записи об исключении из него общественного объединения.

8. Соответствующий регистрирующий орган в десятидневный срок с даты принятия решения о внесении в ЕГР записи об исключении из него общественного объединения сообщает об этом в налоговые органы, органы государственной статистики, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению).

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация общественного объединения допускается по решению суда. Ликвидация международных и республиканских общественных объединений на территории Республики Беларусь производится по решению Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Министерства юстиции Республики Беларусь. Ликвидация местных общественных объединений производится по решению областных и Минского городского судов по месту нахождения руководящих органов общественных объединений по представлению управлений юстиций областного (Минского городского) исполнительных комитетов.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в следующих случаях:

  • осуществления общественным объединением пропаганды войны или экстремистской деятельности;
  • нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
  • если при государственной регистрации общественного объединения со стороны его учредителей были допущены нарушения Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;
  • если численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям законодательства;
  • неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда;
  • непредставления общественным объединением, союзом в течение трех лет подряд ежегодных сведений, предусмотренных законом «Об общественных объединениях».

Общественное объединение может быть ликвидировано за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях в случае, если ответственные лица не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам.

При этом под ущербом в крупном размере понимается ущерб на сумму, превышающую в десять тысяч и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения.

Спорным моментом в национальной правоприменительной практике является применение в качестве основания к принудительной ликвидации общественных объединений ст. 57 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Анализ судебной практики по делам о ликвидации общественных объединений показывает, что регистрирующие органы обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации объединений, руководствуясь именно данной статьей. В соответствии с абзацем третьим подпункта второго пункта второго данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Как видно из формулировки, она достаточно расплывчата. Это объясняется тем, что ст. 57 Гражданского кодекса, является нормой общего законодательства и содержит положения о ликвидации, являющиеся общими для всех юридических лиц. Особенности же правового положения юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы должны определяться специальным законодательством. Именно об этом принципе правоприменения идет речь в ст. 117 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, устанавливающей, что особенности правового положения общественных объединений как участников гражданских отношений определяются законодательством. Иными словами, в правоотношениях, участниками которых являются общественные объединения, подлежит применению в первую очередь специальное законодательство – законодательство об общественных объединениях. И лишь в случаях, когда правоотношение не урегулировано специальными законами, применяются нормы общего законодательства и только в той части, которая не урегулирована.

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях”, как уже упоминалось, четко содержит положение о том, что общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях повторного в течение года нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава после вынесения письменного предупреждения (то есть расшифровывает понятие системности и неоднократности). Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях”, а также иные акты законодательства содержит и перечень «грубых нарушений законодательства”, за которые может быть ликвидировано общественное объединение. Таким образом, по нашему мнению, применение ст. 57 Гражданского кодекса как основания для ликвидации общественного объединения является ошибочным, противоречащим принципам правоприменения и соразмерности проступка и наказания. Применение указанной статьи в совокупности с ч.2 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях”, предусматривающей принудительную ликвидацию общественного объединения в случае повторного в течение года нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава после вынесения письменного предупреждения, создает негативный прецедент, когда даже за незначительное нарушение к общественному объединению могут быть применены неадекватные санкции.

Обращает на себя внимание неоднородность перечисленных выше оснований принудительной ликвидации общественных объединений, с точки зрения соразмерности нарушения и наказания. Руководствуясь общим принципом наложения ответственности, подразумевающим необходимость дифференциации и согласованности наказания (взыскания) за разные по степени опасности правонарушения, можно предположить, что ликвидировать общественную организацию можно только за «грубое” нарушение, представляющее реальную опасность для государства. В то же время правоприменительная практика органов юстиции в нарушение принципа наложения ответственности идет по пути формального наложения взысканий вплоть до ликвидации, не разделяя нарушения на «грубые” или незначительные, подлежащие разрешению в рабочем порядке. Так часто в основу искового заявления о ликвидации общественного объединения ложатся (ложились) такие «грубые” нарушения законодательства, как нарушение правил ведения делопроизводства, несвоевременное информирование об изменении юридического адреса и т.п.

ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДОВ

В отличие от общественных объединений фонды могут быть ликвидированы исключительно по решению суда. При этом такая ликвидация может происходить как по заявлению государственных органов: регистрирующего органа, иных заинтересованных органов (например, налоговой инспекции), так и учредителя (учредителей) фонда.

По заявлению государственных органов фонд может быть ликвидирован:

  • в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче имущества, указанного в обязательстве о передаче имущества в неденежной форме;
  • в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
  • если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет меньше минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этом случае регистрирующим органом выносится письменное предупреждение с указанием срока, в течение которого стоимость имущества фонда должна быть доведена до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этот период фонд должен принять меры по доведению стоимости имущества фонда до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. Если по истечении указанного срока стоимость имущества фонда остается менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, считается, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, а вероятность получения необходимого имущества невозможна;
  • если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  • в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (например, ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь либо за нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи).

Фонд также, в отличие от общественных объединений, учреждений, ассоциаций может быть ликвидирован в случае экономической несостоятельности (банкротства). Процедура ликвидации вследствие банкротства регулируется Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Порядок ликвидации общественного объединения

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» (о чем будет сказано далее).

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании. Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Вопрос о рассмотрении судами дел о ликвидации общественных фондов был проработан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих организаций и представляет собой не имеющее членства общественное объединение. Поскольку дела о ликвидации общественных фондов не носят экономического характера, они подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам.

Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

Основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» являются:

  1. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
  2. неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
  3. неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений.

Структурные подразделения — организации, отделения общественного объединения — ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Это порядок установлен Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Подробно о порядке судебного обжалования говорится в главе 5 настоящего издания.

Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Общественное объединение может быть ликвидировано в случае осуществления образовательной и медицинской деятельности без соответствующей лицензии, что является неоднократным и грубым нарушением закона. Это служит достаточным основанием для решения о ликвидации такой общественной организации, что подтверждается судебной практикой.

Так, прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о ликвидации общественной организации «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан», ссылаясь на то, что образовательная и медицинская деятельность данной общественной организации проводится в нарушение норм Конституции Российской Федерации и действующего законодательства, поскольку осуществляется без соответствующих лицензий и представляет угрозу здоровью людей, нарушает права и свободы человека.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе общественной организации «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан» был поставлен вопрос об отмене решения суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 21 мая 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Судом было установлено, что в нарушение норм Закона Российской Федерации «Об образовании» общественная организация «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан», руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляла образовательную деятельность, не создав соответствующего образовательного учреждения и не имея необходимой лицензии.

Кроме того, заявитель в жалобе ссылался на допущенные судом нарушения ряда норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако приводимые в связи с этим доводы не были признаны судом обоснованными, так как они не нашли подтверждения в материалах дела. Принятое судом решение о ликвидации центра «Дианетика» согласуется с практикой принятия решений в подобных случаях в Европейском сообществе. Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно признал деятельность ответчика медицинской, не подтвердился материалами дела. В статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. Судом было установлено, что центр «Дианетика» фактически осуществлял медицинскую деятельность.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право юридического лица осуществлять деятельность, для которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в определенный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Общественная организация «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан» в нарушение данной нормы, а также вышеприведенных требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» без получения необходимых разрешений осуществляла образовательную и медицинскую деятельность, что было расценено судом как неоднократное и грубое нарушение закона, являющееся достаточным основанием для решения о ликвидации этой общественной организации.

Система государственного управления предполагает возможность создания государственных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), с возможностью их последующей реорганизации и ликвидации. Однако в последнее время этот шаг явился выходом для государственных служащих, которые подлежат сокращению. Часто они трудоустраиваются в подведомственное учреждение, что позволяет им сохранить статус работающего. В свою очередь, чиновники отчитываются об успешном сокращении количества госслужащих.

Со временем ликвидация может затронуть и само государственное учреждение. Данная процедура обычно является исключительной мерой в целях экономии бюджетных средств.

Основания для ликвидации государственного учреждения

Для закрытия государственного учреждения необходимы веские основания или причины. Таковыми могут выступать:

  1. Решение учредителя из-за невыполнения задач, которые поставлены.
  2. Наличие долговых обязательств, которые учреждение не в состоянии погасить.
  3. Вынесение обвинительного заключения суда по уголовному делу.
  4. Дефолт.
  5. Систематическое невыполнение налоговых обязательств.
  6. Нарушение налоговой отчетности.
  7. Субъективные основания, например, конфликт среди учредителей или владельцев.

Государственное учреждение может упраздняться, когда оно перестало приносить прибыль, если возможность самостоятельного заработка предусмотрена правовым статусом.

Далее рассмотрен порядок ликвидации государственного учреждения, вынесение приказа об этом, этапы процедуры.

Поэтапная процедура

С момента, когда учредитель принял решение ликвидировать государственное учреждение, запускается непосредственно сама процедура, которая состоит из следующих этапов:

  1. Издание правового акта органа власти, который выступает учредителем, о ликвидации организации.
  2. Формирование ликвидационной комиссии, которая уполномочена на проведение всех действий по закрытию учреждения. Не допускается назначение членами сотрудников самого государственного учреждения, учредителя или иного органа власти, который принял решение о закрытии.
  3. Определение срока, в течение которого кредиторы могут потребовать возмещение долгов. Это действие осуществляет ликвидационная комиссия, после чего решение подлежит публичному обнародованию и направлению в кредитные организации.
  4. Поочередная выплата долгов предприятия.
  5. Составление окончательного ликвидационного баланса с целью уточнения финансовых обязательств организации и наличия собственных средств. Он подлежит регистрации в налоговых службах.
  6. Направление заявления в налоговую инспекцию. Это действие осуществляется после исполнения всех долговых обязательств, а также после оплаты пошлины за упразднение государственного учреждения. Окончанием процедуры является дата записи в госреестре.

Только пройдя все шаги вы можете рассчитывать на не получение отказа в ликвидации.

Последствия закрытия

После завершения процедуры закрытия государственного учреждения обязательно необходимо провести ревизию документации. По итогам такой экспертизы формируются перечни документов, подлежащих уничтожению или дальнейшему хранению. Оба указанных списка следует согласовать с органом власти – учредителем.

Если после погашения долговых обязательств перед кредитными организациями остаются неиспользованные средства, то они могут быть направлены в бюджет, на реализацию уставных целей или благотворительность.

Важное последствие упразднения государственного учреждения – сокращение штата и осуществление выплат уже бывшим сотрудникам.

Про выплаты сотрудникам при ликвидации государственного учреждения читайте ниже.

Выплаты сотрудникам и сроки их осуществления

При проведении ликвидационных процедур работодатель обязан уведомить работников о сокращении не менее чем за два месяца. Этот срок может быть уменьшен до трех дней в отношении сотрудников, работающих по договору продолжительностью менее пары месяцев. Если сотрудник работает сезонно по договору, то его следует уведомить минимум за семь дней до упразднения учреждения.

Сотруднику полагается выплата в размере среднемесячного заработка в момент увольнения. Эта сумма гарантируется в последующие два месяца. Работник, который после сокращения обратился в службу занятости, но не был трудоустроен в течение трех месяцев, имеет право на получение среднемесячного заработка и в третий раз. Есть свои префернции и по увольнению декретниц.

  • Если государственное предприятие ликвидируется на территории Крайнего Севера или аналогичных площадях, то пособие сохраняется до полугода за счет упраздняемой структуры.
  • Если сокращению подлежат женщины, воспитывающие детей в возрасте до трех лет, то им полагается пособие вплоть до последующего трудоустройства. Однако эту функцию осуществляют социальные службы.

Любое несоблюдение сроков и сумм компенсационных выплат при сокращении может обернуться судебными исками и разбирательствами. Подобные тяжбы являются лишней нагрузкой для учреждения, находящегося в стадии ликвидации. По этой причине важно неукоснительное соблюдение законодательных норм при сокращении работников предприятия.

Ликвидация бюджетного учреждения рассмотрена в этом видео:

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх