Лишение специального воинского звания

УДК 343

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЁТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

SENTENCING IN THE FORM OF DEPRIVATION OF SPECIAL, MILITARY OR HONORARY TITLE, CLASS RANK AND STATE AWARDS

В.М. СТЕПАШИН (V.M. STEPASHIN)

Рассматриваются некоторые аспекты законодательного регулирования назначения наказания в виде лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград. Анализируется место данной меры в российской системе наказаний. Вносятся предложения по совершенствованию уголовного закона и законодательства об исполнении наказания.

Ключевые слова: система наказаний, назначение наказания, лишение специального, воинского звания, классного чина и государственных наград.

Наказание, аналогичное лишению специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград, успешно применялось ещё в эпоху зарождения Русского государства.

В соответствии со ст. 48 УК РФ, при осуждении за тяжкие и особо тяжкие преступления, т. е. умышленные преступления, максимальное наказание за совершение которых превышает пять лет лишения свободы, лицо, имеющее специальное, воинское или почётное звание, классный чин или государственные награды, может быть по приговору суда в качестве дополнительного наказания лишено этого звания, чина или наград. Данное наказание может быть применено судом независимо от того, какое наказание и на какой срок (в каком размере) применено в качестве основного, поскольку приоритет при решении данного вопроса признаётся именно за категорией совершённого преступления.

Применяется это наказание только в качестве дополнительного.

Карательное содержание этой меры государственного принуждения многообразно и предполагает лишение осуждённого правовых благ, которыми его наделило государство: во-первых, оно связано с оказанием ощутимого морального воздействия на виновного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую (чаще не противоправную) деятельность; во-вторых, его применение, как правило, само по себе ограничивает или исключает возможности профессионального и карьерного роста, если условием таковых выступает наличие определённого специального или воинского звания; в-третьих, присвоение лицу специального, воинского звания, классного чина или государственных наград нередко связано с предоставлением установленных законодательством РФ льгот, в том числе имущественного характера, которых виновный лишается в случае осуждения. Трудно при этом согласиться с И.Э. Звечаровским в том, что «по сути, бессрочный вид уголовного наказа-

© Степашин В.М., 2011

ния — лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ)… его пожизненный характер прямо противоречит и общим принципам уголовного наказания, и положению ст. 6 УК РФ.», являясь ярким примером несправедливости уголовного закона . Данный вид наказания имеет «разовый», а не пожизненный характер, осуждённый не лишается возможности восстановления утраченного статуса в будущем. По этой причине несостоятельным выглядит предложение придания рассматриваемому наказанию срочного характера .

Нельзя согласиться и с утверждением о том, что при назначении рассматриваемого наказания судом фактически назначается более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ . Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград как наказание не упомянуто ни в одной санкции статьи Особенной части УК РФ: пределы его применения определены в ст. 48 УК РФ, а потому, в соответствии с требованиями Общих начал назначения наказания об учёте положений Общей части УК РФ, следует исходить из того, что это наказание уже предусмотрено в качестве возможной дополнительной меры государственного принуждения в санкциях всех статей Особенной части, предусматривающих ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и ряда других. Порядок их присвоения и лишения, а также предоставления связанных с ними льгот определяются соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, перечень и порядок присвоения и пожизненного сохранения специальных званий начальствующего состава работников органов внутренних дел регламентирован ст. 6 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции или внутренней службы и др.). Воинские звания (рядовой, матрос, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант,

старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник и т. д.) установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. . Вопрос о лишении осуждённого воинского звания следует обсуждать как в отношении лиц, состоящих на действительной службе, так и в отношении лиц, находящихся в запасе или отставке.

Разновидностью специальных званий являются классные чины (действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1, 2 и 3 класса, советник государственной службы 1, 2 и 3 класса и т. д.), которые присваиваются служащим, занимающим государственные должности в соответствии с федеральным законодательством (так, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. предусматривает присвоение таких классных чинов, как старший советник юстиции, советник юстиции).

К числу почётных званий относятся: заслуженный (народный) артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации и другие в соответствии с Указом Президента РФ «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положения о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации» от 30 декабря 1995 г. .

Государственными наградами являются звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, например, ордена «За заслуги перед Отечеством», Мужества, медаль «За отвагу» (Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. ). В соответствии с п. 20 Положения о государственных наградах Российской Федерации, порядок лишения наград и другие предписания распространяются на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР.

Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 УК РФ правоог-раничений (например, при наличии у осуждённого воинского звания и государственных наград) .

Перечень ограничений, установленных в ст. 48 УК РФ, является исчерпывающим. Суд

не вправе лишить виновного в качестве меры уголовного наказания званий, носящих квалификационный характер, т. е. подтверждающих признанный государством уровень профессионального мастерства: учёных степеней и званий, спортивных званий, профессиональных квалификационных разрядов и т. п.

Статья 48 УК РФ обязывает назначать лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных «с учётом личности виновного». Некоторые исследователи полагают правила учёта личности при назначении рассматриваемого наказания «не вполне понятными», допуская, что оценке должны подлежать обстоятельства, негативно характеризующие личность (низкий моральный уровень, совершение корыстного преступления лицом начальствующего состава и т. п.) .

Тем не менее были предприняты весьма успешные попытки определить спектр подобных обстоятельств. Как представляется, следует согласиться с тем, что к данным о личности виновного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, которые следует учитывать при назначении рассматриваемого вида наказания, нужно относить:

— социально-личностную характеристику виновного, выражающую прежде всего отношение данного лица к выполнению обязанностей, связанных с наличием у него специального, воинского звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие или отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, наличие фактов использования почётного звания или государственных наград в личных интересах и т. п.;

— степень заслуг, подтверждающих, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским либо почётным званием, классным чином или государственными наградами. Решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград;

— немаловажным является вопрос об использовании виновным своего положения в целях совершения преступного деяния .

В то же время мы солидарны с критической оценкой требования ст. 48 УК РФ о не-

обходимости учёта личности, представляющего собою «открытое дублирование соответствующего положения ч. 3 ст. 60 УК РФ, ведущее к двойному учёту одного и того же при назначении наказания: сначала в рамках общих начал назначения наказания, затем через правила назначения названного наказания» . Как верно отметил Е.В. Благов, критерием назначения данного наказания может быть лишь характер преступления. Иными словами: «Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград допустимо назначать лишь тогда, когда характер совершённого преступления не позволяет сохранить за лицом соответствующие звания, чины или награды (например, классный чин прокурорского работника при получении взятки)» . В абз. 6 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» также отмечается, что при применении лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина или государственных наград в приговоре должно быть указано, почему невозможно сохранение подсудимому этих званий и наград при одновременном применении к нему условного осуждения .

Данное наказание, как и любое дополнительное наказание, не может быть назначено по совокупности преступлений или приговоров, если оно не было назначено ни за одно из совершённых преступлений, входящих в совокупность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, А. и Г. признаны виновными и осуждены за то, что они, являясь должностными лицами, получали взятки в виде денег от предпринимателей. Назначая наказание А. и Г. по совокупности преступлений, суд в соответствии со ст. 48 УК РФ лишил А. специального звания «капитан милиции», а Г. -специального звания «лейтенант милиции», не назначив им при этом дополнительное наказание за конкретное преступление. Президиум Верховного Суда РФ исключил назначение А. и Г. дополнительного наказания по совокупности преступлений, поскольку лишение специального звания за конкретное преступление не назначалось .

В другом случае Ж. осуждён по совокупности преступлений к двадцати пяти го-

дам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В соответствии со ст. 48 УК РФ Ж. лишён воинского звания «подполковник запаса» и государственных наград — медалей «За безупречную службу»

I, II, III степени, «60 лет Вооруженных Сил СССР», «70 лет Вооруженных Сил СССР». Поскольку лишение воинского звания и государственных наград судом виновному не назначено отдельно ни за одно из преступлений, за которые он был осуждён, то из судебных решений исключено указание о назначении осуждённому Ж. этого дополнительного наказания по совокупности преступлений .

При лишении специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград требуется ссылка в приговоре на ст. 48 УК РФ в качестве правового основания применения этого наказания, как и при лишении права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, суд должен сослаться на положения ст. 47 УК РФ . Поскольку дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено при осуждении только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное на основании ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград не назначается . Тем не менее мы солидарны с мнением о необходимости расширения пределов назначения этого вида наказания, распространив его применение и на преступления, относящиеся к категории средней тяжести .

Наказание в виде лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено и в случае, если основное наказание назначено с применением ст. 73 УК РФ — условно. При этом также следует учитывать возможность применения этой меры наказания только за тяжкие и особо тяжкие преступления, максимальное наказа-

ние за совершение которых превышает пять лет лишения свободы. В то же время, как представляется, для данных случаев правильнее было бы установить иной порядок исполнения дополнительного наказания, отличный от предусмотренного ст. 73 УК РФ и ст. 61 УИК РФ, а именно: исполнение лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград было бы целесообразно только в случае, если условное осуждение отменено решением суда об исполнении назначенного наказания. Иначе говоря, представляется целесообразным распространение режима условного осуждения и на данное дополнительное наказание.

Справедливое и основанное на законе применение лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград как меры государственного принуждения и реакции на совершённое преступление обладает мощным частнопревентивным потенциалом, позволяет в большей степени достичь провозглашённых законодателем целей уголовного наказания.

1. Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика.

— СПб., 2001. — С. 69.

4. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 2. -Ст. 70.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.

6. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. -Ст. 366.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 2. — Ст. 64.

8. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1994. — № 10. -Ст. 775.

9. Абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // Российская газета. — 2009. — 11 ноября.

10. Чугаев А. П., Веселов Е. Г. Назначение наказания : научно-практическое пособие. — М. : Юрлитинформ, 2008. — С. 131-132.

12. Благов Е. В. Применение уголовного права (теория и практика). — СПб. : Юридический центр пресс, 2004. — С. 367.

13. Там же.

14. Российская газета. — 2007. — 24 января.

15. Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 385П08. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2009 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2009. — № 9. — С. 26.

16. Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 5-П07ПР по делу Жибы. Обзор судеб-

ной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2007 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 11. —

С. 14.

17. Кругликов Л. Л. Указ. соч. — С. 205.

Е. В. Благов также полагает, что «определение данного дополнительного наказания к основному также будет означать не что иное, как назначение в целом более строгого наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части уголовного законодательства за совершённое преступление (Благов Е. В. Указ. соч. — С. 305).

18. См. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // Российская газета. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Комментарий к статье 48

Данный вид наказания согласно ст. 48 УК РФ назначается судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в качестве дополнительного наказания. Необходимо обратить особое внимание на то, что санкции статей Особенной части УК РФ этот вид наказания не предусматривают. При назначении данного наказания суд обязан всесторонне изучить личность виновного и прийти к однозначному выводу о необходимости назначения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Исчерпывающий перечень специальных званий закрепляется в законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической служб. Специальные звания работников предусматриваются также на железнодорожном, морском и воздушном транспорте. Перечень воинских званий закреплен в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями и дополнениями.

Почетными считаются звания, которые присваиваются гражданам в целях поощрения их деятельности. При этом учитываются их заслуги, профессионализм, опыт, общественная активность и др. Например, «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации» и др.

Классные чины также предусматриваются и присваиваются отдельным категориям работников с учетом занимаемой ими должности, стажа и опыта работы.

Перечень государственных наград как высшей формы поощрения граждан закреплен в Положении о государственных наградах Российской Федерации и утвержден Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Суд имеет право лишить любых специальных, воинских, почетных званий и классных чинов. Субъектный состав осужденных включает в себя как лиц, состоящих до осуждения на службе, так и лиц, пребывающих в отставке, запасе или на пенсии. В равной мере суд вправе лишить осужденного любой государственной награды, включая награды СССР.

Следует, однако, подчеркнуть, что суду не предоставлено право лишать осужденного ученых степеней, ученых званий и других званий, носящих квалификационный характер. Например, звания «Мастер спорта международного класса», «Старший научный сотрудник», «Доцент» и др.

Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.

Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

108

Юридическая наука. 2015. № 4

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД КАК ВИД НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

РОЗЕНКО Станислав Васильевич

Аннотация. В статье проводится анализ лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как единственного дополнительного вида наказаний в российском уголовном праве; высказываются предложения о совершенствовании его правовой регламентации.

Ключевые слова: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, дополнительное наказание.

Key words: deprivation of special, military rank or honorary title, class rank and state awards; additional punishment.

Актуальность проблемы дополнительных видов наказаний в российском уголовном праве состоит в том, что в настоящее время в российском уголовном законодательстве предусмотрено только одно дополнительное наказание: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве одного из видов наказаний, изложенных в ст. 44 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) по мере возрастания карательной строгости. Лишение обозначает утрату, потерю, изъятие у виновного прежних результатов (заслуг) правомерной служебной (трудовой) деятельности. Данный вид наказаний имеет сложную структуру, так как включает в себя несколько разновидностей лишений, имеющих самостоятельный характер и содержание. Качественное отличие от других видов наказания состоит в том, что в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.

Таким образом, оно имеет единичный и исключительный характер, что в целом требует вдумчивого и детального анализа, так как, с одной стороны, высказываются неоднозначные предложения (полностью отказаться от тех видов наказаний, которые могут применяться только в качестве дополнительных1),

а с другой — имеет место обоснование развития системы дополнительных наказаний, оказывающих необходимое восполняющее воздействие на осужденных.

Согласно ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Ранее предусматривался иной порядок, так как в соответствии со ст. 36 УК РСФСР 1960 года суд при вынесении приговора решал вопрос о целесообразности внесения представления в орган, который наградил осужденного орденом или медалью или присвоил ему звание, о лишении осужденного ордена или медали, либо почетного, воинского или другого звания2.

В теории уголовного права высказывались предложения о расширении категорий преступлений, за совершение которых мог бы назначаться данный вид наказания3. Однако, думается, что это неоправданно, поскольку не соответствует принципу справедливости уголовного права, т.е. данная мера уголовной репрессии не может быть безграничной.

2 Бытко Ю.И., Бытко С.Ю. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X-XX веков. Саратов : Научная книга, 2006. С. 606.

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Ограничительный характер применения данного вида наказаний подтверждается следующим:

1) оно имеет только индивидуально-личный характер, где значительное место занимает моральная составляющая;

2) обоснованность и целесообразность назначения данного вида наказаний должна быть установлена в обвинительном приговоре суда;

3) данные лишения содержат моральные и материальные утраты для осужденного, так как направлены на ликвидацию имеющихся у него заслуг в области государственной и общественной деятельности;

4) оно назначается только за умышленную преступную деятельность;

5) данное наказание может быть назначено только лицам, осужденным за совершение тяжких (согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ данными преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы) и особо тяжких (согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ указанными преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание) преступлений;

6) характеристика личности виновного обязательно должна включать наличие у него специального, воинского или почетного звания, классного чина либо государственных наград;

7) так данное наказание не имеет ни срока, ни размера, оно носит абсолютный характер для осужденного, действуя на период оставшейся продолжительности жизни4;

8) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не может быть зачтено иными видами наказаний.

Диспозиция ст. 48 УК РФ является бланкетной, и уяснение содержания лишений требует обращения к другим нормативным правовым актам. Согласно ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации»5 в соответствии

4 См.: Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве : учеб. пособие. М. : Статут, 2015. С. 89.

5 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины. Следует отметить, что дипломатические ранги не упоминаются в УК РФ, а это требует соответствующего закрепления.

Также, в зависимости от вида государственной службы, необходимо обращение к федеральным законам от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014)

«О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»; указам Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», от 7 сентября 2010 г. № 1099 (ред. от 30.04.2015) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации») и др.

Особенности назначения лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград получили толкование в материалах судебной

Юридическая наука. 2015. № 4

практики. В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (в ред. от 03.12.2013) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»6 установлено, что правила ст. 65 УК РФ, где регламентированы правила назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, на назначение дополнительного наказания не распространяются, а само дополнительное наказание назначается в пределах, указанных в санкции, соответствующей статьи Особенной части УК РФ. В п. 39 данного постановления определено, что при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.

Согласно п. 42 указанного постановления, учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 73 УК РФ при условном осуждении могут быть назначены дополнительные наказания, условным может быть признано лишь основное наказание. Дополнительные наказания приводятся в исполнение реально, о чем следует указывать в резолютивной части приговора.

При применении к условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград следует учитывать, что предусмотренное ст. 48 УК РФ наказание может быть назначено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом в приговоре должно быть указано, почему невозможно сохранение подсудимому этих званий и наград при одновременном применении к нему условного осуждения. Изменение вышестоящей судебной инстанцией квалификации содеянного виновным с тяжкого на менее тяжкое преступление влечет необходимость исключения из приговора указания о лишении осужденного специального звания или государственных наград.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уго-

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (в ред. от 03.12.2013) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».

ловного наказания» указывается, что суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 УК РФ правоограничений (например, при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград). При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное на основании ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается. По смыслу ст. 308 Уголовно-процессуального кодекса РФ, принимая решение о назначении дополнительного наказания, суд в резолютивной части приговора должен указать статью Общей части УК РФ, предусматривающую условия и порядок применения данного вида наказания.

Таким образом, вопрос о применении положений ст. 48 УК РФ при назначении наказания является исключительной компетенцией суда.

Статья 61 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград: суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сооб-

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

щает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

В целом следует признать, что в настоящее время система дополнительных наказаний в российском уголовном праве является недостаточно развитой и нуждается в предложениях о развитии и совершенствовании. В частности, по

нашему мнению, в перечне лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград необходимо закрепить дипломатический ранг, так как в соответствии с федеральным законодательством он также присваивается лицам, проходящим федеральную государственную службу.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 (в ред. от 03.12.2013) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Бытко, Ю.И. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X-XX веков / Ю.И. Бытко, С.Ю. Бытко. — Саратов : Научная книга, 2006.

6. Сундуров, Ф.Р. Наказание в уголовном праве : учеб. пособие / Ф.Р. Сундуров, М.В. Талан. -М. : Статут, 2015.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх