Лицензии на образовательную деятельность

Содержание

Осуществление образовательных услуг без лицензии

А в каких случаях возможно осуществление образовательных услуг без лицензии?

Положением предусмотрен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ.

В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы. Данный перечень включает в себя реализацию:

  • основной общеобразовательной программы дошкольного, начального, основного, среднего общего образования;

  • основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программы подготовки специалистов среднего звена;

  • основной профессиональной образовательной программы высшего образования;

  • основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих,

  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;

  • дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих, предпрофессиональных программ, а также программ повышения квалификации;

  • дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

А поэтому если компания оказывает данные услуги (например, реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации) без специального разрешения, то привлечение к административной ответственности по п.2 ст.14.1 КоАП РФ правомерно (Постановление АС Дальневосточного округа от 03.06.2015 г. №Ф03-1863/2015).

Важно!

Приведенный Перечень является исчерпывающим. Практически это означает, что не входящие в данный Перечень образовательные услуги лицензированию не подлежат. Например, деятельность в форме разовых лекций, консультаций, тренингов, выставок, конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

Таким образом, вывод о том, подлежат или нет оказываемые услуги лицензированию, необходимо делать на основании перечня.

В каких органах можно получить образовательную лицензию?

Осуществляя деятельность, не являющуюся образовательной без лицензии на законных основаниях, налогоплательщики могут столкнуться с налоговыми проблемами в части обоснованности применения льготы НДС. Так, в одном из арбитражных споров налогоплательщику при осуществлении основного вида деятельности — дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОВВЭД 80.10.1) было отказано в применении льготы в части НДС (ст.149 НК РФ). Однако, суд со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении ВАС РФ от 28.10.2010 г. №7334/10 отметил, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, не являющихся образовательными, не отнесена Законом №99-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Поэтому отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не может служить основанием к отказу учреждению в праве на льготу по НДС (Постановление АС Уральского округа от 03.02.2015 г. №Ф09-9649/14).

Однако в том случае, когда лицензия необходима (например, НКО осуществляла социальную адаптацию детей, имеющих общие нарушения зрения, речи и слуха путем обучения прикладному искусству, творческой деятельности) и в нарушении п.4 ст.52 ГК РФ в уставе НКО осуществление образовательной деятельности в качестве цели не указано, суд может принять решение о ликвидации организации (Апелляционное определение ВС РФ от 14.10.2015 г. №23-АПГ15-1).

Кроме того, осуществление образовательной деятельности без лицензии приводит к административной и уголовной ответственности. Административная ответственность установлена п.2 ст.14.1 КоАП РФ и предусматривает штрафы для граждан от 2 тыс. до 2 тыс. пятисот рублей, на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей и на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Уголовная ответственность может наступить в случае, если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В этом случае взимается штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (п.1 ст.171 УК РФ).

Статья актуальна на 01.06.2016

Виды лицензий на образовательную деятельность

Лицензирование | 21 Apr 2017 | 6339

Закон РФ “Об образовании” (п. 6 ст. 33) говорит нам, что осуществлять образовательную деятельность в нашей стране и пользоваться различными связанными с этим льготами могут только организации, имеющие соответствующую лицензию. Насколько актуальна сегодня тема лицензирования в сфере образования?

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Еще в недавнем прошлом человек, желающий получить образование или дать его своему ребенку, не имел особого выбора кроме как из государственных учреждений. Сегодня предложений на рынке образования гораздо больше. Частные школы и университеты, центры раннего развития, профессиональные курсы, семинары и тренинги на самые разные темы — люди готовы тратить свои деньги на образование, поэтому этот рынок процветает.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Кому и зачем нужно оформлять лицензию на образовательную деятельность? Каковы требования и порядок получения лицензии и какие нужны документы? Что из себя представляет процедура получения лицензии? Давайте разберемся.

Кому нужна лицензия на осуществление образовательной деятельности

Если с крупными учреждениями, предоставляющими услуги в сфере образования, все понятно, то как быть тем, кто просто занимается репетиторством или организует какие-то платные курсы повышения квалификации? Нужно ли им получать лицензию на образовательную деятельность?

Сразу оговоримся: в законе прописана одна единственная ситуация, когда лицензия точно не нужна. Речь идет о случае, если индивидуальный предприниматель самостоятельно занимается образовательной деятельностью. То есть, если вы даете частные уроки английского языка или игры на пианино, или чего угодно еще, и при этом зарегистрированы как ИП, то лицензию вам получать не нужно. Но стоит вам нанять других преподавателей, как закон будет требовать от вас оформления лицензии на образовательную деятельность (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г №966).

Другая ситуация: ваша фирма организует бизнес-тренинги и арендует под это дело помещение. Курс длится несколько дней, а в конце участникам выдается сертификат о том, что они успешно его прошли. Нужна ли лицензия здесь? Дело в том, что до вышеупомянутого постановления в законе об образовании существовала норма, согласно которой лицензия была не нужна, если не проводилась итоговая аттестация, и не выдавался документ об образовании. В новой редакции эта норма исчезла, что вызвало беспокойства.

Ключевые понятия лицензирования образовательной деятельности

Согласно закону лицензированию подлежит именно образовательная деятельность. Чтобы снять все вопросы, нужно просто прояснить, что же является такой деятельностью. Для этого, в свою очередь, нужно знать, что такое образовательная программа. Эти два понятия решают все.

Образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.

Конечно, для проведения краткосрочных курсов никто не разрабатывает то, что называется образовательными программами, поэтому юридически такая деятельность не является образовательной, а, значит, не требует лицензии.

Эти понятия относятся, скорее, к организациям, которые на постоянной основе предоставляют дошкольное, среднее, профессиональное или высшее образование, и сами разрабатывают программы для обучения своих студентов. Какие требования к ним предъявляются?

Требования для соискателей лицензии на образовательную деятельность

Оформление лицензии на образовательную деятельность, как и любая подобная бюрократическая процедура — довольно хлопотный процесс. Список требований для соискателей лицензии в Постановлении Правительства “О лицензировании образовательной деятельности” сводится к следующим пунктам:

  • Наличие места. У соискателя должно быть в собственности или арендовано здание, помещение, территория, необходимые для осуществления образовательной деятельности.
  • Материально-техническая база. У организации должно быть все, что необходимо для учебного процесса: оборудование, материалы и так далее.
  • Программы. Необходимо иметь разработанные и утвержденные образовательные программы.
  • Штат преподавателей. У лицензиата должно быть достаточное количество квалифицированных и опытных педагогов.
  • Обучающие материалы. Электронные или печатные образовательные ресурсы.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение для зданий и помещений, где планируется проводить занятия.
  • Наличие безопасных условий для обучения, воспитания, присмотра и ухода за учениками.
  • Специальные условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
  • Наличие научных работников для программ высшего и профессионального образования.

За осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрена административная и даже уголовная ответственность: штрафы до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5-и лет в самых пиковых случаях. Логично, что дипломы, выданные организацией, работающей без лицензии, не будут котироваться нигде, поэтому такая организация будет просто неконкурентоспособной.

Как получить лицензию на образовательную деятельность

Лицензии на образовательную деятельность выдает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а также региональные органы. Для того чтобы запустить процесс оформления лицензии, достаточно записаться онлайн на официальном сайте Рособрнадзора.

Затем нужно собрать все необходимые документы, наличие которых подтверждает, что соискатель уже предпринял меры, чтобы соответствовать всем требованиям. Вот перечень этих документов:

  • Заявление о предоставлении лицензии.
  • Документ, подтверждающий право пользования помещением.
  • Копия устава юрлица или свидетельства о регистрации ИП.
  • Копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Копия свидетельства о налоговом учете
  • Копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещений требованиям.
  • Справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
  • Справка о печатных и электронных ресурсах.
  • Справка о педагогических работниках.
  • Справка об утверждении образовательных программ.
  • Справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ.
  • Справка о материально-техническом обеспечении.
  • Подтверждение оплаты госпошлины в размере 7500 рублей.
  • Опись документов.

Примеры заполненных заявлений можно скачать , и .

Формы всех справок можно легко найти на сайте Рособрнадзора. После того как документы поданы, Рособрнадзор начинает проверку достоверности сведений, которые там указаны. Этот процесс предполагает выезд на место, и если чиновники сочтут сведения недостоверными, у них будут все основания отказать в выдаче лицензии. Проверка обычно продолжается в течение 60-и дней, по истечении которых выносится решение.

Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России

Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности в отношении:

  • организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
  • иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Уважаемые коллеги!

Рособрнадзор напоминает о необходимости погашения задолженностей по уплате государственной пошлины и получения своевременно не востребованных документов по результатам оказания государственных услуг.

Реквизиты счета для уплаты государственной пошлины

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Получатель: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
(Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/с 04951000770)
Банковские реквизиты:
Р/с 40101810500000001901 в Операционный Департамент Банка России
БИК 044501002
ОГРН 1047796344111
ОКПО 00083397
ОКОГУ 13242
ОКТМО 45379000

Наименование государственной пошлины

Код бюджетной классификации (КБК)

Сумма (руб)

Государственная пошлина за предоставление лицензии 07710807081010300110 7500
Государственная пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности 07710807081010400110 3500
Государственная пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии в других случаях 07710807081010500110 750
Государственная пошлина за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности 07710807081010600110 750
Государственная пошлина за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии 07710807081010700110 750

Образец платежного поручения для уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии

Образец платежного поручения для уплаты государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности

Образец платежного поручения для уплаты государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии в других случаях

Форма для генерации УИН (уникальный идентификатор начисления) для услуг по лицензированию и аккредитации

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).

Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции — 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Общий порядок выдачи лицензий

А.Б. БАГАНДОВ,

кандидат юридических наук, доцент Дагестанского университета

Под лицензией понимается не документ, закрепляющий определенные правомочия лицензиата, а выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. На каждый из видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), предоставляется отдельная лицензия.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории России (ст. 7 Закона о лицензировании).

Лицензиат, получивший лицензию от лицензирующего органа субъекта Федерации, может осуществлять деятельность на территориях иных субъектов Федерации, если уведомит об этом лицензирующие органы соответствующих субъектов Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Постановление № 135).

Уведомление должно быть направлено в соответствующие лицензирующие органы субъекта Федерации в письменной форме (п. 5 Постановления № 135) и содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовую форму и место нахождения (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя); лицензируемый вид деятельности; номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; идентификационный номер налогоплательщика; место и дату предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта Федерации. Лицензирующий орган субъекта Федерации выдает лицензиату, направившему уведомление, расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема.

Срок действия лицензии в соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании не может быть менее 5 лет. По окончании он может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Более продолжительный срок действия лицензии предусмотрен лишь Положением о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.06.2002 № 415. Срок действия лицензии на осуществление такого вида деятельности — 10 лет.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии только в случае продления срока ее действия на осуществление деятельности инвестиционных фондов в соответствии с Положением о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 495.

Сроки действия лицензий на осуществление видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, более разнообразны. Так, лицензия кредитной организации действует бессрочно; лицензия на осуществление деятельности в области использования атомной энергии — 3 года. В отношении действия лицензий нотариусов срок действия вообще не предусмотрен.

Ранее действовавшее законодательство о лицензировании предусматривало, что срок действия лицензии не может быть менее 3 лет. Однако существовало положение, согласно которому по заявлению соискателя лицензия могла выдаваться на меньший срок.

В связи с этим некоторые лицензирующие органы включали в бланки соответствующих заявлений лицензиата графу о возможности получения лицензии на меньший срок. Все это нарушало права хозяйствующих субъектов, поскольку просьба лицензиата о меньшем сроке действия лицензии должна быть выражена отчетливо им самим, без какого-либо понуждения со стороны лицензиара. Включение заранее в бланк заявления просьбы об уменьшении срока действия лицензии следует рассматривать как требование лицензирующего органа.

В соответствии со ст. 10 Закона о лицензировании в документе, подтверждающем наличие лицензии, а также в решении о предоставлении лицензии указываются:

· наименование лицензирующего органа;

· наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

· лицензируемый вид деятельности;

· срок действия лицензии;

· идентификационный номер налогоплательщика;

· номер лицензии;

· дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Раньше законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривалось, что лицензия (документ, подтверждающий ее наличие) помимо информации о разрешенном виде деятельности должна содержать сведения об области действия и особых условиях осуществления этой деятельности (в случае необходимости). Подразумевалось, что в ней должен быть перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта. Сразу возникла проблема усмотрения лицензирующих органов при определении этого перечня: должностные лица часто по собственному разумению вычеркивали или вписывали в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности.

В настоящее время Закон о лицензировании определяет перечень лицензируемых видов деятельности; положение о лицензировании конкретного вида деятельности императивно определяет понятие этого вида деятельности. Непосредственно перечень работ и услуг, на которые выдаются отдельные лицензии, может устанавливаться положениями о лицензировании только в отношении космической, ветеринарной и медицинской деятельности (п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании).

Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанность встать на учет в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить документы в соответствии с перечнем, определенным Законом о лицензировании и положениями о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии соискатель в соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании представляет следующий пакет документов:

· заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

· копии учредительных документов и документа о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;

· копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

· сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

В положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, установленных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Так, одним из обязательных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам, является соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении видов деятельности, для осуществления которых требуются специальные знания или особые условия, могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или к индивидуальному предпринимателю, а также требования о соответствии специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных требований и условий определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой этого органа о дате приема документов.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством (ст. 19.7 КоАП РФ).

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в этот срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие в порядке, установленном административным законодательством. Он может избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение для лицензирующего органа не имеет обязательной силы. Последний должен вновь рассмотреть ходатайство соискателя лицензии, и, если в выдаче лицензии вновь будет отказано, у соискателя остается возможность судебного обжалования действий (бездействия) лицензирующего органа.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор (ст. 15 Закона о лицензировании).

В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов (ст. 16 Закона о лицензировании). В то же время суммы лицензионных сборов за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление лицензии, а также плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляются в соответствующие бюджеты. Такое положение обеспечивает отсутствие заинтересованности со стороны должностных лиц лицензирующих органов в установлении дополнительных бюрократических препон.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх