Лицензии в строительстве

Правовое регулирование лицензирования строительства и строительных СРО

Окончательная отмена лицензирования строительной деятельности состоялась в 2010 году в соответствии с положениями ФЗ №148 от 22.07.2008. Фактически, данный закон полностью отменил действие ранее принятого ФЗ №128 от 08.08.2001 в вопросах строительства. Впоследствии же, был принят новый закон о лицензиях, полностью отменяющий действие старого порядка выдачи лицензий и списка деятельностей, для которых было обязательно государственное лицензирование.

Тем не менее, учитывая важность фактора строительства, в первую очередь, жилищного, и обеспечения соблюдения соответствующих нормативов, равно как и реализации гражданских прав, оставление строительной деятельности вне всякого контроля является невозможным. С 2008 года стало возможно образование саморегулируемых организаций в сфере строительства, на основании положений ФЗ №315 от 01.12.2007. СРО помимо строительства являются основными регуляторами также в большинстве видов финансовой деятельности, в частности – в сфере ведения аудита.

Вопрос регулирования прав и обязанностей строительных СРО наиболее полно рассматривается в положениях главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ. При этом законодательно разделяется возможность создания таковых организаций в различных сферах деятельности, связанных со строительством. Например, соответственно положениям ст. 55.4 ГрК РФ, предусмотрены следующие виды профильных СРО, основанные на членстве различных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих:

  • Проектирование;
  • Строительство;
  • Инженерные изыскания.

Важный факт

СРО в сфере строительства, равно как и любые другие СРО, являются некоммерческими организациями. Фактически, они представляются объединением профильных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сообща разрабатывающих свои собственные нормативы и связанных общими обязательствами, например, в формировании компенсационных фондов.

Членство в СРО – обязательно ли, как его получить

До 01.07.2017 осуществление строительной деятельности, инженерных изысканий и проектирования было доступно лишь при условии членства в СРО. Но с июля 2017 года, соответственно положениям ФЗ №372 от 03.07.2016, таковые требования были смягчены. В частности, положениями данного Федерального закона разрешается ведение вышеуказанной деятельности без получения членства в СРО, при соблюдении некоторых условий. А именно:

  • Вести таковую деятельность можно лишь на условиях субподряда. Первичным подрядчиком должна выступать организация, должным образом входящая в существующие зарегистрированные СРО по соответствующему направлению деятельности.
  • Объем вознаграждения, выплачиваемого за услуги в формате субподряда, не должен превышать 3 млн. рублей.

Кроме этого, ранее также обязательным требованием для строительной деятельности выступало получение свидетельства от СРО, разрешающего строительство. На сегодняшний день для ведения строительной деятельности достаточно самого факта членства в СРО без получения, каких бы то ни было дополнительных разрешений или бумаг.

Ведение строительства по лицензиям, выданным до 2010 года же, является незаконным, а действовавшие ранее лицензии с 01.01.2010, вне зависимости от срока их действия, указанного в таковой документации, считаются недействительными.

Членство в СРО может требовать от участников таковой организации уплаты взносов. К таковым относятся как вступительные взносы, так и взносы в компенсационные фонды. На текущий день, каждая СРО обязана иметь два компенсационных фонда. Один из них является общий, взносы во второй же взимаются исключительно с субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на участие в государственных контрактах и тендерах.

В среднем, стоимость вступления в строительные СРО в России варьируется от 50 до 500 тыс. рублей. Ежегодные же членские взносы могут составлять до 100 тыс. рублей.

Важный факт

Учитывая высокую стоимость взносов в СРО, может возникнуть необходимость проверки легальности регистрации таковых организаций. Таковая проверка легко может быть проведена в онлайн режиме на официальном сайте регулирующей организации, каковой выступает Ростехнадзор. Проверить строительное СРО онлайн можно по адресу https://sro.gosnadzor.ru/.

Потеря членства в СРО возможна на основании нарушения принятых в данной организации принципов и правил, в том числе и по причине неуплаты членских взносов. Кроме того, в случае исключения из СРО, субъект предпринимательской деятельности лишается права вступления в это же СРО или иные СРО на год. Соответственно, на момент отсутствия членства, строительная, инженерно-изыскательная или проектная деятельность могут осуществляться им лишь в означенных законом рамках. Издержки третьих лиц, связанные с потерей таких прав субъектом предпринимательской деятельности, возмещаются из компенсационного фонда СРО.

Требования к регистрации строительных СРО

Строительные СРО, как и любые другие ведущие официальную законную деятельность саморегулируемые организации, подлежат обязательной государственной регистрации. При этом они должны соответствовать установленным требованиям. В частности, к таковым требованиям, которые регламентируются положениями ст. 55.2 ГрК РФ, относятся:

  • Наличие не менее 50 членов в виде юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся профильной деятельностью;
  • Открытый доступ ко всей информации о деятельности, принципах работы и составе СРО;
  • Зафиксированные документально правила, стандарты и регламент деятельности, обязательный для всех членов;
  • Гарантированное обеспечение имущественной ответственности участников в виде сформированных компенсационных фондов.

Регистрация СРО проводится на протяжении тридцати дней с момента подачи соответствующего заявления в Национальное объединение СРО. Компенсационные взносы должны уплачиваться всеми без исключения членами СРО. Минимальные размеры таковых взносов фиксируются в положениях ст. 55.16 ГрК РФ. При этом таковые взносы не облагаются НДС и могут находиться исключительно на счетах аккредитованных кредитных организаций.

Замена обязательного лицензирования строительства допусками СРО

Новый подход к замене обязательного лицензирования строительства допусками СРО достигает целей:

  • соблюдение высокого уровня соответствия рабочих процессов в строительстве и проектов принятым нормам и стандартам;
  • повышение конкурентоспособности рынка строительства в целом;
  • создание определенной репутации конкретной строительной компании, имеющей определенные лицензии на ведение различных видов деятельности;
  • проведение учета строительных проектов, рабочих процессов существующим стандартам, нормам;
  • осуществление отбора подрядчиков высокой квалификации на ранней стадии, допуска к работам компетентных операторов с достаточным производственным и экономическим потенциалом за счет лицензирования;
  • увеличение поступлений денег в бюджет.

Чтобы СРО выдала допуск, необходим относительно небольшой пакет документов, подтверждающий исполнение установленных законом требований, оплата взноса в компенсационный фонд. Необходимо выбрать соответствующую СРО, предоставляющую членам не только допуски к строительным работам, но также имиджевую, правовую поддержку. После принятия строительной компании в саморегулируемые организации по решению особого комитета соискателю выдается не лицензия, а свидетельство допуска, подтверждающее соответствие организации всем необходимым требованиям.

Лицензирование строительства — актуальные механизмы

Строительная деятельность, подлежащая лицензированию, теперь разрешена при оформлении допуска саморегулируемых организаций (СРО) — некоммерческих партнерских объединений профильных операторов. К ней относится также:

  • проведение строительно-ремонтных, монтажных, пусконаладочных работ;
  • создание проектной документации.

Подрядчики, входящие в СРО, создают компенсационный фонд, который при причинении убытков третьим сторонам используется для выплаты компенсаций. Лицензирование строительной деятельности в СРО подразумевает предельно жесткий контроль выдачи допусков. Все члены СРО заинтересованы в должном уровне качества работы и ответственности. Именно поэтому к соискателям, желающим получить допуск, применяются высокие стандарты мониторинга.

Обратите внимание!

Перечень работ, для проведения которых требуется допуск, выданный СРО, содержится в Приказе Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Таким образом, сегодня строительное лицензирование в Российской Федерации приобрело форму выдачи допусков на определенные виды работ. Эта цивилизованная форма лицензирования позволила полностью исключить участие бюрократии при выдаче допусков по видам работ.

Чтобы получить подробную информацию по лицензированию видов строительной деятельности в России через допуски СРО, мы рекомендуем вам связаться с нашими специалистами, которые в краткие сроки ответят на все интересующие вас вопросы.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для строительства и ремонта индивидуальных жилых домов количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания не более чем двух семей, индивидуальному предпринимателю не требуется наличие какого-либо специального разрешения (лицензии) или свидетельств о допуске к работам, выдаваемых саморегулируемой организацией.

Обоснование вывода:

На основании п. 6.1. ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений прекратилось с 1 января 2010 года. Ныне действующий Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусматривает лицензирования строительной деятельности.

С указанной даты строительная деятельность регулируется исключительно нормами Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) и принятыми в соответствии с ним документами.

На основании ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 и ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, а также по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень).

Пунктом 2 данного приказа установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4, 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования; многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Таким образом, в настоящее время для возведения или ремонта индивидуального жилого дома, коттеджа, дачи, имеющих не более трех этажей и предназначенных для проживания одной-двух семей, индивидуальному предпринимателю не требуется наличие лицензии или свидетельств о допуске к работам. Сказанное относится и к возведению на садовом (дачном) земельном участке «вторичных» объектов: гаража, навеса, беседки, бани, хозяйственных построек и т.п. (смотрите также постановление Нижегородского областного суда от 25.05.2011 N 44-г-49/11).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

С введением в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) значительно сузился круг лицензируемых видов строительной деятельности.

В соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности подлежат лицензированию проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности, строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в соответствии с государственным стандартом, включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно — бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.

Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно — технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика — застройщика.

Деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в соответствии с государственным стандартом, включает в себя инженерно — геодезические, инженерно — геологические, инженерно — гидрометеорологические и инженерно — экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.

При этом, необходимо иметь в виду, что лицензия выдается лицензирующим органом юридическому лицу на право ведения конкретного вида деятельности.

Если строительные работы осуществляются по договору о совместной деятельности, то каждый участник может осуществлять работы только в пределах прав предоставленных лицензией.

Сравнительная таблица изменений норм лицензируемых видов строительной деятельности:

Нормы Федерального закона от 25 сентября 1998 года №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утратившие силу Нормы Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, действующие с 11.02.02
Инженерные изыскания для строительства Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности
Проектирование зданий и сооружений Проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности
Строительство зданий и сооружений Строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности
Выполнение функций заказчика

Классификация уровней ответственности:

  • I уровень ответственности (здания выше 100 м или производственные сооружения с пролетами более 100 м, резервуары для нефти и нефтепродуктов, вместимостью более 10 000 куб. м и тому подобное);
  • II уровень ответственности (жилые, общественные, производственные, сельскохозяйственные здания и сооружения).

Заключая договор с проектной организацией, мы советуем заказчику убедиться в том, что у нее есть лицензия. Иначе потом он не сможет получить положительное заключение госэкспертизы и, следовательно, разрешение на строительство. Лицензия не нужна лишь на проектирование сооружений сезонного или вспомогательного назначения, так называемого пониженного или III уровня ответственности (парников, теплиц, летних павильонов, небольших складов и тому подобного). Пример 1.
ООО «Рем-строй» в установленном порядке получило лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. Поскольку лицензии на строительство выдаются на определенный срок (5 лет), затраты на их приобретение носят длительный характер.

В связи с этим, расходы ООО «Рем-строй» по приобретению лицензии в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, первоначально должны отражаться на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Списание этих затрат на себестоимость продукции должно производиться в соответствии с принятым в организации (согласно приказу по учетной политике) порядком (равномерно, пропорционально объему продукции) в течение срока действия лицензии.
Предположим, что организация использует следующий субсчет по балансовому счету 97 «Расходы будущих периодов»: 97-1 «Лицензии».
В бухгалтерском учете ООО «Рем-строй» должны быть сделаны следующие записи:

Корреспонденция счетов

Тема 12. Лицензирование и саморегулирование в отрасли как основа допуска к специальным видам работ в предпринимательской деятельности

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 39

Лицензия – это документ (соглашение, специальное разрешение), дающий право на выполнение некоторых действий.

Лицензирование – это процесс выдачи специального разрешения.

Лицензиар – это одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне – лицензиату право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия – условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо учитывать, что отдельные виды деятельности лицензируются, то есть, ими разрешено заниматься только после предварительного получения разрешения (лицензии) от соответствующих структур.

В России подробный перечень видов деятельности для осуществления которых требуется лицензия установлен Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Однако, некоторые виды деятельности не попадают под действие данного закона, например, страховая деятельность или деятельность кредитных организаций.

Законом устанавливаются общие принципы лицензирования и назначается государственный орган, выдающий лицензии, а порядок их выдачи определяется подзаконными актами.

Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии наказывается в уголовном порядке (ст.171 УК РФ).

Статьей 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Итак, что такое лицензия?

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензированию подлежат определенная деятельность, работы и услуги.

Товары в соответствии с законодательством не лицензируются, а подлежат сертификации качества или соответствия обязательным для определенных видов товаров нормам.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование проводят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Согласно Закону о лицензировании деятельность, на осуществление которой данными органами предоставлена лицензия, может выполняться на всей территории РФ.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может проводиться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом органов соответствующих субъектов.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утверждены перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Срок действия лицензии – не менее 5 лет. По окончании этого срока он может быть продлен по заявлению лицензиата.

Бланки лицензий имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя и имеют учетную серию и номер.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе.

Для получения лицензии заявитель должен предъявить:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка; ИНН, вида деятельности и срока лицензии;

б) нотариальные копии учредительных документов;

в) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

г) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 45 дней со дня поступления заявления.

Основания для отказа в выдаче лицензии:

— наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем, недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям.

В лицензии указываются:

— для юридических лиц – название и юридический адрес;

— вид деятельности, непосредственно на осуществление которой выдается лицензия;

— срок действия лицензии;

— условия осуществления данного вида деятельности;

— регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа.

В случае привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на период устранения нарушений.

В случае не устранения нарушения лицензионных требований и условий, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии может быть прекращено в случаях:

— окончания срока действия;

— принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного заявления лицензиата;

— ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния);

— прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— вступлении в силу решения суда об аннулировании.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление лицензии, ее действие может быть возобновлено.

С 1 января 2010 года, в соответствии с действующей редакцией закона о лицензировании, прекратилось лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, а также лицензирование аудиторской деятельности.

С этого момента в данных областях предпринимательской деятельности часть государственных функций регулирования передана саморегулируемым профессиональным объединениям, осуществляющим контроль за надлежащим качеством выполняемых работ и оказываемых услуг.

Саморегулирование – это процесс разработки, становления и дальнейшей корректировки стандартов и правил ведения профессиональной и предпринимательской деятельности с собственной системой контроля.

Саморегулируемая организация (СРО) – это некоммерческая организация, созданная в целях самостоятельного регулирования и контроля, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В Российской Федерации порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, ее основные цели и задачи регулируются Федеральным Законом №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Чтобы приобрести статус СРО некоммерческое партнерство должно объединить определенное количество членов (организаций), разработать и утвердить пакет документов, а также сформировать компенсационный фонд. Именно наличие компенсационного фонда является гарантией для потребителей услуг. Средства фонда СРО используются для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами.

СРО осуществляет следующие основные функции:

— разработка и установление требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО, в том числе требования к вступлению в СРО;

— применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов;

— образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), в соответствии с законодательством о третейских судах;

— осуществление анализа деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом СРО или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРО;

— представление интересов членов СРО в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— организация профессионального обучения, аттестации работников членов СРО или сертификации произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

— обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, опубликование информации об этой деятельности в порядке, установленном Федеральными законами и внутренними документами СРО.

Источники формирования имущества СРО:

— регулярные и единовременные поступления от членов СРО (вступительные, членские и целевые взносы);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

— доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов СРО;

— доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов СРО;

— доходы от размещения денежных средств на банковских депозитах;

— другие, не запрещенные законом источники.

С 1 января 2010г. все организации, выполняющие изыскания, проектирование и строительство обязаны иметь выданные СРО свидетельства о допуске к работам. Для строительных, проектных, инженерно-изыскательных организаций, осуществляющих деятельность на основании просроченных лицензий, предусмотрена ответственность, в том числе уголовная, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет – ст.171 УК РФ.

Работы в строительном секторе экономики, требующие допуск СРО:

— инженерные изыскания;

— подготовка проектной документации;

— строительство, реконструкция, капитальный ремонт.

Порядок вступления в СРО:

1. Передача в СРО требуемого условиями вступления перечня документов (1-15 дней).

2. Проверка переданных документов, подготовка и проверка дела соискателя в члены СРО, подготовка договора со страховой компанией и непосредственно с самой СРО, передача кандидату в СРО документов для подписания и оплаты договоров и обязательных взносов (7-12 дней).

3. Подписание документов, их передача в адрес СРО и оплата (безналичным платежом) счетов СРО (5-10 дней).

4. Выдача члену СРО свидетельства о членстве (3-7 дней).

5. Получение членом СРО свидетельства о допуске к соответствующим видам работ (свидетельство о допуске к строительным работам, к проектным работам, к изыскательским работам) в течение 10-18 дней с момента получения свидетельства о членстве кандидата в СРО.

Если кандидат в одновременно вступает в несколько СРО (например, в СРОС, СРОП и СРОИ), то процесс вступления идет, как правило, одновременно.

Таким образом, как наглядно представлено выше, процедура вступления в члены СРО для ее кандидатов достаточно проста, абсолютно прозрачна и удобна.

Срок действия полученных допусков к работам имеет неограниченный период при условии своевременной оплаты установленных членских взносов.

На основании разработки института саморегулирования на Федеральном уровне, предполагается, что в связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Контрольные вопросы

1. От чего зависит успех предпринимательской деятельности?

2. Что такое производственный кооператив?

3. Перечислить разделы бизнес-плана.

4. Организационно-правовые формы предприятий.

5. Устав и учредительный договор: содержание и порядок формирования.

6. Особенности учредительных документов для различных организационно-правовых форм.

7. Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение.

8. Порядок государственной регистрации предприятия.

9. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.

10. Основные функции саморегулируемой организации.

§ 4. Лицензирование и саморегулирование деятельности юридических лиц

Для занятия определенными видами деятельности юридическое лицо должно иметь лицензию, членство в саморегулируемой организации или выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ. Так, в абзац 3 пункта 1 ст. 49 ГК были внесены изменения, согласно которым в случаях, установленных законом, отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Соответственно правоспособность и дееспособность возникают с момента выполнения указанных требований. Саморегулирование в литературе определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности*(17).

До принятия Закона N 99-ФЗ, которыми были внесены изменения в правовое регулирование юридических лиц, право осуществлять определенные виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации (СРО) было предусмотрено отдельными федеральными законами. В ГК РФ такие нормы отсутствовали, в нем была установлена лишь обязательность наличия лицензии в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Теперь эта норма дополнена, в ней указано, в частности, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в СРО, возникает с момента вступления в данную организацию (п. 3 ст. 49 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Это, несомненно, важное нововведение. Если раньше такое разрешение можно было получить только на основании лицензии, выдаваемой специальными государственными органами, то в настоящее время его можно получить на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В целом институт саморегулируемых организаций постепенно заменяет традиционное лицензирование. Поэтому указание наряду с лицензией на наличие членства юридического лица в саморегулируемой организации для осуществления отдельных видов деятельности является своевременным и необходимым дополнением, отражающим уже сложившуюся практику отношений в допуске организаций к отдельным видам деятельности. Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (СРО), в России, является Федеральный закон от 01 декабря 2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Необходимость появления единого закона о СРО обусловлена введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе). Таким образом, государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о СРО особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривают, например, законы о банкротстве, об аудиторской деятельности, об оценочной деятельности и др.

В то же время Закон о СРО не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с деятельностью подобных СРО регулируются специальным законодательством. В числе таких специальных правовых актов можно назвать законы о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о жилищных накопительных кооперативах и др.

Саморегулирование является комплексным правовым институтом, включающим нормы, регулирующие и частные, и публичные отношения. Можно придти к выводу о том, что саморегулирование формируется на основе сочетания интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности. При этом реализация этих интересов возложена на саму саморегулируемую организацию, которая имеет особый, в сравнении с иными общественными организациями, правовой статус. СРО — институт частного, а не только публичного права. По своей сути членство в саморегулируемой организации — это своего рода поручительство за своего члена при котором утверждается, что деятельность данного члена отвечает необходимым требованиям. СРО — не организационно правовая форма, а скорее статус юридического лица. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Что касается лицензировании, то оно пока сохраняется. Речь идет о том, что для определенных в законе видов деятельности законодатель ограничил общую правоспособность путем введения обязательного лицензирования. Осуществляется регулирование на основании таких правовых актов как Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.

Лицензирование существует, прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх