Лицензирование дневного стационара в частной клинике

С теми же проблемами сталкиваются лечебные учреждения и других регионов.

Начали за здравие…

В феврале прошлого года комиссия по разработке территориальной программы ОМС в Новгородской области не распределила в пользу ООО «МЦ «Альтернатива”» средства на медицинскую помощь в дневном стационаре. С такой проблемой медучреждение столкнулось впервые за последние годы. И в 2014-м, и в 2015-м оно получало свою долю денег фонда ОМС на эти цели. Больше того, выполняло поставленную задачу со сверхплановыми показателями, принимая больше «бесплатных» пациентов, чем было предписано.

Во многих краях и областях частные медцентры едва ли могут рассчитывать на такую милость хотя бы одной из ветвей региональной власти. Например, петербургская «Кардиоклиника», о проблемах которой «МВ» писал ранее, дошла уже до федерального УФАС.

В Великом Новгороде страховые компании тоже заявляли, что не будут оплачивать сверхнормативные визиты к врачам. Но судьба в лице арбитража была неизменно благосклонна к медицинскому центру. «Альтернатива» раз за разом выигрывала процессы и получала со страховщиков миллионы, которые те не готовы были отдать обычным порядком. «Медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования, – гласили вердикты суда. – При этом федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание застрахованным лицам бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем оказанная застрахованным лицам медицинскими учреждениями медицинская помощь в рамках программ ОМС подлежит оплате в соответствии с установленными тарифами…»

Так, по иску к компании «АльфаСтрахование-ОМС» медцентр в конце 2015 года получил 2,9 млн рублей, по иску к «РОСНО-МС» в июле того же года – почти 900 тыс., и таких процессов было еще несколько. Любопытно, что ни в одном из них не заходила речь о лицензии на услуги дневного стационара, хотя Минздрав РФ ввел это обязательное требование в марте 2013 года. «Альтернатива» получила лицензию в феврале 2014-го, и дневной стационар в ней обозначен не был.

Лицензия: то ли есть, то ли нет

Но на рубеже 2015–2016 годов все переменилось. Стоило медицинскому центру лишиться средств ОМС на оказание этого рода услуг, как страховщики окончательно решили не платить. «Альтернатива» смогла «отыграть» в судах лишь средства по медицинской помощи, оказанной до середины февраля 2016 года.

Причем на сей раз представители «АльфаСтрахование-ОМС» и «РОСНО-МС» указывали в ходе судебных процессов «на отсутствие у ООО МЦ «Альтернатива” лицензии на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара» и отказывались перечислять средства именно на этом основании, несмотря на уже оказанные – без претензий к их качеству – медицинские услуги.

Иную линию избрал ТФОМС Новгородской области. «Представитель Фонда… факт наличия у ООО МЦ «Альтернатива” лицензии на оказание указанной в ней медицинской помощи в условиях дневного стационара не оспаривает», – констатировали судьи в решениях по этим делам.

Расхождение между двумя этими позициями отражает принципиально разное понимание правовых основ лицензирования в самом медицинском сообществе. Дискуссия о том, сколь обоснован юридически приказ Минздрава №121н, развернулась немедленно после выхода документа – и не прекратилась по сей день.

Руководители Объединения частных медицинских клиник и центров и Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения еще в 2014 году заявили о несоответствии этого приказа закону. «Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, типовой формы лицензии и определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, относится к полномочиям Правительства РФ (ст. 5 закона №99-ФЗ), – писали они в статье «Лицензирование медицинской деятельности по понятиям”. – И если в постановлении правительства прописаны услуги по терапии, то не нужно дополнять эти услуги в соответствии с приказом Минздрава словами «первичная медико-санитарная”, «специализированная” и т. п. Органы лицензирования, руководствуясь при выдаче и переоформлении лицензии приказом Минздрава, на практике нарушают требования законодательства о лицензировании».

На противоречия между различными актами вынужден был обратить внимание и Арбитражный суд Новгородской области. Придется привести пространную цитату – она того заслуживает: «Суд считает необоснованным ссылку ответчика на отсутствие у ООО МЦ «Альтернатива” лицензии на право оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара, – говорилось в решениях по этим делам. – Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности”… медицинская помощь может оказываться в условиях дневного стационара. Таким образом, понятие «дневной стационар” относится к условиям оказания медицинской помощи, а не видам помощи. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 закона №99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. В Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности приведен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в котором указаны конкретные виды медицинской помощи без разделения на условия ее оказания. В материалы дела истцом представлена бессрочная лицензия на осуществление медицинской деятельности… ООО МЦ «Альтернатива”. Таким образом, лицензией на осуществление медицинской деятельности истцу предоставлено право на оказание медицинских услуг, в том числе в условиях дневного стационара». Эти арбитражные решения не были оспорены в вышестоящих инстанциях.

Как медиков делают уголовниками

Но в том же 2016 году прокуратура Новгородской области провела проверку расходования средств ТФОМС и возбудила уголовное дело против его директора, обвинив в незаконном перечислении «Альтернативе» 8,5 млн рублей. В сообщении прокуратуры говорилось: «Установлено, что в 2015 году директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области, действуя из корыстной заинтересованности, достоверно зная об отсутствии у медицинского центра «Альтернатива” лицензии на осуществление медицинской деятельности в условиях дневного стационара, не приняла мер к прекращению оплаты счетов организации за счет средств фонда, лично подписывала распоряжения на финансирование».

Это значит, что нормативные и правовые акты по-разному читают даже суд и прокуратура внутри региона – что уж говорить о медиках!

Инициативу прокуратуры подхватило следственное управление областного УМВД и возбудило уголовное дело уже в отношении генерального директора «Альтернативы» по статье «Незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере», т. к. она «в период с марта 2014 по декабрь 2015 г. осуществляла предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием на платной основе медицинской помощи в условиях дневного стационара, не имея соответствующей лицензии; в результате ее незаконный доход составил почти 37 млн рублей». В этой замечательной формулировке свалено в кучу все – денежные поступления в клинику, с которых отчисляют налоги и зарплату, прибыль учреждения, зарплата генерального директора и доход учредителя. Поди пойми, о чем речь!

Следственные действия, по информации «МВ», не завершены, хотя сообщений о них давно не поступало, и сотрудники УМВД рассылают причастным к системе ОМС структурам все новые запросы.

Заметим, это уже второе дело против руководства медицинского центра. Первое было возбуждено в конце 2015 года по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой». Этой группой следствие сочло генерального директора и сотрудников «Альтернативы». Их подозревают в приписках, то есть внесении в медицинские карты и иные документы «фиктивных данных о якобы оказанных бесплатных медицинских услугах застрахованным по ОМС пациентам», среди которых «значились умершие граждане». При этом УМВД сообщило, что, «по предварительным данным, ущерб государству превысил 30 млн рублей», хотя речь шла не о государственных средствах, а о деньгах системы ОМС, и терфонд об ущербе не заявлял. Был ли ущерб, были ли приписки, решит суд. Но следствие продолжается год, а до суда так и не дошло – ни по первому обвинению, ни по второму, хотя генеральный директор провела под домашним арестом 9 месяцев.

Выемка документов в медцентре «Альтернатива» | Сайт Новгородского УВД

Зато начинали следователи с процедуры, которую в обиходе называют «маски-шоу». На стойке ресепшена они занялись сортировкой и выемкой документов с фамилиями – прямо на глазах у пациентов. И фамилии эти, как свидетельствует видеозапись на официальном сайте УМВД, зачитывали вслух. Вот вам и вся врачебная тайна, предписанная законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»…

Известный в Великом Новгороде представитель врачебного сообщества региона отказался от комментариев, отметив лишь: «Минздрав загнал в патовую ситуацию с так называемой диспансеризацией населения многие регионы, требуя «положительную” отчетность, так что приписки повсеместны».

Ведь были ж схватки правовые…

Вернемся, однако, к проблемам с лицензией. В этом отношении, с точки зрения директора по правовым вопросам Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга, медицинского юриста компании «Росмедконсалтинг» Екатерины Чесноковой, действия следователей правомерны. «Ч. 3 ст. 32 ФЗ №323 устанавливает условия, в которых может оказываться медицинская помощь. Одно из таких условий — осуществление медицинской деятельности в условиях дневного стационара, – указывает она. – Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. №121н, при лицензировании медицинской деятельности применяется перечень работ и услуг, организуемых и выполняемых при осуществлении медицинской деятельности. В соответствии с вышеуказанным приказом устанавливается определенный перечень работ (услуг) при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара. Таким образом, оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара при отсутствии данных условий в приложении к лицензии на осуществление медицинской деятельности недопустимо».

Но один из авторов статьи «Лицензирование медицинской деятельности по понятиям», председатель правления НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» Сергей Мисюлин полагает, что уголовные дела, связанные с отсутствием лицензии, при грамотной адвокатской защите не имеют перспективы. «Следствие тупиковое, потому что доказать что-либо невозможно: клинике не требуется лицензия на дневной стационар, – прокомментировал он ситуацию. – Мы знаем сколько угодно случаев, когда, например, Следственный комитет обвинял клиники в работе без лицензии. Но это неправильно, потому что медицинская лицензия у организации есть. А уж нюансы, связанные с другими моментами, не подпадают под претензии о работе без лицензии. Неграмотных в правовом плане чиновников много, случается, что кто-то на кого-то обидится и начинает преследовать. Надо нанимать грамотных юристов – и вопрос будет решен».

Лицензируются виды деятельности, а не условия, в которых происходит работа

Сергей Мисюлин вновь напомнил, что дневные стационары не подлежат лицензированию. «Лицензируются виды деятельности, а не условия, в которых происходит работа. Есть, к примеру, хирургия – что в поликлинике, что в стационаре, роли не играет. Но Минздрав в приказе №121н взял за основу не виды деятельности, а условия; это совершенно незаконно. Если вы почитаете закон о лицензировании, – там написано, что оно вводится постановлением правительства. Минздрав не имеет права ничего вводить, потому что у него нет таких полномочий. И мы, и ФАС, и Минэкономразвития указывали, что этот приказ незаконен и должен быть отменен. Но он существует, и в некоторых местах пытаются на него ссылаться», – констатирует он.

Итак, и среди юристов, и среди медиков согласия нет: правовые нормы они толкуют по-разному. Может быть, потому что эти нормы на самом деле противоречат друг другу? Заметим: судья из Новгорода и правовед из Петербурга читают одну и ту же статью закона – и приходят к прямо противоположным выводам!

А врачей навещают проверяющие то из одной надзорной инстанции, то из другой. «Их количество уже значительно превышает число пальцев на обеих руках; они ходят друг за другом, постоянно инспектируют: им нужно чем-то заниматься, и они все время держат медиков под прицелом», – признает сотрудник Комитета по здравоохранению Ленобласти Алексей Вальденберг.

Между тем в Новгороде областной Департамент здравоохранения, как сообщила генеральный директор «Альтернативы», по-прежнему требует переоформления лицензии. И средства на дневной стационар медцентру не выделяют. В такой ситуации его руководство обратилось в арбитраж с иском к департаменту, требуя, чтобы тот сведения о дневном стационаре срочно внес в имеющуюся лицензию. «Альтернатива» требовала переоформления лицензии еще в начале 2014 года, но тогда своего не добилась. Не добилась и теперь, потому что, с точки зрения судьи арбитража, руководство центра не представило для переоформления всех положенных документов. Значит, впереди новые суды и переговоры с департаментом.

Так в одном частном провинциальном случае как в капле воды отражаются правовой хаос и неразбериха, в которых действуют медучреждения по всей стране.

Мы продолжаем наш цикл заметок, посвященных особенностям правового регулирования оказания косметологических услуг (в частности, некоторые вопросы законодательного регулирования сферы косметологии были рассмотрены в статьях «Услуги в сфере «индустрии красоты» и лицензия на медицинскую деятельность», «Лицензирование медицинской деятельности по профилю «косметология» и «Особенности осуществления медицинской деятельности по профилю «косметология»).

При оказании косметологических услуг в медицинских организациях и их структурных подразделениях необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых как к самим помещениям, так и к наличию определенного оборудования в них.

Рассмотрим требования, на которые необходимо обратить внимание при выборе помещения и оборудования для косметологического кабинета.

Обязательность требований

Оказание большинства косметологических услуг является осуществлением медицинской деятельности. Так, если оказываемые организацией услуги содержатся в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», услуги считаются медицинскими. Подробнее об этом рассказано в нашей статье «Услуги в сфере «индустрии красоты» и лицензия на медицинскую деятельность».

Признание услуги медицинской влечет ряд последствий для исполнителя такой услуги – необходимость лицензирования деятельности, соблюдения обязательных требований и порядков осуществления косметологической деятельности. Подробнее об особенностях лицензирования деятельности в сфере косметологии можно прочитать в статье «Лицензирование медицинской деятельности по профилю «косметология».

Отдельные обязательные требования касаются также помещений и оборудования косметологических кабинетов и клиник. Такие требования содержатся в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее – СанПиН 2.1.3.2630-10).

Опираясь на данные нормативные акты Росздравнадзор будет принимать решение о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо об отказе в предоставлении соответствующей лицензии, а также о соблюдении лицензионных требований при оказании косметологических услуг.

Требования к помещениям

При выборе помещения для осуществления косметологической деятельности необходимо соблюсти ряд базовых условий, содержащихся в СанПиНе 2.1.3.2630-10. Важно отметить, что конкретный набор требований в конечном итоге зависит от планируемого объема оказываемых услуг. Рассмотрим общие условия:

Характер условия Условие Основание
Размещение объекта Медорганизации располагаются на территории жилой застройки, в зеленой или пригородной зоне на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов, а также в соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам. п. 2.1
(раздел I)
Допускает размещение в жилых и общественных зданиях (при наличии отдельного входа) мощностью не более 100 посещений в смену. п. 2.6
(раздел I)
Характеристики помещений Высота помещений допускается не менее 2,6 м п. 3.1 (раздел I)
Должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения п. 3.2 (раздел I)
Подразделения (помещения) с асептическим режимом, другие подразделения с замкнутым технологическим циклом не должны быть проходными п. 3.5 (раздел I)
Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (*иные требования предусмотрены для помещений с лазерным оборудованием, об этом далее). п. 4.2 (раздел I)
Система вентиляции производственных помещений медорганизаций, размещенных в жилых зданиях, должна быть отдельной от вентиляции жилого дома п. 6.6 (раздел I)
В помещениях общей площадью не более 500 кв. м в помещениях классов Б и B допускается естественное проветривание п. 6.21 (раздел I)
Оказание медицинской помощи по косметологии терапевтической без нарушения целостности кожных покровов, в том числе с применением физиотерапевтических методов лечения, проводится в кабинете врача-косметолога. В случае применения инъекционных методов лечения предусматривается и процедурный кабинет п. 10.19.1 (раздел I)
  • Минимальная площадь помещения — кабинета врача-косметолога со специальным оборудованием – 18 кв.м.
  • Минимальная площадь помещения – манипуляционной с аппаратными методами диагностики и лечения – 16 кв. м.
  • Минимальная площадь помещения – процедурной для внутрикожных инъекций, процедурной врача-косметолога с парентеральными вмешательствами – 12 кв. м.
  • Минимальная площадь помещения – кабинета лазерной терапии, иглорефлексотерапии – 6 кв. м. на одно место, но не менее 12 кв. м.
  • Минимальная площадь помещения – солярия вертикального – 3 кв. м. на одно место, но не менее 12 кв. м.
  • Минимальная площадь помещения – солярия горизонтального – 4 кв. м. на одно место, но не менее 12 кв. м.
Приложение № 1
Размещение и обслуживание оборудования Лечебно-диагностическое оборудование, не требующее специальных условий размещения и используемое в ходе приема врача, может быть установлено непосредственно в его кабинете (например, физиотерапевтическое оборудование — в кабинете косметологии терапевтической) п. 8.4 (раздел I)
Медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами п. 2.1 (раздел II)

Разумеется, все санитарные требования, предъявляемые к медицинским организациям, существенно шире (документ состоит из более чем двухсот страниц). Основными аспектами, на которые необходимо обратить внимание, являются:

  • спектр оказываемых услуг (т.к. при наличии, например, услуги по введению инъекций, требуются дополнительные площади);
  • планируемое количество посетителей в день (для целей размещения кабинета/клиники в жилом здании с отдельным входом);
  • возможность обеспечения всех обязательных требований, касающихся вентиляции, дезинфекции и т.д.

Некоторые требования к используемым для косметологических услуг помещениям содержатся в Приказе Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» (далее – Приказ № 381н). В частности, этот Приказ содержит перечень наименований медицинских организаций и их структурных подразделений, в которых такие услуги могут быть оказаны:

  1. Косметологический кабинет, который может включать:
    • кабинет врачебного приема (для консультирования и обследования пациентов с проведением дерматоскопии; себуметрии; исследования десквамации, пигментации, трансдермальной потери жидкости, эластичности кожи; pH-метрии кожи; профилографии, ультразвукового исследования эпидермиса, дермы, гиподермы, сосудов кожи и подкожной клетчатки, поверхностных мышц);
    • манипуляционный кабинет (для проведения неинвазивных процедур: депиляции; дарсонвализации; косметологической чистки лица; криомассажа; криоорошения; медицинского массажа лица, шеи и области декольте ручного; пилинга аппаратного кожи; пилинга поверхностного);
    • процедурный кабинет (для осуществления инвазивных процедур: введения инъекционных тканевых наполнителей; инъекций препаратов токсина ботулизма; инъекционной коррекции рубцовой ткани; мезотерапии; биоревитализации; пилинга срединного; инъекционного введения лекарственных препаратов);
  2. Кабинет аппаратных методов лечения в косметологии

    (для проведения процедур с использованием аппаратных методов лечения: дарсонвализация, лечение широкополосным импульсным светом, лазерное воздействие на покровные ткани, магнитотерапия, микротоковая терапия, радиочастотное воздействие, фонофорез, электромиостимуляция, электрофорез, ультрафиолетовое облучение тканей);

  3. Кабинет для проведения деструкций в составе покровных тканей;
  4. Кабинет лечения волос, который может включать:
    • кабинет врачебного прима (для консультирования пациентов; изучения состояния покровных тканей волосистой части головы; проведения диагностических процедур)
    • манипуляционный кабинет лечения волос (для проведения процедур лечения волос: вакуумного массажа, криомассажа, ручного массажа кожи волосистой части головы, дарсонвализации, втирания лекарственных средств в волосистую часть головы, масок лечебных);
  5. Кабинет лечения болезней ногтей

    (для проведения процедур обработки ногтевых пластин: аппаратной обработки ногтевых пластин при патологических изменениях неинфекционной этиологии);

  6. Кабинет для проведения медицинского массажа лица и тела

    (для проведения процедур массажа: медицинского массажа лица, шеи и области декольте ручного; медицинского массажа тела ручного; массажа вакуумного; механотерапии (массажа автоматизированного); медицинского лимфодренажного массажа).

Требования к оборудованию

Для каждого из перечисленных выше структурных подразделений Приказ № 381н содержит стандарты оснащения (Приложения №№ 2, 5, 8, 11, 14, 17).

Эти стандарты содержат минимально требуемый набор оборудования, для функционирования кабинета. То есть в медорганизации может быть больше оборудования, чем это предусмотрено стандартом. Например, для наиболее типичного случая – косметологического кабинета — стандарт оснащения выглядит следующим образом:

Стандарт оснащения косметологического кабинета
Кабинет врачебного приема Манипуляционный кабинет Процедурный кабинет
Наименование Кол-во Наименование Кол-во Наименование Кол-во
Мебель медицинская 1 комплект Мебель медицинская 1 комплект Мебель медицинская 1 комплект
Дерматоскоп 1 Лампа бестеневая с увеличительной лупой 1 Лампа бестеневая с увеличительной лупой 1
Рабочее место врача 1 Устройство УЗ очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) 1 Устройство УЗ очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) 1
Лампа бестеневая с увеличительной лупой 1 Стерилизатор воздушный, суховоздушный 1 Стерилизатор воздушный, суховоздушный 1
Стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый) в том числе передвижной 1 Стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый) в том числе передвижной 1
Облучатель — рециркулятор воздуха УФ 1 Облучатель — рециркулятор воздуха УФ 1
Аппарат для распаривания лица 1 Холодильник для хранения медикаментов 1
Стойка для внутривенных вливаний 1

Медицинское оборудование, используемое для оказания косметологических услуг (от шприцев до аппаратов лазерной косметологии), в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), является медицинскими изделиями, а значит подлежит обязательной регистрации.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ № 323 медицинские изделия должны быть включены в государственный реестр медицинских изделий. Подтверждением факта регистрации медицинского изделия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», является регистрационное удостоверение. Оно выдается бессрочно.

Не подлежат государственной регистрации лишь медицинские изделия, изготавливаемые по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом.

Требования для отдельных типов оборудования

Важно обратить внимание на требования, касающиеся размещения отдельных категорий оборудования.

Лазеры

Сейчас широкое распространение получило лазерное косметологическое оборудование. Для него в СанПиНе 2.1.3.2630-10 предусмотрено правило, согласно которому размещаться и эксплуатироваться такое оборудование должно в помещениях, отделка которых выполнена из материалов с матовой поверхностью. Запрещается использование зеркал и других отражающих поверхностей в кабинетах лазерной косметологии. Для аппаратов 1 и 2 классов лазерной опасности отдельных помещений не требуется. Аппараты 3 и 4 классов опасности должны размещаться в отдельных кабинетах, оснащенных наружным табло «Не входить, работает лазер», знаком лазерной опасности, внутренним запорным устройством. Кроме того, на данные кабинеты оформляется санитарный паспорт (п. 10.10.6.).

Солярии

Специфические правила размещения действуют и для соляриев, которые часто встречаются в косметологических кабинетах. Так, в составе солярия, предназначенного для искусственного ультрафиолетового облучения людей, следует предусмотреть место для раздевания. Необходимо обеспечить пациентов защитными очками. После каждого пациента необходимо использовать дезинфицирующие средства для очищения акриловых стекол, подушек для головы и ног, защитных очков или лицевых пластин, а в случае вертикального солярия — также пола. Следует соблюдать режим облучения, учитывая тип кожи пациента и отсутствие противопоказаний для облучения. При солярии организуется пост медицинской сестры (оператора) (п. 10.10.7.).

Соблюдение требований, касающихся оборудования и помещений, в которых размещаются организации, оказывающие косметологические услуги, является принципиально важным вопросом. Соблюдение этих требований оценивается при получении санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре, которое, в свою очередь, необходимо для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Недостаточность площадей и несоблюдение иных санитарно-эпидемиологических правил часто являются причинами, из-за которых возникают сложности с получением лицензии. Поэтому важно уже на стадии выбора помещения для осуществления косметологической деятельности иметь четкое представление как об объеме планируемых услуг (их видах, необходимом для этого оборудовании и т.д.), так и о планируемом количестве пациентов.

УСТАВ

медицинского частного учреждения — поликлиники

«___________________________»

(учредитель, главный врач)

г. ________________

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Официальное наименование Учреждения:

Полное: Медицинское частное учреждение «Поликлиника ______________».

Сокращенное: ____________________.

3. Место нахождения: _________________ (полный адрес согласно государственной регистрации).

4. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, обладает обособленным имуществом, имеет печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование. Учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

6. Учреждение относится к частной системе здравоохранения. Учреждение не отвечает по обязательствам государства и его органов.

7. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет учредитель.

8. Учреждение действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим Уставом.

9. Учреждение создается без ограничения срока.

Примечание. Срок, на который оно создается, может быть ограничен.

2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10. Целью создания Учреждения является предоставление платных медицинских услуг населению в виде медицинской помощи.

11. Предметом деятельности Учреждения является: ____________________.

12. Учреждение может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):

— ______________________________________________________;

— ______________________________________________________.

13. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься Учреждение.

14. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Учреждением только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

15. В интересах достижения своей цели Учреждение может вступать в ассоциации и союзы.

16. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Учреждения со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля над деятельностью Учреждения.

3. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

17. Учредитель передает Учреждению необходимое имущество в оперативное управление или в аренду. Право оперативного управления переданным имуществом возникает у Учреждения с момента передачи имущества по акту, если иное не установлено решением учредителя.

18. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

19. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением этого имущества.

20. Учредитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за Учреждением либо приобретенное или Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у Учреждения, учредитель вправе распорядиться по своему усмотрению.

21. Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

22. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Учреждения по решению учредителя.

23. При переходе права собственности на Учреждение к другому лицу Учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

24. Источниками финансовых ресурсов Учреждения являются:

— финансирование учредителем;

— целевое финансирование целевых программ;

— средства от различного вида договорных работ, платных услуг;

— безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан;

— кредиты банков и других кредиторов, займы;

— иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Платные медицинские услуги населению осуществляются в рамках договоров с физическими и юридическими лицами.

26. Цены на медицинские услуги Учреждение устанавливает самостоятельно.

27. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в Учреждении.

28. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

29. Учредитель вправе в любое время контролировать использование по назначению и сохранность переданного Учреждению имущества.

30. Проверка деятельности Учреждения осуществляется учредителем или уполномоченным им лицом, налоговыми и другими органами в пределах их компетенции в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

31. Учреждение имеет право в установленном порядке:

— оказывать платные медицинские услуги населению в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27;

— заключать договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ и услуг в соответствии с видами деятельности Учреждения, указанными в п. 12 Устава;

— привлекать для осуществления своей деятельности на договорной основе других юридических и физических лиц;

— приобретать или арендовать имущество;

— передавать имущество в аренду и субаренду;

— привлекать финансовые средства;

— по согласованию с учредителем планировать свою деятельность и определять перспективы развития.

32. Учреждение обязано:

— предоставлять учредителю сметы, копии бухгалтерской и налоговой отчетности;

— обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

— нести ответственность за сохранность документов;

— обеспечивать передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов;

— хранить и использовать в установленном порядке документы по личному составу;

— вести бухгалтерский и налоговый учет результатов своей деятельности, сдавать статистическую, налоговую и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

5. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

33. Органы управления Учреждением: учредитель, главный врач.

34. Компетенция учредителя в области управления Учреждением:

1) утверждение устава Учреждения, внесение в него изменений;

2) назначение главного врача Учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения главного врача и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

3) рассмотрение и одобрение предложений главного врача Учреждения;

4) реорганизация и ликвидация Учреждения, а также изменение его типа;

5) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

6) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

7) утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

8) утверждение отчетов о деятельности Учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности Учреждения;

9) рассмотрение вопросов проведения аудита бухгалтерской и налоговой отчетности Учреждения и утверждения аудиторской организации;

10) решение иных вопросов деятельности Учреждения.

35. Учредитель принимает и оформляет решения по мере необходимости. В решении могут быть указаны присутствующие при его принятии лица.

6. ГЛАВНЫЙ ВРАЧ

36. Учреждение возглавляет главный врач. Сроки полномочий главного врача определяет учредитель в трудовом договоре (контракте) с главным врачом.

37. К компетенции главного врача относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом к компетенции учредителя Учреждения или иных органов Учреждения.

38. Главный врач без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание Учреждения и регламентирующие деятельность Учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения. Главный врач самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договора (контракты).

7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

39. Учреждение может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации Учреждения определяются статьями 57 — 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.

40. Учреждение вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

41. Учреждение может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном статьями 61 — 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 — 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

42. Учреждение может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ч. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

43. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Учреждения. Главный врач и иные органы прекращают свою деятельность.

44. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «_________»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив ________, на территории которого находится Учреждение. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.

45. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Учреждения передается его учредителю.

1. Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова Кафедра общественного здоровья и экономики военного здравоохранения

Лицензирование
медицинской деятельности
в Российской Федерации
Доцент кафедры
кандидат медицинских наук
МИХЕЕВ Алексей Владимирович
Обязанность государства в области
здравоохранения:
— гарантировать безопасность медицинской
помощи
Формирования контрольноразрешительных механизмов в
здравоохранении

3. Контроль в сфере охраны здоровья

Контроль качества и безопасности медицинской
деятельности
Государственный контроль в сфере обращения
лекарственных средств
Государственный контроль при обращении
медицинских изделий
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор

4. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Ведомственный
контроль
Государственный
контроль
Внутренний
контроль

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 г. «Об утверждении Положения о государственном

контроле качества и
безопасности медицинской
деятельности»
Задачами государственного контроля
являются:
-предупреждение, выявление и пресечение нарушения
органами государственной власти и органами местного
самоуправления, государственными внебюджетными
фондами, а также осуществляющими медицинскую и
фармацевтическую деятельность организациями и
индивидуальными предпринимателями требований к
обеспечению качества и безопасности медицинской
деятельности, установленных законодательством
Российской Федерации об охране здоровья граждан;
-принятие предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению и (или)
устранению последствий нарушения обязательных
требований;

7. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Проведение проверок
соблюдения
прав граждан в сфере охраны
здоровья
Проведение проверок
соблюдения МО порядков
оказания медицинской помощи и
стандартов медицинской помощи
!
Проведение проверок
ведомственного контроля и
внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской
деятельности
Осуществление
лицензирования
медицинской
деятельности
Лицензирование
деятельность лицензирующих органов по:
• предоставлению,
• переоформлению лицензий,
• продлению срока действия лицензий в случае, если
ограничение срока действия лицензий предусмотрено
федеральными законами,
• осуществлению лицензионного контроля,
• приостановлению, возобновлению, прекращению
действия и аннулированию лицензий,
• формированию и ведению реестра лицензий,
• формированию государственного информационного
ресурса,
• предоставлению
в
установленном
порядке
информации по вопросам лицензирования

9. Нормативно-правая основа лицензирования отдельных видов деятельности

• Федеральный
закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011
года № 99-ФЗ.
• Постановление Правительства РФ от 21
ноября 2011 г. № 957 «Об организации
лицензирования
отдельных
видов
деятельности».
Лицензия
специальное
разрешение
на
право
осуществления
или
индивидуальным
юридическим лицом
предпринимателем конкретного
вида деятельности
(выполнения работ, оказания услуг, составляющих
лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается
документом, выданным лицензирующим органом на
бумажном носителе или в форме электронного документа,
подписанного электронной подписью.
Лицензирующие органы
уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти и (или) их территориальные органы, а в случае
передачи осуществления полномочий Российской
Федерации в области лицензирования органам
государственной власти субъектов Российской
Федерации органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие
лицензирование.
Лицензионные требования
совокупность
требований,
которые
установлены
положениями
о
лицензировании
конкретных
видов
деятельности,
основаны
на
соответствующих
требованиях
законодательства Российской Федерации и
направлены на обеспечение достижения
целей лицензирования
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель,
имеющие
лицензию
на
осуществление конкретного вида деятельности.
Соискатель лицензии — юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, обратившиеся в
лицензирующий орган с заявлением о предоставлении
лицензии;
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
медицинская
фармацевтическая
производство лекарственных средств
оборот наркотических средств, психотропных веществ и их

прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений
деятельность в области использования возбудителей
инфекционных заболеваний человека и животных (за
искл., если указанная деятельность осуществляется в
медицинских целях) и генно-инженерномодифицированных организмов III и IV степеней
потенциальной опасности.

15. Медицинская деятельность

профессиональная
деятельность
по
оказанию медицинской помощи, проведению
медицинских
экспертиз,
медицинских
осмотров
и
медицинских
освидетельствований,
санитарнопротивоэпидемических (профилактических)
мероприятий
и
профессиональная
деятельность, связанная с трансплантацией
(пересадкой) органов и (или) тканей,
обращением донорской крови и (или) ее
компонентов в медицинских целях
Лицензирование медицинской
деятельности
самостоятельная
форма
процессуальной
деятельности,
выраженная
в
санкционировании, официальном признании за
определенными субъектами прав на занятие
отдельными
видами
медицинской
деятельности, когда требуется высокий
профессионализм и квалификация, а также
осуществление контроля за фактически
осуществляемыми действиями
Постановление Правительства РФ
от 16 апреля 2012 г. № 291
«О лицензировании медицинской деятельности (за исключением
указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями
и другими организациями, входящими в частную систему
здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
Приказ Минздрава России
от 11.03.2013 № 121н
«Об утверждении Требований к организации и выполнению работ
(услуг)
при
оказании
первичной
медико-санитарной,
специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том
числе скорой специализированной), паллиативной медицинской
помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном
лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских
осмотров,
медицинских
освидетельствований
и
санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках
оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке)
органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее
компонентов в медицинских целях»
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
o Обеспечение условий для развития медицинских учреждений
различных форм собственности
o Установление возможности оказания качественной медицинской
помощи при отсутствии нарушений лицензионных требований
o Установление возможности оказания качественной медицинской
помощи при наличии отдельных нарушений лицензионных
требований с установлением сроков их устранения
o Обеспечение текущего контроля за соблюдением лицензионных
требований и выполнением рекомендаций по выявленным
нарушениям
Осуществляет лицензирование
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения (Росздравнадзор)
Медицинских и иных организаций, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти,
государственным академиям наук, а также организаций
федеральных органов исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная служба
Медицинских и иных организаций, осуществляющих
деятельность по оказанию высокотехнологичной
медицинской помощи
Осуществляет лицензирование
Уполномоченные органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
Медицинских и иных организаций, за исключением
подведомственных федеральным органам исполнительной
власти, государственным академиям наук, а также
организаций федеральных органов исполнительной власти, в
которых федеральным законом предусмотрена военная и
приравненная к ней служба, медицинских и иных
организаций, осуществляющих деятельность по оказанию
высокотехнологичной медицинской помощи
Индивидуальных предпринимателей
ОСНОВНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ
ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА
МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(Постановление Правительства
Российской Федерации
от 16.04.2012 г. № 291)
Требования
К работникам
К руководителю
(заместителю) МО
К работникам,
осуществляющих
тех.
обслуживание
медизделий
К штатному
расписанию
К медицинским
изделиям
По
выполнению
определенных
видов
деятельности
К руководителям
структурных
подразделений
МО
К зданиям
(помещениям)
1. Наличие зданий, строений, сооружений и (или)
помещений, принадлежащих соискателю лицензии на
праве собственности или на ином законном основании,
необходимых для выполнения заявленных работ (услуг)
и отвечающих установленным требованиям;
2. Наличие принадлежащих соискателю лицензии на
праве собственности или на ином законном основании
медицинских
изделий
(оборудования,
аппаратов,
приборов, инструментов), необходимых для выполнения
заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в
установленном порядке;
3. Наличие у руководителя медицинской организации,
заместителей руководителя медицинской организации,
ответственных за осуществление медицинской деятельности,
руководителя структурного подразделения иной организации,
ответственного за осуществление медицинской деятельности,
— высшего медицинского образования, послевузовского и
(или) дополнительного профессионального образования,
предусмотренного квалификационными требованиями к
специалистам с высшим и послевузовским медицинским
образованием в сфере здравоохранения, сертификата
специалиста, а также дополнительного профессионального
образования и сертификата специалиста по специальности
«организация здравоохранения и общественное здоровье»;

Наличие
у
руководителя
структурного
подразделения
медицинской
организации,
осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего
профессионального образования, послевузовского (для
специалистов с медицинским образованием) и (или)
дополнительного
профессионального
образования,
предусмотренного квалификационными требованиями к
специалистам с высшим и послевузовским медицинским
образованием в сфере здравоохранения, и сертификата
специалиста (для специалистов с медицинским
образованием);
5. Наличие у руководителя МО (заместителя
руководителя
МО)
стажа
работы
по
специальности:
не менее 5 лет — при наличии высшего
медицинского образования;
не менее 3 лет — при наличии среднего
медицинского образования;
• У индивидуального предпринимателя:
— высшее медицинское образование,
— послевузовское и (или) дополнительное
профессионального образования, предусмотренное
квалификационными требованиями к специалистам с
высшим и послевузовским медицинским
образованием в сфере здравоохранения,
— сертификат специалиста;
• При намерении осуществлять доврачебную помощь:
— среднее медицинское образование,
— сертификат специалиста по соответствующей
специальности.
Наличие заключивших с соискателем лицензии
трудовые договоры работников, имеющих среднее,
высшее, послевузовское и (или) дополнительное
медицинское или иное необходимое для выполнения
заявленных
работ
(услуг)
профессиональное
образование
и
сертификат
специалиста
(для
специалистов с медицинским образованием)

7. Наличие заключивших с соискателем лицензии
трудовые договоры работников, осуществляющих
техническое обслуживание медицинских изделий
(оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и
имеющих
необходимое
профессиональное
образование и (или) квалификацию, либо наличие
договора с организацией, имеющей лицензию на
осуществление соответствующей деятельности;
8. Соответствие
структуры и штатного
расписания соискателя лицензии — юридического
лица, входящего в государственную или
муниципальную систему здравоохранения,
общим требованиям, установленным для
соответствующих медицинских организаций;
9. Соответствие соискателя лицензии — юридического
лица:
— намеренного выполнять заявленные работы (услуги)
по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в
медицинских целях, — требованиям, установленным
Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее
компонентов»;
— намеренного выполнять заявленные работы (услуги)
по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, требованиям,
установленным
Законом
Российской
Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей
человека»;
— намеренного осуществлять медико-социальную
экспертизу, — установленным Федеральным законом «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и Федеральным законом «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям,
касающимся
организационно-правовой
формы
юридического лица.
10. Наличие внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности.
Лицензионные требования к
лицензиату
1) соблюдение порядков оказания медицинской
помощи;
2) соблюдение установленного порядка
осуществления внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности;
3) соблюдение установленного порядка
предоставления платных медицинских услуг;
4) повышение квалификации специалистов,
выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1
раза в 5 лет.
Качество медицинской помощи
совокупность характеристик, отражающих:
-своевременность
оказания
медицинской
помощи
— правильность
выбора
методов
профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации при оказании медицинской
помощи,
— степень
достижения
запланированного
результата
Формировании систем внутреннего
контроля качества и безопасности
медицинской деятельности
— исключительно сфера ответственности
руководителя медицинской организации,
такая норма строго регламентирована
Основами (ФЗ от 2011 № 323-ФЗ).
Разработка набора документов
— по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья
населения
— по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и
стандартов медицинской помощи
— по соблюдению порядков проведения медицинских экспертиз,
медицинских осмотров и медицинских освидетельствований

— по соблюдению безопасных условий труда
-по безопасному применению и эксплуатации медицинских
изделий и их утилизации (уничтожению)
— по соблюдению медицинскими работниками, руководителями
медицинских организаций, фармацевтическими работниками и
руководителями аптечных организаций ограничений,
применяемых к указанным лицам при осуществлении
профессиональной деятельности в соответствии с Основами
— по организации и осуществлению внутреннего контроля качества
и безопасности медицинской деятельности
Примерный перечень документов медицинской
организации по внутреннему контролю качества и
безопасности медицинской деятельности:
-положение о внутреннем контроле качества и безопасности
медицинской деятельности в медицинской организации;
-дополнения в должностные инструкции лица, ответственного за
организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности
медицинской деятельности в медицинской организации, подразделении
медицинской организации, врача;
— положение о врачебной комиссии (с учетом требований приказа МЗСР
России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении Порядка создания и
деятельности врачебной комиссии медицинской организации» ;
— порядок создания системы оценки качества работы медицинской
организации, ее структурных подразделений и медицинских работников,
участвующих в оказании медицинских услуг ;
— положение о порядке оценки результативности медицинской помощи,
оказанной лечащим врачом конкретному пациенту, в медицинской
организации
-методика оценки удовлетворенности пациентов качеством
медицинской помощи;
— положение об общественном совете медицинской
организации (для контроля над обеспечением прав
пациентов в соответствии с требованиями ст. 6, 19 и 28
Основ);
— порядок взаимодействия медицинской организации с
общественными объединениями;
— порядок обеспечения безопасного обращения
лекарственных средств в медицинской организации;
— дополнения в должностные инструкции лица,
ответственного за обеспечение безопасного обращения
лекарственных средств в медицинской организации,
подразделении медицинской организации;
-порядок обеспечения инфекционной безопасности в
медицинской организации (согласно требованиям ст. 6 и 79
Основ по обеспечению безопасности при осуществлении
медицинской деятельности);
— инструкция о порядке безопасного обращения
медицинских отходов в медицинской организации (согласно
требованиям Основ);
— дополнения в должностную инструкцию лица,
ответственного за организацию работы по безопасному
обращению медицинских отходов в медицинской
организации, в подразделении медицинской организации
(согласно требованиям Основ).
журнал «Заместитель главного врача» № 02 2013
«Контроль качества медицинской помощи с точки зрения
законодательства об охране здоровья граждан»
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА МЕДИЦИНСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Копии учредительных документов юридического лица,
засвидетельствованные в нотариальном порядке;
2. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на
праве собственности или ином законном основании зданий, помещений,
оборудования и другого материально-технического оснащения,
необходимых для осуществления медицинской деятельности;
3. Копии документов об образовании (послевузовском профессиональном
образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих
стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя (с
приказом о назначении руководителя);
4. Копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном
профессиональном образовании, повышении квалификации)
специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых
им на законном основании для осуществления работ (услуг);
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА
МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5. Сведения о государственной регистрации медицинских изделий
(оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для
выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
6. Копии документов об образовании и квалификации работников
соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание
медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию
на осуществление этого вида деятельности;
7. Копию выданного в установленном порядке санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам
осуществляемой медицинской деятельности;
8. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за
предоставление лицензии (копия платежного поручения с оригинальной
отметкой банка о принятии к исполнению платежа или квитанцию);
9. Опись прилагаемых документов.
Алгоритм действий при лицензировании
Обращается в
Соискатель
лицензии
Получает
Упр. Федеральной
Налоговой Службы
Свидетельство постановки на учет в
налоговом органе
Упр. Федеральной
Регистрационной Службы
Свидетельство о праве собственности
Федеральная Служба
Гос. Статистики
Информационное письмо
Роспотребнадзор
Санитарно – эпидемиологическое
заключение
Медтехника, ЦСМиИ
Договор о техническом обслуживании
медицинского оборудования
Департамент (комитет)
здравоохранения
Для сдачи пакета документов на
лицензирование
ЭТАПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИНЯ
1-й
этап:
2-й
этап:
Оформление заявления и перечисленных выше документов в
соответствии с лицензионными требованиями, по образцам,
имеющимися в свободном доступе на сайтах лицензирующих
органов
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему
документы
соискателем
лицензии
представляются
в
лицензирующий орган непосредственно или направляются
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а
также в форме электронного документа, подписанного
электронной подписью.
ЭТАПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИНЯ
3-й
этап:
Проведение проверки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
4-й
этап:
Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении
лицензии или об отказе в её предоставлении. лицензии
(лицензиата) лицензионным требованиям
5-й
этап:
Уведомление соискателя лицензии о принятом решении.
ОСОБЕННОСТИ
ЛИЦЕНЗИИ НА МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЛИЦЕНЗИЯ ДЕЙСТВУЕТ БЕССРОЧНО
*выданная после 1 января 2012 года
ЛИЦЕНЗИИ, ВЫДАННЫЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА
НЕ ПОДЛЕЖАТ ПЕРЕОФОРМЛЕНИЮ
*действуют до окончания указанного в них срока
Перечень работ (услуг) , выполняемых
при оказании первичной врачебной медикосанитарной помощи в амбулаторных условиях по:
• вакцинации (проведению профилактических
прививок);
• неотложной медицинской помощи;
• общей врачебной практике (семейной медицине);
• организации здравоохранения и общественному
здоровью;
• педиатрии;
• терапии;
• управлению сестринской деятельностью;
Пункт 1 статьи 6.2 Кодекса РФ об
административных правонарушениях
Занятие частной медицинской практикой или
частной
фармацевтической
деятельностью
лицом, не имеющим лицензию на данный вид
деятельности,
влечет
наложение
административного штрафа в размере от
двадцати до двадцати пяти минимальных
размеров оплаты труда.
Статья 171 Уголовного Кодекса РФ
Осуществление предпринимательской деятельности
без регистрации или без лицензии в случаях, когда
такая лицензия обязательна, если это деяние
причинило крупный ущерб гражданам, организациям
или государству либо сопряжено с извлечением
дохода в крупном размере, • наказывается штрафом в размере до трехсот
тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух
лет, либо обязательными работами на срок до
четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на
срок до шести месяцев.
Директива 1-го Заместителя МО РФ
№ 205/2/313
• Утвердить Перечень соискателей лицензий
(юридических лиц) по видам деятельности
медицинских подразделений воинских частей
• Организовать работу с территориальными
управлениями Федеральной службы по надзору в
сфере здравоохранения и социального развития по
получению лицензий на медицинскую,
фармацевтическую деятельность и деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств и
психотропных веществ

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх