Лицензирование образовательной деятельности

Необходимость лицензирования образовательной деятельности

Обилие частных детских садов уже вошло в сознание граждан, но не каждый знает, что для такой деятельности нужна лицензия. Она нужна во многих случаях — все учреждения, аналогичные государственным, требуют лицензирования. Сюда попадают дошкольные и школьные образовательные учреждения и все организации обучающие на конкретную профессию.

Любой коммерческий вуз обязан получит разрешение на оказание образовательных услуг, без этого просто невозможно выдать студентам документ государственного образца. Там, где такие документы не нужны, но лицензирование необходимо, ведение деятельности без получения необходимых разрешений считается незаконным.

Далее мы узнаем, какая образовательная деятельность подлежит лицензированию, а какая не подлежит.

Каким субъектам необходимо получить лицензию на образовательную деятельность, расскажет видео ниже:

Понятие и особенности

Необходимо уточнить сам термин лицензирование образовательной деятельности — это регулируемая законом процедура получения конкретных документов, выдаваемых после проведения оценочной экспертизы, направленной на изучение соответствия обязательных условий, нужных для качественного обучения.

По факту лицензирование и есть то самое разрешение на ведение деятельности в сфере образования. Для его получения необходимо соблюсти ряд требований, просто так лицензию за деньги невозможно приобрести. Экспертиза проводится специальной комиссией, а затраты на ее проведение обеспечивает создаваемое учреждение.

Функции

Многим неопытным людям не понятно само назначение лицензирования, кое-кто считает этот этап очередной попыткой государства заработать на частных компаниях. Это не является правдой — даже государственные учреждения обязаны получать лицензию.

Этот пункт позволяет хотя бы ограниченно влиять на качество образования со стороны государства. На этом этапе проверяется готовность учреждения к оказанию услуг обучения согласно различным факторам. Сама по себе лицензия дает право на ведение образовательной деятельности.

О том, по каким стандартам осуществляется лицензирование образовательной деятельности, расскажем ниже.

Нормативное регулирование

Получение лицензии на право вести образовательную деятельность регулируется на законодательном уровне. При этом согласно законодательство процедуру лицензирования обязаны пройти и новые филиалы учреждения. Получение разрешения регламентируется следующей правовой базой:

  • Закон РФ об образовании
  • Федеральный закон (ФЗ) «О высшем и послевузовском профобразовании» №125-ФЗ от 22 августа 1996
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности (в сфере образования), утвержденное постановлением Правительства РФ (№796 от 18.10.2000).

Это основные документы, требующие изучения перед созданием образовательного учреждения или его реорганизации. В них указаны конкретные требования и детально прописан порядок получения лицензии.

В каких случаях лицензией на образовательную деятельность можно пренебречь, расскажет специалист в данном видеоролике:

Порядок получения лицезнии

Чтобы получить право обучать детей и студентов необходимо соблюсти ряд определенных требований к лицензированию образовательной деятельности. Без этих обязательных условий любой организации вправе отказать в получении лицензии. Требования к образовательным учреждениям значительно строже, чем к простым коммерческим организациям. Это касается и оснащения, и пакета необходимых документов.

Про условия лицензирования образовательной деятельности читайте ниже.

Обязательные условия

Чтобы получить лицензию необходимо соблюсти все требования, необходимые для обеспечения качественной образовательной деятельности. Обязательны 3 главных условия:

  1. Помещение и оборудование.
  2. Наличие обучающих программ.
  3. Укомплектованный штат сотрудников.

Эти пункты должны быть подтверждены документально — помещение обязано соответствовать требованиям СЭС и Госпожнадзора, оборудование обладать сертификатами, программы выполнены в соответствии с ФГОС, а педагоги иметь дипломы. Также нелишним будет и приобретение дополнительной методической литературы, демонстрирующие серьезный настрой организации на предоставление качественного обучения.

Если не соблюдены эти три условия, то на получение лицензии бессмысленно претендовать и собирать необходимый пакет документов. Идеально оформленные документы позволят пройти только первый этап лицензирования, но в момент проведения экспертизы несоответствие одному из важнейших требований будет обязательно замечено и приведет к отказу на проведение обучающей деятельности.

Ответственные органы

Если же все условия соблюдены, то необходимо несколько раз проверить правильность заполнения заявления и наличие всех необходимых документов. Они единым пакетом предоставляются в уполномоченный орган для рассмотрения.

В зависимости от региона и конкретного муниципального образования это может быть центр, отдел по лицензированию образовательной деятельности, комитет, департамент или Министерство образования.

Про документы для лицензирования образовательной деятельности поговорим ниже.

Заявление и другие необходимые документы

Для правильного составления заявления необходимо опираться на ФЗ «О лицензирование отдельных видов деятельности». Для образовательных учреждений важна ст.13, части 1 и 2. В заявлении указываются данные о правовом статусе учреждения, его местонахождения, планируемые направления обучения, расчетный счет и другие данные согласно Федеральному закону. К заявлению прикладывается объемный пакет бумаг:

  • Свидетельство ОГРН и ИНН
  • Документ об оплате госпошлины
  • Заключения СЭС и Госпожнадзора
  • Опись предоставляемых документов
  • Нотариально заверенная копия устава
  • Документ о праве собственности или законном использовании здания
  • Копии документов, подтверждающих квалификацию преподавательского состава
  • Данные о наличии утвержденных образовательных программ с подписью руководителя
  • Справка о материально-техническом состоянии, подписанная руководителем учреждения.

Ниже вы можете посмотреть и заявление на лицензирование образовательной деятельности.

Заявление на лицензирование образовательной деятельности (образец)

Заявление на лицензирование образовательной деятельности — 1Заявление на лицензирование образовательной деятельности — 2Заявление на лицензирование образовательной деятельности — 3Заявление на лицензирование образовательной деятельности — 4Заявление на лицензирование образовательной деятельности — 5 В зависимости от вида деятельности могут потребоваться дополнительные справки, подписанные руководителям организации. Это касается предоставления дистанционного обучения, образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других специфических видов деятельности.

Далее рассмотрим порядок лицензирования образовательной деятельности.

Пошаговая процедура

Получение разрешение на ведение образовательной деятельности занимает немало времени. При правильном заполнении заявлении, полном сборе пакета документов и соответствии всем необходимым требование получение лицензии произойдет не ранее, чем через 60 дней. В реальности это более длительный процесс.

Поэтапно процесс выглядит так:

  1. Принятие решения о получении лицензии. Происходит определение видов образовательной деятельности и оценивается соответствие необходимым требованиям.
  2. Собирается необходимый пакет документов. Подготавливаются все справки, заключения, оригиналы и копии нужных бумаг. Приглашается СЭС и пожарная служба для получения заключений, оплачивается госпошлина.
  3. Заявление и пакет документов подаются в уполномоченный орган. В течении 3 дней специалисты оценивают правильность заполнения и полноту комплектности предоставленных данных. В случае отсутствия определенных бумаг или неверности их заполнения — они возвращаются заявителю на исправление и дополнение. Предоставляется срок в 30 дней.
  4. Принятие заявление на рассмотрение. Заявление и документы изучаются в течении 20 дней с одновременной подготовкой экспертной комиссии. После этого начинаются выездные и запросовые проверки.
  5. Проведение экспертизы. На проверки заявленных данных отводиться 30 дней. В этот период экспертная комиссия выезжает в создаваемое образовательное учреждение, делает соответствующие запросы и оценивает соответствие выбранных видов деятельности материально-техническому оснащению.
  6. Выдача бланков лицензии. Происходит выдача разрешающих документов, содержащих наименование и местонахождение лицензиата, дату получения, срок действия и другие данные.

После получения лицензии образовательное учреждение может официально приступать к обучению. В случае отказа указываются причины, не позволяющие вести деятельность в сфере обучения, а также дается право оспорить отрицательное решение в судебном порядке.

Полезная информация

Планомерная образовательная деятельность, с применением обязательных обучающих программ не может обойтись без лицензирования, но для получения документа такого рода необходимо предъявить материально-техническую базу и продемонстрировать наличие финансовых возможностей. Поэтому обычная хозяйственная деятельность начинается с простого создания юридического лица. К моменту подачи пакета документов на получение лицензии организация уже должна обладать всеми необходимыми критериями.

  • Стоит знать, что простое проведение семинаров, личностных тренингов и разовых лекций не требует получения лицензии.
  • Также под ее обязательное получение не попадает деятельность индивидуальных предпринимателей, лично оказывающих персональные образовательные услуги.

Во всех остальных случаях получение лицензии обязательно. Без этого документа ведение образовательной деятельности незаконно, а обучаемые лица не смогут получить аттестаты или дипломы соответствующего образца. Процесс получения лицензии довольно длителен и трудоемок, но без нее невозможно обучать людей на законных основаниях.

Еще больше полезной информации по лицензированию образовательной деятельности вы найдете в этом видео:

Лицензирование образовательной деятельности регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании);

— Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966) (Положение);

— Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. Приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517; далее — Регламент Рособрнадзора);

— Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244; далее — Регламент лицензирующих органов субъектов РФ);

— Приказом Рособрнадзора от 12.03.2015 N 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности».

Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона об образовании).

Образовательная деятельность включает в себя оказание услуг по реализации образовательных программ согласно перечню, прилагаемому к Положению (п. 3 Положения).

Реализация основных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием присваиваемой квалификации. Так, Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования утверждены Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования — Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, — Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1060.

Не лицензируется:

— образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, абз. 1 п. 1 Положения);

— образовательная деятельность, которую ведут частные образовательные организации, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково» (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ), абз. 2 п. 1 Положения). Данная деятельность осуществляется на основании разрешений, выдаваемых управляющей компанией (ч. 3 ст. 17 Закона N 244-ФЗ);

— образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций. Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к Положению. Услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций в нем не названы. Таким образом, указанная деятельность не подлежит лицензированию.

Получить лицензию на образовательную деятельность могут (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, абз. 1 п. 1 Положения):

а) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 Закона об образовании).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Данные организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Духовные образовательные организации создаются в порядке, определенном Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ч. 2 ст. 22 Закона об образовании).

Образовательные организации могут быть (ч. 4 — 7 ст. 22 Закона об образовании):

— государственными (создаваемыми РФ или субъектом РФ);

— муниципальными (создаваемыми муниципальными образованиями);

— частными (создаваемыми в соответствии с законодательством РФ физическими и (или) юридическими лицами и их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций).

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (ч. 1 ст. 23 Закона об образовании);

б) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, которые на основании лицензии осуществляют наряду с основной образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона об образовании). В соответствии со ст. 31 Закона об образовании к ним относятся:

— научные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Такие организации вправе реализовывать программы магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы (ч. 2 ст. 31 Закона об образовании);

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 31 Закона об образовании). Законодатель не указал, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность;

— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, и организации, осуществляющие социальное обслуживание. Эти организации могут осуществлять деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона об образовании);

— загранучреждения МИД России. Они могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам (ч. 4 ст. 31 Закона об образовании);

— иные юридические лица. Данные лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона об образовании).

Для осуществления указанной деятельности в организации, осуществляющей обучение, создается специализированное структурное образовательное подразделение. Его деятельность регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым данной организацией (ч. 6 ст. 31 Закона об образовании);

в) индивидуальные предприниматели, за исключением тех, кто осуществляет образовательную деятельность непосредственно.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).

Физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).

Названные организации и индивидуальные предприниматели вправе получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в случае их соответствия лицензионным требованиям (п. 4 Положения).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие органы (ч. 3 ст. 91 Закона об образовании, п. 2 Положения):

а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает лицензии следующим лицам (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона об образовании, пп. «а» п. 2 Положения, п. 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594), п. 2 Регламента Рособрнадзора):

— организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам высшего образования;

— федеральным государственным профессиональным образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 N 437. В случае передачи этих образовательных учреждений в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, их лицензирование (а также переоформление лицензий) будет производиться органами исполнительной власти субъектов РФ (с того момента, как в отношении образовательного учреждения будет внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ) (письмо Рособрнадзора от 13.02.2012 N 05-389);

— российским образовательным организациям, расположенным за пределами территории РФ, образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющим образовательную деятельность загранучреждениям МИД России;

— иностранным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ.

Непосредственно лицензирование образовательной деятельности осуществляется структурным подразделением Рособрнадзора (абз. 7 п. 4 Регламента Рособрнадзора). Согласно размещенной на сайте Рособрнадзора информации таким подразделением является Управление государственных услуг. Его контактная информация приведена в абз. 8 — 10 п. 4 Регламента Рособрнадзора;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ (далее — лицензирующие органы субъектов РФ) осуществляют переданные полномочия РФ в сфере образования в отношении всех иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также в силу п. 20 ст. 2 Закона об образовании индивидуальных предпринимателей, которые ведут образовательную деятельность на территории субъекта РФ (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об образовании, пп. «б» п. 2 Положения, п. 2 Регламента лицензирующих органов субъектов РФ).

В каждом субъекте РФ соответствующим нормативным правовым актом определен орган, отвечающий за лицензирование образовательной деятельности, например:

— в г. Москве — Департамент образования г. Москвы (п. 4.2.1 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП);

— г. Санкт-Петербурге — Комитет по образованию (п. 3.22 Положения о Комитете по образованию, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225);

— Московской области — Министерство образования Московской области (пп. 12.57(2) Положения о Министерстве образования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2).

Перечень органов власти субъектов РФ, реализующих полномочия в сфере образования, и их контактная информация приведены в Приложении N 1 к Регламенту лицензирующих органов субъектов РФ и на сайте Рособрнадзора.

Выданная лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

Осуществление образовательной деятельности без лицензии является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена:

— ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность признается предпринимательской;

— ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность не связана с извлечением прибыли.

Если упомянутая деятельность является предпринимательской, то ее осуществление без лицензии влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

— для граждан — от 2000 до 2500 руб.;

— для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 4000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Если образовательная деятельность не связана с извлечением прибыли, то ее осуществление без лицензии влечет за собой применение следующих мер ответственности (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ):

— для граждан — штраф от 500 до 1000 руб.;

— для должностных лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет). Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 40 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

— для юридических лиц — штраф от 170 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности.

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штраф до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательные работы на срок до 480 часов;

— арест на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если им предпринято одно из следующих действий (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возмещен ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и его пятикратная сумма в качестве денежного возмещения перечислена в федеральный бюджет;

либо

— в федеральный бюджет перечислен доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы этого дохода.

Деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Лицензирование образовательной деятельности.Государственная аккредитация образовательных учреждений

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Лицензирование образовательной деятельности……………………4

3. Государственная аккредитация образовательных учреждений…………………………………………………………………..8

4. Заключение……………………………………………………………….10

6. Список использованной литературы………………………………………………………………….11

Введение
«Образование — это есть совокупность знаний, полученных в результате обучения».
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование — основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.
Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитания высоких моральных качеств формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышения образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Образование в России основывается на принципах гуманизма демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами.
Образовательной является деятельность, которая связана с предоставлением услуг для получения высшего образования с выдачей соответствующего документа.

Образовательная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений входят в число наиболее действенных правовых средств обеспечения надлежащего качества образовательного процесса.

Лицензирование образовательной деятельности

Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование — это вид государственного контроля, направленного на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование образовательной деятельности – один из главных способов государственного контроля за, пожалуй, самой важной и необходимой сферой современной жизни – образовательными услугами. Лицензирование образования представляет собой процесс выявления соответствия проводимого образовательного процесса предъявленным лицензионным требованиям.

Объектами образовательного лицензирования (то есть видами образовательной деятельности, подлежащей лицензированию) являются образовательные организации, обучающие по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, а также организации, осуществляющие профессиональную подготовку, ведущие профессиональное (как начальное, среднее, высшее, так и послевузовское и дополнительное) образование. Кроме того, лицензирование образовательных учреждений распространяется на научные организации, которые занимаются профессиональной подготовкой, и образовательные подразделения организаций.
Тем не менее, лицензирование образования распространяется не на все образовательные услуги. Так лицензированию образовательной деятельности не подлежат:
1. разовые семинары, стажировки, лекции и другие виды обучения, в которых не предусмотрена итоговая аттестация и выдача документов об образовании;
2. индивидуальная образовательная (педагогическая) деятельность, в том числе и профессиональная подготовка. Но учтите, такая деятельность приравнивается к предпринимательской и подлежит регистрации.

Какими законами регламентируется лицензирование образовательных учреждений?

— Федеральным законом от 04.05.2013 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Образовательное лицензирование осуществляется следующим образом: соискатель образовательной лицензии подает в орган лицензирования заявление, где указывается вся необходимая о нем информация. Кроме заявления, подаются учебный план, копии учредительных документов, штатного расписания, а также справки о наличии учебно-методической литературы (лицензирование деятельности реферат) и др. В течение определенного срока (не более 20 дней) после того, как заявление и документы будут зарегистрированы, создается экспертная комиссия. Положение о лицензировании образовательной деятельности запрещает лицам, имеющим родственные или трудовые отношения с соискателем лицензии, становиться членами данной комиссии. Лицензирование школы, вообще лицензирование образовательных учреждений, и в частности, проведение экспертизы, может осуществляться только при участии государственных органов исполнительной власти или же органов местного самоуправления, в ведении которых и находится школа или другое образовательное учреждение. Работа экспертной комиссии не может длиться более месяца. По результатам выдается лицензия на образование или принимается решение об отказе ее выдавать.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

заявление о предоставлении лицензии;

документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);

копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;

копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;

копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;

справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;

справка о печатных и электронных ресурсах;

справка о педагогических работниках;

справка об утверждении образовательных программ;

справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;

справка о материально-техническом обеспечении;

подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;

опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Основные виды образовательной деятельности, подлежащие лицензированию:
— Лицензирование начального, основного и среднего (полного) общего образования
— Лицензирование дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов.
— Лицензирование начального профессионального образования
— Лицензирование среднего профессионального образования
— Лицензирование образовательных учреждений высшего профессионального образования

Процесс лицензирования подразделяется на три этапа:

Первый этап заключается в подготовке в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки перечня документов и подаче их в соответствующий орган управления образованием (для вуза – в Министерство образования и науки, для учреждения среднего профессионального образования – в региональный, для общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования – в местный). Представляются следующие основные документы: заявление учредителя образовательного учреждения; копии свидетельств о регистрации как юридического лица и учредительных документов; копия устава образовательного учреждения; структура образовательных программ по каждому направлению (специальности), представленному на лицензирование; общие сведения о структуре образовательного учреждения, численности обучаемых и преподавателей; копии документов, подтверждающих право на пользование помещениями; заключение санитарно-эпидемиологической службы и органов пожарного надзора о пригодности помещений, которые будут использоваться для организации образовательного процесса; сведения об обеспеченности учебной литературой и оборудованием; сведения об обеспеченности объектами общественного питания, медицинского обслуживания, общежитиями; сведения о кадровом обеспечении (отдельно в отношении профессорско-преподавательского состава и технического персонала).Все документы, представляемые на лицензирование образовательного учреждения, заверяются нотариусом.

Второй этап лицензирования состоит в рассмотрении поданных документов соответствующими органами (входящими в структуру Министерства образования и науки и Министерства юстиции) и в работе экспертной комиссии. Предметом и содержанием лицензионной экспертизы, проводимой экспертной комиссией, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, проводимого образовательным учреждением, государственным требованиям в части обеспечения учебными площадями, санитарно-гигиенических норм, касающихся охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, оборудования учебных помещений, методической и технической оснащенности учебного процесса и образовательного ценза педагогических работников. По результатам работы комиссии составляется заключение.

Третьим этапом лицензирования образовательного учреждения является выдача (невыдача) на основании заключения экспертной комиссии соответствующим органом управления образование срочной лицензии на право образовательной деятельности. Срок лицензии – пять лет.

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

К лицензии в обязательном порядке выдается приложение с указанием направлений (специализаций) образовательной деятельности на срок действия лицензии. Без приложения она недействительна. Учреждениям дошкольного и дополнительного образования лицензия выдается местным (муниципальным) органом управления образованием; учреждениям профессионального образования начального и среднего уровня – региональным; высшим учебным заведениям лицензия выдается Министром образования и науки Российской Федерации.

Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

Аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документа об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом-на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Закон об образовании гласит: «Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы»..

В современной системе образования в мире, аккредитация рассматривается как основное средство обеспечения необходимого качества образования. Это достигается за счет введения соответствующих нормативных документов, определяющих требования к условиям образовательного процесса и содержанию образовательных, в частности профессиональных, программ и оценки соответствия образовательного процесса в конкретном учебном заведении этим требованиям.

Заключение

Итак, аккредитация и лицензирование образовательного процесса в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и постановлениями Правительства РФ утверждены Положения «О лицензировании образовательной деятельности» , «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» . Эти документы определяют порядок аккредитации и лицензирования для всех учебных заведений в России.
Выше перечисленные нормативные акты устанавливают единой порядок для выдачи лицензий учебным заведениям. Постановление (Порядок) достаточно полно описывает процедуры лицензирования: кем осуществляется, что указывается в лицензии, кем подписывается, сколько экземпляров, сроки рассмотрения и т.д. Органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Лицензирование образования достаточно сложный процесс, который требует выполнения определенных требований к образовательному учреждению, изучения огромного количества нормативных документов.

Список использованной литературы

1. ст.91 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. ст.92 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Шкатулла В.И.: Правоведение. — М.: Академия, 2010

Интернет-ресурсы:

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх