ЛПХ, что это?

Летом у вокзалов и метро, на автобусных остановках и в переходах появляются дачники, торгующие ягодами, овощами, цветами, выращенными на своих участках. Но обычно торговля заканчивается, как только стихийный рынок обнаружит полиция. «Парламентская газета» попыталась разобраться, где люди могут продать урожай легально.

Содержание

Можно ли торговать яблоками у метро?

Согласно действующему законодательству, продать свою продукцию может индивидуальный предприниматель, фермер, владелец личного подсобного хозяйства или обычный дачник. Если у человека есть свой участок, не превышающий 0,5 гектара, и он не использует наёмных рабочих, то он имеет право продавать всё выращенное, не получая статус индивидуального предпринимателя. Вопрос в том, где разрешается торговать.

Стихийная торговля у метро и рядом с продуктовыми магазинами по закону является запрещённой. Полиция и представители городской администрации могут не только заставить граждан разойтись, но и выписать штраф, размер которого определяется региональным законодательством и составляет от 500 до 2000 рублей.

Чтобы легально продать выращенные на даче фрукты и овощи, нужно оформить в администрации садового товарищества справку, которая должна содержать ФИО собственника участка, площадь земли и предполагаемый урожай. Этот документ необходимо оформлять не реже одного раза в сезон и иметь при себе. Если вы не состоите в товариществе, то аналогом такой справки является выписка из хозяйственной книги, которую ведёт местная администрация.

На рынках есть место и для дачников

С 1 января 2019 года вступил в силу «дачный закон», который многое изменил в жизни садоводов. В ряде СМИ появилась информация, что теперь дачникам нужно будет регистрировать ИП, чтобы продать урожай, и что в противном случае штраф составит до 20 тысяч рублей. По словам зампреда Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирины Гехт, эта информация не соответствует действительности.

«Я бы назвала это очередным вбросом, на который не стоит обращать внимание, — сказала она. — Мы никогда не сделаем так, чтобы люди, которые продают излишки со своего огорода, были заключены в налоговые цепи».

Правила продажи плодов с дачного участка остались прежними. Можно, например, обустроить место для продажи урожая на организованных рынках. Там есть так называемые социальные места, которые не закреплены за конкретным продавцом, — на них могут торговать все. Но приходить туда стоит заранее, перед открытием рынка, так как желающих обычно больше, чем отведённого места.

Можно также продать свою продукцию на сезонных ярмарках. Но чтобы участвовать в них, нужно заранее обратиться к организаторам и заплатить взнос.

Через посредников — быстро, но невыгодно

У многих садоводов нет времени или здоровье не позволяет стоять весь день и продавать овощи и фрукты. В этом случае можно сдать их в магазин. В этом случае вы получите деньги сразу на руки, но прибыль будет ниже, чем при самостоятельной продаже.

Мы никогда не сделаем так, чтобы люди, которые продают излишки со своего огорода, были заключены в налоговые цепи.

Если урожай большой, то можно отвезти его на оптовую ярмарку. Продать выращенное получится быстро, но цены на оптовых базах фиксированные и ниже, чем в рознице. В некоторых регионах можно сдать собранное в цех по переработке овощей, фруктов и ягод.

Кроме того, можно продать яблоки, огурцы и помидорам перекупщикам, которые обычно «дежурят» возле оптовых баз, рынков и ярмарок. Хоть они предложат невысокую цену, но зато могут купить даже непривлекательную на вид продукцию, которую вряд ли возьмут где-то ещё.

Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе рязанской области

Малые формы хозяйствования в АПК Рязанской области представлены крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами различных видов, личными подсобными подворьями граждан.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Рязанской области на территории Рязанской области зарегистрировано:

  • 2553 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них функционируют 490 крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством и реализацией продукции растениеводства и животноводства, в том числе 233 хозяйства представляют отчетность установленной формы в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области;
  • 289,4 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство.

Личное подсобное хозяйство

Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Рязанской области в 2013 году, осуществляется в рамках реализации мероприятий:

  • Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы;
  • долгосрочной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2013-2020 годы»;
  • государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы»;
  • в соответствии с постановлениями Правительства Рязанской области.

На основании вышеупомянутых нормативных правовых актов граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, пользуются государственной поддержкой в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в 2005 — 2012 годах на срок до 5 лет.

Государство возмещает затраты на уплату процентов за целевой кредит в размере 100% ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на дату заключения кредитного договора — 95% из федерального бюджета и 5% — из бюджета области, с 2013 года – 1/3 из областного бюджета, 2/3 – из федерального бюджета.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть:

  • супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
  • граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Фермерское хозяйство самостоятельно. Оно устанавливает направления и вид своей деятельности, однако непременным условием должно быть сохранение ведущего вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Регистрация фермерского хозяйства осуществляется уполномоченным органом – налоговой инспекцией, по месту постоянной регистрации главы хозяйства (по прописке). Для осуществления регистрации КФХ заявитель должен представить следующие документы:

  1. Заявление на регистрацию (форма №р21002, утвержденная приказом МНС России от 03.12.2003г. №БГ-3-09/664);
  2. Соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется);
  3. Копия основного документа, удостоверяющего личность главы фермерского хозяйства (паспорт);
  4. Документ об уплате государственной пошлины (оригинал) (сумма гос. пошлины – 800 руб).

Одновременно при подаче документов на регистрацию КФХ можно подать заявление о переходе на специальный режим налогообложения (УСН или налог для сельхозпроизводителей). В этом случае выбранный режим КФХ будет применять с момента государственной регистрации.

По окончании процедуры регистрации фермер будет иметь на руках документы, подтверждающие его статус, а именно: Свидетельство о государственной регистрации главы крестьянского фермерского хозяйства, Свидетельство о постановке на учет в территориальном налоговом органе, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, информационное письмо Госкомстата с кодами ОКФЭД.

Фермерское хозяйство обязано вести учет и составлять отчетность по производственно-финансовой деятельности. Ведение учета и составление отчетности зависит от выбора системы налогообложения. Индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства может выбрать следующие системы налогообложения:

  • общая система (НДФЛ);
  • ЕСХН;
  • УСН.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог

В соответствии п.2 ст. 346.3 Налогового кодекса вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

В том случае, если по итогам первого года функционирования индивидуальный предприниматель имеет только затраты и отсутствие в налоговом периоде дохода не свидетельствует об утрате права на применение ЕСХН (Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2012 по делу NА23 -2534/2011).

В соответствии со ст.346.1 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц.

При ЕСХН расходы по приобретению основных средств рассчитывают по кассовому методу в отчетном налоговом периоде в размере 100%.

В связи с введением с 01.01.2010 года Федерального закона от 24.07.2009г № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ЕСН исключен из Налогового кодекса.

Индивидуальные предприниматели обязаны платить страховые взносы в виде фиксированных платежей.

Общая система налгообложения (ндфл)

Индивидуальный предприниматель — глава КФХ, применяющий общую систему налогообложения (НДФЛ) при исчислении налоговой базы имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов. Стоимость приобретенных основных средств первоначальной стоимостью более 40000 рублей за единицу в расходы списываются в виде амортизационных отчислений, рассчитываемой исходя из срока полезного использования.

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Рязанской области в 2011-2012 годах, осуществляется в рамках реализации мероприятий:

а) Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы;

б) долгосрочной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2013-2020 годы»;

в) государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы»;

г) в соответствии с постановлениями Правительства Рязанской области от 13 февраля 2013 года № 28, от 01июня 2012 года № 156.

На основании вышеупомянутых нормативных правовых актов на крестьянские (фермерские) хозяйства области распространяются все меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств федерального и областного бюджетов.

Бюджетные средства на поддержку КФХ предоставляются в виде субсидий.

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Рязанской области в 2013 году, будет осуществляться по следующим направлениям:

  • на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных работ;
  • на проведение культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения;
  • на проведение агрохимического обследования земель;
  • на производство животноводческой продукции (молоко);
  • на производство животноводческой продукции (кроме молока);
  • на поддержку элитного семеноводства;
  • на реабилитацию почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • на поддержку племенного животноводства;
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам;
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в рамках малых форм;

д) ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на территории Рязанской области на 2012 – 2014 годы».

Мероприятия по поддержке начинающих фермеров предусмотрены по двум направлениям и реализуются на конкурсной основе:

  • в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере – не превышающем 1,5 млн. рублей на одно начинающее крестьянское (фермерское) хозяйство;
  • в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в размере – не превышающем 250,0 тысяч рублей на одно начинающее крестьянское (фермерское) хозяйство.

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010- 2014 годах», реализуемых министерством экономического развития и торговли Рязанской области предоставляется господдержка по направлениям:

  • «Предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» — частично возмещаются затраты на покупку оборудования, покупку молодняка сельскохозяйственных животных в сумме до 300,0 тысяч рублей. При этом необходимо разработать бизнес-план и подтвердить документами произведенные затраты на развитие собственного дела.
  • «Возмещение части затрат по лизингу субъектам малого и среднего предпринимательства». Субсидии предоставляются на:
    • возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей из расчета не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов;
    • возмещение уплаты первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга в размере не более 40 процентов от стоимости предмета лизинга;
    • предоставление целевых грантов — начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела — субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, в том числе начинающим малым инновационным компаниям.
  • «Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства». В рамках данного мероприятия субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются на: возмещение затрат, связанных с проведением энергетических обследований; возмещение затрат, связанных с реализацией работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов); возмещение затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение оборудования.

Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства проводит конкурсы среди начинающих предпринимателей на получение микрозаймов на создание и развитие собственного дела.

Согласно законодательству РФ, к землям населенных пунктов (ЗНП) относят участки, находящиеся в самом населенном пункте, либо на прилегающей к нему территории. Главная задача этих земель — развитие города или поселения, к которому они относятся. На таких землях проводится застройка жилых домов, и объектов общего пользования.

Однако строить жилой дом или заниматься разведением подсобного хозяйства разрешено далеко не на всех участках. Причиной тому является то, что все земли населенных пунктов распределены по группам назначения. Так, если участок предназначен для скотоводства или огородничества, то построенный на ней коммерческий объект будет считаться незаконным. Для обладателя постройки такой статус означает снос, а так же штраф — в размере 1 % от стоимости участка. При этом сумма штрафа не может быть меньше 10 тыс. руб.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо еще до строительства, узнать все про назначение и вид разрешенного использования участка. Сделать это просто, достаточно знать кадастровый номер земли и найти участок на сайте Росреестра (rosreestr.ru). Или отправить соответствующий запрос в местные органы власти. О том, как это правильно сделать, мы расскажем в данной статье.

ВРИ: Виды разрешенного использования

Начнем с основного — целей использования учасков. ВРИ для каждого типа участков прописаны в 83 статье земельного кодекса РФ. А информацию касательно разрешенного использования интересующей территории можно получить на сайте Росреестра.

Рассмотрим более подробно какие существуют ВРИ, и какие ограничения накладываются на землевладельцев.

Жилые

Под классификацию «Жилые» попадают все участки с кадастровым кодом от 2 до 2.7. Эти цифры подразумевают под собой следующие типы построек:

  1. ИЖС (под индивидуальное жилое строительство). К этому пункту относится возведение частных жилых домов высотой не более трех этажей;
  2. Дачное строительство. Разрешено строить дома не более 3-х этажей;
  3. ЛПХ (личное подсобное хозяйство). На таких землях разрешено строительство дома, также не выше 3-х этажей. При этом, на прилегающей территории разрешены следующие типы деятельности: посадка саженцев, огородничество, разведение и выращивание скота;
  4. Таунхаусы. На таких территориях разрешено строительство сблокированных домов, имеющих общие стены. Общее число блоков (подъездов) не должно превышать более 10, высота — максимально 3 этажа. На участках разрешено разводить клумбы, сажать деревья, строить подсобные сооружения;
  5. Передвижное жилье. К примеру, кемпинги или палаточные городки;
  6. Среднеэтажная застройка. На этих территориях разрешено строительство многоэтажного, многоквартирного дома. Общая высота среднеэтажных ЖК, без учета цокольных помещений, должна быть не более 8 этажей;
  7. Многоэтажная застройка. Жилые многоквартирные дома с высотой от девяти этажей.
  8. Застройка обслуживающих строений. Разрешено строить подсобные помещения для ЖКХ.

Земельный кодекс не терпит неточностей. Для каждого вида недвижимости есть свой вид земли, и любые здания, построенные для длительного проживания, с нарушениями, будут признаны незаконными.

Отдых

Под этот ВРИ определяют земли, предназначенные для отдыха. Здесь разрешено строительство частных или административных зданий, где можно провести досуг. К ним относятся:

  • Игровые площадки;
  • Спортивные залы;
  • Парки;
  • Места для охоты и рыбной ловли.

Общего пользования

К участкам общего пользования относятся: дороги, тротуары, кладбища, пляжи, и прочая земля, совместно используемая жителями населенного пункта.

Подтипы (подвиды) ВРИ

Виды разрешенного пользования дополнительно делятся на три типа:

  1. Основной;
  2. Условно-разрешенный;
  3. Вспомогательный.

Рассмотрим их более предметно.

Основным ВРИ определяется наилучшее использование участка и выбора постройки на нем. Здесь имеется ввиду, что если участок расположен в жилой зоне населенного пункта, наиболее правильно дать разрешение на строительство:

  • Жилого дома;
  • Магазина;
  • Общественно полезного учреждения.

То есть постройка должна максимально соответствовать зоне, в которой расположена и не приносить неудобства жильцам населенного пункта.

Вспомогательный ВРИ означает, что строения на участке по своему характеру второстепенны и должны соответствовать основному ВРИ. Говоря простым языком, основной ВРИ – это дом, а гараж и хозяйственные постройки — это вспомогательный вид.

Условно-разрешенный ВРИ участка оформляется через суд. Происходит это следующим образом:

  1. Владелец участка подает заявление в администрацию о том, что по его мнению, земля используется не эффективно;
  2. Это заявление направляется в суд, который может либо отклонить запрос, либо добавить новый ВРИ. На слушаньях по этому делу, должен присутствовать как инициатор заявления, так и соседи участка.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

Ответственность за нецелевое использование земли

Государством предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование земельных участков. Несмотря на высокие штрафы, многие землевладельцы нарушают закон. Почему это происходит?

Довольно часто, люди, желая сэкономить на налогах, начинают использовать землю не по назначению. Например, на участке под ИЖС возводится магазин или же мастерская.

Действительно, намного выгоднее использовать для бизнеса уже имеющийся участок, чем покупать новый. К тому же, налоги на коммерческие участки (для ведения бизнеса) намного больше обычных.

Как показывает практика, предприятия и фирмы, ведущие свою деятельность на участках с другим, не подходящим под это, целевым назначением — долго не живут. Достаточно одной жалобы в Росреестр, а ее отправителем может быть кто угодно. Чаще всего это:

  1. Сосед;
  2. Прокуратура.
  3. Служба ФМС России.

После поступления такой жалобы, на участок приезжает инспекция. Если факт нецелевого использования земли подтверждается, то владельцу направляется письмо, с указаниями нарушений, которые должны быть устранены.

Если этого не происходит, дело направляется в суд, который определяет ущерб от нецелевого использования и меры в отношении землевладельца. Обычно, постановление суда обязывает нарушителя исправить сложившуюся ситуацию. Плюс к этому — штраф, за понесенные государством убытки.

Реже случается, когда участок конфискуется в пользу государства. При этом, забрать могут лишь ту землю, на которой нет подтвержденных фактов использования по назначению. Так, если на земле было начато строительство дома, разбит огород или посажен сад, такой участок, обычно не конфискуют.

Особенности ведения ЛПХ на землях населенных пунктов

Строительство объектов для личного подсобного хозяйства на территории населенных пунктов, отличается от строительства на сельскохозяйственных угодьях. В обоих случаях, на территории ЛПХ можно заниматься одним из трех видов деятельности:

  1. садоводство;
  2. огородничество;
  3. разведение скота.

Разница в том, что на территории населенных пунктов объекты ЛПХ можно строить беспрепятственно. А вот чтобы построить объекты ЛПХ на территории сельхозугодий понадобится разрешение специальной комиссии. Основным критерием для постройки зданий и строений во втором случае служит постоянное целевое использование земли.


2019.05.15

«Такую еду нельзя давать даже собакам»

К сегодняшнему дню, 15 мая, по поручению главы правительства Дмитрия Медведева должен быть разработан механизм легализации личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В числе предложений — обложить подворья профессиональным налогом. Инициатива снова вызвала споры, ведь доход от продажи излишков продукции личных хозяйств помогает селянам лишь подзаработать, вряд ли это можно назвать полноценным бизнесом. Своим мнением о проблемах села и фермерства, необходимости запретить ввоз хамона и сыра в ручной клади, а также о качестве продукции российских агрохолдингов в разговоре с Znak.com поделился известный на Урале и за его пределами фермер, председатель Федерального сельсовета Василий Мельниченко.

«Если больной ел это мясо, то он обязательно невосприимчив к антибиотикам»

— Поручение главы правительства Дмитрия Медведева подготовить предложения о механизмах легализации ЛПХ было адресовано Минфину, в руках которого — налоговое администрирование. Как вы думаете, будет ли достигнута цель и к чему это может привести?

— Любые новые налоги приводят к отказу людей работать. Потому что никакого смысла работать себе в убыток нет. Возможно, власть вообще преследует цель, чтобы ЛПХ прекратили производить какие-либо продукты. Это в итоге даст возможность сельскохозяйственным холдингам и торговым сетям увеличить свою прибыль. Если половину картофеля, а также значительную часть молока, мяса и других продуктов питания люди производят у себя в личных хозяйствах, то холдинги и сети недополучают прибыль. Другой причины облагать ЛПХ новым налогом я не вижу. Никакой нужды в этом нет, деньги с него мизерные. А среда для сельских жителей тем самым становится еще более некомфортной.

— Вы — фермер, то есть профессионально занимаетесь сельскохозяйственным производством и бизнесом. Скажите, чувствуете ли вы сами конкуренцию со стороны ЛПХ?

— ЛПХ для фермеров очень дружественные структуры. Если я, например, буду держать свиноматок, то ЛПХ будут покупать у меня каждую весну поросят для откорма. Или, если я как фермер буду производить зерно, то ЛПХ будут единственными покупателями моей продукции. То есть мы сосуществуем в очень выгодных друг для друга условиях.

— С этого года в шести регионах ввели похожий налог на самозанятых. Но большинство самозанятых это приглашение выйти из тени пока просто проигнорировали. Есть ли возможность у ЛПХ остаться в этой тени и не платить ничего государству?

— Я вспоминаю времена, когда в России люди прятали корову в лесу, чтобы не отдать ее государству, потому что она была для них последней кормилицей. Видимо, те времена возвращаются. Но, надеюсь, у людей смекалка осталась, будут как-то прятаться и от нынешней власти. Но это, конечно, не выход. Много не спрячешь. Скорее всего, люди постепенно перестанут держать личные подсобные хозяйства.

Посмотрите, как государство уже успешно ликвидировало свиноводство в ЛПХ. Скота там стало в два-три раза меньше. Это было сделано в интересах агрохолдингов.

Причем мы не увидели большого сопротивления людей, то есть они смирились. Так что, я думаю, власть уверена, что и в данном случае люди смирятся.

— А почему вы считаете, что сокращение ЛПХ — это плохо? Разве продукты не должны проходить различные проверки, соответствовать различным стандартам? Мало ли что там выращивают в этих ЛПХ?

— Вообще-то это должно быть выбором самих граждан. Если кто-то не хочет держать скотину или кто-то не хочет покупать мясо у частника, то он может этого не делать. Кому-то нравится держать ЛПХ, для кого-то это реальный способ прокормиться и немного заработать. К тому же, человек, который выращивает овощи и скотину для себя, рассчитывает, что она в любом случае будет выше качеством, чем в торговых сетях. Он знает, какие удобрения он применял, чем кормил. Так что я не вижу рациональной причины в ликвидации личных подсобных хозяйств. Но кто-то на самом верху подкинул чиновникам эту идею, и вот уже дело идет к разработке нового налога.

— Кто это может быть, как вы думаете?

В Минсельхозе разъяснили содержание правок в закон о ввозе хамона из-за границы

— Это в том числе выгодно и самому государству. Потому что, если начнут исчезать ЛПХ, это ускорит исчезновение самого села: старшее поколение умирает, а младшее оттуда уезжает. Государству больше не нужно будет содержать там дороги, тянуть туда линии электропередач, проводить в села газ, строить переправы, мосты, ФАПы, школы и так далее.

Но самое главное — выигрывают крупные агрохолдинги. Если вы летаете на самолетах, то заметили, как круто изменилось в худшую сторону качество питания на борту. Такую еду нельзя давать даже собакам. Конечно, это все делается так, чтобы люди постепенно привыкали и уже не замечали, что едят. Мы уже давно отвыкли от здорового мяса, яиц, молока.

В этих продуктах запредельное количество антибиотиков. Уже сегодня, когда человек попадает в реанимацию, медики в замешательстве, не знают, какой антибиотик ему дать.

Если больной ел мясо от кого-то из крупных производителей, он обязательно невосприимчив к определенным антибиотикам, которыми все время пичкают скот в этих агрокомплексах. Это страшная угроза. Даже глава Россельхознадзора говорит, что пришло время разукрупнять большие молочные и мясные комплексы. Но мы видим, что дело идет к сокращению мелких хозяйств на селе — то есть процесс обратный.

— Тогда что вы думаете по поводу органического сельского хозяйства? Закон о его развитии был принят в прошлом году. Разве это не стремление накормить россиян здоровой пищей?

— Этот закон мертворожденный, он никакой существенной роли не сыграет. Это просто подражание европейским странам и не более. Я уверен, что под видом органики нам будут продавать ту же ерунду, которую производят агрохолдинги. В ЛПХ и в фермерских хозяйствах как раз всегда занимались производством органических продуктов питания. Но, как видите, их хотят подкосить. Тогда зачем этот закон нужен?

— Он нужен, чтобы стандартизировать и промаркировать органическую продукцию. Чтобы производители не могли обманывать покупателя.

— Вы знаете, у нас некоторые продукты называются маслом, сметаной и творогом. Но все проверки, которые проводит Роспотребнадзор, показывают: от 50 до 90% того, что нам продают как масло, сметану и творог на полках магазинов, являются фальсификатом.

«От того, что польские продукты давят бульдозерами, мне лучше не становится. Это показуха»

— В этом году исполнилось пять лет западным санкциям и введенным в ответ Россией продуктовым эмбарго. Как вы оцениваете, стала ли защита отечественного сельхозпроизводителя эффективной?

— Я считаю это глупостью, и мне обидно за государственных мужей, что они принимают и реализуют такие решения. Мне как фермеру западные продукты ничем не мешают. До 2014 года я получал нормальную прибыль. И продолжал бы получать, но цена на дизельное топливо и электроэнергию стала расти. К сегодняшнему дню она увеличилась уже в два раза. Если бы были доступные кредиты на развитие, то я бы охотно конкурировал с качественной польской продукцией. Я бы сделал продукты не хуже качеством, но зато дешевле. А от того, что польские продукты давят бульдозерами, мне лучше не становится. Это не более чем показуха, к защите интересов российских фермеров это не имеет отношения.

Я хочу довести до россиян цифру. В России дефицит нормы потребления молока составляет 20 млн тонн в год. Максимум, 1–2 млн тонн ввозит Белоруссия. Вы понимаете, что мы едим из магазина не молоко, а молокосодержащие продукты? Знаете, что в стране просто не хватает коров? А какое может быть молоко без коров? Не понимаю, о каком импортозамещении здесь можно вообще говорить. И как уничтожение зарубежных сыров и прочей молочки отразится на качестве продукции? Да никак не отразится. Проблемы совсем в другой плоскости лежат.

— Но ведь за пять лет у нас действительно появились свои сыроварни. Речь идет не о массовом производстве, а именно о малом бизнесе. Вроде бы, они делают качественные сыры. Вспоминается пример фермера Олега Сироты. Разве эмбарго не позволило подняться этому сегменту в России?

— А что им мешало делать хороший сыр до введения эмбарго? Поймите, мы и без всяких антисанкций должны делать качественные и доступные продукты питания. Это есть в поручениях президента. Я, кстати, однажды был на встрече с Путиным. И я ему так и сказал: Владимир Владимирович, вы зачем подписываете все эти дурацкие министерские программы? Давайте лучше выполним ваше поручение, где все конкретно написано. Я их поддерживаю. Возьмите поручение президента от 6 мая 2014 года по развитию сельских территорий. Если мы хотя бы приступили к их выполнению, сегодня бы не стоял вопрос борьбы с французским сыром, испанским хамоном и тому подобным. Сегодня бы мир стоял в очереди, чтобы купить у нас хорошие продукты питания. Мы, российские крестьяне, готовы это делать. Но нам нужно, чтобы государство было нашим партнером. А пока все наоборот. Вот опять придумывают налог на ЛПХ. Тысячи лет государство обирает крестьян в России. И ничего не меняется.

К сожалению, сегодня Россия, кроме горя и беды, мало что производит. Правда, в мире это не пользуется спросом.

Мы уже превратились в страну, которая боится зарубежной еды. А еще претендуем быть мировой державой. Это смешно.

— Недавно тема продуктового патриотизма прозвучала в интервью президента АПХ «Мираторг» Виктора Линника. Он поддержал предложение Национальной мясной ассоциации запретить в России частным лицам ввоз мясомолочной продукции из-за рубежа для личного употребления. А несогласных с этим он назвал «балаболами». Можно ли сказать, что в данном случае крупный бизнес защищает и мелкий тоже, то есть вас?

— Логика Линника понятна. Представьте, что вы держите магазин, а напротив в доме живет человек, который тоже держит магазин с такой же продукцией. Он всегда будет мечтать, чтобы вы разорились. Тогда все клиенты пойдут к нему и у него вырастет выручка. Это глупое предложение. Делай лучше и дешевле, и у тебя будут покупать. А чем активнее ты что-то запрещаешь, тем, наоборот, больше отторгаешь от себя и от своей продукции. Все же понимают, зачем ты предлагаешь такое.

— Минсельхоз поддерживает это предложение. И он мотивирует это ветеринарно-санитарными соображениями, опасаясь, что вместе с продуктами в страну могут прийти инфекции, угрожающие нашему животноводству. Разве не здравая инициатива?

— Нет, это инициатива неразумная. Я езжу по всей России. Больше инфекций, чем на наших фермах, вы нигде не найдете. У нас очень устаревшие фермы. Нам нужные новые. И при чем тут иностранцы? Им, наоборот, нужно сказать спасибо за то, что они нам еще продают сельхозпродукцию. Вот если они введут эмбарго, тогда с ними можно ссориться, сказать им: вы, что, совсем бессовестные?

Где в мире есть более качественная еда, чем в Европе? Никто не делает лучше, чем в Польше, Нидерландах, Швейцарии.

Я практик, и я вам скажу, что лучших семян картофеля и свеклы, чем в Нидерландах, нет ни в одной другой стране мира. Картофель получается просто сказка!

— Насколько остро стоит вопрос использования пальмового масла в российской сельхозпродукции? Чувствуют ли фермеры на себе конкурентное давление со стороны этого продукта? И как вы считаете, нужно ли бороться с пальмовым маслом?

— Я бы вообще прекратил что-то запрещать. Есть пальмовое масло, его ест весь мир. Если и у нас кто-то хочет его есть — пусть. Да, оно дешевле, но и продукция из него получается соответствующая. Задача бизнеса — получать прибыль. Если он получает прибыль больше на пальмовом масле, то он будет это делать. У нас законы это позволяют. Другое дело, что они, производители, всегда должны указывать на упаковке: здесь использовано пальмовое масло. А люди должны понимать, что это более дешевый, а значит, менее качественный и менее вкусный продукт.

Но вопрос не в этом. Давайте произведем в достатке такую продукцию, которая сможет обойтись без пальмового масла. И тогда тема уйдет сама. Частично пальмовое масло все равно будет использоваться, например в дешевом мороженом и печенье. А сейчас оно используется широко, главным образом, потому что мы не производим доступной и качественной еды в необходимом количестве.

«Все деньги снова уйдут агрохолдингам, зарегистрированным в офшорах»

— Вы ругаете государство. Но ведь Владимир Путин не раз заявлял о необходимости поддержки фермерства, о кооперации, которая позволит крестьянам снижать издержки и повышать качество. Что из заявленного реализуется?

— На моей памяти Владимир Владимирович минимум шесть-семь раз заявлял о необходимости развития кооперации малого бизнеса на селе и обо всем таком прочем. Его поручения очень хорошие, не спорю. Но если спросить чиновников в регионах, и особенно на местах, о том, почему не реализуются поручения президента, то все пожимают плечами. «Россельхозбанку» поручили развивать кооперацию на селе еще в 2006 году.

Но кооперации у нас как не было, так и нет. Многие среди фермеров в России вообще не понимают, зачем нужны кооперативы. У нас нет даже идеологии развития кооперации. Кто-то должен заниматься ее популяризацией.

Зато Польша за девять лет сделала у себя отменную кооперацию в сельском хозяйстве. Они смогли это сделать, потому что создали государственный банк по развитию сельских территорий. Правительство Польши заявило фермерам: кто вступает в кооператив, тот налоги не платит с объемом производства до 1,2 млн евро. Мало того, в рамках этой суммы фермер имеет право не отчитываться, он просто работает. Поэтому сегодня вся Европа ездит в Польшу за продуктами. Польские яблоки, колбаса, масло стали одними из лучших в Европе.

А вот пример маленькой Ирландии. Она имеет всего 150 тыс. фермеров. При этом ни одного Линника и Ткачева (бывший министр сельского хозяйства, крупный землевладелец. — Прим. Znak.com). Она меньше Ленинградской области, там всего 2 млн гектаров сельхозугодий. А по данным 2017 года, эта страна продала сельхозпродукции за рубеж на 17 млрд евро. Там 7 млн крупного рогатого скота, и они производят 1,1 тыс. литров молока на душу населения. А мы только 189.

— Прошел год как министром сельского хозяйства стал Дмитрий Патрушев, как можно оценить его деятельность?

Жительницу Зауралья посадили на 2,5 года за мошенничество с сельхозгрантами

— Министерство сельского хозяйства как минимум уже лет 15 работает неэффективно. Имея такие огромные рычаги влияния, можно было бы достигнуть гораздо больших результатов. Мы надеялись, что Патрушев именно на это пойдет. Он возьмет работать профессионалов, отладит финансовую систему. Но мы увидели, что деньги, предназначенные на развитие сельских территорий, раздали по разным министерствам. В конечном итоге сельские территории разоряются, люди уезжают, все остаются без работы. Вот вы хоть раз видели по телевизору передачу, как прекрасно жить на селе? Что это преимущество по сравнению с городской жизнью? Каждая семья, имея ферму, должна получать как минимум три миллиона рублей в год. Если бы такое было, то горожане только бы завидовали селу. Я считаю, что так и должно быть. Причем так можно сделать. Но для этого необходимо не только чтобы президент написал правильные поручения, а чтобы все остальные органы власти их реализовали.

— Но, по крайней мере, идет работа по развитию новых экспортных направлений для нашего сельского хозяйства. Разве нет?

— Только наши продукты за рубеж продаются дешевле, чем внутри страны. Я поддерживаю тезис президента о том, что нужно на 45 млрд рублей увеличить экспорт сельхозпродукции. Но за счет чего? Сейчас в экспорт сельхозпродукции все подряд записывают: и конфеты, и рыбу, и консервы. Какое же это сельское хозяйство? Надо продавать мясо, молоко, овощи, зерно. А за счет чего мы зерна стали больше продавать за рубеж? За счет снижения цены и резкого сокращения скота.

Вы посмотрите новую комплексную программу по развитию сельского хозяйства. Мысли хорошие. Но подход к распределению финансов остался старым. А значит, все деньги снова уйдут агрохолдингам и крупным пищевым предприятиям, зарегистрированным в оффшорах.

«Сегодня мы, крестьяне, самые бедные люди в стране»

— Как вы в целом оцениваете налоговую нагрузку на малый и средний бизнес в сельском хозяйстве. Что изменилось за последние годы?

— Проблема для фермеров не в налоговой нагрузке. Проблема в абсолютном ограничении доступа к ресурсам, в частности к кредитам. Вы придите в банк, посмотрите условия получения кредита, и вам станет ясно, что предприятие с маленьким оборотом не сможет получить кредит. Конечно, можно пойти на хитрость, попытаться получить потребительский кредит. Но зачем он мне нужен? Мне надо инвестиционный. Ограниченное количество льготных кредитов, которые под 0,5% в основном забирают себе крупные хозяйства. Зачем банку давать по миллиону 50 мелким хозяйствам, когда он может выдать одному 50 миллионов?

Нам сильно ограничили доступ к энергосетям. Мы не в состоянии к ним подключиться, потому что на это установлены запредельные тарифы. И понятно, что не для развития бизнеса и экономики в России регулярно растут цены на ГСМ. Все это крайне затрудняет нашу деятельность. А государство для решения этих проблем ничего не делает. И я делаю вывод: делается все, чтобы нам было плохо.

— Неужели ничего хорошего наша власть для фермеров не делает? Как вы относитесь к законопроекту, который позволит крестьянам строить дома на сельхозземлях? Сейчас он на рассмотрении в Госдуме.

— Это хорошее дело. Было время, когда мы получали земельные наделы. На них мы построили все, кроме жилья. Муниципалитеты отбивались насмерть от такой инициативы. Потому что если построить дома на окраине села и меня там прописать, то муниципалитет будет обязан построить туда дорогу. Мы долго добивались этой поправки. Но сколько мы этого добивались? Такого препятствия не должно было быть изначально. А то сами создали эту проблему, потом ее решили и пытаются преподнести как какое-то благо для крестьян.

— Допустим, вы бы стали чиновником Минсельхоза. Что бы вы предложили в первую очередь для изменения ситуации?

— Первое что необходимо — это введение типовых фермерских хозяйств в Нечерноземье. Это трагедия России. Огромная площадь в 2,5 млн кв. км Нечерноземья осталась практически без сельского хозяйства, а там проживает 60 млн человек. Типовое крестьянское хозяйство — это минимум 50 коров. Десять таких хозяйств смогут объединиться в кооператив со своим современным роботизированным молочным заводом, который обслуживают два-три человека.

Каждая работающая семья на селе должна иметь доход как минимум 3 млн рублей в год. А при благоприятных условиях — 10 млн рублей. Повторю, если на селе так будут работать фермеры, мы увидим очередь из горожан, которые стремятся уехать на село.

Я всегда говорю: если у крестьянина нет месячной зарплаты в 50 тыс. рублей, то надо перестать мучить его. Надо ему купить билет до Москвы, пусть туда едет и пытается устроить свою жизнь. В Минсельхозе говорят, что если крестьянин получает хотя бы 10–15 тыс. рублей, уже неплохо. Но 10–15 тыс. рублей — это не деньги. На сегодня мы, крестьяне, самые бедные люди в стране. Посмотрите, в каких домах живут люди на селе.

— Скоро, 10 июня в России будет отмечаться День фермера. У вас и ваших коллег будет повод что отметить?

— Мне абсолютно не нужны ни день фермера, ни ночь фермера. Для нас, фермеров, праздник будет тогда, когда наши семьи будут жить благополучно, когда в доме будет тепло и сытно, когда на моей ферме и поле порядок, когда мои трактора стоят почищенные и заправленные топливом, когда у меня нет проблем с подключением электричества. Тогда я будут гордиться страной, которая мне создала такие условия, и с гордостью буду говорить, что рад жить в России. Все остальное — показуха.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Беседовал Фото

Новости России

23-08-2018Материальная помощь на развитие ЛПХ

Раздел: Социальная сфера

МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района» продолжает прием документов на оказание отдельным категориям граждан единовременной адресной материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства (далее — материальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства).

Право на получение материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие семьи, доход которых по не зависящим от них причинам не превышает величину прожиточного минимума, установленную для соответствующих основных социально-демографических групп населения по соответствующей группе территорий края (далее — малоимущие граждане (семьи).
Материальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства предоставляется малоимущим гражданам (семьям) в течение календарного года однократно при совокупности следующих условий:
а) наличие пятерых и более детей в возрасте до 18 лет (детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся в общеобразовательных организациях, — до окончания ими обучения), в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством, проживающих совместно;
б) наличие в собственности (пользовании) земельного участка, предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства.
Материальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства используется на приобретение крупного рогатого скота, других сельскохозяйственных животных, птицы, пчел, кормов для сельскохозяйственных животных и птицы, семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, плодовых, ягодных насаждений, сельскохозяйственной техники, оборудования и инвентаря, но не более предельного размера материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства.

Материальная помощь оказывается на основании соглашения.
Предельный размер материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства составляет 70000 рублей.
Для назначения материальной помощи малоимущие граждане (семьи) (далее — заявители) представляют по месту жительства или пребывания в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан края (далее — орган социальной защиты) следующие документы, в том числе по собственной инициативе (далее — перечень необходимых документов):
а) заявление, поданное от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи и содержащее письменное согласие на получение материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства всех совершеннолетних членов семьи заявителя;
б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи (паспорта или иного документа, его заменяющего, свидетельства о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
в) выписку из финансового лицевого счета, выданную организацией, обслуживающей жилищный фонд по месту жительства (пребывания) заявителя и членов его семьи, или выписку из домовой (поквартирной) книги;
г) копию документа, подтверждающего установление инвалидности (для инвалидов I или II группы, а также семей, имеющих детей-инвалидов);
д) копию документа, подтверждающего право владения (пользования) земельным участком, предоставленным и (или) приобретенным для ведения личного подсобного хозяйства, заявителя и (или) совместно проживающих с ним членов семьи (в случае подачи заявления о предоставлении материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства);
е) письменное согласие на обработку персональных данных заявителя и совершеннолетних членов его семьи.
Заявление подается заявителем в орган социальной защиты до 1 октября текущего года с указанием способа выплаты материальной помощи (через отделение почтовой связи или через российскую кредитную организацию) и способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе).
В заявлении должны содержаться сведения о составе семьи заявителя, доходах заявителя и членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Размер материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства определяется также с учетом полученной поддержки на развитие личного подсобного хозяйства в текущем году и (или) в течение двух предшествующих лет.

В случае неподписания заявителем соглашения материальная помощь не оказывается.

Более подробную информацию можно получить в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района» по адресу п. Емельяново, ул. Московская, д. 157, каб. 1-04., тел. (839133) 2-45-01.

Отдел назначения мер социальной поддержки МКУ «УСЗН администрации Емельяновского района»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх