ЛПХ или ИЖС что лучше?

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) – участок, выданный для деятельности отдельного человека или семьи, связанной с работой на выделенном в пользование земельном участке по производству сельхозпродукции. Данная деятельность не направлена на получение прибыли, т.е. это не назначение для размещения фермерского хозяйства с массовым производством, а скорее для личных потребностей граждан в продуктах питания. Конечно, исторически сельчане продают и овощи и молоко, но все-таки это не официальный сельскохозяйственный бизнес. Фактически, ЛПХ является пережитком прошлого в исторических деревнях.

ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) – это способ решения жилищной проблемы, при котором граждане самостоятельно возводят строения на участке, выделенном им для данных нужд. Высота дома не может превышать трёх этажей, при этом сооружение предназначено для проживания только одной семьи. В целом ряде случаев на ИЖС можно получить помощь государства, взять ипотеку, использовать материнский капитал.

Сходны ИЖС и ЛПХ тем, что выделяются гражданам для некоммерческого использования. Иными словами, извлечение прибыли не предусмотрено самой сутью данных категорий. Однако ЛПХ направлено на производство и обработку сельхозпродукции, в то время как ИЖС – на строительство жилого дома. В целом ряде случаев это накладывает серьёзные обременения на права собственников. Например, если вы заведете на ЛПХ 3 куриц, одну корову, это не страшно. Но если поставите огромный коровник, или, как сейчас часто встречается, пасеку, то, если ваши соседи усмотрят в этом избыточность и серьезный бизнес, мешающий их проживанию, они могут подать жалобу. А там проверяющие решат, можно ли считать вашу пасеку бизнесом, или вам лично нужно столько меда, чтобы прокормить семью. На ИЖС же могут не понять даже одну корову, так как подсобное хозяйство там не предполагается. Кроме небольшого огорода или сада.

Участок под индивидуальное жилищное строительство — это гарантированное право для постройки жилого дома. Земли, отведенные под ИЖС, органы местного самоуправления должны обеспечить необходимым набором инфраструктуры: дороги (причем зимой их должны еще и расчищать), транспорт, школы, больницы, магазины — все по специальным нормам. Но статус ИЖС это совершенно не гарантирует, как показывает практика.
Являясь собственником участка под ИЖС, вы также вправе рассчитывать на налоговый вычет при строительстве на нем дома. Под ЛПХ вы так же можете рассчитывать на налоговый вычеты и самое главное, налоги под ЛПХ гораздо ниже чем под ИЖС. Есть мнение, что так же дешевле и электрификация, газификация, хотя не всегда и зависит от способа подвода и расстояния от ГРЩ, но тарифы электричества и газа все-таки будут ниже.

Регистрация (прописка). В случае если в свидетельстве категория земли обозначена как «земли населенных пунктов», а адрес «сельское поселение, территория сельсовета», прописка в построенном на участке доме возможна. При этом не важно, какое разрешено использование: ИЖС или ЛПХ или даже дачное строительство. Конечно же, не стоит забывать, что при этом участок должен быть в собственности, дом признан жилым (именно это слово должно быть в свидетельстве)

Считается, что все ЛПХ когда-нибудь переименуют на ИЖС, но верится с трудом, так как исторических деревень очень много.

Так, участок ИЖС может относиться только к земельному фонду населённых пунктов, где возведение домов разрешено – при соблюдении целого ряда условий. ЛПХ может также принадлежать к фонду земель сельхозназначения. В этом случае возведение дома будет незаконными, так как такая земля когда-то выделялась дополнительно к хозяйству, как, например, сенокос, пастбище, под посадку картофеля и т.п..

ИЖС предназначено только для жилого дома одной семьи, именно поэтому таунхаусы сейчас на них узаконить невозможно, а ЛПХ может использоваться для постройки жилого дома лишь в том случае, если оно относится к категории земель населённых пунктов. При этом получить прописку в возведённом доме можно в обоих случаях, если нарушений законодательства не усматривается. В остальном различия незначительны: ЛПХ попадает под действие отдельного закона (как, скажем и сельхозземли – под действие ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Это Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Подведем итоги. Разница между ЛПХ и ИЖС не существенная, ЛПХ более экономично в плане затрат на содержание дома, как и в дачное назначение, а администрация поселка теоретически не несет ответственности за подвод коммуникации. Под ИЖС налоги, цены на газ и электричество дороже. А подвод коммуникаций, про которые говорится в законодательстве, как дороги и электричество, ложится так же на собственников земельных участков из-за дефицита бюджета.

Кратко:

  1. Назначение. ЛПХ предназначено для производства и обработки сельскохозяйственной продукции, ИЖС – для строительства жилого дома.
  2. Особенности использования. Если ЛПХ расположено на землях сельхозназначения, то возводить сооружения на участке нельзя. ИЖС выделяется исключительно для строительства дома.
  3. Фонд земель. Под ЛПХ могут выделяться как земли сельскохозяйственного назначения, так и земли населённых пунктов, под ИЖС – только земли НП.
  4. Обременения. Если на участок ЛПХ наложено обременение в виде запрета строительства, его можно использовать только для сельского хозяйства – независимо от фонда земель. Участок ИЖС данными обременениями запрета строительства жилого дома обладать не может.
  5. Налоги и тарифы. Плата за использование ЛПХ существенно ниже, чем за ИЖС, размеры ставок зависят от месторасположения участка.

Андреева Елена (347)299-14-14

Скажем прямо, во второй половине 80-х годов и в первой 90-х – годы тяжелых метаний в политике и экономике страны, когда за обычной колбасой в магазинах возникали очереди, урожаи на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), на огородах и дачах, во многом спасли Россию.

Да, что там говорить! По данным статистики именно личные подсобные хозяйства в 1998 году дали больше 57% всего урожая. Именно в личных подворьях у нас паслось больше трети всего крупного рогатого скота (точнее – 34,8%), больше трети свиней (42,9%) и больше половины овец и коз (почти 60% — 59,7).

Поэтому, сама ситуация, просто уважение к этому виду бескорыстной во многом деятельности любителей трудиться на природе, заставила законодателей, в конце концов, выпустить закон «О личном подсобном хозяйстве» под № 112-ФЗ, который вступил в силу после подписания президентом 7 июля 2003 года.

Через пять лет, в 2008 году, в закон были внесены поправки – 22 и 23 июля, а также 30 декабря. Последняя поправка была внесена ещё через 3 года – 21 июня 2011 года. Уже только эти четыре поправки говорят о том, большом внимании, которое уделяется ЛПХ на самом высоком, государственном, уровне.

С другой стороны, то внимание, которое уделяется данному вопросу, заставляет любого владельца ЛПХ очень скрупулёзно подойти к организации своего участка, а учитывая множество выпущенных подзаконных актов, здесь, скорее всего, не обойтись без консультаций у юристов. Обращаем внимание, если собрать все выпущенные документы и рассмотреть их содержание, то вы получите нечто итальянское, как говорят знатоки программирования – БС-структуру – структуру, с таким количеством перекрещивающихся ссылок, что она, действительно, будет напоминать блюдо спагетти (БС – Блюдо Спагетти). Что поделаешь, наши законы пока далеки от совершенства, а их представление государственными органами кишит такими несуразицами, что порой приходиться только хвататься за голову. Вот где юрист или ваша настойчивость в изучении вопроса и могут помочь.

Содержание

Закон о личном подсобном хозяйстве

Закон состоит из 11 статей, регулирующих все аспекты деятельности ЛПХ.

Основой закона, конечно же, является Конституция страны. Но во многом закон опирается на подзаконные акты, принимаемыми органами местного самоуправления, о чём говорится в первой же статье Закона, и что нужно иметь в виду каждому, кто собирается серьёзно подойти к ведению своего ЛПХ.

Отсюда вывод и настоятельный совет – обязательно познакомиться со всеми постановлениями, касающимися ЛПХ, принятыми в вашем регионе. Они ни в коем случае не должны и не будут противоречить федеральным законам, но могут дополнять их, учитывая специфику (климатическую, почвенную, специфику традиций) именно вашего региона.

Что такое личное подсобное хозяйство?

Закон во 2-ой статье точно определяет, что же понимается под личным подсобным хозяйством. Это определение приводится в двух положениях статьи, которые приводим дословно :

«1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.”

Обращаем внимание на два принципиальных момента, вытекающих из приведённой выдержки закона:

  • Во-первых, ЛПХ является формой непредпринимательской деятельности, другими словами не ставит своей главной целью получения дохода с выращенной продукции.
  • Во-вторых, главная цель ЛПХ – удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, владелец ЛПХ освобождается от уплаты налогов в случае реализации излишков продукции, полученной на своём участке. Собственно, данное послабление вытекает из главного положения ЛПХ – работа здесь не относится к предпринимательской деятельности.

Более того, даже несмотря на то, что реализация продукции будет увеличивать ваш денежный доход, вам не придётся выплачивать и подоходный налог, что закреплено в 217-ой статье (13-ый пункт) Налогового Кодекса России. Там же оговариваются два простых условия, которые только нужно соблюсти:

  • Участок не превышает по размеру половину гектара, и,
  • В работе, включая переработку продукции, не используется наёмный труд, всё выполняется только членами семьи самого владельца участка.

Далее, любой владелец ЛПХ должен строго понимать, защищаясь от возможных нападок со стороны, что всё произведённое им на своём участке является его личной собственностью, которое, в том числе, отправить и на продажу, что, тем не менее, не относится к предпринимательству.

Лица, имеющие права вести Личное Подсобное Хозяйство

Третья статья закона определяет лиц, имеющих право вести ЛПХ. Здесь всё просто:

  • Если вы вполне работоспособны или рассчитываете, что работа на свежем воздухе пойдёт вам ещё больше на пользу;
  • Если вы по праву владеете земельным участком, как хозяин или добросовестный временный приобретатель;
  • Если у вас определены права на участок, он прошёл государственную регистрацию по правилам закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года – то у вас есть все права считать свою работу вполне законной.
  • Тут есть один нюанс, касающийся жителей сельской местности. Участки для рассматриваемого вида деятельности должны предоставляться местными органами власти, но при их наличии и если вы официально зарегистрированы, как житель данной деревни или села.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и правила его использования

  • В качестве участка может использоваться местность в пределах населённого пункта, тогда он, действительно, называется «приусадебным», или вне населённого пункта – это уже «полевой».
  • На приусадебном участке допускается любой вид деятельности – от выращивания огурцов и смородины до строительства сооружений любого назначения.
  • На полевом участке любое строительство запрещена, в вашем распоряжении только работа на земле и с тем, что она даёт.
  • Размер участка Законом не оговаривается – всё отдаётся на усмотрение местных органов власти, если им приходится управлять выдачей участка. Тем не менее, минимальные и максимальные размеры полевых участков и требования к ним определены в Законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
  • Существует только одно ограничение – количество участков может быть разное, не обязательно – один, но суммарная их площадь не должна превышать половину гектара (другими словами, суммарные размеры участков должны быть в пределах 70 на 70 метров). Увеличение допускается, но по специальному закону и не более чем в 5 раз.
  • Кроме того, если вам выделен участок сельскохозяйственного назначения, то на него распространяется и специальный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.

Чем может привлечь ведение ЛПХ самостоятельных граждан, не терпящих вмешательства государственных органов в свою работу, так это тем, что в Законе (5-ая статья) прямо говорится не недопустимости такого вмешательства, если, конечно, деятельность, ведущаяся на приусадебном участке, не подпадает в ограничения уголовного характера. При нынешнем состоянии дел имеется в виду самое главное – недопустимо выращивание растений, содержащих наркотический дурман. Вся ответственность за соблюдение ограничений ложится лично на владельца ЛПХ и местные органы власти.

Ограничений же на инструменты (6-ая статья), применяемые при работе, нет никаких – всё на усмотрение самого работника. Тут полная свобода творчества и реализации своего права собственности – от сооружения теплиц до установки погружного насоса для обеспечения участка водой.

Не обойдены ЛПХ и вниманием со стороны государства, которое призвано оказывать поддержку по следующим направлениям:

  • Они должны обеспечить полноценную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование хозяйства – это дороги, снабжение водой и электричеством;
  • Помощь в организации сбытовых и обрабатывающих предприятий;
  • Стимулирование развития хозяйств предоставлением льготных кредитов, сопровождение на уровне научного и технического обеспечения работы;
  • Для занимающихся разведением скота – организация бесплатного ветеринарного обслуживания.

Государство, понимая важность развития такой отрасли как сельское хозяйство, постоянно заботится о его состоянии, поставлена и последовательно претворяется в жизнь задача, так называемой, «продуктовой безопасности» страны. Именно поэтому и на ЛПХ распространяются все меры государственной поддержки, что закреплено специальным постановлением Правительства № 758 от 27 июня 1996 года (Обращаем внимание, что положения государственной поддержки были существенно уточнены уже в «новую» эпоху – Законом России от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ).

Учитывая давнее и повальное увлечение народом России подсобными хозяйствами (достаточно эту тягу к работе на земле проследить в больших городах, когда кое-где выращиваемые помидорки можно встретить даже под окнами больших домов прямо центре города), очень актуальным становится вопрос учёта ЛПХ. Правила учёта оговариваются в 8-ой статье Закона.

Каждый владелец ЛПХ должен проследить присутствие информации о своём участке в, так называемой, «похозяйственной книге», хранимой в органе местного самоуправления. Информацию для такой «Книги» предоставляет сам владелец участка, причём на добровольной основе.

Если вы всё же решили предоставить подобную информацию, то не забудьте в неё включить и всех членов своей семьи, которые будут помогать вам в работе. Среди предоставляемых сведений:

  • Указание культур, предполагаемых к посадке, и площадей, отводимых под каждую;
  • Количество выращиваемых животных, включая количество улей, если вы ещё и пчеловод;
  • Используемый набор техники, призванный вам помогать в осуществлении своей деятельности на ЛПХ.

У вас есть достаточно времени, чтобы внести свои данные в похозяйственную книгу – срок её хранения по закону № 125-ФЗ (принят 22 октября 2004 года) составляет 75 лет.

Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования. Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623). Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.

Ведение ЛПХ ложится полностью на его владельца. Вы можете просто на выделенном участке засеять траву и устроить теннисный корт или поставить по всей площади теплицу или разметить целый рой грядок. Права на деятельность за вами сохраняются в любом случае, пока существуют, естественно, права на сам участок.

Мы привели основные моменты законодательства о личном подсобном хозяйстве. Все они важны с правовой точки зрения, ведь не зря же говорится, что все мы «пациенты психологов и юристов». Тем не менее, не стоит особо беспокоиться. Если Кадастровый Регистр зарегистрировал ваш участок, вы получили документы государственного образца на право владения, то дальнейшие ваши действия будут связаны только с покупкой семян и поиском удобного кресла-качалки. Другое дело, что «прогресс души» не остановить – вот у вас уже и помидоры свои и картошка, а там глядишь, по примеру соседа, вы занялись и кролями. И пошло-поехало. В ЛПХ стоит только войти, а дальше затянет, причём так, что вы откажетесь и от баньки, которую собирались возвести на участке – лучше на том месте посадить смородину. А дальше агротехника и совсем новые справочники, но это уже, как говорится, совсем другая «история».

Владеть землей всегда престижно и традиционно каждый человек желает иметь собственный дом, тем более жители мегаполисов.

Но не всегда удается купить коттедж, дачу или индивидуальное домостроение подходящего типа и по резонной цене.

Граждане, намеревающиеся иметь в собственности соответствующую загородную недвижимость, при приобретении участков сталкиваются с понятиями, характеризующими землю, смысл которых юристы заключили в аббревиатуры ЛПХ, СНТ, ИЖС и ДНП.

Категории земельных участков

Классификация земельных участков на территории Российской Федерации осуществляется по целевому назначению, ведомственному принципу и статусу отчуждения.

В гражданском обороте основными формами являются участки для расположения индивидуальных жилых объектов (ИЖС) и ведения сельскохозяйственной деятельности (ЛПХ).

Последние предназначены для личного использования с целью выращивания продовольственных и непродовольственных растений, содержание скота и других угодий.

ЛПХ участок выдается или приобретается отдельным гражданином или семьей для производства продукции сельскохозяйственного назначения:

  • деятельность не может быть направлена на получение дивидендов;
  • полученная продукция может быть использована только для личных нужд.

Данная форма владения, является следствием системы действовавшей при СССР, когда огород и выращенные животные не могли быть средством обогащения.

ИЖС участки предназначены как инструмент реализации каждым гражданином своего права на жилье, предусмотренного Конституцией:

  • стройка жилого дома осуществляется за счет собственных денег владельца;
  • возводимое строение имеет ряд ограничений;
  • сооружение должно использоваться одной семьей;
  • высота домостроения не может превышать 3 этажей.

В настоящее время существуют программы кредитования некоторых категорий граждан, которые могут воспользоваться государственной поддержкой при строительстве индивидуального жилья.

Правовая форма собственности

Оформление участков предусматривает выдачу определенных документов на земли ЛПХ и ИЖС. В чем разница процедуры оформления и содержание правоустанавливающих документов, определено действующим законодательством.

В большинстве регионов РФ каждый гражданин имеет право получить разово земельный участок в пользование.

Оформление земли в собственность возможно при строительстве частного дома в ее границах.

Использование земель ИЖС и ЛПХ в коммерческих целях не допускается и соответственно оформить право владения в таком случае невозможно.

Документы на право собственности оформляются на основании документов, основным из которых, является кадастровый паспорт.

Кроме того, строение возведенное на участке, предназначенном для сада или дачи, необходимо внести в декларацию. Регистрация осуществляется на основании статьи 25 Федерального Закона (ФЗ) №122.

Здесь представлен образец кадастрового паспорта.

ИЖС и ЛПХ: в чем разница?

Назначение участка, указанное в документах на право пользования, непосредственно влияет на возможность эксплуатации. Именно эта характеристика является основным отличием между ИЖС и ЛПХ.

При более детальном юридическом рассмотрении законодательной базы в отношении типа земли можно составить себе представление о том, какой участок необходим.

Что это такое?

Индивидуальное использование земли для строительства частного дома возможно на обоих типах, но в процессе оформления существуют ограничения, которые следует учитывать:

  1. ИЖС, по определению, предназначен для строительства жилья одним гражданином или семьей. Соответственно для оформления строительной документации и сдачи объекта в эксплуатацию препятствий нет.
  2. Выделение из земельного фонда участков ЛПХ, в первую очередь направлено на развитие подсобных хозяйств, обеспечивающих потребности одной семьи в сельскохозяйственной продукции, а строительство к этому виду деятельности отношения не имеет, за исключением возведения хозяйственных построек.

В настоящее время процедура изменения целевого назначения упрощена и имеет декларативный характер.

Лица, имеющие строение на участках ЛПХ, в рамках «дачной амнистии» и путем заявления о постройке имеют право оформить жилой объект в собственность.

Следует учитывать, что использование сельхозугодий для строительства имеет ограничения, и, в первую очередь, они связаны с площадью участка и местоположением.

Основные отличия

Существует несколько принципиальных отличий, которые характеризуют каждый тип земельного участка.

Прежде всего, ЛПХ может располагаться как в населенном пункте, так и за его пределами, что резко меняет возможность его использования:

  • в первом случае на такой земле можно строить хозяйственные и жилые постройки;
  • а во втором нет.

В отличие от ЛПХ, участок под ИЖС имеет единственное целевое назначение – строительство индивидуального домостроения.

Кроме того, такой статус гарантирует подключение к коммуникациям и созданием инфраструктуры, которая включает магазины, школы, библиотеки и другие объекты социального назначения, рассчитанные исходя из норм плотности населения.

Второе немаловажное отличие заключается в праве на налоговый вычет. Эта возможность предусмотрена для собственников в Налоговом Кодексе (НК).

Но помимо этой привилегии, законом предусмотрено, что участок, на котором в течение 10 лет не построено жилье, облагается налогом по двойной учетной ставке. ЛПХ в этом отношении имеет явное преимущество.

И хотя правила одинаковы для всех некоммерческих участков, личное приусадебное хозяйство облагается по более низкой ставке, чем ИЖС.

Кроме того, значительно ниже расходы на устройство линий электропередач, газификации, водопровода, но подвод не гарантирован муниципальными или государственными властями.

Последним отличием является возможность прописки. В дом, построенный вне границ населенного пункта на земле со статусом ЛПХ, прописаться нет возможности.

В любом варианте регистрация по месту постройки возможна только после сдачи жилья в эксплуатацию и оформления в государственном реестре.

Что лучше?

Основная разница между двумя типами участков заключается в обязательствах муниципальных или государственных властей по организации инфраструктуры и подведению энергоносителей.

Соответственно ИЖС участки гарантированны, а строительство на землях со статусом ЛПХ ведется на свой страх и риск.

Но из практики, в обоих случаях помощь со стороны властей можно ждать достаточно долго, что практически сводит на нет все существующие различия.

Минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства определяется Земельным кодексом РФ.

Можно ли перевести земли сельхозназначения под ИЖС? Узнайте .

Что выгоднее?

Участки со статусом ЛПХ внутри населенных пунктов в настоящее время незначительно дешевле, а вне границ эта разница резко увеличивается.

Это обусловлено тем, что за городами и поселками существуют предложения пахотных земель, которые по целевому назначению и по закону не могут быть использованы под строительство.

Современная система судебных решений и прочие манипуляции с законом помогают изменить целевое предназначение, но данные действия в будущем может опротестовать прокуратура или другие государственные органы.

Как следствие, акт перевода земли в разряд промышленного типа будет аннулирован, а постройки снесены.

Статус ИЖС гарантирует государственный допуск для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию жилья, построенного в рамках законодательства.

Различия с ДНП

Кроме указанных выше форм, характеризующих направление использования земельных участков, существуют:

  • садовые некоммерческие товарищества (СНТ);
  • дома, построенные на земле под эгидой дачного некоммерческого партнерства (ДНП).

Последний тип отличается от двух вышеупомянутых тем, что построенный объект не подлежит обязательной государственной регистрации, но при этом в нем можно прописаться.

Еще одним отличием является невозможность заложить жилье в кредитном учреждении.

К преимуществам ДНП относится возможность построить жилье без согласования с архитектурными и другими контролирующими службами.

Плюсы и минусы

Каждый тип земельного участка имеет ряд преимуществ.

Основным недостатком ЛПХ в границах города или поселка, является отсутствие государственных гарантий на создание инфраструктуры, но при этом цена на такие участки немного ниже.

Кроме того, хотя законом разрешена прописка, гарантировать ее тоже невозможно, так как для этого необходим почтовый адрес, подразумевающий наименование улицы и номер дома, что естественно отсутствует в реквизитах земель сельхозназначения.

Вопрос может решить муниципалитет, но в современных реалиях это маловероятно или очень «дорого».

Перевод земли

В гражданском обороте земельного фонда нередко имеет место практика изменения целевого назначения для сельскохозяйственных земель.

В настоящий момент идет инвентаризация, результатом которой станет составление территориальных планов.

Эти документы предусматривают четкое определение целевого назначения. Изменить статус участка с момента внесения в план возможно только по решению высшего руководства.

До утверждения планов существует порядок перевода сельскохозяйственных земель в статус участков для индивидуальной застройки.

Основным условием, при котором возможна такая операция – земля должна находиться в границах территориальной единицы.

Порядок действий

Основанием для перевода земли из одного статуса в другой, является Земельный Кодекс (ЗК) и ФЗ № 174.

Решение об изменении целевого назначения принимается:

  • председателями муниципалитетов;
  • районными властями;
  • руководителями субъектов РФ.

Оформление осуществляется на основании документов, обосновывающих возможность и необходимость данной процедуры.

Документы

Основополагающим является обоснование изменения целевого назначения. Для составления документа потребуется заключение соответствующих землеустроительных органов и других контролирующих структур.

Кроме того, необходимо предоставить:

  • оценочную стоимость;
  • геологическую подоснову;
  • план и другие.

Вывод участка из сельскохозяйственного оборота влечет за собой уплату недоимки и другие платежи.

Здесь представлен образец ходатайства о переводе земли из одной категории в другую.

Срок оформления нового целевого назначения в зависимости от обстоятельств варьируется от 6 месяцев до 1 года.

Земельные участки под ИЖС должны быть оформлены в собственность.

Как получить участок под ИЖС бесплатно? Читайте .

Как оформить участок под ИЖС в собственность? Подробная информация в этой статье.

Налоги

Государственные сборы отличаются для владельцев ИЖС и ЛПХ. В чем разница? Базой для начисления налогов является государственная (кадастровая) стоимость земельного участка.

ИЖС облагаются по повышенной ставке, а использование сельхозугодий в черте города оплачивается символически.

Кроме того, для строительства на территории со статусом ЛПХ согласование не нужно.

На видео о категориях земель

Предыдущая статья: Минимальный размер земельного участка под ИЖС Следующая статья: Перевод земли из сельхозназначения в ИЖС

О личном подсобном хозяйстве

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О личном подсобном хозяйстве

(с изменениями на 3 августа 2018 года)

Принят Государственной Думой
21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации
26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ.

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
7 июля 2003 года
N 112-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Перечень пошаговых действий по предоставлению (порядку отвода) земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, регистрации создания земельного участка и возникновения прав на него ¹

№ п/п

Наименование действия

Исполнитель

Стоимость выполнения работ

Срок выполнения работ

Результат выполнения действия

Подбор земельных участков в количестве необходимом для удовлетворения потребности граждан (в зависимости от местных условий и особенностей)

Районный исполнительный комитет, сельский либо поселковый исполком

Постоянно

Подача в местный исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка заявления о предоставлении такого участка

Гражданин

На усмотрение гражданина

Регистрация заявления гражданина

Рассмотрение заявления о предоставлении конкретного земельного участка, уведомление гражданина о результатах, а также (при удовлетворении заявления) направление разрешения в организацию по землеустройству 2 на разработку проекта отвода земельного участка с установлением его границ на местности, с уведомлением об этом гражданина

Районный исполнительный комитет, сельский либо поселковый исполнительный комитет

В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления. В случае принятия решения об отказе: в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица принимает решение и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его копию (выписку из решения) заинтересованному лицу.

Направление в организацию по землеустройству разрешения на разработку проекта отвода земельного участка с установлением его границ на местности, уведомление об этом гражданина либо направление гражданину решения об отказе в предоставлении земельного участка

Заключение с гражданином договора подряда3 на разработку проекта отвода земельного участка с установлением его границ на местности

Организация по землеустройству

В течение 3 рабочих дней со дня получения разрешения на разработку проекта отвода с установлением границ земельного участка.

Указанный срок продлевается организацией по землеустройству на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).

Договор подряда на выполнение работ

Разработка проекта отвода земельного участка с установлением границ (далее — землеустроительное дело по отводу земельного участка), подготовка проекта решения местного исполкома о предоставлении земельного участка и направление их в структурное подразделение землеустройства соответствующего райисполкома

Организация по землеустройству

Стоимость работ формируется на основании сборника норм и цен, утвержденного Госкомимуществом4

В соответствии с договором подряда

до 30 рабочих дней со дня оплаты работ гражданином

Изготовление землеустроительного дела по отводу земельного участка, подготовка проекта решения и направление их в структурное подразделение землеустройства соответствующего райисполкома

Рассмотрение землеустроительного дела по отводу земельного участка, при необходимости уточнение проекта решения о предоставлении земельного участка и внесение его с материалами на рассмотрение местного исполкома

структурное подразделение землеустройства соответствующего райисполкома

До 5 рабочих дней со дня поступления землеустроительного дела по отводу земельного участка от организации по землеустройству

Проект решения о предоставлении земельного участка

Принятие решения о предоставлении земельного участка

Районный исполнительный комитет, сельский либо поселковый исполком

До 5 рабочих дней со дня получения материалов от структурного подразделения землеустройства

Решение местного исполкома о предоставлении земельного участка

Передача копии решения о предоставлении земельного участка и землеустроительного дела по отводу земельного участка управлению (отделу) землеустройства местного исполкома, передача копии решения, заинтересованному лицу и лицу, из земель, которого изымается земельный участок

Районный исполнительный комитет, сельский либо поселковый исполнительный комитет

До 3 рабочих дня после принятия решения местным исполкомом

Отметка на решении о его получении управлением (отделом) землеустройства местного исполкома, получение копии решения, заинтересованным лицом и лицом, из земель, которого изымается земельный участок

Размещение на Геопортале ЗИС решения

структурное подразделение землеустройства соответствующего райисполкома

До 3 рабочих дня после принятия решения местным исполкомом

Размещённое решение на Геопортале ЗИС.

Государственная регистрация создания земельного участка и возникновения прав на него

Организация по регистрации или гражданин

В соответствии с заказом на осуществление административной процедуры 5

До 5 рабочих дней со дня обращения организации по землеустройству или гражданина

Государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него и выдача свидетельства о государственной регистрации

Выдача памятки заявителю

Организация по регистрации

Одновременно с выдачей свидетельства

Выданная памятка

Передача землеустроительного дела по отводу земельного участка с отметкой о регистрации в структурное подразделение землеустройства соответствующего райисполкома

Организация по регистрации

В течение 3 рабочих дней после осуществления государственной регистрации

Регистрация землеустроительного дела в структурном подразделении землеустройства соответствующего райисполкома

Занятие предоставленного земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка) 6

Гражданин

В течение одного года со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него

Производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции (вспашка, посев и другие сельскохозяйственные работы)

1 Данный перечень пошаговых действий разработан в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ) с внесенными изменениями и дополнениями в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 465, вступившим в силу 2 апреля 2020 г.

Согласно статьям 12, 14, 36 Кодекса Республики Беларусь о земле, подпункту 7.8 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» для данных целей, земельный участок может быть предоставлен, зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета (одному из членов семьи).

Гражданам Республики Беларусь земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены в размере не более 4 га, включая земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме. При этом, до 1 га включительно предоставляются земельные участки в пожизненное наследуемое владение, либо частную собственность, до 3 га включительно — в аренду.

Иностранному гражданину, лицу без гражданства земельный участок предоставляется в аренду и не может превышать 4 га с учетом размера земельного участка предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.

При этом в сельских населенных пунктах, поселках городского типа размер земельного участка предоставляемого для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, устанавливается от 0,15 до 0,25 га включительно, а в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска, областных центров и городов областного подчинения — от 0,10 до 0,15 га включительно.

2 В соответствии Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29 июля 2015 г. № 30 «Об определении организаций по землеустройству, расположенных на соответствующих территориях» и пунктом 8 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» под организацией по землеустройству понимается организация по землеустройству, расположенная на соответствующей территории, определяемая Государственным комитетом по имуществу из числа подчиненных ему организаций. На территории Гомельской области к ним относится РДУП «Проектный институт «Гомельгипрозем», РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».

3 Договор подряда на разработку проекта отвода земельного участка с установлением его границ на местности заключается между гражданином, которому предоставлен земельный участок, и организацией по землеустройству.

4 Стоимость работ формируется приказом по предприятию РДУП «Проектный институт «Гомельгипрозем».

5 На территории Гомельской области организацией по государственной регистрации является РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру». На территории каждого района области данное предприятие имеет филиал либо бюро.

6 Размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, определен Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

7 В соответствии со статьей 70 Кодекса Республики Беларусь о земле гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязан приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления.

Занятие земельного участка — освоение земельного участка в соответствии с целевым назначением и условиями его предоставления: производство сельскохозяйственной продукции, основанное на использовании земельного участка, включает деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Граждане вправе возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх