Людмила Путина монастырь

Слухи, распространенные блоггерами об том, что жена премьер-министра России Людмила Путина стала настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря, расположенного в Псковской области, не подтвердились. Как сообщает «Фонтанка», эти слухи опровергла Псковская Епархия. Исполняющей обязанности главы обители после кончины матушки Елисаветы еще в июне 2010 года стала мать Рафаила. Новой настоятельницей Людмилу Путину назначили блогеры.

«Звонила мама. Сообщила, что приезжавший недавно в Псков Кирилл таки рукоположил Людмилу Путину настоятельницей Елеазаровского монастыря», — такое сообщение, появившееся в блоге пользователя pritula, стало толчком к обсуждению «сенсации». При этом, ЖЖ-пользователь отмечает, что «соседка, которая эту новость сказала, — судья, и в кликушестве замечена не была» и, что «еще прошлой осенью ходили слухи, что Л. Путина в псковский монастырь ушла».

Эту информацию опровергли в Псковской Епархии, сообщив, что на данный момент исполняющей обязанности настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря является мать Рафаила (в миру Галина Владимировна Скородумова), которая находится в стенах обители с 2000 года. Причем официально назначена она может быть только через год. Кроме того, в Епархии отметили, что после смерти предыдущей настоятельницы обители Елисаветы, сам патриарх Кирилл сказал, что лучшей кандидатуры, чем мать Рафаила, на должность главы монастыря нет.

«Фонтанка» предполагает, что волну слухов о Людмиле Путиной вызвал интерес самого Путина к Спасо-Елеазаровскому монастырю — премьер личным распоряжением выделил на реставрацию монастыря 48 миллионов рублей. Наибольшую часть финансирования – 37 миллионов — потратят на гостевой домик в Елеазаровской обители. Предполагается создать там максимально уютную атмосферу, ведь в монастырь нередко наведываются самые высокие гости. «Сейчас монастырь, который раньше представлял собой весьма заброшенную скромную обитель из нескольких зданий, включая церковный приход, выглядит как средневековая крепость. Стену вокруг монастыря выстроили в духе кремлевских стен Пскова – из известняка, с башенками. Монастырский двор превратился в ухоженный парк, на территории появились новые постройки, старые покрасили, освежили», — пишет издание.

Скончавшуюся настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавету похоронили 5 июня. Прощание проходило в Москве, в храме святителя Николая на Трех Горах. После этого гроб с телом игуменьи был перевезен в Елизарово, на территорию монастыря, где, с позволения епархии, прах предали земле. На похоронах присутствовала постоянная паломница Спасо-Елеазаровского монастыря, заместитель председателя Госдумы РФ Любовь Слиска. Кроме того, попрощалась с матушкой и Людмила Путина, которая, по свидетельствам елизаровцев, также была частой гостьей в обители.

Пришедшие после кончины Елисаветы в ее кабинет монахини обнаружили на стене два портрета – старца Филофея, который писал знаменитые письма великому князю Василию III, и председателя правительства РФ Владимира Путина. Конкурсы на продолжение реконструкции монастыря на 48 миллионов, о которых упоминалось выше, были объявлены уже после смерти матушки. Федерация не оставляет осиротевшую обитель.

Из открытых источников известно, что Людмила Путина обратилась к Богу в 1993 году, после аварии, произошедшей с ней в Калининграде. По некоторым данным, ее духовная матушка, монахиня Людмила, живет в другом монастыре Псковщины — Снетогорском.

«Звонила мама. Сообщила, что приезжавший недавно в Псков Кирилл таки назначил Людмилу Путину настоятельницей Елеазаровского монастыря». С этой записи, опубликованной в блоге пользователя pritula, началось шествие по сети, пожалуй, одного из наиболее ярких политических слухов последнего времени.
В аппарате митрополита Евсевия — правящего архиерея Псковской и Великолукской епархии, на территории которой находится Спасо-Елеазаровский монастырь — слух о возможной перемене участи супруги премьер-министра России опровергли по всем позициям:
– Чушь и бред. Вы прекрасно понимаете, что светское лицо не может быть назначено настоятельницей монастыря. А Людмила Путина постриг не принимала. Да, недавно скончалась настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря. Но обитель не осталась обезглавленной. Святейший Патриарх Кирилл во время недавнего визита в епархию утвердил исполняющую обязанности настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря – из его насельниц, монахинь.
О том, когда состоится полноценное назначение новой настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря, в епархии не говорят. Подобные вопросы — не в местной компетенции: назначения такого рода осуществляются либо определением синода РПЦ, либо по патриаршему указу. Имя местоблюстительницы, однако, известно: по сведениям сетевых СМИ, ею стала мать Рафаила, в миру — Галина Владимировна Скородумова.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь, находящийся в Псковской области, давно пользуется особым расположением нынешней российской власти, а совсем недавно его посетил патриарх Кирилл. Факты, свидетельствующие о близости Людмилы Путиной к Спасо-Елеазаровскому монастырю, в сети можно найти без труда – например, в материале «Бюджет попал под монастырь», опубликованном 3 августа интернет-изданием Фонтанка.ру. По утверждениям автора публикации, Людмилу Путину часто видели на территории монастыря. Была она и на похоронах его настоятельницы — игуменьи Елисаветы в июне 2010 года. Более того, Спасо-Елеазаровскому монастырю была выделена крупная сумма из федерального бюджета на восстановление всего двух объектов инфраструктуры. На ремонт Крестовой часовни и гостевого дома отпустили 48 миллионов рублей, – в то время как на восстановление башен псковского кремля, пострадавшего от пожара, было выделено 45 миллионов. «Для глубинки 48 миллионов – очень большие деньги», подчеркнули авторы сообщения, появившегося в сети за полтора месяца до появления слуха о «спасо-елеазаровском» назначении Людмилы Путиной – и за две недели до визита патриарха Кирилла на Псковщину.
Наконец, последний раз Людмила Путина, в последнее время весьма не часто выходящая в свет в любом качестве, появилась на публике именно в Псковской области. Туда супруга премьер-министра приехала на форум школьных библиотекарей в Пушкинских Горах, и было это в начале июля 2010 года.
– Существует очень богатая почва для появления подобного рода предположений, – полагает Александр Солдатов, главный редактор профильного интернет-ресурса Портал-Credo.ru. – Людмила Путина действительно принимала участие в разных церковно-общественных проектах – в восстановлении обителей, помощи церковным социальным учреждениям. Возьмем тот же Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области, куда ее теперь прочат в настоятельницы. Людмила Путина многократно посещала этот монастырь, жила там неделями, если не месяцами, о чем писала псковская пресса.
А в целом демонстрация слияния церкви и государства стала одним из элементов публичной политической культуры последнего времени – демонстрации на уровне личности какого-то высшего сакрального лица: президент, его жена, премьер-министр… Поэтому подобные слухи очень органично вписываются в модель поведения нынешней власти.
– Демонстрация демонстрацией — но не настолько же, чтобы принимать постриг и уходить в монастырь.
– Здесь нам на помощь приходит другая, так сказать, нить общественной мифологии. С легкой руки наших коллег – не только российских, но в основном западных – российское общество года два назад поверило в то, что официальная семья Владимира Путина находится на грани распада. Появились публикации о разводе, о возможной женитьбе на Алине Кабаевой, даже о появлении ребенка. Действительно Владимир Путин позволял себе много раз весьма непочтительно публично высказываться о своей супруге. Мы помним первую его поездку в Чечню в 2000 году – когда он говорил о том, что Людмила Путина «увязалась» с ним, и много подобных сцен происходило позже. Всё это давало хорошую пищу всяким искателям сенсаций и в целом – определенного рода общественному мнению, позволяло поверить в такую версию.
– И возродилась историческая память о Петре Первом и Лопухиной, отправленной в монахини?
– И о Петре, и об Иване Грозном и его многочисленных женах… Вообще, это такой архетип русской истории. Я думаю, что именно поэтому публика не очень-то будет скандализирована и удивлена, если что-то подобное произойдет на самом деле. Я вообще заметил, что за последние годы со сворачиванием свободы слова в России, с возрождением каких-то архаичных общественных отношений многие средневековые модели поведения вообще лидеров, особенно публичных персон тоже возродились. Отправка своей жены в монастырь после того, как она впала в немилость или появилась новая жена, вполне традиционный для России образ поведения правителя и вполне может быть принят архаичным общественным сознанием.
– Насколько должно быть архаичным общественное сознание, чтобы принять это? Да, безусловно, сегодня много говорят о соборности, о державности, крестятся, молятся, постятся… Но все-таки это не «царскую жену» в монастырь отправлять. И не плахи с топорами на Лобном месте.
– Может быть, уход в монастырь — это уж совсем радикальное явление для общественного мнения. Но если как-то правильно, благочестиво все это подать, если это не сочетать с какой-то новой свадьбой, разгульной жизнью – то, пожалуй, это могло бы пройти. Все-таки тренд политического развития в сознании общества – архаичный. Это сознание развивается не в сторону модернизации, а в сторону восстановления некоторых символов, моделей поведения, которые были присущи средневековым российским правителям. Даже не эпохи Романовых, а еще раньше. Так почему нет? Все эти моления, на которые ездят правители Российского государства, все эти показные акции с выделением миллиардов денег на очередной монастырь, с какими-то жестами в адрес патриарха. Пожалуй, в эпоху Романовых это выглядело бы неуместно. Тут еще более глубинный пласт.
– В эпоху Романовых церковь была просто структурой государства – вспомним тот же Священный Синод; зачем же делать жесты.
– Да, она была в весьма смиренном состоянии – которое, кстати, явилось результатом ее непомерных амбиций периода Иосифа Волоцкого и самых первых Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Но сейчас мы видим, что Московская Патриархия опять занимает доминирующее положение во многих областях общественной и политической жизни. Получается, что конструкция этого союза – уже даже не такая, как при Романовых, а такая, как при первых великих князьях московских: Иван Калита, Василий Третий, отчасти – Иван Грозный или его сын Федор Иоаннович.
– Подытоживая: «дело о монашестве Людмилы Путиной» рано списывать в архив?
– Да, я бы списывать не стал, тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Во всяком случае, налицо очень тесная связь Людмилы Путиной с этим монастырем. И я не думаю, что эта связь разорвется после того, как сегодняшняя сенсация будет опровергнута.
А Павел Притула, чей блог стал первоисточником слуха, прокомментировал это и последующие события так:
— Мне позвонила мама (жительница Пскова. — РС.) и сообщила «новость» из жизни наших политиков. Это — всё содержание поста, вокруг которого поднялась какая-то дурацкая шумиха. Мое мнение: источнику типа ОБС — Одна Бабка Сказала — не доверяю, хотя тема «Л. Путина и монастырь» очень активно обсуждается в Пскове и в интернете, причем не первый месяц. Предположений по этому поводу я не строю.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх