Материнство

Русский

В Викиданных есть лексема материнство (L125932).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. матери́нство матери́нства
Р. матери́нства матери́нств
Д. матери́нству матери́нствам
В. матери́нство матери́нства
Тв. матери́нством матери́нствами
Пр. матери́нстве матери́нствах

ма-те-ри́н-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мат-; интерфиксы: -ер-ин-; суффикс: -ств; окончание: -о .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. состояние женщины-матери, особенно в предродовой период и в первое время после родов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. родственное отношение матери к детям ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический и социальный аспекты ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

  1. отцовство

Гиперонимы

  1. состояние

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: мать
  • прилагательные: материнский
  • глаголы: материться
  • наречия: по-матерински

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • охрана материнства
  • суррогатное материнство

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: maternity, motherhood
  • Испанскийes: maternidad
  • Итальянскийit: maternità
  • Немецкийde: Mutterschaft
  • Польскийpl: macierzyństwo

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

УДК 37015.4

Н.В. БЫСТРОВА1, Е.Е. ПЛОТНИКОВА2

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Российская Федерация

МАТЕРИНСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются значение и роль института материнства в социокультурной сфере общества; раскрываются основные положения научно-исторических и социально-педагогических аспектов материнства в контексте российского историко-образовательного пространства.

Исследование материнства как социального института современного общества направлены на реализацию следующих целей: разработка научных основ планирования воспитательного процесса в условиях семьи; определение главных направлений реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Авторами раскрыты проблемы материнства как одного из наиболее важных институтов современного общества. Высказано мнение о том, что наблюдение за развитием материнства позволит проследить за изменениями, происходящими в обществе, поскольку данный институт, как зеркало, отражает происходящие процессы в обществе, экономике, культуре, политике, духовной сфере. Именно поэтому проблемы материнства — это проблемы всей общественности, которые затрагивают все сферы ее деятельности. Выявлена динамика деятельности государства по поддержке института материнства и детства. В статье исследованы функции материнской школы: эмоционально-интуитивная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая, социализирующая, образовательная, а также раскрыто понятие материнской школы как наиболее значимой ступени системы непрерывного образования, ее значение в повышении качества образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: материнство, материнская школа, функции материнской школы, демографическая проблема, охрана материнства и детства, ценности материнского воспитания.

N.V. BYSTROVA1, C.E.PLOTNIKOVA2

MOTHERHOOD AS SOCIAL INSTITUTE OF MODERN SOCIETY

Социально-экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние на все сферы общественной жизни. Следствием проводимых реформ стали глубокие изменения общественного сознания, имеющие как положительные, так и отрицательные аспекты.

Отрицательным последствием преобразований стала неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся естественной убылью населения за счет снижения рождаемости и увеличения смертности . Кроме того, рост социальной напряженности в обществе привел к трансформации общественных взглядов на материнство и воспитание детей, роль женщины в современном социуме . Ситуация усугубляется еще и тем, что кроме снижения значений количественных показателей изменяется поведение матерей, которое отражается на здоровье и благополучии детей. К сожалению, в современном обществе все еще встречаются проявления девиантного поведения у матерей -пренебрежение ребенком, насилие, агрессия, апатия, отказ от ребенка . Серьёзную озабоченность вызывает возрастающее число детей, которые остаются без попечения родителей, так называемых «социальных сирот» . Тревогу вызывает наметившаяся тенденция ослабления воспитательной роли семьи.

Актуальность изучения вопросов, связанных с материнством, обусловлена противоречием между остротой проблем, стоящих перед современной семьей, и недостаточным вниманием к вопросам помощи семье и женщине.

Учёные, занимающиеся изучением института семьи, утверждают: статус женщины-матери зависит от отношения общества к материнству. Одного материнского инстинкта для полноценного материнства мало, материнство нуждается в почтительном к нему отношении, а такое возможно только в здоровом обществе. Отсутствие такого отношения к материнству — верный признак деградации социума. По отношению общества к материнству можно судить о том, больным или здоровым оно является. В больном, деградирующем обществе материнство и, следовательно, раннее детство человека — а это основа основ его физического, психического, социального и духовного развития, поскольку именно мать закладывает психо-эмоциональное ядро будущей личности, так много в ней определяющее, -становятся трагически проблемными .

Женщина в период раннего материнства испытывает серьёзный стресс, её душевное состояние оказывается противоречиво: с одной стороны, она чувствует мощный сдвиг в сторону своей подлинной зрелости, повышающей её самооценку и самоуважение, с другой, имеет ощущение жизненной зависимости от беспомощного существа, ограничивающего её былую свободу . От состояния матери в этот период многое зависит в судьбе её ребёнка, но состояние самой матери в значительной степени зависит от благорасположения к ней окружающих её людей, от их признания значительности её нового статуса, от реальной помощи ей. Если этого заботливого и деликатного отношения к матери нет, то материнство может стать тяжёлым испытанием, а иногда и трагедией и для матери, и для её ребёнка.

На всех этапах жизни ребенка мать оказывает основополагающее влияние на процесс его социализации. Именно мать, воспитывая ребенка, закладывает основы его дальнейшего поведения в социуме. Детство человека не уходит от него с возрастом, оно остаётся в сердцевине его существа, являясь своеобразной точкой кристаллизации его личности. Именно мать и связанные с ней первые жизненные впечатления наиболее прочно запечатлеваются в развивающейся психике ребёнка, весь его внутренний мир первоначально фокусирован на матери так, что весь окружающий его мир ребёнок воспринимает опосредованно, через мать. Отец становится психологически значимым для ребёнка много позже, в 3 — 4 года. Для новорожденного весь мир заключается в прикосновениях его мамы, звуках её голоса, её запахе, улыбке, вкусе её молока . Именно семья является источником укрепления здоровья ребёнка, развития его нравственных чувств, физических качеств, мотивов поведения и привычек, приобщения к культуре, интеллекта. Большое значение имеет материнская школа на начальном этапе развития ребенка. На данном этапе мать является

единственной воспитательницей ребенка, и ее влияние на все сферы жизни ребенка является определяющим.

О материнстве лучше всех, наверное, сказал Н.Бердяев: «Материнство — космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих её опасностей». Действительно, мать — источник и начало человеческой жизни, настоящая охранительница жизни, первое любящее и любимое существо на свете, первое счастье ребёнка в его земном существовании. Без матери трудно представить себе детство человека счастливым, радостным, наполненным всей музыкой жизни, а детство каждого из нас — это основа, фундамент всего нашего дальнейшего личностного роста и нашей судьбы. Поэтому мать зримо или незримо присутствует в душе каждого человека, какого бы возраста он ни был, потому что первый опыт наших взаимоотношений с матерью во многом определяет весь психоэмоциональный строй нашей души, наше самочувствие в этом мире .

В настоящее время единого определения понятия «материнство», отражающего его многоаспектность (в том числе и педагогическую), нет. Словарь русского языка С.И. Ожегова понятие «материнство» толкует как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». Г.Г. Филиппова определяет материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины .

Материнская школа обеспечивает выполнение определенных функций.

Эмоционально-интуитивная функция заключается в тонкой коммуникативной связи матери с ребенком, ее концентрации на чувствах, состоянии ребенка.

В период беременности, рождения ребенка и после рождения ребенка мать уникальным образом чувствует состояние малыша. Специфичность данного взаимодействия обусловлена особенностями ребенка, который не может выразить свое состояние. Общение матери и ребенка осуществляется на интуитивном, эмоциональном уровне.

Особенность взаимодействия матери и ребенка требует от членов семьи чуткого к ним отношения, создания благожелательной атмосферы .

В период беременности, после родов и в период ухода за ребенком происходят значительные изменения в эмоциональной и интеллектуальной сферах матери. Бальзак в своё время очень тонко заметил: «Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни». Материнство даёт женщине особую обострённость её интуиции, расширяет её способность видеть в явлениях окружающего мира особые знаки, сокровенно ей понятные в отношении близких ей людей и её ребёнка в первую очередь .

Данные изменения проявляются в следующих аспектах эмоционально-интеллектуальной сферы матери:

• высоким уровнем чувственной связи с ребенком на интуитивном уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изменениями в речевом поведении, связанными с общим изменением эмоциональной сферы и поведения (baby tolk);

• концентрацией интересов матери на ребенке, понижением интереса к иным сферам жизни и, как следствие, сужением содержания интеллектуальной сферы.

Материнство — святое начало жизни, и отношение к нему должно быть соответствующим. Любой человек входит в свою земную жизнь через мать, и память о внутриутробном существовании в каждом из нас остаётся в глубинных пластах нашей души. Это не память сознания, это память самоощущения младенца в благодатной среде обитания материнского организма. Ребёнок внутриутробно не просто биологический объект, но и психический субъект, и содержание его психики является фундаментом его будущего психического развития уже вне организма матери . Поэтому состояние беременной, её переживания, радости и восторги, тревоги и невзгоды, страдания и печали вместе с ней переживает и её дитя, которое, подобно какому-то волшебному магнитофону, записывает,

запечатлевает, фиксирует в глубинных пластах своей психики все эти её состояния. Этот первичный опыт будет многое определять в последующей жизни человека вплоть до его кончины. Поэтому мать, в полном смысле слова, даёт либо благословение, либо проклятье ребёнку на жизнь в этом мире, и потому так важно для судьбы потомства сделать всё, чтобы материнство женщины не было омрачённым, трагическим, раздавленным.

В период беременности, после родов и в период ухода за ребенком закладываются основы речи, мышления, нравственного развития ребенка. Это актуализирует значение коммуникативной функции материнской школы, берущей своё начало в перинальный период развития ребёнка .

Интонирование вокализаций партнера по общению является одним из наиболее эффективных и древних средств эмоциональной синхронизации, которое хорошо выражено у млекопитающих, в том числе и у приматов. Данная форма поведения применяется во внутристадном взаимодействии и ярко выражена во взаимодействии матери с детенышем. В речевом общении взрослых с ребенком подобное интонирование выступает одним из компонентов baby tolk — способа речевого общения с ребёнком. Интонирование вокализаций дает матери возможность сформировать средства невербального взаимодействия с ребенком, определить его эмоциональное состояние, повысить субъективизацию. По мнению Н.Я. Кушнира, объективным показателем ее материнской компетентности является распознавание интонаций плача своего ребенка .

Компонентами рассматриваемой функции можно назвать следующие:

• воздействие матери на организацию внутрисемейного общения;

• посредничество матери в установлении контактов всех членов семьи с искусством, литературой, средствами массовой информации;

• влияние матери на многообразные связи членов семьи с окружающей природной средой и на характер её восприятия.

Полноценное своевременное развитие в период раннего детства имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Отставание в раннем возрасте тяжело компенсируется в дальнейшем. По мнению психологов, сензитивным периодом развития речи является возраст от 2 до 5 лет. Мы же считаем, что закладывать основу для развития речи ребёнка необходимо начинать гораздо раньше. Установлено, что у младенцев, находящихся в утробе матери, уже проявляются познавательные таланты (Г. Траби). Дети уже учатся говорить, запоминают повторяемые неоднократно мелодии и песни, узнают истории, которые им читали. Для этого маме вместе с будущим ребёнком рекомендуется слушать тихую, спокойную музыку, русские народные сказки. Было замечено, что новорожденные прекращали плакать, услышав знакомую сказку, мелодию. Услышанное впервые произведение подобного эффекта не производило .

В работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинского, Е.А. Флёриной особое внимание уделяется воздействию художественной литературы на речевое и эстетическое развитие ребёнка. А.И. Полозовой подчёркивается существенная роль поэзии. Педагоги (Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина) и поэты (С.Я. Маршак, К.И. Чуковский) совершенно правильно отмечали, что самыми маленькими детьми легко постигается ритм стихотворения. Они способны наслаждаться созвучием строф, красотой их построения. Ритм присущ природе человеческого организма, видимо, поэтому чувство ритма проявляется и появляется очень рано. К.И. Чуковский подчеркивал, что ребёнок, осваивая речь, испытывает необходимую тягу к ритму и рифме. Он с удовольствием подбирает созвучные слова. Стихи шестилетних детей становятся «бесформенны и нестройны, их ритмы начинают хромать и его импровизации выражают уже не экстаз, а чаще всего раздумье, рассуждение», потому что к этому времени ребёнок утрачивает моторное ощущение стиха .

Формирование отношений ребёнка к многообразию явлений окружающего мира определяет ценностно-ориентационная функция материнской школы.

В раннем возрасте ценностно-ориентационная функция обеспечивает выработку и становление первоначальных ценностных установок у ребенка. В подростковом возрасте, на

первый план выступает поддержка в формировании убеждений, являющихся ориентирами в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми.

Здоровьесберегающая функция материнской школы заключается в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Данная функция реализуется через гигиеническое воспитание, оптимальную организацию режима дня, рациональное питание, учет возрастных особенностей ребенка.

Психотерапевтическая функция материнской школы обеспечивается созданием атмосферы доверительности в семье. Мать, взаимодействуя с ребенком, создает для него сферу абсолютной защищенности и принятия ребёнка вне зависимости от его таланта и успеха.

Социализирующая функция материнской школы обеспечивает освоение ребенком норм и правил поведения в обществе, сотрудничества, самореализации.

В перинатальный период и период раннего детства, особую роль играет материнская школа. Ведь именно в это время человек наиболее чувствителен к влиянию среды и воспитательным воздействиям. От того, насколько успешно ребенок адаптируется к условиям среды, зависит его дальнейшее развитие.

Важнейшее значение имеет образовательная функция материнской школы.

Образовательная деятельность матери имеет большое значение на всех этапах развития ребенка. Образовательный процесс в семье постоянен и непрерывен. Осуществляемая матерью образовательная функция может иметь как положительный, так и отрицательный характер в плане воздействия на психику ребенка.

На этапе беременности длительные нервные состояния матери сказываются отрицательным образом на формировании мозга ребенка. Ребенок, еще не успев родиться, чутко реагирует на изменения эмоционального состояния матери, состояния ее здоровья .

Поэтому на протяжении всей беременности будущей маме необходимо уделять внимание своему физическому и психическому здоровью. Этим она способствует нормальному развитию органов и систем, отвечающих за умственное развитие будущего малыша, создавая тем самым необходимый потенциал для его последующего образования.

На этапе беременности в настоящее время для гармонизации состояния матери и еще нерожденного ребенка применяются различные образовательные программы и методики (рефлексотерапия, различные виды релаксаций, звуковая и цветовая терапии, гипокситерапия, записи классической музыки, ритмические упражнения «Панэвритмия», комплексная методика «Пренатальный университет»). Эффективными методиками, позволяющими влиять на эмоциональное состояние нерожденного ребенка являются игра в «толчки», применение специальных поясов с вмонтированными плёнками с записями.

Данные воздействия положительно влияют на развитие когнитивных структур психики малыша .

Таким образом, эффективное исполнение функций материнской школы имеет решающее значение для процесса дальнейшей социализации ребенка. Материнская школа во главу угла ставит задачу создания индивидуальной траектории развития ребенка. Путем организации условий для развития личности ребенка, достигается задача расширения его кругозора, формируется отношение к окружающему миру, развивается речь, мышление.

При этом воспитательное воздействие в рамках материнской школы должно распространяться на все сферы жизни ребенка. Только путем комплексного воздействия можно обеспечить будущее полноценное развитие его личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2010. № 4. С. 134-150.

2. Балаш В.А., Родионова Л.А. Уровень рождаемости в России: основные тенденции и модели исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 12. С. 84-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: НИИ семьи, 2011. 231 с.

4. Брутман В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 110-118.

8. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

9. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. М.: Сфера, 2009. 256 с.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.

11. Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М.: Синапс, 1993. 354 с.

12. Мельников В.П. История социальной работы в России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006. 42 с.

13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.

14. Плотникова Е.Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. 2011. №2. С.1-5.

15. Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27-37.

17. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.И. Мосовичев. М.: Норма, 2008. 608 с.

19. Schön R.A., Silven M. Natural Parenting — Back to Basics in Infant Care // Evolutionary Psychology. 2007. № 5(1). Р. 102-183.

20. Van de Kaa, D.J. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1987. № 42 (1). Р. 1-59.

10. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo . Moscow, Akademiya Publ., 2003. 336 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Schön R.A., Silven M. Natural Parenting — Back to Basics in Infant Care // Evolutionary Psychology. 2007. № 5(1). R. 102-183.

20. Van de Kaa, D.J. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1987. № 42 (1). R. 1-59.

© Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Быстрова Наталья Васильевна — кандидат Bystrova Natalia Vasilevna- Ph.D., assistant professor of

педагогических наук, доцент кафедры vocational education and management of educational

профессионального образования и управления systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

образовательными системами, Нижегородский University ( Mininsky University) , Nizhny Novgorod,

государственный педагогический университет имени Russian Federation,e-mail: bystrova nv@mail.ru Козьмы Ыинина (Ыннинский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: bystrova nv@mail.ru

Плотникова Екатерина Евгеньевна — кандидат Plotnikova Catherine Evgenievna — Ph.D., assistant

педагогических наук, доцент кафедры педагогики и professor of pedagogy and modern educational

современных образовательных технологий technologies Borisoglebskii branch of the Voronezh

Борисоглебского филиала Воронежского State University , Borisoglebsk , Russian Federation; e-

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх