Мем про защиту

Кому принадлежат мемы – изображения, видео и идеи, вирусно распространяющиеся в интернете? Казалось бы, миллионы похожих картинок, которые появляются в сети, – продукт коллективного разума, и ни о каком копирайте речи нет. Однако это далеко не всегда так. Кто владеет мемами и популярна ли практика их регистрации в России, Право.ru спросило у экспертов.

Профиль пингвина на синем фоне и миллиарды вариантов подписей о неловких ситуациях – это появившийся еще в 2009 году популярный мем, известный в рунете как «пингвин-социофоб», в английском варианте – Socially Awkward Penguin. Однако после того, как картинки заполнили интернет, у картинки объявились владельцы. Как оказалось, фотографию шагающего пингвина сделал штатный фотограф National Geographic, а уже потом пользователи сети воспользовались изображением, убрав из него фон и добавив текст.

«Мы верим в защиту копирайта и профессиональных заработков фотографов, которые именно за счёт лицензирования обеспечивают себя и создание новых работ. Getty Images несёт ответственность более чем перед двумя сотнями тысяч фотографов. Они имеют право на оплату своего труда», – заявили в ответ на вопросы журналистов представители Getty.

Счёт в 785,40 евро, который предъявили немецкой компании, оказался вдвое больше средней стоимости лицензии на использование изображения, заявили в фирме. Get Digital согласилась заплатить, но отказалась держать транзакцию в секрете, на чем настаивали владельцы изображения. Вместо того, чтобы молчать, топ-менеджер компании Филипп Стерн рассказал о произошедшем в блоге – на английском и на немецком. Реакции из Getty Images не последовало. Позже компания создала на основе фото изображение, которое можно использовать, но к тому времени популярность мема упала.

Запреты с обратным эффектом

Джереми Малькольм, главный аналитик глобальной политики Electronic Frontier Foundation, американской некоммерческой организации, защищающей права пользователей, говорит, что подобное вряд ли могло случиться в США благодаря существующей там доктрине «добросовестного использования». Она позволяет использовать защищённые авторским правом материалы при соблюдении определённых условий – например, разрешение правовладельца не требуется, если использование товарного знака способствует «прогрессу науки и полезных искусств». В Европе же споры из-за мемов более вероятны.

По словам Брэда Кима, редактора сайта Know Your Meme, отстаивать права на мемы – обычная практика для фотостоков. Однако его сайт, собирающий и объясняющий мемы, удалил как минимум 20 из них из-за обращений владельцев копирайта. Впрочем, требования удалить изображения и соблюдать авторское право, по его мнению, могут вызвать обратный эффект: «Это только провоцирует дополнительный интерес , особенно когда иски подают крупные компании». Такие требования вызывают и непонимание интернет-аудитории, ведь «сама культура мема появилась из абсолютного игнорирования копирайта», замечает Ким.

Что регистрируют в России

Практика регистрации мемов распространена не только на Западе – частью тренда стала и Россия. В целом мемы не являются каким-то особым объектом правовой охраны и, в зависимости от их текстового, визуального или смешанного характера, будут защищаться как товарные знаки соответствующего вида, считает Павел Катков, основатель и старший партнер юридической компании «Катков и партнёры». Споры в связи с их использованием для российского правоприменения не новы.

Довольно известно дело Валерия Сюткина, в котором его поддержал и Роскомнадзор, и Мещанский районный суд, вспоминает Павел Катков (см. Суд обязал онлайн-энциклопедию «Луркоморье» удалить «непотребный» мем с Валерием Сюткиным). Поводом для обращения в суд послужила фотография певца с нецензурной подписью-мемом, размещённая на сайте энциклопедии интернет-фольклора Lurkmore. Роскомнадзор заключил, уточняет Катков, что нарушением закона о персональных данных является «использование фото публичного лица в качестве олицетворения популярного интернет-мема, не имеющего отношения к личности «селебрити». Нарушением законодательства также будет считаться создание фейкового аккаунта от имени публичной личности и его использование, создание фейкового сайта публичной личности, посвящённого профессиональной и общественной деятельности публичной личности, использование фото публичного лица в качестве олицетворения популярного интернет-мема, что не имеет отношения к личности «селебрити».

Самым громким судебным спором можно считать разбирательство вокруг товарного знака «С пылу с жару», который был зарегистрирован компанией ООО «ЛИНА», предъявившей претензии к «Макдональдсу», считает Сергей Зуйков, управляющий партнёр юридической фирмы «Зуйков и партнёры». Рязанский производитель блинов требовал 1 млн руб. компенсации за незаконное использование этого словосочетания – зарегистрированный компанией слоган появился на коробках с сэндвичами «Биг тейсти». «Вначале Арбитражные суды вплоть до кассации отказывали ООО «ЛИНА» в защите прав на товарный знак, исходя из того, что он является общеупотребимым слоганом. Разбирательство дошло до Высшего Арбитражного суда, который отменил судебные акты нижестоящих инстанций и обязал суды рассмотреть требования о защите исполнения по существу», – вспоминает Зуйков обстоятельства дела (см. «Макдоналдс» снова проиграл «С пылу с жару» российскому производителю блинов).

Были и другие, не менее известные, мемы, которые в итоге регистрировались как товарные знаки.

«Вежливые люди»: интернет-мем распространился после появления российских военных в Крыму в 2014 году. Заявка на его регистрацию подана «Военторгом», но на настоящий момент в открытых источниках есть сведения о конкурирующих заявках. В случае их столкновения стороны будут разрешать спор в Палате по патентным спорам или в Суде по интеллектуальным правам, уточняет Павел Катков.

«Keep Calm»: изначально это фрагмент запущенного ещё при Черчилле девиза «Keep calm and carry on» — «Сохраняйте спокойствие и продолжайте делать то, что делали». «Этим девизом английские власти пытались поддержать и укрепить дух граждан во вторую мировую войну. А теперь Челябинская обувная компания «Юничел» стала правообладателем товарного знака «keep calm» на территории России и выпускает под ним кеды. Впрочем, это не первый случай «русификации» западных обозначений – достаточно, например, вспомнить «Советское шампанское», — говорит Павел Катков.

Также в качестве товарных знаков зарегистрированы обозначения «+100500» (Карамба Медиа, телешоу), «Печалька» (Вимм-Билль-Данн, молочные продукты, соки, воды) и «Тро-ло-ло» (Улей-К, кафе), являющиеся известными мемами, напоминает Антон Нефедьев, старший юрист практики по интеллектуальной собственности Goltsblat BLP: «При этом, при регистрации обозначения «+100500″ заявитель столкнулся со сложностями из-за слабой различительной способности обозначения и добился регистрации лишь в Палате по патентным спорам», — уточняет Нефедьев.

В свою защиту я остался без присмотра мем — отличное качество и выгодные цены на Joom

— В свою защиту я остался без присмотра мем в наличии по цене от 259 руб

— В каталоге Joom более 100 товаров с фото и отзывами покупателей

— В свою защиту я остался без присмотра мем в интернет- магазине Joom с доставкой в любую точку мира.

Наши преимущества

— В свою защиту я остался без присмотра мем всегда в наличии по цене от 259 руб.

— Более 100 товаров.

— Качественные материалы: Хлопок, Синтетика.

— Большой выбор цветов: Чёрный, Белый, Серый, Синий, Красный, Зелёный, Жёлтый.

⭐Быстрая и бесплатная доставка по всему миру

Мы даем продавцам ограниченное количество календарных дней, чтобы отправить в свою защиту я остался без присмотра мем. Доставка всех товаров абсолютно бесплатна.

⭐Легкий и быстрый возврат

Если вам пришел некачественный товар, обратитесь в службу поддержки Joom! Мы рассмотрим вашу заявку и примем решение о частичном или полном возврате средств.

💡 Как купить в свою защиту я остался без присмотра мем?

— Выберите товар. Укажите его вариант (цвет, размер, комплектацию) из представленных продавцом.

— Нажмите на кнопку «Купить», чтобы положить товар в корзину и перейти к оформлению.

— В корзине выберите количество единиц товара. (По умолчанию — 1. Максимум — 20).

— Введите полный адрес доставки (включая индекс и номер квартиры), личные данные, номер, адрес вашей электронной почты. Проверьте введенные данные и подтвердите их.

— Оплатите заказ любым удобным для вас способом.

💡 Сколько стоит доставка?

Доставка зарубежных товаров всегда бесплатна, однако ваша посылка может облагаться НДС, таможенными пошлинами или налоговыми сборами в зависимости от законодательства страны, в которой вы живете.

Если вы не уверены, будут ли с вас взиматься дополнительные расходы или нет, свяжитесь, пожалуйста, со справочной таможенной службы вашей страны.

💡 Как я могу оплатить в свою защиту я остался без присмотра мем?

✔️ Банковской картой (Visa, MasterCard, Maestro, Мир и др.);

✔️ Картой Совесть, Свобода или Халва; через аккаунт Paypal;

✔️ Через QIWI кошелек; через кошелек Яндекс.Деньги;

✔️ Через Google Pay и Apple Pay; баллами.

❗Оплата со счета мобильного телефона и оплата наложенным платежом сейчас не принимаются.

Вам не стоит беспокоиться за сохранность платежных данных- совершать покупки с Joom не только просто, но и безопасно. Мы позаботились о том, чтобы вся информация, которая передается через Joom, была зашифрована и надежно защищена.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх