Место проживание или место проживания?

Внесенный президентом в Госдуму законопроект об усилении ответственности за нарушение правил регистрации прошел лишь первое чтение. Однако сомнений в том, что его примут, нет. Если за два последующих чтения законопроект не смягчат, штрафы для нарушителей режима вырастут, а за так называемую фиктивную регистрацию будет введена уголовная ответственность. Не дожидаясь принятия закона, по домам пошли отважные борцы с «резиновыми» квартирами, а глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский предложил в случае более чем трехмесячного отсутствия гражданина по месту жительства лишать его регистрации и объявлять в розыск.

Корреспонденты «За рубежом» спешат поделиться с читателями информацией о том, как в разных странах мира решается вопрос «прописки» и как к этому относятся граждане этих стран.

США: отчитываться не обязаны

В Америке любой гражданин может поселиться где угодно, найти работу и жить, ни перед кем не отчитываясь. Главное – придерживаться правил проживания и устройства на работу того места, где он решил обосноваться, и тогда ни местным чиновникам, ни правохранительным органам до него не будет никакого дела.

Между тем учет и контроль в стране налажен очень эффективно, и для этого, как показывает практика, ни прописки, ни внутреннего паспорта, попросту не нужно. Все, что делает американец в этой жизни, четко и надежно зафиксировано в электронном виде в целом ряде агентств и ведомств. Причем сам гражданин очень даже заинтересован в своевременной подаче верных данных и о себе, и о собственном месте пребывания.

Основной источник информации о любом гражданине США с момента его рождения – Управление социального страхования, которое структурно подчиняется министерству здравоохранения. Девятизначный номер соцстрахования есть у каждого гражданина Штатов (кроме того, его может получить иностранец, имеющий вид на жительство в стране, и даже человек, лишь временно работающий в Америке). Наличие этого номера позволяет получать различные социальные пособия, помощь, медицинское страхование и многое другое. Так что гражданин кровно заинтересован в том, чтобы сообщить правительственному агентству свой правильный почтовый адрес и в дальнейшем оповещать чиновников о любых его изменениях.

Еще один «контролирующий орган» – Служба внутренних доходов граждан. Это – основное налоговое ведомство США, которое не только знает, сколько и каких налогов надо за год уплатить, но и куда послать чек с лишними вычетами из кармана американского налогоплательщика. Так что вновь – своевременное уведомление этой структуры о перемещениях, смене места жительства и работы – в интересах самого американского граждананина.

Далее – Управление автомобильного транспорта (УАТ), которое выдает в Америке водительсткие права, являющиеся зачастую главным официальным документом, удостоверяющим личность американского гражданина. Именно на правах указывается домашний адрес, смена которого требует оповещения УАТ водителем. Для этого, кстати, никуда не надо ходить – на сайте УАТ заполняется соответствующая форма, и через 3-5 дней по указанному тобой почтовому адресу тебе присылают новые права, предварительно аннулировав старые. Кстати, в этой же службе при желании можно зарегистрировать и свою партийную принадлежность. Разумеется, есть в стране и те, у кого нет машины, и те, кто вообще не ходит на выборы – и, соответственно, информации об этих людях вы никогда не найдете в базе данных УАТ. Выходит, что если такой человек переезжает, скажем, из Вашингтона в Лос-Анджелес, он может вообще никого не ставить в известность о своем переезде.

Есть в Америке и еще одна форма контроля (негласного, но весьма эффективного) – данные различных агентств по проверке платежеспособности. Эти структуры определяют, можно ли выдать тому или иному гражданину кредит и на какую сумму. И опять-таки в интересах самого же гражданина, желающего получить кредит в банке, предоставлять агентствам данные и о своих перемещениях по стране, и о смене работы. Подчеркну, что все вышеперечисленные структуры, так или иначе контролирующие жизнь рядового американского гражданина, собирают о нем данные совершенно открыто и с его ведома. И гражданин в любой момент может ознакомиться с тем, что на него «имеется», а найдя ошибку, имеет право внести коррективы в касающиеся его записи.

Словом, свобода – она и есть свобода, и если есть у тебя голова на плечах, соответствующие средства, желание поселиться в любой точке Америки – так и живи себе, работай и ни перед кем не отчитывайся. Ни перед соседями по лестничной площадке, ни перед коллегами, ни уж тем более перед родным государством.

Текст: Юрий Сигов

Канада: без паспорта

В Канаде даже бездомные стараются обзавести адресом, по которому власти могут связаться с ними. И это не связано с какими бы то ни было законами. Как сказал однажды легендарный премьер-министр Канады Пьер Трюдо, государству нет места в спальнях и частной жизни граждан. Просто часто почтовое общение с официальными органами намного комфортнее личного.

Возьмем в качестве примера героиню моего документального фильма о бездомных в Торонто, бродяжку по имени Эми. За исключением зимних месяцев она ночует на одном из оживленных перекрестков в центральной части Торонто. Как-то я застал ее за сортировкой кипы писем и корреспонденции, разложенной на асфальте. К моему удивлению, выяснилось, что все это пришло по «официальному» адресу Эми, которым она обзавелась, чтобы иметь возможность получать от органов социальной опеки письма — ведь часто в них содержатся банковские чеки с социальными выплатами. Так кто же «зарегистрировал» нашу бродяжку? Центр социальной поддержки, на пороге которого, собственно, она и ночует! Все, что требовалось от Эми — указать государственным органам адрес, по которому она желает получать письма. Ну и, конечно, договориться с сотрудниками центра, чтобы те не выбрасывали письма, поступившие в ее адрес.

Вот и большинство канадских граждан сообщают государству свой почтовый адрес только для того, чтобы либо получать по почте банковские чеки с налоговым возвратом либо какие-то документы. Есть, правда, еще один нюанс: граждане, владеющие двумя и более объектами недвижимости, в налоговой декларации обязаны указать адрес своего фактического проживания. Дело тут в том, что жилище, которое используется только для личных нужд, облагается налогами по другой схеме, нежели недвижимость коммерческая или та, что сдается внаем.

Остается добавить, что в Канаде никто не обязан носить с собой не то что паспорт, но и вообще какое-либо удостоверение (разумеется, это касается только пешеходов — у человека, управляющего автомобилем, права, конечно же, должны быть при себе). Если у полиции возникает необходимость установить личность задержанного, то она легко обходится без всяких id. На то она и полиция.

Текст: Игорь Малахов

Мексика: бюрократическая казуистика

Несмотря на то что бюрократический аппарат в Мексике весьма крепок, до прописки здесь пока не додумались. При необходимости привязать граждан к какому-то месту обычно используется место фактического проживания. Для этого запрашивается квитанция квартплаты, на которой указан адрес. При этом счет может быть оформлен на хозяина жилья, то есть в нем может быть указана другая фамилия. В самых строгих бюрократических организациях могут в этом случае запросить контракт на съем жилья. Но этим дело и закончится.

Если потребуется подтвердить собственность или платежеспособность, могут потребовать бумаги по оплате налога на землю. Поскольку пользование землей в Мексике облагается налогом (так же как и наличие у человека дома, квартиры или машины), важной государственной привязкой к месту является оплачиваемая собственность в конкретном регионе.

Ежегодные подсчеты населения и другая статистика о проживании и миграции ведутся на основе информации так называемых «групп обхода» — временно нанимаемых работников для обхода всех городских и сельских зон и сбора данных об именах и фамилиях, количестве детей, возрасте и образовании граждан. В буквальном смысле стуча в каждую дверь, сборщики данных заполняют анкету на каждого жителя.

И еще одним важным аспектом жизни, где требуются бумаги о месте проживания или наличии собственности, является доступ к бесплатной медицине и государственному образованию. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что в первой упомянутой сфере, несмотря на все строгости, порядка мексиканцам добиться не удается. Не дай вам бог попасть в вилку между организациями «Сегуро Сосиаль» и «Сентро де Салюд», оказывающими в Мексике бесплатные медуслуги. С нами было примерно так. «Сентро де Салюд»: «Этих прививок у нас нет, идите в «Сегуро Сосияль». «Сегуро Сосиаль»: «А вы где проживаете? В Икстапе? Из этого района не принимаем, идите в «Сентро де Салюд». «Сентро де Салюд»: «Так вас уже занесли в список «Сегуро Сосияль» — с ними и разбирайтесь». «Сегуро Сосиаль»: «Сказано же: из Икстапы не принимаем, идите в другой «Сентро де Салюд», который в Ла-Пуэрте». «Сентро де Салюд» в Ла-Пуэрте: «Мы принимаем только из нашего микрорайона, и к тому же у нас все равно нет этих прививок»… Потом мы месяц ждали мобильную лабораторию, в которой тоже не оказалось нужных прививок. Потом попросили у родственников бумажку о проживании по соседству с «Сегуро Сосиаль», и благодаря ей нас снова занесли в список. Но как раз в тот момент, когда до нас должна была дойти очередь и когда, наконец, появились прививки, отделение иммунологии «Сегуро Сосиаль» направило своих медсестер по домам, чтобы убедиться в реальном проживании пациентов по указанным адресам. Естественно, посетив наших родственников и не найдя нас там, они снова вычеркнули нас из списка. В итоге моей дочери уже год и два месяца, а прививки ей мы так и не сделали.

Текст: Екатерина Кульганек

Великобритания: несостоявшаяся антиутопия

В Британии нет понятий «прописка» и «регистрация», как нет и внутренних паспортов. На государственном уровне внутреннюю миграцию не контролируют. Но «документ» с указанным в нем адресом пригодится, если вдруг вам захочется открыть банковский счет, получить работу, снять/купить новое жилье. В качестве такого документа подходит банковский счет или счета за коммунальные услуги, которые присылают вам домой. Если в правом углу письма есть ваше имя и адрес – этого достаточно.

Если вы переехали и при этом водите машину, по закону нужно обязательно сообщить Агентству по лицензированию водителей и транспортных средств – государственному отделу, который выдает водительские права. Оно обновит данные у себя в базе и пришлет вам новые права с правильным адресом. Кроме того, если вы индивидуальный предприниматель и сами платите налоги — налоговые органы также просят им сообщать о смене места жительства.

В 2006 году в Британии в рамках неустанной борьбы с терроризмом и нелегальной иммиграцией был принят закон о поэтапном введении удостоверений личности для граждан и резидентов. Речь шла о пластиковых картах с чипом, содержащим в цифровом виде отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза, биометрическую информацию, а также данные о всех прошлых и нынешних местах жительства человека. Власти начали создавать национальную базу данных и к 2013 году планировали одарить такой картой каждого жителя страны. Однако, как показали соцопросы, гражданам идея базы данных пришлась не по нраву — это же ущемление гражданских свобод, говорили они, и вообще антиутопия какая-то. Кроме того, всем известно, насколько вольно чиновники обращаются с конфиденциальной информацией: где только не забывают рабочие ноутбуки — и в такси, и в пабах, и в электричках. В общем, дорогостоящий проект удостоверений личности был полностью отменен в 2010 году, и британцы как обходились водительскими правами и письмами из банка, так и обходятся. Паспорта им нужны только для того, чтобы ездить за границу.

Что касается иностранных граждан, то некоторым из них по приезде нужно регистрироваться в местном отделении полиции. Речь идет о лицах старше 16 лет из 42 стран (в число которых, увы, входит и Россия), приехавших в Британию по рабочей или студенческой визе дольше чем на шесть месяцев. В Лондоне, к примеру, подобной регистрацией эксклюзивно занимается полицейский участок недалеко от станции метро Borough. В сентябре и октябре из-за наплыва студентов там бывает особенно людно и мультикультурно. Ну а тем, кто приезжает в страну по гостевой или туристической визе — регистрация, как правило, не нужна вне зависимости от того, на какой срок выдана эта виза.

И, наконец, о санкциях. Если гражданин не оповестит Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств о смене адреса, ему может грозить штраф до 1000 фунтов — такой же, как если не поменять вовремя (раз в 10 лет) фото и сами права… Но, честно говоря, очень многие забывают это делать. По результатам опроса автомобильной страховой компании LV Сar Insurance, каждый пятый британский водитель не знает, когда у него истекает срок действия прав.

Текст: Анна Дородейко

Германия и Нидерланды: история Ивонны

Чтобы было понятно, как решается вопрос с пропиской в Нидерландах и Германии, рассмотрим следующую ситуацию. Ивонна Потсма (24 года) закончила медицинский факультет Амстердамского университета и нашла работу в городе Утрехт. Условием получения новой работы было проживание в радиусе шести километров от больницы.

Для того чтобы снять квартиру, Ивонне нужно было предъявить ее владельцам документ о предыдущей прописке. Его можно получить в течение трех рабочих дней по почте, заполнив электронную форму на сайте мэрии, или сразу, обратившись туда лично. При переезде Ивонна прописалась по новому месту жительства, воспользовавшись сайтом мэрии Утрехта. Получив уведомление о смене ее места жительства, мэрия Утрехта сама «выписала» девушку из Амстердама и направила ее новый адрес в различные инстанции: налоговую инспекцию, фонд социального страхования, пенсионный фонд и др. Прописка носит обязательный характер. Несоблюдение установленного порядка, во-первых, противозаконно и грозит денежным штрафом около трех тысяч евро, а во-вторых, приносит массу неудобств. Например, без документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, невозможно подключить телефон и интернет, открыть новый банковский счет, оформить страховой полис, получить водительские права или паспорт и т. д. Конечно, люди без определенного места жительства существуют и в Нидерландах. Они имеют право обратиться в мэрию за почтовым адресом, на который им будет приходить корреспонденция. Не имея хотя бы этого адреса, они не могут снять жилье и получить социальное пособие.

Вернемся к Ивонне. Проработав в больнице около года, она решила пойти в ординатуру по радиологии. В Нидерландах свободных мест не оказалось, зато она без труда прошла конкурс в Дюссельдорфе (Германия). Предъявив выписку о месте жительства в Нидерландах и новый трудовой договор, она сняла квартиру в Дюссельдорфе, после чего отказалась от старой и проинформировала об этом мэрию Утрехта, что требуется сделать не менее чем за пять дней до фактического переезда, если вы собираетесь проводить за границей более восьми месяцев в году. Для этого можно снова воспользоваться специальной электронной формой, и мэрия перешлет ваш новый заграничный адрес в налоговою инспекцию и прочие инстанции. Если при переезде в пределах страны для человека мало что меняется, отъезд за границу означает, что он может потерять право на медицинскую страховку и часть пенсии. Кроме этого, он получает новый налоговый статус. Нашей знакомой Ивонне пришлось оформить медицинскую страховку в Германии, зато и налоги в Голландии платить она перестала. Если бы она только жила в Германии, а работала в Нидерландах, то была бы обязана иметь голландскую медицинскую страховку и платить налоги по месту работы. Для подобных ситуаций между многими европейскими странами заключены двухсторонние соглашения, позволяющие избегать двойного налогообложения и прочих проблем.

В Дюссельдорфе Ивонна отправилась в местную мэрию с контрактом о съеме жилья и прописалась по новому адресу. Как и в Голландии, о ее регистрации были автоматически проинформированы все инстанции, в первую очередь налоговая инспекция. Документ о прописке у нее почти никто не требовал, например, счет в Deutsche Bank ей открыли просто по предъявлении голландского паспорта. Через несколько недель она получила письмо от отдела по работе с иностранцами с просьбой принести свой паспорт, фотографию и полис о медицинском страховании. Когда ее документы были проверены, ей прислали домой вид на жительство в Германии. Если Ивонна захочет вернуться в Нидерланды на срок более четырех месяцев, ей надо будет снова там прописаться.

Практика показывает, что ни в Германии, ни в Нидерландах без регистрации не обойтись. Но если человек добросовестно платит налоги и не получает никаких социальных пособий, вероятность того, что кто-то будет проверять, проживает ли он по адресу прописки, ничтожно мала. Все упирается в финансовые вопросы: хотите что-то получить от государства или, наоборот, недоплатить ему – готовьтесь стать объектом контроля.

Текст: Анна Прийдак

Франция: записка в свободной форме

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Место пребывания — это адрес, по которому иностранный гость находится временно. Он фиксируется отрывным бланком. Если адрес вписывается в вид на жительство или РВП, то он считается постоянным — по проживанию. Разница состоит в том, что проживание предполагает неограниченный срок прописки, в отличие от пребывания, и фиксируется штампом в личном документе. В зависимости от вида регистрации различается и порядок ее получения.

Что такое пребывание

По статье 2 закона № 109 «О миграционном учете…», местом пребывания признается жилое помещение, где иностранный гость фактически проживает, спит и проводит свободное время, но которое не является постоянным жилищем. Адресом по пребыванию допускается считать и организацию, в которой прибывший поставлен на учет, если он фактически проживает в помещении организации.

По пребыванию обязаны становиться на учет те, кто:

  • проживают по ВНЖ или РВП;
  • прибывают в страну временно.

Чтобы зафиксировать временное место жительства, в МВД подается уведомление в течение 7 рабочих дней со дня приезда или в течение 1 дня, если гражданин находится в гостинице, организации соцобслуживания или исполнения административного наказания, имеет ВНЖ и приехал на работу вахтой или не имеет постоянной прописки.

Для постановки на временный учет, что значит по месту пребывания, принимающей стороне передаются паспорт и миграционная карта.

Иностранец вправе поставить себя на учет самостоятельно, если:

  • имеет в собственности жилое помещение;
  • лица с ВНЖ вправе подать уведомление сами при наличии письменного согласия принимающей стороны.

Ст. 22 закона № 109 указывает, что заявителю необходимо предъявить паспорт или ВНЖ. Подать уведомление допускается лично в отделение ГУВМ МВД, на Почте России и через МФЦ. Срок в 7 дней начинает течь со дня въезда или со дня прибытия (для ВНЖ и РВП) — это дата начала проживания в регионе, от которой ведомство ведет отсчет.

Какие документы

Документы, по которым проводится временная регистрация без РВП и ВНЖ:

  • паспорт (копии всех страниц);
  • миграционная карта;
  • письменное согласие принимающей стороны — при необходимости;
  • паспорт принимающего;
  • документы на право пользования помещением;
  • копию трудового договора — при учете по адресу организации и в случае прибытия с целью «работа».

Если иностранец имеет ВНЖ или РВП, то их необходимо приложить к документам. В этом случае не придется предъявлять миграционную карту и трудовой договор.

Вы вправе не предоставлять миграционную карту в любом случае. По предоставленным документам ГУВМ МВД проверяет данные карты самостоятельно. Но на практике бланк уведомления не примут без заполненных полей данных о миграционной карте и ее копии, если он подается через Почту России или МФЦ.

Подтверждением постановки на учет станет отрывная часть уведомления с подписью должностного лица и печатью ведомства. Это первое, в чем разница между регистрацией по месту пребывания и по месту жительства, так как в случае постоянной прописки ведомство не выдает бланк, а ставит печать с указанием адреса.

Что такое проживание

Постоянная регистрация, что значит по месту жительства, — это жилье, где иностранец зарегистрирован постоянно (прописан). Этот вид регистрации доступен иностранным гражданам только при наличии вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Обязанность проставить штамп с адресом регистрации по месту жительства появляется у иностранца только при наличии права пользования жильем. Основанием прописки станет документ, подтверждающий это право: выписка из ЕГРН, договор аренды.

Иностранец вправе прописываться постоянно в любом жилом помещении с согласия собственника. Если получить постоянную регистрацию никак, то допускается иметь только временную.

Для прописки необходимо подать в МВД заявление через отделение миграции по предполагаемому адресу проживания, в паспортный стол или в МФЦ.

Для прописки понадобятся такие бумаги:

  • паспорт;
  • ВНЖ или РВП;
  • документы на жилье, фиксирующие адрес проживания, который указывается в заявлении;
  • квитанция об оплате госпошлины 350 рублей — это еще один показатель, чем отличается регистрация по месту жительства и по месту пребывания, так как учет по пребываю осуществляется бесплатно.

Фиксация постоянной регистрации происходит с помощью штампа, который ставится в книжку ВНЖ или в РВП. Если штамп РВП проставлен в заграничном паспорте, то штамп о регистрации поставят на следующей странице.

Отличия (сводная таблица)

Пребывание

Проживание

Временно

Постоянно

Подается уведомление

Подается заявление

Доступно для гостей и иностранцев с ВНЖ и РВП

Доступно только при наличии РВП и ВНЖ

Проставляется немедленно

Проставляется в этот же день

Необходимо зарегистрироваться в течение 7 дней

Необходимо зарегистрироваться в течение 7 дней

Нет обязанности оплачивать коммунальные услуги

Коммуслуги оплачиваются

Не получится оформить документы по адресу места регистрации, если для этого необходима постоянная прописка

Получится оформить документы по прописке

Действует 1 год максимум, затем продлевается

Ставится бессрочно или на период действия РВП

Отменяется по желанию собственника

Отменяется по желанию прописанного или по суду

Что будет, если нет регистрации

За то, что иностранец не поставлен принимающей стороной на учет и в его документах не указан адрес регистрации по месту пребывания, ответственности он не несет, по статье 24 закона № 109. Но на него вправе наложить санкции, если подать уведомление он обязан самостоятельно.

Принимающему назначат штраф по статье 18.9 КоАП РФ — от 2000 до 4000 руб. На организации — до 500 000 руб.

При отсутствии постоянной прописки штраф налагается и на собственника, и на прибывшего. Это следующий показатель, чем место жительства отличается от места пребывания иностранного гражданина.

За отсутствие как постоянной, так и временной регистрации штраф налагается по статье 19.15.1 КоАП РФ:

  • штраф от 2000 до 3000 руб. — на иностранца и до 5000 руб. — на принимающего;
  • штраф от 3000 до 5000 руб. — на иностранца и от 5000 до 7000 руб. — в Москве и Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что норма 19.15.1 КоАП установлена по отношению к россиянам, а не к ИГ, в части постоянной регистрации она вправе применяться и к гостям с РВП И ВНЖ, поскольку отдельной нормы, регулирующей отсутствие постоянной прописки у иностранца, нет.

ZM
Прописка в Словении
Sladkorcek
Не верьте Лужкову и его прихлебателям, такая гестаповская система регистраций есть только в Москве и нигде больше. Есть ли прописка в Мексике?
Magadanian
Ребята, за себя и свою Мексику отвечаю: товарищ Лужков откровенно врет, как сивый мерин. Прописка в Канаде
Vladimir O.
Никакой регистрации в Канаде нет … Как с пропиской в Узбекистане
Sergey
Вот такой он, гостеприимный Узбекистан. Регистрация в Гонконге.
Евгений С.
Регистрация — позор России.
Не забывайте, Евгений описывает процедуру регистрации для ИНОСТРАНЦЕВ. Добрый день, уважаемые господа!
Владимир Терно, Vladimir.terno@unn.ac.uk
Как обстоят дела с пропиской в Англии.
» … прожив почти год в Англии, я полицейских видел всего раза три на улице! И представляете, за все это время никто ни разу не проверил у меня документы, не остановил на улице, хотя путешествовал я по Англии немало!» Как прописывают в Америке.
Трофим Лобачев, Gazeta.Ru
Юрий Лужков в недавнем интервью Евгению Киселеву в «Итогах» признался, что, по его разумению, даже в такой демократической стране, как Америка, есть аналог прописки или регистрации. И, мол, даже в гостиницах при поселении с вас потребуют паспорт. Это, однако, большое заблуждение. Потому что никакой прописки-регистрации в Америке нет. Все гораздо тоньше. Вот как осуществляется там контроль за поведением граждан. Как происходит «прописка» в США.
Андрей Лавров, г.Рестон, шт.Вирджиния
Сразу замечу, что никакой «прописки» в стране звездно-полосатого флага не существует. Имеется хорошо отлаженная система электронного учета граждан и просто резидентов страны. Данный учет ведется несколькими различными службами (среди которых есть даже коммерческие негосударственные организации) в виде поддержания в достоверном состоянии баз данных с информацией о резидентах страны. Прописка в Америке, если ты НЕ гражданин.
Konstantin, Kansas City, Kansas
Я живу в USA ровно год. За это время сменил 3 места жительства (по работе пришлось) в разных штатах — Техас, Миссури, Канзас. Я не гражданин США — всего лишь иностранный рабочий. Как решались проблемы с жильем: В день приезда в Америку меня свозили в Social Security Office — дабы получить SSN. Это девятизначный номер, присваиваемый резиденту США (человеку, который собирается жить там, не важно, гражднин или нет) по его желанию и бесплатно. Процедура занимает полчаса — час. Карточку с номером присылают в течение недели, сам номер становится известен на следующий день. Отказать в выдаче не могут (вообще-то у них такой мысли даже не возникает). В Китае за всем следит партия.
Александр Чудов, Gazeta.Ru
В Китае любое жилое здание, не говоря уже о госучреждениях, обязательно обносится бетонным забором. У ворот непременно стоит смотровая будка, в которой дежурят несколько человек. И не обязательно, что это сотрудники спецслужб. Как правило, это «народные дружинники» из числа пенсионеров. И несут свою службу они часто бесплатно, но с большим рвением. В Европе регистрируются без спроса.
Елена Огородникова, Gazeta.Ru
Свободная Европа, если посмотреть на нее под углом такого института, как регистрация, свободной не является. В Старом Свете кое-где сохранилось и само понятие, и даже суть регистрации. Речь прежде всего о Германии и Австрии. Хотя, конечно, регистрация в них носит уведомительный, а не разрешительный характер. Тем не менее Европа, несмотря на откровенное присутствие контроля со стороны государства, — континент куда более свободный, нежели Америка. Лондон тоже столица. А как с приезжими?
Письмо от Тани М.
Самые дискомфортные ситуации, как это не странно, были именно в связи с соотечественниками. Причем я имею в виду СССР. Несколько московских дам отравляли жизнь всему курсу. Представьте себе картину: имам опаздывает на занятия и несется по улице, хлопая своими шлепанцами. Успел, забежал в класс и, — что делать, такова азиатская культура — здоровается сначала с мужчинами, потом с женщинами. После этого с ним перестали разговаривать две москвички и даже отказывались вести учебный диалог на занятии. Почему? «Да что он о себе понимает чернож…., чурка! Понаехали сюда, как саранча, уже белого лица не увидать на улицах, везде толкутся, все магазины заполонили — на распродаже не протолкнешься от этих вонючих обезьян и т.д. и т.п.» Прописка в Японии
Начинаем нашу подборку писем от наших соотечественников за рубежом с Японии. Представляем вашему вниманию письмо Михаила Максимука , первого любезно откликнувшегося на нашу просьбу.

Многие называют регистрацию места жительства – пропиской, а правильно ли это?

И почему на свое существование имеют право два этих понятия? Чем регистрация отличается от прописки?

Пропиской была система государственного контроля миграции населения, еще в Российской империи после чего, признала с 1932 году (в год основания паспортов), широкое применение в СССР. Главным принципом прописки была жесткая привязка человека к его постоянному месту жительства. В СССР граждан регистрировал Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), делая соответствующие отметки в их паспортах. Позже с 1940-х годов функция прописки граждан перешла в органы милиции и местных органов власти.

Оглавление:

В то время, прописка несла в себе огромное значение для гражданина, ведь она была основанием для получения работы, медицинской помощи и даже жилья. Люди без прописки назывались – БОМЖами, что означает, без определенного места жительства.

Прописка в Украине была отменена в 2003 году, из-за признания неконституционным самого института еще в 2001 году, на основании Решения Конституционного Суда Украины по делу о прописке N1-31/2001 N15-рп/2001 от 14 ноября 2001 о соответствии Конституции Украины (конституционности) положения подпункта 1 пункта 4 положения о паспортной службе органов внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины.

В связи с чем, 11.12.2003 года был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» и вместо прописки появилась регистрация, которая в соответствии этого закона означает — внесение записи в реестр территориальной общины, документов, в которые вносятся сведения о место жительства / пребывания лица, с указанием адреса жилья / места пребывания с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографического реестра в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Хотя понятия прописки и регистрации по месту жительства многие путают и идентифицируют как одно, и тоже, но они отличаются друг от друга. И любой грамотный человек должен понимать, в чем собственно заключается ключевая разница.

Воспользуйтесь консультацией:

Во-первых, отличаются цели осуществления прописки и регистрации. Первая, по сути, представляла собой функцию административно-планового размещения населения. Основное назначение регистрации – поддержание юридической связи между человеком и государством, необходимой для взаимного выполнения прав и обязанностей.

Во-вторых, прописка закрепляла людей за определенной административно-территориальной единицей, а разрешение на проживание выдавали жилищно-бытовые комиссии или административные органы на местах. А вот институт регистрации не предусматривает таких ограничений. Также не существуют лимитов на регистрацию новоприбывших, которые действовали ранее (например, в Киеве). Единственными и достаточными условиями для регистрации человека являются его желание и право на проживание в данном доме. При этом, регистрация как система учета не связана с институтом собственности и обязательности осуществления этих действий.

В-третьих, регистрация в Украине (по состоянию на 2019 год) предусматривает подачу заявления и существенно меньшего в сравнении с пропиской перечня документов.

Однако существенно поменялся лишь принцип оформления «штампа» – вместо разрешительного, он стал заявительным. Жить теперь можно в любом жилом помещении. Более того, у всех жителей Украины появилась возможность фактического проживания в одном месте, а регистрации в другом.

Однако, в то же время, надо не забывать, что регистрация места жительства обязательна. И несвоевременная регистрация или проживание без нее, согласно ст. 197 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП), влечет за собой наложение санкций, хоть и минимальных от предупреждения до штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (сегодня – от 17 до 51 грн). Правда, при определении ответственности учитывают причины несвоевременной регистрации. На практике привлечение к ответственности за отсутствие регистрации – это скорее исключение, чем правило.

Воспользуйтесь консультацией:

Важно иное (!) Регистрация места жительства – не только факт, подтверждающий нахождение лица, но и обязательное условие для получения определенных социальных льгот и гарантий, которые предоставляет государство своим гражданам, и реализации прав. В частности, по месту жительства осуществляется:

  • выдача национального паспорта (впервые, в связи с утерей и т. д.);

  • оформление загранпаспорта и проездного документа ребенка;

  • регистрация в качестве физического лица (предпринимателя);

  • выплата пенсий, социальных пособий по безработице, уходу за ребенком и т. д. (за исключением помощи в связи с беременностью и родами);

  • подача налоговой декларации;

  • голосование на выборах;

  • обращение за бесплатной медицинской помощью.

Также регистрация – это возможность получить кредит и воспользоваться другими банковскими услугами, повод для оплаты иных ставок аренды земли и т. д.

Кстати, регистрация в сельской местности (не просто в частном доме, а именно на территории сельских и поселковых советов в районах областей) дает возможность претендовать на получение пая земли (размер которого может доходить до 2-6 га).

Однако в итоге следует признать, что существенной разницы между пропиской и регистрацией нет. Выбрать и поменять место жительства можно самостоятельно, без ограничений. Но быть зарегистрированным необходимо.

Устаревшие требования

Согласно требованиям Приказа МВД Украины №1077 от 22.11.2012 года, в случае если после регистрации по новому месту жительства одновременно со снятием с предыдущей регистрации будет установлено, что гражданин не сообщил о зарегистрированном проживании вместе с ним несовершеннолетних детей, оба действия отменяют. После этого процесс регистрации придется пройти сначала. Однако этот Приказ был отменен новым Приказом от 13.12.2017 № 1024.

Физическое лицо, которое достигло четырнадцати лет, может свободно выбирать для себя место жительства, за исключением ограничений, установленных законом.

Местом жительства физического лица в возрасте от десяти до четырнадцати лет является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них, с кем оно проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения и т.п., в котором оно проживает, если место проживания не установлено по соглашению между ребенком и родителями (усыновителями, опекуном) или организацией, выполняющей относительно него функции опекуна.

Но в случае спора место жительства физического лица в возрасте от десяти до четырнадцати лет определяется органом опеки и попечительства.

Месту жительства ребенка, не достигшего десяти лет, является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них, с кем она проживает, опекуна или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения, в котором она проживает.

Для этого родителям дается три месяца со дня рождения ребенка.

Документы родителями могут быть поданы в органы РАГСа одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка или одновременно с подачей заявления на государственную помощь при рождении ребенка.

Такие действия осуществляются по желанию. В этом случае лицо может обратиться в соответствующий орган и бесплатно изменить эту информацию в своем паспорте.

Гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор места проживания на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом.

Как говорилось ранее, в соответствии с Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» гражданин Украины, а также иностранцы или лица без гражданства, постоянно или временно проживающих в Украине, обязаны в течение тридцати календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытия к новому месту жительства зарегистрировать свое место жительства.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 2012 №251 «Об утверждении Порядка оформления, изготовления и выдачи вида на жительство и вида на жительство и технического описания их бланков и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2002 №1983» определяется, что право на получение вида на жительство (временная регистрация) имеют:

  1. иностранцы и лица без гражданства, в соответствии с законом прибыли в Украину для трудоустройства;
  2. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи, зарегистрированных в установленном порядке;
  3. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину с целью проповедования религиозных вероучений, выполнения религиозных обрядов или другой канонической деятельности по приглашению религиозных организаций и по согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию соответствующей религиозной организации;
  4. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для участия в деятельности филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций иностранных государств, зарегистрированных в установленном порядке;
  5. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для работы в представительствах иностранных субъектов хозяйствования в Украине, зарегистрированных в установленном порядке;
  6. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для работы в филиалах или представительствах иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке;
  7. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для проведения культурной, научной, образовательной деятельности по основаниям и в порядке, установленных международными договорами Украины или специальными программами, спортсмены, получившие профессиональный статус, а также иностранцы и лица без гражданства, прибыли в Украину для участия в международных и региональных волонтерских программах или участия в деятельности волонтерских организаций, зарегистрированных в Украине в установленном порядке;
  8. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для работы корреспондентом или представителем иностранных средств массовой информации;
  9. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину с целью обучения;
  10. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину с целью воссоединения семьи с лицами, которые являются гражданами Украины, или которые во время пребывания на законных основаниях на территории Украины в случаях, указанных в частях третьей — двенадцать статьи 4 Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», заключили брак с гражданами Украины;
  11. иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину с целью воссоединения семьи с лицами, указанными в частях второй — двенадцать статьи 4 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»;
  12. иностранцы и лица без гражданства, после завершения предельного срока пребывания в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине, обратились с заявлением о получении вида на жительство.

С исчерпывающего перечня изложенного выше следует, что граждане Украины не могут получить вид на жительство (временную регистрацию).

Для регистрации места пребывания лицо или его законный представитель вместе с заявлением предоставляет: паспортный документ или справку об обращении за защитой в Украине. Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении или свидетельство о принадлежности к гражданству Украины; документы, подтверждающие право на пребывание в жилье: свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма, аренды) или другие документы. При их отсутствии регистрация места пребывания осуществляется с согласия собственника/совладельцев жилья или их уполномоченных органов, нанимателя и членов его семьи.

Регистрация места жительства или места пребывания лица — внесение информации в Единый государственный демографического реестра о месте жительства или месте пребывания лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручения официальной корреспонденции.

Снятие с регистрации места пребывания лица осуществляется на основании уведомления о снятии с регистрации места пребывания лица.

В настоящее время, в Украине существует масса фирм и специалистов, которые работают в направлении предоставления помощи в частности иностранцам в осуществлении их права на получение временной регистрации. Однако юридическая платформа Протокол (Protocol) рекомендует Вам все же заключать письменные договоры с такими фирмами, так как это будет гарантией предоставления данных услуг качественно. Кроме того, специалистов в этой области Вы без труда можете найти в Интернете и перед заключением договора задать им интересующие Вас вопросы – получив квалифицированную консультацию, а также ознакомиться с ценами на услуги.

Автор консультации: Анфёрова Е.С.,

директор и адвокат Адвокатского бюро «Екатерины Анфёровой»

Источник: Юридический ресурс Протокол

ИНСТИТУТ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

ПЛЮГИНА Инна Владимировна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: inna_wp@mail.ru

Современный российский институт регистрационного учета, трансформировавшийся из существовавшей в советский период системы «прописки», остается одним из наиболее часто критикуемых инструментов регулирования внутренних миграционных процессов. В частности, подвергается критике имеющийся подход к определению понятия «место жительства», сама процедура регистрации, являющаяся достаточно сложной, констатируется влияние факта регистрации по месту жительства или места пребывания на реализацию отдельных прав и свобод и др. В связи с этим представляет научный и практический интерес, каким образом решаются проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного учета населения, за рубежом.

Цель статьи состоит в изучении используемых в законодательстве зарубежных государств подходов к регулированию вопросов регистрационного учета населения, выявлении имеющихся положительных практик. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач: анализ понятийно-категориального аппарата (в частности, понятий, определяющих место жительства и место пребывания); выявление подходов к законодательному закреплению обязанности регистрации по месту нахождения; выявление используемых способов предупреждения фиктивной регистрации по месту жительства и месту пребывания. Достижение поставленной цели и задач требует применения различных методов исследования, основным из которых является сравнительно-правовой метод.

Автором проведен сравнительно-правовой анализ законодательства России, Австрии, Белоруссии, Германии, Казахстана, Польши, регламентирующего вопросы регистрационного учета населения. Сделан вывод, что в перечисленных иностранных государствах подходы к определению места жительства и места пребывания в целях регистрационного учета в большинстве случаев не являются столь жесткими, как в Российской Федерации. Это представляется вполне оправданным, поскольку цель регистрационного учета состоит в юридической фиксации фактического, действительного места нахождения лиц, проживающих на территории государства. Однако одновременно с этим в законодательстве указанных стран закрепляются механизмы, направленные на предупреждение фиктивной регистрации, в частности, предполагающие участие в процедуре регистрации собственника (правообладателя) жилья, детальную проверку предоставляемых документов, проведение контрольных мероприятий.

Ключевые слова: регистрационный учет, регистрация, место жительства, место пребывания, жилое помещение, жилье.

REGISTRATION INSTITUTE: COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: inna_wp@mail.ru

Keywords: registration, records, place of residence, place of stay, living quarters, housing.

DOI: 10.12737/art.2018.3.13

Прототипом современной системы регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания считается существовавший в советский период институт «прописки». Напомним, что постановлением Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР от 27 декабря 1932 г. № 1971 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» была введена единая паспортная система с обязательной пропиской по всему Союзу ССР Жесткий разрешительный порядок прописки стал объектом многочисленной критики. Практически весь советский период от наличия прописки зависела реализация мно -гих прав и свобод граждан, в частности права на медицинское обслуживание, образование, трудоустройство, жилищное обеспечение. Лишь в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» было установлено правило, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе России. Формально факт регистрации по месту жительства или по месту пребывания утратил правоустанавливающий характер, хотя до сих пор имеют место отдельные случаи, когда для реализации прав и свобод необходимо наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Отношение к институту регистрационного учета в России неоднократно менялось на протяжении 1990— 2000-х гг., высказывались диаметрально противопо -ложные мнения относительно его судьбы, вплоть до полной отмены. Однако впоследствии стало понятно, что такой отказ невозможен в силу значимости регистрационного учета для осуществления многих государственных задач и функций, а также оказания государственных и муниципальных услуг. Более того, начиная с 2011—2012-х гг. были предприняты ме -ры по совершенствованию эффективности института регистрационного учета, ужесточены нормы и правила, обеспечивающие его реализацию.

Как таковая процедура регистрационного учета, равно как и закрепленная на законодательном уровне обязанность граждан осуществить регистрацию по месту нахождения, существует во многих государствах, в частности в Австрии, Германии, Польше, Казахстане, Белоруссии.

Так, Основным законом Федеративной Республики Германия вопросы, связанные с регистрационным учетом, отнесены к исключительной законодательной компетенции федеральных органов власти (ст. 73)1. Федеральный закон о регистрации от

1 Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23 Mai 1949. URL: https://www.bundestag.de/gg.

3 мая 2013 г.2 определяет порядок регистрации, компетенцию регистрирующих органов, устанавливает требования к информации, используемой при осуществлении регистрационного учета. В целях обеспечения единообразного применения Федерального закона о регистрации федеральным правительством был разработан специальный административный регламент3. Кроме того, на федеральном уровне регламентирован порядок передачи полученных данных в рамках межведомственного взаимодействия4. Обязанность регистрации в Германии распространяется на всех резидентов. В § 2 Федерального закона о регистрации установлено, что регистрирующие органы должны регистрировать лиц (резидентов), проживающих на подведомственным им территориях, с целью выявления и подтверждения их личности и места жительства. Одновременно закреплена обязанность любого лица, приобретающего жилье, зарегистрироваться в соответствующих органах в течение двух недель после переезда (§ 17). В случае выезда, если при этом не приобретается иное жилье в Германии, устанавливается обязанность снятия с регистрации. По общему правилу новорожденные, рожденные в пределах страны, должны быть зарегистрированы только в том случае, если они проживают в жилище, не являющемся жилищем их родителей или матери. От регистрации освобождаются лица, уже имеющие регистрацию на территории страны и изменяющие место жительства на срок не более шести месяцев. В случае если этот срок превышает шесть месяцев, устанавливается обязанность регистрации в течение двух недель.

Обязательство регистрации для польских граждан закреплено в Законе об учете населения от 24 сентября 2010 г.5, при этом оно предполагает выполнение следующих действий:

регистрацию по месту постоянного или временного проживания;

снятие с регистрации при выезде из места постоянного или временного проживания;

уведомление в установленном порядке о выезде за пределы государства и возвращении на его территорию (ст. 24.1).

2 Bundesmeldegesetz vom 3 Mai 2013 (BGBl. I S. 1084). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bmg/BJNR108410013. html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье 27.1 установлена общая обязанность гражданина Польши зарегистрироваться по месту постоянного или временного проживания в срок, не превышающий 30 дней с даты прибытия в это место. На иностранных граждан, находящихся на территории Республики Польши, также возлагается обязанность регистрации по месту постоянного или временного проживания, по общему правилу она осуществляется в срок не позднее четвертого дня, считая со дня прибытия. Исключение из этого правила предусмотрено для ряда категорий иностранных граждан, в частности для граждан государств — членов Европейского Союза, для которых обязанность регистрации возникает не позднее 30-го дня с даты прибытия. Иностранные граждане освобождаются от обязанности регистрации, если срок их пребывания на территории Польши не превышает 14 дней (ст. 40 — 42.1 Закона об учете населения).

Процедура регистрационного учета населения применяется также в Австрии, где она регулируется нормами Закона Австрии о регистрации 1991 г.6, здесь же установлена ответственность за нарушение правил регистрации. Согласно § 2 Закона Австрии о регистрации обязанность уведомления возлагается на любое лицо, которое вселяется в жилье или помеще -ние гостиничного типа. Такая обязанность возникает по общему правилу в случае, если предполагается проживание на срок свыше трех дней. Срок регистрации в помещениях гостиничного типа — не более 24 часов после въезда (из данного правила есть исключения). Иностранные граждане, на которых возложено обязательство регистрации и осуществляющие оплачиваемую трудовую деятельность на федеральной территории, требующую официального раз -решения, также подлежат регистрации.

Согласно ст. 51 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-^ «О миграции населения»7 внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом правительством. Внутренний мигрант — переселенец или лицо, переселяющееся внутри Республики Казахстан самостоятельно в целях постоянного или временного проживания.

Возвращаясь к российскому законодательству, отметим, что в настоящее время сохраняется ряд проблем, связанных с осуществлением регистрационного учета, в первую очередь связанных со смешением подходов к определению категорий «место жительства» и «место пребывания» в целях регистрацион-

7 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31038298.

ного учета и в целях обеспечения жилищных и иных прав. Исходя из норм действующего российского законодательства, постановка на регистрационный учет может осуществляться только в жилых помещениях (признаваемых таковыми в соответствии с жилищным законодательством); кроме того, пребывание и проживание в таких жилых помещениях допускается на основаниях, предусмотренных законодательством РФ (право собственности, договор найма (поднайма), договор найма специализированного жилого помещения и др.)8. Следует подчеркнуть, что Жилищный кодекс РФ (ст. 15) устанавливает достаточно жесткие требования для признания помещения жилым: таковым является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвеча -ет установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В результате в нынешней практике имеется достаточно много случаев, когда регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания невозможна по независящим от самого гражданина причинам. Например, граждане могут длительное время проживать в так называемых домах — долгостроях, право собственности на которые по различным причинам не может быть оформлено застройщиком. Отсутствие свидетельства о праве собственности не позволяет осуществить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в таких объектах, несмотря на фактическое проживание.

Имеются проблемы с регистрацией лиц без определенного места жительства (причем в данном слу-

8 Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Феде -рации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

чае не обязательно речь идет о маргинальных слоях населения). Проблема регистрационного учета лиц без определенного места жительства была частично решена после принятия постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 6889, которым определен порядок регистрации по месту пребывания таких лиц в учреждениях социального обслуживания, однако количество таких учреждений ограничено.

Нельзя не отметить и трудности с регистрацией в случаях проживания в жилом помещении на основании договора найма (поднайма), поскольку собственник жилого помещения далеко не всегда соглашается зарегистрировать нанимателя и членов его семьи10.

Следует отметить, что основная цель регистрационного учета состоит в юридической фиксации настоящего, фактического места нахождения лиц, проживающих на территории государства, а не в обеспе -чении реализации их жилищных прав. В связи с этим, как представляется, используемый в настоящее время в законодательстве подход к определению понятий «место жительства» и «место пребывания» нуждается в дополнительном осмыслении и критической оценке. Примечательно, что для целей миграционно -го учета используемый подход к определению места пребывания не столь жесткий и допускает постанов -ку на миграционный учет в помещениях, не являющихся жилыми, а также в учреждениях или организациях, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания11.

С учетом сказанного вызывают интерес подходы, используемые в зарубежных государствах для определения места нахождения лиц при осуществлении процедуры регистрации. Как показал проведенный

9 См. постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 688 «О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

10 Подробнее см.: Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2012. С. 187—201.

11 Согласно Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место пребы -вания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющее-

ся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном названным Законом.

анализ, в большинстве случаев подход к определению места пребывания и места проживания в них несколько проще, чем используемый в российском законодательстве.

Так, понятие «жилье», используемое в законодательстве Германии в целях регистрации, является весьма широким: под таковым понимается любое закрытое пространство, которое используется для жиз -ни или сна (§ 19 Федерального закона о регистрации). В качестве жилья также рассматриваются помещения на борту кораблей морского флота. Жилые авто -прицепы и баржи (плавучие дома) могут рассматриваться в качестве жилья лишь в том случае, если они не перемещаются или перемещаются лишь изредка. Кроме того, в законодательстве определяется понятие «главное жилье», под которым понимается преимущественно используемое жилье, если лицу принадлежат несколько помещений.

Подход к определению места, по которому допускается возможность регистрации на территории Польши, за последние годы несколько изменился, чему способствовали решения Конституционного суда. Так, в решении от 27 мая 2002 г. Конституционный суд Польши указал, что регистрирующие органы не вправе выяснять правомерность проживания, поскольку задача регистрации — установить фактическое положение дел, а не правовой статус. В результате дальнейшая судебная практика пошла по пути, когда регистрация стала осуществляться не только в жилых помещениях, признаваемых таковыми по законодательству, но и иных помещениях (например, в доме на садовом участке).

Согласно Закону Австрии о регистрации жильем признаются помещения, используемые для проживания или сна. Понятийно-категориальным аппаратом данного Закона выделяются не только общее по -нятие «место жительства», но и понятие «основное место жительства», являющееся центром жизненных интересов лица. При этом конкретизируется, что центр жизненных интересов определяется, в частности, продолжительностью пребывания, местонахождением работы или учебы, отправной точкой поездки на работу или учебу, местом жительства иных лиц (например, несовершеннолетнего) и др.

Согласно действующему Закону об учете населения Польши (ст. 25) постоянное проживание — это проживание в определенном месте под установленным адресом с целью постоянного проживания. Временное проживание не предполагает намерения изменения места постоянного проживания, в Законе подчеркивается, что всякий раз, когда говорится о временном проживании, имеется в виду проживание вне места постоянного проживания сроком более трех месяцев. В Законе закреплены особенности определения места постоянного или временного про -живания для работников, осуществляющих трудовую деятельность на судне внутреннего водного или

морского транспорта, или живущих в связи с выполнением работ на барже (в плавающем доме). В этом случае место жительства определяется по месту нахождения работодателя.

Понятия «место жительства» и «место пребывания» в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»12, при этом используется, как и в Российской Федерации, достаточно жесткий подход. Под местом жительства понимается местонахождение (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он постоянно либо преимущественно проживает, за исключением установленных случаев. Место пребывания — местонахождение (адрес) жилого помещения или помещения для временного проживания, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он временно пребывает, за исключением установленных случаев. В качестве «помещений для временного проживания» определяются садовый домик и дача. Представляет интерес ограничение срока регистрации по месту пребывания: согласно требованиям белорусского законодательства регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если не установлено иное. В российском законодательстве срок регистрации по месту пребывания сейчас не ограничен.

Понятие «место жительства» в Казахстане опреде -лено в Гражданском кодексе Республики Казахстан 1994 г. Согласно ст. 16 местом жительства признается населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Кроме того, гражданин имеет юридический адрес, используемый в отношениях с физическими и юридическими лицами, а также государством; юридическим адресом гражданина признается место его регистрации. В соответствии с Правилами регистрации внутренних мигрантов (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 г. № 1427) регистрация места жительства внутреннего мигранта осуществляется на основании документов, подтверждающих приобретение им в установленном порядке жилища в собственность либо свидетельствующих о получении его в пользование, в том числе по договору найма (аренды), поднайма, а также предоставляющих ему право на вселение в жилище по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, а также по письменному согласию собственника (нанимателя) жилища. Регистрация внутренних ми-

12 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 14 сентября 2007 г. № 223. 1/8873.

грантов осуществляется в жилых домах, квартирах, дачных строениях садоводческих товариществ и кооперативов, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях.

Нельзя не обратить внимание на реформу системы регистрационного учета в Республике Казахстан, в ходе которой предусматривается в ближайшем будущем введение электронной регистрации по месту жительства («электронная домовая книга»). Предполагается, что это позволит улучшить мониторинг миграции населения в каждом населенном пункте и даст возможность собственнику жилья получать информацию о лицах, зарегистрированных по его адресу.

Таким образом, в зарубежной практике в большинстве случаев к месту возможной регистрации не предъявляется столь жестких требований, как это имеет место в Российской Федерации. Однако следует обратить внимание, что при этом в законодательстве устанавливаются нормы, направленные на предупреждение фиктивной регистрации, в частности, предполагающие участие в процедуре регистрации собственника (правообладателя) жилья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в Германии в целях предупреждения ситуаций фиктивной регистрации установлено правило, согласно которому на лицо, предоставляющее жилье, возложена обязанность принимать участие в регистрации (§ 19): лицо, предоставляющее жилье, либо уполномоченное им лицо должно подтвердить факт въезда в письменной или электронной форме в течение двух недель с момента его осуществления. Примечательно, что аналогичная процедура существовала до 2002 г., однако в ходе реформирования была отменена. В результате, как отмечается органами власти, имел место рост случаев регистрации по месту, в котором лица реально не проживали, причем это осуществлялось для различного рода правона-рушений13. Возврат к усложненной процедуре подтверждения проживания был осуществлен в 2015 г.

В Законе о регистрации Австрии также предусмотрены специальные обязательства лица, предоставляющего жилье. В соответствии с § 8 оно обязано подписать все регистрационные формы, предоставляемые регистрируемым лицом; в случае, если у него будут основания полагать, что обязанность регистрации в регистрирующем органе не была выполнена лицом, которому было предоставлено жилье, он сам обязан осуществить такую регистрацию в течение 14 дней. Одновременно установлена ответственность за отказ лица, предоставляющего жилье, подписать заполненные регистрационные документы.

Регистрация по месту постоянного или временного проживания в Польше осуществляется в письменной форме с предъявлением документов, удостоверяющих личность, или паспорта. Процедура регистрации предполагает подтверждение проживания в помещении со стороны правообладателя жилья, предъявление правоустанавливающих документов на жилье. Выполнение обязательства по уведомлению о выезде с места постоянного или временного проживания, а также выезда за пределы государства и возвращения может осуществляться также в электронной форме посредством электронных средств связи. В процедуре регистрации в соответствии с польским законодательством значительное место отводится административному усмотрению. Согласно ст. 31.1 Закона об учете населения в случае, если поданные све -дения вызывают сомнения, решение принимается соответствующим органом местного самоуправления посредством административного акта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Таким образом, институт регистрационного учета населения известен многим государствам, при этом учет осуществляется в отношении как собственных граждан, так и иностранных граждан. Подходы к определению места, по которому может осуществляться регистрация по месту жительства или месту пребывания, различаются, однако все же они не столь жесткие, как это имеет место в Российской Федерации. Учитывая основную цель регистрационного учета, связанную с выявлением места нахождения гражданина, представляется обоснованным предложение по упрощению требований к определению места жительства и места пребывания. Проблема фиктивной регистрации характерна для всех государств, основной мерой ее преодоления является проведение проверок документов при постановке на регистрационный учет, а также привлечение собственника (правообладателя) жилья к процедуре регистрации.

Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2012.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх