Миграция и эмиграция

Под миграцией понимают переселение людей из одного района Земли в другой. Если такое переселение происходит в рамках одной страны, то оно называется внутренней миграцией, а если из страны в страну — внешней. Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называется эмиграцией, а въезд в другую страну — иммиграцией. Н.Н.Баранский писал, что миграция людей, в отличие от птиц, подчинена не биологическим, а общественным законам.

Внешние миграции происходили в течение всей истории цивилизации, но особенно массовый характер они приняли во время эпохи капитализма. Очагом массовой миграции стала Западная Европа. Именно здесь шло разорение крестьян, ремесленников, росла безработица. Развитие капитализма как бы «выталкивало» часть населения в те районы, где были свободные земли и существовал спрос на рабочую силу. Всего за сто лет (1815-1915 гг.) за пределы Европы выехало 40-60 миллионов человек. В эти годы классической страной эмиграции была Ирландия. В результате Великого голода из этой страны выехала почти половина всего населения. И сейчас в США проживает больше лиц ирландского происхождения, чем в Ирландии. Вторым очагом массовой эмиграции в те годы была Азия. Рабочие стран этого региона вербовались на работу на рудники или в шахты в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, Южную Африку и др.

Еще в XVIII веке шло насильственное переселение негров из Африки в Америку, где они использовались для работы на плантациях южных штатов и иногда составляли значительную часть населения США. Именно миграцией можно объяснить многонациональную структуру населения США, с миграцией связан и национальный состав Канады, Австралии, Новой Зеландии, распространение испанского и португальского языков в Южной Америке.

Во второй половине XX века в связи с крушением колониальной системы география миграционных потоков изменяется. Центрами иммиграции становятся страны Европы, нефтедобывающие страны Азии, продолжают оставаться очагом иммиграции и США.

Европа, бывшая долгие годы очагом эмиграции, в XX веке превратилась в основной район притяжения рабочей силы как из стран Испании, Португалии, Италии, так и из стран Азии, а также из бывших колоний. Здесь насчитывается 12-13 миллионов иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей — рабочих. Среди стран Европы по численности иностранных рабочих лидируют ФРГ (2 млн.), Великобритания (1,8 млн.), Франция (1,6 млн.) человек. В Люксембурге и Швейцарии самый высокий процент иностранных рабочих в общем числе занятых в производстве (свыше 10%) среди стран Европы.

Нефтедобыча Саудовской Аравии, Кувейта и других стран Ближнего Востока основана на иностранной рабочей силе из других арабских стран. Вынуждены эмигрировать со своих земель палестинцы: на территории, которую оккупирует Израиль, живет около 1 миллиона палестинцев, а за ее пределами — более 4 миллионов, которые проживают в основном на Ближнем Востоке.

Хотя США и продолжают сегодня оставаться важным очагом иммиграции, но ее характер во второй половине XX века изменился. Для этого государства характерно переманивание иностранных специалистов. Подобный процесс получил название «утечка умов». Если она начиналась с оттока из стран Западной Европы в США, то затем главным поставщиком «умов» стали развивающиеся страны, что ослабляло их научно-технический потенциал.

Эмиграция из СССР была невелика, но в последние годы в связи со снятием ограничений на выезд она резко увеличилась. В связи с экономическим и политическим кризисом происходит «утечка умов» и из России, а также из республик, входивших ранее в СССР.

Внутренняя миграция характерна для всех государств. В зависимости от особенностей страны она имеет разные виды:

а) территориальное перераспределение населения между городскими и сельскими формами расселения. Передвижение населения из деревень в города характерно для многих стран;

б) освоение новых земель. Такой вид внутренней миграции характерен для стран, которые имеют территории больших размеров, — России, Канады, Австралии, Китая — и резкие контрасты плотности населения;

в) в развивающихся странах с внутренними миграциями связано явление «ложной урбанизации», когда город растет за счет притока малоквалифицированной рабочей силы;

г) в развитых странах с внутренней миграцией связано явление субурбанизации, когда из переполненных, задымленных городов население переезжает на постоянное место жительства в пригород, а частично и в сельскую местность. Подобный процесс был характерен для стран Западной Европы и США в 60-80-е годы;

д) кочевничество. Так же, как и миграция, оно связано с передвижением людей. Кочевничество — это образ жизни, связанный с особой формой хозяйственной деятельности человека — скотоводством. Наиболее распространенными формами кочевничества являются:

вертикальное кочевание, при котором происходит передвижение от зимних пастбищ, которые расположены в долинах, на летние высокогорные луга;

меридиональное кочевание. Перегон стад осуществляется летом на север, зимой на юг;

пустынное кочевание. Оно происходит в пустынных и полупустынных территориях от колодца к колодцу.

УДК 331.556.4 DOI 10.26425/2309-3633-2019-3-127-132

Получено: 31.07.2019 Одобрено: 04.09.2019 Опубликовано: 30.09.2019

Международная миграция труда и ее влияние на национальные экономики

Михайленко Наталья Васильевна

Аннотация

Общепризнанным фактом является то, что миграция представляет собой одно из самых важных и значимых условий для успешного функционирования рынка труда. В статье рассмотрены вопросы, связанные не только с простой миграцией, но и непосредственно с международной миграцией труда. В частности, проанализировано ее воздействие на трудообеспеченность национальных экономик. Сделана оценка влияния трудовой миграции на формирование внутреннего рынка труда и совокупный трудовой потенциал общества и государства. Выделены и проанализированы направления взаимосвязи миграции населения в ключе воздействия на национальные экономики государств. Приведена классификация современной международной миграции, выделено пять основных типов такой миграции. Исследованы зависимости, а также дальнейшее воздействие разновидности миграции на внутренние экономики государств и международную экономическую ситуацию в целом. Рассмотрены положительные и негативные последствия трудовой миграции и иммиграции населения, а также их дальнейшее влияние на реорганизацию национальных экономик. Проанализированы аспекты законодательного и правового регулирования миграции населения, в том числе возможности и основания таких процессов на территории Российской Федерации.

Выводы, оформленные в настоящей статье, позволяют говорить о невозможности однозначной трактовки воздействия трудовой миграции на социальные и экономические показатели государств, так как одновременно присутствуют как негативные, так и положительные критерии, которые в равной степени оказывают непосредственное влияние на рассматриваемые категории в сфере развития международной трудовой миграции.

Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, трудовой потенциал общества, международная миграция, внешняя трудовая миграция, внутренняя трудовая миграция.

ynPABlEHI/IE T. 7 № 3 / 2019. nonmHHecKHM flMCKypc

DOI 10.26425/2309-3633-2019-3-127-132

Received: 31.07.2019 Approved: 04.09.2019 Published: 30.09.2019

International labor migration and its impact on national economies

Mikhailenko Natalya

e-mail: natamvz@gmail.com

© The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Массовая миграция населения пришла в жизнь современного мирового общества во второй половине XX века. Рассматривая вопрос об определении данного понятия, можно сделать вывод, что миграция является перемещением людей между территориями независимых государств со сменой их постоянного места проживания, а также возвращением к месту их прежнего постоянного проживания. Международная, или внешняя миграция, осуществляется в различных формах, среди них: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Во второй половине XX века она стала важно частью процесса интернационализации международного хозяйства и производства.

Выделяют несколько направлений взаимосвязи миграции и воздействия на национальную экономику:

• международный рынок рабочей силы способен охватить разнообразные направления трудовых ресурсов, которые пересекают границы национальных государств;

• международный рынок труда способен объединить национальные, региональные и международные рынки рабочей силы;

• международный рынок рабочей силы непосредственно существует в виде миграции трудовых ресурсов .

На сегодняшний день, согласно отчетам Международной организации труда количество трудовых мигрантов в мире достигло практически 170 млн человек, из них 96 млн — мужчины, а оставшиеся 74 млн — женщины. Международный рынок рабочей силы органично существует с другими рынками мировой экономики, такими как рынки товаров, услуг, капитала и информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая классификацию современной международной миграции согласно разработке Международной организации труда, следует отметить 5 основных ее типов:

• лица, работающие на контрактной основе;

• работники, обладающие профессиональными навыками, в том числе отличающиеся уровнем квалификации, а также высоким уровнем навыков в выбранной профессиональной среде;

• лица, которые определяются как нелегальные мигранты. К ним следует относить не только людей, незаконно прибывающих на территории государства, но и тех субъектов, которые обладают просроченной или туристической визой, однако независимо от этого осуществляющие трудовую деятельность;

• переселенцы или лица, которые переезжают на постоянное место жительства в другое государство;

• беженцы .

К основной причине внешней или международной миграции принято относить зависимость

экономической разницы в уровне заработка, получаемого за одну и ту же деятельность в разных государствах современного мира. Рассматриваемый фактор зависит от недостатка профессиональных и специализированных кадров в различных областях человеческой деятельности на территории конкретного региона. Указанные выше факторы оказывают непосредственное воздействие на повышение уровня заработной платы, а также стимулируют увеличение количества мигрантов в таких странах. Принято считать, что истоки такого вида миграции берут начало в 30-х гг. XX века — в то время правительство США производило выборочную интеграцию беженцев из фашистской Германии. Современный этап трудовой миграции связывают с увеличившимся потоком квалифицированных специалистов в такие государства, как США, Канада, а также развитые западноевропейские страны. Источниками трудовой миграции в настоящее время являются Восточная Европа и Ближний Восток.

Следующей причиной, оказывающей существенное воздействие на международную трудовую миграцию, является нестабильная ситуация в стране проживания или военные конфликты. Например, миграция населения с территории Ирака и Боснии в США и Великобританию. Существенное воздействие могут оказать и политические конфликты, примером может послужить эмиграция населения с территории Зимбабве в США. В исключительных ситуациях повлиять на миграцию труда могут и природные катастрофы. Например, после извержения вулкана в Монтсеррате, в Великобританию мигрировало значительное число граждан .

Экономические причины миграции основываются, как правило, на грандиозном разрыве экономического уровня развития государств, и как следствие, рабочие эмигрируют из стран, где уровень жизни существенно уступает общемировым стандартам. В данную область следует включить также и национальные различия условий и размера зарплаты за конкретную профессию или специальность. Некоторые специалисты указывают в качестве существенного экономического признака миграции труда органическую безработицу, как правило, свойственную слаборазвитым государствам.

Показатели международной миграции труда представляют собой числовое выражение характеристик процесса миграции на различных стадиях его прохождения. Показатели, в первую очередь, используются при анализе миграционной ситуации на уровне конкретного государства, региона или всего мира. Величины международной миграции способствуют составлению характеристики об общем уровне

УПРАВЛЕНИЕ ^ 7 № 3 / 2019. Политический дискурс

подвижности народных масс, в том числе включают его масштабы, направленности и успешность миграционных потоков за конкретный временной промежуток. В подавляющей массе расчетные показатели основываются на сравнении абсолютных характеристик со средним количеством совокупности людей. Для точности расчетов используют миграционные коэффициенты, которые исчисляются в показателях на 1 000 человек населения рассматриваемой территории. Для того, чтобы более точно отразить и впоследствии изучить происходящие миграционные процессы, принято использовать различные системные критерии. Так, например, при исследовании черт фактической миграции, происходит разделение на 3 независимые категории:

• всеобщие, такие черты, которые основываются на сводных для конкретной области исследования процессах;

• специальные, а именно непосредственно затрагивающие исследование движения конкретных демографических групп;

• данные касающиеся межрайонного обмена .

Все эти характеристики, в свою очередь, включают показатели интенсивности, мощности и результативности миграции труда. Проще говоря, анализ данных международной миграции позволяет сделать вывод о том, откуда, куда и в каком количестве перемещаются люди.

Сложно однозначно оценить воздействие международной трудовой миграции на рынок рабочей силы. С одной стороны, перемещение трудовых ресурсов позволяет применять навыки отдельных специалистов или массовость низко квалифицированных рабочих в нужных сферах на необходимых территориях, с другой стороны, население места прибытия мигрантов лишается возможности зарабатывать у себя на родине по причине того, что мигрантам платят гораздо меньше, чем коренным жителям конкретной области. Такое положение вещей ведет к тому, что уже местные жители вынуждены переходить в число трудовых мигрантов и направляться в другие государства. Следовательно, рынок рабочей силы постоянно находится в движении, можно даже сказать он прибывает в управляемом хаосе постоянной смены трудовых ресурсов .

Как указано выше, под международной миграцией населения понимается непосредственный ход перемещения населения одного государства в другое. Цели такого переселения могут быть различны, но по общему правилу, основная цель — получение постоянного или временного места проживания. Согласно разработанным критериям ООН, миграция может быть международной, когда срок пребывания

мигранта в иностранном государстве превышает порог в один год .

Рассматривая вопрос о социальных и экономических последствиях международной миграции труда, следует учитывать, что миграция стала неотделимым компонентом социальной и экономической жизни практически всех государств мира. Ученые, которые исследуют причины, ход и последствия миграции, разработали концепции влияния миграции на экономику конкретного государства и всего международного сообщества.

Следует учитывать и такое положение вещей, при котором миграция труда в международных масштабах оказывает влияние на благосостояние не только мигрантов, но и стран, выступающих в роли отправляющих и принимающих сторон. Следовательно, принято выделять как положительные, так и отрицательные последствия миграции в социально-экономическом плане для различных субъектов.

К положительным факторам относят:

• увеличение получаемого дохода мигрантами (примерно в 15 раз по сравнению с первоначальным положением вещей);

• повышается уровень образованности трудовых мигрантов, если их миграция направлена в развивающиеся страны;

• практически в 16 раз уменьшается детская смертность;

• расширяются социальные и экономические возможности мигрантов в различных сферах и направлениях;

• мигранты избавляются от противоправных действий, которые происходили в стране проживания, как правило, это касается женщин;

• повышается количественная составляющая предложений труда;

• происходит слияние различных культур, что приводит к расширению кругозора всех людей и повышению уровня культурного разнообразия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• происходит приток дешевой и квалифицированной рабочей силы;

• повышается уровень конкурентоспособности, что впоследствии приводит к положительным моментам для конечного потребителя;

• решается демографические проблемы в стране пребывания эмигрантов;

• в отдельных случаях, взрастают возможности научного и технического потенциала страны, которая принимает мигрантов;

• страна-экспортер получает ряд преимуществ, таких, например, как: получение крупных денежных переводов, в случае если у трудового мигранта остались

родственники в стране отправления; местное население получает лучшие варианты заработка; происходит импорт передовых технологий и увеличение конечных инвестиций во всех сферах .

Несмотря на существенный перечень положительных аспектов для социально-экономической составляющей, следует учитывать, что трудовая миграция способна оказывать на всех участников данного процесса и негативное воздействие.

Следует отметить:

• тяжелую психологическую обстановку среди мигрантов при переезде в другую страну;

• значительные личностные опасности, например, риски получить травму физического или психического здоровья или вернуться ни с чем на родину по причине экономических волнений в стране пребывания;

• возрастающую угрозу безработицы для местного населения;

• акты дискриминации и расизма, социальное напряжение, перенесение болезней, деградацию национальной культуры и традиций;

• страна-отправитель трудовых мигрантов тоже несет свои потери, так, например, происходит «утечка мозгов» и потеря высококвалифицированных кадров. Происходит негативное воздействие на институт семьи, рынки и население .

Рассматривая вопрос о трудовой миграции населения, следует остановиться и на особенностях ее правового регулирования. Так, например, Конституция Российской Федерации (далее — РФ) гласит, что любой человек, законно и обоснованно находящийся на территории России, имеет полное право на свободу перемещения внутри государства, а также обладает правом покинуть территорию нашей страны. Вместе с тем, пребывающие на территории страны обладают законным правом выбора не только места своего пребывания, но и места проживания, а также жительства. Подобные гарантии могут быть отменены только федеральным законодательством или решением суда. Граждане России в этом ключе находятся в привилегированном положении, так как согласно статье 27 Конституции РФ имеют права беспрепятственно возвращаться в РФ, подобное право не может быть ограничено никакими федеральными законами .

С 1993 г. на территории РФ отменена прописка и введена регистрация гражданина по месту жительства или месту пребывания .

В связи с необходимостью актуализации целей, задач и основных направлений деятельности РФ в сфере миграции разработан и утвержден указ Президента РФ о Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019—2025 гг. Концепция определяет цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики РФ на 2019—2025 гг., исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции .

Таким образом, функции миграции неоднозначны, они играют роль перераспределения населения в экономической жизнедеятельности общества. В общем виде причины трудовой миграции населения связаны с высоким спросом на конкретную профессию и более высокий характер оплаты труда, высокие возможности самореализации и образования, лучше условия жизни и функционирования инфраструктуры. К дополнительным причинам относят высокий уровень безопасности и законности, а также расширенный характер прав и свобод, в отличие от страны первоначального пребывания .

Основываясь на проведенном анализе, можно отметить, что не существует однозначного вывода по поводу того, является ли международная миграция труда негативным и положительным критерием для социального и экономического развития. Следует учитывать и то, что один и тот же процесс, может быть как негативным, так и позитивным в зависимости от вида субъекта трудовой миграции. Так, например, если происходит импорт высококвалифицированной и оплачиваемой рабочей силы, то государство-импортер получает значительные преимущества в экономических и социальных целях. Со стороны страны-экспортера, отправляющего квалифицированные кадры, возрастает возможность негативного воздействия на экономику государства отправителя.

Законодательство развивается, систематизируется и проходит пути своего развития, это отчетливо видно на примере принятия новых правовых актов по вопросам миграции и развития политики различных государств в сфере международной миграции труда.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,

УПРАВЛЕНИЕ T. 7 № 3 / 2019. Политический дискурс

6. Логунова, Ю. А. Социально-экономические последствия международной миграции населения//Концепт. 2018. № 10. С. 1-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Миркина, О. Н. Тенденции современной международной миграции рабочей силы//Экономический журнал. 2018. № 3 (51). С. 92-106.

9. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике//Женева: Международное бюро труда, 2015. С. 22.

Миграции населения

Миграции (от латинского «migratio») — перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций — экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения — ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения — России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах — преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» — выселяюсь) — выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» — вселяюсь) — въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

Возникшие а глубокой древности внешние миграции наибольшее развитие получили в эпоху капитализма. В странах, где внешние миграции населения приобретают массовый характер, они могут оказывать существенное влияние на его численность (например в США, Канаде. Австралии, Израиле). Преобладавшие в прошлом межконтинентальные миграции (в том числе и принудительные — вывоз десятков миллионов рабов из Африки в Америку в XVI — XIX веках) ныне уменьшились в объеме, но возросли потоки внутриконтинентальных миграций. При этом особенно широкое распространение получила так называемая трудовая миграция. Это особенно коснулось Западной Европы, которая из центра эмиграции (существующего в течении нескольких столетий) превратилась в очаг притяжения рабочей силы из стран Средиземноморья и Азии. Важными центрами трудовой иммиграции являются США и нефтедобывающие страны Ближнего Востока.

Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, получившая название «утечка умов». Она впервые появилась после 2-й мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч ученых. В наши дни наряду с оттоком «умов» из Европы наблюдается их отток из развивающихся стран.

Наряду с экономическими, внешние миграции нередко вызываются политическими причинами. Примеры подобного ряда — эмиграция граждан из фашистской Германии, Италии, франкистской Испании, Чили (после прихода к власти Пиночета), отток белого населения из бывших колоний в метрополии после крушения в 50-70 годы колониальной системы и т. д.

В последние годы, в связи с ростом числа территориальных конфликтов, национальных и религиозных распрей, голодом, резко возросло число беженцев (во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также в Европе — в Югославии и России, например).

Внешняя миграция в России

в общественном сознании, текущей политике и стратегических документах

В.И. КЛИСТОРИН, доктор экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирский государственный университет, Новосибирск. E-mail: klistorin@ieie.nsc.ru

Рассмотрены различные оценки масштабов и характера иммиграции в Россию и эмиграции из нее. Показано, что несовпадение оценок основано на неоднозначном понимании миграции и различных методиках учета и, главное, интерпретации данных. Современная Россия сильно интегрирована в мировую экономику, в том числе и в части перемещения населения. При этом в миграционных потоках преобладает маятниковая миграция. Сальдо миграционных потоков сравнительно невелико, но движение человеческого капитала складывается не в пользу России. Анализ концепции миграционной политики показывает недооценку остроты текущих и перспективных проблем в части миграции населения. Ключевые слова: миграция населения, маятниковая миграция, нелегальная миграция, миграционная политика, цели, результаты и инструменты политики

Большинство экономистов едины в том, что в краткосрочном периоде экономический рост определяется спросом, в среднесрочном — ресурсами, а в долгосрочном — человеческим капиталом и качеством институтов. Два последних фактора тесно связаны между собой. Очевидно, что естественное и механическое движение населения могут оказывать значительное влияние на темпы и качество экономического развития.

В теории население уходит оттуда, где плохо, туда, где лучше жить и работать. С экономической точки зрения это означает, что перемещение населения способствует максимизации индивидуальной и общественной полезности и продуктивности. Но действительность не всегда соответствует теории. Перемещение населения вызывает значительные издержки, которые тем больше, чем выше барьеры между странами и регионами, требует значительного времени на адаптацию к новым условиям жизни и работы, существенно влияет на региональные рынки труда, жилья и социальных услуг Проблемы в указанных областях легко связать с наплывом мигрантов или оттоком населения, тем более что эти процессы весьма заметны.

ЭКО. — 2014. — №8 КЛИСТОРИН В.И.

Предполагается, что современные миграции населения беспрецедентны по масштабам и по проблемам, которые они порождают. Однако это не так. «Тревожащие современные правительства миграции из одной страны в другую в течение последних двадцати лет есть лишь бледная тень миграций XIX века. То же самое можно сказать о миграции капитала»1. Имеется множество исследований, посвященных международной и внутренней миграции населения. Например, А. Марианьский приводит впечатляющие данные по различным видам и направлениям миграции не только в ХХ веке, но и в более глубокой ретроспективе2. Очевидно, что при всей сложности миграционных процессов государство всегда оказывало значительное влияние на них, исходя из собственных целей и понимания проблем и вызовов экономического и социального характера.

Целью настоящей статьи является обсуждение масштабов внешней миграции в современной России и того, как общество и власти воспринимают проблему и насколько готовы ее решать.

Проблемы изучения миграции и ее последствий

Около четверти века назад, в разгар перестройки и гласности, когда обсуждение межнациональных проблем и прав коренного населения достигло определенной точки кипения, один публицист заметил, что коренное население — всего лишь предпоследние завоеватели. В настоящее время проблемы коренных народов и их отношений с другими этносоциальными группами в тех или иных регионах страны в общественном сознании и политических выступлениях вытесняются проблемой отношений между местным населением и мигрантами. На участников таких дискуссий не производит впечатление даже тот факт, что, не снижая степени общности, можно утверждать, что все население России, более того, любой страны мира, являются мигрантами или их прямыми потомками. Разница между отдельными группами людей состоит лишь в количестве поколений, осевших в том или ином регионе.

В современном представлении большинства жителей России мигранты — это выходцы из республик Средней Азии, Закавказья,

1 МакКлоскиД. Полезно ли прошлое для экономической науки. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Titova/31 .php

2 Марианьский А. Современные миграции населения. — М.: Статистика, 1969. — 223 с.

Китая, Вьетнама и некоторых других стран, а также северокавказских республик самой России. При этом жители Белоруссии или Украины, переселившиеся или приехавшие на работу в Россию, обычно мигрантами не считаются, не говоря уже о гражданах стран Западной Европы, США и даже Латинской Америки, к которым прилипло словечко «экспаты». По регионам страны понятие «мигранты» также различается. Жители отдаленных регионов России воспринимаются в Москве или Санкт-Петербурге как чужаки, в то время как во многих других городах — как свои. Еще более сложное понимание разделения на своих и чужих складывается в малых городах и сельской местности.

В последнее десятилетие все более устойчивым в общественном восприятии становится словосочетание «нелегальный мигрант». Под этим обычно понимается не столько правовой статус человека, сколько национальность, цвет кожи и разрез глаз. В общественном сознании широко распространено мнение об угрозах со стороны внешней миграции. Речь обычно идет о росте преступности, криминализации бизнеса, коррупции, трудностях с трудоустройством и деформации рынка труда, угрозе потери национальной идентичности и даже территориальной целостности страны3.

Такие опасения обычно связаны с непониманием социально-экономических процессов и причинно-следственных связей, что является следствием предрассудков и плохого образования, с трансляцией того же самого через СМИ. Кроме того, в нашей стране имеется большое число любителей и профессионалов из числа политиков, политтехнологов, журналистов и простых обывателей, специализирующихся на манипулировании статистическими данными и фактами.

Рост массивов накопленной информации и несомненные успехи в методах ее обработки и анализа вместе с увеличением числа исследователей часто создают иллюзию прогресса науки и качества научных знаний. Но так обстоит далеко не всегда. Даже беглое сравнение дореволюционных этносоциальных

и географических исследований с современными вызывает впечатление шока. Популярные очерки описания Российской империи («Живописная Россия»), издававшиеся в конце XIX века под редакцией П.П. Семенова (Тян-Шанского) представляют недостижимый в современной России образец научного исследования, не говоря уже о специальных работах по данной теме. Тогда не было наложено табу на подобного рода работы, в отличие от советского времени, когда национальная политика колебалась вместе с линией партии, и официальная идеология интернационализма постоянно конфликтовала с реальной политикой. Статистика закрывалась и тщательно препарировалась, а исследования движения населения, межнациональных отношений и конфликтов концентрировались в спецслужбах, где соответствующая информация накапливалась, хранилась и использовалась.

Частичное снятие запретов и ограничений привело к возрождению отечественных общественных наук и росту спроса на объективное исследование демографических и социальных процессов. Работы 1960-х годов, в частности В.И. Переведенце-ва, В. В. Покшишевского, Ж. А. Зайончковской и многих других, возможно, несколько уступали лучшим зарубежным образцам того времени, но часто оказываются более информативными и точными в сравнении с современными исследованиями.

Самая серьезная проблема для общественности, науки и, кажется, Правительства РФ — отсутствие достоверной статистики по миграции населения и, главное, доверия к публикуемым данным. «В 2012 г. руководитель ФМС сообщил, что на территории страны находятся 14 млн мигрантов. Далее численность мигрантов в России необъяснимым образом начала снижаться, и это при декларируемом ФМС росте валового объема иммиграции. По заявлению главы ФМС, по состоянию на 20 ноября 2013 г в России находились 11,1 млн иностранных граждан. Однако спустя чуть более двух месяцев руководитель миграционной службы заявил о пребывании на территории России 10,4 млн иностранцев»4. Возможно, дело в том, что в различных докладах чиновников

присутствуют неодинаковые оценки нелегальной миграции либо данные приводятся без ее учета.

На проблему качества официальных статистических данных постоянно указывают многие специалисты. Если при оценке экономических данных ошибки составляют проценты, то при оценке миграционных потоков и накопленной миграции данные независимые оценки расходятся в разы5. Все это создает атмосферу всеобщего недоверия к официальным данным, что отражает потерю авторитета и репутации властей. Расширение числа и мощности каналов информации в современном обществе одновременно означает и большие возможности для дезинформации и манипулирования общественным мнением. Следует помнить, что, помимо прямых фальсификаций, количественные оценки существенно зависят от методики расчетов, что также нередко применяется в политических целях. Распространённость негативных настроений по отношению к мигрантам часто используется политиками и публицистами для увеличения своей популярности или для микширования действительных социальных и экономических проблем.

Возможно, дело в том, что официальная статистика основана на регистрационных документах. Но это лишь часть миграционного потока, к тому же не отражающая передвижения мигрантов по стране. Постоянное ужесточение миграционного законодательства и рост тарифов при легализации пребывания в России заставляют мигрантов уходить в тень и становиться нелегальными. «Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения»6.

Учитывая популярность у части общества идеи ограничения миграции, российские власти в последнее время стремятся продемонстрировать жёсткость проводимой ими миграционной политики. Так, в 2013 г. и в начале 2014 г. Правительство инициировало широкомасштабные депортации трудовых мигрантов и

ужесточило некоторые нормы иммиграционного законодательства. В частности, гражданам тех стран, которые имеют с РФ безвизовый режим, было позволено находиться в РФ без разрешения на работу в течение не более чем 90 дней в рамках 180-дневного периода7. Ранее последнее условие отсутствовало, и желающие по истечении 90 дней могли тут же вернуться в Россию после кратковременного формального выезда из неё.

Степень интегрированности России в мировую экономику

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сравнении с советским периодом современная Россия является достаточно открытой страной, глубоко интегрированной в мировую экономику. Согласно рейтингу связанности (connectedness) стран с мировой экономикой, который составляет McKinsey Global Institute, Россия занимает 9-е место из 131 страны, охваченной обследованием (табл. 1). Рейтинг учитывает долю страны в общем объеме мировых финансовых, товарных, людских потоков, потоков услуг и данных, а также ее открытость. Высокое место в рейтинге Россия получила благодаря людским потокам, в которых учитывалось количество международных туристов, студентов по обмену и мигрантов. По данным McKinsey, Россию в 2010 г посетили 21 млн туристов и студентов, а 33 млн россиян побывали в других странах. Количество иммигрантов, находящихся в России, составило 11,8 млн человек, а эмигрантов из России в других странах — 10,1 млн человек. Место в рейтинге определялось с учетом общего населения страны и доли в мировых показателях. Поскольку население нашей страны (около 140 млн человек) не так уж велико относительно приведенного выше количества мигрантов, студентов и туристов, она заняла 2-е место в подрейтинге людских потоков (на первом — США)8.

Разумеется, приведенные данные не вполне корректно отражают масштабы миграции. С одной стороны, лица, получившие гражданство, в них не учитываются. С другой — в современном мире можно практически постоянно проживать в чужой стране, учиться, работать или заниматься предпринимательской деятель-

7 Концепция государственной миграционной политики. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/

ностью, не теряя гражданства. Это касается как России, так и многих других стран. Еще один вопрос — считать ли мигрантами детей, родившихся на территории одного государства, если его родители являются гражданами другого? Непонятно, какая доля временно проживающих в той или иной стране окончательно осядет на ее территории. Очевидно, что реальные размеры накопленной миграции минимум на порядок ниже приведенных выше оценок.

Таблица 1. Рейтинг связанности стран с мировой экономикой

Место в рейтинге Страна Место в рейтинге по категориям Размер потоков товаров, услуг и финансов, млрд долл.

товары услуги финансы люди данные и коммуникации

1 Германия 3 5 7 5 2 3 770

2 Гонконг 1 4 3 14 1 437

3 США 8 9 5 1 7 5 622

4 Сингапур 2 3 4 18 5 1 198

5 Великобритания 13 6 9 7 3 1 471

6 Нидерланды 6 7 15 29 1 1 213

7 Франция 9 10 36 15 4 1 581

8 Канада 16 22 13 9 18 1 381

9 Россия 19 30 16 2 21 1 277

10 Италия 11 20 31 16 10 1 187

Так или иначе, на территории России одновременно пребывает свыше 11 млн граждан других стран (около 8% от общей численности населения). Учитывая, что большая часть мигрантов приезжает в нашу страну в целях трудоустройства, можно утверждать, что мигранты составляют около 10% занятых, а в отдельных городах и регионах — существенно больше. Значительная часть иностранцев на территории России, по понятным причинам, являются гражданами стран-членов СНГ (до 80%). По данным Федеральной миграционной службы, в настоящее время численность граждан этих стран на территории России составляет около 8,7 млн чел. Данные по девяти странам СНГ (без Туркмении) приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по состоянию на 1 июня 2014 г.)

Страна Количество иностранных граждан, тыс. чел. В том числе мужчин Доля мужчин

в общей численности граждан в возрасте 18-29 лет в общем их числе в возрасте 30-39 лет в общем их числе

Азербайджан 603,8 412,5 68,3 33,1 20,9

Армения 509,3 357,5 70,2 32,7 22,4

Беларусь 415,7 255,4 61,4 31,4 27,6

Казахстан 566,9 328,6 58,0 29,4 19,6

Киргизия 545,5 336,7 61,7 51,6 18,8

Молдова 582,7 393,4 67,5 40,6 25,4

Таджикистан 1170,8 996,4 85,1 50,6 22,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Узбекистан 2580,9 2148,8 83,3 49,5 23,5

Украина 1638,8 1037,5 83,3 30,4 25,1

Источник: Федеральная миграционная служба. 1Ж1_: http://www.fms.gov.ru/ аЬои^а^^Доге1дпДЫа1^/54891/

Из приведенных данных, во-первых, следует, что миграция из этих стран имеет целью временное трудоустройство, т. е. носит преимущественно трудовой и маятниковый характер. На это указывает половозрастная структура мигрантов. Люди в большинстве своем не собираются переселяться в Россию, предпочитая здесь зарабатывать, а семьи содержать на родине. Страхи, что жители Средней Азии и Закавказья массово переселятся в Россию, несколько преувеличены, по крайней мере, в настоящее время. Во-вторых, в общественном восприятии преобладают мифы относительно национальной структуры трудовых мигрантов. Так, граждане Таджикистана занимают только третью позицию по численности, а число азербайджанцев или молдаван несущественно отличается от количества белорусов.

Любопытно, что если приток мигрантов в Россию обсуждается во множестве научных и публицистических работ, то на обратный процесс — отток населения из России в другие страны — обращают значительно меньше внимания. В 1990-е годы эта проблема обсуждалась в правительственных документах более обстоятельно. «Эмиграция в настоящее время не имеет

острого проблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 г и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы ежегодное количество выезжающих с территории Российской Федерации эмигрантов колеблется от 60 до 80 тыс. человек. Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество; национальную — евреи, армяне, этнические немцы, греки, некоторые другие национальности»9. В последние годы отток населения из России на постоянное место жительства стабилизировался на уровне около 50 тыс. чел. в год10.

Если верить приведенным данным McKinsey Global Institute, не менее 5 млн российских граждан одновременно живут и работают по всему миру, внося свой вклад в ВВП других стран, выплачивая налоги в их бюджеты и способствуя их процветанию. Если состав эмигрантов из России более качественный, чем иммигрантов, то наша страна экспортирует человеческий капитал в неменьшей степени, чем финансовый.

Стратегия миграционной политики

В преддверии президентских выборов в 2012 г. В.В. Путин посвятил отдельную статью перспективам национальной политики, специальный раздел которой был посвящен проблемам миграции11.

Констатировав общественную значимость и выразив неудовлетворенность сложившейся ситуацией, автор поставил задачу на порядок повысить качество миграционной политики государства.

Было отмечено, что, во-первых, ужесточение миграционной политики не дает результата либо приводит к обратным эффектам. Но при этом «внятные полицейские функции и полномочия миграционных служб необходимо усилить». Одновременно предложена дифференцированная политика в отношении легальной миграции на основе критериев квалификации,

9 Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 935 Об уточнении Федеральной миграционной программы URL: http://www.bestpravo.ru/ rossijskoje/er-dokumenty/q2n.htm

10 URL: http://ruxpert.ru/Эмиграция_из_России

компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости.

Во-вторых, внутренние мигранты должны знать и уважать культурные особенности местного населения, для чего необходимы контроль в рамках Административного и Уголовного кодексов и регламентов органов внутренних дел, введение уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации.

В-третьих, требуются укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов. Миграционная политика должна противодействовать возникновению замкнутых национальных анклавов, являющихся питательной средой для формирования альтернативной правовой системы, коррупции и преступности, включая этническую. Социализация и интеграция мигрантов в российское общество должны начинаться с развития системы образования. Но при этом предлагается мигрантам доказать «готовность освоить нашу культуру и язык».

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве рассматриваются как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам, поскольку должны привести к сокращению неравенства в развитии и условий жизни в этих странах.

Создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны и евразийская интеграция названы ключевыми инструментами нормализации миграционных потоков.

Характерным для статьи в целом является отсутствие упоминания таких понятий, как «правовое государство» и «гражданское общество». Одновременно присутствуют понятия «государственно образующий народ», «особая цивилизация» и «русская культурная доминанта». Даже в разделе «Национальная политика и роль сильных институтов» собственно институтам уделено совсем немного внимания. Судя по всему, основной упор будет делаться на совершенствование работы СМИ и системы образования в формировании чего-то, определяемого как национальный код, что заставляет вспомнить публицистические работы А.Г. Дугина. Указано на необходимость создания нового ведомства под руководством коллегиального органа

для реализации Стратегии национальной политики. Между тем, если судить по результатам, предыдущие попытки создания ведомства, отвечающего за национальную политику, не принесли значимых результатов, а анализ выступлений официальных лиц и публикаций в СМИ демонстрирует нарастание проблем в области миграционной политики.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.12

После вводной части, иллюстрирующей неблагополучное положение в области демографического развития Российской Федерации и отдельных ее регионов, усугубляемых стихийной миграцией, перечисления проблем в данной области, корреспондирующихся с указанными в статье В.В. Путина, выступлениях других политиков и чиновников и зафиксированных в правительственных документах, авторы определяют цели миграционной политики:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики России в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Таким образом, основными приоритетами политики оказываются национальная безопасность и ликвидация нехватки рабочей силы. Совершенно правильные слова относительно самых разнообразных аспектов миграционной политики, задач по адаптации мигрантов и их интеграции в местные сообщества, приобщение к российской культуре и т.п. завершаются разделом VII «Этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации», который включает три этапа (С. 10-11). На первом (2012-2015 гг.) предлагается:

а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

12 Концепция государственной миграционной политики. 1Ж1_: http://www. consultant.ru/Cocument/cons_Coc_LAW_131046/

б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

г) формирование на основе государственно-частного партнерства инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов;

д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры России;

е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

На втором этапе (2016-2020 гг.):

а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

На третьем этапе (2021-2025 гг.) предполагается:

а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и направлений реализации государственной миграционной политики и корректировка соответствующих программ.

Создается впечатление, что разработчики Концепции предлагают работать как бы с чистого листа и ничего не знают о предыдущем опыте миграционной политики в нашей стране, эффективности тех или иных инструментов и программ, сильных и слабых сторонах действующего законодательства. При этом авторы хорошо знакомы с международным опытом.

Хотя Концепция представлена как комплексный документ, охватывающий все стороны государственной политики в сферах как внутренней, так и внешней миграции, в ней намечены широкие цели и перечислены многие средства их достижения, итоги

реализации концепции выглядят крайне лапидарными. Так, по итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 г. приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока, а по итогам реализации третьего этапа -к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока (С. 11). И это все. Не исключено, что авторы стремились максимально конкретизировать ожидаемые результаты и опасались представлять нереальные индикаторы достижения целей. Возможно, вся задумка Концепции сводилась к прекращению процессов депопуляции в восточных районах страны и повороту миграционных потоков вспять. Но обо всем этом можно только гадать.

В этом отношении Федеральная миграционная программа, принятая в 1996 г., была гораздо более конкретной и содержала количественные характеристики сложившейся ситуации и значения целевых индикаторов. Другие концепции, стратегии и программы, касающиеся перспектив социально-экономического развития восточных регионов и Дальнего Востока, при всей их научной проработке, не смогли решить проблему миграции ни в количественном, ни в качественном отношении13.

Можно констатировать, что стратегические документы в области миграционной политики носят в основном декларативный характер вне зависимости от квалификации их авторов и понимания ими проблем. Что касается реальной миграционной политики, то она слабо связана со стратегическими документами Правительства РФ и формируется в результате принятия отдельных нормативно-правовых актов, будь то законы, положения, инструкции или приказы. Многие из этих документов принимаются как реакция на те или иные общественно значимые события, а потому носят несистемный и ситуативный характер.

ВИЛЬНЮС, 14 ноя — Sputnik. В мире происходит самое многочисленное переселение людей со времен Второй мировой войны — более 22 миллионов жителей покинули свою страну, сообщает пресс-служба департамента статистики Литвы.

© Photo:

Только в 2015 году в Европу прибыло более миллиона человек.

Департамент статистики представил карту всемирной миграции, которую по оценкам, проведенным ООН, подготовил metrocosm.com. Карта позволяет увидеть масштаб процесса миграции в мире.

На карте отображается нетто-миграция (разность между числом прибывших (иммигрантов) на какую-либо территорию и числом выбывших (эмигрантов) из нее за определенный период) по стране происхождения и направление миграции с 2010 по 2015 годы. Каждая желтая точка — 1 000 человек, синие точки обозначают положительную нетто-миграцию (больше прибыло, чем уехало), а красные — отрицательную нетто-миграцию (больше уехало людей, чем прибыло).

© Photo : Metrocosm Карта миграции в мире

Значительное движение людей отмечено в Европе, на Ближнем Востоке, четко вырисовываются маршруты в Африке. Влияние войны в Сирии на огромный поток беженцев из этой страны отмечено самой крупной красной точкой.

Среди стран, в которые больше людей прибывает, нежели уезжает, находятся США, Великобритания, Австралия и Южная Америка. Не смотря на Brexit, который поднял вопрос о свободном передвижении между странами ЕС, видно, что миграция в Великобританию имеет глобальные масштабы.

Из-за глобальной миграции страны, принимающие мигрантов, не успевают развивать инфраструктуру и оказывать самые необходимые услуги.

Миграция может приносить и экономическую выгоду, поскольку среди мигрантов встречаются предприниматели, рабочие, потребители и налогоплательщики. По данным Всемирного экономического форума, больше всего квалифицированных работников прибывает в США, и это влияет на рост экономики, особенно в секторе строительства, сельского хозяйства и услуг. Иммигранты перечисляют деньги семьям, оставшимся в странах происхождения, и таким образом увеличивают их доходы.

На интерактивной карте можно выбрать страну и проследить связанные с ней потоки миграции.

Международная миграция жителей Литвы

Обозначение Литвы на интерактивной карте миграции в мире красной точкой показывает, что из этой страны больше людей уезжает, нежели приезжает в нее.

С 2010 по 2015 год больше всего жителей Литвы эмигрировало в Норвегию и Великобританию. В Литву же больше всего прибывало людей из Латвии и Испании.

© Photo : Lietuvos statistikos departamentas Международная миграция жителей Литвы

В 2016 году число эмигрантов продолжало расти. За последние два года каждый третий эмигрировавший был в возрасте 20-29 лет, каждый четвертый — 30-39 лет.

По направлениям, куда мигрировали жители Литвы на первом месте Великобритания. В 2016 году в Соединенное Королевство уехало 46,2% всех эмигрантов, в Ирландию — 8,4%, в Норвегию — 7,8%, в Германию — 7,6%.

Из Литвы эмигрировало 46,1 тысячи граждан Литвы и 4,2 тысячи граждан других стран, проживающих в Литве.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх