Миграция в России

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

Г.А. БАТИЩЕВА,

к. т. н., доцент,

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,

e-mail: Gbati@mail.ru

Проведен анализ существующих миграционных потоков между федеральными округами России. Построены модели миграции для Центрального и Дальневосточного федеральных округов. Выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование внутренних миграционных потоков.

Ключевые слова: миграция; миграционный прирост; факторы миграции; валовой региональный продукт; основные фонды; эконометрическая модель; миграционная модель

Коды классификатора 3БЬ: 301,361,364

Внутренняя миграция, представляющая собой территориальное перемещение населения в пределах границ государства, является в любой стране важнейшим процессом, влияющим на количество и состав населения в регионах, на перераспределение рабочей силы, формирование и развитие региональных рынков труда. Важность значения внутренней миграции для России объясняется, прежде всего, тем, что большая часть населения России проживает на европейской ее части, а основные природные ресурсы находятся за Уралом, в восточной части страны.

До 60-х годов ХХ века миграционные потоки в основном направлялись из центральных районов, Поволжья и западных районов в районы Дальнего Востока, Сибири и Северного Кавказа. Со второй половины 60-х годов до начала 90-х прошлого века наиболее высокая интенсивность миграционных потоков наблюдалась из Волго-Вятского, Центрально-Черноземного районов, Урала в Центральный экономический район, Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ .

После распада Советского Союза в связи с переходом страны на новые методы хозяйствования изменились государственная миграционная политика и ситуация с внутренней и внешней миграцией. Разразившийся в стране социально-экономический кризис, свертывание производства, сокращение жилищного строительства, рост безработицы, повышение транспортных тарифов, прекращение государственного финансирования организованных форм миграции привели к снижению мобильности населения и изменению направления вектора внутренних миграций. Основными направлениями внутрироссийских миграционных потоков стали направления на запад и юг, в то время как в предыдущие периоды времени векторы миграционных потоков были направлены на восток и север.

Миграционный оборот в России в 1990 году по данным Росстата составлял 4,26 млн человек. С 1993 года по 2008 год внутрироссийская миграция сократилась более чем в полтора раза: в 1993 году количество переезжающих на постоянное место жительства снизилось до 2,90 млн человек, а в 2008 году — до 1,93 млн человек, что составляет 1,4% всего населения (рис.1). Для сравнения — в США ежегодно меняют регион проживания 15% населения.

Анализ внутренней миграции показывает, что при миграционных обменах с другими территориями наибольшее число мигрантов принимает Центральный округ, а наименьшее — Дальневосточный. Чистый приток внутренних мигрантов в 2007 г. в Центральном округе составил 81390 человек, а в Дальневосточном округе, напротив, чистый отток населения составил 23576 человек (рис. 2).

Следует также отметить закономерность, характерную для каждого округа России: число мигрантов, перемещающихся внутри каждого округа, существенно выше числа мигрантов, выезжающих за пределы данного округа и приезжающих в этот округ из других округов. Так, в 2007 г. количество внутренних мигрантов, выехавших за пределы своего округа в целом по России составило лишь 23,6% — 471 тысячу человек, т. е. 0,3% населения России; в пределах федеральных округов перемещалось 76,4% всех внутренних мигрантов, при этом — 56,9% (1138 тыс. человек) перемещалось внутри своего региона (области, края, республики).

© Батищева Г. А., 2009

Рис. 1. Динамика внутренней миграции в России. М — количество мигрантов.

Рис. 2. Сальдо внутренней миграции1

Превышение потоков мигрантов в пределах округов над потоками мигрантов, перемещающихся за пределы округа, можно объяснить, во-первых, меньшими издержками на миграцию (затратами на переезд); во-вторых, различиями природных, этнических и социальных условий жизни в разных округах; в-третьих, сегментированностью рынка труда.

В последние годы все федеральные округа, кроме Центрального и Северо-Западного, теряли свое население за счет внутренней миграции, при этом подавляющее большинство мигрантов уезжало и продолжает уезжать в Центральный округ, по миграционной привлекательности с которым не может сравниться ни один федеральный округ (табл.1).

Таблица 1

Миграционный прирост (убыль) населения за 2001-2007 гг. по федеральным округам за счет внутренней миграции, тыс. человек2

Наименование принимающего округа Миграционный прирост (убыль)

Россия, всего за счет отправляющих федеральных округов

ЦФО СЗО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Центральный (ЦФО) 571,3 0 63,2 125,1 146,1 55,4 94,7 86,9

Северо-Западный (СЗО) 37,6 -63,2 0,0 17,2 16,3 15,5 28,8 23,0

Южный (ЮФО) -67,0 -125,1 -17,2 0,0 10,9 -0,1 36,6 27,9

Приволжский (ПФО) -152,7 -146,1 -16,3 -10,9 0,0 -17,6 20,9 17,3

Уральский (УФО) -19,1 -55,4 -15,5 0,1 17,6 0,0 24,6 9,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирский (СФО) -195,7 -94,7 -28,8 -36,6 -20,9 -24,6 0,0 9,8

Дальневосточный (ДФО) -174,4 -86,9 -23,0 -27,9 -17,3 -9,5 -9,8 0,0

Если рассматривать внешнюю миграцию в Россию, то, начиная с 2005 г., по всем округам наблюдается превышение числа иммигрантов над эмигрантами (табл.2).

Однако даже с учетом положительного сальдо внешней миграции Сибирский и Дальневосточный округа продолжают терять свое население за счет отрицательного сальдо внутренней миграции.

Сокращающиеся объемы внутренней миграции и изменение направления миграционных потоков приводят к сокращению населения, в том числе трудоспособного, в регионах страны, наиболее богатых природными ресурсами. Это приводит к тому, что в настоящее время внутренняя миграция в России не выполняет своей основной функции — перераспределение населения с целью минимизации деформации на межрегиональных рынках труда. Важной проблемой регулирования миграционных процессов является разработка новых и совершенствование существующих методов прогнозирования, основанных на экономико-математическом моделировании.

1 На рис. 2 федеральные округи обозначены цифрами: 1 — Центральный, 2 — Северо-Западный, 3 — Южный, 4 — Приволжский, 5 — Уральский, 6 — Сибирский, 7 — Дальневосточный.

2 Таблица составлена автором на основе данных Росстата, опубликованных в Российском статистическом ежегоднике за 2008 г.

ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Таблица 2

Миграционный прирост (убыль) населения по федеральным округам за счет внешней миграции, человек3

Наименование принимающего округа Миграционный прирост (убыль)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Всего за 20012007

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Россия 72284 77927 35126 39362 107432 132319 239943 704393

ЦФО 38578 42151 28588 3513 48269 54489 81158 296746

СЗО 4489 7059 2055 27600 8637 9121 16891 75852

ЮФО 11476 12785 6737 8022 10517 18217 33909 101663

ПФО 20356 16831 11417 4922 20593 25278 50773 150170

УФО 8086 5392 891 -194 10603 12216 20696 57690

СФО -9615 -5927 -13923 -3933 8134 11825 28861 15422

ДФО -1086 -364 -639 -568 679 1173 7655 6850

В области исследования миграции населения в настоящее время накоплен достаточно большой опыт. Одной из наиболее известных моделей, используемых для проверки влияния факторов на миграционные потоки, является «гравитационная» модель, которая схожа с соответствующим законом гравитации: число людей М.., мигрирующих из региона г в регион _/, увеличивается с размерами регионов И. и И и уменьшается с расстоянием Dij между ними, т.е. зависимость имеет вид:

где С — постоянная, а коэффициенты а, в, у подлежат оценке. В соответствии с приведенными выше гипотезами следует, что коэффициенты а, в, У — неотрицательные.

Учитывая, что миграционные потоки зависят не только от факторов, включенных в модель (1) , «гравитационную» модель необходимо расширить, добавив в нее дополнительные характеристики принимающего и отправляющего регионов.

При исследовании внутренней миграции в России нами были рассмотрены факторы, характеризующие: экономический потенциал региона и уровень эффективности его использования; уровень жизни населения; уровень социального развития; развитость транспортной инфраструктуры; обеспеченность жильем; вероятность трудоустройства; демографические и экологические факторы.

Исходной информацией по миграции и отобранным выше факторам послужили данные Госкомстата, Федеральной миграционной службы за период 2001-2006 гг. Информация представляет собой панельные данные. По каждому округу — 36 наблюдений. При построении моделей миграции были рассмотрены различные варианты включения в модель указанных выше показателей. Расчеты проводились с использованием эконометрического пакета EVIEWS. Ниже приведены модели миграции (2)-(6) для двух диаметрально противоположных федеральных округов: Центрального, притягивающего население из всех федеральных округов, и Дальневосточного, теряющего свое население за счет внутренней миграции (в последние годы число выбывающих из Дальневосточного округа внутренних мигрантов вдвое больше числа прибывающих). Для Центрального округа получено четыре уравнения регрессии, для Дальневосточного округа — одно. Проверка на автокорреляцию в остатках осуществлялась с помощью теста Бреуша-Годфри. Проверка на гетероскедастичность проводилась с помощью теста Уайта. В моделях миграции (3)-(7) в скобках указаны значения стандартных ошибок коэффициентов регрессии, под ними — значения вероятностей попадания расчетного значения ¿■-критерия в область допустимых значений; R2 — коэффициент детерминации, F — расчетное значение критерия Фишера.

3 Таблица построена на основе данных Росстата, опубликованных на сайте URL:http://www.gks.ru.

Модель (2) для Центрального округа:

1п(Л/»,) = 12,332+0,331 • 1п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

‘УА _______(Ш

+1,608 1п

т»

+ 0,282 1п

(0,6325) 0,0000

-0,817-1п(д

(0,1151) 0,0000

(0,0889)

0,0009

•>!,620.1^ 1 ‘ /И — инвестиции в основной капитал; YGj /YGi — индекс промышленного производства; Ш]/Шг — оборот розничной торговли; ТШ]/ТШг — оборот розничной торговли на душу населения; ИТ] /ИТг — число жителей на один квадратный километр; Fj/Fi — численность малых предприятий; DOj /DOi — удельный вес убыточных предприятий; 2) показатели, характеризующие различия в уровнях жизни населения: Ш] /шг — среднемесячная номинальная заработная плата; 1И] /1Ш — среднедушевые доходы; 3) индикаторы развития системы здравоохранения: Ш]/Ш1 — коэффициент младенческой смертности; 4) уровень человеческого капитала мигрантов: й- количество студентов средних специальных учебных заведений на 1000 человек; 5) показатели, характеризующие ситуацию на региональном рынке труда: Щ] /иг — уровень безработицы; 6) показатели, характеризующие ситуацию на жилищном рынке: SCj/SCi — стоимость одного квадратного метра жилья; 7) показатели, характеризующие развитость транспортной инфраструктуры: Ш] /RDi — густота автомобильных дорог; 8) показатели, характеризующие демографические факторы: 1Щ /Ш — коэффициент рождаемости; ИО] /ИОi — число пенсионеров на 1000 человек населения; 9) расходы на миграцию: Dij — расстояние в километрах между столицами округов.

Таким образом, большинство факторов, вошедших в модели для Центрального округа, характеризуют его миграционную привлекательность. Это можно объяснить тем, что по большинству социально-экономических показателей данный округ находится на лучших позициях по сравнению с другими федеральными округами: для него характерны самые большие потоки внутренней миграции; самые высокие среднедушевые доходы населения; самые большие объемы инвестиций, валового регионального продукта, основных фондов, оборота розничной торговли; самая высокая вероятность трудоустройства и т.д.

Анализ модели миграции, полученной для Дальневосточного округа, подтверждает, что данный округ по основным социально-экономическим показателям, притягивающим мигрантов в Центральный округ, занимает не лучшие позиции среди федеральных округов. Большая часть показателей, вошедших в модель (7), характеризует непривлекательность данного округа для мигрантов: 1) суровые климатические условия — ТМ; 2) большие расходы на переезд — Dij (удаленность от центра России); 3) низкий уровень экономического развития региона ф0 — удельный вес убыточных предприятий). Из показателей, оказывающих положительное влияние на миграцию можно лишь выделить: 1) среднемесячную заработную плату — Ш, по которой данный округ занимает второе место среди всех федеральных округов России; 2) демографический фактор — ИР (численность населения). Снижение численности населения в принимающем округе ведет к уменьшению трудовых ресурсов, что повышает для мигрантов вероятность найти работу. Наоборот, рост численности населения в отправляющем округе ведет к увеличению числа потенциальных мигрантов

Для достижения сбалансированности региональных рынков труда необходимо осуществлять регулирование миграционных процессов, так как возможность саморегулирова-

ния региональных рынков в России в настоящее время крайне низка из-за недостаточной развитости рынков капитала, финансов, жилья и т.д. Экономико-математические модели регионального движения населения, позволяющие выявлять воздействие тех или иных факторов миграции на формирование миграционных потоков, значительно расширяют возможности исследования социально-экономической природы миграционных процессов и повышают обоснованность их прогнозирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Ю., Гуриев С. Географическая мобильность населения в России // Служба занятости — 2005. — Октябрь. — С. 66-74.

2. Бутов В.И. Демография: учеб. Пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. — 576 с.

3. Староверов О.В. Отдельные модели экономической социологии. Центр. экон.-мат. ин-т РАН. — М.: Наука, 2006. — 232 с.

4. Subrata Ghatak. «Regional Migration in Transitional Economics» // Философия хозяйства: Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. Спец. выпуск. — 2006. — Дек. — Ч. 1. — 314 с.

ТЕ131}А EGONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.12. Международная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию.

Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией-въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс реэмиграции — это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, т.е. страна, откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

  • иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции;

  • работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

  • нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

  • лица, просящие убежища. До 80-х годов численность этой категории была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

  • беженцы. По данным ООН, в мире в начале 90-х годов насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Можно выделить пять направлений международной миграции рабочей силы:

    1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

    2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

    3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

    4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые страны),

    5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми рабочими, без которых невозможен нормальный производственный процесс. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве; 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление, как «утечка умов», например из Европы в США.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами арабских эмиратов, странами — членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах — импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских НИС, в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка малоквалифицированной рабочей силы.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов, например в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т.п.).

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина — 32% от общей численности работающих иностранцев, Турция — 22%, Молдова — 4%, Беларусь — 3%.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия — нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

  • повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

  • иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

  • при импорте квалифицированной рабочей силы принимающие страны экономят на затратах на образование и профессиональную подготовку;

  • иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь, понижение в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ:

  • экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну; по данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг — 50%, а от экспорта рабочей силы она значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл.; фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта;

  • экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране;

  • бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда.

Существуют следующие прямые источники валютных доходов от экспорта рабочей силы;

  • налоги с прибыли фирм-посредников;

  • непосредственные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

  • личное инвестирование эмигрантов в экономику родной страны (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

  • капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

В то же время страны-экспортеры рабочей силы сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:

  • США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран — Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.;

  • Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в ЕС, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР;

  • Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин;

  • другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В результате войн в Персидском заливе в 1991 г. около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта;

  • новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна — к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, другая — к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., объявляет свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами-участницами соглашений, а также с «третьими странами», как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к «третьим странам».

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами-людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами-людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

  • специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

  • представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

  • специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

  • профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся выпускнику по данной специальности в стране-экспортере рабочей силы;

  • ограничения личного характера. Законодательства принимающих стран предъявляют жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций;

  • количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество;

  • экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить;

  • временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней;

  • географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона;

  • запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

  • программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (Германия, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других — через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

  • программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средств, которые могли бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, Германия, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине;

  • программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 330.59

В.В. Малаев, И.К. Низамутдинов, Г.А. Бычков

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В современной экономике проблемы миграции становятся одним из базовых элементов, определяющих как механизм функционирования рынка труда в национальных экономических системах, так и условия формирования особенностей экономической системы страны в целом. Миграционные процессы определяют характер экономического роста, возможности развития секторов экономики и отдельных регионов, эффективность формирования и функционирования человеческого капитала. При выделении параметров, влияющих на миграционные процессы, следует отметить потенциальные возможности развития регионов, динамику изменений на внутреннем рынке труда, повышение стоимости и уровня жизни, а также общие тенденции развития мировой экономики, связанные с усилением процессов глобализации или обострением межстрановых противоречий. Изучение миграции требует выявления базовых характеристик миграционного процесса в рамках анализа особенностей, целей и квалификации мигрирующего населения. Миграционный процесс во взаимосвязи с экономическим развитием, таким образом, является экономической категорией, определяемой в рамках отношений с основными параметрами, характеризующими развитие и функционирование национальной экономической системы. Рассмотрение миграционных потоков на территории России позволяет выделить ряд регионов, привлекательных с точки зрения мигрирующего населения. Поскольку процессы миграции затрагивают проблемы бедности и неравенства в странах, связанных миграционными потоками, то миграция населения становится одним из параметров, позволяющих определять наличие и обострение социальных проблем общества.

Ключевые слова: миграция, экономический рост, безработица, глобализация, государственное регулирование, бедность.

В современной экономике экономический рост и развитие общества (в том числе и трансформация общественных институтов) очень тесно взаимоувязаны с процессами, протекающими на рынке туда. Процессы миграции во многом определяют основные направления трансформационных процессов на рынке труда, тем самым оказывая влияние на возможные направления развития национальной экономической системы. Существует много разных теорий и методологических подходов, которые исследуют последствия трудовой миграции в рамках экономической системы как в стране, принимающей мигрантов, так и в стране-«доноре». Но нет ни одной, которая была бы принята в качестве обшей теории всеми специалистами. Использование для анализа процессов миграции аппарата различных наук, в том числе социологии и экономики, необходимо и с точки зрения анализа существующей взаимосвязи процессов миграции и процессов экономического развития, изменяющих уровни неравенства и бедности в экономике.

Бедность и неравенство в экономике связаны между собой. Неравенство можно рассматривать как неравномерное распределение ресурсов общества между различными группами населения. В данном случае основным показателем неравенства выступает количество ликвидных ценностей у того или иного индивида (которые и определяют социальное место индивида). В то же время бедность означает также и снижение (как следствие уменьшения ликвидных ценностей) уровня интеллектуального и нравственного развития личности. Таким образом, под бедностью можно понимать такое экономическое состояние индивидов, которое предполагает минимальное количество ликвидных ценностей и ограничение доступа к социальным благам. Понятие бедности определяется уровнем развития экономики в той или иной стране и богатством общества (фактически теми же параметрами, которые являются основной движущей силой миграционного процесса). Более развитая экономическая система позволяет разнообразить круг потребностей и повышать степень удовлетворенности. Однако чем более богата страна, тем шире круг потребностей, считающихся обязательными для нормальной жизни (удовлетворения потребностей, признанных оптимальными и сформированных эволюционным развитием данной экономической системы). Соответственно, и критерии бедности будут различаться в зависимости от развитости экономики, а в рамках одной страны — в зависимости от развития того или иного региона .

Рассматривая процессы вовлечения в производственный процесс дополнительных ресурсов в рамках миграционного процесса, следует отметить ряд эффектов, получаемых при миграции. Во-первых, данный процесс может позволить привлечь квалифицированную рабочую силы, не затрачивая

дополнительные ресурсы на ее подготовку (весьма маловероятно в условиях российской экономики, когда подавляющее большинство мигрантов представляет неквалифицированную рабочую силу). Во-вторых (что более вероятно), процессы миграции способны нарушить баланс сил в том или ином регионе (учитывая масштабы миграции, национальный и религиозный состав мигрирующего населения).

Соответственно, в рамках миграции плюсы, связанные с увеличением рабочей силы, могут перекрываться минусами, связанными с побочными эффектами от нестабильной социальной обстановки в регионах с усиленным миграционным процессом. Более того, поскольку мигранты обычно согласны работать за меньшую заработную плату, то они автоматически попадают в группу наиболее бедного населения. Одновременно с увеличением бедности и неравенства в доходах происходит вытеснение части местного населения со своих рабочих мест, что также может способствовать дестабилизации социальной обстановки и усилению противоречий в том или ином регионе.

Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев для занятия трудовой деятельностью становится весьма распространенным явлением в современной российской действительности. Однако утверждение, что иностранные граждане занимают рабочие места россиян, нельзя считать достаточно обоснованным. Так, например, в октябре 2013 г. общий уровень безработицы в России составил, по данным Росстата, 5,3 % от экономически активного населения страны (в сентябре 2013 г. — 5,2 %). Общая численность безработных в РФ составила 4 млн 23 тыс. человек. Даже если трудоустроить всех российских безработных, для мигрантов, которые, по данным ФМС России, занимают около 5 млн рабочих мест, нашлись бы вакансии1.

В то же время результативность воздействия трудовой миграции на национальную экономическую систему в значительной степени определяется качественными характеристиками миграционных трудовых потоков. В зависимости от того, к какому типу относится миграционный трудовой поток, будут определяться эффективность и социально-экономические последствия.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в РФ в последнее время (20112013 гг.) остается на одном уровне — 1 745 584 чел.2, что на 98 772 чел. меньше, чем в 2010 г., когда она составляла 1 944 356 чел.3

В настоящее время в России разработана Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13.06.2012 г. В Концепции продекларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. Одной из первоочередных задач российской миграционной и интеграционной политики при этом является поиск и установление баланса интересов государства и прав человека.

Согласно опросу ВЦИОМ 65 % россиян признались, что негативно относятся к иммиграции, так как она усиливает рост преступности и коррупции. При этом 47 % россиян полагают, что приезжие восполняют нехватку рабочих рук на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Относительное большинство респондентов (53 %) не склонны думать, что иммиграция способна решить демографические проблемы страны (2005 г. — 46 %) и обогащает ее культуру (45 %). Влияние иммиграции на экономику также чаще оценивается негативно (40 %). Одновременно 58 % россиян поддерживают идею привлечения русскоязычных иммигрантов при ограничении въезда представителей иных национальностей (2005 г. — 69 %), а также выступают за ограничение притока нетрудоспособных и малообразованных мигрантов (53 %) .

По данным ФМС России, за первое полугодие 2013 г. в страну въехало более 11,3 млн иностранцев, что на 9,9 % больше, чем в 2012 г. При этом 1,8 млн имеют разрешения на работу или патенты и почти вдвое больше, около 3,5 млн, трудятся нелегально. В результате в 2014 г. федеральный

1 Безработица выросла в октябре до 5,3 % // Новые известия. 2013. № 210.

2 Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1137 // СПС «КонсультантПлюс».

3 Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 961 // СПС «КонсультантПлюс».

4 Пресс-выпуск ВЦИОМ от 01.08.2013 № 2360.

бюджет недополучил более 60 млрд. руб. Наряду с этим 140 тысячам иностранцев был закрыт въезд в Россию, из них 90 % — граждане стран СНГ, остальные из Китая, Вьетнама, Турции5. Выходцы из ближнего зарубежья составляют более 70 % прибывающих в Россию иностранцев.

Сегодня трудовые мигранты распределяются по территории РФ неравномерно. Самые напряженные точки — Москва, Московская область, Санкт-Петербург, то есть регионы с наиболее быстрым экономическим развитием, с наибольшим промышленным потенциалом и концентрацией финансовых ресурсов. В то же время следует отметить, что между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции по-прежнему существует значительный разрыв.

В настоящее время в российской экономике больше всего мигрантов занято в строительстве -42 % от общей численности мигрантов. Следует отметить, что доля мигрантов в общей численности трудящихся в строительстве составляет 16 %. Реальная структура занятости мигрантов, как утверждают эксперты, несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферы досуга и развлечений, жилищно-коммунального хозяйства и работы по дому. Мигранты выполняют, как правило, неквалифицированную работу. Лишь частично это лица со средним образованием: только в 1,1 % случаев работники приехали занимать должности на работах, требующих высокой квалификации .

С учетом экспертных оценок нелегальной миграции (3,2-5,2 млн человек) доля мигрантов может достигать в Российской Федерации 4,7-7,7 % от общей численности занятых6. Основными странами-донорами рабочей силы для России к концу первого десятилетия XXI века стали страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан), Украина и Китай. При этом миграционный поток из Таджикистана в Россию составляет 16% от всей трудовой миграции в РФ. Экономика этой страны в значительной степени зависит от денежных переводов мигрантов, которые, по данным Всемирного банка, в 2011 г. составляли 31 % ВВП7. В данном случае мы не учитываем поток мигрантов с Украины, выросший в 2014 г. Не всех прибывших с Украины в настоящее время можно воспринимать как трудовых мигрантов, так как часть из них готова вернуться к себе после изменения общей ситуации на Украине и на Юго-Востоке Украины.

Многолетний опыт стран, эффективно использующих иностранную рабочую силу, показывает, что иммиграционная политика в этих странах формируется как результат противодействия диаметрально противоположных подходов и отношений.

С одной стороны, это социально-политические интересы, которые определяют необходимость усиления запретительных мер и разработку специальных законодательных актов, препятствующих увеличению притока иностранной рабочей силы. Известно, что в большинстве стран население в целом отрицательно воспринимает политику, направленную на расширение иммиграции. В основе такого негативного отношения общественного мнения к иностранной рабочей силе лежит множество факторов, каждый из которых так или иначе связан с противодействием населения возможности повышения конкуренции на рынке труда. Считается также, что миграция привносит возможность противоборства и противопоставления различных субкультур, увеличивает уровень криминогенности, повышает нестабильность, связанную с процессами адаптации иностранной рабочей силы к местным условиям страны-реципиента . С другой стороны, это экономические интересы, связанные с удовлетворением потребностей в дешевой рабочей силе. В результате этого противоборства направленность иммиграционной политики смещается то к одному, то к другому полюсу.

Таким образом, может быть сделан вывод, что в России основной поток мигрантов занят в сферах, не пользующихся спросом у местных жителей. Трудовая миграция неравномерна по регионам, и наибольший поток мигрантов едет в Москву. России в настоящее время необходима дальнейшая последовательная работа по совершенствованию системы управления миграцией. Основой нового подхода к управлению миграцией должны стать механизмы постоянно действующего мониторинга миграционной ситуации и периодическая оценка эффективности принимаемых решений.

Особенности функционирования российской экономики связаны в настоящее время также с недостаточными усилиями государства в рамках проведения инновационной, структурной и инвестиционной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства и стремле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Грицюк М. Диплом на жительство // Российская газета. 31.07.2013.

7 Там же.

нием создавать условия для развития именно данных направлений. В условиях введения экономических санкций против России со стороны ряда государств важность проведения подобной политики только усиливается. В то же время при хорошо разработанной системе ориентиров развития производства недостаточное внимание уделяется такому фактору (обеспечивающему необходимые условия для развития производства), как наличие квалифицированной рабочей силы. Более того, поскольку речь идет о формировании новых высокотехнологичных отраслей промышленности, то и требуемая квалификация рабочей силы должна быть достаточно высокой. Текущие миграционные процессы не в состоянии обеспечить решение данной проблемы и, скорее, усугубляют ее, когда наиболее квалифицированные работники, не получая соответствующую зарплату и не имея возможности решать свои социальные проблемы, уезжают за границу.

В то же время при применении регрессионно-корреляционного анализа нами построена модель, определяющая зависимость темпов изменения ВВП российской экономики от темпов роста поступлений от экспорта (Х1), уровня безработицы (х2), инвестиций в основной капитал (х3):

х0,18 х0,15

У = 1,04 1 озз3 £. х 2

Данная модель охватывает период времени до 2012 г., то есть до вступления России в ВТО.

Теснота общего влияния всех параметров на темпы изменения ВВП может быть оценена как высокая (68 % вариации темпов изменения ВВП обусловлено изменением данных параметров, на влияние других параметров остается 32 %). Влияние выявленных параметров может быть обобщено: при возрастании темпа роста поступлений от экспорта (от реализации газа и нефти) на 1 % при постоянном уровне других параметров темп роста ВВП возрастает на 0,18 %; при возрастании темпа роста безработицы на 1 % при постоянном уровне других параметров темп роста ВВП падает на 0,33 %, при возрастании темпа роста инвестиций на 1 % при постоянном уровне других параметров темп роста ВВП возрастает на 0,15 % .

Таким образом, изменение безработицы (а миграционные процессы непосредственно влияют на безработицу в регионе) оказывается одним из наиболее значимых параметров, влияющих на экономическое развитие.

Успешная и вдумчивая миграционная политика способна обеспечить стабильную ситуацию внутри страны, успешную реализацию целей промышленной политики, а равно расширить влияние страны на международной арене, обеспечив хорошие отношения со странами-реципиентами мигрантов.

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Большое количество мигрантов перемещаются между развивающимися странами, при этом около 40 % общего числа мигрантов в мире переезжают в соседние страны своего региона .

Тем не менее мигранты вносят свой вклад в экономический рост и развитие человеческого потенциала как в странах происхождения, так и в странах пребывания. Они могут способствовать развитию общества за счет культурного многообразия, за счет формирования чувства понимания и уважения разных культур. Миграция также потенциально является одним из базовых способов реализации прав человека.

Следует отметить, что в ряде стран роль мигрантов достаточно значима и в «верхнем» сегменте рынка труда, то есть там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации (деглобализации). Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах занятости, оставляя «середину» местным работникам. В целом характеристика иммиграционных потоков приведена в таблице.

Подводя итог вышесказанному и учитывая нарастание противоречий в рамках мировой экономики в настоящее время (современный экономический кризис и введение экономических санкций против России), мы можем согласиться, что на длительных интервалах времени развития цивилиза-

ции именно деглобализация (дезинтеграция) является доминирующим процессом (как утверждают Росс Левин и Уильям Истерли). В этом случае и обострение политической ситуации в Европе вполне можно рассматривать как фактор, способствующий (в рамках формирования гипотезы) началу нового цикла деглобализации. В то же время период деглобализации всегда сопровождается усилением меж-страновых противоречий и ослаблением мировой торговли. А данный процесс, в свою очередь, приводит к усилению кризисных явлений во всех странах, что может стимулировать процессы миграции и потребует усиления государственного вмешательства в регулирование мобильности на рынке труда. Через данный процесс проходили и страны Европы, когда первые оптимистические ожидания от создания общего рынка сменились усилением регулирования на рынке труда и созданием барьеров для защиты своего рынка от миграции из-за рубежа.

Характеристики иммиграционных трудовых потоков

Наименование характеристики трудопотока Содержание характеристики

1. Продолжительность Регулярная, нерегулярная, циклическая

2. Ограничения на место жительства и труда Контрактная, деловая

3. Юридический статус Легальная, нелегальная

4. Уровень квалификации Высококвалифицированная, малоквалифицированная, неквалифицированная

5. Демографическая структура Половозрастные особенности, семейный статус, этническая принадлежность

6. Социальная структура Образование, социальный статус

7. Мотивация иммиграции Получение дохода, перемена места жительства, изменение социального статуса, беженцы, поиск рабочего места

8. Социально-экономическая ситуация в стране, поставляющей или принимающей иммигрантов Высокоразвитая, бедная, развивающаяся, терпящая экологическое или социальное бедствие, недемократический политический режим

9. Ориентация на сферы приложения труда Промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг, наука, строительство и др.

В этих условиях усиление государственного вмешательства возможно даже несмотря на тот факт, что непрерывное приспособление к изменяющимся условиям (а государственное жесткое регулирование препятствует именно этому процессу) необходимо не только для повышения, но и для поддержания уже достигнутого уровня жизни (а в отношении регулирования процесса миграции способно усилить или устранить несбалансированность в привлечения кадров из-за рубежа). В этом случае возникает необходимость определения временных границ периода усиления государственного вмешательства и определения допустимости применения того или иного инструментария регулирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сухаренко А. Гастарбайтер в законе // ЭЖ-Юрист. 2013. № 32.

3. Скачкова Г. С. Трудовая деятельность иностранцев в России в контексте миграционной политики Российского государства // Миграционное право. 2013. № 2.

6. Мукомель В.И. Трансформация миграционных потоков: циркулярные миграции // Миграционное право. 2012. № 3.

7. Матвеев В.В. Экономический рост и национальная элита // Вестн. Удм. ун-та. 2006. Вып. 2. С. 123-136.

Поступила в редакцию 15.05.15

V.V. Malaev, I.K. Nizamutdinov, GA. Bytchkov

MIGRATION PROCESSES AND THE RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT

Keywords: migration, poverty, unemployment, economic growth, globalization, government control.

Малаев Владимир Валентинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами E-mail: vladimirmalaev@yandex.ru

Низамутдинов Ирек Камилевич, кандидат экономических наук E-mail: kpfu87@mail.ru

Бычков Глеб Александрович, аспирант кафедры управления человеческими ресурсами E-mail: bychkov.gleb@gmail.com

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

Malaev V.V.,

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ — пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния ме­ж­ду раз­лич­ны­ми на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми, тер­ри­то­рия­ми, стра­на­ми с це­лью из­ме­не­ния ра­бо­че­го мес­та (за­ня­тий) по при­чи­нам эко­но­ми­че­ско­го или ино­го ха­рак­те­ра, раз­но­вид­ность ми­грации населения.

Миграция рабочей силы внут­ри стра­ны, как пра­ви­ло, не ре­гу­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом на­пря­мую, обу­слов­ли­ва­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром ра­бот­ни­ка и ос­но­вы­ва­ет­ся на его стрем­ле­нии улуч­шить ка­че­ст­во и уро­вень жиз­ни; не влия­ет на об­щую чис­лен­ность на­се­ле­ния стра­ны, а лишь из­ме­ня­ет его раз­ме­ще­ние. Внут­рен­няя миграция рабочей силы от­ли­ча­ет­ся зна­чительными мас­шта­ба­ми в стра­нах с боль­шой чис­лен­но­стью на­се­ле­ния и вы­со­кой или рас­ту­щей его мо­биль­но­стью, свя­зан­ной с эко­но­мической ди­на­ми­кой. По­яв­ле­ние де­прес­сив­ных тер­ри­то­рий или от­рас­лей эко­но­ми­ки мо­жет при­во­дить к мас­со­во­му от­то­ку ра­бо­чей си­лы из од­них ре­гио­нов стра­ны в дру­гие и иметь не­бла­го­при­ят­ные по­след­ст­вия для эко­но­мического раз­ви­тия; при воз­ник­но­ве­нии та­кой си­туа­ции тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ст­во, ре­гу­ли­ро­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва пу­тём при­ня­тия специальных про­грамм по­мо­щи ре­гио­нам, пред­при­яти­ям или ра­бот­ни­кам в ви­де час­тич­но­го или пол­но­го воз­ме­ще­ния за­трат на пе­ре­езд и пе­ре­ква­ли­фи­ка­цию. Ис­то­рические при­ме­ры круп­ной внут­рен­ней миграция рабочей силы — мас­со­вые пе­ре­се­ле­ния российских кре­сть­ян в рам­ках сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мыв начале XX века и советских лю­дей в 1950-1960-е годы в свя­зи с ос­вое­ни­ем це­лин­ных зе­мель.

Внеш­няя миграция рабочей силы име­ет важ­ное зна­че­ние как для на­цио­наль­ных эко­но­мик, так и для ми­ро­вой. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми современной ме­ж­ду­народной тру­до­вой ми­гра­ции яв­ля­ют­ся: де­мо­гра­фическое ста­ре­ние на­се­ле­ния, тех­но­ло­гические из­ме­не­ния, воз­рас­таю­щая ин­те­гра­ция в ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Транс­на­цио­наль­ный ха­рак­тер со­вре­мен­ной миграции рабочей силы при­во­дит к об­ме­ну не толь­ко тру­до­вы­ми, но и фи­нан­со­вы­ми, ин­фор­ма­ци­он­ны­ми и другими ре­сур­са­ми, вла­дель­ца­ми или но­си­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ми­гран­ты. С 2015 года вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны ока­жут­ся в дол­го­вре­мен­ной си­туа­ции, ко­гда чис­лен­ность вы­хо­дя­щих на пен­сию пре­вы­сит чис­лен­ность по­ко­ле­ний, всту­паю­щих в тру­до­спо­соб­ный воз­раст, что уве­ли­чит по­треб­ность в при­то­ке тру­до­вых ми­гран­тов из других стран. Зна­чи­тель­на роль миграции рабочей силы в де­неж­ных транс­фер­тах для по­пол­не­ния ВВП стра­ны, рос­та среднего национального уров­ня до­хо­дов. Де­неж­ные пе­ре­во­ды ми­гран­тов в 1990 году со­став­ля­ли (по дан­ным ООН) 31,3 миллиарда долларов, в 2000 году – 76,8 миллиардов долларов, в 2004 году — 125,8 миллиардов долларов; круп­ней­шие по­лу­ча­те­ли та­ких пе­ре­во­дов (миллиарды долларов) — Ин­дия (17,4), Мек­си­ка (14,6), Фи­лип­пи­ны (7,9).

Дол­го­сроч­ное влия­ние на миграцию рабочей силы и мигра­ци­он­ную по­ли­ти­ку ока­зы­ва­ют ми­ро­вые эко­но­ми­че­ские цик­лы. Влия­ние ми­ро­во­го кри­зи­са 2008-2009 годов ста­ло пред­ме­том специального ана­ли­за на фо­ру­ме ОЭСР по ми­грационной по­ли­ти­ке (2009 год). Тру­до­вые ми­гран­ты бы­ли при­зна­ны од­ной из наи­бо­лее по­стра­дав­ших от эко­но­мического спа­да групп эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния.

Из­ме­не­ние по­ли­ти­ки раз­ви­тых стран в от­но­ше­нии миграции рабочей силы от­сле­жи­ва­ет ООН, про­во­дя специальные ис­сле­до­ва­ния (World Po­pu­lation Policies). В конце XX — начале XXI веков эти стра­ны про­дол­жа­ли по­ли­ти­ку при­вле­че­ния не­об­хо­ди­мых эко­но­ми­ке ми­гран­тов, уве­ли­че­ния сро­ков их пре­бы­ва­ния на тер­ри­то­рии стра­ны, бо­лее пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния их по­тен­циа­ла. Тру­до­вая ми­гра­ция ме­ж­ду раз­ви­ты­ми и раз­ви­ваю­щи­ми­ся стра­на­ми со­став­ля­ет 40-50% объ­ё­ма всей ми­гра­ции на­се­ле­ния ме­ж­ду ни­ми. Про­изо­шёл не про­сто ко­ли­че­ст­вен­ный рост объ­ё­мов ми­гра­ции, но и рас­ши­ре­ние гео­гра­фии по­то­ков тру­до­вой ми­гра­ции, из­ме­не­ний её ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик. Ес­ли в 1970-е годы тео­рия сег­мен­ти­рования рын­ка тру­да объ­яс­ня­ла миграция рабочей силы спро­сом раз­ви­тых го­су­дарств на иностранную ра­бо­чую си­лу, го­то­вую ра­бо­тать в пло­хих ус­ло­ви­ях тру­да, не­при­ем­ле­мых для ме­ст­но­го на­се­ле­ния, то на ру­бе­же ве­ков меж­стра­но­вая кон­ку­рен­ция всё боль­ше свя­за­на с бы­ст­ро рас­ту­щим спро­сом на ра­бо­чую си­лу выс­шей ква­ли­фи­ка­ции. Чис­лен­ность тру­до­вых ми­гран­тов на начало XXI века оце­ни­ва­ет­ся в 36-42 миллиона человек (вме­сте с чле­на­ми их се­мей — 80-97 миллионов человек). В 1990-е годы миграция рабочей силы ста­ла су­ще­ст­вен­ным ас­пек­том гло­ба­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки.

Миграция рабочей силы в це­лом мо­жет ре­гу­ли­ро­вать­ся различными ме­ра­ми, вклю­чая со­от­вет­ст­вую­щую по­ли­ти­ку, за­ко­но­да­тель­ст­во, административное и эко­но­мическое ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­грационных про­цес­сов на на­цио­наль­ном, суб­ре­гио­наль­ном, гло­баль­ном уров­нях, сис­те­мой со­ци­аль­ной за­щи­ты тру­до­вых ми­гран­тов. Ре­гу­ли­ро­ва­ние миграции рабочей силы ба­зи­ру­ет­ся пре­ж­де все­го на сис­те­ме квот, ус­та­нав­ли­вае­мых в раз­ви­тых стра­нах для им­ми­гран­тов; так, в США кво­та для тру­до­вых им­ми­гран­тов со­став­ля­ет около 20% об­ще­го объ­ё­ма раз­ре­ше­ний на въезд. Пра­ва тру­до­вых ми­гран­тов за­щи­ща­ют дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния стран, а так­же Ме­ж­ду­народная дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, Ев­ро­пей­ская со­ци­аль­ная хар­тия, кон­вен­ции Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, иные ме­ж­ду­народные кон­вен­ции и хар­тии. При этом от­сут­ст­вие в ме­ж­ду­народных до­ку­мен­тах уни­вер­саль­но­го пра­ва на въезд яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния прак­ти­ки ре­гу­ли­ро­ва­ния въез­да тру­до­вых ми­гран­тов, как и ми­гран­тов в це­лом.

Рос­сия во 2-й половине 2000-х годов (по дан­ным Все­мир­но­го бан­ка) во­шла в чис­ло ли­де­ров по объ­ё­му тру­до­вой ми­грации, здесь тру­дят­ся 12,1 миллионов ми­гран­тов (2007 год). Са­мый зна­чительный по­ток ми­гран­тов из Рос­сии идёт на Ук­раи­ну (4,8 миллионов человек), об­рат­ный по­ток со­став­ля­ет 3,6 миллиона человек. Тру­до­вые им­ми­гран­ты со­сре­до­то­че­ны в не­зна­чительном сег­мен­те ви­дов эко­но­мической дея­тель­но­сти — в основном в строи­тель­ст­ве (около 40%), тор­гов­ле и ре­мон­те (27%), сельском хозяйстве (7%) и отдельных ви­дах промышленности (7%).

Abstract

Russian Abstract: На основе всех имеющихся данных государственной статистики и обследований анализируется уровень образования долговременных и временных трудовых международных мигрантов в России, проводятся сравнения с уровнем образования населения страны. Состав долговременных международных мигрантов по образованию различается как в зависимости от возраста, так и от стран, с которыми осуществляется миграционный обмен. Уровень образования долговременных мигрантов достаточно близок к населению России, но в целом страна теряла более образованных мигрантов, чем приобретала. Распределение международных мигрантов по образованию зависит от изменения методики учета миграции, что затрудняет сравнения за длительный период. Относительно временной трудовой миграции используемые статистические источники не так подробны, и охватывают не всю совокупность мигрантов, находящихся в России. Однако данные выборочных обследований позволяют сделать вывод о степени использования образовательного потенциала мигрантов, проанализировать специально выделяемые категории высококвалифицированных мигрантов.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх