Многоженство в мусульманстве

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.

Доказательство дозволенности многоженства в Исламе

Аллах в Коране говорит «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Прочитав аят, мы видим, что изначально речь идет о двух трех и четырех супругах, а одна жена предполагается в случае, если мужчина не может быть справедливым ко всем женам.

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?

• Равное обеспечение

Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т.д. Понятие «равное» не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в одинаковом количестве. «Равное» значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.

• Предоставление отдельного жилья для жен

На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жен, если только они сами не согласятся жить в одном доме, но в разных комнатах. Имам Ибн К’удама сказал: «Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и баталиям». См. «Аль-Мугъни” 7/229.

А также, муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жен, а другую поселить в старую хибарку.

• Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: «Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. «Аль-Умм” 5/110.

Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать ее в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании», так как это выше способностей человека, и такое чувство как любовь ему не подвластно, а, как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова,286). Даже сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имея в виду справедливость между женами, сказал: «О Аллах, это мое деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно”.

Шариатские решения относительно многоженства

Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.

• Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды, или же для увеличения почета в обществе или же для него это просто предмет роскоши, а при этом он еще и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многоженство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что внушает тебе сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает” (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

• Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае, многоженство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

• Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

• Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

• Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

• Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

Как известно, согласно Шариату, мусульманин может иметь до четырех жен одновременно, но с условием, что будет справедлив ко всем и во всем: в обеспечении жильем, одеждой, пищей и т.п. Следует также заметить, что многоженство не является обязанностью. Суфьян бин ‘Уйайна (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Многоженство не является преследованием мирских целей и удовольствий, потому что ‘Али (да будет доволен им Аллах!) был самым аскетичным из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и у него были четыре жены». Оно, как и все нормы Шариата, дает блага, важнейшими из которых являются следующие:

1. Предохранение общества от разврата. Если мужчина и женщина сильно любят друг друга, то им остается выбрать один из трех путей: либо законный брак, либо терпение, либо, являющееся запретным, прелюбодеяние. Разумный человек никогда не предпочтет последнее. Мусульманин всегда выбирает законный брак, следуя хадису благородного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Для влюбленных нет ничего лучшего, чем бракосочетание» (Ибн Маджа, аль-Хаким).

2. Многоженство предостерегает мужчину от прелюбодеяния, если ему в сексуальном плане не достаточно одной женщины (см. ниже).

3. Защита вдов и женщин старшего возраста, не вышедших замуж вовсе, количество которых растет, особенно после войн. Хорошо ли будет этим женщинам оставаться в таком положении и провести жизнь без супруга, без детей, без теплоты семейного очага? Конечно же, нет. Для женщины лучше быть одной из жен, нежели оставаться незамужней всю оставшуюся жизнь.

Известно, сколько возражений, протестов от женщин, особенно от немусульманок, против узаконения многоженства в современном обществе. Что касается причин разрешения полигамии, то попытаемся пояснить это.

Во-первых, многоженство, как мы отметили, не обязанность. Когда мужчина желает жениться на второй женщине, он извещает ее об этом. И только с ее согласия он может жениться на ней. Если же она откажется, никто не станет ее принуждать. Однако она должна знать, что ей лучше быть одной из жен, чем остаться вдовой или незамужней, что после замужества у нее будет на кого опереться, и она может попасть в Рай, если супруг будет доволен ею. Они создадут гармоничную семью и, благодаря замужеству, она становится матерью, что не будет благоприятствовать бесцельному проведению времени. Оставаясь же одной, ей будет очень трудно как на этом, так и на Том свете.

Однако некоторые женщины протестуют против многоженства, считая это ущемлением их прав и даже унижением своего достоинства. Вместе с тем, если мужчина довольно состоятельный, большинство женщин готовы принять его предложение и стать второй (или даже третьей) женой, несмотря даже на то, что его первой жене это тоже может не понравиться.

Во-вторых, в обществе, в котором имеет место многоженство, сохраняется честь и достоинство человека. Законная жена, независимо от того, первая она или четвертая, имеет свои полные, определенные Шариатом права. Такое общество застраховано от разврата, беспринципности, и сексуальные потребности людей удовлетворяются здесь законным, дозволенным путем. Человек в таком обществе не будет смотреть с вожделением на запретное. Только безнравственный человек способен на это, для которого подобное общество станет как бы наказанием и испытанием.

В-третьих, как известно, мужчина больше обуреваем плотскими страстями, чем женщина. Женщина в определенное время выжидает менструальный цикл, послеродовое очищение, в течение которого она не в состоянии удовлетворять сексуальные потребности мужа, а, наоборот, она даже отдаляется от него. Она не испытывает желания сблизится с мужем, да и не может сделать это, пока полностью не очистится. Менструация же длится в среднем неделю, а у некоторых даже до пятнадцати дней. А мужчина, страсти которого поддаются вспышке в любое время, получается, не может удовлетворить свои чувства в эти дни.

В-четвертых, следует учитывать и психологические свойства женщин. Неудивительно, что женщины выражают свое недовольство многоженством. Фактически, их побуждает к этому такое свойственное им качество, как ревность, заложенное в них от природы.

Жена имеет право выражать недовольство тем, что ее муж берет вторую жену. Однако она должна признать установления Шариата, где указано, что женитьба мужа на второй женщине законна и разрешена. Не следует забывать, что Шариат всегда и во всем преследует только выгоду, пользу и справедливость для человека.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще более 14 веков тому назад перечислил малые признаки приближения Конца Света, в числе которых назвал и то, что женщин будет намного больше, чем мужчин. В некоторых местах, согласно хадису, количественное соотношение мужчин и женщин будет один к семи, в других местах – один к семнадцати, в третьих – даже один к семидесяти. В настоящее время статистические данные показывают, что почти во всех странах представителей женского пола намного больше. Помимо этого, в современном обществе очень много мужчин пристрастились к наркотикам и алкоголю. Мало кто из женщин хотел бы выйти замуж за таких мужчин, тем более иметь от них детей. От алкоголя, наркотиков и других недугов современного общества каждый год умирает большое количество мужчин. Таким образом, количество мужчин еще больше сокращается. И тогда из ста женщин замуж выйдет лишь половина. А как же быть остальным? Они оказываются перед выбором: либо терпеть трудности одиночества, либо выбрать прелюбодеяние, либо стать законной женой. Не лучше ли ей выйти замуж и иметь свой семейный очаг, свои права, детей и т.п., нежели выбрать иной путь?

Приведем и такой пример. Как известно, мужчина очень часто бывает в разъездах. Ему подчас приходится отправляться в длительные поездки по работе, с целью улучшения материального положения своей семьи и т.д. По определенным причинам он не может взять с собой жену (например, она беременна или вынуждена присматривать за детьми). Как мы отметили, мужчине труднее преодолевать плотские страсти и нет гарантии, что он всякий раз сможет подавить их. В результате появляется опасность попадания его в грех, путем совершения прелюбодеяния во время поездки. Фактически, к такому способу удовлетворения своих чувств прибегает множество мужчин (у которых слабый иман), которые не застрахованы от венерических болезней, последствия которых могут быть непредсказуемыми. Отрицать это не может никто. В то же самое время, чтобы избежать эти последствия, он мог бы взять с собой вторую жену в эту поездку. А жене, оставшейся дома, было бы намного спокойнее, зная, что муж со своей законной женой, и больше шансов уберечь его от всего запретного.

Бывает и так, что жена из-за каких-то болезней или по причине бесплодия не может иметь ребенка. А муж желает иметь детей. Кстати, в хадисе говорится, что в доме, где есть дети, присутствует и благодать (баракат), благополучие. Поэтому, не лучше ли не разводиться с этой супругой, содержать ее и одновременно законным образом иметь детей от другой жены.

Учитывая подобные и другие причины, Шариат разрешил, но не обязал многоженство.

Дорогая сестра-мусульманка! Каждый верующий в Аллаха человек осознает, что требования Ислама, исламская культура, этика поведения – самые совершенные и преследуют только положительные цели. Наша так называемая «современная цивилизация» считает истинную мусульманку человеком без культуры. Такое же отношение сегодня и к некоторым другим сторонам Ислама. В чем причина? Причина этого кроется в том, что люди привыкают к тому, что их окружает, хоть это подчас и отвратительно, и вследствие этого окружающее кажется хорошим и обычным. Примером тому является курение. Нет, наверное, человека, который не знает, что курение опасно для здоровья и приносит вред как самому курящему, так и окружающим. Однако, вследствие того, что табак продается свободно, употребляющих его очень много, курение в массовом сознании перестало быть явлением недостойным, презренным, а, напротив, стало как бы в порядке вещей. Таким же образом и другие недостойные привычки и деяния стали считаться приемлемыми, сюда же относится и недостойное поведение женщины.

Ислам предписал женщине соблюдать определенные правила и носить определенную форму одежды с целью сохранения ее чистоты и целомудрия, как самого прекрасного создания Господа. Истинная ценность женщины заключается в ее целомудрии. И мы видим все ужасные последствия несоблюдения этих требований. Достаточно сказать, что простой взгляд мужчины на такую «красавицу» приводит к греху, подобному прелюбодеянию, не говоря уже о многочисленных бедах на этом свете, вплоть до снижения мужской потенции. И женщина, которая послужила причиной этого взгляда, становится соучастницей и ей засчитывается тот же грех, что и мужчине. Поводом для этого может послужить не только короткая юбка, но и все остальное во внешнем облике и в поведении женщины, что может вызвать интерес у мужчины, будь то благовония, косметика, походка, речь и т.п. И не будет для нее оправданием в Судный день то, что все это она совершала, следуя моде, обычаям, подражая своим подругам, знакомым и т.д. Известно, что мода придумывается теми, кто не заботится о сохранении нравственных устоев, общественной морали и семейного счастья. Они знают, что мода — это очень слабое место женщины, и этим они портят общество, обманывая представителей прекрасного пола.

Но как же быть мусульманке? Ходить в старой, некрасивой одежде? Конечно же, нет. Ведь можно прекрасно одеться со вкусом, следуя именно исламской моде, и при этом не нарушать требований Творца, не давая посторонним возможности взирать на свою красоту.

В наше время мы наблюдаем совершенно противоположное: женщины подчас дома носят широкие халаты, платки и т.п., а вне дома позволяют себе всевозможные вольности в одежде, такие как «мини», «разрезы», майки, шорты и т.д. Помимо этого, украшают себя макияжем, наносят духи, проводят часы за своим туалетом, перед тем, как выйти из дома и предстать перед окружающими.

А покорная Аллаху приукрашает себя только ради своего единственного и любимого супруга, и никого более. Вне дома мусульманка старается вести себя скромно, как во внешнем облике, так и в поступках, бывает застенчивой, не говорит много, не смеется громко и т.д. Не зря же говорят в народе, что если жена не будет вести себя должным образом, заботиться о муже и в молодости, и в старости, уделять ему больше внимания, поддерживать в нем любовь, то у супруга, естественно, может возникнуть желание взять другую жену в надежде с ней обрести счастье.

Супруга не должна ограничиваться только работой по дому. Она должна быть отзывчивой, привлекательной, прихорашиваться не перед выходом из дома, а именно для супруга, для встречи с ним. Такое поведение мусульманки, несомненно, приведет к тому, что по Воле Аллаха они будут жить счастливой и спокойной жизнью. И тогда у мужа даже не появится и мысль о другой жене, и это ему будет намного легче, так как на содержание второй супруги потребуются дополнительные средства и усилия.

Наставления матери свой дочери

В конце этой главы мы хотим привести известные всему исламскому миру наставления, данные арабской женщиной Умамат бинт Харис своей дочери, прежде чем выдать ее замуж. Несмотря на то, что эта женщина жила до возникновения Ислама – в период джахилийи, ее бесценные наставления ни в чем не противоречат Шариату, что не перестает удивлять людей и по сей день.

О дочь моя! Если смотреть на твое воспитание, то эти наставления можно оставить, ибо воспитание ты получила хорошее. Однако пусть они послужат поучением для рассеянных и помощью для благоразумных.

Если бы женщина по причине богатства родителей и их нужды в ней, смогла бы обойтись без мужа, то ты была бы самой не нуждающейся в нем. Однако женщины и мужчины созданы друг для друга.

О дочь моя! Ты оставляешь среду, в которой выросла и гнездышко, в котором совершала первые шаги, и переходишь в незнакомое для тебя гнездо, к мужу, к которому ты не привыкла. Он становится твоим хозяином и наблюдателем. Если будешь рабыней ему, то и он будет рабом, послушным тебе.

О дочь моя! Запомни мои десять заповедей. Да послужат они кладом и воспоминанием тебе!

1. Живи с ним в согласии, если вам придется испытывать нужду.

2. Повинуйся ему лучшим образом.

3. Пусть он не заметит в тебе противное, и не почувствует от тебя неприятных запахов.

4. Наилучшая красота – это подкрашенные сурьмой глаза, а наилучший аромат – вода.

5. Готовь еду ему своевременно, а когда он спит, сохраняй тишину. Поистине, острота голода – мучительна, а нарушение сна служит причиной гнева.

6. Береги его дом и имущество, и будь внимательной к нему, к детям и родным. Поистине, сохранение имущества – лучшее почтение, а проявление внимательности к детям и родным – лучшее поведение.

7. Сохраняй его тайну и не противься его воле. Поистине, ты не застрахована от его отречения, если раскроешь его тайну, а если будешь противиться его воле, то возбудишь в нем гнев.

8. Не радуйся, когда он в печали, и не грусти, когда он в радости. Первое – это небрежность, а второе – огорчение.

9. Почитай его как можно лучше, чтобы заслужить его большего уважения. Будь с ним как можно больше в согласии, он будет более дружелюбен к тебе.

10. Ты не достигнешь своей желанной цели, пока не выразишь свое удовлетворение его удовлетворению, и свою страсть его страсти, несмотря на то, хочешь ли ты этого или нет. Да выберет тебе Аллах лучшее!

Эти прекрасные наставления охватывают все стороны жизни супругов, внимая которым они по воле Аллаха Всевышнего будут жить в мире и согласии.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх