Мониторинг выявления детей группы риска

Семинар Классных руководителей

«Инновационные формы воспитательной работы

по профилактике асоциального поведения детей и подростков»

Тема выступления:

Мониторинговая деятельность

по выявлению контингента детей «группы риск»

Кузнецова Ю.В.

Педагог-психолог

Г. Кириллов

2012

Мониторинговая деятельность по выявлению контингента детей «группы риска.

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у детей, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». «Группу риска» составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

К ним относятся педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, деформированность мотивации) и др.

Для детей «группы риска» характерно:

  • девиантное поведение – это поступки (действия), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе;

  • делинквентное поведение (от англ. delinquency – провинность) – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок;

  • дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Если в былые годы «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет.

Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия проблем. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. В этом вопросе на современном этапе развития образования важную роль играет мониторинговая деятельность по выявлению контингента детей «группы риска».

Мониторинг (в рамках школьного образования) — это процесс специально организованного систематического сбора информации об интеллектуальном, личностном, социальном развитии обучающихся для определения тенденций изменения этих параметров и составления прогнозов.

Основная функция мониторинга — информационное обеспечение.

Целю мониторинга является предупреждение о потенциальных опасностях и рисках, отслеживание этих рисков, трудностей. Мониторинг дает возможность судить о состоянии объекта, осуществлять прогноз и как следствие — обеспечивать эффективность последующих шагов.

Задачи мониторинга заключаются в:

  • постоянном отслеживании состояния с целью выявления отклонений, которые могут представлять опасность,

  • выявлении и отслеживании закономерностей и тенденций,

  • отслеживании и оценке эффективности предпринимаемых действий, их последствий.

Мониторинговая система сбора информации должна обладать способностью в случае наличия негативных тенденций, вовремя это выявить и применить меры, которые могли бы изменить положение дел. Таким образом, социально-психологический мониторинг обучающихся позволяет администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, и на основе этого анализа принимать решения.

Привычно психологическим мониторингом называют все виды диагностического отслеживания развития и состояния учащихся, которые осуществляет психолог в образовательном учреждении. Но это не так. Мониторинг это особый вид деятельности, заключающейся в построении и осуществлении целой исследовательской программы, исполнителями которой является группа квалифицированных специалистов.

Реализация мониторинговой программы — это сложная организационная технология, но и собственно подготовка психологического мониторинга — это также технологически выстроенная «цепочка» действий:

  • Составление плана, программы исследования (предмет, объект, метод, цикличность измерения)

  • Обоснование выборки и деление её на группы

  • Выделение и научное обоснование параметров мониторинга (что будем изучать)

  • Разработка инструментария (методы и методики, которыми будем изучать)

  • Разработка организационной модели проведения мониторинга

Важным организационным вопросом является вопрос о том, кто в системе образования должен и может заниматься разработкой программ мониторингов. Опыт в разработке и проведении психологического мониторинга убеждает в том, мониторинг возможно подготовить только командой специалистов, в которой есть некоторое ролевое распределение позиций. Важен комплексный подход к изучению и воспитанию трудных детей со стороны всего педагогического коллектива. Взаимодействие классного руководителя, учителей, социального педагога, педагога-психолога, зам. директора по воспитательной работе обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся «группы риска», то есть учащихся, испытывающихся на себе воздействие негативных социальных факторов развития.

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • учебная деятельность;

  • взаимоотношения со сверстниками, отношения в классе;

  • взаимоотношения со взрослыми;

  • проведение свободного времени;

  • отношение к труду и профессиональная ориентация;

  • поведение и поступки.

Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение внимания на проблемы ребенка:

  • наличие серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);

  • появление проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);

  • пропуск учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;

  • кризисные ситуации в семье;

  • резкое ухудшение состояния здоровья;

  • и т.п.

Основными направлениями мониторинговой деятельности по выявлению детей «группы риска» в работе педагогов являются:

  • изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде (в семье, классе, группах сверстников и т.п.);

  • выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его способностей;

  • выявление склонностей, интересов ребенка, анализ внешкольной занятости;

  • определение уровня обучаемости;

  • изучение состояние физического здоровья ребенка;

  • установление степени искажений духовных потребностей;

  • изучение основных ценностных ориентиров школьника.

Информацию для анализа ситуации, для построения прогнозов развития можно получать из множества источников, к которым имеют прямой доступ классный руководитель, социальный педагог, психолог и другие участники мониторинговой команды:

  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении (учетом которых занимается социальный педагог, например);

  • анализ учета посещаемости занятий;

  • анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;

  • наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях;

  • беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений;

  • беседы с самим школьником;

  • запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

  • сбор информации о состоянии здоровья;

  • методы педагогической диагностики;

  • психологический диагностический комплекс; изучение особенностей развития;

  • изучение особенностей классного коллектива, социометрические исследования.

Выявление учащихся группы риска ведется в течение всего учебного года регулярно и систематически. Это последний момент, которому я хотела бы уделить внимание в рамках мониторинговой деятельности. Для мониторинговой деятельности представляется очень важным вопрос о периодичности проведения измерений, поскольку процессы, которые влияют на результаты измерения, имеют разную динамику. Некоторые показатели, например, развитость психических познавательных процессов имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие, например эмоциональное состояние, изменяются очень быстро. Естественно, что различные показатели могут быть подвержены влиянию нескольких циклов, например, усталость учеников имеет как недельный, так и четвертной циклы, уровень тревожности старшеклассников повышается с приближением экзаменов, усталость педагогов накапливается к концу учебного года. Время измерения должно выбираться таким образом, чтобы влияние возможных циклов было минимальным, то есть, если предполагается почетвертные измерения, то их лучше проводить в середине четверти. Еще может показаться, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Для образовательных систем, при частых измерениях возможен эффект привыкания к вопросам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов.

Цель: выявление детей «группы риска.
Процедура проведения:
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения. Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов, отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

Вопросник

1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться, прежде всего, о себе?
3. Легко ли ты заводишь друзей?
4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
7. Часто ли ты нервничаешь?
8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
14. Способен ли ты на грубые шутки?
15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
17. Много ли у тебя близких друзей?
18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
21. Раздражают ли тебя родители?
22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
23. Ты всегда уверен в себе?
24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
26. Свои неудачи ты переживаешь сам?
27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
30. Бывает, что ты злишься на всех?
31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
35. Можешь ли ты ударить человека?
36. Ты иногда угрожаешь людям?
37. Часто ли родители наказывали тебя?
38. Появилось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
41. Легко ли ты можешь рассердиться?
42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
46. Твои родители живут отдельно от тебя?
47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?
48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
49. Ты подвижный человек?
50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
54. Критикуют ли родители твой внешний вид?
55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему ?
58. Часто ли ты дерешься?
59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
60. Легко ли тебе усидеть на месте?
61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
64. Часто ли ты ругаешься?
65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
70. Ты всегда делаешь все по-своему?
71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

Ключ

Оценка результатов

Показатель

Высокие баллы (группа риска)

1. Отношения в семье

8 и более баллов

2. Агрессивность

6 и более баллов

3. Недоверие к людям

7 и более баллов

4. Неуверенность в себе

8 и более баллов

5. Акцентуация характера

3-4 балла по каждому типу акцентуации

Обработка и интерпретация результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
1. Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено: — напряженной ситуацией в семье;
— неприязнью;
— ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
— страхом перед родителями и т.д.
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2. Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.
Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3. Недоверие к людям.
Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4. Неуверенность в себе.
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера.
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.

Аналитическая справка по результатам «Методики первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) у обучающихся 7-9 классов МБОУ СШ №2 им А.С. Пушкина

В психологическом тестировании приняли участие обучающиеся 7-х, 8-х, 9-х классов школы в возрасте от 13 до 16 лет в количестве 318 человек.

Цель диагностики – выявить обучающихся, составляющих «группу риска» (склонных к употреблению ПАВ)

Для группового диагностического обследования была предложена Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

По результатам методики первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) выявлено:
17% обучающихся имеющих высокие баллы по шкале опросника «Отношение в семье». Это свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которые чаще всего обусловлены напряженной ситуацией в семье; ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви; страхом перед родителями. Если ребенок довольно долгое время находится в таких условиях, это рано или поздно отразится на его здоровье и поведении.

Настораживает тот факт, что 38 % обследуемых школьников испытывают недоверие к людям, что свидетельствует о сильно выраженном недоверии к окружающим, подозрительности, враждебности. Чаще это наблюдается у подростков пассивных, застенчивых в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Таким подросткам очень сложно устанавливать дружеские взаимоотношения с окружающими их людьми.

Преобладают высокие баллы по следующим типам акцентуаций характера:
Гипертимная – 55%. Подростки с преобладанием данного типа акцентуации отличаются почти всегда хорошим настроением, имеют высокий тонус, энергичны, активны, проявляет лидерские качества, неустойчивы в интересах, недостаточно разборчивы в знакомствах, не любят однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичны, переоценивают свои возможности, бурно реагируют на события, раздражительны.
Подростки с истероидным типом акцентуации проявляют повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, стараются показать себя в лучшем свете, демонстративны в поведении, претендуют на исключительное положение среди сверстников, непостоянны и ненадежны в человеческих отношениях. Подростки с данным типом акцентуации составляют – 34 % от общего числа обследованных.
Шизоидному типу характерна замкнутость и неумение понимать состояние других людей. Они испытывают трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходят в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез. Подростки с данным типом акцентуации составляют – 29% от общего числа обследованных.

Наименьшую группу составили подростки с преобладанием эмоционально-лабильного типа акцентуации – 17%. Такие подростки характеризуются крайне непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят у них от настроения. Они высокочувствительны к отношениям людей.

Выявленное наличие типов акцентуаций свидетельствует о том, что акцентуации характера широко распространены среди подростков не только с нормальным, но и с нарушенным развитием интеллекта. На это оказывают влияние социокультурные особенности среды, тип и особенности учебного заведения, неблагоприятный семейный климат. Недоучет индивидуальных особенностей умственно отсталого подростка в его кризисный период развития может обострить противоречия между возможностями такого подростка и требованиями семьи и общества.

По шкале «Неуверенность в себе» высокие баллы набрали 15% обучающихся, что свидетельствует о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении.

У 7% обучающихся отмечаются высокие баллы по шкале «Агрессивность». Подростки отличаются повышенной враждебностью, грубостью, задиристостью. Агрессию они выражают как в открытой, так и в скрытой форме – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

По сочетанию высокого процента вышеперечисленных показателей выявлено 32% подростков, относящихся к «группе риска».

Результаты психологического обследования показали, что у большинства детей «группы-риска» наблюдается низкий уровень учебной мотивации, избирательный интерес к учебным предметам, недостаточный уровень развития произвольного внимания, кратковременной памяти и логического мышления.

Социально-психологической службой составлены индивидуальные представления на каждого учащегося, даны рекомендации учителям, родителям по развитию мотивационной сферы.
Педагог-психолог Борисова О.Э

Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных учреждений

скачать файл с приложениями

Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных учреждений

Подготовлены специалистами Областного центра

психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения в рамках профилактики суицидов учащихся является выявление детей группы суицидального риска. Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными учреждениями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных учреждениях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.

Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.

В выявлении детей группы суицидального риска задействованы следующие специалисты:

— администрация образовательного учреждения (ОУ);

— педагоги ОУ(классные руководители, учителя, воспитатели, мастера);

— психологи (педагоги-психологи ОУ и/или других учреждений).

Этапы и направления деятельности ОУ по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска:

— организация порядка выявления;

— обучение педагогов;

— выявление учащихся группы суицидального риска (варианты А и В);

— диагностика учащихся.

Организационный этап

Администрация образовательного учреждения определяет порядок выявления учащихся группы суицидального риска, готовит приказ. Порядок выявления детей группы суицидального риска предусматривает поэтапно осуществляемую деятельность в четко определенные сроки и закрепление ответственных.

Этап обучения

Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также познакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки учащимся в кризисном состоянии. Для обучения педагогов могут быть использованы информационные материалы об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение 1).

Обучение проводится педагогом-психологом образовательного учреждения. При отсутствии в учреждении педагога-психолога, желательно привлечение специалиста-психолога для проведения обучения из других учреждений (образовательных учреждений, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров и других организаций).

Этап выявления

В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска рекомендуется использовать «Таблицу факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» или метод наблюдения.

Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования учащихся и обработки полученных результатов.

В зависимости от использования в качестве основного метода «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» или наблюдения предлагаются два варианта выявления детей группы суицидального риска. Вариант выявления детей группы суицидального риска выбирается образовательным учреждением и определяется особенностями образовательного учреждения (количеством учащихся, наличием, подготовленностью и загруженностью специалистов).

Вариант А.

Выявление детей группы суицидального риска с использованием «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» осуществляется в соответствии с установленным порядком (Приложение 2). Рекомендуется для образовательных учреждений, имеющих в штате педагога-психолога. Может использоваться в образовательных учреждениях, не имеющих педагога-психолога, при обязательном привлечении на договорных началах психолога (психологов) других учреждений на этапе диагностики.

Этап выявления. Классными руководителями заполняется раз в год (осенью) «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» (Приложение 3). Данные анализируются педагогом-психологом или другим специалистом, ответственным за анализ заполненных таблиц, составляется первичный список группы риска.

В случае изменений, произошедших с учащимися в течение года, классный руководитель заполняет таблицу повторно и предоставляет психологу.

Этап диагностики. Со всеми учащимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой определяется группа суицидального риска. С учащимися выделенной группы суицидального риска педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на определение стратегий психологической помощи в рамках программы комплексного сопровождения.

Вариант Б.

Выявление детей группы суицидального риска с использованием метода наблюдения осуществляется в соответствии с установленным порядком (Приложение 4). Рекомендуется для образовательных учреждений, не имеющих педагога-психолога.

Этап выявления. Педагоги (классные руководители, учителя, воспитатели, мастера) наблюдают за изменением поведения учащихся, ориентируясь на признаки суицидального риска (Приложение 5).

Администрация регулярно (ежеквартально, ежемесячно) собирает информацию о наличии учащихся, имеющих признаки суицидального риска. При необходимости администрация учреждения организует на договорных началах психологическое обследование учащихся, имеющих признаки суицидального риска.

При проявлении у учащихся признаков суицидального риска педагоги оказывают им поддержку, информируют администрацию учреждения и при содействии администрации направляют на психологическое обследование к специалисту-психологу.

Этап диагностики. Специалистом-психологом (приглашенным или к которому был направлен учащийся) проводится диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, необходимости его комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. По результатам диагностики психолог выдает рекомендации образовательному учреждению по осуществлению комплексного сопровождения учащегося.

Методическое обеспечение диагностического этапа работы.

Психологическая диагностика учащихся направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи.

Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:

  1. 1. Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет.

Выраженным признаком риска суицидального поведения является выбор группы +7+4 – «Старается избавиться от проблем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства».

  1. 2. Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-11 классов.
  2. 3. Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.
  3. 4. Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.
  4. 5. Методикадиагностики суицидального поведения Горской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.
  5. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
  6. Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.

Для определения стратегий психологической помощи в рамках комплексного сопровождения учащихся кроме вышеперечисленных методик также могут использоваться:

  1. 8. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Детский вариант методики предназначен для детей 4–14 (7-14) лет.Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям (конфликтность, агрессивность, изоляция); эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях.
  2. 9. Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).

Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.

Методические рекомендации «Процедура выявления и психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска в образовательных учреждениях города» разработаны Центром диагностики и консультирования (г. Ростов-на-Дону), утверждены приказом МУ «Управление образования города Ростова-на-Дону» от 18.09.2007г. № 654 «О мерах по профилактике кризисов и суицидов среди детей и подростков».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх