Мораторий банкротство

Для подготовки материала использован текст Шведско-российского проекта сотрудничества, «Банкротство и финансовое оздоровление». Текст подготовлен специальным советником Министерства финансов Швеции Даниэлем Юханссоном для семинара с Министерством финансов РФ в Москве 25-26 ноября 2004 года.

Адвокатом Никитой Лундин (на фото ниже) внесены пояснения по изменениям, произошедшим к 2017 году.

1 Шведская структура государственных органов вообще и в особенности в части процедуры признания несостоятельности

Франк Вальтерссон вначале рассказал о шведской структуре государственных органов и о том, как ответственность за процедуру несостоятельности распределяется между ними. Российская сторона проявила особый интерес к тому, как обеспечивается нейтральное отношение к кредиторам в связи с тем, что Служба взысканий представляет интересы Государственного налогового управления при процедуре банкротства. Также обсуждался шведский институт санации долгов.

1.1 Шведская система госуправления и руководства налоговой системой

Шведская налоговая система и система взысканий управляются Министерством финансов, которое в 2004 году являлось третьим по величине министерством Швеции после Министерства иностранных дел и Министерства промышленности. В Минфине работало примерно 450 человек, из них 75 – в Налогово-таможенном управлении. В госучреждении, которое отвечает за сбор налогов и взыскание долгов – Государственном налоговом управлении – работало гораздо больше сотрудников, около 1100 в центральном аппарате и около 9500 в региональных налоговых органах. Такое различие в размерах между министерствами и органами госуправления прослеживалось во всем шведском государственном аппарате, который состоял из примерно 350 госучреждений. Эта значительная разница связана с тем, как правительство и министерства управляли госучреждениями. Например, единственными способами для правительства и Министерства финансов управлять деятельностью Государственного налогового управления являлся бюджетный процесс (выделение ассигнования, приоритеты, постановка целей и т.п. в регламентационном письме), законодательство (как законы, так и нормативные акты, например, регулирующие организацию работы учреждения), право назначать высших руководителей и право контролировать, что деятельность ведется правильно и эффективно. В текущую оперативную деятельность госучреждения – например, в решение по конкретному делу – Правительственная канцелярия и ее министерства вмешиваться не имели права.

До 2004 года Государственное налоговое управление было руководящим органом для 10 самостоятельных региональных налоговых органов и 10 самостоятельных региональных органов Службы взыскания. 1 января 2004 года Государственное налоговое управление было слито с региональными налоговыми органами в новое единое учреждение, Налоговое управление. Kronofogden (Служба взыскания) с 1 января 2008 является самостоятельным органом. Точнее, Налоговые органы слились, как описано, 1 января 2004 г. Kronofogden (Службы взыскания), существовали как 10 региональных органов до 1 июля 2006 г. под управлением Государственного налогового управления. Потом они слились в один орган, Kronofogden, который стал самостоятельным 1 января 2008 года.

1.2 Организационная структура и методы работы шведских налоговых органов

Налоговое управление Швеции является главным органом по налогообложению и учету населения. Раньше общее руководство осуществляло Государственное налоговое управление (предшественник Налогового управления до 2004 г.), но региональные налоговые органы и органы Службы взыскания являлись самостоятельными учреждениями, которые полностью отвечали за оперативную работу в своих регионах. 1 января 2004 Государственное налоговое управление объединилось с региональными налоговыми органами в новое учреждение – Налоговое управление, а органы Службы взыскания 1 июля 2006 г. стали самостоятельными. Целью слияния Государственного налогового управления и региональных налоговых органов было достижение большей гибкости в работе, а также более единообразного сервиса и правоприменения. Было также желание специализировать некоторые подразделения на делах определенной категории, а также меньше зависеть от правил секретности и правил обнародования документов, которые мешали передаче дел от одного регионального органа другому.

Служба взыскания (Kronofogden), таким образом, с 1 января 2008 является самостоятельным органом. Служба взыскания (Kronofogden) обеспечивает взыскание от 70 до 80 процентов требований государства и частных лиц, но также отвечает и за продажу изъятой собственности, санацию долгов, выдаёт платежные требования в рамках суммарного процесса и осуществляет надзор за процедурой банкротства. Служба взыскания (Kronofogden) раньше также представляла интересы Налогового управления при проведении банкротства, но сейчас Налоговое управление само представляет требование государства в процедуре банкротства, что предъявляет особенно высокие требования к сотрудникам в плане соблюдения нейтрального отношения ко всем кредиторам. Отделение Службы взыскания осуществляет надзор над управляющими банкротством. По общей сумме взысканий самой большой статьёй являются налоговые задолженности, что не удивительно, а по количеству исков – задолженность по уплате телевизионных абонементов.

2 Законодательство и процедура признания несостоятельности в Швеции

Когда шведское предприятие оказывается в экономическом кризисе, то в силу вступает ряд законов, касающихся как предприятия, так и госучреждений. Могут быть использованы следующие институты и процедуры:

  • Взыскание
  • Преимущественное право
  • Гарантия выплаты зарплат
  • Помещение предприятия под залог
  • Запрет на занятие предпринимательской деятельностью
  • Уплата налога
  • Взыскание требований государства (особый закон)
  • Реструктуризация предприятия
  • Обеспечение платежей (для гарантий, например, уплаты налога)
  • Уголовное дело

2.1 Банкротство и финансовое оздоровление – процедура и управляющие

2.1.1 Общие моменты

В Швеции есть две формы принудительного удовлетворения требования платежа: специальное и общее исполнение. Специальное исполнение в принципе применяется в интересах одного кредитора и направлено на один или несколько определенных объектов, тогда как общее исполнение, как понятно из самого названия, применяется в интересах всех кредиторов и направлено, в принципе, на все имущество должника. Граница между специальным и общим исполнением не очень чёткая, и бывает, что несколько кредиторов конкурируют между собой в ходе специального исполнения, а общее исполнение может применяться и в тех случаях, когда кредитор только один.

Наиболее распространенная форма специального исполнения – это взыскание, тогда как общее исполнение чаще всего происходит в форме процедуры банкротства. Помимо банкротства в качестве своего рода общего исполнения могут рассматриваться реструктуризация и мировое соглашение, поскольку и при этих процедурах все активы должника используются для удовлетворения интересов кредиторов. Но у должника есть при этом полная свобода действий, в отличие от процедуры банкротства. Процедура банкротства не ограничена по времени проведения, а реструктуризация предприятия может идти только один год. Важнейшее различие между банкротством и реструктуризацией предприятия состоит в том, что при реструктуризации должник играет более активную роль, чем при банкротстве.

2.1.2 Особо о банкротстве

Для того, чтобы начать процедуру банкротства, необходимо, чтобы должник или один из кредиторов доказал, что предприятие должника является несостоятельным. Это требование трудно выполнить, поскольку необходимо доказать, что неспособность должника выплатить свой долг является не временной, а перманентной. Однако существуют факторы, наличие которых позволяют предположить несостоятельность, и тогда должник должен будет ее опровергать. Примером этого могут быть, например, безрезультатные попытки взыскания в течение последних шести месяцев. Для начала процедуры реструктуризации достаточно того, что предприятие не способно оплатить долги, по которым истёк срок погашения, но есть основания полагать, что реструктуризация будет успешной. Кроме того, необходимо, если того требует кредитор, чтобы должник согласился на реструктуризацию своего предприятия.

Банкротство проходит следующим образом:

  1. Заявление о банкротстве, информирование должника. Возможны переговоры.
  2. Суд констатирует несостоятельность.
  3. Решение о банкротстве, его опубликование в газете, суд назначает конкурсного управляющего по согласованию с надзорным органом.
  4. Управляющий изучает активы и долги банкрота, создает т.н. опись имущества, а затем доклад управляющего, в котором описывается состояние имущества, причины, приведшие к несостоятельности, и другие наблюдения, например, перечень транзакций, по которым возможен возврат средств.
  5. Приведение к присяге – должник под присягой подтверждает, что перечень активов соответствует действительности.
  6. Процедура списания/взятия под охрану, в зависимости от наличия активов. Эта процедура может включать в себя ликвидацию деятельности и возврат средств по неправомерным операциям.
  7. Суд утверждает распределение активов или их списание.

Есть два типа преимущественного права при распределении имущества банкрота: общее и особое. Особое преимущественное право дает преимущество при распределении только определенной части имущества должника. Недвижимость в принципе составляет отдельную конкурсную массу, и если эта часть активов являлась залогом, то это дает, как правило, преимущественное право. Если залогом было движимое имущество, то это дает общее преимущественное право, после чего преимущественное право имеют требования по зарплатам и пенсиям. Начиная с 2004 года требования по налогам и социальным отчислениям не связаны с каким-либо преимущественным правом, а штрафы и пени отнесены в конец очереди.

Конкурсный управляющий назначается судом, он должен быть специалистом по коммерческому праву, он должен разбираться в экономике, бухучёте и отчётности и представлять себе, какие статьи уголовного или трудового права могут стать актуальными. Часто сам конкурсный управляющий не соответствует всем требованиям, тогда он нанимает несколько человек, обладающих необходимой компетентностью. У конкурсного управляющего должен быть хорошо организованный аппарат, способный взять на себя управление предприятием. Обычно конкурсными управляющими назначаются высокопрофессиональные адвокаты. Их назначает суд, и он же формально осуществляет надзор за ними, хотя текущий надзор за конкурсным управляющим осуществляется органом надзора за банкротством (Tillsynsmyndigheten, TSM), функции которого исполняет орган Службы взысканий (Kronofogden). Суд как правило согласовывает назначение конкурсного управляющего с TSM. Надзор за конкурсными управляющими осуществляет также Союз адвокатов, если это адвокат, а также различные коллегии конкурсных управляющих.

2.1.3 Особо о финансовом оздоровлении

Реструктуризация предприятия может применяться к тем предпринимателям, у которых есть или могут быть сложности с платежами. Нужно также, чтобы у предприятия была реалистичная бизнес-идея и перспективы прибыли от этой деятельности. После того, как суд принял решение о проведении реструктуризации, а коллектив кредиторов одобрил кандидатуру реструктуризатора, суд созывает собрание кредиторов и утверждает проект плана реструктуризации. На собрании кредиторов рассматриваются обязанности должника и назначается комитет кредиторов. С этим комитетом, который состоит из трех представителей крупнейших кредиторов и, в ряде случаев, одного представителя сотрудников, управляющий должен согласовывать изменения в деятельности, её направлениях, финансировании деятельности, а также возможное сокращение рабочих мест. Затем управляющий должен более подробно изучить экономическое положение предприятия и решить, в каком виде будет продолжаться вся деятельность предприятия или её часть. Выводы из этого изучения обобщаются в плане реструктуризации. Процедура реструктуризации прекращается, если должник против или если он объявляется банкротом. Помимо этих случаев, суд может принять решение о прекращении процедуры по требованию реструктуризатора или одного из кредиторов. Суд должен каждые три месяца продлевать срок процедуры.

Что касается назначения реструктуризатора, то его также осуществляет суд, но требования к нему не такие строгие, как к конкурсному управляющему. Tребуется лишь, чтобы реструктуризатор обладал «теми знаниями и опытом, которые требуются для выполнения его задачи», а также чтобы он или она «пользовались доверием кредиторов и вообще были пригодны для выполнения данной задачи». Поскольку для успешной реструктуризации доверие кредиторов важно не меньше, чем юридическая и административная компетентность, то реструктуризаторами обычно назначают адвокатов из числа управляющих, руководителей предприятий или высокопоставленных чиновников. При процедуре реструктуризации нет органа надзора, соответствующего TSM, поэтому надзор осуществляет сам суд, и он носит формальный и непостоянный характер.

2.2 Действия государства при банкротстве и реструктуризации предприятия

Если государство имеет свои требования при банкротстве или реструктуризации, что дело вполне обычное, то его интересы после 1 января 2008 представляет Налоговая служба. До 1 января 2008 Служба взыскания (Kronofogden) представляла интересы государства, не была фактически независимой, так как были другие задачи, которые выполняла Kronofogden в ходе этих процедур. Как исполнительный орган KFM может по требованию конкурсного управляющего обеспечить передачу отчётности и собственности. Конкурсный управляющий обязан по всем важнейшим вопросам консультироваться как с кредитором, которого касается этот вопрос, так и с надзорным органом (TSM).

При банкротстве Налоговая служба может повлиять на решение конкурсного управляющего ликвидировать деятельность или позволить ей продолжаться. Налоговая служба, как и любой держатель требований, может выражать свое мнение по поводу решения управляющего вернуть в конкурсную массу средства по определенным операциям, а также критиковать отчёты управляющего. Направление и результаты конкурсного управления также могут зависеть от других мер, принятых Kronofogden, иногда по согласованию с Налоговым управлением. В этой связи следует подчеркнуть, что государство больше не имеет преимущественного права на взыскание налогов и сборов при проведении банкротства.

При реструктуризации Налоговая служба, если она представляет интересы государства как кредитора, может повлиять на выбор реструктуризатора. Предприятие в процессе реструктуризации продолжает платить налоги в текущем порядке, и Налоговая служба поможет особо это контролировать. В качестве кредитора Налоговая служба может также потребовать прекращения реструктуризации, если становится очевидно, что цель не будет достигнута.

3 Выводы

Институт банкротства играет важную роль во всех странах с развитой экономикой, поскольку он «чистит» рынок от плохо работающих предприятий. Финансовое оздоровление хорошо работает как своего рода средний путь, но в Швеции оно не смогло охватить весь круг предприятий, который имел в виду законодатель. На практике оба института иногда используются параллельно, когда в рамках процедуры банкротства проводится неформальная реструктуризация.

Банкротный, реабилитационный управляющий — представитель конкурентного бизнеса

Важнейшей особенностью дел о банкротстве является участие в нем особого управляющего процессом банкротства лица, которое именуется — администратором.

Именно на администратора в соответствии с Законом РК «О реабилитации и банкротстве» возлагается ответственность за исполнение решения суда либо собрания кредиторов о проведении в отношении должника процедур банкротства:

— берет на себя управление должником — банкротом;

— проводит анализ финансового состояния должника;

— осуществляет сбор и реализацию активов должника;

— распределяет вырученные денежные средства между кредиторами.

Администратор при осуществлении процедур банкротства согласно подпункту 3) статьи 1 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» может действовать в качестве:

— банкротного/реабилитационного управляющего;

— временного администратора;

— временного управляющего.

Банкротный/реабилитационный управляющие назначается приказом Департамента государственных доходов в соответствии с предложенной кандидатурой собрания кредиторов.

С момента его назначения к администратору переходят все нити управления банкротом и вся полнота власти в отношении имущества должника. Одновременно происходит прекращение деятельности органов управления предприятием, в том числе директора, правления, Совета директоров, Общего собрания акционеров или участников.

Данное положение соответствует общепринятой в мире практике. Согласно «Принципам и рекомендациям по эффективным системам несостоятельности и защиты прав кредиторов» руководство должника должно быть заменено на квалифицированного управляющего, то есть кризис-менеджера, имеющего широкие полномочия по управлению имуществом в интересах кредиторов.

При оздоровлении же предприятия Принципы предлагают применение двух методов: полное отстранение руководства должника и передача управления специально назначенному кризис-менеджера, либо контроль данного кризис-менеджераза деятельностью руководства оздоровляемого предприятия.

Временный администратор согласно подпункту 2) статьи 67 и статьи 70 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» назначается судом и осуществляет меры, предусмотренные в случае применения в отношении должника процедуры реабилитации.

Важно отметить то обстоятельство, что назначение временного администратора не означает автоматического отстранения от своих функций органов управления должника. Они продолжают действовать под контролем временного администратора.

Временный управляющий в соответствии с подпунктом 4) статьи 86 и статьи 88 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» назначается судом в целях обеспечения сохранности активов должника и проведения анализа его финансового положения на период принятия судом решения по делу о банкротстве.

Возникает вопрос — кто и как оплачивает деятельность администраторов? Администраторы (временные, банкротные и реабилитационные управляющие, временный администратор) за свою деятельность получают вознаграждение в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» и Приказа МФ РК от 21 апреля 2017 года № 265. Выплата денежных средств администраторам осуществляется за счет имущества должника и относится на затраты процесса банкротства. Данное вознаграждение складывается:

o из текущих (ежемесячных) выплат временному управляющему и администратору не более 30 месячных расчетных показателей (75 750 тенге = 30 × 2 525 тенге МРП), банкротному и реабилитационному управляющему не более 50 месячных расчетных показателей (126 250 тенге = 50 × 2 525 тенге МРП).

o дополнительных выплат, размер которых определяется собранием кредиторов и не может превышать трех процентов от средств, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

Кто может быть администратором?

В законе РК «О реабилитации и банкротстве» требований к лицам, желающим администратором всего шесть (статья 12):

Во-первых, администратором может быть только физическое лицо гражданин Республики Казахстан;

Во-вторых, наличие высшего юридического или экономического образования;

В-третьих, наличие опыта работы не менее трех лет в экономической, финансовой или юридической сферах деятельности;

В-четвертых, отсутствие сведений о состоянии на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере;

В-пятых, отсутствие непогашенной или не снятой судимости;

В-шестых, администратор должен быть дееспособным и правоспособным лицом.

Лицо, претендующее на осуществление деятельности в качестве временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющих направляет письменное заявление о сдаче квалификационного экзамена в произвольной форме, с обязательным указанием языка (государственного или русского) сдачи квалификационного экзамена в комиссию по проведению квалификационного экзамена через Центры обслуживания населения по месту жительства и/или Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (010000, г. Нур-Султан, пр. Женис 11, тел. канцелярии 8/7172/ 71-84-63, 70-98-83) с приложением следующих документов:

1) копии документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;

2) копии диплома о высшем юридическом или экономическом образовании (нотариально засвидетельствованной в случае непредставления оригинала для сверки);

3) копии документов, подтверждающих наличие опыта работы не менее 3 лет в экономической, финансовой или юридической сферах деятельности (нотариально засвидетельствованной в случае непредставления оригинала для сверки).

С перечнем тестовых вопросов квалификационного экзамена можно ознакомиться на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан www.kgd.gov.kz в разделе «Реабилитация и банкротство».

По возникшим вопросам по сдаче квалификационного экзамена можно обратится в Департамент государственных доходов по Кызылординской области по адресу г. Кызылорда, пр. Абая 64 «Г», кабинет 215, контактный тел. /87242/ 30-45-90, 23-81-14.

В завершении хотелось бы сказать, что деятельность временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющего находится в конкурентной среде и по сути, является бизнесом. А как всем известно, бизнес — это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и самоорганизуясь обеспечивает занятость людей.

По Кызылординской области на сегодня зарегистрировано всего 7 администраторов. Если учесть складывающиеся рыночные отношения в сфере банкротства и реабилитации, то этого количества практически не хватает. То есть данная ниша бизнеса свободна.

Резюмируя, хотелось бы пригласить инициативных людей нашей области попробовать себя в этом виде бизнеса.

Орынов Г.К.,

Руководитель Департамента государственных доходов по Кызылординской области

Правительство РФ приняло решение о введении моратория на банкротство. То есть подать заявление о признании должника банкротом не получится, если он попал в список наиболее пострадавших компаний от коронавируса или в перечни системообразующих и стратегических организаций. Исключение — если должник сам заявит об отказе от применения в отношении него моратория и сведения о таком отказе будут опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Как будут организованы процедуры банкротства после окончания моратория, а также какие еще запреты ввели, рассказываем в материале.

С 01.04.2020 вступил в силу закон, в котором, помимо прочего, установлен мораторий на банкротство (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», далее — Закон № 98-ФЗ). А 17.04.2020 Госдума в трех чтениях приняла поправки (законопроект № 685368-71), в которых предусмотрено, что должник может заявить об отказе от применения в отношении него моратория на банкротство.

Какие компании нельзя банкротить?

В Законе № 98-ФЗ указано, что Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Это возможно для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях: при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах (ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве). Правительство РФ приняло такое решение 3 апреля 2020 г. в постановлении от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» (далее — Постановление Правительства РФ № 428). Оно начало действовать с 06.04.2020.

В частности, с 06.04.2020 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении ряда должников (п. 1 Постановления Правительства РФ № 428).

Во-первых, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в перечне отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки, утверждаемом Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Этот перечень предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Он постоянно обновляется.

Во-вторых, в отношении организаций, включенных:

  • в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики (письмо Минэкономразвития России от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и «О перечне системообразующих организаций» вместе с Перечнем системообразующих организаций российской экономики, утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 № 3, перечень опубликован на сайте Минпромторга России);

  • в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;

  • в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р.

Проверить, предусмотрен ли запрет на банкротство конкретной компании, можно с помощью сервиса, размещенного на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/covid/). Для этого понадобится только ИНН или ОГРН организации (ОГРНИП — для индивидуальных предпринимателей).

Можно ли отказаться от моратория на банкротство?

Скоро начнет действовать исключение из правила о моратории на банкротство. Компании, которые попали под действие моратория на банкротство, смогут заявить об отказе от применения в отношении них моратория. Для этого нужно будет внести сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Такие поправки 17 апреля 2020 г. Госдума приняла в трех чтениях (законопроект № 685368-7). После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении него моратория действие моратория не будет распространяться на такое лицо. Также не будут применяться ограничения прав и обязанностей в отношении такого лица и его кредиторов.

Как долго продлится мораторий?

Срок действия моратория — шесть месяцев, то есть до 06.10.2020 (п. 5 Постановления Правительства РФ № 428). По решению Правительства РФ этот срок может быть продлен, если не отпадут обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория.

Что будет с поданными заявлениями на банкротство?

Если кредитор подал заявление о признании должника банкротом в период действия моратория (то есть с 06.04.2020), а также если кредитор подал заявление до 06.04.2020, но суд не успел к этой дате разрешить вопрос о принятии этого заявления, то суд должен вернуть заявление (ч. 2 ст. 9.1 Закона о банкротстве). Эти положения не запрещают кредиторам в период действия моратория подавать иски о взыскании долгов с должников.

Уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенные в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, тоже не будут размещать до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория. Если уже такое уведомление включено в реестр, кредитор все равно не вправе подать заявление о банкротстве должника. Со дня начала действия моратория сведения, содержащиеся в таком уведомлении, утрачивают силу. То есть после окончания моратория придется снова подать в реестр уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

После истечения срока действия моратория право на обращение в арбитражный суд возникнет у уполномоченного органа по обязательным платежам не ранее чем через 15 календарных дней после истечения срока действия моратория (п. 2 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

Какие еще ограничения действуют на период моратория?

Приостановлена обязанность юридических и физических лиц подавать заявления о своем банкротстве. То есть должник вправе, но не обязан инициировать свое банкротство.

На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не допускается:

  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов;

  • изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

  • выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

  • начисление неустойки (штрафов, пеней) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;

  • обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

  • исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория. При этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства (ч. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).

Что будет после прекращения моратория?

В делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся в периоды, предусмотренные абз. 2 п. 2 ст. 19 и ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве (о признании лиц заинтересованными, а также об оспаривании сделок), исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве.

Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, будут определяться на дату введения моратория. Причем в рублях по наименьшему значению курса, установленному Банком России на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве.

Если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения кредитор будет считаться проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения.

Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, принявших участие в собрании кредиторов, и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, принявшие участие в собрании кредиторов (в том числе прошедшем в форме заочного голосования).

В течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника в форме заочного голосования. В этом случае собрание кредиторов (комитета кредиторов) и собрание участников строительства в форме заочного голосования проводятся в порядке, установленном п. 1.1 ст. 201.12 Закона о банкротстве (о заочном голосовании, если участников строительства более 500). А собрание работников, бывших работников должника в форме заочного голосования проводится в порядке, установленном ст. 12.1 Закона о банкротстве. Заочное голосование может проводиться независимо от числа участников.

Важный момент: в первоначальной редакции Закона № 98-ФЗ было указано, что признаются ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей. Исключение — если сделки совершены в обычной хозяйственной деятельности или не превышают 1% стоимости активов должника. Однако 17 апреля 2020 г. Госдума приняла в трех чтениях законопроект № 685368-7, в котором предусмотрена отмена этой нормы. Более того, в принятом законе указано, что если такие сделки совершены до дня вступления в силу принятых Госдумой поправок, то они все равно не являются ничтожными (со ссылкой на п. 2 ст. 422 ГК РФ).

1 На 21.04.2020 закон не подписан Президентом РФ.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх