Может ли администрация

Вопрос: Может ли администрация муниципального образования (собственник имущества муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения) быть признана заинтересованным лицом по отношению к данному предприятию-должнику, признанному банкротом, для целей Закона о несостоятельности (банкротстве)? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)

Вопрос: Может ли администрация муниципального образования (собственник имущества муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения) быть признана заинтересованным лицом по отношению к данному предприятию-должнику, признанному банкротом, для целей Закона о несостоятельности (банкротстве)?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ, далее — Закон N 73-ФЗ) (далее — Закон N 127-ФЗ) в целях Закона N 127-ФЗ заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:
юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством;
руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей, в течение трех лет, предшествующих дате возбуждения производства по делу о банкротстве;
работники должника;
иные лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Пунктом 2 ст. 113 ГК РФ установлено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
На основании ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Однако следует отметить, что унитарные предприятия в силу положений ГК РФ не являются хозяйственными обществами или товариществами, представляя из себя самостоятельную организационно-правовую форму.
Следовательно, администрация муниципального образования — собственник имущества муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть признана заинтересованным лицом по отношению к данному предприятию по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Представляется, что администрация муниципального образования — собственник имущества муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть признана аффилированным лицом данного предприятия.
Между тем положения ст. 19 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ) не содержат указания на то, что заинтересованными лицами для целей Закона N 127-ФЗ по отношению к должнику признаются аффилированные лица должника.
Как указал Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.01.2008 N 17АП-9069/2007-ГК, аффилированные лица не входят в круг заинтересованных лиц, определенный в ст. 19 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ).
Законом N 73-ФЗ положения ст. 19 Закона N 127-ФЗ изложены в новой редакции.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 127-ФЗ (в ред. Закона N 73-ФЗ) в целях Закона N 127-ФЗ заинтересованным лицом по отношению к должнику признается, в частности, лицо, которое является аффилированным лицом должника.
Закон N 73-ФЗ вступил в силу с 05.06.2009 (п. 1 ст. 5 Закона N 73-ФЗ). При этом положения Закона N 127-ФЗ (в ред. Закона N 73-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ (п. 2 ст. 5 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, администрация муниципального образования (собственник имущества муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения) заинтересованным лицом по отношению к данному предприятию-должнику, признанному банкротом, для целей Закона N 127-ФЗ:
— до 05.06.2009 — не признается;
— после 05.06.2009 — признается. Данный вывод применяется при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 05.06.2009.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
15.09.2009

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх