На данный момент нет

УДК 342.5

Исторические предпосылки и современное развитие чрезвычайного законодательства Российской Федерации: недостатки и положительные аспекты

Смолина Дарья Владимировна, адъюнкт адъюнктуры

Уральского юридического института МВД России

e-mail: smolina1990@mail.ru

В статье рассматриваются особенности исторического развития чрезвычайного законодательства Российской Федерации, его недостатки и положительные стороны. Анализируется влияние исторических предпосылок на развитие современного чрезвычайного законодательства. Вносятся предложения по законодательному совершенствованию действующих правовых норм.

Ключевые слова: исторические предпосылки; право; правовой режим; особые правовые режимы; ограничение прав человека; чрезвычайное положение; исключительное положение.

Smolina Darya Vladimirovna,

Postgraduate of the Ural Law Institute of the

Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation

В истории России имеется большое количество примеров, когда на отдельной территории вводились особые правовые режимы: исключительного, военного, осадного или чрезвычайного положения. В качестве таковых можно привести события в Северной Осетии, Чеченской Республике, введение режима чрезвычайного положения на Алтае и много других.

При анализе исторических точек зрения можно прийти к выводу о том, что в науке отсутствует единый подход к определению истоков развития отечественного законодательства в области института особых правовых режимов.

Впервые попытку формулировки понятия особых правовых режимов и рассмотрения особенностей их введения и функционирования предпринял В. М. Гессен, выпустивший в начале XX в. монографию «Исключительное положение», в которой нашло свое отражение первое научное определение: «Под исключительным положением мы понимаем совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставляемых правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существованию государства» .

Согласно данному определению сущность вводимого исключительного положения сводится к расширению неограниченного числа полномочий органов представительной власти при условии возникновения на определенной территории внешних либо внутренних угроз. Конечно же, указания или ссылки на такой значимый аспект, как пределы ограничений при расширении полномочий органов власти, на тот момент не рассматривались.

В своем учении Гессен выдвигает теорию, согласно которой введение на определенной территории исключительного положения всегда неизбежно влечет приостановление действующего законодательства и взамен действующих устанавливает новые законы, существенно ограничивающие права и свободы граждан.

Однако вышеуказанное определение не закреплялось законодательным актом, а было сформулировано в качестве вывода научной монографии, изучающей проблемы введения режима исключительного положения, основанной на законодательных актах начала XX в., которые хотя и не носили систематизированного характера, тем не менее охватывали ряд вопросов регламентации исключительных положений.

Впервые свое законодательное или легальное закрепление так называемый институт особых правовых режимов получил в 1881 г. и ознаменовался принятием «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое стало своеобразным прообразом и основой будущих законов о чрезвычайном положении. Значимым аспектом законодательной новеллы стала ст. 5, в которой был установлен четкий список государственно-правовых мер, применяемых государственными органами при введении исключительного положения: «1) расширение круга обязанностей и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности или возложение сих чрезвычайных обязанностей и представление сей власти временно для сего учреждаемым правительственным органом; 2) усиление ответственности как частных лиц, так и административных властей»1.

На тот период времени Положение было законодательным открытием в регламентации норм чрезвычайного положения. Тем не менее в процессе практической реализации нормы данного законодательного акта показали свое несовершенство, причем данный факт подтверждался фактическим распространением в стране массовых выступлений, угрожающих созреванием революционной ситуации в обществе и правительстве, а также высказываниями юристов и представителей органов власти того времени. На наш взгляд, А. В. Горбуновым было справедливо отмечено: «За время действия исключительных законов и мероприятий выросло целое поколение, которое не видало иного порядка поддержания общественного благоустройства (кроме исключительных мер) и лишь по книгам знает об общих законах Российской империи» .

В целом, анализируя правовые нормы дореволюционной России, а также позиции и точки зрения юристов того времени, можно сделать вывод, что вопросы, связанные с ограничением прав и свобод граждан из-за введения чрезвычайных положений, до 1917 г. регламентировались в основном лишь нормами полицейского права, направленными на обеспечение безопасности государственной власти путем расширения полномочий и мер репрессивного характера.

Если обратиться к особенностям регламентации в рассматриваемый период военного положения, то можно отметить, что в дореволюционной России данный термин, как правило, отождествлялся с чрезвычайным режимом. Единственным отличием выступал тот факт, что военное положение вводилось при возникновении военной опасности или в случае возникновения ситуаций, создающих опасность внутри государства (мятежи, бунты и т. д.). Должного законодательного закрепления понятие «военное положение» в дореволюционной России не нашло, однако позиция, отраженная в военной энциклопедии 1912 г., подтверждает предположения о сопоставлении сущности данного термина с содержанием чрезвычайного положения. Так, военное положение понималось как «совокупность ис-

1 Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 3 апреля 1990 г. №1407-1. URL: http://www.libussr.ru/.

ключительных мер, применяемых в какой-либо части государства при чрезвычайных условиях внешней или внутренней опасности, как то: нашествия неприятеля или народных волнений, когда обычные полномочия органов управления оказываются недостаточными для обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия» .

Новый этап развития чрезвычайного законодательства России приходится на послереволюционный период. После революции 1917 г. институт чрезвычайного положения получил свое официальное законодательное закрепление. Принимаемые в данный период времени «постановления-призывы» по своему содержанию выступали специфическими прообразами особых правовых режимов, устанавливаемых для защиты государственного строя.

При изучении отечественного законодательства 1917-1926 гг., предусматривающего порядок введения исключительных положений, примечательно отметить, что помимо постановлений и декретов, закрепляющих общие основы, общий порядок введения исключительных положений, принимались и специальные законодательные акты, регламентирующие порядок введения особых положений на отдельных видах транспорта либо отдельных категорий местностей. К примеру, совместное Постановление ЦИКа и СНК Союза ССР от 3 апреля 1925 г. устанавливало чрезвычайные меры по охране революционного порядка: на железных дорогах или участках железных дорог; заводах, фабриках2. Примечательно, что данные нормы были использованы и в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Несмотря на это, сегодня действующие Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» (2001 г.) и «О военном положении» (2002 г.) данных норм не предусматривают.

Нельзя обойти вниманием довольно важный этап развития законодательства, регламентирующего основы особых правовых режимов периода гражданской и Великой Отечественной войны. Именно тогда распространение получила новая форма особого правового режима — осадное положение. В годы войны осадное положение вводилось в важных в военно-политическом смысле городах в случае непосредственной угрозы захвата их врагом. По своему содержанию осадное положение устанавливало более жесткий правовой режим, чем даже режим военного положения, на той территории, где оно вводилось (разгром контрреволюционных мятежей и восстаний на Дону, Кубани, Урале).

В Конституции СССР 1936 г. нормы, регламентирующие порядок введения чрезвычайного положения, должного развития и правовой регламентации не нашли.

Законодательным открытием, хоть и в неблагоприятных условиях, стал указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г., который, во-первых, закрепил правовые основания введения военного положения в стране и в отдельных местностях, во-вторых, явился первым законодатель-

2 Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. URL: httpy/музей-реформ.рф/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным актом за весь период законодательного развития, закрепляющим основания и порядок введения военного положения.

В послевоенный период необходимость в поддержании особых правовых режимов в стране отпала, в связи с чем законодательство, регламентирующее основы особых правовых режимов, не получило дальнейшего развития.

В 1977 г. с принятием новой Конституции СССР существенных изменений в развитии чрезвычайного законодательства не произошло. Предполагалось, что основные вопросы, касающиеся оснований введения правовых режимов, основ ограничения прав и свобод граждан, порядка расширения полномочий органов власти, должны были быть регламентированы специальным законом, который в итоге принят не был.

Первым комплексным нормативно-правовым актом, должным образом и в соответствии с реалиями развивающегося времени закрепившим законодательные основы введения режима чрезвычайного положения, стал закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». В частности, законом предусматривались такие меры ограничения прав и свобод граждан, как: «а) временное выселение граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных других жилых помещений; б) введение особого режима въезда и выезда граждан; в) запрещение отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом); г) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение; д) временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов; е) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий; ж) запрещение проведения забастовок и др.»3

На наш взгляд, данный правовой акт внес значительный вклад в развитие современного чрезвычайного законодательства, заложил основополагающие предпосылки и базисные нормы. Тем не менее принятый закон проявил и существенные недостатки. В частности, в законе не было сформулировано определение понятия «чрезвычайное положение», данный тезис был довольно размытым и не имел четких границ, также довольно размыто были сформулированы и основания введения чрезвычайного положении, отсутствовал четкий перечень сил и средств, на которые возлагалась ответственность за принимаемые в данный период времени меры и запреты. Все указанные недостатки формировали широкие правовые пробелы для правоприменительной практики, что, так или иначе, приводило к серьезным и грубым нарушениям со стороны уполномоченных органов в вопросах обеспечения и защиты прав и свобод граждан.

Опираясь на несколько неудачный опыт принятого законодательства, в мае 1991 г. издается закон «О чрез-

3 Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 «О чрезвычайном положении» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.

вычайном положении», который, учитывая как положительный, так и негативный опыт прошлого закона, попытался устранить многие законодательные пробелы и противоречия .

Среди достоинств нового правового акта автор предлагает выделить закрепление понятия чрезвычайного положения, содержащего более четкие границы применения и отражающего суть и содержание вводимой меры: «Чрезвычайное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей» .

Практическую значимость имела и новая законодательная норма, предусматривающая принципиально иную цель введения чрезвычайного положения: «скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи» .

Реалии того времени, несмотря на все достоинства и принципиально новые подходы регламентации чрезвычайного законодательства, выявили в законе 1991 г. и ряд существенных недостатков. В частности, норма, обязывающая Президента Российской Федерации согласовывать принимаемое решение о введении чрезвычайного положения в определенном субъекте с органами государственной власти данных субъектов, указывала на несостоятельность законодательного разграничения предметов ведения.

Безусловно, все исторические ветви развития отечественного законодательства, регламентирующего введение и поддержание особых правовых режимов, сыграли значительную роль в формировании истоков и базисов для развития совершенного современного законодательства.

Конституция Российской Федерации 1993 г. официально закрепила статус двух особых правовых режимов — чрезвычайного и военного положения. При этом конституционная позиция относительно статуса введения режима контртеррористической операции не отразилась (нашла свое закрепление только в 2006 г. с принятием Федерального закона «О противодействии терроризму»), хотя, на наш взгляд, в условиях практических реалий современного этапа развития страны данный вид особых правовых режимов должен регламентироваться и рассматриваться наравне с чрезвычайным и военным режимами, т. к. он предусматривает при определенных условиях значительное ограничение прав и свобод граждан.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», безусловно, принципиально отличается от советского законодательства, однако, несмотря на то, что он урегулировал большое количество пробелов того времени, вместе с тем он содержит и некоторые противоречия и недостатки, требующие совершенствования.

В действующем законе цель введения чрезвычайного положения носит более обобщенный и упрощенный характер, сводится к «устранению обстоятельств,

послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации»4.

Примечательно, что при формулировке цели введения чрезвычайного положения в новом законодательстве законодатель несколько размыл ее границы, определив в более обобщенном виде; основания для введения чрезвычайного положения сформулированы более конкретно, а их перечень усовершенствован.

Среди существенных недостатков нового законодательства следует отметить неполноту закрепленных функций и задач органов внутренних дел и иных правоохранительных органов при обеспечении режима чрезвычайных положений и ликвидации его последствий. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о расширении и конкретизации ст. 17 закона, закрепляющей основные задачи сил, привлекаемых для обеспечения особого режима.

Интересен факт, что только через 60 лет после принятия указа Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» 30 января 2002 г. был принят новый Федеральный конституционный закон «О военном положении». Данный законодательный акт закрепил принципиально новое определение военного положения: «…особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии»5.

В качестве необходимых и обоснованных мер по усовершенствованию чрезвычайного законодательства, на наш взгляд, в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» необходимо предусмотреть нормы, закрепляющие ответственность органов государственной власти, должностных лиц органов государственной власти, правоохранительных органов, иных сил, привлекаемых для обеспечения порядка особых режимов, за противоправные действия либо грубые нарушения действующего порядка, повлекшие существенное и необоснованное ограничение прав и свобод человека в условиях режима чрезвычайного положения.

Особо значимым для реализации правовых положений развития государства элементом современных законов о чрезвычайном и военном положении выступают законодательные нормы, закрепляющие основания ограничения прав и свобод человека не в полной мере, а в определенных границах, необходимых для обеспечения целей вводимых режимов6.

4 Постановление ВЦИК и CHK РСФСР «О введении в действие Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка» от 3 апреля 1925 г. URL: http://www.xx-vek-istoria. narod.ru.

5 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 2001. 2 июня.

6 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Российская газета. 2002. 2 февр.

В заключение рассматриваемого вопроса следует отметить, что нормы Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней Федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», предопределяющие на современном этапе правовое развитие страны на основе международной законодательной системы и опыта отечественной истории, тем не менее требуют совершенствования и комплексного подхода к урегулированию законодательных пробелов.

Кроме того, в научной литературе остается открытым вопрос о необходимости разработки обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения особых правовых режимов, который так и не разрешился с принятием действующего законодательства . Принятие подобной концепции позволило бы определить обоснованные подходы к осуществлению государственного ограничения прав и свобод граждан при условии соблюдения принципиальных положений нормативно-правовых актов.

Список литературы

1. Военная энциклопедия. — СПб., 1912.

2. Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз, О. А. Ефрон. — СПб., 1892.

3. Военный суд. Его защитники и разрушители. -СПб., 1883.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гессен В. Ф. Исключительное положение / В. Ф. Гес-сен. — СПб., 1908.

5. Анохин Ю. В. Принципы защиты прав личности во внешней и внутренней правовой политике Российского государства / Ю. В. Анохин, А. А. Чесноков // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2014. — № 4.

Известный в прошлом футболист, который в свое время поиграл и в составе днепропетровского «Днепра», Александр Мелащенко дал комментарий по поводу перехода Дмитрия Чигринского в команду Мирона Маркевича.

— Александр, усилит ли Чигринский «Днепр»?

— Честно говоря, думаю, что нет.

— Почему?

— Человек долго не играл, сейчас ему нужно время, чтобы набрать форму. Поэтому на данный момент это не является усилением состава.

— То есть, Чигринского подписали с надеждой на будущее?

— Да, руководство «Днепра» надеется, что он наберет форму. Но сейчас Дмитрий не готов играть. Не думаю, что его тренерский состав не будет ставить в основу.

— По возвращении в «Шахтер» из «Барселоны» Чигринского преследовали постоянные проблемы. Насколько психологически сложно футболисту, после такого длительного спада, вернуться на хороший уровень?

— Главное — желание. Если человек хочет играть, он будет делать все для этого. Дима хочет играть, иначе он бы просто сидел в «Шахтере» и получал деньги. Сейчас ему надо переступить через себя, доказывать на тренировках, что у него есть желание играть.

— Было ли для Вас неожиданным решение Чигринского перейти в «Днепр»?

— Особо не следил, куда его «сватали». Каждый футболист выбирает лучшие для себя варианты. Поэтому, Чигринский решил, что «Днепр» на этом этапе карьеры является для него оптимальным вариантом.

Василий Винниковский

Последняя редакция Статьи 88 Конституции РФ гласит:

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Комментарий к Ст. 88 КРФ

Чрезвычайное положение вводится Президентом лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Основания и порядок введения чрезвычайного положения закреплены в ФКЗ законе от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; с изм.). Закон содержит общие положения, связанные с определением этого режима, его целей, устанавливает меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, указывает на органы особого управления, силы и средства обеспечения режима, предусматривает гарантии прав граждан и меры ответственности в условиях чрезвычайного положения (см. комм. к ст. 56).

В Законе детально изложены полномочия Президента по объявлению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит утверждению Советом Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции). Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом. Так, не был утвержден Указ Президента от 4 февраля 1995 г. N 93 «О введении чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики» (Постановление Совета Федерации от 7 февраля 1995 г.//СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 611), который впоследствии был признан Президентом утратившим силу (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 655).

Указ должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения и незамедлительно опубликован.

Глава государства правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, вводить особое управление, устанавливать ограничения на свободу передвижения, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа. В течение всего периода чрезвычайного положения на соответствующей территории не проводятся выборы и референдумы.

Конституция предусматривает гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного положения нижней палаты парламента: Государственная Дума не может быть распущена Президентом (ч. 5 ст. 109). Совет Федерации также продолжает работу в течение всего периода чрезвычайного положения.

Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации указом Президента, если не достигнуты цели его введения. Президент также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424) затронул вопрос об обстоятельствах, связанных с невозможностью введения чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики, указав, что действовавший в то время Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» по своему содержанию не был рассчитан на экстраординарные ситуации, подобные той, которая сложилась в Чеченской Республике, где федеральным властям противостояли силы, опирающиеся на оснащенные новейшей военной техникой незаконно созданные регулярные вооруженные формирования.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU — В России на фоне пандемии коронавируса COVID-19 в некоторых субъектах Федерации были введены режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС). На всей территории России режим ЧС не вводился, не объявляли и режим ЧП (чрезвычайного положения). Объясняем, в чем разница между этими режимами и что их введение означает для граждан.

Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).

31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.

В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На примере Москвы

Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.

С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.

В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января — в поселке Забайкальск на границе с Китаем.

Отличие карантина от самоизоляции

Карантин — это изоляция по решению должностного лица (врача) человека, инфицированного или подозреваемого в возможном заражении коронавирусом. Эта мера применяется, когда человек уже болен, но находится на домашнем лечении, контактировал с больными или может быть заражен по какой-то другой причине. На время его пребывания дома ему выдается больничный лист.

Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения «Социальный мониторинг» и геолокации телефона.

19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.

Нарушение карантина наказывается жестче, чем нарушение режима самоизоляции, при котором максимальное число граждан находятся у себя дома и не контактируют между собой. При этом люди в режиме самоизоляции могут покидать свои жилища в некоторых случаях — для похода в ближайший продуктовый, в аптеку, вынести мусор или выгулять вблизи от дома собаку, а также для поездок на работу и т.д.

Наказание за нарушение и контроль за соблюдением

31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.

В России31 марта 2020

Президент России 1 апреля подписал закон об уголовной ответственности за распространение фейков о ЧС. УК РФ был дополнен новой статьей — 207.1, наказание по которой — штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до трех лет.

31 марта депутаты также приняли в третьем чтении поправки в КоАП РФ, усиливающие ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За такое нарушение для граждан предусмотрены штрафы от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или закрытие на срок до месяца.

Если нарушения повлекут вред здоровью человека или смерть, но не содержат уголовно наказуемого деяния, то штраф для граждан вырастет до 150-300 тыс.рублей, для должностных лиц — до 300-500 тыс. рублей или их могут дисквалифицировать на срок до трех лет. Для ИП и юрлиц за такие нарушения предусмотрены штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей или приостановка работы на срок до 90 дней.

Поправки также вводят в КоАП статью об ответственности за неподчинение правилам при ЧС или угрозе ее возникновения. Если нарушение не повлекло тяжких последствий, штрафы для граждан составит от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Штрафы за повторное нарушение или за нарушения, которое влечет вред здоровью или имуществу человека, будут выше. Для граждан они могут достигать 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 500 тыс. рублей, для ИП и юрлиц — до 1 млн рублей.

2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции: граждан за первое нарушение штрафуют на 4 тысячи рублей, а за повторное или за совершенное с использованием автомобиля — на 5 тысяч рублей.

Сейчас режим самоизоляции введен в большинстве субъектов РФ. В некоторых регионах соблюдение режима самоизоляции контролируют, выдавая спецпропуска тем, кому необходимо продолжать ездить на работу, а в Татарстане заработала система выдачи СМС-пропусков на выход из дома. Выйти на улицу жителям республики можно не более двух раз в сутки, и каждый раз необходимо указывать цель — поездку на дачу, в суд, банк, больницу, на почту или чтобы привезти лекарства больным родственникам.

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Коронавирус и форс-мажор

В некоторых регионах России, как, например, в Москве, распространение коронавируса, повлекшее объявление режима повышенной готовности, было официально признано обстоятельством непреодолимой силы. «Если меры по профилактике распространения инфекции помешали гражданам или бизнесу исполнить свои обязательства, это считается обстоятельством непреодолимой силы. Такие меры снижают формальное юридическое давление на бизнес и граждан, а также позволяют пересмотреть условия исполнения действующих договоров и соглашений», — говорится на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. При этом там не уточняется, как именно будет снижено юридическое давление и пересмотрены условия договоров.

Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».

Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.

Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».

В Токио и других регионах вводится режим чрезвычайного положения

В Токио на протяжении двух дней регистрировали более 100 случаев инфицирования новым коронавирусом, инфекция распространяется по всей стране, и правительство приняло решение ввести режим чрезвычайного положения, основываясь на пересмотренном Законе об особых мерах против нового гриппа и других заболеваний.

Этот закон был принят в целях борьбы с заболеваниями, защиты жизни и здоровья людей, минимизации влияния инфекции на повседневную жизнь людей, если новый грипп или другое инфекционное заболевание начнёт быстро распространяться в масштабах всей страны. В качестве предварительной меры в марте закон был пересмотрен таким образом, чтобы он мог применяться и в отношении нового коронавируса.

В Токио и некоторых других регионах введут чрезвычайное положение, после чего губернаторы могут выступить с требованием не выходить из дома без срочной необходимости

Чрезвычайное положение могут ввести уже 7 апреля, как установлено ст. 32 Закона. Его объявляет глава правительственного штаба по борьбе с заболеванием (премьер-министр), определяя 1) срок, 2) регионы, где оно вводится, 3) описание ситуации, в тех случаях, когда в стране отмечается множество случаев заболевания с более тяжёлым течением по сравнению с сезонным гриппом, оно быстро распространятся и может угрожать повседневной жизни и экономике общества. После этого губернаторы префектур более конкретно определяют сроки и территории действия режима чрезвычайного положения, призывать к ограничению передвижения без срочной необходимости, издавать требования ограничивать использование заведений и принимать другие экстренные меры.

Далее, сроки и регионы введения чрезвычайного положения устанавливаются исходя из мнения экспертов, комплексно оценивающих масштабы заражения и другие факторы на момент введения чрезвычайного положения из-за нового коронавируса.

Кроме того, в третьем пункте «описание ситуации» указывается состояние заражения новым коронавирусом (регионы, где отмечены заражения, количество пациентов и т. п.), вирулентность вируса, симптомы, официально сообщается информация, необходимая для предотвращения инфекции и её распространения.


Пешеходный переход-скрамбл на Сибуя в Токио

В конечном итоге людей, наверное, больше всего интересует, как введение чрезвычайного положения может сказаться на их повседневной жизни.

После объявления чрезвычайного положения губернаторы могут «принимать меры против распространения инфекции» (ст. 45 специального закона). В чём конкретно они могут выражаться?

Требование ограничения передвижения без срочной необходимости

Губернаторы префектур, определив сроки и регионы применения чрезвычайного положения, могут обратиться с требованием необходимого содействия в предотвращении инфекции – например, не выходить из дома кроме тех случаев, когда это необходимо для поддержания жизни (решения о сроках губернаторы определяют исходя из инкубационного периода, времени до выздоровления и инфекционной ситуации; можно предполагать сроки введения таких мер порядка одной-двух недель; регионы введения определяют исходя из ситуации с заражениями, учитывая и социально-экономические факторы).

Требование ограничить работу увеселительных и развлекательных заведений

Губернаторы префектур могут издать требование к управляющим увеселительных и развлекательных заведений, обслуживающих большие количества людей, принять необходимые меры по ограничению их деятельности на установленный срок (содержание мер определяется правительственным указом; они могут включать ограничение использования или остановку деятельности, обязательное ношение масок, соблюдение манер при кашле и другие основные меры по предотвращению инфекции).

Даже при чрезвычайном положении не вводится «городская блокада» с наказанием за несоблюдение, как в некоторых странах Европы и Америки

Мы приведём другие вопросы конкретного применения чрезвычайного положения, которые беспокоят людей. Как отвечают на них на сайте Секретариата Кабинета министров Японии?

–– В случае объявления чрезвычайного положения из-за нового гриппа и других заболеваний будет ли вводиться «городская блокада» с принудительной изоляцией и мерами принуждения в виде наказаний, как в Европе и Америке?

–– «Городской блокады» с принудительной изоляцией и мерами принуждения в виде наказаний, как в Европе и Америке, не произойдёт. В соответствии с особым законом губернаторы могут издавать требования добровольной самоизоляции, выпускать требования, указания и оповещения для ограничения деятельности заведений и т. п.

–– При объявлении чрезвычайного положения из-за нового гриппа и других заболеваний нельзя будет выходить из дома?

–– Даже в случае издания губернатором требования добровольной самоизоляции можно выходить для посещения медицинских учреждений, за необходимыми покупками, на работу в случае крайней необходимости, можно выходить по необходимым в жизни делам – для прогулок и бега, чтобы поддержать здоровье.

–– При наступлении чрезвычайного положения из-за нового гриппа и других заболеваний деятельность каких заведений будет ограничиваться, и каким образом?

–– Губернатор может издавать требования ограничивать деятельность заведений, которыми пользуется более какого-то установленного количества человек, или ограничивать проводящиеся мероприятия.


Ночной Синдзюку

По данным правительственных источников, чрезвычайное положение будет введено в Токио и граничащих префектурах – Тиба, Сайтама, Канагава. Кроме того, планируется ввести его в Осаке, а также рассматривается возможность введения префектуре Хёго. В это непростое время нам следует сплотиться и вместе противостоять инфекции, сохраняя спокойствие и умеренность.

(Опубликовано FNN Prime Online 6 апреля 2020 г. Оригинал статьи )

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх