Наблюдение командования воинской части в уголовном процессе

Наблюдение командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым: понятие, условия и порядок избрания и применения.

Наблюдение командования воинской части состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, к военнослужащему или призванному на военные сборы обвиняемому для обеспечения его надлежащего поведения (ст. 104 УПК).

Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) – прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы.

В соответствии с уставами Вооруженных Сил РФ к военнослужащему обвиняемому могут быть применены такие меры как лишение права ношения оружия, постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда, запреты направления на работу вне части в одиночном порядке, на назначение в караул и другие ответственные наряды, на увольнения из части, на отпуск. До разрешения уголовного дела обвиняемый может быть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжение командира – начальника.

При избрании данной меры пресечения постановление об этом направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо уголовного дела и его права и обязанности. Факт разъяснения отражается в протоколе или подписке.

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым состоит в обеспечении по письменному обязательству надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого тремя категориями лиц: 1) родителями, опекунами или попечителями (это «законное» поручительство); 2) другими заслуживающими доверия лицами (как при обычном личном поручительстве); 3) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство). Присмотр предусмотрен ст. 105 УПК.

Специальными условиями данной меры пресечения являются:

— недостижение обвиняемым на момент производства по делу возраста 18 лет.

— согласие (ходатайство) родителей, опекунов, попечителей и иных лиц. При невыполнении ими своих обязательств на них может быть судом наложено денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб.

Избрание и применение залога как меры пресечения: понятие, условия и порядок.

Залог состоит во внесении или в передаче обвиняемым либо другим лицом в орган, в производстве которого находится уголовное дело, недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций и облигаций в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (ст. 106 УПК). Сущность залога заключается в том, что обвиняемый берет на себя обязательство надлежащего поведения под угрозой утраты заложенного имущества.

Залог является самой строгой психолого-принудительной мерой пресечения, дает наибольшие гарантии надлежащего поведения обвиняемого и потому избирается только по решению суда. В качестве залогодателя может выступать как сам обвиняемый (подозреваемый), так и другие физические или юридические лица.

Вид предмета залога и его размер определяется судом с учетом ходатайства об избрании данной меры пресечения, желания залогодателя, а также характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

Специальным условием избрания залога является наличие ходатайства обвиняемого (подозреваемого) или иного лица внести требуемую сумму залога и наличие этой суммы. Если залог вносится третьими лицами, то для избрания залога обязательно согласие и самого обвиняемого (подозреваемого), так как именно его обещание о надлежащем поведении составляет суть любой психолого-принудительной меры пресечения. Однако третье лицо — залогодатель — должно заслуживать доверия (по аналогии с поручителем). Иначе залогодателем может оказаться соучастник, руководитель преступного сообщества.

Залог избирается в таком же порядке, как и заключение под стражу. Суд вправе применить залог по ходатайству заинтересованных лиц либо по собственной инициативе (с согласия залогодателя), в том числе при отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 5 ст. 107) или заключения под стражу (ч. 7.1 ст. 108), а также до внесения залога продлить срок содержания под стражей или арестом, а срок задержания продлить на 72 часа на основании п. 3 ч. 7 статьи 108.

О принятии залога судом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

В случае ненадлежащего поведения обвиняемого залог обращается в доход государства решением суда в порядке ст. 118. При этом в отношении обвиняемого может быть избрана более строгая мера пресечения (ст. 110). В остальных случаях при прекращении применения меры пресечения в виде залога он возвращается залогодателю.

Основания и условия избрания в качестве меры пресечения домашнего ареста и заключения под стражу.

Содержание домашнего ареста (ст. 107 УПК) состоит в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении (территории лечебного учреждения), в котором он находится на законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля в целях обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого). Домашний арест является физически-принудительной мерой пресечения, ибо физически изолирует обвиняемого (подозреваемого) от общества. Она избирается по решению суда без согласия обвиняемого (подозреваемого) и согласия органов, обеспечивающих соблюдение установленных ограничений.

Домашний арест предполагает ограничение обвиняемого 1) в свободе передвижения и (или) 2) в свободе общения. Свобода передвижения ограничивается запретами постоянно или в определенное время: покидать жилое помещение, здание, участок территории; посещать определенные места; выходить из жилого помещения без сопровождения. В то же, время в силу отличия домашнего ареста от заключения под стражу, обвиняемый (подозреваемый) не может быть принудительно помещен в специализированное помещение (закрытого типа).

Свобода общения ограничивается запретами вести переговоры устно, письменно или с использованием любых средств связи. Под арестом обвиняемый (подозреваемый) содержится «дома», поэтому он, как правило, не изолируется от совместно проживающих с ним лиц и имеет право с ними общаться. Не могут быть ограничены и процессуальные права обвиняемого (на общение с защитником, подачу жалоб).

При избрании домашнего ареста суд устанавливает лишь минимально необходимые ограничения. Срок пребывания под домашним арестом определяется аналогично сроку при применении заключения под стражу.

Специальным условием избрания домашнего ареста является наличие оснований для заключения под стражу, но нецелесообразность этого в силу старческого возраста обвиняемого, его плохого состояния здоровья, особого должностного положения и других обстоятельств.

Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, которая представляет собой содержание под стражей обвиняемого (подозреваемого) в целях обеспечения его надлежащего поведения. Содержание под стражей – это пребывание обвиняемого (подозреваемого) в следственном изоляторе или ином месте, определенном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Заключение под стражу избирается только по судебному решению и при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения.

Специальным условием избрания заключения под стражу является обвинение (подозрение) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана и при обвинении (подозрении) в совершении преступления, за которое грозит наказание в виде лишения свободы менее чем 3 года, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) Обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) Не установлена его личность;

3) Он нарушил ранее избранную меру пресечения;

4) Он скрылся от органов расследования или суда.

Без наличия одного из этих обстоятельств заключение под стражу не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ.

Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) может быть заключен по стражу только при условии, что он обоснованно обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Порядок избрания и применения в качестве меры пресечения домашнего ареста и заключения под стражу

В досудебном производстве следователь с согласия руководителя следственного органа и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании заключения под стражу, о чем выносится мотивированное постановление. К постановлению прилагаются те материалы, которых, по мнению лица, заявившего ходатайство, будет достаточно для подтверждения наличия условий, оснований, мотивов избрания заключения под стражу.

Постановление о возбуждении ходатайства с приложениями незамедлительно направляется в районный суд. Если подозреваемый задержан в порядке ст. 91-92 УПК, то судья должен получить указанные материалы не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Ходатайство об избрании заключения под стражу рассматривается единолично судьей2 районного (гарнизонного военного) суда по месту предварительного расследования в течение 8 часов с момента поступления ходатайства в суд. В судебном заседании обязательно участвуют обвиняемый (подозреваемый), защитник, прокурор. Наряду с прокурором могут участвовать следователь или дознаватель. Неявка участников процесса (кроме прокурора, обвиняемого или подозреваемого) не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

По общему правилу в судебном заседании о рассмотрении ходатайства об избрании заключения под стражу обязательно участие самого обвиняемого (подозреваемого). Исключение из запрета «заочного ареста» составляет тот случай, когда обвиняемый объявлен в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).

В результате рассмотрения ходатайства судья выносит одно из трех мотивированных постановлений: об избрании заключения под стражу, об отказе в удовлетворении ходатайства, о продлении срока задержания на 72 часа для представления дополнительных доказательств, подтверждающих обоснованность или необоснованность заключения под стражу (ч. 7 ст. 108 УПК).

Решение суда об избрании меры пресечения может быть обжаловано в апелляционном, а затем и кассационном порядке. При этом для обжалования данного решения действуют специальные нормы (ч. 11 ст. 108), которые предусматривают подачу апелляционной жалобы или представления в течение 3 суток со дня вынесения решения и их рассмотрение не позднее 3 суток со дня поступления.

Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу провозглашается и направляется следователю (дознавателю), который возбудил ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому). Его защитник и законный представитель вправе получить копию постановления по их просьбе. Копия решения суда должна быть направлена и начальнику места содержания под стражей, а также потерпевшему.

О месте содержания под стражей, а также об изменении места содержания под стражей ведущий процесс орган незамедлительно уведомляет: родственников обвиняемого (подозреваемого), командование воинской части (если обвиняемый или подозреваемый является военнослужащим), начальника органа внутренних дел, в котором проходит службу задержанный арестованный сотрудник, секретаря Общественной палаты РФ, соответствующую общественную наблюдательную комиссию (если подозреваемый является членом такой комиссии), посольство или консульство того государства, гражданином которого является обвиняемый (подозреваемый), защитника обвиняемого (подозреваемого).

Если у заключенного под стражу имеются иждивенцы и остается без присмотра имущество, то следователь, дознаватель обязаны принять меры попечения о них, о чем уведомить обвиняемого или подозреваемого.

Исполнение заключения под стражу как непроцессуальная деятельность регулируется Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и изданными на его основе Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей.

Сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения.

Срок содержания под стражей установлен отдельно для дознания (ст. 224), предварительного следствия (ст. 109) и для судебного производства (ст. 255 УПК).

При производстве дознания заключение под стражу избирается в исключительных случаях сначала на срок до 10 суток (ст. 100 УПК), затем на срок до 30 суток (соответствующий обычному сроку дознания). Однако этот срок в случае продления сроков дознания до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК) может быть также продлен до 6 месяцев (ч. 4 ст. 224 УПК) судьей районного суда по ходатайству дознавателя с согласия прокурора районного уровня.

В ходе предварительного следствия срок содержания под стражей первоначально составляет 2 месяца с момента фактического задержания. Этот срок может быть продлен в пять этапов:

1) до 6 месяцев (еще на 4 месяца) судьей районного или военного суда соответствующего уровня в порядке, предусмотренном для избрания данной меры пресечения при невозможности закончить предварительное следствие в 2 месячный срок и избрания иной, более мягкой меры пресечения;

2) свыше 6 месяцев, но до 12 месяцев допускается с согласия руководителя соответствующего следственного органа уровня субъекта РФ по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях при особой сложности уголовного дела;

3) от 12 до 18 месяцев допускается при наличии особых условий: а) исключительных обстоятельств; б) при обоснованном обвинении в совершении особо тяжкого преступления; в) при согласии при согласии в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя СО соответствующего федерального органа исполнительной власти; г) решение принимается судьей суда уровня субъекта РФ.

4) Продление предельного – 6, 12 или 18 месячного срока содержания под стражей допускается только для ознакомления обвиняемого с материалами оконченного предварительного расследования, при условии, что ознакомление было начато не позднее 30 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и этого времени оказалось недостаточно стороне защиты для ознакомления с делом. На четвертом этапе срок содержания под стражей продляется судом уровня субъекта РФ с согласия руководителя следственного органа этого же уровня.

5) Продление еще до 30 суток возможено в случае, когда к моменту направления уголовного дела прокурором в суд срок содержания под стражей оказывается недостаточным для подготовки судом судебного заседания.

Срок содержания под стражей в судебном производстве составляет 6 месяцев с момента поступления дела в суд или с момента избрания судом данной меры пресечения. По истечении шестимесячного срока содержания под стражей подсудимого суд вправе неоднократно продлевать этот срок каждый раз не более чем на 3 месяца по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях.

Как в досудебном, так и в судебном производстве решение суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано. Обжалование не приостанавливает исполнение меры пресечения.

Наложение ареста на имущество: понятие, основания, цели, условия.

Наложение ареста на имущество – это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в действиях по предупреждению сокрытия или отчуждения имущества с целью обеспечить исполнение приговора в части имущественных взысканий (ст. 115-116 УПК).

К имущественным взысканиям относятся: а) удовлетворение гражданского иска, заявленного в уголовном деле (ст. 44, 309 УПК; б); применение иной меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества (ст. 104.1. УК РФ); в) другие имущественные взыскания с обвиняемого или гражданского ответчика, связанные с данным уголовным делом (взыскание процессуальных издержек с осужденного – ч. 1 ст. 132 УПК, наложение денежного взыскания на законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого за неисполнение обязанностей по присмотру – ст. 117 УПК).

Специальным условием данной меры принуждения является возможность взыскания имущества, а основанием – обоснованное предположение о его возможном сокрытии или отчуждении.

Арест накладывается на имущество, принадлежащее подозреваемому, обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность по закону за их действия. Закон (ч. 3 ст. 115 УПК) предусматривает возможность ареста имущества, находящегося у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Иным лицам, на чье имущество наложен арест, и которые не являются в деле подозреваемыми, обвиняемыми или гражданскими ответчиками, должны предоставляться достаточные правовые гарантии защиты своего права собственности, в том числе и в суде.

Арест не налагается на имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствие со ст. 446 ГПК РФ.

Наложение ареста на имущество производится только по решению суда (п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК). Порядок исполнения постановления о наложении ареста на имущества аналогичен порядку производства обыска. Наложение ареста отменяется на основании постановления ведущего процесс следователя, дознавателя, судьи и определения суда, когда отпадают основания для применения ареста.

Существенными особенностями обладает исполнение решения о наложении ареста на имущество трех отдельных видов.

1. Арест денежных средств и иных ценностей, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

2. Арест недвижимого имущества;

3. Арест ценных бумаг. Не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящегося у третьего лица – добросовестного приобретателя.

1 При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производится, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

2 Полномочия по рассмотрению в досудебном производстве ходатайств об избрании заключения под стражу не могут быть возложены на одного и того же судью на постоянной основе (ч. 13 ст. 108 УПК).

СТ 104 УПК РФ

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Комментарий к Статье 104 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных законом.

Мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части применяется к специальным субъектам:

а) к военнослужащему;

б) к гражданину, проходящему военные сборы.

Цель избрания меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части — обеспечение явки в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, суда и непрепятствование производству по уголовному делу.

Наблюдение командования воинской части за обвиняемым (подозреваемым) заключается в применении к нему мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ и объявляемых приказом командира части. Обвиняемые и подозреваемые военнослужащие (лица, проходящие военные сборы) на время применения меры пресечения лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих непосредственных и прямых командиров (начальников), лиц суточного наряда, не направляются в караул, на боевые дежурства, не направляются на работу вне воинской части в одиночном порядке. Реализация данной меры пресечения состоит, кроме того, в принятии мер, предусмотренных Федеральными законами от 6 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <1>, от 6 марта 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <2>, для обеспечения надлежащего поведения.
———————————
<1> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 29 июня 2015 г.) // .

<2> Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 13 июля 2015 г.) // .

2. В случае отказа обвиняемого (подозреваемого) от избрания в отношении него меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части решается вопрос о применении иной меры пресечения. Если при этом избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, следует учесть специфику обязательного нахождения обвиняемого военнослужащего срочной службы в расположении воинской части.

3. Согласия командования на избрание этой меры пресечения не требуется. Постановление следователя, дознавателя, судьи обязательно для командования воинской части. Командованию воинской части направляется постановление (определение) об избрании меры пресечения; командиру воинской части или его представителю разъясняется существо обвинения (подозрения) и другие основания, в связи с которыми избрана данная мера пресечения, а также обязанности командования по исполнению решения о мере пресечения, принятого органом расследования либо военным судом. Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший данную меру пресечения. Наблюдать за обвиняемым должны ближайшие командиры отделения, взвода, роты.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру.

В законе не сказано об ответственности командования воинской части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению. Этот вопрос должен решаться исходя из положений воинских уставов и других нормативных актов, регламентирующих прохождение воинской службы. Если при осуществлении производства по уголовному делу будет доказано, что нарушению обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения способствовало ненадлежащее наблюдение за ним соответствующих должностных лиц командования воинской части за военнослужащим, то военным судом к данным должностным лицам может быть применено денежное взыскание (ст. ст. 117, 118 УПК РФ). Для этого необходимо составить протокол о нарушении должностными лицами командования воинской части процессуальной обязанности по наблюдению командования воинской части <1>.
———————————
<1> Трунов И.Л., Айвар Л.К. Применение мер пресечения в уголовном судопроизводстве: Практ. пособ. М.: Эксмо, 2007.

5. В соответствии с уставами Вооруженных Сил командование воинской части, другие непосредственные командиры и начальники военнослужащего несут личную ответственность за его воспитание, воинскую дисциплину и моральное состояние. При наличии вины указанных командиров и начальников в обеспечении надлежащего поведения и явки обвиняемого военнослужащего по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Новая редакция Ст. 104 УПК РФ

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Комментарий к Статье 104 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 104 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Наблюдение, предусмотренное данной статьей, может осуществляться не только командованием воинской части, но и соединения, военного округа, флота, а также начальниками различных военных учреждений в зависимости от места службы обвиняемого (подозреваемого).

2. Рассматриваемая мера пресечения может быть применена к солдатам, сержантам, старшинам Вооруженных Сил, погранвойск, войск МВД, учреждений ФСБ, других военизированных частей и учреждений.

3. Наблюдать за военнослужащим можно при условии, что он находится на казарменном положении. Но в условиях военного времени и в боевой обстановке офицеры и прапорщики могут быть переведены на казарменное положение, и в такой ситуации к ним возможно применение данной меры пресечения. Эта мера пресечения применима к военнослужащим запаса, призванным на учебные сборы.

4. Об избрании данной меры пресечения должно быть вынесено постановление (определение), в котором указываются передаваемое под наблюдение лицо и воинская часть, где будет осуществляться наблюдение.

5. Эта мера пресечения избирается для соблюдения требований, предъявляемых к обвиняемому п. п. 2 и 3 ст. 102 УПК РФ (являться по вызовам и не препятствовать расследованию и судебному разбирательству). Но в данном случае действуют и иные основания для избрания мер пресечения, указанные в ст. 97 настоящего Кодекса. Поэтому обвиняемый предупреждается также о недопустимости сокрытия от следствия и суда, а командование — о необходимости обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызовам следователя, прокурора и суда. Обвиняемому (подозреваемому) необходимо разъяснить, что он вправе отказаться от применения к нему данной меры пресечения, а командование следует уведомить о характере совершенного преступления и разъяснить, в чем состоят его обязанности по наблюдению за военнослужащим. Обвиняемый предупреждается, что при нарушении условий данной меры пресечения будет избрана более строгая мера.

Все эти разъяснения и предупреждения должны фиксироваться в протоколе применения меры пресечения, который подписывают следователь (дознаватель, прокурор), представитель командования и обвиняемый (подозреваемый). В суде эти данные должны быть внесены в протокол судебного заседания.

Постановление (определение) о наблюдении обязательно для командования.

6. Лица, переданные под наблюдение командования, лишаются на это время права ношения оружия, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, находятся под постоянным наблюдением своих начальников и лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не увольняются из части, не отлучаются из подразделения без разрешения своих начальников.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх