Наличная форма расчетов

Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции

Наличный расчет применяется в имущественных отношениях, возникающих между гражданами или с их участием.

Наличные денежные расчеты в соответствии со ст. 1 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» представляют собой проведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Только банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.

Всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 2 Закона о применении контрольно-кассовой техники.

Для физических лиц ограничений в наличных расчетах не предусматривается, если это не связано с предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Организация наличного обращения возлагается на Банк России в соответствии со ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России от 12.10.11 (ранее действовало Положение о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 5 января 1998 г.).

Для наличных расчетов с участием юридических лиц действуют ограничения. В соответствии с п. 1 указания Банка России «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» от 20.06.2007 расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, индивидуальными принимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут проводиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.

Поскольку здесь используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. руб., распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Указание не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 тыс. руб.) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.

Некоторые особенности наличных расчетов раскрываются в официальном разъяснении Банка России от 28. 09. 2009, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы, за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на выплату заработной платы, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, возврат наличных денег за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, оплаченные ранее за наличный расчет, на выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц. В связи с этим продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не вправе расходовать поступившие в его кассу наличные деньги на выплату покупателю за возвращенный товар, приобретенный ранее в безналичном порядке.

Кассовые операции. В процессе регулирования наличного денежного обращения ЦБ РФ осуществляет такую функцию, как определение порядка ведения кассовых операций (Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 г.).

К кассовым операциям относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче наличных денежных средств Российской Федерации.

В целях ограничения налично-денежного обращения все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы:

  • могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций;
  • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банков;
  • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В соответствии с ограничениями по осуществлению расчетов в наличной форме ЦБ РФ установил порядок ведения кассовых операций предприятиями, организациями, а также кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны документально оформляться.

Основные денежные документы в данном случае — приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.).

В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо.

Кассовые операции ведутся у юридического лица, индивидуального предпринимателя кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников (далее — кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира.

Кассовые операции могут проводиться руководителем.

Цифровые коды форм документов соответствуют Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93.

Кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают наличие кассовых документов, других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических комплексов, в том числе оснащенных функцией приема наличных денег, принадлежащих или не принадлежащих на праве собственности юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

Кассовые документы юридического лица, индивидуального предпринимателя оформляются:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее — бухгалтер);
  • руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости 0301009, платежные ведомости 030101 1, заявления, счета, другие документы).

Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

Приходный кассовый ордер 0310001 подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем, кассиром.

Расходный кассовый ордер 0310002 подписывается руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем, кассиром.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.

Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

В случае ведения кассовых операций руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.

Порядок приема наличных денег. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии — наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег, после чего подписывает приходный кассовый ордер, квитанцию к приходному кассовому ордеру и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносителю наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

При ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Порядок выдачи наличных денег. Регулируется также подробно. В частности, выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат проводится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег, который указывает получаемую сумму наличных денег (рублей — прописью, копеек — цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер 0310002.

Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере 0310002.

Получатель наличных денег пересчитывает под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги. Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги.

После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подписывает его.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, обязаны.

  • иметь зарегистрированную контрольно-кассовую технику в исправном состоянии;
  • выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный техникой чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи;
  • обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

Одновременно законодательство содержит перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особого местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанции, билета, талона.

Безналичный расчет. Применяется в имущественных отношениях между юридическими лицами, а также в имущественных отношениях с участием граждан в случае осуществления ими предпринимательской деятельности

Безналичные расчеты могут производиться в следующих формах:

  • платежными поручениями;
  • по аккредитиву;
  • чеками;
  • по инкассо;
  • в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
  • в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Выбор формы расчета определяется сторонами при заключении договора.

Указанные конкретные формы безналичного расчета ниже рассматриваются подробнее.

Непосредственное перечисление денежных средств при безналичных расчетах осуществляется кредитной организацией (банком), которая становится в этом смысле финансовым посредником между сторонами расчетных отношений.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации осуществляются с использованием:

  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
  • корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Денежные средства с банковского счета могут быть списаны, как правило, только по распоряжению клиента. Списание средств без его распоряжения осуществляется по решению суда и в случаях, предусмотренных законом. Безакцептное списание с банковского счета возможно и в случаях, предусмотренных договором клиента кредитной организации со своим контрагентом по соответствующему договору.

Списание денежных средств со счетов осуществляется на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между кредитной организацией и ее клиентом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Законодательство предусматривает возможность открытия различных видов банковского счета. Основные виды банковского счета — расчетный и текущий.

Расчетные счета открываются юридическим лицам — резидентам по законодательству Российской Федерации, являющимся коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Текущие счета открываются юридическим лицам — резидентам по законодательству Российской Федерации, являющимся некоммерческими организациями. Текущие счета предназначены для осуществления расчетных операций в соответствии с целями деятельности, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наличный и безналичный расчет

Денежный оборот — это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Соответственно в рамках денежного оборота различают налично-денежное обращение и движение денег в безналичной форме.

Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в виде банкнот, разменных монет и бумажных денег (казначейских билетов). Безналичный оборот — движение средств на счетах клиентов.

Формы безналичных расчетов могут быть самыми разнообразными. Они зависят от исторических и экономических особенностей отдельных стран, специфики кредитной системы, степени развития электронных средств связи, компьютеризации банковского дела. Наиболее распространены чеки, аккредитивы, кредитные карточки, электронные переводы, жиро-приказы, векселя, сертификаты, платежные поручения и платежные требования — поручения.

Безналичное обращение доминирует, обуславливая все большую дематериализацию денежного обращения.

Причинами этого являются:

  • -сокращение издержек обращения;
  • -ускорение денежного оборота;
  • -удобство безналичных расчетов.

Однако в некоторых сферах экономической жизни наличие денег сохраняет свое важное значение.

Во-первых, в сделках, где одной из сторон является население. Например, в США заработную плату наличными получают не более 6 % занятого населения.

Во-вторых, в условиях кризисных потрясений большинство экономических агентов стремятся обладать наличностью.

В-третьих, налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной в другую сферу денежного обращения. Очевидно, что именно наличность обеспечивает человеку удобство, связанное с тем, что необходимые для покупки средства лежат у него в кармане, и ему нет необходимости при каждой покупке ходить в банк.

Однако хранение денег в виде наличности лишает человека возможности получать проценты по вкладу. Следовательно, надо взвесить преимущества и недостатки наличных денег и решить, сколько же наличных денег надо иметь на руках, а сколько — положить в банк.

Модель управления наличной денежной массой была разработана в 50-х годах У. Баумолем и Дж. Тобином и получила название — модель Баумоля — Тобина. Согласно этой модели можно определить оптимальное число посещений банка или оптимальную сумму наличных денег, исходя из соотношения убытков в виде неполученного на эту суму банковского процента и стоимостной оценки экономии времени от более редких походов в банк.

Предположим, что вы решили израсходовать за год У денежных единиц. При допущении постоянства цен у вас есть несколько вариантов поведения:

  • 1) снять всю сумму У денежных единиц со счета и держать ее в виде наличных денег на руках в течение всего года;
  • 2) снимать сумму в У денежных единиц со счета частями в течение года.

Какой вариант вы предпочтете?

Очевидно, в первом варианте значительными будут потери в виде неполученного процента по вкладам, в тоже время при посещении банка (дорога в банк и обратно, потеря времени на стояние в возможной очереди в банке и т.п.), т.е. «издержки стоптанных башмаков».

Среднее количество наличных денег на руках в первом варианте в течение года будет У:2 (У денежных единиц в начале года, 0-в конце года), количество посещений банка — одно. Если вы два раза в год посетите банк и снимете сумму в У:2 денежных единиц два раза, то среднее количество денег на руках в течение года будет У:4 (У:2 — в начале года и 0 — в конце года). Если вы четыре раза посетите банк и снимите суму в У:4 денежных единиц четыре раза в год, то следующее количество наличных денег на руках в течение года будет У:8 и т.п. При N походах в банк и снятии каждый раз сумм в У:N денежных единиц среднее количество наличных денег на руках в течение года будет У:2 N денежных единиц.

Чем меньше будет сумма в У:2 N денежных единиц, тем меньше будут потери в виде недополученного % по возможному вкладу, но тем больше будут издержки, связанные с посещением банка.

Как выбирается оптимальное число посещений банка?

Пусть «издержки стоптанных башмаков» на одно посещение банка составят F денежных единиц, а ставка % по вкладу — i, тогда потери в виде недополученного % по вкладу будут равны произведению средней величины наличных денег на руках в течение года на %-ную ставку: У:2 Nxi. Общая сумма издержек на посещение банка — FxN. Тогда совокупные издержки будут равны: С=Y:2N·i+FN.

Графическое отображение зависимости совокупных издержек от суммы недополученного % и издержек на посещение банка представлено на рис. 1.

Рис. 1 Совокупные издержки хранения денег

Рисунок 1 показывает, что, пока сумма недополученных процентов (Y/2Nxi) превышает издержки, связанные с посещением банка (FN), совокупные издержки хранения денег (С) имеют тенденцию к снижению. Как только издержки на посещение банка (FN) начинают превышать сумму недополученных процентов (Y/2Nxi), совокупные издержки (С) возрастают. Значит, минимум С будет достигаться в точке, которая соответствует точке пересечения графика издержек на посещение банка и графика недополученных процентов. На рисунке 1 минимум совокупных издержек хранения денег (С) достигается в точке N*. Для нее N=N*, где N* — число посещений банка, при котором минимизируются совокупные издержки хранения денег, иначе N* — оптимальное число посещений банка. При N=N* кривая издержек на посещение банка и кривая недополученных процентов пересекаются в точке В, где издержки на посещение банка и издержки, связанные с недополученными процентами, равны, т.е.

FN*=Y/2N*i.

Отсюда N*=V/F/2F

При N=N* средняя сумма наличных денег на руках в течение года составит:

М=Y/2N*=Y/(2)

Упрощая это выражение, получаем:

М2=Y2Ч2F/4Yi=YF/2i>М=

Следовательно, население имеет наличные деньги на руках тем больше, чем выше издержки, связанные с посещением банка (F), больше сумма, которую человек запланировал потратить в течение года (Y), и чем меньше %-ная ставка (i).

Модель Баумоля-Тобина можно использовать также при выборе оптимального варианта распределения богатства на активы в денежной форме и на неденежные активы в форме акций и облигаций. В этом случае i-разность доходов от хранения богатства в виде денежных и неденежных активов, a F — затраты на преобразование неденежных активов в денежные (например, затраты на брокерские услуги), а N — количество таких преобразований в год.

Кроме того, модель Баумоля-Тобина показывает, что спрос на наличные деньги прямо пропорционален доходу (Y) и обратно пропорционален ставке процента (i).

Денежное обращение в его различных формах регулируется экономическим законом, который выражает экономическую зависимость между массой товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

25. Общие положения об организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты – это расчеты, которые производятся без участия наличных денег, посредством движения денежных средств через счета в банках (со счета плательщика на счет получателя) или путем зачета взаимных требований.

Значение безналичных расчетов :

1. Потребность в наличных деньгах сокращается, снижаются издержки производства, транспортировки, хранения наличных денег.

2. В банках сосредоточиваются временно свободные денежные средства, которые можно использовать как источник для кредитования.

3. Возникают условия, позволяющие плательщицу и получателю средств осуществлять взаимный контроль за выполнением хозяйственных договоров. Банк, в свою очередь, имеет возможность контролировать соблюдение правил расчетов.

4. Расчеты значительно ускоряются.

Система безналичных расчетов включает в себя 5 основных элементов : 1) принципы организации безналичных расчетов; 2) виды расчетных (платежных) документов; 3) способы платежа; 4) формы безналичных расчетов; 5) порядок документооборота.

Принципы организации безналичных расчетов :

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей.

2. Осуществление расчетов по банковским счетам.

3. Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

4. Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

5. Принцип срочности платежа.

6. Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

7. Принцип имущественной ответственности участников расчетов за соблюдение договорных условий.

Реализация валового продукта, использование национального дохода, все перераспределительные процессы в экономике обеспечиваются посредством денежного оборота, который включает наличную и безналичную формы. Основной частью его является платежный оборот: функционирование денег как средства платежа для погашения долговых обязательств. Весь безналичный оборот является платежным, поскольку в нем всегда имеется временной разрыв между движением товаров и движением денежных средств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов: статьи 861 и 862 ГК РФ

Ст. 861 ГК РФ открывает главу, в которой содержатся общие положения о расчетах в РФ. Главная особенность данной статьи в том, что она четко определяет субъектный состав расчетных правоотношений, подразделяя всех участников:

  • на юридических лиц;
  • граждан-непредпринимателей;
  • граждан, которым необходимы наличные расчеты в целях ведения бизнеса (к которым относятся главы КФХ, ИП).

Несмотря на то что в ГК РФ больше внимания уделяется безналичным расчетам, в статье имеется 2 абзаца, посвященных наличному расчету, а именно:

  • если речь идет о расчетах между гражданами, которые не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то на передаваемые суммы ограничения нет;
  • расчеты между организациями, ИП и гражданами могут производиться в наличной форме, но с учетом особенностей, установленных законодателем, а именно: на основании п. 6 указания № 3073-У в пределах 100 000 руб.

Согласно требованиям закона № 54-ФЗ на территории РФ допускается применение наличного расчета только с использованием банкнот и монет, которые выпускает ЦБ РФ.

В ст. 862 ГК РФ установлены формы осуществления безналичных расчетов. К ним относятся чеки, по инкассо, по аккредитиву и т. д. При этом законодатель дает сторонам сделки возможность установить форму расчетов самостоятельно.

Общая характеристика наличных расчетов деньгами (указание ЦБ РФ № 3073-У «Об осуществлении…»)

ЦБ РФ в указании № 3073-У разъяснил все вопросы относительно наличного расчета на территории РФ. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие по вопросам:

  • банковских платежей;
  • таможенных платежей;
  • наличных расчетов между физическими лицами (не ИП).

Законодатель вводит ограничения на использование денежных средств, которые поступили в кассу ИП и организаций. Согласно п. 2 указания № 3073-У их можно использовать при наличном расчете исключительно на следующие цели:

  • выплату работникам зарплаты;
  • выплату страхового возмещения;
  • передачу денег под отчет служащим компании;
  • оплату товаров, выполненных работ или оказанных услуг;
  • для возврата;
  • на личные нужды предпринимателя, которые не связаны с его деятельностью.

При этом кредитные организации могут пользоваться наличным расчетом без ограничений.

Указание № 3073-У устанавливает 2 главных правила, согласно которым:

  1. Граждане могут осуществлять между собой операции с использованием наличного расчета без ограничения сумм (п. 5 указания № 3073-У).
  2. Организации и ИП вправе расплачиваться наличными исключительно в пределах 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 указания № 3073-У).

Остановимся на оговорке «в рамках одного договора». Например, организация заключила договор на поставку канцелярских принадлежностей на 90 000 руб. За 2 месяца сумма соглашения была выбрана. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение на 10 000 руб. в рамках данного контракта. Получается, что 100 000 руб. наличным расчетом в рамках договора уже использованы (о чем свидетельствует судебная практика, например постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу № А28-2959/2010). Но если компания подпишет новое соглашение, то лимит обнуляется.

Наличная форма расчетов: как хранить деньги в кассе

Все поступления и выдачи из кассы денежных средств должны оформляться приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом допускается хранение в кассе небольших денежных сумм в пределах лимита, размер которого руководитель организации определяет самостоятельно согласно п. 2 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Допускается превышение лимита, например, в период выплаты заработной платы.

Приходный ордер должен быть подписан главным бухгалтером, а расходный — руководителем, главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом. Документы должны быть написаны четким почерком или с применением технических средств.

Если при наличном расчете использовалась доверенность, то об этом необходимо указать в расходных документах. Оригинал доверенности остается в кассе предприятия.

Все операции в кассе должны быть записаны в кассовую книгу (п. 4.6 указания № 3210-У), которая прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации. В конце рабочего дня кассир должен подвести итоги проведенных операций и записать, сколько наличных средств осталось в кассе. При этом законодатель допускает ведение книги автоматизированным способом (п. 4.7 указания № 3210-У).

Оплата за наличный расчет: как правильно выдать деньги

По договоренности сторон представитель поставщика может прийти в организацию-покупателя с доверенностью для получения наличного расчета из кассы.

Здесь важно определить факт оплаты по договору: момент исполнения обязательства по оплате будет считаться временем получения денег при наличном расчете представителем поставщика, а не днем, когда эти деньги попали к поставщику.

Алгоритм действий кассира следующий:

  1. Проверить оформление предъявленной доверенности. Как правило, она носит разовый характер и направлена на получение средств по конкретному договору. В этом случае в документе указывается номер и дата соглашения. Немаловажным является факт проставления всех необходимых печатей и подписей. Оригинал доверенности остается у кассира. Он является документом, подтверждающим перечисление денег поставщику при наличном расчете.
  2. В идеале от поставщика необходимо получить чек о том, что деньги ему переданы. Но на практике мобильные ККТ встречаются редко. Фактически отсутствие чека ничем не грозит, так как факт поставки будет подтвержден первичными документами, факт оплаты соответственно. Но имеется письмо Минфина РФ от 21.02.2008 № 03-11-05/40, в котором есть указание на то, что наличный расчет для учета расхода по УСН требует получения чека. В связи с этим может сложиться ситуация, когда ФНС при проверке снимает расходы, на которых нет чека.
  3. Правильное оформление расчетно-кассового ордера.

***

Таким образом, законодательство о наличных и безналичных расчетах обладает следующей спецификой: есть ограничение наличных операций в пользу безналичных для организации и ИП, в то время как физическим лицам разрешается наличный расчет без ограничений.

Правовое регулирование денежных расчетов.

Поиск Лекций

В первую очередь среди источников правового регулирования расчетов следует назвать Гражданский кодекс РФ, в главе 46 которого закреплены основные положения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Наибольший массив актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, составляют акты Центрального банка РФ.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. В качестве законного платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование в качестве платежного средства иностранной валюты допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 140 ГК).

В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Особенности расчетов наличными денежными средствами

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, а выдача — по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам. Получение наличных денег из банка происходит посредством выставления кассового чека. Расходование наличных денег, полученных в таком порядке, осуществляется на цели, указанные в чеке. Все поступления и выдачу наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1), за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2).

Законодательством и подзаконными актами введены ограничения на осуществление расчетов наличными деньгами. Так, в соответствии с Указанием Банка России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами 100тыс. рублей.

Данное ограничение распространяется только на юридических лиц. Действующими законодательными актами РФ ограничения расчетов наличными деньгами с участием граждан-предпринимателей не предусмотрены.

Понятие ,признаки и виды рекламы.

реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Признаки:

-информация

-распространение в любой форме

-любыми средствами

-адресованная неопределенному кругу лиц

-цель рекламы-привлечение ,формирование интересов

-обеспечение продвижения на рынке объекта рекламирования

Виды рекламы:

Обобщенные виды рекламы

Виды рекламы по общепринятым нормам:

§ частная реклама;

§ неэтичная;

§ вводящая в заблуждение (недостоверная, недобросовестная, ненадлежащая).

Виды рекламы по использования воздействия на чувства человека:

§ визуальная реклама;

§ звуковая реклама.

Виды рекламы по степени использования образа рекламируемого объекта:

§ прямая;

§ косвенная;

§ скрытая.

Виды рекламы по характеру подачи рекламного материала:

§ жесткая;

§ мягкая.

По характеру стратегического направления рекламы:

§ коммерческая;

§ некоммерческая.

По выбору общего подхода к решению рекламной задачи:

§ рациональная;

§ эмоциональная.

По характеру планирования рекламных акций:

§ медийная;

§ немедейная;

§ комплексная.

Частные виды рекламы

Виды рекламы по типам рекламополучателей:

§ оптовая;

§ розничная;

§ деловая.

Виды рекламы по географическому признаку:

§ локальная;

§ региональная;

§ общенациональная;

§ международная;

§ глобальная.

По интенсивности воздействия на потребителя:

§ непрерывная;

§ импульсная;

§ нарастающая;

§ нисходящая;

§ равномерная;

§ залповая.

Виды рекламы по целевым группам:

§ молодежная;

§ женская;

§ мужская.

По периоду жизненного цикла товара:

§ вводящая;

§ утверждающая;

§ напоминающая.

По характеру объекта рекламы:

§ товарная;

§ корпоративная;

§ государственная;

§ социальная;

§ политическая.

По типам рекламоносителей:

§ Реклама в прессе;

§ ТВ-реклама;

§ радиореклама;

§ наружная (уличная) реклама;

§ транспортная;

§ кинореклама;

§ реклама в Интернете;

§ реклама, передающаяся по мобильной связи;

§ компьютерная;

§ директ-мейл (прямая почтовая реклама);

§ печатная;

§ сувенирная;

§ нетрадиционная реклама

Рекомендуемые страницы:

>Поиск по сайту

Правовое регулирование операций с наличными деньгами

К операциям с наличными деньгами, прежде всего, следует отнести некоторые расчетные операции.

Расчеты могут осуществляться двумя способами. Во-первых, путем перечисления денежных средств с одного счета на другой в кредитных организациях, что составляет суть безналичных расчетов. Во-вторых, путем передачи наличных денег (банкнот и монет) в виде личного вручения гражданину или внесения в кассу юридического лица, что является расчетами наличными деньгами.

Кроме этого, для физических лиц существует возможность внесения наличных денег в кредитную организацию без открытия в ней банковского счета для перечисления (зачисления) этих денег на банковский счет получателя (т.е. осуществлять банковские переводы).

Помимо собственно расчетов к вопросам организации наличного денежного обращения в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» относятся такие вопросы, как определение порядка ведения кассовых операций (работы с денежной наличностью), а также порядка осуществления инкассации (приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов).

Расчеты наличными деньгами

В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.

На основании ст. ст. 4 и 29 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:

  1. по размеру — в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» <1>, Совместное письмо Банка России (от 2 июля 2002 г. N 85-Т) и Министерства РФ по налогам и сборам (от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252) «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами»).

При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью, например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам (п. 2.1.1 Положения ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»), при осуществлении выплат по аккредитиву (п. 4.4 ч. 1 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»);

  1. по порядку расчетов — в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица — получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет (п. 6 Указания ЦБ РФ от 12 ноября 1996 г. N 360 «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения»).

<1> Законность данного Указания подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2003 г. N ГКПИ2003-24 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 апреля 2003 г. N КАС03-160.

Применительно к последнему ограничению следует учитывать, что правовое регулирование расчетов на подзаконном уровне осуществляется Банком России, который в данном виде деятельности независим и подчиняется только закону.

В соответствии со ст. ст. 4, 29 и 80 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Необходимо также учитывать, что согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам относятся к банковским операциям. Соответственно, на основании ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России может устанавливать обязательные для банков правила осуществления этих банковских операций. Естественно, при этом акты Банка России должны соответствовать федеральным законам как актам более высокой юридической силы.

Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С точки зрения правового регулирования расчетов это означает, что вопросы их осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России.

Поэтому, несмотря на то что Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 отменен, Указание ЦБ РФ от 12 ноября 1996 г. N 360 в настоящее время сохраняет свою силу.

Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ и предусматривает возможность введения подобных ограничений, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления предпринимательской деятельности, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно.

Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку относительно расчетов наличными речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.

Банковские переводы

В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисления (перечисления) на счет получателя (п. 9 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Осуществление расчетов, таким образом, является одной из особенностей расчетов с участием физических лиц и признается специальной банковской операцией, на которую распространяются правила о расчетах платежными поручениями (п. 2 ст. 863 ГК РФ).

Поэтому эта расчетная операция относится к безналичным расчетам (Письмо ЦБ РФ от 4 января 2003 г. N 17-44/1 «О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов»).

При расчетах физических лиц через банки без открытия банковских счетов банк, проводящий такие операции, должен утвердить порядок их осуществления, включающий в себя порядок оплаты его услуг. Данный порядок должен быть доступен для ознакомления физическим лицам — клиентам банка.

В таких случаях банки сами оформляют необходимые платежные поручения на основании документа, заполняемого физическим лицом — плательщиком. Форма этого документа устанавливается либо банком (например, в Сберегательном банке РФ используется форма N ПД-4), либо получателем средств, если платежи в его адрес носят систематический характер. Указанный выше порядок осуществления данных операций считается принятым физическим лицом именно при подписании данного документа (п. п. 1.2.2, 1.2.3 Положения ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»).

Перечисление налогов и сборов через банки без открытия в них банковских счетов могут производить также только физические лица (п. 9 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Юридические лица такой операции производить не вправе (Письмо Банка России и Министерства РФ по налогам и сборам от 12 ноября 2002 г. N 151-Т, ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов»).

Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему Налоговому кодексу РФ физические лица могут производить только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58) <2>. Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такого правила соответственно в законах субъектов РФ или в нормативно-правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58).

<2> Следует учитывать, что по данному вопросу в настоящее время готовятся изменения в Налоговый кодекс РФ, разрешающие платить налоги наличными деньгами.

Кассовые операции и операции инкассации

Правовое регулирование порядка ведения кассовых операций также осуществляется Банком России.

В отношении юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, действуют Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 <3>, и Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации», а в отношении кредитных организаций — Положение ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. N 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

<3> Данный Порядок распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации (п. 6 Письма Банка России от 16 марта 1995 г. N 14-4/95).

При этом кредитные организации, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, при совершении кассовых операций руководствуются актами для обычных юридических лиц (Письмо ЦБ РФ от 28 мая 1999 г. N 165-Т).

Основные правила ведения кассовых операций заключаются в следующем.

Все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях (п. 1 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации» <4>).

<4> Законность данных пунктов подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 26 февраля 2004 г. N ГКПИ04-163.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег — вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача — по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежащим образом оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

Каждое юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России). Денежная наличность сверх установленных пределов подлежит сдаче в кредитную организацию для зачисления на счет юридического лица. В этом случае деньги вносятся в кассу кредитной организации.

Лимит остатка наличных денег в кассе, а также сроки сдачи наличных денег в кредитную организацию устанавливаются ежегодно на основании расчета по установленной форме, представляемого юридическим лицом в кредитную организацию (Приложение 1 к Положению ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации»).

При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных кредитных организациях оно обращается в одну из них по своему выбору. По юридическим лицам, не представившим расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих их кредитных организаций, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в кредитную организацию наличность — сверхлимитной. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по мотивированному ходатайству юридического лица.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Разрешается хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше трех дней (для районов Крайнего Севера — пяти дней), предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Кроме того, юридическим лицам, не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с обслуживающими их банками расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В частности, такими целями являются выдача заработной платы и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, оплата командировочных расходов и т.п. (п. 3 Указания ЦБ РФ от 12 ноября 1996 г. N 360 «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»).

Предусмотрена также возможность выдачи наличных денег работникам под отчет (например, для оплаты командировочных расходов, горюче-смазочных материалов и т.п.). Такая выдача не подпадает под понятие расчетов, поскольку в этом случае речь идет не о выплате доходов работнику, а о предоставлении ему права оплатить определенные расходы самого юридического лица. По израсходованным суммам работник должен будет отчитаться перед бухгалтерией, а неизрасходованные суммы сдать обратно в кассу.

Получать наличные деньги со своих счетов в кредитных организациях (через кассы этих кредитных организаций) юридические лица также могут только на цели, установленные нормативными актами (в частности, это касается выдачи заработной платы и выплат социального характера и стипендий и т.п.).

Выдача денег кредитной организацией в таких случаях осуществляется на основании чека.

Получение наличных денег может производиться и с использованием банковских карт (п. п. 2.3 и 2.5 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»).

Осуществление приема и выдачи наличных денег кредитными организациями в качестве предоставления услуг своим клиентам называется кассовым обслуживанием.

Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией (п. 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), в рамках которой совершаются расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляются исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования.

Инкассация также является банковской операцией. Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации (Приложения 6 — 7, 9 и 18 к Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»), а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с этой даты утратили силу Указания ЦБ РФ от 1 июня 1998 г. N 244-У «О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности»).

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года (п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации»).

За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.2 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Причем за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое лицо — плательщика (и, соответственно, на его должностных лиц) (Письмо ЦБ РФ от 24 ноября 1994 г. N 14-4/308).

За нарушение порядка расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (т.е. при внесении юридическим лицом наличных денег в кредитную организацию для их зачисления (перечисления) на счет получателя) административного штрафа не установлено. В этом случае возможно применение к кредитной организации, принявшей наличные деньги от плательщика, со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74 Федерального закона «О Центральном Банке (Банке России)».

Применение контрольно-кассовой техники

Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Исключения составляют случаи, перечисленные в п. 3 ст. 2 названного Федерального закона.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг указанными субъектами без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.5 КоАП РФ).

Дела о таких административных правонарушениях рассматривают налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Однако контроль за соблюдением требований Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» кредитными организациями осуществляет Банк России (п. 3 ст. 7).

Он же направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

В настоящее время проекты соответствующих нормативных актов еще разрабатываются.

До принятия Банком России указанных нормативных актов кредитные организации при выполнении операций с применением контрольно-кассовой техники руководствуются действующими указаниями и разъяснениями Банка России по этому вопросу.

А.Курбатов

Зам. декана факультета права

Государственного университета

«Высшая школа экономики»

> Безналичные расчеты в Российской Федерации

Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный.

Принципы организации и порядок осуществления безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. и регулируется соответствующими нормами гражданского законодательства, отдельными федеральными законами и подзаконными актами.

Общий порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 861—885), а также Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Приняты также специальные законодательные и подзаконные акты, которые включают федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России»), «О банках и банковской деятельности», «О переводном и простом векселе» и др.

  • 2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  • 3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств.
  • 4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа — чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов — платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  • 5. Срочность платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  • 6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ при безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также расчеты в других формах, предусмотренных законом.

Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Согласно законодательству общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Чтобы предприятия, имеющие счета в различных банках, могли рассчитаться друг с другом, необходимо производить расчеты между банками. Осуществление платежа схематично представлено на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Схема осуществления платежа

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

  • 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
  • 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
  • 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором между банком и клиентом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований списание средств осуществляется но мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх