Намеренное ухудшение жилищных условий судебная практика

ВВЕДЕНИЕ
Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!!
Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.
Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!!
Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!!
Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.
1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).
И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ:
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.
Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
… — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.
Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?
Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ:
«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…
Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.
Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.
(Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102
Продолжение следует.
АНОНС!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики.
2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

Вопрос:

Выслуга 23 календаря, проживаю в служебной 3-х комнатной квартире (состав семьи 4 чел.), состою в распоряжении (ОШМ), полгода назад развелся. Будет ли это считаться, что я сознательно ухудшил свои жилищные условия? Какая квартира мне положена?

Роман, 43 года, г. Москва

Ответ:

В соответствии с п. 4 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Роман, развод не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий. Площадь предоставляемого жилого помещения зависит от количества членов вашей семьи, проживающих совместно с вами.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Намеренное ухудшение жилищных условий: добросовестность предполагается, пока не доказано обратное (Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 111-О)

Намеренное ухудшение жилищных условий: добросовестность предполагается, пока не доказано обратное (Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 111-О)
Оспаривались нормы о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.
Так, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, из-за которых они могут быть признаны нуждающимися в жилье, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения подобных намеренных действий.
По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку не закрепляют перечень учитываемых намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
По смыслу норм ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в определенном случае.
Это ситуация, когда гражданами совершались умышленные действия с целью создать искусственное ухудшение жилищных условий.
Имеются в виду действия, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильем.

При этом данные нормы должны применяться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с правилом ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Таким образом, оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шаевой Галины Бориславовны на нарушение ее конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»

24 февраля 2015

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Г.Б. Шаевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением гарнизонного военного суда было удовлетворено заявление гражданки Г.Б. Шаевой об оспаривании решения органа военного управления, связанного с отказом в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения вышестоящими судами, решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления Г.Б. Шаевой.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.Б. Шаева оспаривает конституционность статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 19, 40 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не закрепляет перечень учитываемых намеренных действий по ухудшению жилищных условий.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Таким образом, оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.

Разрешение же вопроса о намеренности и времени совершения действий по ухудшению жилищных условий, учитываемых при признании граждан нуждающимися в жилье, равно как и внесение в действующее законодательство изменений и дополнений, не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шаевой Галины Бориславовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/

Возврат к списку

24.11.10г* В газете «Тверская жизнь» от 23.11.10г опубликованы тарифы на электроэнергию для населения на 2011 год — рост 10% к уровню тарифа, действующего в 2010г (в новостях от 12.11.10г — о тарифах на тепловую энергию)

23.11.10г* Президент отказался переносить до 2015 года срок установки счетчиков в домах (Опубликовано на сайте rg.ru 23 ноября 2010 г)
Д. Медведев сегодня на президиуме Госсовета предложил продлить работу Фонда реформирования ЖКХ и дополнительно его профинансировать в 2011 году. Медведев отметил: «Мы не можем просто дальше этим не заниматься, потому что все присутствующие знают — у всех свои дыры есть, у всех свои страшные места, в которые заходить бывает тяжело…, до тех пор, пока не создан механизм с использованием частных инвестиций, придется как-то этот механизм использовать». ПРи этом Медведев не поддержал предложение главы Фонда ЖКХ Константина Цицина перенести с 01.01.12г. на 2015 год дату, к которой во всех домах должны быть установлены приборы учета коммунальных услуг. «Сроки перенести проще всего — я дам поручение администрации, и все это сделают. Я только опасаюсь всех этих переносов. Если я перенесу на 2015 год, значит к 2025-му не сделают. Давайте-ка, работайте как следует. А если все-таки не будем укладываться, я тогда попозже перенесу», — сказал Медведев.

23.11.10г Решением Верховного Суда РФ от 27 октября 2010 г. N ГКПИ10-1104 Об отказе в признании недействующими пункта 9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1995 г. N 713, признаны законными нормы, обязывающие граждан регистрироваться по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства. Эта обязанность наступает в случае их нахождения в указанных помещениях более 90 дней. В этом случае они должны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить определенный перечень документов. В их числе — документ, являющийся основанием для временного проживания в данном помещении (договоры найма (поднайма), соцнайма или заявление лица, предоставляющего гражданину жилье).

17.11.10г * О плане работ на 2011-2012 годы. В связи с составлением Плана работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий, ООО «Управляющая компания «Конаковский Жилфонд» предлагает собственникам и нанимателям внести до 25 декабря 2010 года свои письменные предложения (по адресу Горького, 5) по вопросам обслуживания Ваших домов. О разработанных планах жильцы будут уведомлены, в том числе через наш сайт. Объем плановых работ будет зависеть от имеющихся средствах и первоочередной необходимости работ.

15.11.10г*Размещен Прогноз социально-экономического развития России на 2010 год и плановый период 2011-2012 годы, включая прогноз роста тарифов естественных монополий

15.11.10г*Размещен Прогноз социально-экономического развития России на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы, включая прогноз роста тарифов естественных монополий

12.11.2010г. Аномально теплая погода продержится в Москве еще неделю Ближайший уик-энд в Москве будет аномально теплым, но дождливым. И по долгосрочному прогнозу радоваться теплой погоде в центральной части страны можно будет еще неделю. Лишь в последней декаде ноября в московский регион нагрянут морозы.Как пояснили «РГ» в Гидрометцентра РФ, аномальная погода постоит в центре страны еще как минимум неделю, лишь ближе к двадцатым числам на смену дневному и ночному плюсу придут слабые морозы. Впрочем, согласно долгосрочному прогнозу, слабые морозы будут и зимой, лютой стужи метеорологи пока не ожидают, не исключая, впрочем, что в течение 5-7 зимних дней температура воздуха может опускаться ниже двадцатиградусной отметки.

12.11.2010г. На сайте РЭК Тверской области опубликовано постановление №255-нп от 29.10.10г (предусматривающее резкий рост тарифов с 2012 года) Об утверждении графиков, предусматривающих установление тарифов на тепловую энергию для различных групп потребителей без учета необходимости покрытия затрат ООО «Конаковская водогрейная котельная» городское поселение город Конаково на предоставление услуг теплоснабжения одной группе потребителей за счет тарифа, установленного для другой группы потребителей, с предельным сроком установления таких тарифов 1 января 2012 года (№ 207 (27,019) от 13/11/2010 суббота) Согласно указанному Постановлению следует следующий прогноз роста тарифов на тепловую энергию за 1 Гкл: а) в 2011 году: для граждан с 544,71 руб до 615,50 руб (на 13%), для прочих потребителей — с 1080,27 руб до 1139,70 руб (на 5,5%); б) в 2012 году: для граждан с 615,5 руб до 915,6 руб (рост на 48,8% к уровню 2011 года или 68,1% к уровню 2010 года), для прочих потребителей тариф снизится до тех же 915,6 руб за 1 Гкл

10.11.10г Фонд ЖКХ возобновил финансирование Тверской области (http://www.fondgkh.ru/news/43326.html) 9 ноября 2010 года правление Фонда содействия реформированию ЖКХ приняло решение о возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда Тверской области. Предоставление финансовой поддержки Тверской области было приостановлено решением правления Фонда от 31 марта 2010 года в связи выявленным невыполнением статьи 14 185-ФЗ в части предоставления льгот на услуги ЖКХ в денежной форме и иными нарушениями (подробнее в разделе капремонт/185фз

9 ноября 2010г* ООО «Управляющая компания «Конаковский Жилфонд» уведомляет всех собственников и нанимателей помещений, расположенных в многоквартрных домах, находящихся в управлении нашей компании, о том, что свободный допуск граждан на служебную территорию домов, в том числе являющейся общедомовым имуществом (подвалы, чердаки, крыши) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕН с целью обеспечения пожарной и общественной безопасности граждан, по предписанию органов внутренних дел, ФСБ, МЧС, прокуратуры, а также гражданам, не имеющим допуск на объекты повышенной опасности и травматизма (соответствующего действующего удостоверения).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх