Нарушение порядка ценообразования

Правовые основы государственного регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования

Согласно п. “ж” ст. 71 К РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

Положения о ценах заключены в ряде иных актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. В ч. 1 ст. 424 ГК РФ отражена норма, которая базируется на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В определённых законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ в ст. 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

Нормы исследуемого института содержатся в ст. 14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Закон о защите конкуренции, определяя понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен, устанавливает (ст. 10), что их применение субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность.

Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. В отсутствие единого закона о ценах подзаконными актами определены принципиальные положения правового регулирования, закреплена ценовая политика.

Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. “О мерах по либерализации цен”. В настоящее время они определяются следующими актами:

— Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”;

— Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен”.

Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

В настоящее время Правительством РФ утверждено 3 перечня:

— перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения и др.);

— перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ (газ, реализуемый населению; топливо твёрдое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.);

— перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и др.).

Большой массив источников ценового регулирования составляют НА федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией.

Государственное регулирование цен осуществляют:

1)Правительство РФ;

2)Федеральная служба по тарифам;

3)отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” и КоАП РФ.

В субъектах РФ приняты свои законодательные и подзаконные акты. В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы о контроле за ценами.

К ценовым правонарушениям, в частности, относятся:

— завышение или занижение регулируемых, предельных цен;

— завышение или занижение установленных надбавок;

— завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счёт включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;

— непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот;

— нарушении порядка декларирования или регистрации цен;

— установление субъектами ценообразования, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии с ГК РФ заключать публичный договор, разного уровня цен на однородную продукцию;

— взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством должна быть предоставлена бесплатно;

— завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд.

Приведенный в Законе перечень правонарушений порядка применения цен и тарифов не является исчерпывающим.

Ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом:

— для граждан (от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей);

— для должностных лиц (от 4 тысяч до 5 тысяч рублей);

— для ЮЛ (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).

Ответственность в сфере ценообразования

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и КоАП РФ.

В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и подзаконные акты. В качестве примера можно назвать Закон города Москвы от 28 января 2004 г. N 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен».

Заслуживает внимания приведенный в данном Законе города Москвы перечень правонарушений в ценовой сфере, за которые установлена ответственность. К таким правонарушениям относятся:

а) завышение или занижение регулируемых цен;

б) завышение или занижение предельных цен;

в) завышение или занижение установленных надбавок;

г) завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счет включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;

д) непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот;

е) нарушение порядка декларирования или регистрации цен;

ж) установление субъектами ценообразования, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии с ГК РФ заключать публичный договор, разного уровня цен на однородную продукцию (за исключением случаев, когда федеральным законодательством и законодательством города Москвы допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);

з) взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы должна быть предоставлена бесплатно;

и) завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд;

к) иные нарушения установленного порядка ценообразования.

В силу ст. 6 Закона города Москвы в случае нарушения порядка ценообразования субъекты обязаны в соответствии с представлением уполномоченного органа контроля прекратить нарушение, отменить цены (надбавки, скидки), установленные с нарушением порядка ценообразования, устранить причины данного нарушения и условия, способствовавшие его совершению, выполнить иные действия, предусмотренные представлением.


Субъекты ценообразования, получившие излишнюю выручку в результате нарушения порядка ценообразования, обязаны:

а) перечислить в бюджет города Москвы в соответствии с федеральным законодательством сумму излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки. Данная сумма определяется как разница между фактической выручкой от реализации продукции по завышенным ценам (с учетом доплат, надбавок, скидок к ним и т.п.) и стоимостью этой же продукции по ценам (с учетом доплат, надбавок, скидок к ним и т.п.), сформированным в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

б) уплатить административный штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Эти правонарушения наказываются штрафом: для граждан — в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

При этом следует отметить, что привлечение к административной ответственности должностного лица не исключает ответственности самого хозяйствующего субъекта. Приведем пример из судебной практики.

Общество с ограниченной ответственностью «Супермаркет» (далее — ООО «Супермаркет») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Госторгинспекции по Московской области от 16 апреля 2003 г. N 038 о привлечении к административной ответственности.

Решением суда первой инстанции от 24 сентября 2003 г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11 декабря 2003 г., в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Супермаркет» подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как принятые с нарушением требований ст. 2.1, 4.1 и 14.6 КоАП РФ. По мнению заявителя жалобы, привлечение к ответственности исполнительного директора ООО «Супермаркет» М. исключает наложение административного взыскания за то же правонарушение на само общество.

Оставляя решение от 24 сентября 2003 г. и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2003 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-8663/03 без изменения, а кассационную жалобу ООО «Супермаркет» — без удовлетворения, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 20 февраля 2003 г. N КА-А41/754-04 указал следующее.

Управление Госторгинспекции по Московской области провело проверку магазина ООО «Супермаркет», расположенного в г. Воскресенск, в ходе которой выявило нарушение установленного порядка ценообразования на детское питание — соки «Фруктовый сад», «Я» и «Добрый». По результатам проверки составлен акт от 8 апреля 2003 г. N 1089 и протокол об административном правонарушении от 8 апреля 2003 г.

Постановлением руководителя управления от 16 апреля 2003 г. общество признано виновным в нарушении ст. 14.6 КоАП РФ, выразившемся в завышении торговых надбавок на детское питание, и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении требования о признании этого постановления незаконным, Арбитражный суд Московской области исходил из наличия в действиях ООО «Супермаркет» состава вмененного ему правонарушения.

Вывод арбитражного суда является правильным.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.6 КоАП РФ, составляет завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 (с изменениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов (цен)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В этот Перечень включены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Губернатором Московской области Постановлением от 21 июля 1997 г. N 187-ПГ (с изменениями) «Об изменениях в системе ценообразования в Московской области» установлены предельные размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания — 20 процентов.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» к продуктам детского питания относятся предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.

Разрешая спор, суд установил, что принадлежность соков «Фруктовый сад», «Я» и «Добрый» к детскому питанию подтверждена информацией на упаковках, представленными по запросу суда производителями упомянутых соков санитарно-эпидемиологическими заключениями, сертификатами соответствия и техническими условиями. На момент проверки торговая надбавка на указанные соки составляла 30, 25 и 31 процент соответственно. В связи с чем арбитражный суд пришел к правильному выводу о правомерном привлечении ООО «Супермаркет» к административной ответственности.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что нарушение установленного порядка ценообразования произошло исключительно по вине исполнительного директора магазина, отклоняется М. Данный довод был предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде Московской области, и правильно признано, что должностная инструкция определяет только права и обязанности работника и не является документом, регулирующим правоотношения в области ценообразования.

За нарушение государственной дисциплины цен хозяйствующие субъекты несут установленную российским законодательством ответственность. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г, № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» провозглашено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере.
В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, в силу ст. 5 Закона о конкуренции установление монопольно высокой цены является формой злоупотребления своим доминирующим положением. Поэтому, руководствуясь ст. 12 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание об изменении условия договора о цене. Такое предписание дает покупателю возможность обратиться в арбитражный суд с иском об изменении договора.
При разрешении указанных споров предписание антимонопольного органа оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами по делу. Основанием изменить условия договора о цене может служить подтвержденный в ходе рассмотрения дела факт использования предприятием-монополистом при заключении договора монопольно высокой цены. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу с привлечением специалистов органов ценообразования.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования. Так,
завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, а также установленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:
на граждан — в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ;
на должностных лиц — от сорока до пятидесяти МРОТ;
на юридических лиц — от четырехсот до пятисот МРОТ.
К нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии Закон г. Москвы относит:
завышение (занижение) установленных или регулируемых уполномоченными на то государственными органами цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и др.);
завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок;
завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в городской, отраслевой и территориальный заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;
включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции, а также применение цен, установленных договором на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;
завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
установление разного уровня цен и тарифов на однородную продукцию организациями, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии со ст. 426 ч. 1 ГК РФ заключать публичный договор (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);
нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;
включение предприятиями и организациями, цены на продукцию, товары и услуги которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством;
прочие нарушения порядка применения цен и тарифов.
Круг полномочий органов контроля цен очерчен в ст. 4 московского Закона, согласно которой эти органы вправе:
беспрепятственно проверять действующие на территории Москвы все субъекты предпринимательской деятельности и организации Российской Федерации в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;
давать субъектам предпринимательской деятельности в ходе проверки или после нее обязательные предписания об устранении нарушений;
принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании суммы штрафа;
привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности;
налагать штрафы за несоблюдение лицензионных условий;
осуществлять другие полномочия, установленные федеральными законами и законами г. Москвы.
Органы контроля цен вправе, учитывая финансово-экономическое состояние предприятий, предоставлять отсрочку по взысканию экономических санкций на срок не более шести месяцев. Субъекты предпринимательской деятельности и организации обязаны по требованию органов контроля цен предоставлять всю информацию, касающуюся установления и применения ими регулируемых цен и тарифов, включая документы бухгалтерской и статистической отчетности, оригиналы договоров, контрактов, и давать необходимые объяснения в письменной форме. Сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.
Жалоба, поданная на решение органов контроля, не приостанавливает его действия. Если решение обжаловано не в административном, а в судебном порядке, то вопрос о его приостановлении решает суд.
В заключение данной главы необходимо отметить, что для отечественных предприятий настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой и быстро меняющейся рыночной ситуации, находить собственные способы борьбы с зарубежными конкурентами на внутрироссийских и мировых рынках. И именно в этой связи сегодня столь важно помочь российским маркетологам и юристам познакомиться с законодательством, регламентирующим ценообразование, которое занимает одно из центральных мест в системе современного маркетинга, а также со спецификой его правильного применения в современной действительности. Совершенствование государственно-правового регулирования ценообразования и цен — важнейшее направление правовой реформы, а знание маркетингового законодательства, регулирующего эту область общественных отношений, — обязательное условие высокой квалификации российских ценовиков и юристов.
Ведомости Московской Думы. — 1997. — № 4.
Положение о Государственной инспекции цен г. Москвы утверждено распоряжением мэра Москвы от 5 июня 2000 г. № 588-РМ // Вестник мэрии Москвы. — 2000. — № 14.

Настоящие разъяснения направлены на создание единообразной практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства, связанной с нарушением порядка ценообразования, а также применения мер административной ответственности, предусмотренных статьями 9.21, 14.6 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в сферах экономики, имеющих важное социальное значение (электроэнергетика, газ, нефть, железнодорожный транспорт, аэропорты и транспортные терминалы, услуги связи, лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, медицинские изделия, перевозка пассажиров транспортом общего пользования и др.). При этом регулирование таких цен осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответствующими отраслевыми нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 81 Приложения № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014 (далее — Приложение № 19), введение государствами-членами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.

При этом пункты 82, 83 и 85 Приложения № 19 уточняют перечень сфер, в которых может быть введено государственное ценовое регулирование.

1. Понятие порядка ценообразования.

Исходя из нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ценообразования в отдельных отраслях экономической деятельности, а также сложившейся судебной практики, под порядком ценообразования следует понимать формирование и/или расчет и/или установления и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.

Кроме того, поскольку регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде предельных уровней цен (тарифов), формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок, то порядок ценообразования также включает в себя применение предельных уровней цен (тарифов), формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами.

Например, в соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.

2. Составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.31 КоАП (в случае нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции) и статьей 14.6 КоАП.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются и (или) могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из положений ч. 2 ст. 28.1 КоАП, принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и основанием для привлечения хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, к административной ответственности, предусмотренной положениями ст. 14.31 КоАП.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является, в том числе соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. При этом объектами защиты, охраняемыми мерами административной ответственности, являются конкуренция, интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, а также интересы неопределенного круга потребителей.

Субъектом данного правонарушения является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

Следовательно, при квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие) в сфере установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Следует обратить внимание, что если завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней, а также самостоятельное определение (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, приводит или может привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, то занижение указанных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), как правило, не приводит к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов либо неопределенного круга потребителей, в отношении которых применяются заниженные цены (тарифы), в связи с чем не может рассматриваться как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в наличии вины. При этом следует обратить внимание, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования.

Объектом данного правонарушения являются отношения, складывающиеся в предпринимательской деятельности по поводу продажи (поставки) отдельной продукции или товаров, оказания отдельных видов услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в сферах экономики, имеющих важное социальное значение (электроэнергетика, газ, нефть, железнодорожный транспорт, аэропорты и транспортные терминалы, услуги связи, лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, медицинские изделия, перевозка пассажиров транспортом общего пользования и др.).

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.6 КоАП, являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие продажу (поставку) продукции или товаров, оказание услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых нарушением порядка ценообразования, а именно:

1) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);

2) занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному);

3) нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного);

4) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Таким образом, с учетом изложенного выше, в качестве нарушения, квалифицируемого по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП, следует рассматривать действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, выразившиеся в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней, и (или) в самостоятельном определении (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.), которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

В качестве нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП, рассматриваются:

1) действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, выразившиеся в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней;

2) действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, которые не привели и не могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, в частности, если такие действия (бездействие) привели к ущемлению интересов отдельного физического лица;

3) действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, не занимающих доминирующее положение на товарном рынке, которые предусмотрены статьей 14.6 КоАП;

4) действия (бездействие) органов власти (их должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), выразившиеся в нарушениях установленного порядка ценообразования, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.6 КоАП.

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.6 КоАП, состоит в наличии вины.

3. Специальный характер норм статьи 14.31 КоАП при установлении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлена статьей 14.31 КоАП.

Статьи 14.6 и 14.31 КоАП содержатся в одной главе КоАП — Глава 14. «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».

Вместе с тем объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП образуют деяния, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, которое может быть установлено, в том числе в случаях нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. При этом ст. 14.31 КоАП предусматривает специальный субъектный состав — хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.

Таким образом, положения ст. 14.31 КоАП являются специальными по отношению к ст. 14.6 КоАП.

Следовательно, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребившего таким положением, выразившиеся в нарушении установленного порядка ценообразования, в том числе в случаях завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок, и т.п.), их предельных уровней, квалифицированные в качестве нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, не могут быть квалифицированы в качестве нарушения ст. 14.6 КоАП, а должны быть квалифицированы в качестве нарушения ст. 14.31 КоАП.

Изложенная позиция о приоритете норм ст. 14.31 КоАП над ст. 14.6 КоАП в случаях злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования подтверждается сложившейся судебной практикой (например: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2014 по делу № А58-2490/2013; постановление ФАС Московского округа от 24.02.2012 по делу № А40-34990/11-139-245).

4. Соотношение норм статей 9.21,14.6 и 14.31 КоАП.

Рассматриваемые статьи КоАП содержатся в разных главах КоАП: ст. 9.21 — в Главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике»; ст. 14.6 и ст. 14.31 — в Главе 14. «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций».

В соответствии со статьей 9.21 КоАП административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Диспозиция ст. 9.21 КоАП предусматривает специальную объективную сторону и специальный субъектный состав по отношению к объективной стороне и субъектному составу, предусмотренным ст. 14.6 и 14.31 КоАП. При этом следует обратить внимание на то, что Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении утвержден решением Президиума ФАС России от 30.11.2016 (разъяснения № 7).

4.1. Правила (порядок обеспечения) недискриминационного доступа, порядок подключения (технологическое присоединения), утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, от 29.03.2011 № 218, от 17.02.2011 № 90, от 21.12.2009 № 1039, от 13.02.2006 № 83, от 30.12.2013 № 1314, от 24.11.1998 № 1370, от 16.04.2012 № 307, от 29.07.2013 № 644, от 29.07.2013 № 642, предусматривают, что ими определяются, в том числе: процедуры подключения (технологического присоединения) к указанным выше объектам; порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении), к которым относится, в том числе размер платы за подключение (технологическое присоединение); порядок исполнения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) мероприятий и обязательств по договору, в том числе по внесению платы за подключение (технологическое присоединение).

При этом, с учетом положений законодательства Российской Федерации определение субъектом естественной монополии, к объектам которого осуществляется подключение (технологическое присоединение) размера платы за подключение (технологическое присоединение) является составной частью процедуры подключения (технологического присоединения) к соответствующим магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродукте проводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, поскольку в ответ на заявку о подключении (технологическом присоединении) указанным субъектом должны быть направлены технические условия и (или) проект договора, в котором размер платы за подключение (технологическое присоединение) должен соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами.

Так, например, согласно п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В пункте 7 Правил технологического присоединения прямо предусмотрено, что заключение договора является одним из этапов процедуры технологического присоединения.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет в адрес заявителей для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору. При этом сетевая организация направляет проект договора, составленный в соответствии с типовым договором для соответствующей категории заявителей по формам согласно Приложениям №№ 8 — 12 к Правилам технологического присоединения.

Кроме того, в соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать, в том числе следующее существенное условие: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).

Порядок подключения объектов к сетям газораспределения урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила подключения).

Согласно пунктам 3, 59 Правил подключения одним из этапов процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является заключение договора о подключении; подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пунктам 62, 74 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных Правилами подключения. При представлении заявителем сведений и документов в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах.

При этом в соответствии с п. 83 Правил подключения договор о подключении содержит, в том числе следующее существенное условие: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

С учетом изложенного, нарушение субъектами естественных монополий, к объектам которых осуществляется подключение (технологическое присоединение), установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в частности, завышение или занижение размера платы за подключение (технологическое присоединение), а равно иное нарушение порядка ценообразования при осуществлении процедур подключения (технологического присоединения) к соответствующим магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП.

Данная позиция основывается, в том числе на выводах судебных органов, отраженных во вступивших в силу постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 по делу № А64-2612/2016, определении АС Северо-Кавказского округа от 05.04.2017 по делу № ASS-HI 60/2016.

4.2. Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении) собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

При этом взимание платы за переток (транспортировку) ресурсов является нарушением правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, если такой запрет прямо предусмотрен соответствующими правилами недискриминационного доступа (например, п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии), либо нарушением соответствующего федерального закона, если запрет прямо предусмотрен таким законом (например, ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении) и составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП.

Данная позиция находит подтверждение в складывающейся судебной практике (например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу № А46-7561/2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 по делу № А53-27309/2016, решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2016 по делу № А40-186642/16-79-1609, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.08.2016 по делу № А70-7858/2016).

С учетом изложенного, в случае если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП, а не по статьям 14.6, 14.31 КоАП.

5. Квалификация антимонопольным органом заявления о нарушении антимонопольного законодательства как заявления, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП.

5.1. В случае получения антимонопольным органом сообщений, заявлений, обращений о нарушении установленного порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, антимонопольный орган, в силу ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5 КоАП, обязан немедленно составить протокол об административном правонарушении или принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В случае проведения административного расследования протокол в соответствии с ч. 3 ст. 28.5 КоАП составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения или соответственно по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП.

5.2. В случае отсутствия в рассматриваемых действиях (бездействии) признаков нарушения ст. 9.21 КоАП (с учетом Разъяснений Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 7 и настоящих Разъяснений), а также признаков п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (к примеру, нарушение установленного порядка ценообразования субъектом, не занимающим доминирующее положение на рынке, или занижение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке регулируемых государством цен), следует учесть возможность наличия в таких действиях (бездействии) признаков нарушения ст. 14.6 КоАП.

Исходя из положений законодательства Российской Федерации, контроль за применением регулируемых государством цен (тарифов) организациями, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого порядка ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов) относится к полномочиям органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

К ответственности за нарушения ст. 14.6 КоАП виновные лица привлекаются, в том числе органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, предусмотренные статьей 14.6 КоАП, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Указанные положения означают, что в случае получения антимонопольным органом сообщений, заявлений, обращений о нарушении порядка ценообразования в отношении регулируемых государством цен (тарифов), не отвечающего признакам диспозиции ст. 9.21 КоАП, а также п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, но ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП, антимонопольный орган обязан немедленно направить соответствующие материалы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) или в центральный аппарат ФАС России.

Председатель
Президиума ФАС России,
Руководитель ФАС России
И.Ю. Артемьев

Нарушение порядка ценообразования

федеральный антимонопольный ходатайство законодательство

Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Государственный порядок ценообразования включает в себя:

  • а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);
  • б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);
  • в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;
  • г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);
  • д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Объективная сторона правонарушения выражается в:

  • а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);
  • б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);
  • в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);
  • г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);
  • д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

Ответственность в сфере ценообразования.

  1. IV. Ответственность
  2. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛАЖИВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  3. Sed et in maioribus casibus, si culpa elus interveniat, tenetur (D. 44. 7. 1. 4). — Но и при неодолимой силе должник несет ответственность, если к делу примешивается его вина.
  4. Адиабатические изменения состояния в атмосфере
  5. Адм. ответственность в области промышленности, в строительстве и энергетике.
  6. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности
  7. Административная ответственность
  8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  9. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН
  10. Административная ответственность.

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указов Президента 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и КоАП.

В указе установлено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Статьей 14.6 КоАП установлена ответственность за:

-Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);

— Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Меры ответственности: административный штраф, дисквалификация.

Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Вопрос №31. Государственный контроль (надзор) при осуществлении предпринимательской деятельности: понятие, принципы, уполномоченные органы. Уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности.

Базовым является ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 2008г. №294.

Положения этого закона не применяются при осуществлении некоторых видов государственного контроля, например, налогового, валютного, таможенного, банковского надзора, страхового надзора.

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Существует федеральный государственный контроль, региональный и муниципальный.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:

1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля взаимодействуют с саморегулируемыми организациямипо вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.

Доклады органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля представляются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 15; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Способы и система органов регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования. | Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх