Назаренко Дмитрий Александрович МВД генерал

Девятого ноября в хабарском Доме культуры состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню сотрудника органов внутренних дел. В тот день зал был переполнен зрителями – на торжество собрались сотрудники полиции, ветераны ОВД, их родные и друзья.

Мероприятие открыл яркий вальс в исполнении сотрудников полиции, после чего ведущие Анна Шерер и Анатолий Балыкин пригласили на сцену для поздравления и церемонии награждения начальника МО МВД России «Хабарский», подполковника полиции Дмитрия Юрьевича Слюсаря.
Приказом МВД России специальное звание «Младший лейтенант полиции» присвоено Денису Юрьевичу Насонову, участковому уполномоченному полиции.

Почётной грамотой ГУ МВД России по Алтайскому краю награждён Николай Павлович Попов, старший участковый уполномоченный полиции.

Медалью МВД России «За отличие в службе» 2 степени награждён Иван Сергеевич Руппель, заместитель начальника изолятора временного содержания.

Медалью МВД России «За отличие в службе» 3 степени награждены:

Юрий Иванович Белокуров, участковый уполномоченный полиции;
Будаев Александр Викторович, дознаватель отделения дознания;
Дмитрий Александрович Камардин, участковый уполномоченный полиции;
Евгений Викторович Кравченко, государственный инспектор безопасности дорожного движения отделения ГИБДД;
Сергей Алексеевич Мартынов, инспектор ДПС службы отделения ГИБДД;
Мария Александровна Стародубцева, инспектор по делам несовершеннолетних отдела УУП.
Благодарственные письма были вручены Николаю Ивановичу и Нине Ивановне Комашко, Александру Дмитриевичу и Лидии Павловне Пискуновым, Александру Дмитриевичу и Галине Викторовне Скибе, чьи сыновья добросовестно и смело охраняющие общественный порядок, заслужили большой авторитет в коллективе.
Медалями в честь празднования 100-летия кадровой службы МВД России награждены: подполковник полиции в отставке Галина Григорьевна Анисимова; подполковник милиции в отставке Николай Иванович Комашко; майор милиции в отставке Надежда Ивановна Лысенко.

Кроме того, 11 сотрудников были удостоены почётных грамот МО МВД России «Хабарский», 15-ти – объявлены благодарности.
На этом церемония награждения завершилась, а свой музыкальный подарок преподнесли воспитанники детского сада «Родничок».

К поздравлениям присоединились заместитель главы района Василий Николаевич Смирнов и председатель совета ветеранов МО МВД России «Хабарский» Леонид Александрович Денисенко.

Минутой молчания присутствующие почтили память товарищей, погибших при исполнении служебного долга – Александра Михайловича Бондаря, Юрия Витальевича Рунова, Владимира Владимировича Позднякова. Маме погибшего сына Владимира Владимировича Позднякова Лидии Павловне Поздняковой были вручены цветы.

Ещё много замечательных номеров подарили артисты гостям мероприятия. На сцене блистали дети сотрудников полиции, Алена Клишина, Евгений Стариков и Юлия Абросимова, Дмитрий Камардин, Евгений Коленько, Людмила Евдокимова. С зажигательным флешмобом выступили сотрудники отдела – с этим номером они в этом году заняли первое место и выиграли гран-при в краевом конкурсе «С любовью к жизни».

Праздничное мероприятие завершилось финальной патриотической песней в исполнении вокальной группы сотрудников МВД России «Хабарский» «Служить России».

В заключение виновники торжества выразили слова благодарности в подготовке и проведении концерта директору ДК Евгению Александровичу Коленько, балетмейстеру Евгению Александровичу Старикову, художнику-постановщику Олегу Васильевичу Голощапову, рабочему по сцене Владимиру Александровичу Лилитко, Фёдору Фёдоровичу Заике. Ну, и, конечно же, особых слов благодарности были удостоены представители прекрасной половины человечества – режиссёр народного театра Ирина Ивановна Колосова, художественный руководитель Людмила Григорьевна Евдокимова, звукорежиссёр Елена Викторовна Коваленко, мастер по костюмам Наталья Юрьевна Гречиха, воспитатель детского сада «Родничок» Лариса Александровна Степаненко, преподаватель по сцене Елена Андреевна Коробкина.

Фото с мероприятия смотрите в фотоальбомах «Мероприятие ко Дню сотрудника ОВД» на сайте и в «Одноклассниках».

Ю. Коваленко.

КОРРУПЦИЯ

УДК 343.9 ББК 67.51

Д.А. Назаренко

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация: На сегодняшний день вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции на уровне международных договоров урегулированы довольно детально. Национальное законодательство России, несмотря на не совсем полную имплементацию норм международных актов, позволяет успешно реализовывать международное сотрудничество в указанной области.

Ключевые слова: противодействие коррупции; международное сотрудничество; конфискация имущества. D.A. Nazarenko

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Key words: counteraction of corruption; international cooperation; confiscation of property.

В Преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 года говорится, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно большое значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» . Д.А. Шестаковым дано следующее криминологическое определение коррупции: «коррупция — свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги» .

На теоретическом уровне в международном праве сотрудничество между государствами принято рассматривать через такие категории как содержание, субъекты, объекты, принципы, основные формы и направления. Аналогичные элементы можно выделить и касательно международного сотрудничества в

сфере противодействия коррупции. Содержанием такого сотрудничества являются согласованные действия государств и некоторых других субъектов, направленные на противодействие коррупции.

Субъектами данного сотрудничества выступают: 1) государства (а также уполномоченные органы государств — правительство, правоохранительные органы, суды и др.); 2) международные организации (правительственные и неправительственные); 3) иные организации (например, транснациональные корпорации, фонды).

Применительно к первой группе субъектов следует отметить, что российские правоохранительные органы и суды выступают субъектами международного сотрудничества не прямо, а в установленном законом порядке через специально уполномоченные органы: Верховный суд РФ, Министерство юстиции РФ, Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ (ч. 3 ст. 453 УПК РФ).

В целях осуществления такого сотрудничества в этих органах создаются специальные управления, департаменты, отдельные подразделения. Так, при Генеральной прокуратуре РФ в 2006 г. было создано Главное управление международно-правового сотрудниче ства.

Что касается второй группы субъектов, то к ним, в частности, относятся: Организация Объединённых Наций (ООН), Группа государств против коррупции (ГРЕКО), Организация экономического и социального развития (ОЭСР), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Транспаренси Интернэшнл (Т1) и некоторые другие.

Субъекты должны плодотворно сотрудничать между собой в соответствии с положениями международных договоров о сотрудничестве или договорённостями, достигнутыми на основе общего законодательства или принципа взаимности, а также с соблюдением их национального законодательства. Фактором, объединяющим и соответствующим образом направляющим действия вышеуказанных субъектов, является общий объект — коррупция во всех её проявлениях.

Основными формами международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции являются: взаимная правовая помощь — обработка запросов, поступающих от органов, которые в соответствии с национальным законодательством имеют право расследовать коррупционные правонарушения; экстрадиция; предоставление информации по собственной инициативе; непосредственная связь; обмен информацией; передача уголовного производства; сотрудничество между правоохранительными органами; совместные расследования.

К основным направлениям международного сотрудничества относятся: 1) согласованная международная антикоррупционная политика; 2) разработка и заключение международных договоров ; 3) предоставление международной правовой помощи в уголовном производстве; 4) проведение иных мероприятий международного характера (встречи, переговоры, конференции, семинары, реализация разнообразных проектов и программ сотрудничества, установление и развитие контактов с компетентными национальными органами других государств, а также между-

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

народными организациями); 5) обмен опытом работы и информацией (в том числе совместная подготовка кадров, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов); 6) проведение совместных научных исследований уровня коррупции, коррупционных схем с целью выработки мер, направленных на противодействие коррупционных правонарушений; 7) выявление, возвращение и конфискация активов, добытых коррупционным путём.

Правовой основой международного сотрудничества являются нормы международного, а также национального права, которые регламентируют процедуры такого сотрудничества в рамках государства. Следует отметить, что при отсутствии заключённых международных договоров и соглашений международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции может осуществляться на основе принципа взаимности: уполномоченный орган одного государства, направляя запрос другому государству, письменно гарантирует запрашиваемой стороне рассмотреть в будущем её запрос о предоставлении такого же вида международной правовой помощи . Своё закрепление этот принцип нашёл в ч. 1 ст. 457 УПК РФ.

Наиболее важные вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции урегулированы такими международными актами, как:

— Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года;

— Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года;

— Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;

— Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 года;

— Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года.

Кроме этого, отдельные вопросы международного сотрудничества в области противодействия коррупции закреплены в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999

года. Россия, к сожалению, не ратифицировала её, поэтому существуют некоторые пробелы правового регулирования международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции в рамках экономических и гражданско-правовых отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается национальных законодательных актов, то вопросы международного сотрудничества в данной сфере урегулированы Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ и УПК РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «О противодействии коррупции», Российская Федерация сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

В разделе ХУШ УПК РФ регламентированы: порядок направления запроса о правовой помощи, его содержание и форма; вопросы юридической силы доказательств, полученных на территории иностранного государства.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации в компетентные органы иностранных государств направляется около 400 запросов о выдаче лиц, а рассматривается свыше 1500 аналогичных иностранных запросов, около 6000 запросов о правовой помощи по уголовным делам, как поступивших из-за рубежа, так и российских, предназначенных для направления в иностранные государства .

Наиболее детально вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере регламентированы Конвенцией ООН против коррупции, принятой Генеральной Ас-

самблеей ООН 31 октября 2003 года (далее по тексту — Конвенция).

Сотрудничество между странами, ратифицировавшими Конвенцию, осуществляется на основании раздела IV Конвенции — «Международное сотрудничество» (статьи 43-50), а также некоторых других положений. В соответствии со ст. 46 Конвенции («Взаимная правовая помощь»), государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с коррупционными преступлениями.

Взаимная правовая помощь может запрашиваться в любой из следующих целей: а) получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц; Ь) вручение судебных документов; с) проведение обыска и наложение ареста, а также приостановление операций (замораживание); d) осмотр объектов и участков местности; е) предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов; Г) предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы; g) выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания; ^ содействие добровольной явке соответствующих лиц в уполномоченные органы; ^ оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству; j) выявление, замораживание и отслеживание доходов от коррупционных преступлений; к) изъятие активов.

Как видим, цели международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, закреплённые в этой статье, намного шире тех, что обозначены в ФЗ «О противодействии коррупции». Поэтому, на наш взгляд, следует внести изменения в указанный ФЗ и привести его в соответствие с положениями Конвенции.

Новеллой в международном праве в целом стало закрепление в Конвенции общего правила (статьи 51 и 57) о том, что конфискованные активы незаконного происхождения должны возвращаться в страну происхождения. По сути, признание на таком высоком уровне взаимосвязи коррупции с легализацией («отмыванием») денежных средств или

иного имущества, полученного преступным путём, — важный факт для развития международного сотрудничества в области противодействия этой преступной деятельности . Однако пока данная норма де-факто не обеспечивает возврат большого числа активов российских воробогачей из-за границы.

По мнению А.П. Данилова российским законодателям следует более внимательно присмотреться к международным уголовно-правовым нормам о конфискации и использовать их в своей законотворческой деятельности. Положения п. 7 ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и п. 8 ст. 31 Конвенции, устанавливают, что государства-участники Конвенции могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации.

Включение в УК РФ (ст. 104.1) положений об обязанности лица, совершившего преступление, доказать законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, фактически возродило бы норму, ранее заложенную в ст. 52 УК РФ. Применение правил о незаконном обогащении и обязанности лица, совершившего преступление, доказать законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации (что в современных условиях возможно лишь при наличии сильной политической воли), позволили бы вернуть огромные народные богатства, находящиеся в фактически незаконном владении у скоробогачей, их собственнику -народу России. Именно за счёт возвращения украденного наконец-то стало бы возможным разрешение социально-экономического и одновременно криминогенного противоречия -колоссального неравенства между доходами бедных и богатых — к чему сколь долго, столь безуспешно стремится Правительство РФ .

Некоторые положения Конвенции посвящены сотрудничеству правоохранительных органов. Например, в ст. 48 указывается, что государства-участники принимают эффективные меры, в частности, направленные на:

а) сотрудничество с другими государствами-участниками в проведении расследований в связи с коррупционными преступлениями;

б) предоставление, в надлежащих случаях, необходимых предметов или необходимого количества веществ для целей анализа или расследования; в) содействие эффективной координации между их компетентными органами, учреждениями и службами и поощрение обмена сотрудниками и другими экспертами.

Отдельные статьи Конвенции касаются особенностей выдачи правонарушителей (ст. 44) и передачи осуждённых лиц (ст. 45). Конвенцией закреплено важное положение: её можно рассматривать в качестве правового основания для выдачи правонарушителя, даже в случае, когда государства-участники не заключили договора о выдаче между собой.

Подытоживая всё вышесказанное, можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции на уровне международных договоров урегулированы довольно детально. Национальное законодательство Российской Федерации, несмотря на не совсем полную имплементацию норм международных актов, позволяет успешно реали-зовывать международное сотрудничество в указанной области.

В качестве замечания отметим, что международные акты, регламентирующие противодействие коррупции, не предусматривают санкций за нарушение договорённостей, игнорирование установленных рекомендаций. Хотя в случае таковых деяний могут быть задействованы санкции-стимулы, например, удар по имиджу государства на международной арене, применение к нему определённых мер другими государствами, всё же мы считаем, что в подобных международных договорах следует закрепить политические и экономические санкции за несоблюдение договорённостей.

риминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боротьба з корупщею: пiдруч. / . К.: Наук.-вид. вiддiл НА СБ Украши, 2010. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Налбандян П.С. Принципы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Право». 2012. № 20. С. 52-54.

6. СкирдаМ.В. К вопросу о реализации в законодательстве Российской Федерации международно-правовых норм в сфере противодействия коррупции, разработанных в системе ООН // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 4. С. 94-101.

7. Шестаков Д.А. Кому какая коррупция? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 4 (23). С. 38-47.

1. Боротьба з корупщею: тдруч. / . К.: Наук.-вид. ввддш НА СБ Украши, 2010. 336 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Дмитрий Александрович Назаренко — доктор юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград, Россия); e-mail: harkonnen2310@gmail.com

Президент России Дмитрий Медведев подписал ряд Указов о назначении на должности сотрудников органов внутренних дел, сообщает пресс-служба Кремля.

Глава государства принял решение назначить:

генерал-майора полиции Ищенко Виктора Андреевича -заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области – начальником полиции, освободив его от занимаемой должности;

полковника полиции Капустина Александра Николаевича – заместителем начальника полиции – начальником управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю;

генерал-майора полиции Кожевина Алексея Владимировича – заместителем начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника полиции Кузнецова Юрия Юрьевича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю – начальником полиции;

генерал-майора полиции Мельникова Александра Владимировича – первым заместителем начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майора полиции Трутнева Виктора Николаевича – начальником управления внутренних дел по Северному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, освободив его от занимаемой должности;

полковника полиции Говраса Олега Викторовича – заместителем начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника полиции Здора Андрея Георгиевича – заместителем начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника внутренней службы Ивашкина Юрия Васильевича – первым заместителем начальника Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности;

полковника полиции Инстранкина Юрия Николаевича – заместителем начальника Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника внутренней службы Ляшенко Сергея Николаевича – заместителем начальника Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника полиции Мартынова Игоря Александровича -заместителем начальника Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майора полиции Закомалдина Михаила Ивановича – Министром внутренних дел по Республике Башкортостан, освободив его от занимаемой должности;

генерал-майора полиции Кукушкина Василия Петровича – Министром внутренних дел по Республике Карелия, освободив его от занимаемой должности;

генерал-лейтенанта полиции Олдака Александра Гиршовича – начальником Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, освободив его от занимаемой должности;

генерал-майора юстиции Пиявина Валерия Владимировича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области – начальником главного следственного управления, освободив его от занимаемой должности;

генерал-майора полиции Степина Александра Николаевича – начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области;

генерал-майора юстиции Супонева Юрия Алексеевича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю – начальником главного следственного управления, освободив его от занимаемой должности;

генерал-майора полиции Тимерзянова Рената Закиевича — начальником Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, освободив его от занимаемой должности;

генерал-майора полиции Гука Александра Ивановича – начальником Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майора полиции Симоненко Александра Викторовича – начальником Воронежского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности;

полковника внутренней службы Алдашкина Станислава Владимировича – заместителем начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области;

генерал-майора внутренней службы Важева Павла Анатольевича – начальником Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности;

генерал-майора полиции Гильманова Рафаиля Валиевича – заместителем Министра внутренних дел по Республике Татарстан – начальником полиции;

полковника полиции Гиндеева Баатра Александровича – Министром внутренних дел по Республике Калмыкия;

генерал-майора полиции Кеменева Андрея Викторовича – начальником Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Центральному федеральному округу, освободив его от занимаемой должности;

генерал-лейтенанта полиции Мартынова Евгения Владимировича – начальником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, освободив его от занимаемой должности;

полковника полиции Балаева Александра Анатольевича – первым заместителем начальника Бюро специальных технических мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации;

полковника полиции Гречушникова Дмитрия Александровича – заместителем начальника Бюро специальных технических мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации;

генерал-майора полиции Мошкова Алексея Николаевича – начальником Бюро специальных технических мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности.

Гостем открытой студии КП на Восточном экономическом форуме стал Алексей Чекунков, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока.

— Алексей Олегович, поясните, чем занимается Фонд развития Дальнего Востока, какие задачи перед собой ставит?

— Мы государственный фонд. Изначально он задумывался как фонд инвестиций в инфраструктуру. Но спрос рождает предложение, и мы запустили большую программу запустили по поддержке малого и среднего бизнеса. Наша цель заложена в названии Фонда – развитие Дальнего Востока.

В целом у нас три основных функции. Первая функция – это льготные кредиты, под 5% годовых на срок до 10 лет. Вторая функция – это исполнение специальных поручений президента и правительства. И третья функция – это партнерство для иностранных инвесторов в Дальний Восток. Им хочется видеть комфортного представителя государственных интересов, но с рыночным мышлением и также рискующего своим капиталом. Мы, естественно, не хотим и не можем, не допускаем потери нашего капитала, поэтому, даже участвуя в проекте сравнительно небольшими деньгами, входя там на 10% в проект, мы деремся за него уже и защищаем интересы инвестора.

— Сколько сейчас проектов в портфеле Фонда?

— Мы одобрили 14 проектов. Это те, которые прошли уже все стадии одобрения. По регламенту, каждый проект Фонда сначала одобряется нашим советом директоров, а финальный шлагбаум – это решение подкомиссии правительства под руководством вице-премьера Юрия Трутнева. Всего в наш мандат вписались и сделали заявки 150 проектов. Поэтому, видите, соотношение достаточно жесткое – 1 к 9 – но так и устроен мир денег. Всем же невозможно давать, поэтому лучшие, самые надежные, самые защищенные, самые полезные для страны проекты получают наше финансирование.

— Есть ли какая-то приоритетная сфера, в которую вы больше всего вкладываетесь?

— Традиционно нас называли фондом инвестиций в инфраструктуру. Но Дальний Восток – это треть страны. Я считаю здесь и территория эксперимента, и точка примыкания к Азиатско-Тихоокеанскому региону, поэтому выделить какую-то отдельную часть и сказать – вот этим мы будем заниматься, а остальное не имеет значения, так нельзя. Мы и в сельское хозяйство инвестируем – уже вложили более 7 млрд. рублей в такие передовые проекты группы Росагро, в проекты группы Амурагроцентр. И малый и средний бизнес – инфраструктурные проекты, поддержки и развития транспортного сообщения, и строительство жилья для работников строящейся судостроительной верфи. С правительственной точки зрения все это называется приоритетные проекты. Мы занимаемся всем, что полезно для экономики Дальнего Востока.

— Один из важных проектов Фонда – это строительство моста Россия-Китай через реку Амур. Расскажите, как с его появлением изменится экономика региона?

— Это первый железнодорожный мост между Россией и Китаем. В радиусе полутора тысяч километров других железнодорожных переходов нет. Несомненно, снизиться себестоимость экспорта любой продукции, которая производится в радиусе 1,5 тысяч км. Это повысит конкурентоспособность экономики Дальнего Востока. Но что еще более важно – гигантский рынок, рынок северо-востока Китая, окажется в шаговой доступности от проектов, которые могут расположить там свои производства Следующим этапом должно стать создание «предмостовых» производств, ориентированных на экспорт. Создание ТОР «Амуро-Хинганская».

— А что строительство этого моста даст непосредственно жителям этого региона?

— Новые рабочие места, конечно. Местные бизнесмены видели Китай через реку, но не могли до него дотянуться. Дотянуться до огромного рынка в 1, млрд потребителей. Чтобы им туда что-то продать, им нужно было крюк делать в полторы тысячи километров. А вот сейчас они могут настраивать – даже малые бизнесы, туристические бизнесы, не знаю, пчеловодство, дикоросы, орехи – очень востребованные, кстати говоря, дела, они могут настраивать, уже ориентируясь на вот этот самый привлекательный рынок с высоким потенциалом.

— Какой предварительный срок ввода в эксплуатацию моста?

— Июнь 2018 года. Уже на 50% построен. Уже там одна секция стоит, опоры все установлены. Мы очень рассчитываем, что мы в графике в срок его сдадим.

— Фонд развития Дальнего Востока весной начал кредитовать получателей дальневосточных гектаров. Расскажите об условиях получения этого кредита. Можно получить кредит на строительство дома или только под бизнес цели?

— Кредит можно получить на любые цели, связанные с гектаром. Но поскольку мы все-таки управляем государственными деньгами, то не можем поверить человеку на слово. А проверять цели десятки тысяч людей времени нет. Поэтому мы собрали порядка 200 магазинов-партнеров и бизнесов-партнеров по всему Дальнему Востоку, которые выдают собственникам гектаров товары в кредит на сумму, которую одобрил банк.

— Это просто какой-то инвентарь или что?

— Есть семена, есть малая сельхозтехника, есть срубы, есть домокомплекты, есть электроника даже, средства связи – все, что может понадобиться человеку для организации своего дела на этом гектаре. Наибольшим спросом на первоначальном этапе пользуется малая сельхозтехника. Люди, в прямом смысле слова, гектары распахивают. Деньги выдаются только тем, кто оформил в собственность участок. Но программа беспрецедентно выгодная на рынке потребительского кредитования. Диапазон ставок от 8,5 до 10% годовых. Кредит дается на срок до 5 лет. Максимальная сумма 600 тысяч рублей.

— Фонд планирует создать вместе с азиатскими партнерами Фонд развития туризма на Дальнем Востоке. В какие проекты будете финансировать?

— Прямо сейчас у нас будет подписание с Центром шелкового пути договора о создании целого туристического кластера на острове Русский. Он включит в себя конгресс-центр, гостиничные комплексы, офисные и комплексы курортно-санаторного обслуживания с прицелом на азиатских гостей. Азиатский турист – главный клиент в мире. Одни китайские гости тратят 200 млрд. долларов в год. Все, кто приезжает на Дальний Восток просто «балдеют». Им нравится и воздух, и еда, и виды красивые. Так что, надо развивать это направление.

Алексей Чекунков — об экономике Дальнего Востока

Генеральный директор фонда Дальнего Востока посетил открытую студию «Комсомольской правды» на ВЭФ-2017

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх