Назовите наиболее эффективное проветривание

При поступлении ребенка в детский садик родители в первую очередь обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам и способствовал поддержанию и укреплению здоровья ребенка. Основную роль в обеспечении здорового микроклимата играет проведение проветривающих мероприятий.

При поступлении ребенка в детский сад родители обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам

Содержание

Необходимость проведения проветривания

Дошкольные помещения, где присутствуют многочисленные группы детей, и где отсутствует должное проветривание, содержат в воздухе большое количество углекислого газа.

Это число в несколько раз выше нормы, что чревато проявлением у детей и воспитателей следующих симптомов:

  • мигрени;
  • упадок сил;
  • постоянное чувство тошноты.

А вот нормальное проветривание в детском саду гарантирует появление следующих факторов:

  • достаточное содержание кислорода в воздушных массах;
  • уменьшение числа вредоносных веществ, присутствующих в воздушных массах;
  • удаление специфических ароматов, которые негативно воздействуют на нервы различных возрастных групп;
  • приведение в норму увлажненности воздушных масс;
  • уменьшение скорости распространения различных вредоносных организмов и грибковых спор.

Основные правила проведения проветривания в дошкольных учреждениях

Для того чтобы не допустить содержания в воздухе дошкольного учреждения чрезмерного количества углекислого газа, который будет вредить всем группам детей, СанПиН разработал специальный график выполнения проветривания в ДОУ.

Разработанный СанПином график проветриваний в зависимости от времени года содержит следующие требования:

  • проветривание помещений в зимнее время должно проводиться в тот период, когда дети еще отсутствуют в группах;
  • в летнее время дошкольное учреждение должно проветриваться во время нахождения детей на прогулках (разрешено проветривать комнаты и в присутствии детей, но только в том случае, если не будет сквозняков).

Согласно данным, которые разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом следующих показателей:

  • площадь комнат;
  • температура воздушных масс в помещении;
  • погодные условия.

Согласно данным, разработанным разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом погодных условий

Проветривание помещений в детском саду обязательно нужно прекратить минимум за 30 минут до возвращения детей в группы, это позволит привести в норму микроклимат помещения и предотвратить развитие заболеваний у детей в результате переохлаждения.

Кроме того, для того чтобы снабдить помещение должным количеством кислорода, нужно следовать таким правилам:

  1. Вентиляция детских помещений в младших группах должна производиться раз в час, если такая возможность отсутствует, то раз в 2–3 часа.
  2. При наличии на улице температурного режима меньше +10 градусов, то воздухообмен нужно осуществлять в утреннее время, еще до появления детей (приблизительно 5–10 минут), а затем по истечении каждого часа следует открывать окна хотя бы на минуту. Следует помнить тот факт, что дети детсадовского возраста могут очень быстро заболеть, поэтому проводя вентилирование комнаты, желательно переводить их в другое помещение.
  3. Если температурный режим вне помещения варьируется от -5 до -10 градусов, то воздухообмен следует проводить в утреннее время еще до прихода детей, оптимальной длительностью проветривания является 10–15 минут. А затем по прошествии полутора часов следует открывать окна на 1–2 минуты.
  4. При температурном режиме на улице от 0 до -5 обмен воздушных масс следует осуществлять в утреннее и вечернее время по 15-20 минут (в этот период дети должны отсутствовать в садике, то есть либо они еще не пришли, либо уже ушли). К тому же при нахождении детей в группах следует выполнять вентилирование в период от двух до пяти минут каждый полтора часа.
  5. При температурном режиме от 0 до +5 градусов частота проветриваний комнат увеличивается. Перед и после посещения детей необходимо вентилировать помещение на протяжении 20 минут. А при нахождении детей в группах, обмен воздушных масс выполняется по прошествии каждых полутора часов по 3–7 минут.

Особенности составления графиков проветривания в детском саду

При создании графика проветривания в дошкольной организации в расчет берутся следующие показатели:

  • технические характеристики здания;
  • возраст детей в группах;
  • сезон года.

При создании графика проветривания в дошкольной организации учитывается сезон года

График циркуляции воздушных масс содержит в себе данные о частоте и времени выполнения проветривания, типе проветривания и месте проведения данных действий.

Создание графика осуществляется медсестрой и на нем присутствуют подписи медицинского работника и заведующего образовательным учреждением. График обновляется каждый новый учебный год.

Пример графика циркуляции воздуха, виды проветривания

Для того чтобы лучше понять режим проветривания в детском саду следует ознакомиться с примером графика циркуляции воздушных масс:

  1. 07:00–07:15 — проветривание в комнатах, предназначенных для игр. Проветривание угловое или сквозное.
  2. 08:45–08:55 — проветривание в помещениях, предназначенных для сна. Проводят сквозное проветривание.
  3. 10:25–10:50 — проветривание выполняется в комнатах, предназначенных для сна и игр. Тип проветривание — сквозное.
  4. 12:20–12:30 — проветривание, проводят в комнатах, предназначенных для сна. Вентилирование — угловое.
  5. 14:00–14:30 — вентилирование проводят в помещениях для приема и игр. Тип — сквозное.
  6. 16:00–16:10 – вентилирование выполняется в спальном помещении и приемной. Тип — угловое.
  7. 17:40-18:00 — проветривается комната для приема, игр и сна. Вид вентиляции — сквозная.

Согласно правилам, которые были разработаны СанПиН, сквозное проветривание и угловое может выполняться только при отсутствии детей в помещении. Если выполняется одностороннее проветривание, то его можно производить и при наличии детей в группах, но только в теплые сезоны года.

Согласно правилам СанПиН, сквозное проветривание и угловое может осуществляться только при отсутствии детей в помещении

Традиционное вентилирование детских садов

Правила, которые установил СанПин относительно проветривания комнат в подобных образовательных учреждениях, очень важны, но они должны подкрепляться наличием качественной вентиляции.

На данном этапе времени выделяют два вида систем вентиляции:

  • традиционная;
  • современная.

Традиционный режим вентилирования еще называют простым или естественным. Суть его функционирования заключается в том, что приток свежих масс воздуха производится благодаря форточкам и присутствующим в окошках щелям.

Выведение вытяжки осуществляется с применением шахты на крышу, где присутствует естественный подпор воздуха, в результате чего поднятие теплых масс воздуха выполняется естественным образом.

Но согласно всем расчетам такая система вентилирования имеет гораздо больше недостатков, нежели преимуществ.

Для того чтобы работа естественных систем давала хоть какой-то эффект необходимо предусмотреть в стенах образовательного учреждения возможность выполнения сквозного и углового проветривания, в особенности это касается комнат, где дети спят и играют.

Если размещение детского садика выполнено на территории, где в теплый период года температурный режим длительное находится в диапазоне +30 градусов и выше, то обязательно нужно предусмотреть наличие сквозного и углового проветривания уже не только в спальных и игровых комнатах, но еще и сушилках, туалетных и кухонных помещениях. При наличии углового и сквозного проветривания удаление воздушных масс осуществляется через смежные комнаты.

Традиционный вариант проветривания образовательных учреждений является неактуальным в условиях Крайнего Севера.

Применение современной системы вентиляции

С учетом того, что на данном этапе времени значительно возросло количество частных садиков, то все популярнее стало проведение в них современных систем вентиляции (другое название искусственная вентиляция).

Существует множество видов принудительных вентиляционных систем, которые отлично подойдут для садика, но предпочтение в большинстве случаев отдают приточно-вытяжным системам.

Такое вентилирование гарантирует обеспечение своевременного удаления загрязненных воздушных масс и их замена на чистые. Существует возможность осуществлять контроль над температурным режимом подаваемого в помещение воздуха. Это является огромным плюсом, поскольку в значительной мере снижается вероятность возникновения простудных заболеваний у детей, присутствующих в группах.

Приточно-вытяжная система вентиляции значительно снижает вероятность возникновения простудных заболеваний у детей

Принцип функционирования приточно-вытяжной системы заключается в том, что благодаря данной установке в помещении осуществляется создание двух воздушных потоков — чистого и загрязненного. Воздух, проникающий в помещение с улицы, проходит через специальное фильтрационное устройство, где выполняется удаление всех пылевых и грязевых частиц, уничтожаются вредоносные микроорганизмы. Затем выполняется нагрев воздушных масс до необходимой температуры и только после этого воздух проникает в помещение, где присутствуют дети.

В свою очередь, загрязненные потоки воздуха благодаря вентиляторам проникают в воздуховоды вентиляционной системы, и осуществляется их вывод на улицу.

Согласно расчетам экспертов, при выборе вентиляционной системы для детского сада, лучше всего отдать предпочтение принудительным системам. Подобные рекомендацию объясняются тем, что позволит значительно снизить затраты энергии, к тому же большинство таких установок способны нагревать и увлажнять воздух до требуемых по правилам отметок.

Отмечено, что если главной целью при установке принудительных вентиляционных систем в детском саду является желание сэкономить энергетические ресурсы, то идеальным вариантом будет приточно-вытяжная система, оснащенная рекуператором.

Подобная система в холодное время года значительно снижает растраты на подогрев приточных воздушных масс, к тому же осуществляется снабжение помещения очищенным и теплым приточным воздухом. С помощью рекуператора тепло от уже отработанных воздушных масс переходит в приточные массы воздуха, поэтому затраты энергии значительно снижаются.

Современные вентиляционные системы моноблочного типа, оснащенные рекуператорами, дают возможность осуществить передачу около 70% тепла, что в несколько раз снижает затраты по сравнению с функционированием вентиляционных систем, в которых отсутствует рекуператор.

Из подобных вентиляционных систем, согласно расчетам специалистов, для установки в детском садике больше всего подойдут:

  1. Dantex.
  2. Systemair.
  3. Electrolux.
  4. Breezart.

Вентиляционная система Dantex — идеальный выбор для детских садов

Но несмотря на все положительные стороны принудительных вентиляционных систем для их установки в дошкольном образовательном учреждении они должны соответствовать всем правилам и требованиям.

Основные требования к вентиляционным приборам в дошкольном заведении

Выделяют ряд следующих правил, которым должна соответствовать вентиляционная система в детском саду:

  1. Согласно расчетам было выделено, что кратность воздушных масс на одного ребенка в час должна быть равна не менее 50 м3.
  2. При установке приточно-вытяжного оборудования запрещено объединять воздуховоды приточного и вытяжного типа из кухонного помещения, туалета и сушилки с воздуховодами, присутствующими в спальном помещении и игровой комнате. Кроме того, согласно правилам, присутствует строгий запрет на монтаж в детских садах воздуховодов, выполненных из такого материала, как асбестоцемент.
  3. В помещении для сушки вещей, в ванной и туалете необходимо обеспечение постоянного потока вытяжных воздушных масс, это объясняется нахождением в воздухе большого количества вредных бактерий, частиц средств, входящих в группу бытовой химии, пара, дыма. Поэтому, согласно расчетам экспертов, в этих помещениях с помощью канальных вентиляторов следует создать собственную маломощную вентиляционную систему вытяжного типа. Монтаж вентиляторов выполняется либо в шахту, либо под потолок, это гарантирует обеспечение постоянного притока воздушных масс, что не даст им застояться.
  4. В помещениях, предназначенных для сушки и глажки вещей, рекомендовано выполнить монтаж приточного шкафа, в котором вместо элементов нагрева будут использоваться калориферы, конвекторы или радиаторы.
  5. В комнатах, где выполняется стирка детских вещей, тоже следует монтировать мощную вытяжку, это предотвратит скопление в комнате влаги, а соответственно снизиться риск развития грибков.
  6. Вентиляционная система в подобном учреждении обязательно должна быть сбалансированной и с достаточным уровнем производительности, поскольку от этого напрямую зависит состояние здоровья детей и воспитателей.

Особенности вентиляции в детском саду с учетом зонирования

С учетом того, что в детском саду существует несколько основных зон, где ребенок проводит больше или меньше времени и были разработаны требования к вентилированию в этих зонах.

На данном этапе времени выделяют три основные зоны:

  • игровая;
  • зона для сна;
  • учебная.

В игровой зоне активность ребенка находится на высоком уровне, поэтому вентиляция в этой зоне должна быть выше, чем в других помещениях.

В игровой зоне активность ребенка достигает своего пика, поэтому здесь повышенные требования к вентиляции

Для того чтобы обеспечить равномерный поток воздушных масс в игровой зоне в область потолка или стены (все зависит от размещения воздуховода) монтируется диффузор. Если осуществить правильный подбор климатического оборудования, то детям гарантируется возможность играть в наполненном свежим воздухом помещении.

Поскольку в зоне, предназначенной для сна, дети проводят только несколько часов, то и вентиляция там не должна быть чрезмерно интенсивной. В обратном случае существует риск того, что ребенок заболеет простудой в результате неконтролируемых потоков воздуха.

Именно поэтому монтаж вентиляционной системы в комнаты, предназначенные для сна, выполняется с учетом следующих правил:

  1. Воздушные массы, размещенные между решеткой вентилятора пропускного типа и коробом отверстия для вытяжки, должны минимально перемешиваться.
  2. Температурный режим в спальне должен быть приблизительно на 1–2 градуса выше этого же показателя в зоне, предназначенной для игр.

Учебная зона в детском саду подразумевает под собой место, где дети учатся писать и читать. Температурный режим в этом помещении должен быть теплее, нежели в игровой зоне и холоднее, чем в спальне.

Чтобы обеспечить подобный показатель направляющие заслонки вентилятора приточного типа размещают в положение «вверх». Холодные воздушные массы, полученные из улицы, выталкиваются к потолку. В свою очередь, теплые воздушные массы, присутствующие в помещении, тоже поднимаются вверх. Далее, происходит их смешивание.

Благодаря тому, что смешивание осуществляется в области потолка, атмосферный поток не воздействует на малышей, соответственно на них не оказывается никакого негативного влияния.

Аналогичным образом выполняется регуляция потоков воздуха при функционировании в детском саду кондиционеров бытового типа.

Использование в детском саду канального очистителя воздушных масс Tion Eco

Если вентиляционная система, установленная в детском саду, не справляется со своими функциями и в помещениях присутствуют различные запахи и загрязняющие частицы эксперты рекомендуют осуществить монтаж канального очистителя воздуха Tion Eco.

Воздушные массы, проходящие сквозь данную установку, подвергаются бактерицидному воздействию, а благодаря фильтрационной составляющей осуществляется удаление из воздуха различных загрязняющих частиц: пыль, плесень, бактерии, вирусы, запахи газы.

Популярность очистителя обеспечивается наличием в нем следующих положительных свойств:

  • не только оказывает обеззараживающее воздействие, но и очищает воздух от пылевых частиц и других загрязняющих веществ;
  • разрешено использовать в виде бактерицидного фильтра для организации рециркуляции помещения;
  • во время его функционирования не осуществляется выделения вредных веществ и излучений;
  • перепад давления на фильтрационном устройстве гораздо ниже, нежели в аналогичных устройствах;
  • благодаря высококачественным фильтрационным свойствам вероятность проникновения в помещение мертвых микроорганизмов практически сводится к нулю;
  • потребление электрической энергии в несколько раз ниже, чем в бактерицидных секциях;
  • цена на замену съемных элементов в 5–10 раз ниже, чем в УФ-лампах.

Канальный очиститель воздушных масс Tion Eco является достаточно популярным и обладает многими преимуществами

Устройство состоит из 5 основных элементов, каждый из которых обладает своими свойствами:

  1. Префильтр. Осуществляет задерживание крупных пылевых частиц и предотвращает их попадание в помещение.
  2. Электростатический блок. Преобразует механические загрязняющие частицы и биоаэрозоли таким образом, что у них возникает электростатический заряд.
  3. НЕРА-фильтр. На нем происходит оседание загрязняющих частиц и биоаэрозолей.
  4. Фильтр адсорбционно-каталитического типа. Преобразует озон в кислород.
  5. Блок-автоматики. С его помощью контролируется функционирование всей установки. В моделях подвесного типа присутствует панель индикации.

Несмотря на множество положительных свойств данного устройства, его применение в детских садах выполняется в очень редких случаях, поскольку устройство довольно дорогостоящее.

Государственные дошкольные учреждения не могут себе позволить покупку такого прибора, они во многих случаях даже не могут позволить установку принудительных вентиляционных систем и приходится выполнять проветривание вручную.

Относительно частных детских садов, то некоторые из них оснащены таким или подобными приборами. Но вполне хватает принудительной вентиляции приточно-вытяжного типа, а если параллельно с ее функционированием осуществлять регулярное проветривание помещений, то дети, которые посещают данный детский садик, гарантировано будут избавлены от воздействия различного рода бактерий.

Посещение дошкольных учебных (ДУ) заведений способствует социализации ребенка, укреплению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми воспитателями или другими сотрудниками специализированных заведений. Для поддержания необходимых норм гигиены руководством детского сада разрабатывается и утверждается график проветривания, что регламентировано общепринятыми санитарными правилами.

Работники ДОУ должны обеспечивать оптимальный микроклимат для детей

Обязательный и регулярный воздухообмен в ДУ

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) связано с созданием стрессовой ситуации, сменой привычного образа жизни и распорядка дня, общением с другими детьми и взрослыми, персоналом садика. Поэтому необходимо обязательно создать максимально комфортные условия для поддержания здорового микроклимата, способствующего укреплению здоровья малышей, эффективная вентиляция детского сада обеспечивает:

  • обогащение кислородом газовоздушной смеси в группах и других помещениях и поддержание его нормального содержания в воздухе;
  • снижение уровня углекислого газа и выведение из функциональных помещений вредных веществ и микроорганизмов, вредоносных бактерий;
  • своевременное выведение из групп, спортивных и актовых залов, раздевалок и ванных комнат посторонних и раздражающих запахов;
  • поддержание сбалансированных показателей уровня увлажнения воздуха со снижением скорости распространения грибков и бактерий.

Для предотвращения болезни у детей, необходимо проветривать ДОУ согласно утвержденному графику

Необходимое проветривание в детском саду обосновано требованиями санитарии и гигиены, что актуально для учреждений, где дети проводят определенное количество времени и в помещениях скапливается большой объем углекислого газа. Игнорирование таких требований может привести к ухудшению самочувствия малышей любого возраста и работников сада, вызывать чувство постоянной усталости и становится причиной повышенной утомляемости, снижая уровень активности.

Общепринятые правила организации воздухообмена

Современные нормы санитарного контроля, разработанные СанПиН и описанные в документе 2.4.1.2660-10 регламентируют условия и правила проветривания в детском саду, зависящие от различных факторов, учитываемых при разработке режима и графика. Кроме сезонных смен времен года существует ряд дополнительных факторов, влияющих на разработку комплекса мероприятий по ручному вентилированию разных помещений дошкольного учреждения и его отдельных помещений.

Согласно СанПиН, проветривание в ДОУ необходимо осуществлять только при отсутствии детей

Сезонность вентилирования

Ориентируясь на время года проветривание в помещениях групповых ДДУ должно осуществляться с учетом следующего комплекса требований, обоснованных заботой о здоровье детей, различных возрастных категорий:

  • летом мероприятия необходимо организовать во время послеобеденных или утренних прогулок;
  • в зимний период помещения насыщаются кислородом до прихода детей и после закрытия групп.

В теплый сезон разрешается включить в график проветривания в ДОУ кратковременное освежение воздуха в комнатах, где присутствуют дети, при этом важно предотвратить возникновение сильных и опасных для здоровья сквозняков.

Время года влияет при составлении графика проветривания в детском дошкольном учреждении

Длительность вентилирования

Время проведения обязательных процедур регламентировано общепринятыми санитарными правилами и рассчитывается индивидуально, но зависит от комплекса факторов, их важно учитывать для поддержания нормального микроклимата в помещениях ДОУ:

  • площадь комнат, их целевое назначение и объем воздуха;
  • установленный и поддерживаемый температурный режим;
  • погодные условия окружающей среды и сезонность.

Для хорошего проветривания в зимний период или летом допускается корректировка графика, с учетом погодных условий, влияющих на резкую смену температуры и влажности, в комнатах для детских занятий и спален, санузлах для детей.

Длительность проветривания связана с погодными условиями

Регламент проведения процедур

Утвержденный администрацией график проветривания в ДОУ должен находиться в общем доступе, с ним могут ознакомиться родители и удостовериться в соблюдении и выполнении требований санитарного контроля, благодаря исполнению правил:

  • вентиляция младших групп проводится раз в 2-3 часа и прекращаться за 30 мин. до прихода в группу детей;
  • проветривание должно проводиться в отсутствии детей с возможностью их перевода в другие помещения;
  • неблагоприятный погодный режим не отменяет процедур, их проводят утром, до открытия детской группы;
  • в холодный сезон можно открывать окна утром и вечером, удостоверившись в отсутствии детей в помещении;
  • в сезоны потепления и роста температуры частоту процедур можно увеличить, без вреда детскому здоровью.

В зоне с нахождением большого количества детей проветривание имеет больший смысл

Планируемая продолжительность сквозного проветривания определяется в зависимости от всех важных факторов, что необходимо для поддержания нормального и благоприятного микроклимата для укрепления здоровья детей и профилактики разных заболеваний.

Планирование и составление санитарного графика

Если задать вопрос администрации или сотрудникам дошкольного учреждения: назовите наиболее эффективное проветривание, нормы которого регламентированы санитарным контролем и соответствующими организациями, можно получить разные ответы. Это зависит от индивидуального планирования и составления графика проветривания в детском саду, ведь в расчет принимаются технические характеристики и архитектурные особенности здания, возраст учеников в группе и сезонность проведения процедур.

Во время проветривания, детей можно вывести на прогулку

Согласно нормативной документации, проветривания в детском саду проводят на регулярной основе, соблюдая утвержденным положениям графика, содержащего информацию о частоте и временных интервалах процедур вентиляции. Дополнительно в документе обязательно содержаться данные о типе проводимых мероприятий и месте их проведения, учитывая зонирование всего помещения группы и свободных комнат в отсутствие детей или режима прогулок.

Виды мероприятий по проветриванию и пример графика

Разработанные СанПиН правила регламентируют ежегодное обновление документа, в котором указан график проветривания в ДОУ, с обязательным указанием видов осуществляемого вентилирования помещений детского сада:

  • сквозное проветривание в группах, отличающееся максимальной эффективностью;
  • угловое или одностороннее проветривание, осуществляемое в теплое время года.

Оба вида процедур осуществляются исключительно в отсутствие детей, они могут находиться на прогулке или посещать музыкальные, спортивные занятия в других функциональных помещениях дошкольного учреждения.

Требования к графику проветривания постоянно обновляются СанПиН

Ориентировочная таблица с графиком

Простой пример составления эффективного графика дает представление о необходимой информации, которую содержит таблица, ее обязательно заверяет медицинский сотрудник и руководитель детского сада с ознакомлением сотрудников под роспись:

No п/п Время проведения Локация Тип проветривания
1 07:00-07:20 игровые комнаты угловое/сквозное
2 08:50-09:00 спальни сквозное
3 10:35-10:55 игровые и спальни сквозное
4 12:30-12:40 спальни угловое
5 14:15-14:45 раздевалки и игровые сквозное
6 16:20-16:30 спальни и раздевалки угловое
7 17:50-18:10 раздевалки, игровые и спальни сквозное

Вентилирование всех помещений в ручном режиме производится открытием форточек или фрамуг, для этого все системы остекления должны оснащаться удобной фурнитурой и ручками, антимоскитными сетками с мелким сечением ячеек.

Профилактическое проветривание в детском саду

Часто проводимое сквозное проветривание в разных комнатах групп предполагает возникновение сквозняка, с потоком воздушных масс в помещение может проникать пыль и другие загрязнители, горячий или холодный воздух и неприятные запахи. Традиционная вентиляция через открытое окно или форточку зачастую приводит к нарушению микроклимата, температурного режима и резким перепадам давления, что негативно сказывается на самочувствии детей и персонала садка.

Устаревшие системы естественной вентиляции теряют эффективность при проведении ремонтных работ, перепланировке пространства групп или их отдельных функциональных зон, что обосновывает необходимость применения современных комплексов воздухообмена. Проветривание, которое должно проводиться по графику, согласно санитарным нормам можно заменить работой систем принудительного вентилирования, с очисткой воздуха и регулированием его температуры.

Во избежание простуды, детей необходимо оберегать от сквозняков

Современные системы вентиляции и их особенности

Разработанный график проветривания в старшей или младшей группе легко соблюдается при установке эффективного комплекса принудительной вентиляции, работа которого регулируется запрограммированными данными в автоматическом режиме. Используя возможность регулирования температурного режима, можно поддерживать сбалансированный комплекс параметров, касающихся комфорта пребывания детей в помещениях, при этом вентиляция в детском саду осуществляется зимой и летом.

Специалисты рекомендуют использовать продуктивные комплексы воздухообмена принудительного типа, это лучший вариант, при котором соблюдается утвержденный графиком режим проветривания в отдельных комнатах группы. Тщательное составление опытными инженерами проектов принудительного вентилирования, установка и обслуживание необходимого комплекса позволяет заменить сквозное проветривание в здании, с созданием комфортных условий для пребывания в нем детей.

Светлана Тюлякова
Нормы в детском саду

Часто родителей волнует вопрос о нормах по количеству детей в группах, по уборке и проветриванию помещений детского сада, но они не всегда знают где можно найти нужную им информацию. Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми нормами существующими в детском саду.

Нормы по количеству детей в группах

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666

п. 32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года – 10 детей;

от 1 года до 3 лет – 15 детей;

от 3 лет до 7 лет – 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – 12 детей;

для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;

для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет – 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией – 10 и 15 детей;

для детей, часто болеющих, – 10 и 15 детей;

для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, – 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

«Типовое положение» также определяет, что «дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение функций, определенных уставом;…». Таким образом, чтобы установить нормативы конкретного детского сада, следует поговорить с его администрацией и попросить показать их устав, в котором должны быть оговорены все функции. Если они не соблюдаются, Вы имеет полное право требовать ответа перед законом у данного учреждения. Не показать Вам устав не имеют права. Исходя из того же «Типового положения»: «При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»

Количество персонала в группах

По правилам, в группе должно работать двое воспитателей: один – с утра до тихого часа, второй – с тихого часа и до вечера. Кроме того, воспитателям полагается помощник – няня т. е. три человека на группу. Но, к сожалению, реальность такова, что детским учреждениям просто не хватает кадров. Зарплата у нянечек и воспитателей далеко не сказочная, идти работать по этим профессиям желающих мало, поэтому приходится «укрупнять» группы, превышая нормативы.

Также, кроме воспитателей, если это группы компенсирующей направленности, с детьми работают различные специалисты (учителя-логопеды, учителя -дефектологи, медсестры по массажу и др.)

Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10)

Проветривание комнат должно осуществляться «ежедневно и неоднократно в отсутствие детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит о температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. Широкая аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).» Все помещения с постоянным пребыванием детей нуждаются в проветривании. В «Требованиях» есть подробная таблица с кратностью свежего воздуха в зависимости от помещения, возрастной группы и местоположения детского сада.

Уборка помещений в детском саду

Уборка помещения (как и территории) детского сада регламентирована «Требованиями». Таким образом, влажная уборка должна проводиться дважды в день, клеенчатые и другие моющиеся поверхности обрабатываются горячей водой с мылом, ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой (или выколачивают) ковры (а раз в год им положена химчистка). «Влажную уборку в спальнях проводят после дневного и ночного сна, в групповых – после каждого приема пищи. Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моют в соответствии с загрязнением, но не реже двух раз в год (весной и осенью).»

Сколько должно быть прогулок в детском саду

Сколько и как гулять с детьми, также подскажет упомянутый в предыдущем абзаце документ. «Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4.5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда, и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

При температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре ниже -20 и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).» Также обозначается, что во время прогулки с детьми нужно проводить различные игры и физические упражнения.

источник: По материалам сайта www.det-sad.com

Главная › Вентиляция › Вентиляция детского сада

Вентиляцию детского сада Вы можете заказать с монтажом «под ключ», позвонив по телефону в Москве: +7(499) 350-94-14. Осуществляем проектирование и поставку систем вентиляции по России. Письменную заявку просим Вас отправить на email mail@airclimat.ru или через форму на сайте.

  • Детские дошкольные учреждения
  • Нормы для детского сада
  • Специфика вентиляционных систем в детских садах
  • Два варианта системы вентиляции детского сада традиционный и современный.
  • Современный вариант вентиляции детского сада
  • Общие рекомендации

Отправьте заявку и получите КП

Проветривание в дошкольных учреждениях играет важнейшую роль, ведь именно в начале жизни закладываются основы физического здоровья малышей. Чистый воздух и его правильные температурно-влажностные характеристики, созданные грамотной системой вентиляции в детских садах и других дошкольных учреждениях положительно скажется на самочувствие детей и обеспечит малышам здоровый микроклимат.

«Стандарт Климат» — профессиональная климатическая компания, готовая реализовать решения любых задач по климатическому и другому инженерному оборудованию «под ключ». Выполним полный цикл работ: подбор оборудования, проектирование, монтаж, поставка и обслуживание. На сайте airclimat.ru Вы можете отправить заявку.
Звоните сейчас: +7(499) 350-94-14. Отправьте заявку

Специфика вентиляционных систем в детских садах

С технической точки зрения, проектирование систем воздухообмена в детских дошкольных учреждениях выполняется по тем же нормам, что и для других вентиляционных комплексов с аналогичной производительностью.

Но на практике всегда следует учитывать ряд специфических нюансов.

Основной такой особенностью является то, что на вентиляцию в ДДУ возложена не только задача по механическому возобновлению необходимых объёмов воздуха, но и непосредственная профилактика простудных заболеваний.

Профилактический эффект в данном случае достигается двумя путями:

  • создание воздушной среды, как можно менее благоприятствующей переносу болезнетворных бактерий и вирусов;
  • поддержание оптимальных температурно-влажностных параметров воздуха, необходимых для нормального функционирования иммунной системы ребёнка;
  • создание такой динамики воздухообмена, которая исключила бы локальное или общее переохлаждение детей.

Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения врача-педиатра, приоритет критериев, используемых при разработке вентиляции в детских садах, должен быть распределён в следующей последовательности:

  1. Относительная влажность воздуха на уровне 40-60%.
  2. Температурные ограничения (максимум 220C для спален, и максимум 240С для игровых).

К сожалению, на практике наблюдается повсеместное нарушение перечисленных норм, из-за чего дети часто находятся в перегретых (а, следовательно, и «пересушенных») помещениях. Но самым неприятным моментом в данной ситуации является то, что разработчики вентиляции формально не нарушают официальных нормативов.

Дело в том, что по СанПиН 2.4.1.3049-13, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжного типа, с естественным побуждением. Необходимая кратность замещения воздуха – порядка 1-1.5 (но не менее 50 м3 в час на одного человека).

Поскольку обеспечить указанную кратность только за счёт естественной инфильтрации через окна нельзя, то регулирование параметров воздушной среды осуществляется за счёт сквозных и угловых проветриваний, производимых в те периоды, когда детей в помещениях нет.

Периодичность и длительность таких проветриваний привязана к климатическому району и довольно точно регламентирована в указанных выше документах.

Но можно сходу назвать несколько реальных ситуаций, когда график и режим проветриваний не соблюдается. Более того, по результатам инспекционных проверок часто выявляются такие нарушения, как полностью демонтированные поворотно-рычажные механизмы для открывания окон или герметизация всех щелей (то есть, заклеивание окон в рамках «экономии тепла»).

Кроме этого, в официальной документации есть явные противоречия в требованиях к качеству воздуха, поступающего как приток в системе вентиляции детского садика. Так, в ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 сказано, что качество воздуха, закладываемое в расчёте в ходе проектирования воздухообмена для ДДУ, больниц и поликлиник должно соответствовать 1-му классу. Что явно недостижимо в ходе сквозного проветривания, выполняемого в помещении, расположенном на первом этаже в густонаселённом микрорайоне.

С учётом всего вышесказанного, разработку систем вентиляции для детских садов должны выполнять только квалифицированные проектировщики, имеющие опыт в организации альтернативных схем воздухообмена с обеспечением требуемого качества воздуха.

Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный вариант

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция – приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха – то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни — через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года – до 20 минут.

Модернизация традиционного воздухообмена

К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).

Но с учётом того, что основным «неправильным» фактором в традиционных системах вентиляции является низкая относительная влажность воздуха во время отопительного периода, было разработано частичное решение проблемы – установка локальных увлажнителей.

Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.

Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.

Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.

Современный вариант вентиляции детского сада

Сегодня применяются разные способы принудительной вентиляции (приточно-вытяжная с рекуперацией тепла, переточные клапана, смешанного типа). Вариант с приточно-вытяжной вентиляцией обеспечивает необходимый объем поступаемого и удаляемого воздуха, а также имеет возможность регулировать его температура, что очень важно для комфортных условий работы.

Специфические особенности вентиляции в детском саду

Принцип работы приточно-вытяжной системы вентиляции заключается в следующем. В комнатах благодаря приточно-вытяжной установке создается два потока воздуха – чистый и загрязненный. Воздушные массы с улицы, пройдя через фильтр, очищаются от пыли, загрязнений, микроорганизмов, после чего нагреваются до необходимой температуры и поступают в помещение. Загрязненный поток воздуха с помощью вентиляторов попадает в воздуховоды установки и выводится за пределы помещения.

Чтобы минимизировать энергетические затраты, стоит подходить ответственно к выбору оборудования для системы вентиляции. Лучше отдать предпочтение современным установкам, так как они экономично выгодные и способны обеспечить подогрев и увлажнение воздуха до требуемых отметок. На «эту роль идеально подходит» приточно-вытяжная система с рекуператором. Она существенно снизит затраты на подогрев приточного воздуха в зимний период года, при этом обеспечит постоянный приток свежего воздуха установленной температуры. Рекуператор тепло отработанного воздуха передает приточным воздушным массам, поэтому количество потребляемой электроэнергии (иди другого источника энергии) будет, намного меньше.

Современные моноблочные системы вентиляции с встроенными рекуператорами позволяют передать до 70 % тепла, что в свою очередь приводит к многократному снижению стоимости эксплуатационных затрат по сравнению с установками без рекуперации тепла. Среди лучших производителей такого оборудования выделяют Dantex, Electrolux, Breezart, Systemair и др. Ниже представлена приточно-вытяжная установка, которая способна обеспечить вентиляцию детского сада.

Обслуживание системы вентиляции детских садов не требует существенных усилий и финансовых вложений. Однако плановое проведение обслуживания необходимо. Как правило, для такого типа объектов как детский сад обслуживание достаточно проводить 2-4 раза в год. Единственное исключение для вентиляции и соответственно для обслуживания заключается в пищеблоке, который по своему принципу работы похож на кухню кафе или ресторана.

Общие рекомендации

В завершение обзора ещё раз перечислим несколько неочевидных особенностей, характерных для вентиляции в детских садах:

  • при сквозном проветривании в холодное время года, происходит замещение внутренней атмосферы на более сухой наружные воздух, нагрев которого приводит к ещё большему высушиванию (как правило, до 20-30%, вместо положенных 40-60%);
  • повышенная температура в игровой и в спальне, возникающая в результате нарушения графика проветриваний, далеко не положительный фактор, поскольку от этого дети потеют и становятся более восприимчивыми к любым, даже самым слабым, сквознякам.

С учётом вышесказанного, настоятельно рекомендуется вместе с установкой или модернизацией системы вентиляции принять все меры для точного и регулярного контроля таких параметров, как температура и относительная влажность воздуха.

Компания «Стандарт Климат» принимает заказы на проектирование и модернизацию вентиляционных систем любого уровня сложности, включая воздухообменные установки для детских садов.​

Вентиляцию детского сада Вы можете заказать с монтажом «под ключ», позвонив по телефону в Москве: +7(499) 350-94-14. Осуществляем проектирование и поставку систем вентиляции по России. Письменную заявку просим Вас отправить на email mail@airclimat.ru или через форму на сайте.

Отправьте заявку и получите КП Подберем оборудование, удешевим смету, проверим проект, доставим и смонтируем в срок.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх