Не сдал

Содержание

Государственные экзамены в вузе

В ночь перед государственным экзаменом из окон общежития можно услышать крики: «Халява, приди!» Это известный способ приглашения на экзамен халявы, которая посодействует его успешной сдаче. Но призвание её, гадания в ночь перед экзаменом, всевозможные таинственные обряды не помогают сдать экзамен. Скорее, это всего лишь успокоение перед ним, разрядка нервного напряжения. Государственный экзамен помогают успешно пройти знания, приобретённые за годы обучения в вузе.

Государственный экзамен подводит итог обучения. Он основывается на основных дисциплинах, которые выпускник знать обязан. Список вопросов достаточно солиден, поэтому к подготовке ответов на них нужно подойти заранее. Это несложно сделать, потому что их перечень выдаётся за пол года до экзамена.

Как проходит сдача государственных экзаменов

На процедуре сдачи присутствует государственная аттестационная комиссия в лице ректора вуза, декана вашего факультета, заведующих кафедрами, профессоров и педагогов. Главой комиссии является её председатель. Это крупнейший специалист, который не работает в вузе, или известный учёный.

Билет государственного экзамена содержит минимум два вопроса по профилирующим дисциплинам, на которые нужно ответить. Члены комиссии после доклада отвечающего, если билет раскрыт не полностью, задают дополнительные вопросы. Поэтому при изложении лучше подробнее раскрыть суть тем, предложенных в билете.

Вопросы в билете берутся по одному из каждого блока специальных дисциплин. Таким образом, проверяется знание определённого раздела из каждой области знания, лежащей в основе обучения в вузе. Билеты пронумерованы и содержат печать вуза с подписью ректора. Они не подлежат подмене.

Процедура сдачи государственного экзамена – событие достаточно серьёзное. И подойти к нему нужно с особенной ответственностью. О том, как это сделать, мы расскажем в следующей статье.

Рекомендации по подготовке к государственным экзаменам

Выше было отмечено, что приступать к подготовке к главнейшему экзамену вуза необходимо заранее. Некоторым студентам хватает месяца, чтобы освежить пройденные знания материалом из конспектов и учебников. Достаточно обладать отличными записями, созданными за годы учёбы, парой-тройкой учебников знакомых авторов и доступом в интернет для успешной подготовки.

В последнее время в билетах государственных экзаменов появился практический вопрос. С ним дело обстоит сложнее. его соответствует главе опытно-практической работы курсовой в сжатой форме, а формулировка может начинаться со слов: разработать, придумать, составить, сочинить, дать рекомендации. Такой вопрос требует творческого подхода и отличных знаний теории. Ответ на него начинается с перечисления основных определений по теме и заканчивается выполнением творческого задания. Подготовить ответ на подобное задание не сложно, обладая опытом практической деятельности по специальности. Достаточно вспомнить об отчётах по прохождению различного вида практик и действиях в тот период. Так, не удаляйте отчёты по практике с жёсткого диска. Они вам пригодятся для сдачи госов.

Когда список вопросов оказался у вас, проанализируйте наличие материала по каждому: сделайте закладки в конспектах и учебных пособиях, распечатайте материалы из интернета. На листе с вопросами отмечайте галочкой тот вопрос, раскрыть который удалось. Такая систематизация материала займёт пару дней.

Не расстраивайтесь, если не на все волнующие вопросы найдены ответы. Однокурсники всегда готовы обменяться добытым материалом. Если ситуация зашла в тупик, стоит подумать о помощи преподавателей. На консультациях перед государственными экзаменами педагоги озвучивают ответы на вопросы, не обнаруженные студентами.

Не стесняйтесь писать шпаргалки. Пусть они не пригодятся. В процессе создания громадная часть материала останется в вашей голове, потому что при письме человеческая память работает в раза три эффективнее.

Не зубрите! Больше читайте, вникайте в суть ответа. Не нервничайте! Постоянно переживая и суетясь, вы не сможете запомнить ту львиную долю информации, которую необходимо будет выложить перед комиссией. Старайтесь своими словами пересказывать материал, не зацикливаясь на труднопроговариваемых терминах. Для проверяющих ваши знания важно понимание вопроса, а не его заучивание. Больше инициативы! Больше творчества в проявлении своих мыслей!

Подходя к подготовке к государственным экзаменам творчески, проводя параллели между теорией и практикой, находя связи между предметами, используя метод ассоциаций, вы сможете предстать на них во всеоружии. Не бойтесь сравнивать, обобщать, находить различия. Старайтесь думать, вспоминать. Отбросьте страхи и боязнь. Поймите, никто из студентов, дошедших до вершины обучения, не смог не постигнуть госы. Госы покоряют все. Только кто-то из учащихся лучше, кто-то – хуже.

Работая над подготовкой к государственным экзаменам, вы не работаете над их сдачей или нет. Вы их уже сдали, учась в вузе. Вы трудитесь над отметкой за них.

«А вы куда поступили? – А мы… мы никуда». Тяжелый диалог, после которого одна из сторон пытается незаметно исчезнуть. По разным причинам, не все выпускники этого года 1 сентября пришли в студенческие аудитории. Как пережить то, что ты никуда не поступил, и как вести себя родителям с ребенком и с любопытными знакомыми? О своем чувстве вины и переживаниях всей семьи рассказывает мама, чья дочь сознательно не стала поступать в вуз.

Родительский чат в классе старшей дочери был совершенно невидимый. С восьмого класса она учится в этой школе, и вплоть до начала одиннадцатого я не знала, что он у нас есть. Я думала: какое счастье, что у нас нет этих бесконечных выяснений, сдач, каких-то непонятных переговоров, поздравлений и невероятных сборов денег. 1 сентября в 11-м классе вдруг оказалось, что этот чат есть и в нем все родители. Просто до этого все интеллигентно молчали, не было никаких поводов что-то писать, а в 11-м, когда началась подготовка к ЕГЭ и выпускному, тогда чат и ожил. После выпускного вновь замолчал, я даже забыла удалиться, и вдруг в начале августа ожил вновь.

Кто-то из администрации школы потребовал информацию, кто куда поступил, причем с уточнением, на бюджет или платно. И все родители начали отвечать. Я сразу подумала, что в детском чате тоже об этом пишут, и стала переживать за дочь. Она не поступила никуда. Следующая мысль кольнула тем, что я не смогла ее защитить, что я плохая мать. Ведь я никак не помогла ей поступить.

Сначала я хотела промолчать. Потом мне стало стыдно, люди составляли отчет в департамент образования, а я сама работаю в бюджетном учреждении. Поэтому я написала в личные сообщения, что дочка в этом году никуда не поступала и планирует это на будущий год. Переборола себя, хотя сказать об этом даже лично было очень сложно. Есть стереотип, что все должны закончить школу на «4» и «5», а потом куда-нибудь поступить. И оказаться на обочине этого процесса – тяжелейшая вещь.

И тут на дочь обрушился 11-й класс

Во все времена самостоятельно поступали единицы, и это всегда огромная поддержка семьи и в определении, и в подготовке, и просто в том, чтобы организовать ребенку время. А я никак не помогла дочери, сначала мне казалось, что времени достаточно, а потом случилась семейная катастрофа: развод и переезд. И мне досталось, и дети переживали. Я больше тушила пожары, чем работала над планированием будущего.

Дочка пережила это все без помощи психолога, сама, не отрываясь от учебы. Как ей это далось, не знаю, можно только восхищаться и гордиться. К 11-му классу, когда я думала, что вроде бы все уже потихоньку успокоилось, выяснилось, что ей необходима хорошая поддержка для восстановления.

Тут на нее обрушился 11-й класс в школе, которая до этого казалась вполне спокойной. До выпускного класса учителя все время повторяли, чтобы мы не лезли к детям, не проверяли домашнюю работу, учатся – и слава Богу. Мне казалось очень здоровым такое отношение. И тут вдруг начался невероятный эмоциональный прессинг по поводу ЕГЭ. Класс просто был закошмарен.

Все тряслись, с октября в школьном чате практически ни о чем не говорили, только об экзаменах, поступлении, баллах и репетиторах.

Дочка впервые начала переживать за оценки. Я всячески успокаивала, что какая бы оценка ни была, надо просто спокойненько сдать экзамены. Но где-то к декабрю мы обнаружили у нее серьезные проблемы со здоровьем на нервной почве, пришлось проходить лечение.

Мы предлагали все подряд, а она крикнула: «Отстаньте от меня все!»

На выходных она просто лежала пластом и пыталась выспаться, отдохнуть и прийти в себя после учебы. Дочь очень ослабла, и дополнительными занятиями я это усиливать не хотела. Теперь я понимаю, что опоздала на 2-3 года, начинать готовиться надо было раньше. В начале 11-го класса мы выбирали экзамены, которые она будет сдавать на ЕГЭ. И мы поняли, что, кроме русского и математики, ей для поступления ничего не потребуется – она хочет стать иллюстратором, рисовать. Я думала, что с рисунком она справится сама, и сильно просчиталась.

Выяснилось, что готовить портфолио надо было как минимум год, а для этого заниматься с сильными преподавателями.

Я об этом даже не подумала. И очень переживала. Иллюстратор – это четкая специальность, надо было вкладывать именно в это, а не в рисование вообще.

Конкретные институты мы начали рассматривать только в начале лета, практически после окончания школьных занятий. В Строгановку ходили, на занятия она ездила три недели. И поняла, что на иллюстратора – это не туда. Времени на поиски чего-то другого не оставалось. Я кинулась искать по знакомым, все рекомендовали разные институты, они были очень дорогими, от 200 до 400 тысяч в год. И при этом все равно вступительные экзамены, все равно портфолио, которое за месяц не подготовишь.

Тут сработали семейные установки о том, что все равно надо куда-нибудь ребеночка пристроить. Как же она будет после 11-го класса болтаться, не учиться, работать непонятно кем? Тут же бабушки активизировались, я к ним подключилась, что надо что-нибудь, не институт, так колледж. Ничего, три года потерпим, зато будет какая-то специальность. И тут дочь сказала свое решительное «нет», решив, что в этом году никуда поступать не будет.

Мы ехали в машине, я ей в который раз что-то предложила, она крикнула: «Отстаньте от меня все!» и заплакала. Это была финальная точка поступательного невроза. Тут мы все успокоились и приняли ее решение – не довольствоваться полумерами. Дать год отдохнуть, нормально подготовиться и поступить туда, куда она хочет.

«Придет на учебу, а учиться не сможет»

За это время мне несколько раз говорили, что поступать дочке не стоит. Например, мы ездили на день открытых дверей в Строгановку. Преподаватель сказал, что у нее талант есть, но готовиться надо минимум три года: «Давайте, подготовьтесь, и если поймете, что вам действительно сюда надо, то, конечно, поступайте».

Но когда дочка отошла, педагог посоветовал в этом году ни в коем случае не бросать последние силы на поступление.

«Может, если она не будет спать ночами, то даже сдаст куда-то экзамены и поступит. Но первого сентября она придет на учебу, а учиться не сможет».

То же самое говорил врач, который ее вел. Он прогнозировал после стресса во время поступления вероятность клинической депрессии, из которой выходить будет намного тяжелее. И некоторые мои подписчицы в социальных сетях описали очень похожую историю, о которой предупреждал нас врач: да, я поступила, я золотая медалистка, я все экзамены сдала, и на первом курсе я легла в депрессию, лучше бы этого не было.

Сейчас есть консультанты по образовательной траектории. Мы советовались с ними, и там тоже была вероятность, что она с первого раза вряд ли поступит.

Я сама закончила МГУ. Уже несколько лет я прохожу психотерапию, поэтому отделяю свои успехи от успехов детей. Я не тяну дочку за уши. Я вижу, что у нее огромное преимущество передо мной, потому что у нее есть четкая цель по самореализации.

Зато ты знаешь, кем хочешь стать

У меня была четкая цель поступить в московский вуз, потому что мы тогда жили даже не в Петушках, а за ними. Мне необходимо было вырваться в Москву, чтобы получить нормальное образование, начать работать. Я просто ломилась в Москву и неважно, в какой институт. Нацелилась на МГУ, поступила только со второго года. Факультет был тоже неважен. Я, как меню, брошюры открывала: сюда поступлю, сюда не поступлю, к этим экзаменам я смогу подготовиться, а к этим не смогу. Родители меня тоже в этом полностью поддерживали – главное, поступай. Получилось.

Всю жизнь я увлекалась историей, литературой, английским, а поступила на геологический факультет. И при этом не знала, кем хочу быть. А дочь знает очень четко. В этом ее преимущество. Она понимает направления в рисовании и точно знает, какое ей подходит. В одном и том же вузе она смотрит, что один факультет ей не подходит, а на другой она хочет, но в этом году не поступит, нужно хорошо подготовиться.

В общем, после ЕГЭ я была готова к любому исходу. И мамой из МГУ ее никто не попрекал. Я была морально готова к тому, что что-то пойдет не так и она просто не сможет сдать экзамены – все было настолько нехорошо со здоровьем и с состоянием. Так что я обрадовалась, что вау, мы сдали ЕГЭ. Какое счастье!

У нас был серьезный разговор и перед выпускными, что я даже к двойке готова, все в порядке: «Не волнуйся!» «Да, точно? Я ничего не сдам!» «Сдашь в следующем году, ничего страшного». Это, правда, сейчас ничего страшного – на следующий год на госуслугах регистрируешься и снова сдаешь эти экзамены.

Горько было не от того, что у нее не получается в этом году поступить, а от того, что я не догадалась собрать еще немножко сил год назад, чтобы помочь ей в этом. Я тут, скорее, себя грызла за то, что я провалила свою миссию в этом деле, а не она.

Я переживала за нее, потому что в этом возрасте всегда хочется быть, как все. Она училась в сильной школе, все начали поступать и обсуждать это. Дочка очень переживала, плакала. То и дело приходила информация, что подружки туда поступили, сюда поступили. «Я никуда не поступила!» – «Да. Зато ты знаешь, кем ты хочешь быть».

Переживу, если станет дворником

У дочери есть примерный план на год. Я уже, с учетом всего, что произошло, ничего подробно не планирую. Но есть понимание, на каких подготовительных курсах она в этом году будет учиться. Это вечерние подготовительные курсы. У нее весь день свободен для работы. Сейчас я ищу возможности стажировки для нее. Я очень хочу, чтобы она за этот год подумала, действительно ли иллюстратор – это ее мечта, или это останется хобби, а дочь будет физиком-ядерщиком или воспитателем.

Я хочу, чтобы она за этот год поняла, каково работать в этой сфере. Когда ты получаешь заказ и рисуешь не то, что хочешь, а то, что стоит в твоем рабочем графике. В каждой сфере есть свои правила, своя атмосфера, свои возможности, есть свои недостатки. Может, она передумает и скажет: «Нет-нет, лучше я пойду с детьми заниматься», – и пойдет работать в детский сад. Я точно знаю, что она будет счастлива в этом. И я буду счастлива.

Я переживу, если она станет воспитателем или даже дворником.

Мне действительно неважно, кем она будет. Гораздо важнее, чтобы ей нравилось то, чем она занимается.

Потому что я работала на нелюбимой работе – это 10 часов в день потерянного времени, 50 часов в неделю. Мне очень не хочется, чтобы она через это прошла. У дворника тоже может быть своя миссия. Хотя не каждый родитель это сможет пережить.

Знаете, есть такой анекдот старинный, даже притча, когда у строителей спрашивают: «Что вы делаете?» Один отвечает: «Яму копаю». Второй: «Храм строю». Одна и та же работа, но какое разное понимание. На детях, а у меня их трое, мои амбиции не отыгрываются. Сейчас мне действительно важно, чтобы ей понравилось то, чем она будет заниматься.

Мои дети тоже люди, а не супергерои

Поддерживать очень тяжело. Но родителям, взрослым выдержать все равно это легче, потому что мы уже можем думать за себя. Надо помнить о том, что жизнь после школы не заканчивается. Меня все поправляют о том, что у меня дочка, поэтому ей армия не грозит. С мальчиками сложнее. Как с мальчиками, я не знаю, моему сыну только 9 лет.

Я столкнулась с собственной горечью, с подрывом внутренней уверенности в том, что мои дети справятся с любыми трудностями. Оказалось, нет. Оказалось, мои дети тоже люди, а не супергерои. У нас прекрасная семья. В этом, конечно, огромная заслуга наших родителей. Многие сталкиваются с тем, что именно бабушкам и дедушкам очень важно сохранить социальный статус.

А мы, включая старшее поколение, все время транслировали дочери мысль, что мы ее любим несмотря ни на что. И поддержим любое ее решение.

Поступит она или нет, сдаст экзамены или не сдаст, мы ее всегда поддержим, она всегда может с нами об этом поговорить и пожаловаться, и поплакать, и позлиться с нами на эту тему.

Дочь очень переживала всю весну из-за нашей напряженной финансовой ситуации и лишний раз боялась сказать, что ей нужен репетитор или мастер-класс. А летом после Строгановки, поняв, что ей туда не нужно, она снова переживала, что зря потратили деньги.

Слава Богу, она об этом сказала, и мы смогли ее успокоить, что это нормально. Она имеет право передумать и не обязана за эти деньги отучиваться там, где не хочет быть. Никто не собирается ее этим попрекать. Даже если ничего не получится, это будет нормально. Дочь успокоилась и теперь полна решимости провести этот год с пользой.

В связи с введенными нововведениями в область обучения вождению и экзаменов в ГИБДД многих наших читателей интересует такой вопрос, как сдача и пересдача «гаишных» экзаменов и ее процедура. В сегодняшней статье мы ответим на самые частые вопросы, касающиеся данной темы.

Актуальные вопросы

На самые актуальные вопросы отвечают инструкторы по вождению:

1. Можно ли сдать экзамены в ГИБДД без прохождения обучения в автошколе?

Сдать «гаишные» экзамены без документов об окончании специализированного учебного учреждения нельзя. То есть самостоятельная подготовка сейчас отменена.

2. Сколько стоит пересдача?

Надо сказать, что с 29 января 2010 года госпошлины за пересдачу практического и теоретического экзаменов были отменены. Осталась лишь государственная пошлина за изготовление самого водительского удостоверения. Сегодня она составляет 2 000 рублей. Напомним, что до 31 декабря 2014 г. за «корочки» нужно было отдать 800 рублей.

Кроме этой пошлины больше в ГИБДД ничего не оплачивается. Несмотря на то, что о введении платы за экзамены ходят слухи, пока экзамены будущие водители сдают бесплатно.

А вот за аренду автомобиля, на котором нужно пройти все этапы контроля, придется отдать определенную сумму. Получается, что за каждую пересдачу вам придется платить автошколе или организации, которая предоставляет вам учебную машину.

Редко, но встречается такая ситуация: потенциальный автомобилист начал сдавать экзамены еще до 29 января 2010 г., оплатил пошлину за изготовление ВУ, теоретический и практический экзамен (на тот момент ВУ стоило 200 рублей на пластиковом носителе и 100 рублей — на бумажном). Затем человек по каким-либо причинам забросил пересдачу, и вновь появился в ГИБДД только сейчас. В этой ситуации водитель оплачивает лишь разницу между существующей сейчас госпошлиной и суммой, которая взималась ГИБДД до 29 января 2010 года. Получается, что за пластиковое удостоверение придется доплатить еще 1800 руб. Но если квитанции об оплате пошлины в 2010 году у вас не осталось, то тогда ее нужно будет заплатить снова и целиком.

3. Можно ли сдать экзамен на право управления автомобилем в другом городе?

Как правило, человек выбирает ближайшую автошколу, а потом идет в отделение ГИБДД по месту прописки. Но сдать экзамен вы можете где угодно, и это может быть даже другой город.

Зачем, казалось бы, ехать куда-то. Но причин может быть несколько:

  • живете не по месту прописки,
  • в вашем отделении ГИББД на сдачу экзаменов большая очередь,
  • по каким-либо причинам не нравятся инспекторы, принимающие экзамен, и т.д.

С 5 ноября 2014 года проведение экзаменов в ГИБДД у лиц, постоянно проживающих на территории РФ, выдача национальных и международных удостоверений, обмен иностранных прав на российские осуществляются в подразделениях ГИБДД по месту обращения этих лиц.

Так что, если в вашем городе большая очередь, смело поезжайте в другой, не обязательно крупный, и уже там сдавайте все необходимые экзамены.

4. Через какое время можно идти на пересдачу?

Пересдача любого «гаишного» экзамена назначается как минимум через 7 дней после неудачной попытки. Если экзаменуемый провалился трижды, то в следующий раз в ГИБДД он придет не ранее чем через 30 дней.

А вот на практике бывает так, что пересдачу назначают через три или даже четыре месяца. Согласитесь, за три месяца можно не только забыть ПДД, но и навыки вождения потерять. Более того, результаты сдачи площадки и теоретического экзамена сохраняются всего 6 месяцев. Так что тянуть с этим не стоит. Что в таком случае делать? Есть два выхода:

Если дату назначила автошкола, то можно забрать из нее свои документы и самостоятельно пройти все этапы экзамена в ГИБДД.

Если даты пересдач назначает ГИБДД, а народу там столько, что попасть в первые ряды действительно невозможно, советуем обратиться или в другое отделение этого же города, ну или ехать в другой.

5. Сколько допускается пересдач?

ГИБДД не ограничивает количество попыток, сдавать можно сколько хотите раз. Тем не менее, если вы не сдадите экзамены и с третьего раза, то следующая попытка будет только через 30 дней, затем снова перерыв и т.д. Поэтому лучше сразу тщательно подготовиться и сдать всё с первого раза.

6. Обучение в автошколе прошел пять лет назад. Чтобы сдать экзамены в ГИБДД, мне нужно снова учиться?

Нет, учиться снова не нужно, достаточно повторить правила и, так скажем, обновить навыки вождения. А вот медицинскую справку придется получать вновь, так как срок ее действия составляет два года.

7. Как пересдать экзамены в ГИБДД, если документы из автошколы утеряны?

Свидетельство об окончании автошколы является обязательным документом, с которым вы допускаетесь к экзаменам в ГИБДД. Если оно утеряно, можно попробовать восстановить его в автошколе. В противном случае обучение проходится вновь.

При наличии документов из автошколы вы будете допущены к экзаменам, и не важно, сколько времени прошло после окончания обучения.

8. Если в ГИБДД экзамен не сдан, нужно ли возвращаться в свою автошколу?

В автошколу в этом случае возвращаться не надо, так как на этапе начала сдачи экзаменов в ГИБДД договор с учебным заведением перестает действовать.

Помните, что повторное обучение в автошколе проходить не нужно, даже если вы учились там несколько лет назад. Если вам навязывают дополнительные часы вождения или теории, вы смело можете от них отказаться.

Часто сотрудники автошкол пугают своих учеников, что если их отправят из ГИБДД обратно в учебное заведение, то потенциальным водителям придется снова учиться и оплачивать обучение. Законом такие действия не предусмотрены!

Единственная ситуация, когда вам придется возвращаться в автошколу, — это поход за документами, которые иногда ГИБДД возвращает автошколе.

Удачи на экзаменах и на дороге!

В статье использовано изображение с сайта 1gai.ru

Напомним: русский язык и математику сдают абсолютно все выпускники — в этом году их около 700 тысяч. Это обязательные экзамены, без положительной оценки на которых аттестат просто не выдадут. Среди ЕГЭ по выбору самый популярный предмет у школяров — обществознание. Его будут сдавать более половины выпускников.

Пишем правильно

Работа по русскому рассчитана на 3,5 часа. Для того чтобы получить аттестат, нужно набрать минимум 24 балла. В вузах (а этот предмет нужен для поступления на любую специальность) «проходная» планка выше, хотя и ненамного — 36 баллов. Но в реальности, чтобы попасть на бюджет в большинство университетов, надо «заработать» не менее 60 баллов и выше.

Невероятно, но факт: по оценке экспертов, большая часть ошибок, с которыми одиннадцатиклассники приходят на ЕГЭ, родом из 6-7 классов. Рекорд по неграмотности бьет употребление -Н- и -НН- . Поэтому перед экзаменом обязательно нужно повторить их правописание в разных частях речи.

Сложное предложение тоже вызывает трудности. Путаются в постановке запятых примерно 40 процентов «егэшников». И примерно каждый четвертый ошибается в правописании корней с чередованием: гар/гор, клан/клон, бер/бир — вариантов много. И это несмотря на то, что учителя твердят про корни чуть ли не все одиннадцать лет школы…

— С одной стороны, многим кажется несложным вставить гласную в корне, гласную или согласную в приставке, суффиксе и окончании, — рассказал «РГ» учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт Обрсоюза Роман Дощинский. — С другой, в этом году задания орфографического блока существенно изменились. В них могут появиться более длинные и сложные с точки зрения написания слова. Но все трудности преодолимы.

Как оказалось, с ударениями у тех, кто завтра выйдет из школы, тоже не все гладко. И это не только классические «звОнит» и «звонИт». «ОбодрИть, сОгнутый, мозАичный, нарвалА, послАла…» Где ошибка? С ходу и без подготовки ответит далеко не каждый… Как ни надейся на интуицию и хорошую память, но лучше потренировать ударения с помощью словарика.

В целом первая часть экзамена по русскому языку содержит 26 заданий с кратким ответом. Вторая часть ЕГЭ по русскому — сочинение: оно традиционно считается самым сложным. К тому же сейчас существенно изменилось. Теперь выпускники должны серьезно поработать с незнакомым текстом, который будет им предложен. Ссылаться или не ссылаться на другие литературные источники — это право выпускника. Но «домашние заготовки» и шаблоны теперь точно не пригодятся.

— Пожалуй, это самое главное новшество, — считает Роман Дощинский. — Какой совет ребятам? Для начала нужно выбрать проблему. Даже если вам кажется, что проблемы в тексте нет, ее нужно постараться сформулировать. Затем следует ее прокомментировать, используя два примера из текста. Наконец, указать связь между этими примерами — противопоставление, следствие, обобщение… Именно потому, что выпускники решают сразу несколько задач, сочинение — это самый сложный вид работы для них.

Ну и на «закуску»: необходимо внимательно оформлять ответы, чтобы избежать технических ошибок. Почему это так важно? Первую часть работы проверяет машина. И если выпускник думает правильно, но, допустим, ставит лишний пробел между словами или «криво» рисует цифру «семь», то теряет баллы буквально на пустом месте. В ситуации, когда даже один-два балла станут решающими при поступлении, это особенно обидно.

Решать ушли на базу

Базовую математику сдают более 300 тысяч выпускников — будущие филологи, журналисты, юристы… Им нужно решить 20 заданий за три часа. Оценивается «база», в отличие от других ЕГЭ, по пятибалльной шкале. Кстати, для аттестата достаточно «тройки».

— Базовый уровень — это так называемая математика для жизни, которая нужна каждому. Нужна, чтобы быть успешным в современном цифровом мире, — говорит директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — Выбор оптимального варианта, чтение графиков, диаграмм, работа с таблицами, с расписаниями — все эти задачи есть в базовом экзамене.

На что здесь обратить внимание? В первую очередь, нужно правильно читать условие. Каждый год десятки тысяч ребят решают, казалось бы, «правильно», но вовсе не ту задачу, которая дана. И получают за нее в итоге «законный» ноль… Второе — не спешите, и не считайте в уме. Обиднее всего, когда за задачу на теорию вероятностей получаешь ноль баллов из-за простейшей вычислительной ошибки. Оперировать двузначными, трехзначными числами, правильно их делить, умножать лучше на черновике. Простейшая математика средней школы?

— До половины ошибок в ЕГЭ по математике — это ошибки 5-6 класса, — говорит Иван Ященко. — Мы советуем перед ЕГЭ вновь открыть учебники для этих классов. И даже делаем бесплатные тренинги на этих материалах. Специально, чтобы ребята не лезли в зубодробительные котангенсы, а потом ошибались в «скобочках» и отрицательных числах.

По оценкам экспертов, с трудом выпускникам даются и элементы матанализа: меньше половины могут по графику функции дать характеристику ее производной (задание N 14). Здесь же — логарифмические неравенства (задание N 17) и все, что связано с геометрией (планиметрия — задания N 8, 15, стереометрия — задания N 13, 16). Помочь может несколько важных «фишек».

Совет первый: Решайте задачи «блоками». Сначала те, в которых уверены, затем все остальные.

Совет второй: Напишите на черновике все свои рассуждения, перепроверьте ответ и только тогда заносите в бланк.

Совет третий: Посмотрите заранее справочные материалы, они есть в демоверсиях на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там, например, будут указаны формулы площадей фигур, поверхностей и объемов тел. Эти же материалы будут доступны в бланке заданий на экзамене. То есть это реальная подсказка, которая поможет. Если посмотреть ее заранее, то можно успеть потренироваться правильно ее использовать. На профильной математике таких «бонусов» не будет.

Математика в профиль

Профильный экзамен по математике в этом году выбрали более 400 тысяч человек. То есть даже больше, чем «базу». О чем это говорит? Все больше ребят сознательно выбирают профессии, где нужна серьезная математика. «Разброс» очень широкий: «профиль» требуют и в медицинских, и в экономических, и в инженерных, и в педагогических вузах. Минимальный балл для поступления — 27.

В этом экзамене никаких подсказок и справочных материалов не будет. Максимум, что разрешат, — пользоваться линейкой. Всего 19 заданий. Поэтому на всю работу дается почти четыре часа. Здесь геометрия — тоже слабое звено. Подсказка такая же: сначала все рисуем и решаем на черновике, стараемся визуализировать задачу.

На чем еще «спотыкаются» выпускники, решающие «профиль»? Например, «экономическая» задача под номером 17. Эксперты уверяют — никаких специальных знаний экономики она не требует. Все, что поможет ее решить, есть уже в самом условии. По нему нужно постараться составить математическую модель и решать получившееся уравнение/систему неравенств… Но читать условие надо очень внимательно: пропустишь «мелкую» деталь — и все решение неверное.

Сложности у большинства ребят вызывает решение тригонометрического уравнения (задание N 13): со средним уровнем подготовки с ней справляются всего 7% выпускников.

— Самый неэффективный способ подготовки — прорешивание вариантов. К сожалению, этим грешат многие ученики. Да и, чего греха таить, ряд учителей, — говорит Иван Ященко. — Повторение должно быть тематическое. И если уж прорешиваете варианты, то лучше делать это тематическими блоками, делая акценты. Во-первых, на те задачи, которые получаются, и на те, которые вы точно планируете решить на экзамене. Некоторые задачи стоит сразу заранее пропускать и особо их не разбирать.

Почему? Скажем честно: сдать профильную математику на максимальный балл сможет далеко не каждый выпускник. Поэтому нужно реально рассчитывать свои силы. Например, в МФТИ средний балл в прошлом году был 96. То есть ребята, которые нацелились на этот вуз, должны реально готовиться решить каждую задачу. А в Московский государственный технический университет гражданской авиации средний балл по итогам прошлого года — 66.

Популярное обществознание

В этом году сдавать экзамен по обществознанию решили более 380 тысяч человек. С результатами ЕГЭ по этому предмету выпускник может подать документы одновременно и на экономиста, и на юриста, и на туризм. И еще на парочку других направлений. У многих логика простая: куда пройдет по конкурсу — туда и поступит.

Но в итоге до «тройки» не дотягивает почти каждый шестой. Почему так много двоечников? Некоторые ребята считают, что обществознание можно сдать легко, толком не готовятся. Это самая фатальная ошибка. На самом деле ЕГЭ по обществознанию — сложный экзамен. Всего в работе 29 заданий. Девять из них — с развернутым ответом. На все дается почти четыре часа.

Вот список тем, которые точно надо повторить: виды потребностей, методы научного познания, виды культуры и типы обществ, факторы производства и виды инфляции, типы безработицы и типы политического лидерства…

Многие выпускники не понимают смысла таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность», не знают основы конституционного строя, путаются в названиях высших государственных органов России. Самая распространенная ошибка: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти — правительство РФ».

Невероятно, но факт: большая часть ошибок, с которыми одиннадцатиклассники приходят на ЕГЭ, родом из 6-7 классов

Правовые темы — тоже в фокусе. И тут эксперты советуют обращаться не к учебникам, которые могут устареть, а напрямую к документам: конституции, гражданскому, налоговому, уголовному кодексам.

Ну и самый частый вопрос, который задают выпускники: по какому плану писать мини-сочинение? Ответ экспертов ФИПИ: не нужно использовать клише и шаблоны ответов (цитируя «золотые»/»платиновые» готовые сочинения, ученик рискует получить 0 баллов).

Оптимальная структура сочинения содержится в самой формулировке задания: одна или несколько основных идей; ключевые понятия для раскрытия; логические рассуждения, подтвержденные примерами; выводы. И уж точно не нужно начинать сочинение со слов «социология/политология/экономика — это наука о…».

Как, когда и кому подавать апелляцию

При нарушении порядка проведения ЕГЭ апелляцию нужно подать в день экзамена, не покидая экзаменационный пункт.

Если ты не согласен с выставленными баллами, апелляцию надо подавать в течение двух рабочих дней после объявления результатов. Заявление пишется на имя директора школы.

О чем нужно помнить? Результат не обязательно станет выше: его могут пересмотреть и в сторону уменьшения баллов.

Можно ли взять на оспаривание результата экзамена своего репетитора? Можно. В Порядке проведения государственной итоговой аттестации говорится о том, что на апелляции могут присутствовать не только участники экзаменов, но и их законные представители. Доверенность на репетитора должна быть оформлена нотариально.

Что делать с «двойкой»

В прошлом году «дотянуть» до минимального балла в ЕГЭ по русскому языку не смогли меньше одного процента выпускников. Базовую математику «завалили» около двух процентов. Что делать в случае фиаско? Если «неуд» только по одному обязательному предмету, то его разрешат пересдать в резервные сроки летом. Причем если один из этих обязательных предметов — профильная математика, то ее можно заменить в резервный срок на более легкую «базу».

Что делать, если и со второго раза сдать не получилось? Или «неуд» сразу по двум обязательным предметам? Есть шанс пересдать русский с математикой и все-таки получить школьный аттестат в сентябре 2019 года. Предметы по выбору в этом году пересдать уже не дадут.

Эксперты советуют: как хорошо сдать экзамен

— Сосредоточься. После заполнения бланков постарайся забыть про окружающих. Следи за временем.

— Начни с первой части. Сначала отвечай на вопросы, в которых не сомневаешься.

— Пропускай трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Обидно недобрать баллы только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял где-то в другом месте.

— Читай задание до конца. Не торопись и не старайся понять условия задания «по первым словам». Это верный способ совершить ошибку в самых легких вопросах.

— Когда видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Обычно задания не связаны друг с другом. Поэтому знания, которые ты применил в предыдущем задании, зачастую только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое.

— Исключай. Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант, а сначала исключать те, которые точно не подходят. Это позволяет сконцентрировать внимание на одном-двух «рабочих» вариантах.

— Запланируй два круга. Рассчитай время так, чтобы за две трети всего времени пройтись по всем легким заданиям (первый круг). Тогда успеешь набрать максимум баллов на этих заданиях, а потом спокойно вернуться к трудными, которые вначале пришлось пропустить (второй круг).

— Проверь. Оставь время для проверки работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

— Угадывай. Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Обновлено. Министр просвещения Сергей Кравцов позднее 13 мая сказал, что школьники смогут выбрать любое количество ЕГЭ, ограничения в два экзамена не будет. «Речь идет о том, что чаще всего выпускники сдают именно два предмета по выбору. Гораздо реже — три или четыре. Но речи о том, чтобы сократить выбор школьников, не идет», — цитирует министра «Интерфакс».

В 2020 году выпускники школ будут сдавать в рамках ЕГЭ два экзамена по выбору. Об этом в эфире «России 24» сообщил замминистра просвещения Дмитрий Глушко.

«Те выпускники 11 классов, которые планируют продолжать свое обучение в вузах РФ, — им, конечно, будет необходимо выбрать экзамены для поступления в вуз и сдать соответствующие ЕГЭ. Это будет два экзамена, которые необходимо выпускнику школы выбрать <…> исходя из того, на какой факультет и в какой университет он поступает», — сказал чиновник (цитата по ТАССу).

Обычно выпускники 11-х классов сдают два обязательных ЕГЭ (русский язык и математика) и как минимум один по выбору.

Выпускники 11-х классов, которые не хотят поступать в вузы, в 2020 году могут вообще не сдавать ЕГЭ. В аттестат они получат оценки на основании успеваемости за год.

  • Напишите нам

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх