Недостатки коллективной собственности

Государственная собственность отличается от других форм тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государства, как института власти. Государство является распорядителем имущества, а управляют производством назначенные им руководителем.

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом. Поэтому государство, как реальный собственник, назначает своих представителей на руководство тем или иным предприятием. Затем строго спрашивает с них за использование госсобственности в интересах всего общества. Совладельцы государственной собственности, в лице непосредственных работников, не обладали единоличными правами на использование ресурсов.

Личные интересы не признавались достаточными для распоряжения ресурсами. То есть, смотрите, что получалось? Государство назначало своих руководителей для налаживания работы предприятий. А те, с свою очередь, требовали от имени государства отличного труда от работников, являющихся сособственниками производства. И таким образом, каждый (и директор, и инженер, и рабочие) вынуждены были блюсти прежде всего общественные интересы. А потом уже коллективные и личные интересы.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Производство, обмен, распределение продукции, цены на нее, инвестиции, заработная плата, прибыли и убытки – все это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам. Планомерное производство и командная экономика, построенные на основе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Государственная собственность в странах социализма, которая в конституциях этих стран считалась общественной, имела и множество недостатков (рис. 2). Среди них можно выделить такие, как появление и воспроизводство дефицитов в товарах и услугах, административные методы управления, финансовая диктатура государства, слабые стимулы к высокопроизводительному труду, диктат производителей над потребителями, безынициативность и безответственность работников, низкий уровень жизни людей по сравнению с развитыми странами мира. Все это и привело в итоге к замене государственной собственности и командной экономики на различные формы частной собственности.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики. В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования. Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности. Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство. Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач. Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры. Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства. Централизация собственности в рамках государства была основой относительно равномерного распределения материальных благ среди членов общества.

Введение

1. АКЦИОНЕРНАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

1.1 Формирование и управление акционерной собственностью (капиталом)

1.2 Преимущества и недостатки акционерных обществ

1.3 Акционирование в зарубежных странах

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 анализ формирования акционерной формы собственности в Республике Казахстан

2.2 Анализ законодательного обеспечения деятельности акционерных обществ в Республике Казахстан

2.3 Анализ проблем акционирования в Республике Казахстан

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКЦИОНЕРНОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Акционерная собственность – это результат процесса развития и трансформации частной собственности, который бы, так или иначе, привел частную собственность к данному этапу развития.

Акционерные общества являются основной формой организации современных крупных предприятий и организаций Основными чертами которых являются: разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли — акции; ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества; уставная форма объединения, позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала; отделение общего руководства от управления самим предприятием, которое сосредотачивается в руках особого органа — правления (дирекции) общества.

Таким образом, акционерное общество обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления акционерным обществом со стороны акционеров.

Актуальность исследования не вызывает сомнений, так как акционерные предприятия стали фактически наиболее массовой формой коммерческих организаций в Республике Казахстан.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме курсовой работы свидетельствует о том, что рассмотрение вопросов, связанных с особенностями акционерной формы правления получило развитие в последние годы. Данный вопрос нашел своё отражение в трудах таких исследователей, как И.Т.Тарасов, М.Ю. Тихомиров, Марголин М.А и др. В работах этих авторов основной акцент делается на раскрытие таких вопросов, как: формирование уставного капитала акционерного общества, права и обязанности учредителей и акционеров – собственников, особенности управления и формы акционерных компаний. Однако анализ источников по теме курсовой работы свидетельствует о том, что нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением неблагоприятных обстоятельств.

Всё это определило объект и предмет темы курсовой работы.

Объект курсовой работы – акционерная форма собственности.

Предмет темы курсовой работы — становление и развитие деятельности акционерных компаний.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей акционерной формы собственности, выделение ее достоинств, недостатков, особенностей и проблем в Республике Казахстан, а также перспектив развития.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

— характеристика формирования и управления акционерной собственностью;

— выявление преимуществ и недостатков акционерных обществ;

— изучение зарубежного опыта формирования и управления акционерными обществами;

— — провести анализ развития акционерных обществ в Республике Казахстан;

— дать оценку законодательного обеспечения деятельности акционерных обществ в Республике Казахстан;

— провести анализ проблем акционирования в Республике Казахстан;

— определить перспективы развития акционерной формы собственности в Республике Казахстан.

Нормативную базу составили: Гражданский кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан и иные нормативно — правовые акты.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел – «Акционерная форма собственности: достоинства и недостатки»; второй раздел – «Анализ развития акционерных обществ в Республике Казахстан», третий раздел – «Перспективы развития акционерной формы собственности в Республике Казахстан»), заключение и список использованной литературы.

1 Акционерная форма собственности: достоинства и недостатки

1.1 Формирование и управление акционерной собственностью (капиталом)

Акционерная собственность – это результат процесса развития и трансформации частной собственности, который бы, так или иначе, привел частную собственность к данному этапу развития.

В соответствии с действующим законодательством, в частности со ст. 85 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.

Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Как видно из этого определения, акционерное общество — это одна из организационно-правовых форм юридических лиц, выступающее как в роли, коммерческой так и некоммерческой организации. Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала различных лиц) проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли.

Уставной капитал (объединенный вклад участников общества) на момент учреждения акционерного общества должен быть обеспечен имуществом общества.

В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях, зафиксированных в специальном соглашении — уставе общества. На основе такого объединенного капитала в дальнейшем и будет вестись хозяйственная деятельность с целью получения прибыли.

Стоимость вносимого каждым учредителем имущества определяется в денежной форме совместным решением участников общества. Объединенное имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставной капитал общества. Последний разделяется на определенное количество равных долей. Свидетельством о внесении таких долей является акция, а денежное выражение этой доли носит название номинальной стоимости (номинала) акций.

Таким образом, акционерное общество имеет уставной капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, которые эмитируются обществом в обращение на рынок ценных бумаг. Каждый участник объединенного капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли. Владельцы акций, акционеры, являются так называемыми долевыми собственниками, а по сути совладельцами акционерного общества.

Акционерное общество — юридическое лицо. Порядок его организации регламентируется статьями 85 — 93 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также Законом РК от 10 июля 1998 г. «Об Акционерных обществах».

Вся деятельность акционерного общества строится на безукоснительном выполнении регламентированных уставом положений.

Между людьми, заполняющими организационную структуру юридического лица, взаимодействующими между собой и зависимыми друг от друга, формируется широкая сеть горизонтальных и вертикальных связей. Она требует четкой координации и регулирования, чем и занимается система органов управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение поставленных юридическим лицом целей. В небольших хозяйственных товариществах учредители самостоятельно осуществляют все функции, связанные с управлением юридическим лицом. Однако с ростом масштабов производства делать это становится труднее.

Порядок управления акционерным обществом регулируется статьей 92 Гражданского кодекса и статьями 46 — 75 Закона об акционерных обществах, а также нормами других законодательных актов. Особенности управления отдельными видами организаций, учреждаемых в форме общества, определяется законодательством об этих организациях.

Управление акционерным обществом осуществляется специально создаваемыми для этого органами в порядке, определяемом законодательством и учредительными документами общества.

Органы управления акционерным обществом:

1) высший орган — общее собрание акционеров (в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, — данный акционер);

2) орган управления — совет директоров;

3) исполнительный орган — коллегиальный орган или лицо, единолично осуществляющее функции исполнительного органа, название которого определяется уставом общества;

4) иные органы в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и уставом общества.

Мировой практике известны три модели организационной структуры управления акционерным обществом. В этой связи Зайцева В.В. выделяет три группы стран:

1) государства, законодательство которых предусматривает трехзвенную систему управления: общее собрание акционеров, наблюдательный совет (совет директоров) и исполнительный орган общества;

2) страны, в которых предусматривается двухзвенная структура органов: общее собрание акционеров и исполнительный орган управления;

3) государства, законодательство об акционерных обществах которых предоставляет акционерам право выбора между указанными системами.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх