Неоднократное нарушение закона

Групповые нарушения общественного порядка (ГНОП),есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

ГНОП относятся к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка и квалифицируются в соответствии с частью 2 статьи 213 УК Российской Федерации – «Хулиганство».

ГНОП признаются совершенными группой лиц, если в их совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

ГНОП признается совершенными группой лиц по предварительному сговору, если в них участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

ГНОП признаются совершенными организованной группой, если они совершены устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Следует иметь в виду, что предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении ГНОП, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо о совершении таких действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы любым из соучастников. При этом не имеет значения, всеми ли лицами, договорившимися о совершении такого преступления, применялись оружие или предметы, используемые в качестве оружия.

К противоправным действиям, связанным с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, относятся действия правонарушителей в том случае, когда сопротивление оказано непосредственно во время совершения ГНОП.

К лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, лица, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, привлекаемые к охране общественной безопасности и общественного порядка, должностные лица органов местного самоуправления, которые по специальному полномочию органа местного самоуправления осуществляют функции по охране общественного порядка.

Общественная опасность ГНОП заключается в том, что они могут перерастать в более тяжкое преступление – массовые беспорядки.

Массовые беспорядки –тяжкое преступления против общественной безопасности, сопровождающееся насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ст. 212 УК РФ).

Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей (толпой), сопровождается уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, погромами, поджогами, насилием над гражданами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, может привести к массовым человеческим жертвам, парализацией функционирования органов власти и управления, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, серьезному экономическому ущербу, моральному вреду как для отдельных граждан, так общества и государства в целом.

Рис. 1. Массовые беспорядки в г. Москве (декабрь 2012 г.)

Под насилием при совершении преступления понимается физическое и психическое насилие, которое может выражаться в причинении побоев, истязании (ст. ст. 116, 117 УК РФ) или угрозе таких действий, так как в законе не говорится о причинении вреда здоровью. Поэтому причинение вреда здоровью или другие преступления, совершенные при массовых беспорядках, квалифицируются по совокупности с такими преступлениями в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Под погромами понимаются разрушение и повреждение жилых и иных помещений, транспорта, средств коммуникаций, разграбление магазинов, складов с продовольствием и т. д.

Под поджогами понимаются действия, приведшие к пожарам зданий, сооружений, транспорта, бензозаправок, нефтехранилищ, газопроводов и т.д.

Под уничтожением имущества понимается приведение его в полную негодность.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их для причинения вреда здоровью человека, гибели людей, уничтожения имущества, а также использование при угрозе совершения таких действий.

Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается непосредственное применение или угроза применения огнестрельного, холодного или иного оружия к лицу, являющемуся представителем власти, выполняющему свои обязанности, пресекающему массовые беспорядки, в целях воспрепятствования ему восстановлению порядка. Если при совершении массовых беспорядков было совершено посягательство на жизнь работника правоохранительного органа или военнослужащего, то действия виновного лица подлежат дополнительной квалификации по ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные причины возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков кроются в проблемах внешнего и внутреннего характера.

К основным внешним проблемам относятся факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое и общественно-политическое положение в стране:

замедление темпов роста экономики и сохранение высокого уровня инфляции, в том числе связанные с последствиями мирового финансового кризиса;

значительные масштабы коррупции и излишние административные барьеры;

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации населения;

недостаточность уровня правового сознания граждан и развития институтов гражданского общества.

Наряду с недостаточным уровнем ресурсного обеспечения системы МВД России к внутренним факторам относятся проблемы, связанные с недостаточной эффективностью деятельности подразделений полиции по:

раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против жизни, здоровья и собственности граждан;

противодействию коррупции и организованной преступности, пресечению преступлений экономической направленности тяжкой и особо тяжкой категории, совершенных в крупном или особо крупном размере, возмещению причиненного ими материального ущерба;

противодействию экстремизму, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности;

обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах и повышению оперативности реагирования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации;

снижению уровня криминализации подростковой среды;

профилактике правонарушений участковыми уполномоченными полиции;

созданию действенной системы обеспечения безопасности при подготовке и проведении значимых общественно-политических мероприятий;

повышению уровня готовности подразделений специального назначения и авиации к выполнению поставленных задач;

ужесточению контроля за легальным оборотом оружия и деятельностью частных охранных предприятий;

непрерывному сбору, обработке и передаче информации дежурными частями органов внутренних дел Российской Федерации, управлению имеющимися силами и средствами, приему и регистрации поступивших сообщений и заявлений о происшествиях и преступлениях, незамедлительному принятию мер реагирования по их пресечению и раскрытию, минимизации последствий чрезвычайных обстоятельств и происшествий, осуществлению разбирательства с задержанными и доставленными гражданами;

обеспечению правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса;

повышению качества непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уровня научного обеспечения их деятельности.

С большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий. Возможен рост числа особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организации, предприятия и частные домовладения граждан.

Можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.

При этом сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, а также количества их участников.

К характерным признакам начала массовых беспорядков следует отнести:

увеличение числа сообщений в полицию о нарушениях общественного порядка, носящих групповой характер;

столкновения и конфликты между группами граждан;

разрастание слухов и домыслов негативного характера;

появление неформальных лидеров и попытки с их стороны организовать сборища граждан;

возникновение инцидентов с работниками полиции, пребывающих на место происшествия;

заметное снижение активности в оказание помощи работникам полиции при выполнении ими своих обязанностей;

нападения на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 12967. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

УДК 342.951

И. Ф. САФАРЯНОВ, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

ТАКТИКА ПРЕСЕЧЕНИЯ ГРУППОВЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

TACTICS OF SUPPRESSION OF GROUP VIOLATIONS OF PUBLIC ORDER

AND MASS RIOTS

Аннотация. В статье рассматриваются такие понятия, как организация, тактика пресечения, документирование групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков и др. Исследуется тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

Ключевые слова: массовые беспорядки, тактика пресечения, групповые нарушения, общественный порядок.

<ч а а и и

s а о

0 «

У

а -с а

о

0 «

£ «

а s S

u «5

Keywords: riots, restraint tactics, group violations of public order.

Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий в соответствии с планом является оперативный штаб. Структурно оперативный штаб состоит из двух блоков: руководителя оперативного штаба и рабочей группы (аппарата). Основными задачами штаба являются: организация предупреждения массовых беспорядков; обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках; управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков; организация непосредственной работы по ликвидации последствий массовых беспорядков и др.

Результативность тактических действий ОВД зависит не только от количества задействованных сил, но и в значительной степени от их оснащенности необходимыми специальными

средствами, а также от умения сотрудников обоснованно и профессионально грамотно применять их в конкретных ситуациях .

Тактические способы действий можно условно разделить на контактные и бесконтактные.

Бесконтактные способы подразумевают влияние сил правопорядка на толпу на расстоянии — с помощью применения специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газов, мыльной пены, звукоусиливающих установок, воз-духо-струйных приборов, резиновых пуль и др.).

Положительной стороной бесконтактных способов является то, что прекращение массовых беспорядков достигается с минимальными потерями гражданского населения и сил правопорядка. Если при контактных спосо-

бах неизбежна рукопашная схватка, что приводит к возрастанию злости толпы, к телесным повреждениям, то неконтактные способы по сути «бескровны». Безусловно, в конкретных обстоятельствах необходимо использовать комбинацию приемов и способов в зависимости от сложившейся обстановки, характера и масштабов массовых беспорядков.

Если бесконтактный способ воздействия на участников беспорядка не привел к положительному итогу, то по решению руководителя мероприятия дается указание на применение мер по контактному воздействию на граждан. Отечественная практика идет по пути широкого применения контактных способов, главной сутью в которых является введение специализированных групп непосредственно в толпу с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для пресечения массовых беспорядков могут применяться следующие виды тактических приемов: оцепление, блокирование, рассечение и рассредоточение толпы, задержание зачинщиков и активных участников. Приемы осуществляются специально создаваемыми группами, каждая во главе со старшим выполняет свой тактический прием. Рассмотрим их более подробно.

1. Задача группы оцепления: образовать режимную зону в месте проведения массовых мероприятий с целью ограничения доступа в нее других участников и для обеспечения выявления и задержания организаторов и активных участников. Оцепление осуществляется нарядами органов внутренних дел, войсками с привлечением общественности, с использованием ограждений, канатов, барьеров, автомашин, указательных знаков и других технических средств.

2. Задачи группы блокирования: осуществление блокирования района операции и прекращение доступа в зо-

ну оцепления посторонних граждан и транспорта; отделение активных участников от остальной части толпы и последующее их блокирование.

3. Задача группы рассечения: разделить на отдельные группы для обеспечения задержания; применяется одновременно с блокированием и без блокирования. Образуется коридор для групп задержания.

4. Задача группы рассредоточения: разобщить участников массового нарушения общественного порядка и удалить их из определенного места.

5. Задача группы задержания: выявление, задержание и доставление в ОВД зачинщиков и активных участников групповых нарушений общественного порядка.

6. Задачи группы изъятия и прикрытия: изъятие из толпы зачинщиков и наиболее активных участников массовых беспорядков при проведении специальной операции; прикрытие

группы при оказании физического со>

противления со стороны участников

беспорядков. Для изъятия из толпы за- ^

чинщиков и активных нарушителей 3

порядка создаются группы изъятия. В а

них должны назначаться наиболее под- | готовленные в физическом отношении

сотрудники . Прикрывающие ¡^

после захвата субъекта обеспечивают ^

прикрытие группы, защищая от ударов |

камнями, палками и другими предме- ^

тами; пресекают попытки освобожде- |

ния захваченного, которого выводят за ^

группу рассредоточения и передают ^

группе конвоирования . |

После ликвидации групповых ^ нарушений общественного порядка и «а массовых беспорядков проводятся следующие мероприятия: сбор личного | состава после окончания операции, его | проверка, осмотр вооружения и специ- ^ альных средств; оцепление района про- ^ ведения операции для обеспечения ли- ^ квидации последствий массовых бес- а порядков; организация охраны общест- | венного порядка по усиленному вари- ^

анту патрульными группами; создание мобильных оперативных групп для воспрепятствования повторного сбора участников массовых беспорядков; организация оперативно-разыскных мероприятий и задержание участников массовых беспорядков.

Необходимо предусмотреть мероприятия по тщательному документированию действий нарушителей, для того чтобы, с одной стороны, избежать фактов необоснованного привлечения к ответственности, а с другой — обеспечить неотвратимость справедливого наказания виновных.

В этих целях наряду с традиционными методами документирования целесообразно применение технических средств (фото-, кино- и видеоза-писывающей аппаратуры), использование в качестве вещественных доказательств изымаемых у правонарушителей предметов атрибутики, плакатов, листовок и т. д. Эту работу осуществляет группа документирования .

При составлении протоколов § об административных правонарушени-^ ях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП | РФ, наряду с выполнением требований с^ ст. 28.2 КоАП РФ, необходимо отмене; тить, в чем конкретно (в какой форме) ^ выразилось нарушение порядка орга-| низации и проведения собраний, ми-^ тингов, уличных шествий и демонстра-| ций.

^ В рапортах сотрудников поли-

® ции, принимавших участие в охране | правопорядка, объяснениях свидетелей ^ и очевидцев, иных документах необхо-^а димо как можно подробнее расписать ^ ситуацию совершения правонаруше-| ния: отразить поэтапность развития со-^ бытий, примерное количество их уча-^ стников, содержание демонстрируемых ^ и скандируемых лозунгов, мероприятия ^ правоохранительных органов по пре-а дупреждению и пресечению данных § нарушений, порядок обращения с гра-

жданами, точное время их задержания и доставления в полицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также документирование противоправных действий осуществляется следственно-оперативной группой, она проводит необходимые следственные и разыскные действия: производит осмотр места происшествия, задержание, допросы, следственные эксперименты, обыски, освидетельствования.

Меры по задержанию правонарушителя при совершении групповых нарушений общественного порядка необходимо осуществлять стремительными и решительными действиями, для того чтобы не допустить возможность провоцирования остальных участников на активное противодействие нарядам полиции, на массовые беспорядки. С этой целью необходимо увести задержанных из зоны блокирования с соответствующим сопровождением в заранее отведенные для этого места (фильтрационные пункты).

Если обстановка складывается таким образом, что предпринимаемые сотрудниками полицией мероприятия по задержанию лидеров и активных участников массовых беспорядков связаны со значительными трудностями и способны спровоцировать массовое недовольство граждан, участвующих в беспорядках, привести к нежелательным результатам, то в этом случае достаточно довольно тщательно документировать их противоправные действия, а задержание и оформление материалов совершить несколько позже в наиболее спокойной обстановке.

Распространенной ошибкой сотрудника полиции при документировании административно-процессуальных действий является пренебрежение составлением протокола об административном задержании, предусмотренного ст. 27.4 КоАП РФ, которое рассматривается как ущемление прав и законных интересов граждан. Время начала административного задержания в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ начина-

ется с момента доставления нарушителя для составления протокола.

Наряду с задержанием существенную роль имеют вовремя и процессуально грамотно организованные личный досмотр нарушителей и досмотр их вещей и документов, ставшими орудием или непосредственным объектом правонарушения.

От правильности и своевременности проведения следственно-разыскных мероприятий и документирования противоправных действий организаторов и активных участников групповых нарушений общественного

порядка и массовых беспорядков зависит неотвратимость справедливого наказания виновных.

Таким образом, успех пресечения массовых беспорядков в решающей степени зависит от правильности быстрых и согласованных действий органов и подразделений внутренних дел во взаимодействии с иными силовыми структурами, что невозможно без предварительного планирования и практической отработки этих действий, без специальной подготовки привлекаемых сил и средств, а также без поддержания их в постоянной готовности.

* *

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшин Р. А. К вопросу о деятельности милиции Башкирии по реализации новой экономической политики // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 18.

3. Сафарянов И. Ф. Штраф как вид административного наказания // Евразийская адвокатура. 2016. № 4 (23). С. 99. ^

4. Официальный сайт Livejournal // URL: http://shadow-ru.livejournal.com/86717.html (дата обращения: 25.09.2016).

5. Васильев Ф. П. Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов

вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» М., 2014. С. 59. g

и £

Депутаты фракции ЛДПР разработали проект закона, отменяющего уголовное преследование за систематические нарушения на митингах. Об этом сообщает «Росбалт» со ссылкой на пресс-службу партии.

В 2014 году Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 212.1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Формулировка санкций статьи 212.1 по своему построению и составу близка конструкции части 1 статьи 213 «Хулиганство» УК РФ. При этом основанием для назначения судом наказания по статье «Хулиганство» являются нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Формальным же основанием для назначения наказания по статье 212.1 УК РФ является лишь факт неоднократного нарушения положений статьи 20.2 КоАП РФ, безотносительно к тому, кем — участником или организатором публичного мероприятия — эти нарушения допущены, отметили в ЛДПР.

«Очевидно, что формулировка статьи 212.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лица, которое уже понесло ответственность в порядке, установленном КоАП РФ. В статье 50 Конституции Российской Федерации содержится запрет повторного наказания за один проступок: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»», — отмечается в сообщении.

Моральные и политические издержки от введения статьи 212.1 УК, считают депутаты, подготовившие законопроект, «оказались недопустимо высоки для общества в целом и конкретных граждан в частности».

Законопроект будет внесен в Госдуму и направится также в Верховный суд РФ и правительство России для получения официальных отзывов.

Добавим, что авторы документа ссылаются на дело Ильдара Дадина. Он стал первым россиянином, получившим реальный срок по закону 2014 года, установившему уголовную ответственность за неоднократные нарушения правил публичного собрания. Он приговорен к трем годам лишения свободы, а в сентябре этого года его этапировали в колонию ИК-7 в карельской Сегеже. Спустя два месяца он рассказал о пытках в колонии, в частности, о подвешивании за наручники, раздевании догола и угрозах изнасиловать. В 2016 году Дадин, отбывающий наказание, обратился в Конституционный суд с просьбой признать статью 212.1 УК противоречащей основному закону страны. Решение КС по этому вопросу пока не оглашено. Пока Дадин отбывает наказание в колонии в Алтайском крае.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх