Неслужебные связи сотрудников уис лекция

19 июля 2018 года N 197-ФЗ

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 4. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 5. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы

Глава 2. Должности в уголовно-исполнительной системе. Специальные звания

Статья 6. Должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 7. Классификация должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 8. Специальные звания

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника

Статья 10. Сотрудник

Статья 11. Права сотрудника

Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

Статья 15. Ответственность сотрудника

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия

Глава 4. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 17. Право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятие по ним решений

Статья 20. Основания возникновения правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 21. Контракт

Статья 22. Виды и срок действия контракта

Статья 23. Содержание контракта

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 25. Замещение должностей в уголовно-исполнительной системе по конкурсу

Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе в период действия военного положения

Глава 5. Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 27. Назначение на должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 28. Присяга сотрудника уголовно-исполнительной системы

Статья 29. Должностная инструкция

Статья 30. Перевод сотрудника

Статья 31. Временное исполнение обязанностей

Статья 32. Прикомандирование сотрудника

Статья 33. Аттестация сотрудника

Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в уголовно-исполнительной системе. Совместительство

Статья 35. Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе в особых условиях

Статья 36. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в уголовно-исполнительной системе. Зачисление сотрудника в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы

Статья 37. Приостановление службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе

Статья 39. Персональные данные сотрудников, ведение кадрового учета сотрудников

Статья 40. Реестр сотрудников

Глава 6. Присвоение специальных званий

Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий

Статья 42. Сроки выслуги в специальных званиях

Статья 43. Присвоение первых и очередных специальных званий

Статья 44. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше

Статья 45. Приостановление присвоения очередного специального звания

Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную гражданскую службу или муниципальную службу

Глава 7. Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе

Статья 47. Служебная дисциплина

Статья 48. Меры поощрения

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

Статья 50. Дисциплинарные взыскания

Статья 51. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Статья 53. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения

Статья 54. Служебная проверка

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 55. Служебное время

Статья 56. Режим служебного времени

Статья 57. Время отдыха

Статья 58. Отпуска на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 59. Основной отпуск

Статья 60. Дополнительные отпуска

Статья 61. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска

Статья 62. Каникулярный отпуск

Статья 63. Отпуск по личным обстоятельствам

Статья 64. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы

Статья 65. Другие виды отпусков

Статья 66. Отзыв сотрудника из отпуска

Статья 67. Освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

Глава 9. Гарантии социальной защиты сотрудника

Статья 68. Денежное довольствие

Статья 69. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи

Статья 70. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 71. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника

Статья 72. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи

Глава 10. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в уголовно-исполнительной системе

Статья 73. Конфликт интересов в уголовно-исполнительной системе

Статья 74. Служебный спор в уголовно-исполнительной системе

Статья 75. Временное отстранение сотрудника от исполнения служебных обязанностей

Статья 76. Восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе

Глава 11. Формирование кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 77. Принципы и основные направления формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 78. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 79. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 80. Кадровый резерв для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 81. Кадровая работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Глава 12. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 82. Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 83. Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 84. Основания прекращения или расторжения контракта

Статья 85. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 86. Расторжение контракта по соглашению сторон

Статья 87. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника

Статья 88. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя

Статья 89. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия

Статья 90. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении

Статья 91. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 92. Порядок увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 93. Погребение и отдание почестей

Глава 13. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 94. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 95. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу

Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Глава 14. Заключительные положения

Статья 98. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Статья 99. Вступление в силу настоящего Федерального закона

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

А. В. СЕНАТОВ A. V. SENATOV

заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

А. А. ЧАИКОВСКИИ А. А. CTAJKOVSKIJ

доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

Профилактика неслужебных связей работников уголовно-исполнительной системы с осужденными:

криминологический и оперативно-розыскной аспекты

Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления профилактики неслужебных связей работников уголовно-исполнительной системы с осужденными. Анализируются причины и условия данного правонарушения и предлагаются оперативно-розыскные и иные меры для их устранения.

Ключевые слова: осужденный, неслужебная связь, оперативные подразделения, профилактика, уголовно-исполнительная система.

Key words: convicted, unofficialcommunication, operational units, prevention, criminal-executive system.

Неслужебная связь работников уголовно-исполнительной системы (УИС) с осужденными имеет высокую общественную опасность, так как оказывает негативное влияние на оперативную обстановку в учреждениях УИС и создает благоприятные условия для совершения преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Данное неправомерное поведение заключается в нарушении сотрудниками своих должностных обязанностей (предоставление незаконных льгот осужденным, исполнение их поручений, а также использование услуг их родственников или знакомых) из корыстной или иной заинтересованности и в зависимости от наступивших последствий может быть квалифицировано как преступление или дисциплинарный проступок.

Количество выявленных неслужебных связей работников УИС с осужденными остается достаточно большим. Согласно данным официальной статистики , в 2013 году было выявлено 185 случаев вступления работников УИС в неслужебные связи с лицами, находящимися в местах изоляции от общества, в 2014-м — 123, в 2015-м — 112, в 2016-м — 116. Казалось бы, можно сделать вывод о снижении количества рассматриваемых правонарушений, но, как показывает практика, даже один факт вступления работника УИС в неслужебные связи с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными может повлечь совершение тяжких и особо тяжких преступлений, поэтому их необходимо своевременно выявлять и предотвращать.

Снижение количества неслужебных связей достигнуто в результате эффективной работы подразделений собственной безопасности

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 26

nomer_4_2017.indd 26 +©} 28.03.2017 11:23:08

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ФСИН России, оказывающей предупредительный эффект на сотрудников УИС, а также на подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В настоящее время важным является вопрос об ответственности работников УИС за неслужебную связь с осужденными. С учетом противоправного характера действий (бездействия) и наступивших последствий сотрудник УИС, вступивший в неслужебную связь с осужденным, может быть привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности. Статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена ответственность за совершение должностным лицом общественно опасного деяния с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной заинтересованности, если в результате его совершения наступили последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо наступили тяжкие последствия. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы, ответственность за превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Кроме того, если должностное лицо получило лично или через посредника взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение противоправных действий в пользу взяткодателя, то данное общественно опасное деяние будет квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.

В 2016 году возбуждено 479 уголовных дел в отношении сотрудников УИС. По 182 из них вынесены обвинительные заключения .

В соответствии с действующим законодательством дисциплинарная ответственность сотрудников УИС наступает за нарушение ими служебной дисциплины. Согласно п. 18 приказа Минюста России от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» работ-

никам запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством. Альтернативная трактовка отношений, в которые законодатель запрещает вступать сотруднику УИС, дана в п. 14 приказа Минюста России от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» : «Сотрудникам и работникам категорически запрещается вступать с осужденными и их родственниками в отношения, не предусмотренные должностными обязанностями, пользоваться их услугами…».

В соответствии со ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации неслужебная связь сотрудников УИС с осужденными является нарушением служебной дисциплины, так как сотрудник совершает виновное действие, повлекшее за собой нарушение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также своих служебных обязанностей.

Можно сделать вывод, что ответственность работников УИС за вступление в неслужебную связь с осужденными закреплена в действующем законодательстве Российской Федерации, поэтому актуальной задачей является ее своевременное выявление и профилактика.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривается совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава УИС с осужденными. В Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы , основной целью профилактической работы обозначено недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий. Таким образом, профилактика правонарушений, в том числе и неслужебных связей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

Для того чтобы предложить конкретные меры профилактики неслужебных связей работников УИС с осужденными, необходимо рассмотреть условия и причины, способствующие их совершению.

Основными условиями, способствующими вступлению работников УИС в неслужебные связи, являются:

— профессиональные, существование которых определяется самим характером деятельно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2017

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

сти сотрудников. Не секрет, что наиболее часто в неслужебные связи вступают лица, непосредственно взаимодействующие с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (начальники отрядов, медицинские работники, младшие инспекторы отделов безопасности и т. д.);

— особенности психологической и психофизиологической среды, в которой находятся сотрудники УИС. Это и неврозы, и примитивная структура потребностей, и эмоциональная неустойчивость, и повышенная тревожность, и т. п., поэтому приоритетным направлением воспитательной работы с работниками УИС является формирование качеств психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных.

К причинам вступления работников УИС в неслужебную связь с осужденными необходимо отнести:

— отсутствие или недостаточный инструктаж лиц, поступающих на службу в УИС, о недопущении вступления в неслужебные связи с осужденными. При комплектовании штата кадровые службы, на наш взгляд, уделяют этому недостаточное внимание. Для устранения данного недостатка необходимо проводить более тщательный инструктаж поступающих на службу в УИС, а также разъяснять ответственность за данное нарушение служебной дисциплины и наступающие в связи с этим неблагоприятные последствия;

— недостатки в обучении и воспитании работников УИС. В соответствии с Положением об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (далее — Положение) обеспечение эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы, но и в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры. Результативность мер, направленных на воспитание работников УИС, достигается за счет индивидуального воздействия с учетом их уровня образования, возраста, опыта, пола, отношения к религии, национальных и других особенностей, нравственного, духовного и физического развития, соблюдения их законных прав. В целях воспитания и обучения вновь принятых работников УИС, формирования у них необходимых личностных качеств и навыков для успешного выполнения ими служебных обязанностей Положением установлен институт наставничества.

В Положении о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (приложение № 3 к приказу ФСИН России от 28.12.2010 № 555) среди основных направлений деятельности наставника не определено обучение именно взаимоотношениям работников УИС и осужденных, являющееся одной из форм профилактики неслужебных связей. Известно, что механизм вступления в неслужебные связи довольно прост и остается неизменным довольно продолжительное время;

— недостатки в осуществлении контроля руководителей УИС за своими подчиненными. Каждый руководитель должен владеть полной информацией об их работе, не пренебрегать личным общением с ними. Кроме того, руководитель должен располагать информацией о проблемах своих подчиненных с целью оказания им необходимой помощи.

Помимо этого, причиной неслужебных связей является корыстный мотив отдельных сотрудников, полагающих, что именно они смогут получить от осужденных материальные или иные блага без каких-либо дальнейших последствий. Однако, как показывает практика, нередко в адрес сотрудника УИС поступают угрозы о предании гласности факта правонарушения.

Таким образом, вступлению работников УИС в неслужебные связи и совершению предательства интересов службы способствует комплекс условий и причин, зависящих от особенностей личности каждого сотрудника, его профессиональной деятельности, в процессе которой постоянно существуют возможности для злоупотреблений, именно поэтому необходимо принятие профилактических мер по их устранению, в том числе и с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.

В соответствии с оперативно-розыскным и уголовно-исполнительным законодательством оперативные подразделения ФСИН России имеют наибольшие возможности для выявления, предупреждения и пресечения неслужебных связей работников УИС с осужденными. Именно они, имея в своем распоряжении силы и средства оперативно-розыскной деятельности, осуществляя оперативно-розыскные и иные мероприятия, могут своевременно выявлять условия и причины, способствующие данному правонарушению, а также устанавливать совершающих его лиц. Получая информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, оперативные подразделения в соот-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 28

пошег_4_2017.1п<И 28 +©} 28.03.2017 11:23:09

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ветствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях его предупреждения, пресечения и раскрытия.

Оперативным подразделениям следует осуществлять профилактику неслужебных связей по следующим основным направлениям:

— постоянное изучение и оценка оперативной обстановки на объектах оперативного обслуживания в целях адекватной расстановки сил и средств, а также их целенаправленного использования;

— своевременное выявление сотрудников, от которых можно ожидать вступления в неслужебные связи, и проведение с ними необходимой профилактической работы;

— своевременное выявление осужденных, имеющих намерения установить неслужебные связи, и пресечение их противоправной деятельности;

— пресечение каналов нелегального проникновения к осужденным запрещенных предметов;

— проведение служебных проверок по всем фактам данных правонарушений и доведение их результатов до всех сотрудников, работающих в учреждении или органе УИС, в котором они были выявлены.

Кроме того, для устранения условий и причин, способствующих вступлению сотрудников УИС в неслужебные связи, следует:

— активно привлекать сотрудников психологической службы. Например, в ГУФСИН России по Новосибирской области проводятся тренинги, в ходе которых рассматриваются организационно-правовые и социально-педагогические основы профилактики неслужебных связей, а также отрабатывается алгоритм действий сотрудника при попытке его склонения к предательству интересов службы. Подобные тренинги являются залогом повышения профессионализма, нравственности и укрепления традиций службы в УИС. Кроме того, в УФСИН России по Самарской области в рамках взаимодействия оперативного отдела и психологической службы проводится постоянная работа по профилактике неслужебных связей, в ходе которой выявляются лица, входящие в группу риска, составляется индивидуальный прогноз, планируются и проводятся индивидуальные профилактические беседы и лекции, выносятся письменные предостережения. При необходимости используются возможности полиграфа;

— назначать конкретных сотрудников, в обязанности которых входит проведение инструктажа лиц, поступающих на службу в УИС, о недопущении вступления в неслужебные связи с осужденными;

— постоянно осуществлять воспитательную работу в целях формирования профессиональных, компетентных, инициативных, высоконравственных работников УИС;

— активно использовать наглядную агитацию. Так, в УФСИН России по Самарской области в целях недопущения нарушения законности оформлена наглядная агитация предостерегающего характера об ответственности за вступление в неслужебные связи и пронос запрещенных предметов.

Комплексная реализация оперативными подразделениями ФСИН России данных направлений профилактики правонарушений позволит значительно сократить количество фактов вступления в неслужебную связь с осужденными и улучшит оперативную обстановку в учреждениях УИС. ^

1. Сведения о состоянии законности среди сотрудников УИС // Форма статистической отчетности ФСИН-7. Доступ из АИС «Статистика УИС».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.02.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 06.10.2006. № 311 // Российская газета. 2006. 18 октября.

5. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : пост. Верховного Совета Рос. Федерации от 23.12.1992 № 4202-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Российская газета. 2013. 5 июня.

8. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх