Нет пандуса для инвалидов

Вопрос :

Сейчас очень много изменений в законодательстве, связанных с обустройством пандусов для инвалидов на лестничных площадках МКД. В управлении нашей организации все дома прошлого века постройки, устройство пандуса на лестничных клетках противоречит пожарным нормам.

Что бы установить пандус или вертикальный подъемник, нужно ли заключение технической экспертизы и разработка проекта?

Ответ :

Проведение строительной экспертизы и изготовление проекта требуется в случае установки стационарного пандуса или вертикального подъемника.

Если планируется размещение откидного пандуса, проведение строительной экспертизы и изготовления проекта не требуется.

Для определения технической возможности оборудования многоквартирного дома пандусом либо подъемной платформой необходимо провести обследование многоквартирного дома на предмет возможности такой установки и выбора подходящей конструкции.

В соответствии с нормами законодательства инвалидам должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к жилым помещениям (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ)).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее — СП 59.13330.2016).

При этом проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения (п. 4.5 СП 59.13330.2016), находящихся в здании.

В случаях, когда объекты недвижимости невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками должны быть приняты меры по обеспечению минимальных потребностей инвалидов. Такие меры разрабатываются по согласованию общественным объединением инвалидов (абзац одиннадцатый ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ).

В отношении МКД, находящегося в управлении управляющей организации, на нее ложится функция по обеспечению доступности помещений МКД для инвалидов (ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ)).

Для определения возможности приспособления общедомового имущества для нужд инвалидов должна быть проведено его обследование.

Обследование общего имущества в многоквартирных домах (далее — МКД), в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов осуществляется муниципальной комиссией (п. 6 Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (далее — Правила)).

Результаты обследования оформляются актом обследования жилого помещения инвалида (п. 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической с целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17, 18 — 20 Правил).

Таким образом, перед выполнением работ по монтажу следует провести обследование помещений МКД на предмет технической возможности и экономической целесообразности установки пандуса, либо подъемной платформы.

Если муниципальной комиссией было установлено, что в МКД возможна установка стационарного пандуса или подъемника, то работы по их установке будут относится к реконструкции здания (п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее -ГрК РФ).

Для проведения реконструкции МКД необходимо получить разрешение органа местного самоуправления на проведение работ (ч. 6, 7 ст. 51 ГрК РФ).

В состав документов, необходимых для получения разрешения на реконструкцию входят (п. 3, 4, 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) :

— архитектурное решения (проект размещения пандуса);

— решение муниципальной комиссии, содержащее перечень мероприятий по обеспечению доступности МКД для маломобильных групп населения;

б) положительное заключение экспертизы проектной документации;

в) согласие собственников помещений в МКД на установку стационарного пандуса.

В то же время, если установка пандуса производится без привлечения денежных средств собственников, то для его установки решения общего собрания не требуется (ч. 4.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, при обустройстве стационарного пандуса или подъемника для маломобильных групп населения, необходимо :

— подготовить проектную документацию;

— произвести ее экспертизу;

— согласовать выполнение работ по монтажу с органом местного самоуправления.

Если в МКД планируется установка откидных пандусов, специального разрешения на их установку не требуется, поскольку законом выдача такого разрешения не предусмотрена.

Уклон пандуса по СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» и СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
В вышеуказанных документах есть разночтения по стандартной: в СНиП 35-01-2001 допустимый уклон пандуса составляет 1:12 (или 8%), а

Продольный уклон подъема пандусов для МГН

СП 35-101-2001

СП 59.13330.2016

5.1.15 Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-20011,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-20011,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса,

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах ±0,03 м.

6.1.2. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

8.6.7 Для подъема на сцену кроме лестниц должны быть предусмотрены стационарный или инвентарный пандус или подъемное устройство. Ширина пандуса между поручнями должна быть не менее 0,9 м с уклоном 1:12 (8%) и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы, ведущие на сцену, должны иметь с одной стороны ограждения с двойными поручнями на высоте 0,7-0,9 м.

Приказ Минстроя об изменении к СП 59.13330.2012, новые требования к углу уклона пандусов
21 октября 2015 г. вышел приказ Минстроя России об утверждении изменений в СП 59.13330.2016. В соответствии с изменениями угол уклона пандуса на реконструируемых и приспосабливаемых сооружениях допускается в пределах от 1:20 до 1:12.

Приказ Минстроя России №750/пр от 21 октября 2015 г. «Об утверждении изменения №1 к СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Изменение №1 к своду правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с изменением
1. «При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м.»
2. «При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений уклон пандуса принимается в интервале от 1:20 (5%) до 1:12 (8%)».
Изменение введено в действие 26 октября 2015 г.

Пандусы необходимы, чтобы обеспечить инвалидам, в том числе передвигающимся на колясках, доступ в здания наравне со здоровыми людьми, возможность пользоваться всеми услугами, не испытывая ограничений. Согласно нормам, здание должно иметь по меньшей мере один вход, приспособленный для людей с ограниченными возможностями.

Нормативные документы

Правила установки пандусов для инвалидов в общественных и жилых зданиях, их внешний вид, длина, ширина регулируются следующими документами.

СНиП 35-01-2001

Это нормативный документ 2001 года, который в 2012 году был заменен более актуальной версией, но не утратил силу. Этот СНиП регламентирует доступность зданий для людей с ограничениями в подвижности.

Согласно этому нормативу, для движения инвалидных колясок угол наклона должен быть не более 5%, а при спуске с тротуара на пешеходный переход разница высот не должна превышать 4 см. Если спуски, лестницы и другие элементы зданий не отвечают этим требованиям, необходима установка пандусов.

Пандусы должны изготавливаться из негорючих материалов, их делают прямыми за исключением случаев, когда это невозможно, тогда допускаются винтовые конструкции. Перед наклонными спусками пол окрашивают контрастной краской или делают рифленым на расстоянии 60 см.

Чтобы колеса колясок не могли соскользнуть, наклонные спуски оборудуются бортиками высотой 5 см или ограждениями.

Подъем (один марш) должен быть не больше 80 см в высоту с углом наклона не больше 8%. Если перепад высот небольшой (не более 20 см), то разрешен уклон до 10%.

Если подразумевается одностороннее движение, то ширина пандуса должна быть более 1 м (рекомендуется 1,5 м).

СП 59.13330.2012

Этот документ (свод правил) — редакция или более актуальная версия упомянутого выше СНиПа. В нем указаны несколько другие нормативы, например, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если необходимо подниматься на большую высоту, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

Также согласно этому документу, в некоторых случаях угол наклона может быть больше:

  • для временных сооружений и объектов, а также пандусов в общественных зданиях, уклон может быть до 1:12 (8%), если перепад высот не превышает 50 см, а длина наклонного спуска не более 6 м;
  • 1:10 (10%), если перепад высот не более 20 см.

Перепад высот считается между горизонтальными площадками.

В этим СП также оговариваются пандусы на пешеходных наземных, подземных и надземных переходах. На наземных переходах по обеим сторонам должны быть оборудованы бордюрные пандусы. Надземные и подземные переходы тоже должны быть снабжены пандусами. Поверхность пандусов покрывают нескользящими материалами.

Пандусы и лестницы должны иметь удобные поручни, расстояние между которыми — 0,9-1 м. По обеим сторонам пандусов для инвалидов делаются ограждения на высоте 85-92 см и 70 см. Также на промежуточных площадках и на съездах должны быть предусмотрены колесоотбойные устройства, их высота должна быть равна 0,1 м.

На концах конструкций делают горизонтальные площадки. Их ширина должна составлять минимум 150*150 см. На участках с интенсивным движением нужна площадка большего размера — 210*210 см.

Наклонные спуски для колясок маркируют текстурой или яркими цветом, выделяя их начало и конец. Там, где угол наклона поверхности меняется, на уровне земли предусматривают источник света яркостью 100 лк.

Что касается пандусов для инвалидов в общественных зданиях, то к ним предъявляются такие же требования по габаритам. Через каждые 8-9 м делают горизонтальные площадки, они необходимы также, если меняется направление движения. Эти площадки делают размером не меньше 1,5 м по направлению движения при прямом варианте пандуса и 2 м — при винтовом.

Пандусы должны быть снабжены поручнями, выступающими за пределы наклонного спуска на 0,3 м. Поручни делают округлыми, толщиной 4-6 см, с безопасными завершениями. От поручня до гладкой стены должно быть минимум 4,5 см, до шероховатой — 6 см. На внешних относительно марша или верхних поверхностях перил располагают рельефные знаки, предупреждающие об окончании поручня.

ГОСТ Р 51261-99

Этот норматив был принят в 1999 году, в нем регламентируются опорные устройства для инвалидов в общественных и жилых зданиях и на транспорте. В нем перечисляются типы этих устройств и описываются требования к ним.

Согласно этому документу, на пандусах для инвалидов, передвигающихся на колясках, предусматривают поручни. Они необходимы, если имеется подъем высотой больше 150 мм или проекция марша больше 180 см.

Также в начале и конце наклонного спуска предусматривают горизонтальные площадки протяженностью не менее 30 см.

Как понимать обозначения в нормативах? Перепад высот 1:20 — это отношение высоты подъема к его проекции, как на рисунке. Он может быть выражен и в процентах, тогда уклон равен 5%. Угол наклона задают и в градусах, но на практике это неудобно. Чаще пользуются первыми двумя способами.

Пандусы могут быть:

Стационарные конструкции могут быть фиксированными, то есть неразборными. Обычно они расположены снаружи общественных и жилых зданий и встроены в лестницу.

Также есть откидные варианты, обычно их ставят в подъездах. Они прикреплены к стене и раскладываются в случае необходимости. В сложенном виде такой пандус удерживается металлической защелкой.

В общественном транспорте можно встретить выдвижные модели. Современные пандусы такого типа оборудованы автоматической системой раскладывания и складывания, чтобы воспользоваться ими, достаточно нажать на кнопку.

Съемные версии также могут быть устроены по-разному. Это

  • телескопические — их можно регулировать по длине, но такие варианты громоздки, их трудно раскладывать и собирать в одиночку;
  • рамповые — более мобильные разновидности, их разложить легче, они компактны и весят немного;
  • ролл-пандусы — их можно скатывать в рулон, легко возить в автомобиле.

Требования к конструкциям

Входная площадка

Согласно требованиям, пандусы оборудуются горизонтальными входными площадками определенного размера. В СП 30-102-99 описываются ее параметры:

  • ширина – не менее 185 см;
  • глубина – 1,4 м в случае дверей, которые открываются внутрь дома, и 1,5 м для открывающихся наружу;
  • площадка для поворота инвалидной коляски – не менее 220 см в ширину.

Еще один нормативный документ — СП 59.13330.2012 — предъявляет другие требования к входной площадке по ее размеру и оборудованию:

  • над площадкой должен быть сделан навес;
  • зимой при наличии такой возможности следует устроить подогрев площадки;
  • если дверь открывается наружу, то площадка должна иметь габариты не менее 140*200 или 150*185 см;
  • площадку делают размером не меньше 220*220 см.

Размеры

Пандусы для инвалидов необходимо устанавливать при разнице высоты больше 1,5 см. По требованиям наклонные спуски для колясок оборудуются на всех лестницах. Если высота составляет более 3 м, вместо пандусов для передвижения инвалидов делают подъемные устройства.

Высота марша пандуса делается не больше 0,8 м. По краю конструкции устанавливают бортик высотой 5 см или металлическую трубку на высоте 10-15 см. Если по пандусу предполагается одностороннее движение, то его ширина должна быть от 1,5 м, а если двухстороннее — от 1,8 м (оптимальная ширина — 2 м).

Уклон

Согласно нормативам, уклон пандуса для инвалидов не должен быть более 10%, в отдельных случаях — до 15-18%. Продольный уклон (как показано на рисунке) не должен превышать 10 градусов. На лестницы пандусы не устанавливают — взобраться по такой «горке» будет невозможно.

Двухколейные варианты удобны только там, где ими пользуется один человек, например, в частном доме. В общественных зданиях, где должна иметь возможность пройти любая коляска, делают сплошные наклонные спуски. Если посередине нужно сделать ступеньки для подъема человека, который помогает инвалиду, то колеи большой ширины, так как у разных моделей колясок разные расстояния между колесами.

Размеры конструкции легко посчитать с помощью теоремы Пифагора. Если известен перепад высот H и длина проекции наклонного спуска L, то находим длину самого пандуса как квадратный корень из H^2+L^2. Найдя длину пандуса, можно понять, нужно ли для него делать горизонтальные площадки.

Правила установки

Для установки пандуса в жилых домах согласие жильцов не требуется. Каждый человек с ограниченными возможностями имеет право на более безопасное и доступное пространство.

Нельзя устанавливать другие объекты, такие как рекламные щиты, так, чтобы они перекрывали вход на пандус для инвалидов.

Если пандус устанавливают в доме, то он не должен начинаться сразу же от входной двери квартиры. Между ним и дверью делается быть горизонтальная площадка.

Не всегда есть возможность установить в общественных местах и жилых домах пандусы согласно нормативам. Тогда приходится делать их с нарушением правил, однако минимальные требования к проектированию необходимо соблюдать:

  • ширина — не менее 85-90 см;
  • должны иметься поручни и ограждения;
  • допускается уклон 5%, максимальный 18% (разрешается только при отсутствии возможности сделать меньший уклон);
  • максимальная длина марша при уклоне, превышающем 10% – 7 м.

Поручни устанавливают с внутренней стороны марша. Они должны быть непрерывными на каждом участке пути.

Кнопки вызова

Если нет возможности установить стационарную конструкцию, пользуются складными версиями. Тогда в общественных зданиях устанавливают кнопки, с помощью которых можно вызвать сотрудника, чтобы он разложил пандус и помог инвалиду попасть в здание или выйти из него.

К этим кнопкам также есть определенные требования:

  • располагают их на высоте 85-100 см;
  • от выступающих частей крыльца или лестницы должно быть не менее 40 см;
  • размещают таким образом, чтобы человек на коляске был виден из здания;
  • покрывают защитным антивандальным кожухом;
  • маркируют пиктограммой «Инвалид»;
  • рабочее напряжение – 220 В.

Ответственность за неправильную установку

Согласно законодательству, за неправильную установку пандусов и отсутствие безбарьерного доступа для инвалидов должностные и юридические лица несут ответственность.

Если при установке нарушены нормативные требования, конструкции демонтируют.

На должностные лица, не обеспечившие доступ для маломобильных групп населения в общественные здания, налагается штраф до 3000 рублей.

Юридические лица выплачивают штраф от 20 до 30 тыс. рублей.

За некачественно оказанную услугу по обеспечению безбарьерного доступа следует штраф до 50000 рублей.

С помощью пандусов и других конструкций можно обеспечить маломобильным людям возможность комфортно пользоваться жилыми и общественными зданиями. На установку таких конструкций существуют определенные нормы, описанные в СНиПах, ГОСТах и других документах.

Фото: Татьяна Гоцуленко 28 июля 2017 Человек с ограниченными возможностями проживает на третьем этаже многоквартирного дома. Ранее в доме пандуса не было, собственники помещений многоквартирного дома решения об установке пандуса не принимали. Какими документами это должно быть оформлено?

На вопрос отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса. Ответ прошел контроль качества

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.

Из содержания приведенной нормы следует, что обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. Однако, по нашему мнению, соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. Управляющие организации к таковым не относятся, поскольку общее имущество многоквартирного дома им не принадлежит.

Как следует из положений п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п.п. 2, 5, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, работы, связанные с воздействием на общее имущество собственников многоквартирного дома, должны производиться по решению и с согласия всех собственников жилого дома. Принятие решений по вопросам реконструкции многоквартирного дома, к которым относится установка пандуса в подъезде, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Причем такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). А потому управляющая компания не вправе самостоятельно, без получения на это согласия собственников, за их счет выполнять такую реконструкцию.

Как сторона по договору управления многоквартирным домом, управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, включая доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Однако обеспечение доступности пользования помещениями не означает, что на управляющую организацию возлагается обязанность по обустройству пандусов за счет денежных средств собственников помещений многоквартирного дома в отсутствие их волеизъявления или за свой счет. Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, фиксируется в договоре управления многоквартирным домом при его заключении (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Соответственно, если собственники не включили в договор управления работы по устройству пандусов, то управляющая организация не обязана их выполнять.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее — Перечень). В отношении каждого многоквартирного дома перечень работ и услуг определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного в целях обеспечения условий доступности для инвалидов помещений многоквартирного дома (пп. «а» п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). При этом в Перечне обязанность сооружения пандусов для маломобильных групп населения не предусмотрена. В частности, в п. 29 Перечня установлена лишь обязанность проверки состояния и при необходимости выполнения работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома. То есть управляющая организация должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана сооружать его вновь за свой счет.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 13.10.2014 по делу № 33-9155, решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 16.12.2015 по делу № 2-2339/2015, решение Домодедовского городского суда Московской области по делу № 2-552/2015 (Извлечение), решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 09.09.2015 по делу № 12-1255/2015, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 10.10.2013 (Извлечение), решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23.06.2015 по делу № 2-2897/2015.

Кроме того, Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) была дополнена ч. 5.1, в силу которой с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. На этом основании мы считаем, что в отсутствие решения собственников многоквартирного дома именно органы публичной власти, местного самоуправления должны изыскивать возможности по созданию условий для реализации гражданами-инвалидами своего права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. А деятельность управляющей компании связана исключительно с управлением и эксплуатацией многоквартирного дома, управляющая компания действует от имени собственников помещений и лишь в пределах финансирования, собираемого с собственников жилья на строго определенные цели.

В определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

К сведению:

Справедливости ради отметим, что отдельные суды придерживаются иного мнения, полагая, что дополнительные меры социальных гарантий для инвалидов, в том числе право на доступ к жилым помещениям, иным объектам социальной инфраструктуры, прямо предусмотрены законом. Поскольку без обустройства специализированных устройств передвижение такого гражданина невозможно, управляющая организация обязана выполнить соответствующие работы даже в отсутствие решения собрания собственников помещений многоквартирного дома (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 33-17320/2015).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ИКК «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»

Телефон: (812) 320-21-51

Пандусы – это специальные дорожки, которые служат для соединения поверхностей разной высоты. Они предназначены для облегчения подъёма и спуска людей в инвалидных креслах и перемещения детских колясок. Их располагают под небольшим углом к основной горизонтальной площадке, чтобы движение как вверх, так и вниз, было достаточно комфортным.

Стоимость и порядок заказа смотрите на странице Пандусы →

Конструктивно пандус состоит из трёх частей:

  1. — горизонтальная зона в нижней части;
  2. — наклонная аппарель;
  3. — горизонтальная зона в верхней части.

Рампы для инвалидов часто устанавливаются на различных объектах общественного пользования (подземные переходы, больницы, магазины) и в жилых домах. Причём это касается не только возводимых зданий, но и существующих построек. Действующие строительные стандарты предусматривают принципы «универсального проекта» и «разумного приспособления» ­– то есть гарантируют инвалидам равные условия жизнедеятельности с другими гражданами.

Установка пандусов проводится согласно определённым правилам (ГОСТ и СНиП). Так, угол наклона рампы, дублирующей лестницу, не может быть более 5% при длине марша в пределах 9 метров. Если протяжённость лестницы превышает это расстояние, то в конструкции обязательно наличие горизонтальной поверхности длиной от 1,5 метров через каждые 8-9 метров спуска. Уклон винтовых пандусов может достигать 8% при подъёме на высоту до полуметра. Однако если разность высот более 0,8 метра, то максимальный угол наклона должен быть равен 5%.

Помимо правил, касающихся величины уклона, протяжённости и высоты подъёма, есть требования, которые оговаривают размеры горизонтальных площадок с обеих сторон наклонной поверхности.

Они нужны, чтобы обеспечивать удобный подъезд и спуск инвалидного кресла или коляски.

Габариты площадок должны быть достаточными для разворота и стабильного размещения коляски. Если начало или конец наклонной дорожки расположены слишком близко от какого-либо препятствия, то пользование ею будет затруднено. Рекомендуемые минимальные размеры свободных зон 1,5×1,5 метра.

На удобство использования пандуса влияет также и его конструкция. Например, ступени на входах в здания нередко оборудуют металлическими швеллерами. Даже если их длина и уклон соответствуют нормам, люди в инвалидных креслах будут не в состоянии ими воспользоваться. Причина в том, что передние колёса кресел некоторых моделей не находятся в одной плоскости с задними. Передние колёса монтируют ближе к продольной оси, в то время как задние располагаются гораздо шире. Таким образом, по пандусу из двух швеллеров можно катить только детскую коляску. Для специальных инвалидных кресел необходимы широкие цельные аппарели.

Ширина пандусов по СНиП

Ширина пандусов – параметр, который закладывается на стадии проектирования конструкции. Минимально допустимое значение, указанное в СНиП о доступности зданий для маломобильных групп населения, – 90 см. Этой ширины достаточно для движения одного инвалидного кресла при наличии поручней по обеим сторонам дорожки. Уклон поверхности не может превышать 8%.

Для примера изображен пандус с шириной в свету 1000 мм. Однако, определяется она разными способами. Расстояние между ограждающими бортиками – 1000 мм, а между поручнями – 960 мм. Полный габарит при этом составляет 1000 мм.

Если требуется дорожка для одновременного проезда в обе стороны, то она должна быть не уже 1,8 м. При этом инвалид может пользоваться поручнем только с одной стороны, поэтому допустимый уклон поверхности составляет 5-6%. В случае если ширина пандусов превышает 2 метра, рекомендуется размещать поручни как по бокам, так и в центре дорожки.

Ограждающий бортик

Ограждающий бортик – это необходимый элемент пандуса, который предотвращает соскальзывание колёс во время подъёма и спуска. Бортик располагается на всей протяжённости дорожки с внешней стороны. Минимально допустимая высота, которая указана в действующих строительных нормативах, составляет 50 мм.

Данный элемент может являться дополнением к конструкции. В этом случае используют металлические полосы или трубы небольшого диаметра, которые монтируют на высоте 50-70 мм от основной поверхности.

На рисунке изображён поперечный разрез пандуса с ограждающим бортиком, когда ни одна из сторон не граничит со стеной.

Установка бортиков

Установка бортиков необходима, если дорожка для проезда инвалидного кресла не оборудована ими изначально. Продольные борта значительно повышают безопасность пользования пандусом как съёмного, так и несъёмного типа.

Установка бортиков обычно заключается в приваривании металлического профиля (полоса, пруток, круглая труба) к ограждающим стойкам на небольшом расстоянии от полотна пандуса.

Второй вариант монтажа – крепление квадратной или прямоугольной стальной трубы непосредственно на опорной поверхности при помощи болтов. В этом случае нужно убедиться, что высота трубы соответствует нормам. Оба варианта подходят как для бетонных, так и для металлических пандусов. Конкретный способ следует выбирать исходя из удобства проведения работ.

Проектирование лестничной площадки с аппарелью для инвалидных кресел предполагает увеличение площади свободной зоны в соответствии со взаимным расположением дверей и пандуса.

В качестве примера, на схеме изображён пандус, примыкающий к боковой, относительно входа, стене. Чтобы проехать дальше, человеку в коляске нужно первым делом обогнуть дверь. Для облегчения данного манёвра глубину площадки необходимо увеличить на 30-50 сантиметров. Желательно, чтобы направление открывания двери было противоположно положению пандуса. Это гарантирует инвалиду лёгкий и удобный проезд.

Модели пандусов от производителя 13 500 руб. 13 500 руб. 13 500 руб. 13 500 руб. Также по этой теме:

Наталья Орлова Вопрос-ответ 10 Февраля 2020

В нашем доме крайне необходимо установить пандус для детских колясок. Да и для сумок на колесах он пригодился бы. Но обращаться с такой просьбой в управляющую компанию как-то страшновато. Есть у нас такие соседи, которые наверняка будут против: узнают имя инициатора и продемонстрирует ему всю свою агрессию. Поэтому я считаю, что инициативу должна взять на себя сама управляющая компания, чтобы пандус не рассорил нас. Понимаю, что я хочу переложить на наш ЖКС свою головную боль. Но страх перед скандалом велик. Наталья К. Кировский район

Фото: / Didgeman

От редакции. Установка пандусов — давно уже обязанность управляющих компаний. А именно — с 2016 года. Тогда в закон о соцзащите инвалидов (№ 181-ФЗ от 24.11.1995 с последующими изменениями) вписали, что «организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома». Беспрепятственный доступ — это, в частности, пандус.

Существует СНиП 35-01-2001, утвержденный Минстроем в 2016 году, в котором тема пандусов продолжена, усилена и углублена. Правда, технические требования к таким устройствам (как, увы, и многие другие требования) практически неприменимы к старым домам. К таковым можно отнести все жилые здания, построенные до 2000-х годов. В них не соблюдены необходимые по СНиПу условия: по габаритам лестниц и самих парадных, по ширине и высоте дверных проемов, по углу наклона лестничных пролетов… В общем, сплошное нарушение. Неустранимое.

Но если управляющая компания не обеспечит требования закона, она может получить соответствующее предписание либо от жилищной инспекции, либо от районной администрации. А то и от самой прокуратуры (та тоже любит проверять жилищников).

Российские умельцы придумали такую штуку, как откидной пандус. Снизу он намертво крепится к стене на двух петлях. А сверху держится за счет простейшей щеколды. В поднятом состоянии места не занимает, откидывается легко: нужно лишь сдвинуть щеколду и опустить конструкцию на лестницу. Потом спустить коляску вниз к входной двери, поднять пандус, защелкнуть щеколду. Все.

Правда, хорошо бы побеспокоиться о соседях и сохранности конструкции: не хлопать пандусом о ступени, а аккуратно класть его. В этом случае есть надежда, что агрессивные соседи сменят гнев на милость.

Важный вопрос — за чей счет следует устанавливать оборудование для маломобильных граждан? На сей счет нет никакого отдельного правового акта. И нигде не сказано, что за установку пандусов платят сами мамы с колясками, или инвалиды, или путешествующие с огромными чемоданами на колесах. Или что со всех жителей нужно собирать отдельную плату.

Имеются информационные письма городского комитета по тарифам, в которых он периодически приводит расшифровку жилищных платежей. И прежде всего подробно расписывает, на что конкретно идут платежи «за содержание общего имущества многоквартирного дома».

В недрах именно этого платежа сокрыты деньги на обеспечение «доступности пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения».

Ныне содержание общего имущества обходится в 12,87 руб. за кв. м. В этой сумме заложены 52 копейки с кв. м на сооружение пандусов и прочих элементов доступной среды. Так что все уже оплачено.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6621) от 10.02.2020 под заголовком «Пандус подан!».

Поделиться

Материалы рубрики

25 Сентября, 13:16

Последний корпус проблемного ЖК в Приморском районе введут в эксплуатацию

Лидский активист-колясочник Саша Авдевич в ответ на предложение установить пандус у входа в кафе получил от владельца заведения занимательный ответ.

Он обратил внимание на кафе «Биг Смак» в Лиде: заведение ему нравится, но без посторонней помощи внутрь попасть сложно: ступенька высокая, пандуса нет.

Александр обратился к руководству кафе и получил ответ от индивидуального предпринимателя Андрея Гуриновича.

На первой странице тот расписывает, какие документы регламентируют обустройство пандусов, и сетует: «Данное обстоятельство предполагает в отношении меня, как собственника небольшого бизнеса, изыскать дополнительное личное время и внутренние организационные силы для того, чтобы принять управленческое решение».

На второй странице Андрей Гуринович объясняет, почему пандус он строить не собирается: нет времени, нет сил, не готов в моральном и финансовом аспектах. Кроме того, финансовая помощь от третьих лиц налагает новые обязательства.

«К сожалению, на сегодняшний день, я не готов возложить на себя обязательства по принятию вышеуказанных решений и действий, так как не обладаю дополнительным личным временем и внутренними организационными силами, в том числе по причине моего статуса в качестве индивидуального предпринимателя Вместе с тем, в моральном и финансовом аспекте, я физически не готов и не имею материально-технической возможности для возложения на себя обязательств по организации вышеизложенных экономических мероприятий, направленных на установку пандуса в кафе».

Александр Авдевич отмечает, что, согласно строительным нормам, действующим много лет, пандусы все же должны обустраиваться. «Почему обязательно должен произойти какой-то пи***ц, чтобы кто-то просто купил два мешка цемента?», — задается вопросом он.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх