Незаконнорожденный ребенок

Незаконнорожденные ממזרים‎ — так называются дети, происшедшие от незаконного брака. В основе института Н. лежит та мысль, что дети, появление которых на свет связано с преступлением или правонарушением, не могут считаться полноправными членами семьи и общества, что пятно родительского греха в той или иной мере ложится и на них. В зависимости от изменения во взгляде на незаконные половые связи колебался в истории народов и взгляд на Н. — Чем строже народы относились к проявлениям половой безнравственности, тем хуже было положение Н. Как этика иудаизма, так и еврейское право относятся в высшей степени сурово к малейшим нарушениям правил половой нравственности. Почти все преступления в этой области караются смертной казнью, либо «каретом» (см.); постановления об этом предмете дышат негодованием (ср. Левит, 18 и 20). Воззрения позднейших библейских книг, равно как и Талмуда и средневековой эпохи, еще более углубляют и усиливают Моисеевы законы. Если принять во внимание обычное в библейское время многоженство и отсутствие в Библии запрещения сожительствовать с незамужней, характерными для мировоззрения иудаизма являются слова Иова (31, 1): «Договор заключил я с глазами моими, чтобы не заглядывал я на девицу». Несмотря, однако, на столь строгую половую мораль, еврейство всегда относилось к Н. в высшей степени мягко. Еврейское право сумело сочетать строгое отношение к нарушителям половой морали с гуманным отношением к ни в чем не повинным детям. Это выразилось как в ограничении числа лиц, признаваемых Н., так и в правовом положении этих лиц. В Библии имеется только одно постановление, касающееся Н. Оно гласит: «Мамзер не может войти в общину Господню и десятое поколение его не может войти в общину Господню» (Второз., 23, 3). На основании контекста, традицией под «мамзером» понимается дитя, происшедшее от кровосмешения, и только этот вид Н. ограничен в правовом отношении, и ограничение это, согласно традиции, состоит только в воспрещении вступать в брак с евреем чистого происхождения. Несмотря на многочисленные разногласия по вопросу о том, какие именно противозаконные сожительства имеют своим последствием мамзера, одно всегда было вне сомнений: дети внебрачные в современном смысле этого слова, т. е. рожденные незамужней женщиной в свободной связи, не признаются «мамзерами» и ни в каких правах не ограничены. Объясняется это тем, что хотя проституция, как институт, запрещается законом (Второз., 23, 18), однако внебрачная связь с незамужней только порицается этически, но прямо законом не воспрещена. Первую контроверзу об объеме понятия «мамзер» мы находим уже в Мишне (Иебам., 49а). Рабби Акиба признает, что во всех случаях, когда связь между отцом и матерью данного ребенка представляла собой правонарушение, ребенок должен быть признан мамзером. Его оппонент, Рабби Иошуа бен-Ханания, считал мамзерами только лиц, происшедших от связи, воспрещенной законом под угрозой смертной казни. Среднюю позицию в этом споре занял Рабби Симон Темани. По его мнению, «мамзер» тот, кто произошел от связи либо караемой смертной казнью, либо «каретом» (см.); если же такой кары нет, то дети считаются вполне чистого происхождения. Последнее мнение принято к руководству (Кидуш., 66б). Нужно только заметить, что хотя сожительство с женщиной в период менструации карается «каретом», однако дети от такого сожительства не считаются «мамзерами» (Киддуш., 68а). Мамзерами являются только дети, происшедшие от кровосмешения или прелюбодеяния (сожительства с чужой женой). Позже много споров возбуждал в Талмуде вопрос о детях от смешанных браков, т. е. от отца-язычника или раба и матери-еврейки. Из текста Зехар., 9, 6 некоторые законоучители заключают, что и такие дети назывались мамзерами; другие, не признавая таких лиц юридически мамзерами, однако же считали неприличным вступление в брак с ними (לא פּסול אלא מזוהם‎); третьи, наконец, считали их вполне равноправными с прочими евреями (однако брак священников-ааронидов с ними запрещался). Это последнее мнение и принято к руководству (Иерушалми Киддуш., III, 14, 15). Таким образом, для признания ребенка мамзером необходима наличность прелюбодеяния или кровосмешения. Дети, рожденные в браке, считаются законными, даже если известно развратное поведение матери, ибо предполагается, что сожительство с мужем носило более постоянный характер. Муж вправе признать ребенка не своим, т. е. мамзером; признав же его своим, он больше не вправе порочить его рождение. Также после вступления сына в брак он не может заявить, что он мамзер (его заявлению не придается веры). Дети незамужней женщины, если неизвестен их отец, считаются сомнительными мамзерами, так как тут могло иметь место кровосмешение либо сожительство с мамзером. Однако если мать указывает отца, ее показания достаточно, чтобы признать ребенка законнорожденным. Относительно найденышей существуют следующие правила. Если по обстановке видно, что бросившие ребенка мало-мальски заботились о нем и, следовательно, отдали его не на голодную смерть, а надеялись, что ребенок будет другими найден и воспитан, то такой ребенок признается вполне законным. Если же обстановка показывает, что бросившие ребенка нисколько о нем не заботились и обрекли его на голодную смерть, то такой ребенок считался найденышем в собственном смысле, אסופי‎, и признавался сомнительным мамзером (ספק ממזר‎). Правовые ограничения мамзера лежат исключительно в сфере брачного права. Мамзер не может жениться на еврейке чистого происхождения, а лишь на еврейке-мамзер, на вновь обращенной в еврейство גיורת‎, на язычнице и рабыне. В первых двух случаях его потомство остается мамзерами; в последних двух — дети становятся язычниками и рабами, но первые могут быть обращены в иудейство, а вторые эмансипированы, и тогда они делаются полноправными евреями. Мамзер может выйти замуж за мамзера же, за новообращенного в еврейство (גר‎), за язычника и раба. Дети же ее и все нисходящее потомство остается навеки мамзерами. Но, по господствующему в Талмуде воззрению, в мессианские времена институт мамзерства исчезнет, и все мамзеры будут уравнены в брачных правах с евреями чистого происхождения (Иерушалми Киддуш., III, 16). Мамзеры получают наследство как после отца и матери, так и после других родственников, на таких же основаниях, как и вполне законные члены семейного и родственного союзов, и даже удвоенной доли первородства не лишаются; по этому поводу в Талмуде никогда не возникало сомнений (Иебам., 22а, Хошен га-Мишпат, 276, § 6, 277, § 10). Право современных культурных народов, даже в либеральнейших законах последнего времени, дает Н. право наследования лишь в ограниченном размере. В религиозной сфере мамзеры являются вполне равноправными членами общества (Шулхан-Арух, Орах Хаиим, 282, § 3, прим.; Иоре Деа, 266, комм. ШаХа к Иоре Деа, 281, § 4). В общественной сфере они могут быть даже судьями в гражданских спорах, но не могут входить в состав судебной коллегии по уголовным делам (Сангедр., 36б; Маймонид, Jad., Hilchot Sanhedr., XI, 11). Тем не менее кличка «мамзер» считалась оскорбительной, и если кто произносил ее несправедливо по чьему-либо адресу, он подвергался за это телесному наказанию (Киддуш., 28а). Однако пятно происхождения могло быть заглажено личными заслугами, и Мишна по этому поводу дает следующее изречение: «Ученый мамзер стоит выше первосвященника-невежды» (Гораиот, III, 8).

Ср.: Иерушалми Киддуш., III, 13, 14, 15, 16; Шулхан-Арух, Эбен га-Эзер, гл. 4; Hamburger, RE., f. В. и Т.

Ф. Дикштейн.‎3.

Незаконнорожденные, или внебрачные дети — дети, происходящие от родителей, не состоящих в законном браке между собою. Безусловно Н. являются дети, рожденные незамужней (хотя и здесь иногда некоторые законодательства допускают изъятия). Дети, рожденные замужней, хотя и не от законного мужа, далеко не всегда могут быть признаны Н. До XIX в. различные законодательства, желая противодействовать внебрачному сожительству, сурово и даже жестоко карали ни в чем неповинных внебрачных детей. Суровое отношение к Н. объясняется еще нежеланием обременять известными обязанностями внебрачного отца (воспрещение отыскания отца — la recherche de la paternité est interdite французского права). В конце XIX в. несколько облегчено положение Н. детей, но еще больших облегчений должно ожидать в будущем. В древне-римском праве (языческого периода) ребенок, рожденный вне брака, не находился ни в какой родственной связи ни с отцом, ни даже с матерью. Постепенно те правоотношения, какие устанавливались между матерью и детьми ее, рожденными в браке, распространены были и на детей, родившихся от конкубината (liberi naturales), и даже на детей, происшедших от случайной связи (spurii, vulgo concepti). В римском праве христианской эпохи, под влиянием крайне враждебного отношения церкви к внебрачному сожительству, был создан целый ряд правоположений для различных категорий Н. Конституцией Гонория и Аркадия отрицается всякая родственная связь между матерью и ее детьми, происшедшими от прелюбодеяния или кровосмешения; Юстиниан отрицает вообще связь между Н. и их матерью, если последняя знатного происхождения и имеет законных детей. Некоторыми привилегиями стали пользоваться в римском праве той же эпохи внебрачные дети, родившиеся от конкубината (право на алименты от отца, ограниченное право наследования ему по закону и право быть им узаконенными). Новые народы (германцы) не видели во внебрачном происхождении ничего позорного; Вильгельм Завоеватель торжественно заявлял о себе: ego Willhelmus, cognomine Bastardus. Но под влиянием католической церкви, признававшей Н. запятнанными, опозоренными и не допускавшей их к священническому сану, к получению степени доктора богословия и т. д., изменился и взгляд на положение Н. Внебрачное происхождение не создавало семейных отношений между внебрачным ребенком и его отцом и матерью («Саксонское зерцало», французские кутюмы), образуя только отношение родства, в виду чего обязанности родителей внебрачного ребенка ограничивались обязанностью доставлять ему насущные алименты. Наиболее суровое отношение к Н. сохранилось до недавнего времени во французском праве. Конвент предоставил внебрачным детям те же наследственные права, что и детям законным; он даже назначил особое вознаграждение незамужним матерям; но в то же время он воспретил отыскание внебрачного отца, допускавшееся прежним правом. Code civil занял враждебную позицию по отношению к внебрачным детям. Разыскание отца им воспрещалось; ограничено было и разыскание матери, не признавшей оффициально ребенка своим. Допущено было признание внебрачного ребенка родителями, но и признанный ими не пользовался наследственными правами, равными с детьми законными. В гражд. кодексе не содержится даже правила о том, что внебрачные дети имеют право требовать алиментов от своих родителей; это их право лишь косвенно выводится из ст. 762 кодекса. Даже признанные внебрачные дети не всегда имеют право на алименты. Согласно ст. 337 кодекса, признание внебрачного ребенка, сделанное во время брака одним из супругов, не может вредить ни другому супругу, ни детям, рожденным от этого брака. Следовательно, если, например, мать, вышедшая замуж не за отца своего ребенка, признает его во время брака, то муж ее может воспротивиться выдаче ему алиментов из общего супружеского имущества. Не без основания об этих постановлениях французского права отзываются так: «Это варварство чистейшей воды!» (Лоран). В 1896 г. несколько расширены наследственные права внебрачных детей, а по закону 1912 г. установлено 5 категорий случаев, когда внебрачное отцовство может быть установлено судом. Случаи эти следующие: 1) похищение или насилие, когда время похищения или насилия приблизительно совпадает с временем зачатия; 2) обольщение, совершенное посредством коварных приемов — злоупотреблением властью, обещанием вступить в брак или обручением, если имеются тому письменные доказательства; 3) наличность письменных заявлений, исходящих от предполагаемого отца и содержащих недвусмысленное признание отцовства; 4) общеизвестное постоянное сожительство предполагаемого отца с матерью в легальный период зачатия, и 5) участие предполагаемого отца в содержании и воспитании ребенка на правах отца. Иск, в этих случаях строго личный, не переходит на наследников истца и не может быть предъявлен к наследникам отца. Иск о признании отцовства не подлежит удовлетворению, если мать в период зачатия отличалась общеизвестным предосудительным поведением или имела половые сношения с другим лицом (exceptio plurium constupratorum). Суд может приговорить недобросовестного истца к заключению в тюрьме от 1 года до 5 лет или к штрафу от 50 до 3000 фр. и запретить ему проживание в определенной местности от 5 до 10 лет. В новейших законодательствах — германском и швейцарском — положение внебрачных детей значительно улучшено. Германское право (§§ 1705—1718 гражд. ул.) не знает квалифицированных внебрачных детей — ни более покровительствуемых (невестиных детей), ни менее покровительствуемых (происшедших ex damnato coitu, от прелюбодеяния или кровосмешения). По отношению к матери и ее родственникам внебрачный ребенок вообще приравнивается к законным детям и получает родовую фамилию матери; с согласия его и матери муж матери через оффициальное заявление может сообщить ему свою фамилию. Однако, матери не предоставляется родительская власть, представлять ребенка она не в праве; она обязана только заботиться о его личности; к несовершеннолетнему внебрачному ребенку должен быть назначен посторонний опекун. Разыскание отца допускается; отец обязан давать содержание, соответствующее общественному положению матери, до достижения ребенком 16 лет (а иногда и дольше). Обязанность давать содержание основана не на деликте отца, а на родственных отношениях. Содержание должно уплачиваться, в виде денежной ренты, за 3 месяца вперед; оно не погашается смертью отца, но наследники его могут рассчитаться с ребенком, выделив ему сумму, равную неотъемлемой доле, которая причиталась бы ему, если бы он был законным ребенком. Предъявление exceptio plurium constupratorum ограничено: сожительство с другим не играет роли, если по обстоятельствам очевидно невозможно допустить, чтобы мать зачала ребенка от этого сожительства, или если отец после рождения ребенка признал его своим в оффициальном документе. Вообще признание не улучшает положения ребенка; никаких наследственных прав после своего отца он не получает. По швейцарскому праву (ст. 302—327) внебрачное родство устанавливается по отношению к матери с момента рождения, по отношению к отцу — посредством добровольного признания или судебного решения. Отец, а за его смертью или недееспособностью дед, может в оффициальном или завещательном акте признать внебрачного ребенка, родившегося не от прелюбодеяния или кровосмешения; заинтересованные лица могут в трехмесячный срок оспорить это признание. Мать внебрачного ребенка в праве, до или после родов, но не позже года со дня рождения ребенка, предъявить к отцу или его наследникам иск о судебном признании отцовства. При развратном образе жизни матери в период зачатия в этом иске должно быть отказано. Иск направлен, между прочим, на доставление ребенку содержания: до достижения им 18 лет содержание подлежит обеспечению и переходит на наследников отца. Если отец не женат и не был женат во время сожительства, то ребенок может быть наделен, по его желанию, правами состояния отца, т.-е. приравнен к законному. Если ребенок остается у матери, то получает ее фамилию и права гражданства; если же отец признает его добровольно или ребенок будет наделен правами состояния отца, он приобретает его фамилию и его права гражданства. Внебрачный ребенок наследует после матери наравне с законными; после отца он наследует только тогда, если признан добровольно или по суду, но, конкурируя с законными детьми, получает лишь ½ их доли. — У нас положение внебрачных детей значительно улучшено законом 1902 г.; до того времени они были запятнаны в законодательстве названием Н., незаконных детей. В наших законах гражданских (ст. 136 т. X, ч. 1 Св. Зак., еще в издании 1900 г.) отрицалось право незаконных детей как именоваться по фамилии отца, так и наследовать по закону после отца и матери. Рассматривая прижитие детей лицами, не состоящими между собою в браке, как преступление, наше законодательство XIX в. давало несколько постановлений о правах таких детей в законах уголовных и в статьях о вознаграждении за вред и убытки, причиненные преступлением или проступком. Карая церковным покаянием противозаконное сожитие неженатого с незамужней, закон постановлял, что, «когда последствием такой порочной жизни было рождение младенца, то отец обязан, сообразно с своим состоянием, обеспечить приличным образом содержание младенца и матери» (ст. 994 Ул. о нак.). Виновный в изнасиловании девицы, в случае рождения ребенка, обязан был доставлять «средства на содержание и воспитание ребенка, доколе он по возрасте не будет в состоянии избрать род жизни». Это суровое игнорирование всех остальных прав «без вины виноватых» давно уже вызывало протесты в нашей юридической и общей литературе, ответом на которые и явился закон 3 июня 1902 г. В настоящее время (ст. 132, 1321—15 и сл.) внебрачные дети по отношению к своей матери пользуются положением законных, поскольку дело касается власти родительской и отношений, из нее вытекающих, но правами наследования они пользуются, наравне с законными детьми (за незначительным изъятием), только в благоприобретенном имуществе матери, не наследуя вовсе после ее родственников. Доказывать отцовство допускается всякими способами, но доказательства материнства ограничены: если в метрической записи мать не поименована, или невозможно представить метрическую запись о рождении внебрачного ребенка, то в доказательство происхождения его от матери принимаются только исходящие от нее самой письменные об этом удостоверения. Внебрачный ребенок, если ему не было присвоено особого отчества при записи в метрику, именуется по отчеству сообразно имени своего восприемника (а лица нехристианского исповедания?); он именуется фамилией, одинаковой с отчеством, но мать, с согласия на то ее отца, если он находится в живых, может сообщить ему свою фамилию. Отец внебрачного ребенка обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению матери, участвовать в содержании нуждающегося в том ребенка до его совершеннолетия, до замужества внебрачной дочери или до того времени, когда внебрачный ребенок будет в состоянии сам себя содержать. Доставляющий средства на содержание внебрачного ребенка отец в праве иметь надзор за содержанием и воспитанием ребенка, а в случае назначения опеки над ним может, по желанию, быть назначен опекуном предпочтительно перед другими лицами. Мать внебрачного ребенка, а равно внебрачные братья и сестры от той же матери и их законные нисходящие пользуются правом наследования после него. Разногласия между отцом и матерью или опекуном внебрачного ребенка относительно содержания его и воспитания разрешаются опекунским установлением. Внебрачные дети христиане могут быть узаконяемы браком их родителей (см. Узаконение); внебрачные дети, как христиане, так и нехристиане, могут быть также усыновляемы (см. Усыновление). Невестины дети приравниваются у нас к законным для лиц евангелическо-лютеранского исповедания; сама невеста в этих случаях может быть объявлена разведенною супругою обрученного (ст. 341, т. XI, ч. I, Св. Зак., Уст. Еванг.-лют. церкви). См. Дети, Недействительный брак.

А. Гойхбарг. ‎

Не следует путать с Легитимностью (политической) . «Незаконный» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Незаконный (значения) .

Семейное право

Семья

Брак и другие
эквивалентные или подобные союзы и статус

Семейный и уголовный кодекс
(или уголовное право)

Легитимность в традиционном западном общем праве — это статус ребенка, рожденного от родителей, состоящих в законном браке друг с другом, и ребенка, зачатого до того, как родители получат законный развод . И наоборот, внебрачность (или внебрачность ) была статусом ребенка, рожденного вне брака, причем такой ребенок был известен как незаконнорожденный , ребенок любви или незаконнорожденный, если такое различие проводилось от других детей. В шотландском праве терминология естественного сына или дочери имеет те же значения. Приставка «Фитц-«, добавляемая к фамилии (например, Фитцрой ), иногда означала, что родители ребенка не состояли в браке на момент рождения.

В зависимости от местного законодательства, законность может повлиять на права ребенка по наследству к предполагаемому отцу «s имущества и права ребенка нести фамилию отца или наследственный титул. Незаконность также имела последствия для права матери и ребенка на поддержку предполагаемого отца.

Важность легитимности значительно снизилась в западных странах с ростом экономической независимости женщин, сексуальной революцией 1960-х и 1970-х годов, падением тоталитарных режимов и уменьшением влияния христианских церквей на семейную жизнь. Рождение вне брака составляет большинство во многих странах Западной Европы и бывших европейских колониях. Во многих культурах западного происхождения стигма, основанная на семейном положении родителей, и использование слова «ублюдок» теперь считаются оскорбительными.

О детях, рожденных вне брака

Вопрос:

Наши имамы часто говорят в проповедях, что в людях, рожденных вне брака, нет благодати (бараката), из них не могут получиться хорошие люди. У меня такой вопрос, я родился без никаха и даже без брака. Как быть в такой ситуации? Имя мусульманское я не получал, хочу взять мусульманское имя отличное от своего.

Ответ:

Действительно существует несколько повествований (хадисов), где говорится с осуждением о внебрачных детях, поскольку рождение таких детей было результатом запретных отношений между мужчиной и женщиной, вследствие этого такой ребенок может не получить должного воспитания и вырасти безнравственным. В таком случае грех будет скорее на родителях (чем на ребенке), что он вырос таким человеком.

В то же время вы должны помнить, что Ислам – религия справедливости, которая не подвергает человека осуждению только за его происхождение или социальный статус. Внебрачные дети могут вырасти прекрасными людьми благодаря своим личным качествам и благочестию, существует множество примеров этому в исламской истории; несмотря на происхождение, такие люди стали уважаемыми людьми и лидерами общины в свое время.Так что кем будет человек – зависит в большей степени от его личных качеств, а не от его происхождения.

Пророк (саллаллахуалейхивасаллям) сказал:

ليس على ولد الزنا من وزر أبيه شيء قال الله عز وجل ولا تزر وازرة وزر أخرى

«Внебрачного ребенка не будут наказывать за грехи его родителей, поскольку Аллах сказал «Никто не понесет грехи другого человека» (МустадракХаким, подлинность подтвердил Захаби, хадис 7053).

В дополнение к этому – вот что сказано в сборнике фетв одним из больших ученых:

«Внебрачный ребенок, который верит в Аллаха и совершает хорошие поступки, войдет в Рай, инша Аллах. В противном случае его будут судить так же, как и других людей (он будет также отвечать за свои дурные поступки). Воздаяние основывается на поступках человека, а не на его происхождении. Единственная причина, по которой к внебрачному ребенку может быть не очень хорошее отношение – что по причине своего рождения он может не получить хорошего воспитания. Но самое главное – что человека будут судить за его действия, и самые благородные в глазах Аллаха – самые богобоязненные».

Из вышеупомянутых текстов видно, что в Исламе нет никакой дискриминации по отношению к вам только за то, что вы родились вне брака. Аллах смотрит на благочестие человека, а не на его происхождение, между вами и другими мусульманами нет никакой разницы, кроме как в хорошем поведении и набожности. Вы можете взять себе любое хорошее мусульманское имя, пусть Аллах поможет вам в этом. Амин.

А Аллах знает лучше. Вассалям.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх