Независимая оценка рисков

Содержание

Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 N 304
(ред. от 29.06.2018)
«Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2009 г. N 304

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ)

УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПУТЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА

В соответствии со статьей 144 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 апреля 2009 г. N 304

ПРАВИЛА

ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ (ПРОДУКЦИИ)

УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПУТЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее — объект защиты) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимых не заинтересованным в результатах таких оценок или проверок экспертом в области оценки пожарного риска (далее — соблюдение противопожарного режима).

2. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее — собственник) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска (далее — экспертная организация).

2(1). Экспертная организация имеет в своем штате эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, для которого экспертная организация является основным местом работы, а проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является одним из основных видов деятельности экспертной организации, предусмотренных ее учредительными документами.

3. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:

а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

4. Независимая оценка пожарного риска включает следующее:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовка перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты.

5. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.

6. В заключении указываются:

а) наименование и адрес экспертной организации;

б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;

в) реквизиты собственника;

г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;

д) фамилия, имя и отчество эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, участвовавшего в проведении независимой оценки пожарного риска, реквизиты выданного этому эксперту (экспертам) квалификационного удостоверения должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска;

е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих Правил;

ж) вывод о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения рекомендации о принятии мер и (или) выполнении требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил.

7. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

Заключение, созданное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя экспертной организации.

8. В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

В случае если заключение создано на бумажном носителе, копия такого заключения направляется по желанию заявителя в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заключения.

В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения.

Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644 Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836, N 41, ст. 4763; 2014, N 34, ст. 4673) (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 304);

Приказ МЧС России от 29.07.2015 N 405 (ред. от 20.05.2016) Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <1>, постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» <2> и от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» <3> приказываю:

Приказ МЧС России от 25.11.2009 N 660 (ред. от 11.04.2016) Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска

В соответствии с пунктом 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» <*>, приказываю:

Приказ МЧС РФ от 22.03.2010 N 122 О внесении изменений в Приказ МЧС России от 01.10.2007 N 517

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836);

Приказ МЧС России от 28.06.2012 N 375 (ред. от 21.04.2014) Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836, N 41, ст. 4763);

Приказ МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 (ред. от 22.03.2010) Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836);

Для чего нужна независимая оценка пожарного риска

Согласно закону №123-Ф3 каждое здание должно оснащаться системой пожарной безопасности, которая отвечает существующим рискам и пожарным нормам для этой категории. Для подтверждения соответствия уровня организации мероприятий предъявляемым требованиям необходимо привлекать экспертов. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности позволяет доказать соответствие условий и принятых мер по обеспечению ПБ существующему законодательству и нормативным актам.

Во время проведения процедуры обследуется объект, анализируются условия и действующие меры по предупреждению возгорания, организации эвакуации и систем первичного пожаротушения. Определяется эффективность каждой стороны системы и сопоставляется с возможными рисками для здоровья и жизни людей. При проведении процедуры составляется документ, подтверждающий ее выполнение. Срок действия заключения варьирует от 1 до 3 лет, что зависит от вида аудита и степени рисков на объекте.

Грамотный расчет пожарного риска помогает правильно подобрать оборудование и средства для предотвращения или тушения пожаров в только что построенных зданиях. В действующих объектах аудит доказывает, что принятые меры являются достаточными и полностью соответствуют существующим рискам, а это поможет избежать затрат на покупку дорогостоящих систем. Пока не истек срок заключения (1-3 года), юридическое лицо освобождено от плановых проверок, поскольку считается, что у него все соблюдено на должном уровне. Штрафы в этот период от пожарных инстанций тоже не налагаются.

Кто имеет право проводить оценку рисков

Постановление Правительства №304 от 7 апреля 2009 г указывает кто имеет право провести независимую оценку пожарного риска объекта. Ни компания-подрядчик, ни сам застройщик и будущий владелец здания не могут выполнять эту процедуру самостоятельно. Подготовить примерные расчеты пожарного риска могут компании устанавливающие противопожарное оборудование, но выдавать заключение они тоже не имеют права. Для этого привлекаются независимые аудиторы, аккредитованные МЧС и имеющие соответствующую лицензию.

Национальный союз организаций по обеспечению пожарной безопасности ведет реестр таких проверяющих, что помогает установить законность и право осуществлять подобную деятельность каждого юридического лица. Цена проверки и подсчетов риска формируется в зависимости от класса пожарной опасности здания, его этажности, планировки, количества персонала и посетителей.

Стоимость формируется и на основании необходимости в дополнительной разработке противопожарных мероприятий, модели расчетного времени для эвакуации, способа построения полей опасных факторов. Если при проверке органом ГПН были выявлены нарушения, то они тоже берутся в расчет при аудите, чтобы оценка была максимально правильной, но это стоит дороже.

Основание для проведения независимой оценки пожарного риска

Нормативными документами, по которым проводится аудит пожарной безопасности, служат «Методики» утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. Выбор методики зависит от особенностей здания, но оба метода соответствуют требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.

Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:

  • Проектирование новых зданий и сооружений.
  • Модернизация существующей системы ПБ с внесением изменений в оборудование.
  • Перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
  • Разработка пожарной декларации.
  • Возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
  • Разработка специфических технических условий для производства.
  • Личная заинтересованность владельца здания в удостоверении, что все находится на должном уровне в плане пожарной безопасности, особенно если в сооружении хранятся большие материальные ценности.

Пожарному аудиту подлежат все типы зданий, в которых люди находятся постоянно или временно. Сюда включаются: театры, банки, офисы компаний и госучреждений, образовательные центры, медицинские заведения, гостиничные комплекты, торговые центры, склады и производственные объекты.

Порядок проведения независимой оценки пожарного риска

Для оказания услуги по независимой оценке пожарного риска нанимается аккредитованный эксперт и заключается договор. В документе прописываются программа выполнения проверки, состав группы задействованных специалистов и другие подробности. В назначенное время выполняются все технические мероприятия, заполняются бумаги и выдается заключение.

Экспертная организация подает копию оценки в структурное подразделение МЧС, отвечающее за надзор в этой территории. Сведения об оценке рисков поступают в отдел не позднее 5 рабочих дней. Оригинал заключения и комплект подтверждающих документов передаются Заказчику.

Сама процедура аудита и выявления соответствия объекта существующим рискам включает в себя следующие действия:

  1. Анализ документации связанной с пожарными рисками в здании (проект, декларация, бумаги на хранящиеся в нем материалы).
  2. Обследование помещений, путей эвакуации, средств пассивной безопасности, состояния коммуникаций для тушения пожара, сложности передвижения во время эвакуации, достаточность запасных выходов и т. д.
  3. Выявления потенциально опасных мест, где может произойти возгорание, и оценка влияния на людей и материальные ценности негативных факторов.
  4. Проведение экспертиз с настоящими испытаниями (в случаях, которые установлены нормативными документами) и осуществления расчетов для выведения точного пожарного риска.
  5. Если организация ПБ на объекте полностью соответствует существующим рискам, то подготавливается заключение о независимой оценке пожарного риска, где описываются выводы экспертов. В случае обнаружения невыполнения мер по ПБ разрабатываются предложения о внесении изменений на объекте для полного соответствия требованиям пожарной безопасности.

Какие сведения вносятся в аудиторское заключение

Заключение выглядит в форме отчета и может содержать до 70 страниц, в зависимости от масштабов здания и количества возможных рисков. Любой образец независимой оценки пожарного риска содержит на титульной странице адрес проверяемого объекта и его название, а также краткое содержание документа на второй странице. В заключении всегда указываются:

  • Название экспертной организации выполняющей аудит. Данные договора, на основании которого была произведена оценка рисков. Суть применяемого метода для аудита и основные расчетные зависимости.
  • Подробное описание объекта, в котором выполнялась проверка на соответствие.
  • Построение расчетной модели (включает чертежи и эскизы зданий и его частей).
  • Данные экспертов и должностных лиц, задействованных в процессе.
  • Перечень выполненных работ и их результаты. Выбор и формулировка сценария возгорания. Расчет времени от начала пожара до полной блокировки путей для эвакуации. Возможные варианты развития пожара и его распространение.
  • Определение вероятности эвакуации и подсчет необходимого для этого времени исходя из количества персонала и посетителей в пиковые часы загрузки здания. Уровни обеспечения безопасности людей.
  • Список используемых нормативных документов и справочной информации. Выводы. Подпись директора аудиторской организации и печати.

Польза от проведения независимой оценки

Кроме личной уверенности в соответствии здания нормам пожарной безопасности и вероятным рискам независимая оценка дает и другую пользу. Согласно Приказу МЧС №644 от 30 ноября 2016 г, если у владельца объекта имеется заключение о пожарном аудите, то органы ГПН не могут проводить в нем плановые проверки без заранее составленного годового плана. Срок освобождения от государственного контроля зависит от категории риска сооружения.

Во время оценки можно задать все интересующие вопросы экспертам и получить подробные консультации по конкретному объекту, что поможет лучше понимать как организовать пожарную безопасность на высоком уровне. Полное соответствие разработанных мер существующим рискам освобождает от вероятных штрафов, которые согласно статье 20.4 КоАП РФ варьируют от 2000 до 30000 рублей, в зависимости от формы юридического лица.

Компания ТРИО оказывает услуги по независимой оценке пожарных рисков в Москве на всех типах объектов. У нас имеются необходимые разрешения от МЧС и сертифицированное оборудование для выполнения этой деятельности. Наш персонал прошел углубленное обучение и способен качественно работать в короткие сроки, чтобы быстро произвести аудит здания и подготовить необходимые документы. Сотрудничество с нами избавит от государственных проверок и штрафов, а также поможет поддерживать пожарную безопасность на высоком уровне.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»

Файлы для скачивания

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272
«О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»

В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

Москва

31 марта 2009 г.

N 272

Приложение

Правила
проведения расчетов по оценке пожарного риска
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при составлении декларации пожарной безопасности.

2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

4. При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.

5. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Методики, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, подлежат опубликованию в печатном издании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.

7. Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;

б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности. Аудит пожарной безопасности. Расчет пожарных рисков

Подробности Категория: Готовые решения Опубликовано: 22.11.2018 01:01 Super User Просмотров: 279

Кому это нужно?

  1. ИП и организациям, кто не хочет плановых проверок на соответствие требованиям пожарной безопасности
  2. Предприятиям, кто хочет сократить расходы на монтаж систем пожарной безопасности;
  3. Предприятиям, кто хочет получить положительное заключение МЧС на вид деятельности: — производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта; — медицинская; — образовательная;
  4. Собственникам, кто хочет получить реальную информацию о состоянии пожарной безопасности на объекте

Для чего это нужно?

  1. Экономия средств. НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
  2. Вы избежите штрафов при проверках. КОАП статьей 20.4. предусмотрен штраф при выявлении нарушений требований пожарной безопасности для юридических лиц в размере 150000-200000 рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – 20000-30000 рублей;

Чем мы поможем:

  • Анализируем пожарную опасность объекта.
  • Проводим оценку риска и оформим Заключение/отчет о независимой оценке риска на объект защиты
  • Снижаем финансовые расходы на монтаж системы пожарной безопасности
  • Будем сопровождать и консультировать Вас при проведении проверке органов ГПН.

Нормативные документы:

  • ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 272 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 304 от 7.04.2009 г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
  • Приказ МЧС РФ № 382 от 30.06.2009 г. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
  • Приказ МЧС РФ № 404 от 10.07.2009 г. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

Пожарный аудит — это оценка соответствия требованиям пожарной безопасности в пределах здания или технического объекта, проводимая третьим лицом, организацией не являющейся собственником либо проектировщиком объекта.

То есть пожарный аудит оценивает — безопасно ли здание с точки зрения риска возникновения пожара, а оценщиком не может являться собственник и его наемные работники, равно — и организация проектировщик тоже не может выступать в качестве аудитора.

Критерии оценки пожарного аудита

Разделение объектов на категории согласно уровню пожарной опасности.

Основные принципы определения опасности зданий, осуществляются в следующих шагах:

  1. Определении возможной силы гипотетического взрыва или пожара.
  2. Учет числа взрывоопасных веществ, и существующей опасности загрязнений пылевого характера.
  3. Учет числа пожароопасных веществ, участвующих в производственных процессах, производимых в здании.
  4. Определение риска условий отрицательного характера, могущих спровоцировать производственную аварию.

Согласно этим категориям устанавливается 6 критериев пожарной опасности (А, Б, В1, В4, Г и Д). А также 3 класса: взрывоопасный, пожароопасный и взрывопожаробезопасный.

  • Критерий А — взрывопожароопасный. Относится к объекту, где располагаются газы, легковоспламеняющиеся жидкости, — температурой вспышки, стимулирующей избыточное давление приводящее ко взрыву, менее 28 градусов. Вещества, воспламеняющиеся и загорающиеся взаимодействуя с кислородом, водой.
  • Критерий Б — взрывопожароопасный. Относится к объекту, где расположены легковоспламеняющиеся жидкости и газообразные вещества, а также пыли, температурой вспышки стимулирующей взрывную волну выше 28 градусов.
  • Критерий В1-В4 — объекты, располагающие горючими и трудногорючими веществами, материалами и пылями. Способные только гореть при взаимодействии с кислородом и водой.
  • Критерий Г — негорючие вещества в горячем состоянии, производственный процесс которых сопутствует с образованием искр, пламени и лучистого тепла. А также сжижение или утилизация в жидкости и топливо горючих газов, твердых веществ.
  • Критерий Д — негорючие вещества в холодном состоянии.

Разделение по критериям опасности происходит на следующих этапах работы зданий:

  1. На этапе проектирования объекта.
  2. На этапе реконструкции объекта.
  3. На этапе эксплуатации объекта.
  4. На этапе изменения технологий, оборудования или назначения производственного объекта.

При этом учитываются такие важные элементы проектировки, как:

  1. Схема проектирования здания.
  2. Вентиляционная система, ее эффективность, размер и охват в схеме проекта.
  3. Проект расположения производственных элементов.
  4. Параметры расположения объектов пожаротушения ручного и автоматического в проекте объекта.

Исследование оценивает — ответственно ли руководство подходит к предписанию пожарной безопасности регламентированному законодательной базой Российской Федерации. Для этого рассматриваются следующие вопросы по организации ПБ:

  1. Рассмотрение и анализ документов, характеризующих пожарную безопасность.
  2. Рассмотрение зданий для установки уровней соответствий требованию пожарной опасности и путей возможного начала и распространения вероятного пожара.
  3. Рассмотрение, анализ, учет и прикладные исследования — при таковом требовании, ввиду специфики зданий.

Существует также классификация помещений, тоже влияющая на уровни риска.

  1. Ф1 — используется для обозначения жилых объектов, выполняющих функцию проживания людей.
  2. Ф2 — используется для обозначения учебных объектов, выполняющих функцию просветительного и культурного целевого направлений.
  3. Ф3 — используется для объектов, специализирующихся на оказании услуг.
  4. Ф4 — используется для обозначения объектов, специализирующихся на учебном и научном направлениях.

Пожарный аудит может проводиться либо пожарным инспектором с государственной стороны, либо как аудиторская проверка частной сторонней организации.

При этом аудиторская проверка имеет ряд плюсов перед посещением государственного инспектора.

  • Во-первых, проверка приезжает согласно договоренности, а пожарный инспектор посещает объект в любое время без предупреждений, что невыгодно для организации — риск ошибок в регулировке противопожарной безопасности выше.
  • Во-вторых, качество работы пожарного аудита выше, поскольку они работают по принципу индивидуального подхода.
  • В-третьих, аудитор не только находит ошибки, но и помогает их устранять, а также не может привлечь организацию к административному наказанию в виде штрафа.

Этапы аудита пожарного риска

Аудит уровня пожарной опасности происходит в несколько шагов.

  • Первым этапом является анализ документации, куда входят: схема автоматического и ручного пожаротушения, схема расположения вентиляционных шахт, схема расположения производственных и прочих технических объектов. А также является ли здание недавно спроектированным, реконструируемым или производилась ли в нем смена производственных параметров.
  • Следующим этапом является анализ пожаро-технических характеристик здания. В этом случае рассматривается критерий и класс пожарной опасности, присвоенные данному объекту защиты. Анализируется — есть ли необходимость в смене критерия. Анализируется опасность возгорания в здании. Проводится осмотр помещений на предмет пожарной опасности, проверка наличия необходимого инвентаря на случай отказа системы автоматического пожаротушения, осматриваются производственные помещения (если таковые имеются), проводится подробный анализ перерабатываемых либо просто присутствующих в здании потенциально возгораемых веществ и проводится тщательный анализ — безопасности объекта. Когда это необходимо, например — аудит объектов, специализирующихся на производстве и работающих с критериями от А до Д. Проводится подробный анализ и экспертиза производства, а также расчеты и испытания для объективной оценки пожарного риска.
  • Заключительный этап — написание документа, оформленного в виде заключения с выводом — о том, что объект признан безопасным и соответствует требованиям взрывопожарной безопасности, прописанной законодательными нормами. Либо вывод о несоответствии объекта взрывопожарной безопасности и необходимости устранения перечня ошибок, допущенных в ходе работы.

Также в заключении пишется ФИО сотрудников, проводящих экспертизу, наименование и реквизиты экспертной организации.

Пожарный аудит — это, в первую очередь, проверка риска пожарной опасности зданий и людей, находящихся там, — об этом необходимо помнить каждому из руководителей строений, пренебрегающему пожарной безопасностью и вспоминающему о ней только перед посещением аудитора. Это в корне неверная политика, учитывая какому риску подвергаются люди, живущие, работающие тли посещающие этот объект.

Предприятиям, подпадающим под категорию повышенной пожарной опасности, обязательно нужно регулярно и тщательно проводить аудит, прислушиваться к требованиям и исправлять пробелы, описанные в заключении инспектора.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх