Нормирование в сфере закупок

Содержание

Нормирование в сфере закупок в общем плане применяется для осуществления функций:

  • государственных органов;
  • органов управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальных органов;
  • бюджетных учреждений;
  • территориальных органов (подразделений);
  • подведомственных казенных учреждений.
  • Это общее правило нормирования в сфере закупок, но поскольку нормирование включает как установление требований к товарам, работам и услугам, так и установление нормативных затрат, для каждой из указанных групп заказчиков применяются свои правила нормирования. Предельные цены на наиболее закупаемые заказчиками товары, работы, услуги — это основная задача системы нормирования в сфере контрактной системы. Также нормированию подлежат требования к количеству и качеству, потребительские свойства и иные характеристики товаров. Например, при описании объекта закупки с учётом положения о нормировании тех или иных товаров, работ, услуг заказчик может описать какие-то показатели надёжности, эргономичности, безопасности.

    Кто должен применять положение о нормировании и какие виды нормирования существуют, смотрите комментарий эксперта Станислава Грузина, ведущего вебинара «Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ»

    В чем заключаются правила нормирования

    Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
    • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.
    • Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.
  • Инструкция по размещению правил нормирования в сфере закупок

    Для размещения правил нормирования в сфере закупок, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Выполните вход в Личный кабинет заказчика, с использованием Электронной Подписи с установленной ролью — Орган устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

    2. Перейдите в раздел «Дополнительно ->; Правила нормирования в сфере закупок» (См. Скриншот № 1)

    3. Нажмите кнопку «Создать проект правил нормирования» и выберите соответствующую функцию в разделе «Правила нормирования в сфере закупок» (См. Скриншот № 2)

    4. Подтвердите размещение проекта правил нормирования для проведения обсуждения в целях общественного контроля (См. Скриншот № 3)

    5. Заполните поля формы проекта правил нормирования для обсуждения (См. Скриншот № 4)

  • Тип правил нормирования — выбирается из справочника. (1)
  • Орган, размещающий правила нормирования — Указывается наименование организации пользователя. (2)
  • Орган, утвердивший правила нормирования — Указывается наименование организации пользователя. (3)
  • Признаки «Утверждено для использования» — устанавливаются в зависимости от наличия подведомственных Казенных или Бюджетных учреждений. Признак ГО, ОУ ГВФ, МО — устанавливается по умолчанию. (4)
  • Реквизиты документа — устанавливается Вид документа; Дата и номер документа устанавливаются после утверждения.* (5)
  • Наименование документа — Устанавливается ПОЛНОЕ наименование с пояснением что это проект (например: Проект распоряжения…, Проект приказа…); В последствии пояснение «Проект» убирается.* (6)
  • Регион, для которого утверждены правила нормирования — устанавливается автоматически. (7)
  • Муниципальные образования, для которых утверждены правила нормирования — устанавливаются конкретные муниципальные образования городского округа, для сельских территорий есть собственные коды ОКТМО, выбираются коды из справочника, должны содержать КОНЕЧНЫЙ КОД ОКТМО. (7)
  • 6. Заполните раздел — Обсуждение в целях общественного контроля, а так же прикрепите файлы: проект правил нормирования и пояснительную записку к проекту правил нормирования (См. Скриншот № 5)

    Данные в форме заполняются следующим образом:

  • Срок проведения обсуждения в целях общественного контроля — со дня публикации проекта, должно быть не менее 7 календарных дней. (1)
  • Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты. (2)
  • ВНИМАНИЕ! Пункт — Решение о рассмотрении на заседании общественного совета, заполняется в момент публикации Протокола решения, принятого общественным советом. (3*)
  • Прикрепляется файл проекта правил нормирования. Проект правил нормирования — включает в себя сам файл проекта приказа или распоряжения, а так же приложения к нему (таблицы) (4)
  • Прикрепляется файл пояснительной записки к проекту правил нормирования. Пояснительная записка к проекту правил нормирования — была предоставлена МКУ «УМЗ», содержание пояснительной записки, должно соответствовать данным, указанным в поле формы «Обсуждение в целях общественного контроля»(5)
  • После заполнения формы и размещения указанных файлов, проект публикуется кнопкой «Разместить». В результате чего проект правил нормирования переходит в стадию обсуждения в целях общественного контроля.

    7. Публикация информации о поступивших предложениях, а так же протокола решения принятого общественным советом (См. Скриншот № 6)

    В случае принятия правил нормирования — в ЕИС размещается сканированный документ Правил нормирования, принятого после обсуждения. (См. Скриншот № 7)

    В случае доработки проекта правил нормирования — прикрепляется файл протокола решения, принятого общественным советом и правила нормирования принятые после обсуждения с учетом замечаний общественного совета.(См. Скриншот № 7)

    Документы о нормировании в сфере закупок

    Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. №1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, включая соответственно территориальные органы и подведомственные учреждения» возможно ли использовать при обосновании нормативных затрат на обеспечение функций федерального казённого учреждения высшего образования Министерства обороны РФ. И есть ли ещё какие-либо документы, на основании которых возможно выбрать и обосновать закупки? Если можно примером покажите форму обоснования плана закупок и как она правильно должна заполняться.

    Да, постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. №1084 можно использовать, но также обращаем внимание, что для Вас Министерство Обороны РФ должно утвердить нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров в форме обязательного и ведомственного перечней в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

    В свою очередь, обращаем внимание, что вышеперечисленные документы обеспечивают исключительно соблюдение требований о нормировании в сфере закупок, которые позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Дополнительно сообщаем, что нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров подлежат размещению в ЕИС (ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ), но краткий анализ раздела ЕИС «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)» показывает, что Министерством обороны РФ такие требования не размещены.

    Например, в ЕИС есть Нормативные затраты МЧС России.

    Поэтому пока вашим Министерством такие нормативные затраты и требования не утверждены, то заказчикам их соблюдать не надо.

    Для обоснования закупок заказчикам следует в первую очередь, руководствоваться целями закупок, изложенными в ст. 13 Закона № 44-ФЗ.

    Так, основанием для обоснования закупок может быть участие казенного учреждения в реализации каких-либо Федеральных целевых программ (.

    Кроме того, основанием для обоснования закупок является обеспечение функций государственных органов, для реализации которых созданы казенные учреждения и которые должны быть реализованы в рамках выполнения своих государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ).

    Напоминаем, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

    Например, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 14.11.2015 № 688 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере национальной обороны, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг государственным учреждением».

    Таким образом, пока нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров в форме обязательного и ведомственного перечней не утверждены и не размещены в ЕИС казенные учреждения могут в качестве обоснования нормативных затрат при планировании закупок использовать нормативные затраты на оказание государственных услуг.

    Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе (Тасалов Ф.А.)

    Дата размещения статьи: 16.04.2016

    С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) , предусматривающие обязательное нормирование в сфере закупок. Необходимость введения института нормирования обусловлена прежде всего декларируемой борьбой государства с закупками роскоши, встречающимися на практике случаями, когда одинаковая продукция приобретается заказчиками по разным ценам. Именно на эти причины чаще всего указывается в научной литературе, посвященной нормированию .

    СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

    См.: Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 1. С. 157; Ударим нормой по излишествам. Становление института нормирования в области закупок // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». 2015. N 1. С. 56 — 57.

    Вместе с тем с момента принятия Закона N 44-ФЗ положения о нормировании изложены уже в третьей редакции, а подзаконные акты, направленные на реализацию нормирования, имеют низкий уровень разработки и противоречат Закону N 44-ФЗ, во исполнение положений которого были приняты.

    Понятие нормирования

    Законодатель определяет нормирование через требования к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельные цены продукции) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

    Определение нормирования противоречит правилам обоснования закупки.

    Так, Закон N 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчиков при формировании плана закупки обосновывать объекты закупки в соответствии с требованиями к продукции и (или) нормативными затратами заказчиков без указания на территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 2 ст. 18) (выделено мной. — Ф.Т.).

    Очевидно, что причиной такой внутренней коллизии норм Закона N 44-ФЗ является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ , в рамках которого к заказчикам при нормировании были отнесены территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, в то время как ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ была оставлена в прежней редакции.

    СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 51.

    Требования к закупаемой заказчиком продукции рассматриваются законодателем как нормативы количества, потребительских свойств (в том числе характеристикам качества) и иных характеристик продукции, позволяющие обеспечить публичные нужды (т.е. обеспечить достижение целей закупок, установленных в ст. 13 Закона N 44-ФЗ. — Ф.Т.), но не приводящие к закупкам продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши (ч. 2 ст. 19).

    В качестве продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства, следует рассматривать товары, работы, услуги, которые закупаются сверх установленных в актах нормирования предельных цен и (или) потребительские свойства которых отличаются от установленных в актах нормирования.

    Используемое в Законе N 44-ФЗ понятие роскоши носит неопределенный характер и может трактоваться по-разному в зависимости от конкретной закупки.

    В связи с отмеченным недостатком законодательства в научной литературе предлагается разработать и принять единый нормативный акт, в котором установить понятие роскоши, критерии и перечни предметов роскоши .

    См.: Тютюнник И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение // Юридический мир. 2014. N 9. С. 23.

    Представляется, что реализация такой рекомендации будет затруднена ввиду обширной товарной номенклатуры, субъективного понимания роскоши, а также принципиально разного уровня бюджетной обеспеченности федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

    Универсальные правила нормирования

    Общие (универсальные) требования к нормированию установлены:

    1) Постановлением Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (вступило в силу с 1 января 2016 г.) ;

    СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3218.

    2) Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (вступило в силу с 1 января 2015 г.) ;

    СЗ РФ. 2014. N 42. Ст. 5753.

    3) Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (вступило в силу с 1 января 2016 г.) .

    СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5141.

    Постановление Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 предусматривает обязательную процедуру предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при органах публичной власти проектов актов, устанавливающих правила определения требований к закупаемой продукции и требования к отдельным видам продукции.

    Однако сложность реализации этого императивного требования заключается в том, что общественные советы при органах публичной власти могут отсутствовать.

    Так, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти могут создаваться по предложению совета Общественной палаты РФ ; наличие общественных советов при органах местного самоуправления также отнесено на усмотрение таких органов, не является обязательным .

    См.: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации».

    См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» (ч. 3 ст. 13).

    Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926, предусматривают общие и обязательные требования к отдельным видам продукции, которые должны предъявляться Правительством РФ, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и местной администрацией, требования к обязательному перечню отдельных видов продукции, который должны утвердить Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ и местные администрации, а также требования к ведомственному перечню на локальном уровне организации-заказчика.

    Так, ведомственный перечень формируется заказчиком с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ и необходимости обеспечения принципа конкуренции.

    На практике это означает, что по общему правилу заказчики не вправе указывать в ведомственном перечне товарные знаки, определять технические характеристики продукции, указывающие на одного производителя.

    Перечень должен предусматривать одну или несколько следующих характеристик продукции:

    а) потребительские свойства (включая качество);

    б) непотребительские свойства;

    в) предельные цены.

    Очевидно, что под потребительскими свойствами следует понимать свойства, проявляющиеся в процессе потребления продукции (надежность, безопасность, соответствие экологическим стандартам и др.). Следовательно, к свойствам, не являющимися потребительскими, можно, в частности, отнести ассортимент (ст. 467 ГК РФ), комплектность (ст. 478 ГК РФ), комплект (ст. 479 ГК РФ), тару, упаковку (ст. 481 ГК РФ) и иные.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 под видом продукции понимаются товары, работы, услуги, соответствующие 6-значному коду позиции по ОКПД. Это означает, что заказчик обязан устанавливать требования к продукции по ее виду, предусмотренному ОКПД, без детализации товарной позиции до категории и подкатегории.

    Приведем следующий пример.

    15.51.11 — Молоко жидкое обработанное (вид).

    Непотребительское свойство: обязательное требование герметичной упаковки и фасованной продукции детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста.

    Потребительское свойство: производство продуктов диетического питания и кисломолочных продуктов (кроме молочных составных продуктов) должно осуществляться без применения пищевых добавок и ароматизаторов, за исключением функционально необходимых компонентов .

    См.: решение Совета ЕЭС от 9 октября 2013 г. N 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».

    В рассмотренном случае заказчик при установлении требований к молоку не указывает требования по такой категории, как, например, «15.51.11.110 — Молоко питьевое с массовой долей жира не более 1,0%», а обязан предусмотреть требования только к виду товара — молоко жидкое обработанное.

    Безусловно, категории товаров, объединенные в ОКПД в один вид, могут принципиальным образом отличаться друг от друга, прежде всего по своим потребительским свойствам.

    В этой связи заказчикам рекомендуется устанавливать требования к виду продукции, в максимальной степени охватывающие категории товаров, которые включены в такой вид.

    Критериями для включения продукции в ведомственный перечень должны являться доля расходов на закупку отдельных товаров, работ, услуг в общем объеме расходов и доля контрактов на закупку отдельных товаров, работ, услуг в общем количестве контрактов.

    Общие требования к определению нормативных затрат вступили в силу 1 января 2015 г.

    Де-факто Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 применяется в обязательном порядке с 1 января 2016 г., поскольку срок вступления в силу правил о нормировании был перенесен законодателем с 1 января 2015 г. на 1 января 2016 г. . Вместе с тем каких-либо изменений в Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 внесено не было.

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Необходимость внесения изменений в общие требования по нормативным затратам вызвана не только техническими причинами. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 не распространяет свое действие на территориальные органы, подведомственные казенные учреждения, что противоречит п. 2 ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

    Федеральные правила нормирования

    С 1 января 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» .

    СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 3116.

    Несмотря на такой срок вступления в силу, еще до 1 января 2016 г. для федеральных заказчиков были разработаны и приняты Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. N 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений» и Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» .

    СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5919.

    СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5142.

    Следовательно, практическое значение Постановления Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479 заключается в том, что нормы указанного акта актуальны для федеральных заказчиков, которые обязаны на локальном уровне разработать и утвердить требования к отдельным видам закупаемой продукции (рекомендовано выполнить до 1 января 2016 г. , не исполнено) и (или) нормативные затраты по продукции (до 1 июня 2016 г.).

    См.: Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (п. 2).

    Порядок разработки и принятия федеральных актов в сфере нормирования можно разделить на два этапа.

    — На первой стадии необходимо разработать проект акта, при этом если разрабатываются акты по нормативным затратам и требования к отдельным видам продукции на уровне организации — федерального заказчика и такой заказчик не является субъектом бюджетного планирования, то заказчик обязан согласовать проект акта с субъектом бюджетного планирования, в ведении которого он находится.

    Исходя из анализа перечня субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне , можно утверждать, что необходимость согласования проекта акта в сфере нормирования возникает у федеральных государственных внебюджетных фондов, которые обязаны согласовать проекты актов с профильным федеральным органом исполнительной власти. Сложность реализации рассматриваемого требования в том, что порядок такого согласования в законодательстве не установлен.

    См.: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период».

    — Второй этап заключается в размещении в единой информационной системе в сфере закупок проектов актов, получении и рассмотрении предложений по проектам актов, которые рассматриваются с учетом минимального семидневного срока на основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». По завершении обсуждения правовые акты, предусматривающие требования к отдельным видам продукции, подлежат рассмотрению на заседаниях общественных советов при федеральных органах государственной власти.

    Акты по нормативным затратам и акты по требованиям к отдельным видам продукции, принятые федеральным заказчиком, подлежат пересмотру не реже одного раза в год в порядке, предусмотренном для принятия указанных актов.

    С точки зрения законодательства обязательное включение в процедуры принятия и изменения федеральных актов в сфере нормирования общественных советов противоречит действующей системе нормативного регулирования, что было отмечено при рассмотрении универсальных требований в сфере нормирования.

    В практическом плане не вызывает сомнений, что правовые акты по требованиям к отдельным видам продукции будут пересматриваться заказчиками чаще, чем один раз в год, ввиду текущей экономической ситуации.

    Федеральные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, обязательный перечень продукции для федеральных заказчиков установлены Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927.

    Обязательный перечень отдельной продукции для федеральных заказчиков сформирован на основании ОКПД, наименования, потребительских и иных свойств и значения свойств в зависимости от должности федеральной государственной службы (см. таблицу).

    Записи созданы 2145

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх