Нормы права из конституции

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах – источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений – предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию – основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний.

4) разнообразие норм конституционного права.

Классификация конституционно-правовых норм

1. По содержанию. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления.

2. По функциям(3 их). Регулятивные регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных. Особенностьспециализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории. Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых.

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции. Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному.

3. По характеру прав и обязанностей. Управомачиваающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. Обязывающие нормыустанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Запрещающиенормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать.

4. По степени определенности предписаний. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или не совершения какого-либо действия, выбора варианта поведения.

5. По роли в механизме правового регулирования. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права. Процессуальныенормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность.

6. По юридической силе. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории.

Особенности норм КП РФ

Основополагающий, базовый характер

Конст-прав. нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права.

Повышенная стабильность – конст-прав. нормы изменить гораздо сложнее, чем нормы иных отраслей права.

они регулируют наиболее широкие и сущностные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности; не все конституционные нормы способны породить правовые отношения в силу большого количества декларативных норм.

Отличительными чертами конституционно-правовых норм являются:

1) комплексный характер, что однако не подменяет других отраслевых норм (напр., деятельность Правительства РФ регулируется и нормами административного права);

2) особое содержание, определяемое спецификой предмета регулирования;

3) системность и согласованный характер конституционно-правовых норм, что выражается в установлении, уяснении, толковании и применении конституционно-правовых норм;

4) основополагающий источник – Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права;

5) наличие большого количества норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-дефиниции); 6) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства); 7) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ)

В начале 90-х годов прошлого столетия, с момента обретения Казахстаном независимости, начался новый этап в развитии нашего государства. «Переход казахстанского общества от тоталитарного представления об обществе и государстве и его взаимоотношениях с личностью к общецивилизационным ценностям, оформление в Казахстане классического, либерального типа гражданского общества, попытка перейти к автономизации личности предполагает выдвижение конституционализма как общенациональной идеи». .

Но конституционализм – это не только идея, направленная на консолидацию сил общества в деле построения правового, демократического, социального государства, где человек, его жизнь, права и свободы есть высшая ценность, но и целый комплекс компонентов, составных частей, предназначенных для воплощения этих положений в жизнь. Конституционализм имеет в качестве своего ядра конституционные нормы. Последние складываются в конституционно-правовые институты. Реализуясь, конституционно-правовые нормы порождают конституционно-правовые отношения.

Многие ученые-конституционалисты дают свою трактовку определения конституционно-правовой нормы. Ащеулов А.Т. предлагает следующее определение: «конституционно-правовые нормы есть общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, регулирующие общественные отношения государства, личности и общества по организации государственной власти и управлению обществом». .

Своеобразное определение конституционно-правовой нормы дается Черняковым А.А. как «предела императивной достаточности, выражающегося в императивном правиле, изложенном в Конституции; как меры свободы, права, обязанности; высшей юридической силы и прямого действия на всей территории Республики Казахстан». .

Конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Они являются частью общей системы права и обладают чертами, общими для всех правовых норм других отраслей права. Как и другие нормы права они исходят от государства, являются общеобязательными правилами поведения, выраженными в правовых актах государства, охраняются и обеспечиваются государством. Однако у норм конституционного права есть особенности, отличающие их от норм других отраслей права:

1) непосредственное назначение. Все правовые нормы имеют в качестве общей цели регулирование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ устройства общества и государства.

2) содержание, то есть та сфера общественных отношений, которую они регулируют.

3) источники – основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в Конституции, то есть, акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе.

4) структурные особенности.

Большинство конституционных норм не имеет традиционной трехэлементной структуры, присущей большинству других правовых норм. В них нет указаний на то, кому именно они адресованы, какие и на кого возлагают права и обязанности, каковы те условия, при которых данные нормы применяются, и какова ответственность за их нарушение. В конституционном праве очень много норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-задачи и др.). Такие нормы имеют обычно одну диспозицию. Иногда норма имеет гипотезу и диспозицию и очень редко имеется санкция. Для удобства изучения и применения нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям на разные виды:

1) по содержанию, то есть, по кругу регулируемых общественных отношений выделяются нормы, закрепляющие: основы конституционного строя РК, основы правового статуса личности в РК, принципы организации и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления.

2) по юридической силе различаются нормы, выраженные в Конституции РК, конституционных законах, законах, нормативных Постановлениях Парламента, Указах Президента, актах Правительства, договорах и Декларациях, актах местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

3) по территории действия различают нормы общереспубликанские и местные. Местные действуют в пределах административно-территориальной единицы и в границах территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

4) по характеру содержащихся в них предписаний различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют права субъектов осуществлять предоставленные им полномочия, очерчивают их рамки. Такой характер носят все нормы, касающиеся полномочий Президента, Парламента, Конституционного Совета и других органов. К управомочивающим нормам относятся и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели. Хотя они и содержат установления, сформированные в самой общей форме, обращены к неопределенному кругу субъектов, но вместе с тем их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, ст. 2 Конституции п. 1 закрепляет, что РК является унитарным государством с президентской формой правления.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов избрать именно тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ст. 38 Конституции гласит, что граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий. Например, ст. 5, п. 1 Конституции гласит, что не допускается создание в государственных органах организаций политических партий.

5) по степени определенности содержащихся в них предписаний различают диспозитивные и императивные нормы.

Императивные нормы – такие, которые устанавливают четкую модель поведения, не допускают свободы усмотрения субъекта, «только так, а не иначе». Например, ст. 62, п. 3 Конституции гласит, что изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Диспозитивные нормы предоставляют субъекту возможность выбрать определенную модель поведения в строго очерченных рамках. Например, ст. 91, п. 1 Конституции закрепляет, что проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента.

6) по форме их выражения, или по их источникам, то есть, по характеру актов, в которых они содержатся. Это – нормы Конституции, конституционных законов и других источников конституционного права.

7) по назначению в механизме правового регулирования принято различать материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы содержат само правило поведения, ими учреждаются основные устои общества и государства, а процессуальные нормы определяют порядок, организацию, процедуру принятия законов. Например, нормы Регламентов Сената и Мажилиса, а также нормы общего Регламента Парламента. .

Черняков А.А. предлагает еще один вид деления конституционно-правовых норм. Нормы конституционного права подразделяются на два вида – конституционные и субконституционные нормы. Конституционные нормы – это те нормы, которые изложены в Конституции; субконституционные нормы – это нормы, изложенные не в конституции, а в иных актах конституционного права. . Кроме этого, Черняков А.А. отмечает, что «в правоведении выделяются и иные виды норм права, например: абстрактные и казуистические, определенные, кумулятивные, поощрительные и многие другие. Однако, все это не виды норм, а их отдельные черты, стороны и свойства. Норма права, заметим, как самостоятельный вид получает свое классификационное наименование в результате обособления ее по внешнему (отраслевому) признаку, за основание которого берутся объекты и методы правового регулирования». . Данная точка зрения представляется верной.

Российский исследователь Лучин В.О. подразделяет конституционные нормы на конкретно-регулятивные и общерегулятивные (дефинитивные). Характерной чертой первых является то, что в них четко сформулировано правило поведения. Дефинитивные нормы устанавливают такое правило поведения, которое не получает достаточно четкого выражения. Эти нормы определяют правовые цели, принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение. Правило поведения в этих нормах выражено в самых общих чертах, эти нормы не формулируют непосредственно юридических прав и обязанностей. . Такое деление представляется правильным. Примером конкретно-регулятивной нормы может быть конституционный запрет в РК на деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств. Примером дефинитивной нормы может быть конституционное положение о том, что единственным источником государственной власти является народ.

Конституционные нормы имеют первостепенное значение в решении проблем прав человека, так как закрепляют широкий перечень прав и свобод человека и гражданина в РК, основы механизма их охраны и защиты, их гарантии.

Конституционно-правовой институт – это совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную взаимосвязанную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Каков критерий деления отрасли конституционного права на институты? Этот критерий – взаимосвязанность, наличие определенных общих черт регулируемых отношений, родовые связи между ними. Конституционно-правовой институт регулирует комплекс взаимосвязанных общественных отношений, проникнутых внутренним единством. Например, институт гражданства РК объединяет нормы, предусматривающие порядок приобретения, прекращения гражданства и др. Конституционно-правовые институты подразделяют на простые и сложные. К первым относятся такие, которые не подразделяются на другие составляющие их институты (например, институт депутатского запроса, институт депутатского обращения). В составе сложных конституционно-правовых институтов объединяются ряд однородных по предмету регулирования институтов. Например, институт основ правового положения граждан РК состоит из института гражданства, института основных прав и свобод граждан, института основных обязанностей граждан РК.

Конституционно-правовые институты разделяются на правоустановительные и правоохранительные. Нормы правоустановительного института наделяют участников общественных отношений правами и обязанностями. Нормы правоохранительного института предназначены для охраны отношений, урегулированных нормами правоустановительного института. Например, институт депутатского отзыва имел целью охрану и обеспечение предписаний норм, которыми устанавливаются обязанности депутатов.

Нормы конституционного права живут и действуют лишь тогда, когда они реализуются. Под реализацией норм конституционного права РК понимается осуществление участниками общественных отношений установленных в них предписаний. В результате реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения – это такие общественные отношения, в которых их участники взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Конституционно-правовые отношения как один из видов правовых отношений обладают чертами, свойственными всем правовым отношениям. Они определяют собой юридическую связь между участниками общественных отношений, характер и пределы которой определены нормами конституционного права, являются волевыми отношениями, ибо зависят от воли и сознания людей, обеспечиваются и охраняются государством.

Вместе с тем им присуща и специфика. Она состоит в следующем:

1) они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2) значение в системе правовых отношений. Юридическое содержание правовых отношений составляют права и обязанности их участников. В конституционно-правовых отношениях они прямо или опосредованно связаны с закреплением основных принципов и устоев общества и государства. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правовых отношений.

3) специфический круг участников (субъекты).

К субъектам относятся:

а) народ Казахстана (выступает в качестве субъекта властеотношений во время референдума);

б) нации и народности Казахстана;

в) государство;

г) административно-территориальные единицы;

д) государственные органы;

е) общественные объединения (партии, движения, различные фонды, комитеты и др.);

ж) должностные лица;

з) депутаты представительных органов;

и) граждане РК;

к) иностранные граждане и лица без гражданства;

л) органы местного самоуправления;

м) избиркомы.

Нормы конституционного права связывают права и обязанности участников конституционно-правовых отношений с определенными объектами действительности. Следовательно, объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления действительности, с которыми нормы конституционного права связывают права, обязанности и поведение участников правовых отношений. Эти объекты делятся на 3 группы:

1) материальные ценности;

2) поведение людей, действия органов государства, органов местного самоуправления, общественных организаций;

3) личные неимущественные блага – честь, достоинство и пр.

Это – общепринятая классификация объектов конституционно-правовых отношений. Но некоторые ученые-государствоведы-конституционалисты (в частности, Основин В.С.) выделяют еще один объект – государственную территорию. . Но в соответствии со ст. 2 Конституции, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, следовательно, не могут возникнуть конституционно-правовые отношения, связанные с изменением территории Республики, передачей части ее территории другому государству.

Многообразие норм конституционного права обусловливает множественность конституционно-правовых отношений. Они классифицируются по разным основаниям на различные виды:

1) по целевому назначению на правоустановительные и правоохранительные. К правоустановительным относятся отношения, целью которых является реализация их участниками прав и обязанностей, установленных правовой нормой.

Правоохранительные правоотношения имеют целью обеспечить исполнение предписания какой-либо нормы конституционного права (правоохранительное отношение по поводу отзыва депутата).

2) по форме различаются конституционно-правовые отношения в собственном смысле слова и правовые состояния. В конституционно-правовых отношениях в собственном смысле слова права и обязанности их участников зафиксированы в правовой норме четко и ясно. В отличие от этого правовое состояние – такая специфическая форма конституционно-правового отношения, при которой права и обязанности участников носят обобщенный характер (например, состояние в гражданстве).

3) по субъектам различаются конституционно-правовые отношения, одной их сторон которых являются вышеперечисленные субъекты.

4) по времени существования различаются срочные и бессрочные конституционно-правовые отношения. По-другому их называют постоянные и временные.

Срочные (временные) – конституционно-правовые отношения действуют в течение определенного срока, они возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Например, отношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются выполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

Действие бессрочных (постоянных) конституционно-правовых отношений не ограничено каким-либо установленным заранее сроком. Например, отношения гражданства. Этот пример показывает, что эти отношения могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина.

5) по содержанию различаются материальные и процессуальные конституционно-правовые отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий.

Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты.

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Примером события может служить смерть депутата, которая влечет прекращение отношений между депутатом и избирателями. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Обычно развитие правоотношения побуждается целой системой, целью юридических фактов. Например, возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует цепь юридических фактов: принятие акта о назначении выборов, об образовании избиркомов, избирательных округов, участков, составление списков избирателей и др. .

Как уже говорилось выше, конституционализм – это сложная система, состоящая их многих компонентов. Кроме компонентов основного, первого звена (конституционно-правовые нормы, конституционно-правовые отношения, конституционно-правовые институты), существуют и другие компоненты конституционализма (конституционализм как система взглядов, как система соответствующих государственных и негосударственных структур). Все эти компоненты в совокупности и каждый в отдельности играют значительную роль в закреплении, расширении, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Список использованной литературы:

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

ффф1

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

К содержанию книги: Конституционное право России

Есть много разных правовых норм и правил. Для того чтобы было проще разбираться в этом довольно большом их количестве и отношениях между ними, надо знать их виды и разбираться в классификации правовых норм их примерах, показательных для конкретных ситуаций.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации насчитывается три вида норм права, примеры приведены ниже.

Запрещающие нормы

Должность Президента не может быть занята одним и тем же лицом более двух сроков подряд (статья 81).

Без согласия частного лица на сбор информации о его личной жизни и поведении запрещен (статья 24).

Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.п. (статья 13).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (статья 6).

Обязывающие нормы

Отдельная группа норм – обязывающие нормы права, примеры:

  1. Каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законом (статья 57).
  2. Каждый гражданин обязан беречь памятники культуры и истории (статья 44).
  3. Обязательно основное общее образование: получение детьми основного общего образования должно обеспечиваться родителями (статья 43).

Управомочивающие нормы

Примеры управомочивающих норм:

  1. Граждане не обязаны свидетельствовать против себя (статья 51).
  2. Граждане имеют право быть избранными и избирать (статья 32).
  3. Каждый гражданин имеет право свободно въезжать в Россию и беспрепятственно выезжать из нее (статья 27).
  4. Каждый гражданин имеет право на тайну своей переписки (ст. 22).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Связь прав и обязанностей

Замечание 2

Одно важное обстоятельство, которое следует учесть: если в законодательстве прописана норма чьей-то обязанности, то одновременно с этим в статье проглядывает чье-то соответствующее право.

Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его. Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность. С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя.

Также следует рассматривать в качестве обязывающей запрещающие нормы. Понятие нормы «запрещается делать что-либо» тождественно понятию «обязан не делать что-либо». Например, запрещено подвергать пыткам людей. Это можно читать, как каждый гражданин обязан не подвергать людей пыткам. Следовательно, люди в нашей стране имеют право не быть подвергнутым пыткам. Пытки – это нарушение прав гражданина и человека.

Обратная логика устанавливается в управомочивающих нормах: если в норме сформулировано чье-либо право, то вместе с этим у другого человека появляется встречная обязанность. Эта обязанность подразумевается в подтексте нормы права. Пример: обвиняемый имеет право свою невиновность не доказывать, следовательно, суд и государство получают обязанность обеспечить гражданину это право, доказать вину и не требовать действий по доказательству невиновности.

Замечание 3

Также, если любой гражданин имеет право быть избранным и избирать в нашей стране, то у государства появляется обязанность это право гражданину обеспечить.

Классификация норм в соответствии с субъектами правотворчества

Данная классификация строится на зависимости от автора той или иной нормы. Роль критерия играют субъекты правотворчества. В том случае если норма исходит от народа, народ считается автором и создателем нормы, в которой заложена его непосредственная воля.

Замечание 4

Традиционно такие разновидности норм называются референдумными, так как принимаются на всенародных голосованиях и референдумах. Практически все конституционные нормы в России являются референдумными, так как Конституция принималась посредством всенародного голосования.

Федеральное Собрание страны является законодателем и может быть автором и создателем нормы. Нормы, которые содержатся в законах, принятых Собранием, относятся к группе законодательных.

Существует также особый тип подзаконных норм, которые исходят от исполнительной ветви власти (для России – ведомства, министерства, Правительство).

В некоторых странах, преимущественно принадлежащих англосаксонской правовой семье (США, Великобритания и т. д.) допускается формирование особых образцов норм судьями, судебной властью. Такие нормы носят название юридических норм судебных прецедентов.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Правовые нормы — это первичные ячейки права, в которых заложены самостоятельные программы воздействия на регулируемые ими отношения и их участников. Это общеобязательные правила поведения, исполнение которых гарантируется силой государственного принуждения.

Конституционные нормы закрепляются в Конституции Российской Федерации и действуют на всей территории страны. В них фиксируются неотъемлемые и неотчуждаемые естественные права и свободы человека, принадлежащие человеку с рождения или же возникающие в связи с иными обстоятельствами. Подобные права направлены на удовлетворение интересов человека в самых разных сферах жизни.

Регулирование конституционных отношений происходит при помощи нормам конституционного права. Конституционно-правовые нормы закрепляются в таких источниках как Конституция страны, а также федеральные конституционные законы и иные нормативные акты.

Определение 1

Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, которое устанавливает государство, в нем выражаются общие и индивидуальные интересы человека. Таким нормам присущи общие признаки всех правовых норм. Предмет их регулирования определен предметом конституционного права — общими положениями государственного устройства и общими правами человека и гражданина.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нормы конституционного права 470 руб.
  • Реферат Нормы конституционного права 240 руб.
  • Контрольная работа Нормы конституционного права 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности конституционных норм

Конституционные нормы занимают собственное место в системе норм права каждой страны. Как правило, никакие другие нормы не могут вступать в противоречие с нормами конституционного права. Специальный уполномоченный орган Конституционный суд вправе по жалобам граждан давать толкование применения тех или иных норм различных отраслей права по вопросу их соответствия Конституции страны. Конституционные нормы отличаются от норм иных отраслей права по:

  • содержанию, источникам и характеру регуляции. В конституционном праве очень много норм общерегулятивного, а не конкретного характера. Это нормы учредительные (принципы); обеспечительные (гарантии); декларативные (объявления).
  • особому механизму реализации, который связан с отношениями общего характера или правового статуса.
  • особенности субъектов отношений — к ним могут относится народ, государство, нация и народность, органы высшей государственной власти.
  • структуре — конституционные нормы, как правило, содержат гипотезу и диспозицию. Санкция в подобных нормах почти не встречается.

Классификация конституционных норм

Как и другие нормы права, конституционные нормы имеют свою систему, понимаемую как совокупность норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. В то же время внутри системы подобные нормы могут классифицироваться по:

  • объекту регулирования — то есть устанавливать правовой статус личности, закреплять федеративное устройство страны, регулировать порядок образования и функционирования государственных органов власти и местного самоуправления, регулировать законодательный процесс, в том числе порядок внесения изменений в Конституцию.
  • юридической силе — она зависит от правового акта, закрепляющему ту или иную норму. Это может быть Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон, другие федеральные законы, подзаконные акты (постановления Президента или Правительства) и т.д;
  • территории функционирования — конституционные нормы могут действовать на всей территории государства, на территории конкретного субъекта или только в одном муниципальном образовании в зависимости от того, в каком из источников они закреплены.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх